Человек и жизнь

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Люди давно догадались, что жизнь на Земле связана с космическими явлениями, но объяснить, как это происходит, не могли, поэтому появилось множество суеверий. По расположению Солнца, планет и звёзд астрологи древности пытались предсказывать исторические события и судьбы людей. Появление комет предвещало, по мнению людей, разные несчастья. Затмения Солнца и Луны считались предвестниками наводнений, ураганов, ливней, морозов и засух.

Космическое окружение подвергает Землю постоянному видимому и невидимому воздействию. Прежде всего опасность исходит от Солнца. Огромное влияние на нашу планету оказывают вспышки на нём. В такие моменты в космос выбрасывается особенно много солнечной энергии. На Земле это приводит к магнитным бурям, сильным грозам, частым полярным сияниям и выпадению большего количества осадков, увеличению численности различных микроорганизмов и ухудшению здоровья людей.

Если внимательно понаблюдать за ясным ночным небом, то в течение часа можно увидеть несколько падающих звёзд. Конечно, никакие это не звёзды, а метеоры и метеориты. Они представляют собой вспышки сгорающих и разрушающихся в воздухе твёрдых космических тел. Метеориты долетают до поверхности Земли в виде оплавленных камней, а метеоры сгорают в атмосфере, превращаясь в газ и пыль. Одни метеориты состоят из камня, другие — почти целиком из железа с примесью других металлов, третьи — из смеси того и другого. При ударе крупных метеоритов о земную поверхность возникают метеоритные кратеры диаметром от нескольких метров до нескольких сотен километров. Самый большой и самый древний из метеоритных кратеров — кратер Вредефорт в Южной Африке. Его диаметр 250 километров, и ему около 2 миллиардов лет.

В отличие от Луны, поверхность которой буквально испещрена метеоритными кратерами, на Земле их немного. Известно всего около 200 крупных кратеров.

Кометы — это небесные тела, движущиеся по длинным и вытянутым орбитам вокруг Солнца. Они состоят из замёрзших газов (метана, аммиака), воды и космической пыли. Когда кометы подлетают к Солнцу, то начинают таять и «выпускают» светящийся хвост газа и пыли, за который они и получили своё название (в переводе с греческого «кометы» волосатые). В отличие от ядра, размеры которого по космическим меркам малы — около 10 километров, длина хвоста комет достигает миллионов километров. Хвосты комет, как правило, направлены в противоположную от Солнца сторону.

По мере освоения космического пространства человечество будет сталкиваться с новыми проблемами. Уже сегодня стало необходимым обеспечить защиту спутников и космических станций от метеоритов, а космонавтов, выходящих в открытый космос, — от солнечного и космического излучения. Человечество задумывается над тем, как оградить Землю от гигантских метеоритов и комет, столкновение с которыми может привести к катастрофе планетарного масштаба.

Источник:
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
Люди давно догадались, что жизнь на Земле связана с космическими явлениями, но объяснить, как это происходит, не могли, поэтому появилось множество суеверий. По
http://geographyofrussia.com/vliyanie-kosmosa-na-zemlyu-i-zhizn-lyudej/

Климат и жизнь человека»

скачать
Тема урока «Климат и жизнь человека»

Цели и задачи урока:

1. Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

2. Рассмотреть влияние неблагоприятных погодных явлений на хозяйственную деятельность людей.

3. Рассмотреть особенности климата важные для ведения сельского хозяйства.

4. Показать причины экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы и здоровьем человека.

1. Развитие умений и навыков выделять главное, существенное при характеристике влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

2. Развитие приёмов логического мышления при установлении причинно- следственных связей.

3. Развитие зрительного и слухового восприятия, умения мыслить самостоятельно.

1. Воспитание добросовестного отношения к учебному труду.

2. Расширение кругозора учащихся: знакомство с экологическими проблемами, с мерами охраны атмосферного воздуха от загрязнения.

Оборудование: физическая и климатическая карты России, карта «Плотность населения».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок репродуктивного типа с частично-поисковым методом.

Методы и приёмы: диалогический метод в форме беседы с созданием проблемных ситуаций.

1. Организационное начало.

2. Сообщение темы урока, определение цели, задач урока совместно с учащимися.

3. Повторение домашнего задания.

Ребята, сравните, пожалуйста,

климатическую карту России и карту «Плотность населения» и ответьте на вопросы:

1.В каких климатических поясах на территории России наименьшая плотность населения? Почему?

2.Какие показатели характерны для данных типов климата?

3. В каких климатических поясах на территории России наибольшая плотность населения? Почему?

4. Какие показатели характерны для

этих климатических областей?

Ребята, как вы думаете, оказывает ли климат влияние на жизнь человека?

4.Изучение нового материала

Ребята, давайте удостоверимся, что мы сделали правильный вывод, и посмотрим на рис.56 учебника стр. 91.

Ребята, обратите внимание, пожалуйста, на доску, на которой изображена схема.

Одежда человека

Работая с данной схемой и со слайдами презентации, мы с вами сейчас докажем, что климат действительно оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека.

Ответьте на мои вопросы:

1. Чем отличается жилище народов Севера, которые проживают в субарктическом климатическом поясе от людей, живущих в умеренном поясе?

2. Какая особенность в одежде человека, проживающего в северных районах страны?

3. Как вы думаете, ребята, есть ли особенности в приготовлении блюд у людей, живущих в разных климатических поясах?

Чукчи едят сырую рыбу, чтобы таким образом пополнить запасы организма в витаминах «С» и «Д», при варке витамины разрушаются.

Ребята, посмотрите на слайд презентации и ответьте, в каких же климатических поясах проживают люди, которые готовят следующие блюда?

а) Шницель из оленины;

б) Оленина в клюквенном соусе;

в) Пельмени сибирские;

г) Жареный лосось с овощами.

4. Каким образом климат влияет на здоровье людей?

Учитель дополняет ответы учащихся слайдами из презентации.

5. Какие особенности климата важны для ведения сельского хозяйства?

6. Как вы думаете, что называется агроклиматическими ресурсами?

7. Агроклиматические ресурсы нашей местности, какие культуры позволяют выращивать?

8. Какие климатические явления мешают выращивать в нашей области теплолюбивые культуры?

9. Какие ещё вы знаете опасные природные явления?

10. Какой ущерб наносят стихийные природные явления народному хозяйству?

11. Может ли человек своей хозяйственной деятельностью изменить климат?

Учитель дополняет ответы учащихся слайдами из презентации.

12. В ряде стран мира приняты программы действий по борьбе с потеплением климата. Важнейшим пунктом национальной стратегии Канады по данной проблеме является реализация принципа «начнём с собственного дома».

Какие меры вы можете предпринять, реализуя этот принцип в собственном доме и его ближайшем окружении?

Ребята, продолжите следующие предложения:

1. Сегодня на уроке задумался я …..

2. Сегодняшний урок показал мне .

3. Больше всего на уроке понравилось мне ….

Выставление оценок в журнал

параграф 14 учебника и письменно ответить на вопрос: «В каком климатическом поясе вы бы хотели жить и почему?»

Работают с картами, и отвечаю на вопросы учителя.

Ответ: в субарктическом, арктическом, резко-континентальном климате умеренного пояса. Суровые климатические условия для проживания человека.

Работают с климатограммами в учебнике А.И. Алексеева «География России» рис. 52 стр.87, рис. 54 стр. 88

Ответ: в умеренно-континентальном, континентальном климате умеренного пояса и субтропическом климате. Благоприятные

климатические условия для проживания человека.

Работают с климатограммами в учебнике рис. 53 стр.88

Климат оказывает непосредственное влияние на жизнь и деятельность человека, поэтому есть районы с благоприятными и неблагоприятными условиями для жизни человека.

Работают с картой в учебнике «Степень благоприятности природных условий для жизни населения».

Работают со схемой на доске, со слайдами презентации и отвечают на вопросы.

Ответ: народы Севера занимаются в основном оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой.

Люди, проживающие в умеренном климатическом поясе, стоят деревянные или кирпичные дома, с двойным или в Сибири с тройным остеклением, что еще раз указывает на то, что Россия северная страна, с холодными зимами.

Ответ: меховая одежда, защищающая их от сильных морозов.

Ответ: да, например, у людей, живущих в субарктическом климатическом поясе – это в основном блюда из оленины. У народов умеренного пояса — пельмени из свинины, говядины, грибов, рыбы.

Работают со слайдом презентации.

Континентальный климат умеренного пояса;

а) При низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;

б) Долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам;

в) Недостаток йода в окружающей среде ведёт к заболеваниям щитовидной железы;

г) В горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки.

Работа по учебнику А.И. Алексеева «География России» стр. 93 рис. 59 «Агроклиматические ресурсы. Обеспеченность растений теплом».

Учащиеся выясняют, какие сельскохозяйственные культуры и при каких условиях выращивают в разных районах России.

Ответ: свойства климата, позволяющие выращивать различные сельскохозяйственные культуры, называются агроклиматическими ресурсами.

Ответ: овёс, лён, озимая пшеница, озимая рожь.

Ответ: град, шквалистый ветер, ураган, засуха, обильные дожди.

Ответ: в этом году, например, из-за обильных дождей многие сельскохозяйственные культуры полегли, поэтому работники сельского хозяйства заготовили недостаточное количество кормов для животных, которым придётся трудно пережить предстоящую зиму.

Ответ: да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа.

Хозяйственная деятельность человека, влияющая на потепление климата:

1. Сжигание углеводородного топлива (нефть, уголь) при работе ТЭЦ и ТЭС.

2. Вырубка лесов.

3.Увеличение доли автомобильного транспорта.

1. Посадка деревьев во дворе дома;

2. Уменьшить продолжительность горения газовой плиты;

3. Не зажигать одновременно больше двух горелок.

Подводят итог урока, продолжая предложения учителя.

Источник:
Климат и жизнь человека»
Тип: Урок; Размер: 70.6 Kb.; Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека
http://rudocs.exdat.com/docs/index-20046.html

Минусы и плюсы жизни с бактериями

Бактерии – постоянные невидимые спутники человека. Многие из них по своей природе являются симбионтами людей. Однако то влияние, которое оказывают микробы на организм, практически не заметно до тех пор, пока человек здоров и благополучен. Значимость бактерий обнаруживается, если происходит хотя бы минимальный сбой в том биологическом равновесии, в котором существует организм человека благодаря микробным сообществам. Дабы избежать проблем со здоровьем, можно заранее позаботиться о том, чтобы естественные плюсы бактерий работали на благо организма, а возможные минусы были вовремя предупреждены и не стали угрозой для жизни.

Бактерии являются обязательной микрофлорой таких органов человека, как:

  • кожа,
  • рот и кишечник;
  • слизистые носоглотки и глаз;
  • органы женской половой системы.

Положительное значение этого симбиоза заключается в том, что бактерии создают естественный биологический щит. Он препятствует инфицированию уязвимых тканей органов человека патогенными микроорганизмами, в том числе и теми, которые инициируют процессы гниения. Функцию биологической защиты выполняют бактерии, живущие на коже, во рту и на слизистых.

Это основная роль, но не единственная. Решающее значение для жизни человека имеет бактериальное сообщество, которое населяет кишечник. Именно эти микроорганизмы – симбионты человека по своей природе, приносящие только плюсы. Сформированная бифидобактериями биопленка, которой устланы стенки кишечника, предотвращает проникновение в кровь токсинов и продуктов разложения органических веществ. Другие виды бактерий, населяющие кишечник, имеют такие плюсы для организма:

  • синтезируют для человека витамины групп В и К;
  • переваривают растительные клетки, содержащие целлюлозу, которую сам человек не в состоянии переварить;
  • поддерживают в кишечнике такую среду, в которой патогены выжить не могут.

Если бактериальное равновесие нарушается, человеку приходится столкнуться с отрицательными сторонами микробного соседства. Нарушенное равновесие предполагает, что положительные микроорганизмы либо перестали преобладать в сообществе, либо изменились условия их жизни, в результате чего микробы стали опасны.

В природе это происходит часто. Изменение температурного режима, появление дополнительных физических или химических факторов – любое из этих событий играет большую роль и может изменить бактериальную картину экосистемы.

Человек – достаточно стабильная экосистема с постоянным температурным режимом, физическими процессами и химической средой. Любое изменение в бактериальном равновесии имеет значение. Это серьезная угроза здоровью человека.

Опасными для человека являются бактерии, провоцирующие и поддерживающие процессы гниения (разложения белков). Три основных вида этих условно болезнетворных микроорганизмов:

Эти микробы гниения являются постоянными участниками бактериальных сообществ, населяющих человека, но благодаря преобладанию в этих сообществах полезных молочнокислых бактерий, процессы гниения дезактивируются. Плюс в том, что деятельность условно патогенной микрофлоры в значительной степени тормозится.

Но как только в природе этих взаимоотношений что-то меняется, микробы гниения начинают активную деятельность.

Среди анализов, по которым исследуется общая клиническая картина состояния здоровья человека, есть показатель, указывающий на наличие микроорганизмов в моче. Его результаты вносятся в бланк общего анализа мочи.

Если другие показатели выражаются в числовых или процентных значениях, то о наличии микробов в моче пациента информируют, проставляя плюсы в соответствующей колонке.

Один или два плюса свидетельствуют о том, что наличие бактерий в моче маловероятно. В большинстве случаев это свидетельство неправильно собранного анализа. Три или четыре плюса указывают на то, что в моче действительно есть микроорганизмы.

Согласно природе человеческого организма, в моче бактерий быть не должно. Их появление со знаком три и более плюсов говорит о том, что почки или мочевыводящие пути инфицированы болезнетворными микробами.

Чаще всего три плюса – свидетельство бактериурии. Возбудителями могут быть разные виды микроорганизмов: стафилококки, синегнойная палочка, кишечная палочка и т.д. Появление этих микроорганизмов в моче возможно двумя путями:

  • восходящий (попадание патогенной микрофлоры в мочевыводящие пути из толстой кишки);
  • нисходящий (бактериальное заражение почек или мочевого пузыря).

Присутствие большого количества бактерий в моче (три и более плюсов) может быть свидетельством как ложной бактериурии, так и истинной.

Ложная бактериурия диагностируется в том случае, если микроорганизмы не могут закрепиться в мочевыводящих путях и не начинают активно размножаться. Это происходит либо благодаря тому, что у пациента активный иммунитет, либо по причине своевременного лечения антибиотиками.

Истинная бактериурия – бактериальное инфицирование, которое сопровождается сильным воспалением. Оно свидетельствует об активном размножении болезнетворных микробов.

Для поддержания нормальной микрофлоры организма достаточно следить за своим питанием и гигиеной, а в случае заболеваний – после полного выздоровления проходить курсы реабилитационной терапии, которые помогают восстановить естественный иммунитет организма плюс держать под контролем деятельность микроскопических соседей.

Источник:
Минусы и плюсы жизни с бактериями
Плюсы бактерий для жизни человека неоспоримы. Но при этом важно поддерживать оптимальный баланс среды, чтобы полезные бактерии могли выполнять свою работу.
http://probakterii.ru/prokaryotes/for-human/pljusy-bakterij.html

Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация

Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация

Важнейшую роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации…

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и моральные нормы человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование мировоззрения личности и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные потребности, идеалы, личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, интересах, убеждениях и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление альтруизма и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Источник:
Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация
Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации…
http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/tsennosti-v-zhizni-cheloveka.html

(Visited 4 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Слова мамы невесты на выкупе Cлова мамы на выкупе невесты Ах, эта свадьба, свадьба… Она… (6)

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (6)

Если женатый водолей влюбился Если женатый водолей влюбилсяВсе наиболее важное для тебя, твоей семьи… (4)

Женатый мужчина оказывает знаки внимания Как мужчина оказывает знаки вниманияПо мнению многих, чтобы расположить женщину… (4)

Загадки на выкуп невесты Загадки на выкуп невесты Получай статьи на почту Добавляйся в… (4)

COMMENTS