Цель и смысл жизни

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ

1. Смысл и ценности жизни…………………………………………. 4

3. Способы осознания человеческого бытия……………………….10

СМЫСЛ И ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ

Смысл жизни — как тот «духовный объект», к которому в самых разных обстоятельствах стремиться человеческая душа.

Роль смысла в человеческой жизни заключается в следующем:

1. Стремление к смыслу — ценность для выживания.

Когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудиться, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значительными целями и ценностями, к которым мы стремимся. У Ф. Ницше есть такое высказывание: «У кого есть «зачем» жить, может выдержать любое «как». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.

2. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких об-стоятельствах. Смысл всегда может быть найден.

Смысл — то, чем человек воодушевляется для жизни, — но может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материаль-ными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смыслоутратой.

3. Смысл нельзя дать, его нужно найти.

Смысл — не вещь. Человек сам придает действительности смысл, никто не может сделать это за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Обнаружение смысла — не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Его обретение скорее похоже на восприятие целостного образа, которым мы «схватываем» внезапно. Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности.

4. Смысл может быть найден, но не может быть создан.

Человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые циркулируют в культуре. Человеку свойственна «трансценденция» за пределы самого себя — выход к соплеменникам, сотоварищам, к человечеству в целом, где он и находит многообразие смыслов. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он — результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические дей-ствия, которые из него следуют.

5. Поиск смысла не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы, которым люди отличаются от животных.

Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Эти ценности располагаются как бы на трех уровнях:

Первый уровень — ценности трансцендентного, дающие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности трансцендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей, в результате чего религиозные смыслы страстно переживаются. Правда, в ХХ веке существовали государства, практически отказавшиеся от ценностей трансцендентного и заменившие их разными вариантами «светской религии»: верой в мировую революцию, в идеал коммунизма как высшую «земную правду», определяющую мораль и смысл жизни и смерти.

Второй уровень — ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его история. Второй уровень, как правило тесно связан с первым. Он включает также диалектику регионального и общечеловеческого: можно находить высокий смысл в служении человечеству как таковому и присвятить такому служению жизнь.

Третий уровень — ценности личной жизни, протекающей в мире повседневности. эти ценности различны для разных эпох, однако в них в большинстве случаев включается здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность и успехи в ней, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, добрые отношения с окружающими людьми.

В реальной жизни все виды ценностей — а значит, и смыслов — тесно связаны и переплетены, они не отстают механически друг от друга, составляют единый сплав.

Чем более иерархическим и деспотичным является общество, тем в меньшей степени индивидом позволяют выбирать свои «высшие ценности».Ведущие смыслы оказываются предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как сваи, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться.

Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отношении объединяет людей.

2. СМЫСЛ И БЕССМЫСЛИЦА

Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осознавать, что смысл — не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл — всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное.

Бессмысленность можно описать через следующие экзистенциальные моменты:

Переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя за-нять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлет-ворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязан-ная насильно, и только тяготит. Скука окрашивает мир в серые, блек-лые тона, сливает разные явления и предметы в неразличимость, взгляд скользит равнодушно, не останавливаясь ни на чем. Скука — это де-фицит впечатлений, смысловой и сенсорный голод.

2. Депрессия, тоска, раздражение.

3. Отсутствие значимых целей.

Те цели, что заданы извне, при бессмысленности не восприни-маются как свои, отторгаются, отсутствует внутреннее побуждение к целедостижению.

4. Собственная незначительность, ненужность в субъект-субъект-ных отношениях, личностное одиночество, покинутость и оставленность другими людьми.

5. Собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения.

6. Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее.

В противоположность этому наличие смысла жизни, описывает-ся через такие моменты, как:

1. Спонтанный интерес к жизни и к людям.

Когда жизнь осмысленна, человек каждое утро просыпается с веселым любопытством к миру, предвкушает новые встречи, разго-воры, открытия, которые живо волнуют его и вызывают эмоцио-нальный подъем. Смысл и интерес — две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто стра-дает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего «ин-тересного» для себя. Интерес, как иголка нитку, «вытаскивает» за собой смысл.

2. Спонтанная радость.

Наличие у жизни смысла проявляется в радости, которая на пер-вый взгляд может казаться беспричинной. На самом же деле смысл является важнейшим ее источником. Необходимо подчеркнуть, что смысл — внутренняя значимая цель — осознается не во всякую ми-нуту, он существует незримо за рамками наших практических дей-ствий и рациональных рассуждений как их скрытая предпосылка, как та сокровенная сила, которая воодушевляет нас. Порой мы даже задумываемся, отчего это нам так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.

Наличие смысла связано с наличием целей, понятых и пережи-тых как свои, желанные, значимые. Смысл выражается во внут-ренних целях и осуществляется через цели внешние. Например, композитор видит смысл своей жизни в том, чтобы писать музыку, которая звучит в его душе, и воплощает эту внутреннюю бесконеч-ную цель в создании конкретных произведений. Или женщина ви-дит смысл своей жизни в любви к детям, воодушевляется этой лю-бовью и выражает себя через заботливую целеустремленную дея-тельность: уход, воспитание, развитие своих сыновей и дочерей.

4. Переживание своей значимости и важности в отношениях с другими людьми. Чувство единения и гармонии.

Конечно, конфронтация, соперничество, вражда тоже могут придавать жизни осмысленность, однако в этом случае мы, противостоя одним людям (противникам, врагам), солидаризируемся с другими (соратниками, друзьями). Осмысленность основывается на иденти-фикации со «своим крутом», на переживании единых взглядов и ин-тересов. Люди, которые потеряли всякий «свой крут» и которым нет «для чего» и «для кого» жить, теряют смысл жизни, а с ним и всякий жизненный пафос. Другой вопрос, что идентификация может быть разной: можно отождествлять себя не только с современниками, но и со своими предками и видеть смысл в поддержании памяти о них. Или можно видеть себя частью «интеллектуальных сил эпохи» и ут-верждать своей жизнью некоторые ценности, характерные для этого «незримого колледжа». В таком случае смысл тоже присутствует и подвигает человека на продолжение жизни и деятельности.

5. Восприятие своего места в универсуме как необходимого и име-ющего основания, несущего в себе определенное призвание. Такое место не всегда уютно, но оно значимо и весомо, оно фундирует нашу индивидуальную жизнь, как бы придает ей солидность, направлен-ность, оправданность. Когда у жизни человека есть смысл, его бытие оправдано, он «вправе быть» и «вправе быть таким, как он есть».

6. Принятие реальности, признание ее за несомненное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и обманы.

Поиск и поддержание смысла — это работа не только ума, но также воли, сердца, живых человеческих чувств. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становиться абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Однако это не фантом, а то, что наиболее близко каждому из нас.

3. СПОСОБЫ ОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Человек или претендует на то, чтобы создать желанный смысл, внести его в мир собственной деятельностью, либо стремится найти его извне уже сформированным и пригодным для применения, либо же, наконец, обнаруживает готовность к соучастию в выработке его смысла путем открытого диалога, общение с миром, бытием, со всеми известными и неизвестными его потенциями и факторами.

Жизнь, как продуцирование смысла

В затеизованом обществе стало привычным обобщением (укоренение которого не преодолено и доныне) убеждения, что только общественный человек вносит в окружающий мир начала смысла, добра, красоты, что вне ее практической деятельности природа и бытие в целом бездумные и пустые. Все, что есть на свете, вся действительность подлежат, мол, человеческому осознанию и имеют именно тот смысл, который люди объективно (то есть исходя из структуры своих потребностей и деятельности) у них вкладывают. Что же касается собственного индивидуального бытия человека, гарантией его осознанности появляются интересы общества и грядущих поколений: передавая последним результаты своей материальной и духовной деятельности, индивид удостоверяет тем самым, что существовал недаром, и обеспечивает себе единственно возможную форму выхода за эмпирические часовые границы своего существования.

Нет сомнения, что к определенной границе этот способ осознания оказывается вполне производительным: он стимулировал активность человека, его инициативу, крепил социальное сознание. Все это, однако, со временем все больше сводилось на нет присущими ему существенными недостатками.

Наконец, еще один, третий недостаток рассмотренной позиции связан уже с самой сущностью смисложизненного самоопределения человека. Вспомним известный в этике парадокс любви к близким и любви к далеким. Сущность его в том, что человек может действительно любить тех и посвящать свою жизнь тем, кого представляет себе конкретно, кто ей реально близкий. Давно замечено, что любовь к близким — самая тяжелая разновидность любви, но именно потому, что — единственно реальный. Любить (действительно любить) многих — особенное и редкое призвание человеческой души, непременно связано со способностью чувствовать этих многих как своих близких; этой способностью одаренные настоящие педагоги, врачи, духовные наставники и др.

Вместо этого любовь к далеким ориентирует человека на идеальные объекты, которых она конкретно воспринять и представить не может. Нам кажется, что мы любим грядущие поколения либо человечество в целом, либо же целостного и гармоничного человека будущего, это чувство может быть даже достаточно пылким — и все же, пока конкретных образов всего этот нам не дан, мы любим скорее собственные идеи относительно упомянутых высоких сущностей. Такая любовь ничем не обогащает душу и при соответствующих условиях способная выродиться в самый обычный эгоизм — при полном сохранении иллюзии собственной жертвенности и высокой моральной силы.

Жизнь как воплощение смысла

Предусматривает поиск во внешнем мире или же в духовной сфере каких-то готовых идеалов, планов, рецептов, схем, которые должны были бы предварительно определять человеческую жизнь, тем самым и предоставляя ему определенной осмысленности. Нередко люди считают, что прожить свою жизнь правильно -значить посвятить ее неуклонной реализации того или другого предыдущего замысла; отсутствие подобных идеальных установок, так же как и любые отступления от них, воспринимаются как жизненная катастрофа.

Общение как получение жизненного смысла

Как первый, так и второй рассмотренные направления определения смысла человеческого бытия в основе своей, монологические. Это значит, что они предусматривают лишь один-единственный логос, единственный источник осознания — в первом — деятельность самого человека, во втором — те или другие отделенные от целостности бытия идеалы или ценностные образцы — замкнутые, вроде бы слепые для любых других возможных смисло-образовывающих влияний. Фиксируется определенный смысловой центр, и жизненное задание человека сводится к утверждению того, что из данного центра происходит, — в первом — к самоутверждения через собственную деятельность, во втором — к утверждению определенных предварительно избранных идеалов, ценностей и тому подобное.

Нетрудно убедиться, что как и одна, так и другая позиция отражаются чертами произвольности; к тому же любой отдельный, оторванный от целостности бытия источник осознания рано или поздно исчерпывается, теряет способность к самовоспроизведению, что в конечном итоге толкает человека к крайностям, которые и были прослежены выше. Реальной альтернативой здесь может быть лишь переход к диалогической концепции осознания человеческого бытия, основанной на признании множественности возможных центров осознания и открытости относительно их влияния. Такая концепция ориентирует на общение с другими людьми, с ценностями своей и других культур, с миром в целом.

Именно при условиях целостного и открытого контакта с бытием смисложизненный поиск личности появляется как процесс, основанный на свободном и ответственном ее самоопределении. Осознания этого будто возвращает человека к элементарному опыту: мы видим, как на каждом из состояний своего жизненного пути он по-новому воспринимает свое место и назначение в мире. Для лица, что развивается нормально, этот процесс, невзирая на все биографические изменения и духовные переломы, являет собой определенное нагромождение позитивных жизненных смыслов, что ведет к растущей смысловой наполненности бытия. Говоря о мере освещенности реальной человеческой жизни непреходящим ценностным смыслом, мы нередко обращаемся к понятию мудрость. Мудрый человек — не просто тот, что много знает, даже не тот, что умеет применять свои знания на практике.

Мудрый — тот, кто способен практически соотносить, гармонизировать жизнь и его смысл, поднося их к единству, фундированному на позитивных человеческих ценностях. Относительно же мира объективных социальных явлений подобное единство жизни и смысла выступает собственно как культура. Именно в области культуры естественное и социальное бытие появляются в виде осознано распределенной, целесообразно организованной и ценностно-ориентированной целостности, что воплощает высшие стремления человека.

Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осознавать, что смысл — не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл — всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное.

Наличие смысла связано с наличием целей, понятых и пережи-тых как свои, желанные, значимые. Смысл выражается во внут-ренних целях и осуществляется через цели внешние.

Даже при самом мудром образе жизни, реальной безграничности продвижения вперед нам в нашем индивидуальном бытии не дано — именно через неумолимый конец последнего. Хоть как бы мы общались с окружающим миром, как глубоко достигали бы в его тайне, всему этому рано или поздно приходит конец, и перед каждым из нас, в его последнем одиночестве, появляется то же таки вопрос: зачем мне это все? Зачем вообще живет человек?

Таким образом мы, кажется, сделали круг. Мы вернулись к вопросу, с которого начали. Движение по этому кругу не было напрасным, поскольку выяснены принципиальные условия, согласно с которыми мы только и можем увидеть нашу жизнь осознанной. И все же желанного ответа пока нет — слишком глубоко влияет на всю структуру отношений человека с миром еще не проанализирована нами должным образом конечная ее существования, слишком плотно сплетаются жизни и смерть, смысл жития и смысл смерти. Закрывать глаза на это — значит радоваться иллюзиями. Можно, конечно, надеяться, что вечный смысл бытия преодолевает конец индивидуального человеческого существования, однако такие надежды немногого стоят, пока мы не заглянем в глаза самому этому концу — только так, в конечном итоге, можно понять, что же это за вечность, которая ей не чужая и к которой она стремится.

1. Малахов В.А. Етика: Курс лекцій: Навчальний посібник. — 3-те вид. — К.: Либідь, 2001 — 384с.

2. П.А. Кропоткин Этика: Избранные труды. — М.: Политиздат 1991. — 496с.

Источник:
САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ
1. Смысл и ценности жизни…………………………………………. 4 3. Способы осознания человеческого бытия……………………….10 СМЫСЛ И ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ Смысл жизни — как тот «духовный объект», к которому в самых разных
http://www.0zd.ru/filosofiya/cel_i_smysl_zhizni.html

Цель и смысл жизни

1. Смысл и ценности жизни…………………………………………. 4

3. Способы осознания человеческого бытия……………………….10

СМЫСЛ И ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ

Смысл жизни – как тот «духовный объект», к которому в самых разных обстоятельствах стремиться человеческая душа.

Роль смысла в человеческой жизни заключается в следующем:

1. Стремление к смыслу – ценность для выживания.

Когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудиться, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значительными целями и ценностями, к которым мы стремимся. У Ф. Ницше есть такое высказывание: «У кого есть «зачем» жить, может выдержать любое «как». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.

2. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких об­стоятельствах. Смысл всегда может быть найден.

Смысл – то, чем человек воодушевляется для жизни, — но может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материаль­ными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смыслоутратой.

3. Смысл нельзя дать, его нужно найти.

Смысл – не вещь. Человек сам придает действительности смысл, никто не может сделать это за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Обнаружение смысла — не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Его обретение скорее похоже на восприятие целостного образа, которым мы «схватываем» внезапно. Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности.

4. Смысл может быть найден, но не может быть создан.

Человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые циркулируют в культуре. Человеку свойственна «трансценденция» за пределы самого себя — выход к соплеменникам, сотоварищам, к человечеству в целом, где он и находит многообразие смыслов. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он – результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические дей­ствия, которые из него следуют.

5. Поиск смысла не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы, которым люди отличаются от животных.

Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Эти ценности располагаются как бы на трех уровнях:

Первый уровень – ценности трансцендентного, дающие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности трансцендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей, в результате чего религиозные смыслы страстно переживаются. Правда, в ХХ веке существовали государства, практически отказавшиеся от ценностей трансцендентного и заменившие их разными вариантами «светской религии»: верой в мировую революцию, в идеал коммунизма как высшую «земную правду», определяющую мораль и смысл жизни и смерти.

Второй уровень – ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его история. Второй уровень, как правило тесно связан с первым. Он включает также диалектику регионального и общечеловеческого: можно находить высокий смысл в служении человечеству как таковому и присвятить такому служению жизнь.

Третий уровень – ценности личной жизни, протекающей в мире повседневности. эти ценности различны для разных эпох, однако в них в большинстве случаев включается здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность и успехи в ней, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, добрые отношения с окружающими людьми.

В реальной жизни все виды ценностей – а значит, и смыслов – тесно связаны и переплетены, они не отстают механически друг от друга, составляют единый сплав.

Чем более иерархическим и деспотичным является общество, тем в меньшей степени индивидом позволяют выбирать свои «высшие ценности».Ведущие смыслы оказываются предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как сваи, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться.

Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отношении объединяет людей.

2. СМЫСЛ И БЕССМЫСЛИЦА

Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осознавать, что смысл – не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл – всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное.

Бессмысленность можно описать через следующие экзистенциальные моменты:

Переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя за­нять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлет­ворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязан­ная насильно, и только тяготит. Скука окрашивает мир в серые, блек­лые тона, сливает разные явления и предметы в неразличимость, взгляд скользит равнодушно, не останавливаясь ни на чем. Скука — это де­фицит впечатлений, смысловой и сенсорный голод.

2. Депрессия, тоска, раздражение.

3. Отсутствие значимых целей.

Те цели, что заданы извне, при бессмысленности не восприни­маются как свои, отторгаются, отсутствует внутреннее побуждение к целедостижению.

4. Собственная незначительность, ненужность в субъект-субъект­ных отношениях, личностное одиночество, покинутость и оставленность другими людьми.

5. Собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения.

6. Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее.

В противоположность этому наличие смысла жизни, описывает­ся через такие моменты, как:

1. Спонтанный интерес к жизни и к людям.

Когда жизнь осмысленна, человек каждое утро просыпается с веселым любопытством к миру, предвкушает новые встречи, разго­воры, открытия, которые живо волнуют его и вызывают эмоцио­нальный подъем. Смысл и интерес — две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто стра­дает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего «ин­тересного» для себя. Интерес, как иголка нитку, «вытаскивает» за собой смысл.

Источник:
Цель и смысл жизни
Тема работы: Цель и смысл жизни по предмету Философия. Размер: 33.19 КБ. Содержит 23333 знака, 0 таблиц и 0 изображений. .ПЛАН .Вступление 3 .1. Смысл и ценности жизни .4 .2. Смысл и бессмыслица 7 .3. Способы осознания человеческого бытия .10 .Вывод .15 .Список литературы 16
http://www.kazedu.kz/referat/163353

Цель и смысл жизни

1.5 Цель и смысл жизни человека

Размышления над смыслом жизни становятся для многих лю­дей основой в определении главной цели жизненного пути, пове­дения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой лич­ности неразрывно связаны с социальными явлениями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории, общества, в кото­ром человек живет, человечества как единого целого. Но при этом каждый решает для себя сам, какими средствами можно достигать намеченных целей, а какими — нельзя. Здесь проявляются такие нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, спра­ведливость и несправедливость.

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя? Ведь смерть уравнивает всех — богатых и бед­ных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценно­стях», создающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле своего существования, человек начина­ет вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Буду­чи важной для каждого человека, эта проблема занимает цент­ральное место во всей культуре человечества. Человечество неоднократно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постула­том о загробном мире, истинной жизни после физической смерти. Согласно этим взглядам поступки человека в земной жизни долж­ны определять его место в потустороннем мире. Если человек тво­рил добро по отношению к ближним, то он попадет в рай, если нет — в ад.

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе поис­ка смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физиче­ское бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. В наши дни ученые и не пытают­ся этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продле­ния жизни (здоровое питание, занятия спортом и т. д.). Возраст­ные пределы жизни человека составляют в среднем 70 — 75 лет. Долгожители, достигшие девяноста, ста и более лет, встречают­ся редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества и, в широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой личных целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человече­ства. Такое положение содержит в себе побудительные силы твор­ческой деятельности. Именно поэтому призвание, назначение, за­дача всякого человека — всесторонне развивать свои способно­сти, вносить личный вклад в историю, в эволюцию общества, его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной лично­сти, который реализуется через общество. Таков же и смысл жиз­ни общества, человечества в целом, реализуемый посредством жиз­ней отдельных индивидов.

Соотношение личного и общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось ценностью челове­ческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не счита­ется ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. И напротив, в демократическом обществе, где признается индивидуальность че­ловека, смысл жизни отдельно взятого человека и общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека. Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. По­этому неправильно искать смысл жизни человека в его биологи­ческой природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек про­ходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Снача­ла он учится, стремясь получить необходимые знания. Но знания важны не сами по себе, а потому что их можно применить на практике. Более глубокие знания, полученные в институте, дип­лом с отличием служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное выполнение служебных обязанностей способ­ствует карьерному росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают, что их жизненный путь будет похож. Один человек может остано­виться на достигнутом и не будет стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Во многих случаях дети становятся смыс­лом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребен­ка, дать ему образование, научить жизни. Если цель достигается, дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории — смысл существо­вания людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей, близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творче­ством, политикой, спортом, стремясь выделиться из массы других людей. Но заботиться о своей известности любой ценой недопус­тимо. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Ар­темиды (одно из семи чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать толь­ко деятельность на пользу общества в сочетании с удовлетворени­ем личных интересов и потребностей.

Как писал Николай Островский, жизнь прожить нужно так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил постав­ленные перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В истории нема­ло примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших, но тем не менее оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, прожив еще пять, десять, пятнадцать лет? Та­кой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему продле­ния человеческой жизни.

Проблема продления человеческой жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо. С точки зрения гуманизма жизнь сама по себе пред­ставляет высшую ценность. В этом смысле увеличение ее социаль­ной продолжительности становится прогрессивным шагом в отно­шении и отдельных людей, и общества в целом.

Однако эта же проблема имеет и биологический аспект. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни — от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее проблема замедления механизмов старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страда­ния. Часто это сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей беспомощности. А как быть в ситуации, когда мозг уже не функционирует, а тело еще живет?

Подобная постановка вопроса означает, что задачей медицины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Несомненно, челове­ку надо жить дольше, хотя это во многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продле­ние индивидуальной жизни должно стать целью науки, общества и самого человека, а именно: развитие богатства человеческой приро­ды, степень участия личности в коллективной жизни человечества.

Наряду с вопросом о цели и смысле жизни люди всегда задава­лись вопросом о конечности своего бытия. Проблема смерти вста­ла перед человечеством еще в те времена, когда человек впервые осознал временные пределы своего существования. Отношение к смерти было различным у разных народов и проявлялось в пер­вую очередь в религиозных воззрениях.

Смерть — это, несомненно, прекращение бытия человека. Осо­знание человеком того, что его не станет, что он не будет чувство­вать, мыслить, не увидит будущего, может явиться источником страха и отчаяния. Если же оценивать смерть как переход в иную форму бытия, «вечную жизнь», то факт смерти уже не представ­ляется столь трагичным. Жизнь в этом случае видится как подго­товка к смерти, к переходу в иной мир. Именно таково содержа­ние религиозного взгляда на проблему смерти.

Еще в древних языческих культах смерть представлялась как гибель телесного при продолжении существования души. У многих народов был распространен обряд кремации, т.е. сожжения тела умершего. Считалось, что с уничтожением тела душа вместе с дымом быстрее поднимется на небеса. Чтобы задобрить богов, родственники умершего собирались на поминальную трапезу. За­пах от приготовленных блюд, поднимаясь к небесам, должен был быть пищей богов, а кушанья доставались людям.

Проблема взаимосвязи души и тела проявилась в традиции муми­фикации. В Древнем Египте существовало поверье, что душа, вы­ходя из тела, обязательно должна туда вернуться. Подтверждени­ем этому считался сон, во время которого душа якобы покидает тело, летает где-то, а затем возвращается в телесную оболочку. Сны, таким образом, являются воспоминаниями о путешествиях души. Поэтому в Египте тело умершего старались сохранить: удаляли внутренности, пропитывали различными составами, укладывали в каменные саркофаги. Искусство мумификации в Египте достигло такого мастерства, что некоторые мумии сохранились и по сей день.

Наиболее распространенным способом погребения у многих народов было предание тела земле. Видимо, изначально этот обряд был связан с намерением уберечь тело умершего сородича от поедания его дикими зверями. Со временем такой обряд принял религиозную окраску: тело предавалось земле, тогда как душа отправлялась в иной мир.

Интересен взгляд на проблему смерти в учении о реинкарна­ции (переселении душ), наиболее распространенном среди инду­сов. Согласно этому учению со смертью человека его душа пересе­ляется в тело другого человека, в животное или даже в неодушев­ленный предмет. Вопрос о том, в какую именно оболочку пересе­лится душа, разрешался в зависимости от праведности жизни. Если человек жил достойно, помогал ближним, совершал добрые по­ступки, то его душа после физической смерти могла переселиться в тело другого человека, может быть, даже занимающего более высокое положение в обществе. Если же, наоборот, человек при­носил зло другим, душе грозило переселиться в животное, насе­комое, червяка или даже в придорожный камень, который будет лежать на своем месте сотни лет.

Во многих религиях наступление смерти связывается с перехо­дом в иной, потусторонний, загробный мир. В христианстве душа умершего попадает в рай или ад в зависимости от того, сколько хорошего и плохого совершил человек при жизни.

У некоторых народов было принято в могилу вместе с умершими вождями и императорами помещать их жен, слуг, телохранителей, лоша­дей, собак, которых специально умерщвляли, чтобы похоронить вместе с хозяином. Считалось, что и в потустороннем мире они будут верно слу­жить ему, как и при жизни.

Проблема смерти во все времена касалась не только вопроса возможного существования в потустороннем мире, но и того, как человек примет смерть. Конечно, есть разница между смертью в

В настоящее время проблема смерти стала актуальна как ни­когда. В соответствии с демократическими идеалами, все более завоевывающими мир, жизнь провозглашается высшей ценностью. В странах Евросоюза смертная казнь отменена. В статье 20 Кон­ституции Российской Федерации провозглашено право каждого человека на жизнь. Там же определена перспектива отмены смерт­ной казни в России. Сейчас у нас в стране смертная казнь не применяется.

Этические и нравственные аспекты проблемы смерти привле­кают в наши дни внимание в связи с успехами биомедицинских исследований, в частности в области реаниматологии, занимаю­щейся вопросами возвращения к жизни людей.

Наряду с безоговорочным признанием права человека на жизнь в наши дни всерьез обсуждается его право на смерть. Одни наста­ивают на неограниченной свободе человека в решении этого во­проса, другие — на отказе в праве на смерть, исходя из гумани­тарных, общественных и государственных интересов. Человече­ство всегда боролось за право на жизнь. Все остальные права че­ловека рассматривались как его производные, поскольку каждое из них так или иначе отражало одно из проявлений жизни, необ­ходимость удовлетворения каких-либо жизненных потребностей, интересов, устремлений.

Самоубийство как добровольный уход из жизни во все времена осуждалось обществом и Церковью. Самоубийц даже не хоронили на кладбищах. Исключение составили случаи, связанные с неже­ланием людей попасть в плен к врагу.

В настоящее время вопрос о жизни и смерти становится вопро­сом выбора, причем не только самого человека, которого этот во­прос касается. Возникает проблема: может ли общество сохранять жизнь человека вопреки его воле? При этом речь идет не о само­убийце, а об умирающем человеке, которому искусственно задер­живают наступление смерти. Неслучайно вопрос о разрешении или запрете эвтаназии — безболезненной искусственной кончине страдающего неизлечимой болезнью человека — стал предметом острых дискуссий не только медиков, но и юристов, правозащит­ников, политиков.

Проблемы жизни и смерти поднимают медицинские, правовые, моральные вопросы. Биологически человек смертен. Но осозна­ние смертности не должно стать поводом для отчаяния. Наоборот, нужно понять, что людям отводится не так уж и много времени для реализации своего жизненного потенциала и надо использо­вать это время с пользой и для себя, и для общества.

В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком ко­нечности своего существования и определением им цели и смысла своей жизни?

Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?

Как понимает проблему смысла жизни философия?

Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни обще­ства?

Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизнен­ного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

В чем состоит проблема продления человеческой жизни? Необхо­димо ли это? Почему?

На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы це­лей и смысла жизни, времени, требующегося для реализации этих целей.

Как рассматривалась проблема смерти в культуре разных народов?

Как взгляды на проблему смерти влияли на обряд погребения?

Почему у многих народов возникло понятие о душе? Как это про­явилось в религиозных верованиях?

И. Охарактеризуйте учение о реинкарнации. Где и почему возникло это учение?

В чем состоит вопрос: как принять смерть? Как с ним было связа­но поведение людей?

Чем объяснить проявления самопожертвования и героизма? При­ведите примеры.

В чем состоит актуальность проблемы смерти в современном мире?

В чем состоят нравственные проблемы смерти? Что понимают под словами «право на смерть»?

В чем состоит взаимосвязь проблемы смерти и проблемы смысла жизни?

Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого:

Объясните, в чем писатель видит смысл жизни.

Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с точки зрения смыс­ла жизни:

О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили,

Источник:
Цель и смысл жизни
Документ — Человек в отличие от животных осознает конечность своего существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на Земле после себя.
http://gigabaza.ru/doc/17269.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (6)

Выкуп невесты слова в конце Выкуп невесты! Помогите!Сценарий для выкупа уже готов. Невеста еще хочет… (5)

Если женатый водолей влюбился Если женатый водолей влюбилсяВсе наиболее важное для тебя, твоей семьи… (4)

Загадки на выкуп невесты Загадки на выкуп невесты Получай статьи на почту Добавляйся в… (4)

Выкуп туфли невесты в стихах Выкуп туфли невесты в стихах Ой вы гости-господа, вы откуда… (4)

COMMENTS