Базовые теории воспитания и развития личности

Базовые теории воспитания и развития личности

Анализ концепций в системе наук о человеке, обогативших понимание процесса воспитания. Элементы “зеркального Я” в концепции Ч. Кули. Противоречие биологических побуждений нормам культуры по З. Фрейду. Стадии нравственного развития личности Л. Кольберга.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблемы нравственного развития личности и понимание ситуации морального выбора в отечественной и зарубежной психологии. Влияние нравственного развития личности на ситуацию морального выбора. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов.

курсовая работа [92,5 K], добавлен 01.08.2010

Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности особенности психологического развития ребенка: проблемы нравственного воспитания и становление личности.

контрольная работа [40,9 K], добавлен 02.04.2009

Понятие смысла бессознательных мотивов, влечений и побуждений человека по Фрейду. Концепции Фрейда о “трансфере” и “Эдиповом комплексе”, их место в его теории личности. Метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Отношение Фрейда к символике.

реферат [29,1 K], добавлен 18.01.2011

Понятие и сущность самосознания личности. Изучение психолого-педагогических особенностей развития самосознания в подростковом возрасте, уровни его развития и условия формирования. Анализ развития нравственного “Я” и нравственного воспитания подростков.

курсовая работа [50,3 K], добавлен 05.12.2010

Две предпосылки психоаналитической теории Зигмунда Фрейда: генетическая и гипотеза о “либидо”. Четыре стадии развития личности по Фрейду: оральная, анальная, фаллическая и генитальная. Комплекс Эдипа у мальчиков или Электры у девочек. Я-идентичность.

реферат [24,9 K], добавлен 26.01.2009

Целенаправленная деятельность по формированию личности. Теории развития личности в зарубежной и отечественной психологии. Воспитание с позиций деятельностного подхода. Понятие о качествах личности и их формировании. Формирование личности в семье.

реферат [47,3 K], добавлен 11.06.2014

Исследование психодинамической ориентации поэтапного развития личности по З. Фрейду и эпигенетической периодизации развития личности по Э. Эриксону. Изучение поведения человека, достижение личностью уровня психологической зрелости и социальных требований.

курсовая работа [29,3 K], добавлен 22.12.2015

Концепции развития ребенка от рождения до старости в современной психологии. Анализ Я-концепций в изложении З. Фрейда и Э. Эриксона. Уровни психической жизни по Фрейду. Стадии генеза психического в течение жизни ребенка. Кризисы идентичности личности.

реферат [21,1 K], добавлен 19.10.2012

Целенаправленное формирование личности человека с учетом конкретных его физиологических и психологических особенностей. Важнейшие признаки личности, основные факторы, влияющие на успешность воспитания. Создание благоприятных условий воспитания в семье.

контрольная работа [19,6 K], добавлен 18.01.2010

Основные закономерности и механизмы социализации личности. Воздействие биологических и культурных факторов. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии. Теории развития личности. Концепция возрастов Эриксона. Исследования по депривации и госпитализму.

курсовая работа [51,9 K], добавлен 14.12.2009

Источник:
Базовые теории воспитания и развития личности
Анализ концепций в системе наук о человеке, обогативших понимание процесса воспитания. Элементы
http://revolution.allbest.ru/psychology/00471435.html

Реферат: 13

Реферат: 13. Базовые теории воспитания и развития личности

13. Базовые теории воспитания и развития личности

Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого.

Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день.

По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием.

Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков.

Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание.

В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.).

Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности.

^ Современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.

Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.) которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом). Основные положения прагматической теории воспитания:

воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни;

опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности;

практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе;

содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка.

Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.

В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.

Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта.

Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):

отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;

гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;

создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.

На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.

Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться.

Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей».

Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке.

Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул > реакция» положением о подкреплении: «стимул > реакция > подкрепление».

Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной техники для обработки диагностических данных.

Источник:
Реферат: 13
>Реферат: 13. Базовые теории воспитания и развития личности (Разное) читать онлайн или скачать бесплатно.
http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/674856/

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности закономерности и принципы воспитания. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание – это целостный педагогический процесс, взаимодействия учителя и учащихся с целью формирования и развития личности растущего человека. Воспитание в педагогике рассматривается как:

  1. историческая категория,
  2. педагогический процесс,
  3. результат взаимодействия учителя и ученика. Воспитание, как педагогическая категория, характеризуется целью воспитания, предметом воспитания, системой воспитания, формами и методами воспитания. Воспитание формирует системы ценностей у человека.

В целостной структуре образования воспитание выступает как ведущий фактор. Вообще в образовании выделяют три фактора: наследственность, среда, воспитание и саморазвитие. Если раньше особое внимание уделялось только воспитанию, но сегодня уделяют внимание и наследственности, и окружающей среде. Воспитание двусторонний процесс. Процесс воспитания многоплановый: он осуществляется в школе, семье, в системе дополнительного воспитания, в социуме. Воспитание – это длительный, непрерывный, динамичный процесс, направленный в будущее. Воспитание имеет ступенчатый характер.

В Законе об образовании говорится, что на новом этапе образование понимается как процесс воспитания, обучения и развития, а сама воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобренных ценностей и образцов гражданского поведения. Школа должна стать «вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку».

Основным назначением воспитательной работы в школе является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать этот выбор и находить способы реализации. Но и то и другое должно совершаться в контексте других традиций классического воспитания и образования и на основе лучших традиций, сложившихся за всё время существования школы, современных культурных и педагогических достижений, чтобы в автономности своей личность не выпадала из окружающего социума. Исходя из выше сказанного, цель воспитания – формирование гармонично развитой личности, адаптированной к условиям реальной жизни, личности, способной самостоятельно строить жизнь, достойную человека.

В рамках деятельностного подхода основная цель воспитания — это создать условия для всестороннего и гармоничного саморазвития, самовоспитания человека как субъекта собственной деятельности и как индивидуальность.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры как по вертикали, так и по горизонтали системы, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

  1. Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.
  2. Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательном учреждением, в деятельности творческих и общественных идей.
  3. Укрепление здоровья ребёнка средствами физической культуры и спорта.
  4. Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
  5. Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоиства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
  6. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей к участию в самоуправлении школой

Современные концепции воспитания. В советской системе образования существовало несколько программ воспитания: «Ориентир», «Примерное содержание и воспитание школьников». После перестройки долгие годы вообще не было программы воспитания. Сегодня существует программа образования и воспитания детей на период до 2010 года.

Концепции воспитания.

1) Гуманистическая концепция воспитания личности (Малькова, Новикова, Бадалёв). Сущность этой концепции заключается в том, что должны быть созданы в школах гуманистические воспитательные системы. Эта концепция исходит из гуманистической парадигмы воспитания, которая сегодня в педагогике признана важнейшей. В ней на первое место выдвигается личность ребёнка.

Гуманистическое воспитание направленно на духовное состояние ребёнка, на его внутренний мир, развивает способности, через систему человеческих ценностей. В основе воспитания лежат человеческие ценности. Цели: воспитать человеческие, нравственные чувства, рационально-ценностное отношение миру, любовь к познанию, творчеству, поддержать и помогать в саморазвитии человеку, сформировать характер, мораль и ответственность человека, способность адаптироваться в социуме.

2) Концепция творческой самодеятельности личности (Лихачёв, Сластёнин). Сущность это концепции заключается в том, что личность развивается через творческую деятельность самого человека.

3) Формирование научного мировоззрения школьников. Суть этой концепции заключается в том, что надо формировать научное мировоззрение, основанное на научных знаниях.

4) Формирование личности в культуре и нравственности (Е.В.Бондаревская). Суть этой концепции заключается в том, что человек развивается, формируется как личность через познания культуры, нравственности общения, поведения и т.д. Формирование и развитие личности в культуре и через культуру.

5) Социально-ролевая концепция (Н.Таланчук). Суть этой концепции заключается в том, что человек проживает в этой жизни множество ролей. И к этому человека надо готовить.

6) Концепция трудовой подготовки школьников (А.М.Седельковский). Суть этой концепции заключается в том, что надо дать человеку дело, а не просто говорить о труде.

7) Концепция педагогической поддержки и помощи ребёнка (О.С.Газман). Современному ребёнку очень важно, чтоб была поддержка со стороны семьи и школы, это поможет ребёнку адаптироваться к взрослой жизни.

8) Концепция самоопределения личности. Самое главное для человека — найти своё место в жизни.

9) Концепция формирования образа жизни, достойного человека (Н.Чуткова). Самое главное в воспитании — это истина, красота и добро.

10) Системное построение процесса воспитания (В.Коротковский, Л.И.Новикова). В этой концепции воспитание рассматривается как системное управление развитием личности, её социализация. Авторы считают, что воспитание должно помочь человеку стать индивидуальностью и личностью, но всё это возможно при системном построении воспитания.

Общаясь с окружающими людьми, строя отношения с людьми и с миром, человек выстраивает объективные причинно-следственные связи, которые в педагогической науке принимают характер педагогических закономерностей. Основные закономерности:

  1. ориентация на развитие личности человека (Л.С.Выготский — зона ближайшего развития личности);
  2. развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований вида;
  3. процесс общего социально-нравственного и профессионального развития личности становится оптимальным, когда дети выступают субъектом воспитания;
  4. саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса.

Принцип воспитания — основное положение, основная идея, концепция, которая помогает достичь конкретных целей воспитания. Традиционные принципы:

  1. принцип связи воспитания с жизнью и социальной средой;
  2. принцип гуманизма, уважение к личности ребёнка;
  3. принцип самостоятельной деятельности, активности ребёнка;
  4. принцип непрерывности воспитания;
  5. принцип опоры на положительное;
  6. принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
  7. принцип межличностных отношений в коллективе;
  8. принцип единства школы и семьи;
  9. принцип сотрудничества педагога и учащегося (педагогика сотрудничества).

Новые принципы:

  1. принцип ценностной ориентации (ребёнок должен чувствовать свою ценность как личности);
  2. принцип принятия ребёнка как данности (нужно принимать ребёнка таким, какой он есть);
  3. принцип субъективности (надо помочь ребёнку принять себя, как человека, как личность, помочь в организации деятельности и творчестве, в дальнейшей жизни);
  4. принцип природосообразности (сегодня этот принцип рассматривается с помощью научного подхода, естественного и социального развития ребёнка);
  5. принцип культуросообразности и национального своеобразия (воспитание должно основываться на основе общечеловеческих ценностях и строитя с учётом национальных и региональных особенностей);
  6. принцип гуманизации (в каждом человеке нужно видеть личность);
  7. принцип ориентации на зоне ближайших интересов молодёжи (воспитание нужно строить основываясь на интересах, возможностях и желаний молодёжи).

Источник:
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Воспитание – это целостный педагогический процесс, взаимодействия учителя и учащихся с целью формирования и развития личности растущего человека. Воспитание в…
http://webkonspect.com/?id=7365&labelid=75728&room=profile

Тема 4

Понятия: личность, ее развитие и формирование. Анализ педагогических теорий развития личности. (Педагогические труды: Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Л.И. Божович и т.д.).

Проблема соотношения биологического и социального развития личности. Теория биосоциального развития личности.

Основные закономерности и факторы развития личности: наследственность, среда (социальная, биогенная, абиогенная), воспитание, собственная практическая деятельность.

Базовые понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование, воспитание, социализация, наследственность, среда, общение (определения даны в словаре)

Воспитание можно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Социализация ребенка стратегическая цель деятельности педагога.

Развитие и воспитание воздействуют на личность индивида с целью – полной реализации себя в обществе.

Проблема личности, ее развития, формирования и социализации- ключевая проблема педагогики. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Биологическое связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие) изменениями.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (совершенствование знаний) изменениями.

Развитие человека – это сложный процесс, детерминированный множеством факторов: социальная среда, сам человек.

Существует три концепции развития личности: биологическая, социальная, биосоциальная

А) биологическая концепция: личность сугубо природное существо, поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд );

Б) социологическая концепция: человек рождает как биологическое существо, в процессе жизнедеятельности социализируется; среда определяющий фактор.

В) биосоциальная концепция: человек – существо и биологическое, и социальное; психические процессы имеют биологическую природу; направленность, интересы формируются под влиянием среды.

Факторы развития личности:

Внутренние факторы: собственная активность, интересы, деятельность, общение.

Внешние факторы: среда природная и социальная, воспитание

Воспитание – часть процесса социализации; оно представляет собой целенаправленное управление процессом социального развития личности через общение и практическую деятельность

Факторы воспитания: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы

Источник:
Тема 4
Тема 4. Развитие, социализация и воспитание личности
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met40/node5.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Задачи по конфликтологии с ответами Задачи по конфликтологии с ответамиВопросы и ответы теста по Конфликтологии. Количество вопросов: 70 Список тем:… (16)

Маникюр на очень короткие ногти Маникюр для очень коротких ногтейКороткие ногти опять в моде. Бум на длинные наращённые ногти постепенно… (14)

Что такое конструктивный конфликт Конструктивный и деструктивный конфликт Конструктивный и деструктивный конфликт. Технологии разрешения Большинство руководителей, относятся к самому… (12)

COMMENTS