Деятельность психология

Анализ продуктов деятельности в психологии: достоинства и недостатки

Анализ продуктов деятельности в психологии: достоинства и недостатки

Научная психология за время своего развития достигла немалых результатов. Сформулировано закономерности психического развития человека, в разных теориях дано обоснование причин поведения людей, их психологических особенностей и типов. Кроме того, создан научный подход к способам получения всей этой информации. Об одном из методов получения данных о человеке, анализе продуктов его деятельности, — далее.

Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (АПД) — это метод исследования психологических особенностей человека путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности. В отличие от основных психологических методов (наблюдения и эксперимента), АПД проводится опосредованно, т. е. без непосредственного общения психолога и его клиента. Специалист изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества человека и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.

Анализ продуктов деятельности в психологии чаще всего используется в работе с детьми разного возраста, поэтому приобрел такую «популярность» в педагогической практике.

Для данного психологического метода существует и другое название — архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого.

В отечественной психологии более распространено название «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический (от греч. «праксис» — «действие»). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

АПД очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом — изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, написать в сочинении. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком.

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:

  • продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;
  • продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;
  • продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;
  • продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.

Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

Метод психологического анализа продуктов деятельности — эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

  • психические процессы (мышление, внимание, память и др.);
  • психические состояния (настроение);
  • психические свойства (характер, способности — все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях — для выявления причин неуспеваемости школьника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности.

Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

  • четко формулирует цель — что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
  • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
  • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
  • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
  • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
  • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
  • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).

Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее отыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее.

Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее.

Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:

  • подготовительный — сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
  • непосредственно исследование — психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости — дополнение его другими методами;
  • заключительный этап — систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.

Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает:

  • Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
  • Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
  • Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
  • Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка — от степени развития внимания до характера.

Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат. Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям:

  • Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования.
  • Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
  • Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Разновидности методов исследования продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть — в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека.

Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся «Пятна Роршаха», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек» и другие.

Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания.

Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным.

Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся:

  • отдельные слова;
  • фразы (словосочетания);
  • тема;
  • сообщение в целом.

Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей.

Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации.

Современный педагог, психолог или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся учеников. Это различная документация:

  • характеристики;
  • медицинские анамнезы;
  • автобиографии;
  • журналы оценивания знаний;
  • протоколы собраний;
  • школьные дневники учеников;
  • приказы и распоряжения руководства.

Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

Метод анализа продуктов деятельности в психологии — эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

Источник:
Анализ продуктов деятельности в психологии: достоинства и недостатки
Научной психологией за время своего развития созданы различные способы получения информации о психологии человека. Об одном из методов получения данных, анализе продуктов его деятельности, — в статье.
http://fb.ru/article/274006/analiz-produktov-deyatelnosti-v-psihologii-dostoinstva-i-nedostatki

Мир Психологии

Ведущая деятельность (англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д. Значение Ведущая деятельность для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения ( см . Усвоение). Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след. виды В. д.:

  1. непосредственное общение младенца со взрослыми;
  2. предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами;
  3. сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста;
  4. учебная деятельность младших школьников.

Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы: общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная) деятельность (Д.И. Фельдштейн, В.В. Давыдов), самоопределение, ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т.п. ( см . Подростковый возраст). На каждом этапе детства ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См . Деятельность детская.

Добавление ред.: 1. Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии, причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и подростковый возраст (и отчасти даже юношеский). 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных положений, в т.ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития.

В частности, А.В. Петровский считает, что концепция Ведущая деятельность неприменима к процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса — развитием психики (точнее, когнитивным развитием; что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности). В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции В. д. ( см . Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория, Деятельность как методологическая проблема психологии, Личность).

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Ведущая деятельность — термин, выдвинутый А.Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.

Понятие «Ведущая деятельность» в дальнейшем использовалось Д.Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене В. д., в одном возрастном периоде ( см . Возраст), обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — развитие операционально-технической сферы. При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него В. д.:

  1. непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым;
  2. предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства;
  3. сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста;
  4. учебная деятельность школьников;
  5. интимно-личностное общение подростков;
  6. профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Источник:
Мир Психологии
деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности
http://persev.ru/vedushchaya-deyatelnost

Психологическая деятельность и ее структура

Общеизвестно, что деятельность – это внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека. Причем первая сторона (посредством которой человек воздействует на внешний мир) определяется и регулируется второй. Деятельность – сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны взаимодействия человека с миром. Психика и сознание человека формируется в деятельности. Существенный вклад в изучение закономерностей деятельности человека внесли психологи А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский. С точки зрения А. Н. Леонтьева, деятельность – это реальная связь субъекта с объектом, в которую необходимым образом включена психика.

В деятельности формируется, развивается, проявляется вся система психических явлений: процессов, состояний и свойств личности.

В последние годы категория деятельности приобрела статус одной из важнейших во многих социальных науках. В литературе 70–80-х гг. XX в. был осуществлен ряд ее глубоких теоретических исследований (А. Н. Леонтьев, М. С. Каган, В. П. Фофанов и др.).

Деятельность включает в себя сложные и простые действия. Простые имеют три структурных элемента: цель; исполнение; оценку результатов. Сложные действия состоят из ряда простых, которые выполняют функцию операций. Внешнее проявление деятельности человека определяется как поведение.

Поведение – это внешнее проявление деятельности человека. Элементом нормального поведения человека является поступок, содержание которого определяется нравственным воспитанием. Общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека, есть преступление.

По своему содержанию поступки людей могут быть благородными и недостойными, положительными и отрицательными. Выполнив определенное действие, человек подводит итоги, оценивает достигнутое; если цель оказалась нереализованной, вскрывает причины неудачи.

Общая динамическая структура деятельности такова: цель, мотив, способ и результат.

Активность человека регулируется сознаваемой целью. Достижение цели складывается из последовательного решения ряда частных задач, встающих перед индивидом по мере движения к намеченному. Цель задает действие, действие в свою очередь обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Чем масштабнее цель, тем выше порядок действий. Каждое действие в той или иной степени осознанно, имеет начало и конец, смысловое завершение и всегда направлено на достижение относительно близкой цели.

Деятельность всегда начинается под влиянием внутренних побуждений – мотивов. Прежде чем наступает фактическое преобразование предметов и процессов внешней среды, должна сформироваться внутренняя психологическая основа для будущей практической деятельности.

Мотив есть довод в пользу избранного действия, осознание его личностного смысла. Многообразие мотивов деятельности человека осложняет их квалификацию. Большинство психологов выделяют мотивы достижения, взаимодействия, общения, управления, власти, воздействия (в том числе агрессивного, насильственного) на других людей, сотрудничества, оказания помощи.

Все мотивы деятельности можно подразделить на два больших класса: осознанные и неосознанные.

Осознанные мотивы направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Они присущи зрелым личностям, ибо работа по осознанию мотивов очень сложна и трудоемка.

Неосознанные мотивы деятельности присущи многим людям и проявляются чаще всего в форме эмоций и личностных смыслов. Если деятельность осуществляется успешно, возникают положительные эмоции, в противном случае – отрицательные. Таким образом, эмоции являются ключом к разгадке человеческих мотивов.

Мотивы динамичны и могут меняться в зависимости от ситуации, хотя им свойственна некоторая инерционность в силу невозможности моментальной перестройки вслед за изменением ситуации. Нередко у человека возникает ряд противоположных, но одинаково сильных доводов в пользу разных действий: происходит борьба мотивов, сопровождающаяся волевым усилием. Борьба мотивов представляет собой противоборство различных желаний, она может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большими затратами нервной энергии. Но противоборство мотивов не есть обязательное условие человеческой деятельности. Часто люди руководствуются определенными постоянно доминирующими мотивами.

Необходимо различать понятия «мотивы» и «мотивация». Мотивация суть переживания и часто – бессознательная причина поведения. Она представляет собой характеристики совокупностей мотивов, свойственных тому или иному лицу, той или иной форме поведения.

Мотивационной сферой человека определяются масштаб и характер личности. Важнейшим компонентом динамичности структуры деятельности является способ деятельности, под которым понимается совокупность приемов и методов деятельности, обеспечивающих ее результат.

Теория деятельности предполагает разработку проблем не только внешней (практической), но и внутренней деятельности. Внутренние действия подготавливают внешние. Процесс преобразования внешних действий во внутренние называется интериоризацией. Внутренние действия производятся не с фактическими предметами, а с их образами, а вместо реального продукта мы имеем мысленный результат.

Общая теория деятельности разрабатывает направления влияния деятельности на такие традиционные объекты психологической науки, как психические процессы (ощущение, восприятие, память и т.д.), психические состояния (эмоции, чувства, настроения и др.), психические свойства (темперамент, характер и т.п.).

Мотивы и цели деятельности служат компонентами тех психических состояний, которые возникают в процессе этой деятельности. Высокая активность, доминирование мотивов и целей создают психические состояния готовности к действию, оптимальной работоспособности, творческого вдохновения.

Будучи внутренним побуждением к деятельности, мотив нс определяет ее конкретных характеристик. Один и тот же мотив не может реализовываться в разных деятельностях. Если мотив побуждает к деятельности, то цель определяет конкретную деятельность, ее характеристику и динамику. Необходимо помнить, что один мотив может реализовываться в различных целях. Мотив относится к потребностям, побуждающих к деятельности, цель – к предмету, на который деятельность направлена.

Противоположными состоянию готовности к деятельности являются стресс, депрессия и другие отрицательные эмоциональные состояния. Например, стресс возникает в экстремальных условиях и довольно часто ставит под сомнение успешность выполнения действий по достижению планируемого и предвидимого результата. Определенное влияние на деятельность оказывает состояние утомления. Психические состояния бывают связаны с моментом зарождения идей, гипотез, с накоплением, отбором и творческой переработкой информации. Общеизвестно, что в результате активной творческой деятельности нередко возникает психическое состояние вдохновения, озарения и т.п.

Разнообразие психических состояний, возникающих в процессе деятельности, в немалой степени обусловлено характером труда, профессией человека. В правовой (юридической) психологии можно найти описание психических состояний, возникающих у юриста (следователя, судьи, адвоката и др.) в различные периоды деятельности.

Эффективная деятельность возможна только благодаря познанию окружающей среды. Но и само познание осуществляется в ходе деятельности. Отражение действительности в идеальных образах и моделях происходит при помощи совокупности познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение). Субъективные идеи выступают в качестве объективной истины лишь при условии, что практические действия человека, основанные на этих идеях, достигают цели. Деятельность контролируется волей. Воля – это психический процесс сознательной регуляции поведенческого акта, направленного на достижение результата, предвосхищаемого субъектом как необходимость и возможность.

Активность деятельности во многом определяется психическими свойствами личности. В свою очередь, деятельность оказывает непосредственное воздействие на формирование и развитие психических свойств. Таким образом, деятельность не может рассматриваться вне психики и наоборот.

В заключение необходимо сказать, что в психологии реализуются две самые общие стратегические линии изучения деятельности:

а) деятельность как предмет исследования (структура, формы, интериоризации и т.д.);

б) деятельность как объяснительный принцип (теория деятельности в сфере психических процессов сознания личности и др.).

Основополагающей для человека, безусловно, является трудовая деятельность.

Источник:
Психологическая деятельность и ее структура
Общеизвестно, что деятельность – это внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека. Причем первая сторона (посредством которой человек воздействует на внешний мир) определяется
http://studme.org/38647/psihologiya/psihologicheskaya_deyatelnost_struktura

Психология деятельности

Основой для развития психологии деятельности стала теория, названная психологией человеческого фактора. Эта теория занимается изучением отношений между рабочей средой и работниками. Здесь делается уклон скорее на влияние рабочей среды на человека и как улучшить рабочие факторы, чтобы повысить уровень производства. Теория «психология человеческого фактора» нацелена на получение работниками полной удовлетворенности от их деятельности.

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат

Мотивы – это те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.

Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты.По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели). Выделяют практические (предметные) и умственные действия.

Освоение деятельности. Навыки и уменияПри осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Выделяют простые и сложные навыки.

Простые. Несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания.

Сложные. Усвоенные автоматизированные двигательные, перцептивные и интеллектуальные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

а) двигательный. Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

б) перцептивный. Автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.

в) интеллектуальный. Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее проблемы.

Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении его на цели и условия действия.

Этапы формирования навыка

Аналитический. Вычленение отдельных элементов действия и овладение ими.

Синтетический. Объединение элементов в целостное действие.

Автоматизация. Упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Поскольку в структуру действий и различных видов деятельности входит множество навыков, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного влияния..

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.

Одно из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Источник:
Психология деятельности
Основой для развития психологии деятельности стала теория, названная психологией человеческого фактора. Эта теория занимается изучением отношений между рабочей средой и работниками. Здесь делается
http://studfiles.net/preview/2300193/

(Visited 8 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как перестать общаться с парнем который нравится Как перестать волноваться перед парнем, который нравится?Как перестать волноваться перед… (2)

Выкуп невесты у брата в стихах Выкуп в стихах - красивые сценарии выкупа невесты«Выкуп в стихах»… (2)

Как увеличить губы перцем Как увеличить губы? В домашних условияхКак увеличить губы? В домашних… (1)

Совместимость в постели по дате рождения Сексуальная совместимость: какой знак подарит наслаждение Сексуальная совместимость – дело… (1)

Слюноотделение перед месячными Первые признаки беременности до задержки месячных и послеПервые признаки беременности… (1)

COMMENTS