Дифференциальная психология

Дифференциальная психология как наука

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К.Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Источник:
Дифференциальная психология как наука
Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях
http://psylist.net/difpsi/nb01nau.htm

Мир Психологии

Дифференциальная психология (англ. differential psychology) — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.

Современная Дифференциальная психология широко применяет развитый математико-статистический аппарат, в т.ч. методы корреляционного, регрессионного, дискриминантного и факторного анализов. Данные Д. п. имеют важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, психиатрических и психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности, профотбора и профориентации.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Дифференциальная психология (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических ( см . Женевская школа генетической психологии) и математических методов.

Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием практики — педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа (см. Статистические методы в психологии). Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В. Штерн в работе «О психологии индивидуальных различий» (1900). Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине, А.Ф. Лазурский, Дж. Кеттел и др.

Основным методом Д. п. стали тесты ( см . Тестирование) — сперва индивидуальные, а затем групповые, — используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных — для измерения интересов, установок, эмоциональных реакций. Путем обработки тестов методами факторного анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах, измерениях) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов.

В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:

  1. теория двух факторов Ч. Спирмена, согласно к-рой в каждом виде деятельности представлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, необходимый только для данного вида деятельности (например, для решения математических задач, литературного творчества и т.п.);
  2. мультифакторные теории (Л. Тёрстоун, Дж. Гилфорд и др.), отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия, ассоциативная память и др.).

Как бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах на протяжении всей истории Д. п. служит предметом острых дискуссий. В зарубежной Д. п. долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась.

В настоящее время для Д. п. характерно интенсивное развитие новых подходов и методов, как экспериментальных, так и математических. Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, в общей структуре личности, в мотивационной сфере. Важное место отводится выявлению корреляций между психологическими свойствами, с одной стороны, физиологическими и биохимическими — с другой. Факты и выводы, полученные Д. п., имеют важное значение для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Дифференциальная психология — психология, сосредоточенная на изучении индивидуальных различий реагирования и поведения.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Оксфордский толковый словарь по психологии

Дифференциальная психология — подход к изучению психологии в котором основное внимание сосредоточивается на индивидуальных различиях в поведении.

Источник:
Мир Психологии
раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми
http://www.persev.ru/differencialnaya-psihologiya

Шпаргалка по — Дифференциальной психологии

Ф. Гальтон в 1884 г. организует первую антропометрическую лабораторию в рамках Международной Выставки в Лондоне. Он проводит первое массовое обследование людей (9.337 испытуемых в течение года). Изучает различия в конституциональных (рост, вес, пропорции тела), сенсомотрных (время реакции на визуальные и слуховые стимулы, сила сжатия), сенсорных (острота зрения и слуха) параметрах. Результатом стало обоснование методов статистического анализа и развитие новых идей.

4. Использование данных психогенетики – пограничной с генетикой области психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод, который впервые использовал еще Гальтон. Этот метод позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать различия в зависимости от источника их происхождения: генетические (передаваемые из поколения в поколение), врожденные (имеющие значение только для родственников одного поколения), приобретенные (связанные с разницей в окружении).

Основоположники дифференциальной психологии

Первыми крупными представителями дифференциальной психологии как научного направления, помимо В.Штерна, были в Европе – А. Бине и Ф. Гальтон, в Америке – Д. Кэттелл, в России – А.Ф. Лазурский. В качестве основных методов исследования использовались индивидуальные и групповые тесты (в том числе тесты умственных способностей), чуть позже – проективные методики для измерения установок и эмоциональных реакций.

В 1895 году А. Бине и В. Генри опубликовали статью под названием «Психология индивидуальности», которая представляла собой первый систематический анализ целей, предмета и методов дифференциальной психологии. В качестве главных проблем дифференциальной психологии авторы статьи выдвинули две: 1) изучение природы и степени индивидуальных различий в психологических процессах; 2) открытие взаимоотношений психических процессов индивидуума, которое может дать возможность классификации качеств и возможность определения того, какие функции являются наиболее фундаментальными.

В 1900 году появилась первая редакция книги В. Штерна по дифференциальной психологии – «Психология индивидуальных различий».

В первой части книги рассматриваются сущность, проблемы и методы дифференциальной психологии. К предмету этого раздела психологии Штерн отнес различия между индивидами, расовые и культурные различия, профессиональных и общественных групп, а также различия, связанные с полом.

Основополагающую проблему дифференциальной психологии он характеризовал как триединую:

  • какова природа психологической жизни индивидов и групп, какова степень их различий;
  • какие факторы определяют эти различия или воздействуют на них (в этой связи В. Штерн упомянул наследственность, климат, социальный или культурный уровень, образование, адаптацию и др.);
  • в чем проявляются различия, можно ли зафиксировать их в написании слов, мимике лица и т.д.

В. Штерн рассмотрел также такие понятия, как «психологический тип», «индивидуальность», «норма» и «патология». С помощью методов дифференциальной психологии он дал оценку интроспекции, объективному наблюдению, использованию материалов истории и поэзии, культурологическим исследованиям, количественному тестированию и эксперименту.

Во второй части книги содержится общий анализ и некоторые данные, касающиеся индивидуальных различий в проявлении ряда психологических качеств – от простых сенсорных способностей до более сложных психических процессов и эмоциональных характеристик.

Книга В. Штерна в существенно переработанном виде была переиздана в 1911 году, и еще раз – в 1921 под названием «Методологические основы дифференциальной психологии» [1, с.27–28].

В окончательном варианте своей концепции В. Штерн расширил определение предмета дифференциальной психологии, включив в его содержание не только индивидуальные, но также групповые и типологические различия. При этом автор подчеркивал интегративный характер новой науки и особенно отмечал, что всеобъемность, присущая дифференциальной психологии, совершенно другого рода, чем у общей психологии. Она заключается в том, что дифференциально- психологическому исследованию подлежат формальные (а не содержательные) признаки человека. То есть такие признаки, которые:

  • характеризуют структуру индивидуальности,
  • отличаются универсальностью и устойчивостью,
  • могут быть воспроизведены как в реальной жизни, так и в экспериментальной ситуации.
  1. Проблема индивидуальности в диф. психологии

Понятие индивидуальности наиболее разработано в теории Б.Г.Ананьева: он рассматривает человека как биологического индивида, общественного индивида (личность), субъекта деятельности, индивидуальность. Ананьев связывает понятие индивидуальности с исследованием индивидуального уникального существа, самобытности личности (но! до сих пор понятие индивидуальности не получило однозначного истолкования).

1. Первое понимание по признаку «различия» (уникальности, неповторимости, отличия от других и т.д.). Индивидуальная особенность по отдельно взятой психологической характеристике выступает как одна из многочисленных форм проявления индивидуальности. Однако, лишь совокупность индивидуальных особенностей по различным психическим характеристикам может дать более полное представление об индивидуальности в целом. (Но! в рамках этого подхода не ставится вопрос о существовании устойчивых индивидуально-психологических различиях, т.е. о закономерной связи между индивидуально-психологическими особенностями).

2. Попытка объяснить наблюдаемые психологические различия, обуславливая их биологическими и социальными предпосылками. Акцент делается на установление связей, а не на описание различий). Наиболее разработанными в этом отношении является изучение психобиологических связей: Небылицин (сила НС и чувствительности), Русалов (чувствительность и соматика), Голубева (НС и память), Кулюткин (НС и особенности мышления), Рождественская (НС и состояния, возникающие в результате умственной работы).

3. Системная целостность человека как предмет исследования. Акцент делается на изучение разных видов связей между более или менее полными наборами свойств, относящихся к биологическому, психологическому, и социальному уровням.

Б.Г.Ананьев — индивидуальное своеобразие не является свойством, присущим организму как целому; оно является также и свойством любой части этого целого.

В.С.Мерлин — основываясь на системном подходе автор определяет интегральную индивидуальность, как целостную систему индивидуальных свойств человека, которая имеет 3 уровня: систему индивидных свойств организма (биохимичеческие, общесоматические, нейродинамические свойства); систему индивидуальных психических свойств (психодинамические и психические свойства личности); систему социально-психологических свойств (социальной роли в группе и коллективе, социальной роли в социально-исторических общностях).

Общее у этих подходов: центральный момент — наличие связей между индивидуальными особенностями. В отличие от них, Ананьев — категория возрастного развития человека как субъекта деятельности «метасистемная концепция», когда человек воспроизводится в понятии индивидуальности во всем многообразии его реальных форм и взаимодействие с другими явлениями.

Таким образом, можно выделить 3 направления в изучении человеческой индивидуальности: теории биологической индивидуальности (Ананьев и Русалов); интегральной индивидуальности (Ананьев и Мерлин); и социальной индивидуальности (Абульханова-Славская, Резвицкий). Эти подходы можно разбить на 3 группы: феноменологические (признаки различия); структурные (интегральные), основанные на категории развития.

Индивидуальность человека необходимо рассматривать как систему особенностей человека и как индивида, и как организма, и как личности, т.е. как “иерархическую систему системных качеств”.

Индивидуальность человека предстает как многоуровневая иерархическая система, в которой выделяется разное число уровней. Например, К.К.Платонов предлагает выделять следующие органические уровни индивидуальности:

  • соматоморфологическую,
  • биохимическую,
  • физиологическую индивидуальность.

В психологической сфере он выделяет процессуальную психологическую индивидуальность, в известной степени общую у человека и животных, и содержательную психическую индивидуальность, являющуюся продуктом его взаимодействия с миром. Третий психический уровень – это социально психологическая индивидуальность.

В наиболее общем виде проблема соотношения индивида, личности и индивидуальности была разработана В.С.Мерлиным. По его представлениям, понятия “индивид” (организм) и “личность” включаются в более обобщенное понятие “индивидуальность”, которая рассматривается как иерархическая упорядоченная система свойств всех ступеней развития. Данная система охватывает все уровни существования индивидуальности от свойств организма (биохимических, общесоматических, свойств нервной системы — нейродинамических) через уровень индивидуальных психических свойств — психодинамических (свойств темперамента), психических свойств личности к социально-психологическим индивидуальным свойствам. Сама интегральная индивидуальность определяется им как “целостная характеристика индивидуальных свойств человека”.

Избежать этого можно, выделяя в качестве самостоятельных психофизиологический и психодинамический уровни. В этом случае нейродинамический и психодинамический уровни фактически входят в психофизиологический, но сфера проявлений последнего шире, поскольку этот уровень характеризует не только формально-динамические процессы работы головного мозга и психики, но и качественное своеобразие их протекания.

Межуровневые связи. Описанные выше уровни в структуре индивидуальности существуют в тесном взаимодействии друг с другом. По утверждению В.С.Мерлина, между уровнями имеются не только одно-однозначные связи, но и много-многозначные связи, когда каждая характеристика одного уровня связана с многими характеристиками другого и наоборот. Б.Ф.Ломов понятие связи выдвигает на первый план, предлагая рассматривать индивидуальность как “систему многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития отдельного человека”. И это закономерно, поскольку понятие связи является ключевым для системных исследований. Предполагается, что системность объекта полнее всего раскрывается через его связи и их типологию.

Изучение межуровневых связей в структуре индивидуальности сопряжено с рядом проблем, и среди них первоочередная — определение направленности межуровневых связей и установление причинно-следственных отношений. Одним из широко распространенных в психофизиологии приемов является установление связей путем вычисления корреляций между физиологическими характеристиками (например, параметры энцефалограммы) и психологическими (например, показатели умственного развития). В этом случае, как правило, говорят о поиске “коррелятов” психических функций, т.е. процессов на уровне биоэлектрической активности мозга. Исследования такого типа настолько распространены, что В.Б.Швырков выделил их в особое направление, назвав его “коррелятивной” психофизиологией.

Поиск коррелятов в большинстве случаев можно расценивать как своеобразный психофизиологический “пилотаж”: результаты таких исследований очерчивают зону для более углубленного поиска. Суть в том, что наличие корреляционной связи не дает основания для установления причинно-следственных отношений. Например, наличие значимого коэффициента корреляции между показателем интеллекта и параметром ЭЭГ не дает ответа на вопрос, за счет чего возникает такая связь: интеллект ли определяет характер энцефалограммы или наоборот. Для ответа на подобный вопрос требуются иные приемы и способы анализа.

Методологически это решается путем анализа способов организации уровней. Большинство исследователей считают, что уровни в структуре индивидуальности организованы иерархически.

Источник:
Шпаргалка по — Дифференциальной психологии
Ф. Гальтон в 1884 г. организует первую антропометрическую лабораторию в рамках Международной Выставки в Лондоне. Он проводит первое массовое обследование людей (9.337 испытуемых в течение года).
http://student.zoomru.ru/psih/shpargalka-po-differencialnoj-psihologii/226067.1786697.s3.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как красиво написать буквы на плакате Как красиво написать буквы на плакате мозг off развлекаюсь мозг… (1)

Женские хитрости в отношениях с мужчинами Женские хитрости в отношениях с мужчинами Здоровье (5334) Интересно (4849)… (1)

Слова сестры на выкупе невесты Русский выкуп – Здравствуй, молодец прекрасный! Что ты тих как… (1)

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (1)

Гадалка в шатуре Потомственная ясновидящая, гадалка и экстрасенс в ТамбовеПотомственная ясновидящая, гадалка и… (1)

COMMENTS