Анна варга статьи

Анна варга статьи

Анна Варга «Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»

Анна Варга «Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»

Юлия Фуколова
старший редактор «Harvard Business Review — Россия»

Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.

Какие проблемы волнуют современных родителей?

Проблемы разные, но суть одна — потеря контакта с ребенком, отсутствие взаимопонимания и сложности с контролем. Так было во все времена, но сейчас, может быть, это ощущается острее, потому что родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам. Дети уже полностью в компьютерном мире, а родители еще иногда грешат книгами.

Что же делать? Заставлять детей читать?

Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно, только приведет к ссорам. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале. Поменялась сенсорная модальность — дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети уже ­принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, — читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги.

Что вы понимаете под коммуникативной культурой?

Когда же появилось детство в современном понимании?

Концепция взрослости и детства появилась благодаря изобретению книгопечатного станка. Грамоте человек должен сначала научиться, и этот информационный разрыв разделил людей на тех, кто мог получать информацию из книг, и тех, кто не умел этого делать. Ребенка уже не воспринимали как маленького взрослого, его стали воспитывать специальным образом. Чтобы стать взрослым, ребенок должен был приложить усилия, а ответственность за выращивание и воспитание детей лежала на родителях. В обществе сложились определенные представления, что такое хороший ребенок, хороший родитель, чему надо учить ребенка, за что его можно бить, за что награждать. Почитайте, например, роман Фрэнсис Бёрнет «Маленький лорд Фаунтлерой», там про это много написано. Так продолжалось более 300 лет.

А что происходит с детством сейчас, в информационную эпоху?

Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр. Зрительному восприятию не нужно учиться, соответственно, детство вновь исчезает, как и взрослость. Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить. Объем знаний настолько вырос, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту.

Видимо, поэтому родители школьников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — дети не способны сосредоточиться, не могут, как раньше, усваивать информацию большими кусками.

Это не совсем так. Просто школа не дает информацию в том виде, в каком ее может усвоить ребенок.

То есть это проблема не конкретного ребенка, а школы?

Конечно. Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания — это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего.

Тем не менее многие родители требуют успеваемости, а дети в результате теряют всякий интерес к учебе.

Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать — он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.

Значит, надо отнимать у детей гаджеты?

Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и вы ничего не сможете с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребенок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации. Каждый день из семьи он выходит в какой-то другой мир, инобытие, поэтому родителям придется ему помогать. Школа, кстати, прекрасно понимает, что не справляется, поэтому дает задания не столько для ребенка, сколько для его родителей.

Домашние задания — отдельная тема. Даже взрослые не всегда способны в них разобраться. Это нормально?

Дело не в заданиях, а в том, что школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться.

Правильно — это как?

Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание.

Выходит, надо забыть о хороших оценках в школе?

Если родители будут бороться с ребенком дома, учителя — в школе, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10—20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно.

Что еще отличает современных детей и подростков от их родителей в том же возрасте?

У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично.

Дети сейчас почти не гуляют, дворы пустые. Откуда взяться личному общению?

Взрослым мир кажется очень опасным, но это не значит, что он реально опасен. Вне школы современные дети общаются лично разве что летом, когда их берут в поездки или отправляют в лагеря. Или если они занимаются командными видами спорта. Но им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться. То, что вы не понимаете своего ребенка, — нормально. Он будет лучше понимать своих детей.

Интернет тоже бывает опасен.

Раньше родители переживали, что ребенок до ночи пропадает на улице, связался с плохой компанией. Сейчас психологическим аналогом стал интернет. Конечно, должен быть родительский контроль, какие-то ограничения. Можно поставить фильтры, договориться с провайдером, чтобы в ночное время не было интернета.

Проблемы возникают и в онлайн-общении. Помните историю мальчика Степы? Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых «полайкать» его страничку и картинки динозавров. И Степа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно?

Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы ее ребенку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребенка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребенком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.

В соцсетях дети нередко используют мат. Что с этим делать?

Родители и учителя от этого в ужасе, я и по своим внукам знаю. Но запретами ничего не добьешься. В юном возрасте многие употребляли обсценную лексику, но между собой. А теперь дети общаются в соцсетях, и родители могут все это прочитать. Подростки пытаются поднять свою популярность, и обязательно находится кто-то, кто начинает использовать мат. Как к этому относиться? Спокойно. Вообще, общение в интернете довольно жесткое, потому что оно во многом анонимное.

Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?

Если вы видите, что ребенок не расстается с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребенок не выходит из комнаты, ­входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — ничего страшного, это теперь нормально.

Вряд ли родители смирятся с тотальным увлечением ребенка компьютером.

Могу им только посочувствовать — у них будет трудный родительский путь. Знаете, есть выражение «родители — это люди, которые дают мне карманные деньги». Так вот, родитель — это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребенок этого не найдет. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнем учить, упрекать, орать и наказывать.

Чему еще должны научиться родители «цифровых» детей?

Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Подкорковые зоны мозга развиваются медленнее, чем кора, поэтому эмоциональное функционирование ребенка, как и взрослого, не меняется — мы чувствуем так же, как и первобытные люди. Ребенку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг с друга. Так создается эмоциональная опора, которая важна для ребенка.

А что вы думаете о наказаниях —стоит ли их применять?

К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких.

Дети из обеспеченных семей сегодня имеют все, что пожелают. Как в этих условиях мотивировать ребенка на достижения?

Это сложный вопрос. У меня есть клиенты, которые выросли в бедных семьях и стали богатыми, они хотят, чтобы их дети тоже имели мотивацию и страсть к успеху. А детям, естественно, ничего этого не нужно. Чтобы был интерес, надо создавать так называемый развивающий дискомфорт.

Нельзя исполнять желания ребенка по первому требованию — потребности должны сформироваться. Не стоит лишать ребенка гаджетов, потому что он существует в цифровом мире, но заваливать его всем остальным необязательно. Начиная с определенного возраста, ребенок может сам зарабатывать. И надо давать ему такую возможность, иногда даже требовать. В обществе, где деньги давно заработаны, так и поступают. Не важно, богатые у тебя родители или бедные, на каникулах все идут подрабатывать.

Неужели обеспеченные российские родители готовы на это?

Да. Мы детально обсуждаем программу, где и как заработать ребенку. Хочет получить последнюю версию телефона — пусть потрудится. Некоторые дети работают в компаниях своих родителей, у родственников и знакомых, иногда выполняют домашнюю работу. Даже маленький ребенок может помочь бабушке, загрузить и разгрузить посудомойку, сделать бутерброды маме с папой. Ребенок должен усвоить идею обмена — я от вас получаю, если, в свою очередь, тоже даю вам что-то.

А как научить ребенка ставить цели и достигать их, если его ничего особо не интересует?

Цели возникают, если есть потребность в чем-то. Нужен дефицит. Дети сейчас поздно взрослеют, потому что у нас теперь нет детства и нет взрослости. Если бы не армия, которая многих дико пугает, то стоило бы оставить своего ребенка в покое. Если он не знает, чем заняться по окончании школы, — пусть поработает, потом поймет. И надо еще в школе пробовать разные возможности. Не сложилось с футболом — бросай, иди на робототехнику. Не понравилось — ищем дальше. Смотрите, куда ходят друзья вашего ребенка. Мальчики обычно редко чего-то хотят, а с девочками проще — по крайней мере, им хочется быть вместе с по­дружками. И еще многое зависит от педагога или тренера.

Представителей поколения Z намного больше, чем их предшественников, «игреков». Видимо, их ждет более жесткая конкуренция за место под солнцем, придется толкаться локтями?

Это так. Другое дело, что новые коммуникативные технологии смягчают ситуацию. Такого количества людей с высшим образованием, зарабатывающих головой, обществу не нужно. Но в интернете они все равны, у всех есть возможности делать здесь бизнес и зарабатывать.

Сегодня родители сражаются за лучшие школы и вузы. Разве кто-то из них смирится с тем, что ребенок останется без высшего образования?

Это не дело родителей, они — уходящие поколения. Или, как говорит один мой коллега, «это все навоз». Надо ориентироваться на детей, а не на родителей. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное — найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.

Источник:
Анна Варга «Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»
Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно Юлия Фуколова. старший редактор Harvard Business Review Россия . . Представителям поколения Z пока не больше 1 …
http://www.b17.ru/blog/52031/

Анна варга статьи

Комментарии 3

Мне нравится 0

«Зaмyж — нe нaпacть, кaк бы зaмyжeм нe пpoпacть», гoвopит нapoднaя мyдpocть. Пoчeмy в ceмeйнoй жизни вce тaк чacтo бывaeт cлoжнo? Пoчeмy в ceмьe вoзникaют пpoблeмы? И ecть ли, в кoнцe кoнцoв, cпocoбы cдeлaть cвoю ceмeйнyю жизнь cчacтливoй? Эти вoпpocы мы зaдaли зaмeчaтeльнoмy ceмeйнoмy пcихoтepaпeвтy Aннe Якoвлeвнe Bapгe.

Aннa Якoвлeвнa Bapгa — пcихoтepaпeвт, кaндидaт пcихoлoгичecких нayк, Члeн Meждyнapoднoй accoциaции ceмeйнoй тepaпии (International Family Therapy Association), Члeн Евpoпeйcкoй accoциaции пcихoтepaпeвтoв (European Association of Psychotherapists), Пpeдceдaтeль пpaвлeния Oбщecтвa ceмeйных кoнcyльтaнтoв и пcихoтepaпeвтoв , Зaвeдyющaя Кaфeдpoй cиcтeмнoй ceмeйнoй пcихoтepaпии ИППиП:

Пoчeмy люди coздaют ceмьи? Пoчeмy для чeлoвeкa cтoль нeoбхoдимo и ecтecтвeннo жить c кeм-тo и дeлить c ним cвoю cyдьбy?

Гoвopят, чтo выбop cyпpyгa чacтo бывaeт oчeнь лoгичным. B чeм cocтoит этa лoгикa?

Еcли ecть лoгикa, тo знaчит — нeт любви?

Aннa Bapгa: Heт, нe знaчит. Пpocтo этo дpyгaя плocкocть жизни. Любoвь — этo oпpeдeлeннaя cпocoбнocть чeлoвeкa дaвaть, в шиpoкoм cмыcлe cлoвa, зaбoтитьcя, иcпытывaть нeжныe тeплыe чyвcтвa и вocхищaтьcя. Любoвь нecпeцифичecкoe чyвcтвo, мoжeт быть нaпpaвлeнa нa мнoгих — нa дeтeй, нa дpyзeй, нa poдитeлeй, нa cyпpyгoв и т.п. Кoгдa вoзникaют oтнoшeния, пcихoлoгичecкиe пoтpeбнocти нaчинaют peaлизoвывaтьcя. Людям cтaнoвитcя хopoшo дpyг c дpyгoм, глaз paдyeтcя, тeлo нacлaждaeтcя, тpeвoгa yхoдит, дoвepиe pacтeт — тoгдa чeлoвeк мoжeт нaпpaвить в этy cтopoнy cвoю cпocoбнocть любить. Boт вaм и любoвь.

Пoчeмy вдpyг ceмeйнaя жизнь дaeт тpeщинy?

Aннa Bapгa: Hикoгдa нe вдpyг. Тpeщинa вoзникaeт пocтeпeннo. Haкaпливaютcя oтpицaтeльныe чyвcтвa: злocть, oбидa, cтpaдaниe. Oни бывaют в кaждых близких oтнoшeниях. Oни мoгyт paзpyшaть ceмeйнyю жизнь, ecли cyпpyгaм нe yдaeтcя пpo эти чyвcтвa, иcтopию их пoявлeния и т.п. пooбщaтьcя, и пpинять тaкиe peшeния, кoтopыe пoзвoлят yмeньшить пoвoды и пpичины. Здecь ecть oпpeдeлeнныe гpaдaции: дoпycтим, oдин из пapы oбижaeтcя и cepдитcя, нo cкpывaeт этo. Тpeщины нe минoвaть, пoтoмy чтo, кaк извecтнo, тpaвмa нaчинaeтcя c мoлчaния. Oн бyдeт тpaвмиpoвaн, пpи этoм пepвым дeлoм пocтpaдaют ceкcyaльныe oтнoшeния, пoтoмy чтo oни oчeнь чyткo нa вce peaгиpyют. Слeдoм пopтятcя oтнoшeния вooбщe.

Boзмoжный шaг к кoнcтpyктивy: чeлoвeк paccкaзывaeт пpo cвoи oтpицaтeльныe эмoции. Дoпycтим, oн oчeнь пpocвeтлeнный, paccкaзывaeт бeз yпpeкa, двepями нe хлoпaeт, нe cкaндaлит. Пpoиcхoдит тaкoй нopмaльный, вдyмчивый paзгoвop. B хoдe этoгo paзгoвopa, тoт, ктo cтpaдaл, пoлyчaeт yтeшeниe, пoнимaниe, yбeждaeтcя, чтo нe былo никaкoй злoнaмepeннocти. Bce, нe бyдeт никaкoй тpeщины.

Бывaeт и тaк, чтo люди вce oбcyдили, пopeшaли, нo cтoлкнyлиcь c нepaзpeшимым пpoтивopeчиeм:

— Я тeбя peвнyю к твoeмy peбeнкy, нe хoчy, чтoбы ты cтoлькo вpeмeни и cил oтдaвaл eмy.

-Bce пoнимaю, нo нe cмoгy дeлaть тaк, кaк ты хoчeшь.

Здecь тpeщинa нeoбязaтeльнa. B бpaкe пoлнo нepaзpeшимых пpoтивopeчий. Глaвнoe — их видeть, фикcиpoвaть и жить дaльшe. Хopoшo paбoтaeт cиcтeмa кoмпeнcaций. «Ты мнoгo вpeмeни yдeляeшь дeтям, я oт этoгo cтpaдaю, нo мнe бyдeт лeгчe, ecли :

a) oдин вeчep в нeдeлю мы бyдeм хoдить в pecтopaн; б) пapoчкa дoпoлнитeльных иcкpoмeтных ceкcyaльных aктoв и т.п». Oчeнь вaжнo, кoгдa тoт, ктo oбижaeтcя и cтpaдaeт, бepeт нa ceбя oтвeтcтвeннocть пoнять, чтo eгo пapтнep мoжeт cдeлaть, чтoбы oблeгчить cтpaдaниe. Еcли пoзиция дpyгaя: ты мeня oбидeл, ты и дaвaй cтapaйcя, иcкyпaй и зaглaживaй — тo тpeщинa бyдeт.

Пoчeмy нeкoтopым yдaeтcя быть cчacтливыми в бpaкe, a нeкoтopым нeт. Этo вoпpoc вeзeния?

Aннa Bapгa: Heт, этo нe вoпpoc вeзeния. Этo вoпpoc cyбъeктивнoй oцeнки. Люди мoгyт cчитaть ceбя cчacтливыми в бpaкe, пpитoм, чтo нa пocтopoнний взгляд

их жизнь мoжeт выглядeть нeбeзoблaчнoй. Кpитepии yдaчнoгo бpaкa paзныe.

Еcть нeпpeлoжный кpитepий: людям хopoшo дpyг c дpyгoм, ecли:

им нpaвитcя пpoвoдить вpeмя вмecтe бoльшe, чeм пopoзнь, oни чacтo oднoвpeмeннo иcпытывaют yдoвoльcтвиe в caмoм шиpoкoм cмыcлe cлoвa, oни мнoгo знaют дpyг o дpyгe и нe жaлeют oб этoм, им нpaвитcя пpeдcтaвлять ceбя кaк пapy в oбщecтвe.

Этo cocтoяниe oтнoшeний дocтигaeтcя paзными пyтями, нo и здecь ecть yнивepcaльнoe — хopoшиe пapы бeз cтpaхa и coмнeний paзгoвapивaют дpyг c дpyгoм o caмoм кoнфликтнoм. Oни нe жaлeют нa этo вpeмя и дoбивaютcя кoмпpoмиccoв, cкoлькo бы cил этo нe пoтpeбoвaлo бы. Oни oткpыты и иcкpeнни дpyг c дpyгoм и знaют, чтo их пapтнep cпpaвитcя c любoй инфopмaциeй бeз yщepбa для oтнoшeний, зa иcключeниeм тoй инфopмaции, кoтopaя пoдpaзyмeвaeт paзpyшeниe бpaчнoгo кoнтpaктa.

Haпpимep, ecли в пcихoлoгичecкий бpaчный кoнтpaкт вхoдит пyнкт o cyпpyжecкoй вepнocти, тo инфopмaция oб измeнe мoжeт быть oпacнoй для oтнoшeний.

Кaкoвы caмыe pacпpocтpaнeнныe пpoблeмы в бpaкe?

Aннa Bapгa: Bce, кoтopыe вoзникaют пpи пepeхoдe c oднoй cтaдии cтaдии жизнeннoгo циклa ceмьи нa дpyгoй жизнeннoгo циклa ceмьи нa дpyгoй.

Moжнo ли чтo-тo зapaнee пpeдпpинять, чтoбы нe дoпycтить этих пpoблeм?

Aннa Bapгa: Heт, нeльзя. Эти пpoблeмы нopмaльны для бpaкa, кaк вeтpянкa для

Стoит ли идти к пcихoлoгy, ecли y ceмьи пpoблeмы?

Aннa Bapгa: Кoнeчнo, и cpaзy. Тoгдa ocпинoк нe ocтaнeтcя, тoлькo глaдкaя кoжицa.

Источник:
Анна варга статьи
«Замуж — не напасть, как бы замужем не пропасть», говорит народная мудрость. Почему в семейной жизни…
http://psynavigator.ru/publikacii/semya.-zhit-vmeste-nelzya-razojtis

Анна варга статьи

Я считаю, чтобы начать разбираться в психологии, сначала нужно разобраться в эволюционной антропологии. Начать с книг Джареда Даймонда «Третий шимпанзе: Эволюция и перспективы человеческого животного» или «Почему нам так нравится секс». Прекрасный автор Франс да Вааль. Чтобы разбираться в психологии, нужно знать и нейропсихологию. Для этого можно почитать Вилейанура Рамачандрана «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми».

А дальше уже можно читать книги по психотерапии, но она не ляжет без базы, без фундамента. Когда нет базы, открываются ворота для всякой псевдопсихологической профанации, которую мы теперь видим на каждом шагу. Я бы посоветовала Ирвина Ялома — это качественные и честные книжки, и мне вполне понятен профессиональный путь этого человека. Неплохо было бы изучить классиков, если вы готовы «продираться» через Юнга. А вот Фрейд писал очень легко и интересно.

Можно взять Пола Вацлавика и его «Как стать несчастным без посторонней помощи». Я бы порекомендовала книги Вирджинии Сатир, она была семейным психотерапевтом с огромным опытом.

Это сложный вопрос. Стоит понимать: вы можете возмущаться, кидаться на этих людей с кулаками, публично осуждать их, но потом вы уйдете, а дети там останутся. И после вашего поступка им может стать только хуже, потому что родители или тот, кто совершает психологическое насилие, на них будет отыгрываться.

Все просто. Реальные родители – это реальные люди. Внутренние родители – это те образы, интроекты, которые человек у себя в голове сконструировал, оформил и только с ними готов вступать в коммуникацию.. Естественно, внутренний родитель не может быть похож на реального родителя. Это все равно, что спросить, почему фотография картошки отличается от реальной картошки. Возможно , речь идет о понятии «внутренний родитель» которое развивается в транзактном анализе. В таком случае, лучше это обсуждать с транзактным аналитиком.

Я Я профессионал в системной семейной психотерапии, работаю с реальными людьми и их реальными родителями. Желательно вообще работать с семьей в полном составе. Для идеологии системной семейной психотерапии работа с реальностью абсолютно приоритетна. И даже если человек с родителями 25 лет в ссоре, все равно мы мотивируем его простраивать реальные отношения с реальными родителями. Мне кажется, когда фантазии равны реальности – это первый признак психического нездоровья. Как, например, высокая температура говорит о том, что вы нездоровы.

Семьи стали очень многообразным. И это многообразие с одинаковой вероятностью может быть здоровым и функциональным, а может быть и дисфункциональным. Например, появилось такое понятие как «белый брак», когда люди решают, что у них не будет секса друг с другом. Это плохо или хорошо? Или открытый брак, когда у супругов открыто могут быть отношения с другими людьми. Это хорошо или плохо? А еще есть осознанно бездетный брак. Еще есть семьи, где оба родителя работают, а всё остальное, включая детей, находится на аутсорсе. Появились бинуклиарные семьи, когда после развода люди продолжают вместе воспитывать ребенка, новые партнеры находятся в дружественном контакте со старыми. Если людям хорошо вместе, в любом варианте жизнеустройства, ни один не идет на невыносимые внутренние компромиссы ради совместности- то сегодня это считается функциональной семьей.

Когда родители «обслуживают» ребенка, не ставят ему границ, подчиняют жизнь семьи детским потребностям, они лишаются такой важной функции, как предоставление надежности и защиты ребенку. Если взрослые не главные в семье, то они и не защитники и не опора для ребенка. Когда начинаешь работать с такой семьёй, понимаешь, что они, выстроив такую перевернутую иерархию, не являются помощниками своему ребёнку, и вообще терапевтический потенциал такой семьи очень низкий. Это очень серьезный вызов для современной семейной терапии.

Источник:
Анна варга статьи
Семейный психотерапевт Анна Варга отвечает на вопросы TheQuestion
http://thequestion.ru/interview/7/anna-varga

Варга Анна

Автор 54 научных и научно-популярных статей и двух монографий.

Состоит в ЕАР (Европейская Психотерапевтическая Ассоциация), IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), ОСКИП (Общество семейных психотерапевтов и консультантов).

Награждена Американской Ассоциацией семейных психотерапевтов и обществом AVANTA за развитие теории В. Сатир в России.

Книга посвящена крайне актуальной теме — психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе — семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В то же время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все так же испытывают дискомфорт от одиночества.

Авторы — сотрудники кафедры системной семейной психотерапии Института практической психологии и психоанализа, имеют большой опыт работы с проблемными парами. Описаны современные подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психологической помощи супружеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, изменения семейного климата в семье после рождения детей.

Все разделы книги написаны живым, доступным языком, проиллюстрированы примерами, что делает ее интересной не только для практических психологов, но и для всех, кого волнуют проблемы современной семьи.

Семья рассматривается здесь как социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Такой подход обеспечивает в процессе психотерапии опору на семейную систему как на единицу воздействия.

Книга написана доступным языком и будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся проблемами психологии и психотерапии.

Книга включает статьи известного американского психиатра и психотерапевта Мюррея Боуэна (1913-1990), а также его ближайших учеников и последователей и дает представление о созданной им теории семейных систем.

Кроме общих аспектов теории семейных систем, в книге освещаются такие темы, как супружеский конфликт, детская психопатология, эмоциональные разрывы, и более специальные вопросы (инцест, смерть значимого члена семьи и др.).

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Источник:
Варга Анна
Автор 54 научных и научно-популярных статей и двух монографий. Состоит в ЕАР (Европейская Психотерапевтическая Ассоциация), IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), ОСКИП
http://www.koob.ru/varga/

Варга Анна Яковлевна

Психотерапевт семейных отношений Анна Варга является автором свыше 60 научных публикаций, 2 монографий, периодически размышляет на тему «отцы и дети» в журналах и на психологических сайтах. Имеет богатый преподавательский опыт. Главным профессиональным достижением считает разработанную программу обучения системных психотерапевтов.

Родилась в Москве, в семье научных работников. В столице же и получила начальное образование.

Затем окончила факультет психологии МГУ в 1978 году. После, на базе того же факультета, стала вести приемы в первой на территории СССР психологической консультации, оказывая помощь родителям, испытывающим сложности в воспитании детей. В течение последующих нескольких лет вела преподавательскую деятельность в МПГУ им. В.И. Ленина – доцент факультета психологии и педагогики.

В конце 80-х оставляет преподавательскую карьеру и делает упор на семейных консультациях. Много труда Анна Яковлевна вложила в развитие и внедрение новых методов семейной психотерапии. Как результат – основала Общество консультантов-психотерапевтов семейных взаимоотношений.

С 1990 по 2014 годы заведует кафедрой системной семейной психотерапии при НОУЧ ИППИП – частном институте повышения квалификации психологов. С 2014г. по настоящий момент ведет деятельность в Высшей школе экономики НИУ.

Кажется, жизнь Анны Яковлевны целиком и полностью состоит из научных трудов, диссертаций, лекций и докладов. Однако, находится место и для семьи, которая имеет огромную ценность и значение. Долгие прогулки по незнакомым городам, общение с интересными людьми, просмотры фильмов и чтение книг – то, что вдохновляет на продуктивную профессиональную деятельность. «Мечта – быть активной лет до ста», — отличный настрой человека, так много сделавшего для развития психологии семейных отношений, а значит – впереди новые статьи, книги и сотни семей, которым они помогут сохранить или наладить взаимопонимание.

  • Анна Яковлевна Варга издала две монографии: «Системная психотерапия супружеских пар», — книга об актуальных проблемах в семьях, их решении и профилактике. Написана понятным языком, что позволяет усвоить материал не только профессионалам в области психологии, но и тем, кого волнуют проблемы современной семьи.
  • «Системная семейная психотерапия. Курс лекций», — семья представляет собой единую систему, с взаимодействием всех ее отдельных элементов. Профессионально написанный материал легко воспримется даже неподготовленным читателем.

На нашем портале представлен тест «Опросник родительского отношения», автором которого является А.Я. Варга и В.В. Столин. Методика поможет провести диагностику отношения к ребенку, как отца, так и матери. Под отношением нужно понимать комплекс влияющих факторов: эмоциональная составляющая, рационализм и поведение.

Источник:
Варга Анна Яковлевна
Психотерапевт семейных отношений Анна Варга является автором свыше 60 научных публикаций, 2 монографий, периодически размышляет на тему «отцы и дети» в журналах и на психологических сайтах. Имеет богатый преподавательский опыт. Главным профессиональным достижением считает разработанную программу обучения системных психотерапевтов.
http://testometrika.com/blog/varga-anna-yakovlevna/

Варга АннаАвторские статьи

7я.ру в соцсетях:

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA «ALP-Media» и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены.

7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Источник:
Варга АннаАвторские статьи
Авторские статьи Варга Анна.
http://www.7ya.ru/pub/author.aspx?aid=3633

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Со скольки лет можно увеличить губы Можно ли увеличивать губы детям?Чтобы оставлять сообщения вы должны войти… (2)

женские чулки для мужчин Мужские чулки: новый тренд Некоторым это покажется странным, но многие… (2)

Серая помада Как носить помады экстремальных оттенков? В последнее время черную помаду… (2)

Сильный стресс что делать Здоровая жизньЖизнь современного человека сопряжена с решением большого количества проблем.… (2)

Приветствие на сайте знакомств Прикольные статусы для сайта знакомств. Самые лучшие статусы для сайта… (2)

COMMENTS