Цель и смысл жизни человека кратко

Конспект урока по обществознанию для 10 класса по теме: Цель и смысл жизни человека

Конспект урока по обществознанию для 10 класса по теме: Цель и смысл жизни человека»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ

МБОУ «Школа № 19(25)» город Рязань

ТЕМА: «ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Учитель истории и обществознания Поминова Елена Владимировна

ЦЕЛИ: 1. Дидактическая цель — создать условия для осознания и осмысления

блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.

2. Образовательная цель — способствовать формированию представлений о смысле и цели жизни, рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни и задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач.

3. Развивающая цель — способствовать обучению школьников умению анализировать документы и приводить примеры, подтверждающие или опровергающие взгляды авторов, продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах (составление проектов)

4. Воспитательная цель — формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, ценность собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей, уметь отказывать от реализации своих планов за счет других людей, понять важность компромисса в общественной жизни.

ТИП УРОКА: комбинированный

ФОРМА УРОКА: смешанная: мозговой штурм, работа индивидуальная и в

малых группах, заполнение таблицы, представление проектов, обращение к тексту учебника, дискуссия, фрагмент лекции заготовки к выполнению задания ЭГЕ (ЭССЕ)

— компьютер, подключенный к интернету, принтер

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: MSOFFICE : MICROSOF POWER POINT

Конспект урока сделан по учебнику, ч. 1 Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лабезникова, М.Просвещение, 2013 г.

Структура и содержание (Ход) урока:

Организационный момент: приветствие, готовность рабочего места, настраивание на активную деятельность.

Мотивация и целепологание

Сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о человеке и обратимся к следующим вопросам

Что такое цель и смысл жизни, в чем он состоит?

Есть ли в мире единственный для всех смысл жизни или у каждого он свой?

Какие жизненные цели и задачи могут быть у человека?

Как формируются идеалы и ценность человека?

В результате вы должны

Назвать не менее трех разных позиций по отношению к смыслу жизни.

Проанализировать документы и привести примеры, подтверждающие или опровергающие взгляды авторов.

Высказать собственную точку зрения по отношению к смыслу жизни

Для того, чтобы войти в новую тему, необходимо вернуться к вопросу: Человек — результат биологической и социально-культурной революдции. Это мы сделаем через тестовый диктант (пр. 1)

последний тест — это мостик для перехода к новой теме

план изучении нового материала

Поиск смысла жизни

Жизненная позиция человека

Изучение нового материала

Учитель — 2+1 понятия цель жизни определение

смысл жизни + теория

На доске фраза «Счастье — это когда тебя…» продолжить фразу, используя следующее:

— обеспечивают + свой вариант окончания фразы

2. Меняется ли у людей представление о счастье в течении времени (жизни, человека, исторических эпох)

3. Знаете ли вы счастливых людей

(примеры исторических деятелей, героев художественных фильмов, литературных героев)

Вывод: Человек становится счастливым, когда воплощает в жизнь поставленные им самим перед собой цели и задачи.

Работа по группам (5 групп по 4 человека) — проектная деятельность по группам

заготовки к уроку дерево жизни

1 задание 1. Корень — момент рождения

(коллективное) 2. Ствол — жизнь

3.Ветки — задачи, которые надо решать в течении жизни

4. Верхушки дерева — это самое главное в жизни.

П-е задание заполнение таблицы по следующим классификациям

МОИ 1. Духовное стремление

завершение работы по данному этапу урока

Общий проект его защита

Работа с понятийным материалом

1. Таблица на доске:

Концепции смысла жизни:

(от греческого — упражняюсь)

Жизнь — это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов

(от греческого — наслаждение)

Жизнь — значит наслаждаться

(от греческого — дело, действие)

Цель жизни оправдывает любые средства её достижения

(от греческого — польза)

Жить — значит из всего извлекать пользу

(от греческого — блаженство, счастье)

Жизнь — стремление к счастью как подлинному назначению человека

жизнь — это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу

Работа с документом + короткая лекция

интернет (доска) Мудрость веков о смысле жизни

Добавить к таблице на доске те теории. которые сейчас будут озвучены + записать их в тетрадь:

Шопенгоуэр «Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа»

О какой жизненной позиции идет речь

Человечество рано стало задумываться о том, что влияет на жизнь и по

каким законам она протекает. многие древние мыслители сомневались в возможности узнать смысл жизни человека, а тем более изменить её. Баснописец Эзоп утверждал, что от судьбы все равно не уйдешь, и поэтому человек должен уметь довольствоваться тем, что у него есть, а известный оратор Цицерон заявлял «Жизнью управляет не мудрость, а судьба» Такое отношение к жизни получило название фатализм (в переводе с греческого роковой

Омар Хаям: персидский поэт

«Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом

Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!

Ты для каждого шага находишь причину —

между тем он давно в небесах предрешен».

В одной из книг Библии (Книга Екклесиаста) сказано, что все дни

человека — сплошные печали, и ничего хорошего не следует ждать от жизни на земле. Эти взгляды называют пессимистическими от латинского корня — худший.

Французский философ Вольтер скептически замечал, что все люди

подобны живущим в маленьких нормах огромного здания и незнающих ни его архитектора, ни его предназначения. это скептицизм ( в переводе рассматривающий, исследующий), выражающий сожаление в способности человека найти истинный смысл жизни.

С древнейших времен были люди, которые верили, что всё в мире

разумно, наша жизнь прекрасна и всех людей ждет прекрасное будущее. это оптимизм — вера и убеждение в возможность торжества добра над злом, справедливость над несправедливостью. представитель этого течения немецкий философ Лейбниц говорил, что наш мир — лучший из всех возможных миров.

Фирдоуси, персидский поэт:
«Мир только вечен, Наша жизнь мгновенна,

Но имя остается во Вселенной.

Лишь добрые деяния народ

Прославит. Остальное все умрет.

а) Ответы на вопросы, данные в начале урока

дискуссия по вопросам

Нужно ли человеку иметь определенную жизненную позицию?

Какое из рассмотренных отношений к жизни является предпочтительным и почему?

От каких факторов зависит жизненная позиция человека?

Могут ли общаться между собой люди с разными жизненными позициями?

На стенах дельфийского храма было написано 7 коротких изречений — уроков жизненной мудрости. они гласили:

Познай самого себя

Ничего сверх меры

Мера — важнее всего

Всему свое время

Главное в жизни завершение

В многолкодстве нет добра

Ручайся только за себя.

Подумай и разберись, что они значат для тебя. Из подготовки к ЭГЕ.

Источник:
Конспект урока по обществознанию для 10 класса по теме: Цель и смысл жизни человека
Cкачать: Конспект урока по обществознанию для 10 класса по теме: Цель и смысл жизни человека"
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-dlya-klassa-po-teme-cel-i-smisl-zhizni-cheloveka-1015735.html

Цель и смысл жизни человека кратко

ГЛАВА 2 ЧЕЛОВЕК

2.3. ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Размышления над смыслом жизни становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути, поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать намеченных Целей, а какими — нельзя. Здесь появляются такие нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость.

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех — богатых и бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он попадет в рай, если нет — в ад.

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физическое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем 70—75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встречаются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества и, в широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы творческой деятельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов.

Однако соотношение личного и общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека. Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Сначала он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории — смысл существования людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности среди современников и потомков любой ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных интересов и потребностей.

Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В истории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.

Проблема продления жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.

Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект. Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни — от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей беспомощности. А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы означает, что задачей медицины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продление индивидуальной жизни должно стать целью науки, общества и самого человека, а именно развитие богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни человечества.

Вопросы и задания

1. В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком ко нечности своего существования и определением им цели и смысла своей жизни?

2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?

3. Как понимает проблему смысла жизни философия?

4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни обще ства?

5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизнен ного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? НеобходиМО ли это? Почему?

7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.

Объясните, в чем он видит смысл жизни.

9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с точки зрения смысла жизни:

Источник:
Цель и смысл жизни человека кратко
ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА — ЧЕЛОВЕК — учебник Обществознание — рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культурная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; освещаются глобальные проблемы современности
http://www.compendium.su/social/vazhenin/11.html

Цель и смысл жизни человека кратко

Цель жизни — некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости — другие, в старости — третьи.

Смысл жизни — осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой конкретной эпохи.

Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция).

Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств. К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.

Источник:
Цель и смысл жизни человека кратко
Цель жизни — некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека , но и
http://ege-mobile.ru/obshestvoznanie/chelovek/6.html

(Visited 32 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Выкуп невесты конкурсы для свидетеля Выкуп невесты конкурсы для свидетеляВ свадебный день любой пары на… (10)

Слова мамы невесты на выкупе Cлова мамы на выкупе невесты Ах, эта свадьба, свадьба… Она… (8)

Выкуп невесты слова в конце Выкуп невесты! Помогите!Сценарий для выкупа уже готов. Невеста еще хочет… (7)

Как красиво написать буквы на плакате Как красиво написать буквы на плакате мозг off развлекаюсь мозг… (7)

Как украсить ворота на свадьбу Как украсить ворота на свадьбуУкрашение для шампанского на свадьбу, свадебные… (6)

COMMENTS