Физиологические признаки стресса

Как распознать стресс?

Стресс — это неспецифический (универсальный) ответ организма на воздействие внешней или внутренней среды, — это определение было предложено Гансом Селье.

Еще в 1920 году он обратил внимание на то, что при любой инфекции, вначале проявляются одинаковые неспецифические признаки: слабость, потеря аппетита, температура. Такова и сущность стресса: независимо от специфики стрессоров, нарушающих гомеостаз, признаки стресса, которыми организм реагирует — универсальны.

Существует распространенное мнение, что стрессовые воздействия — всегда неблагоприятные, но оно ошибочно. Механизм стресса одинаков вне зависимости от того, приятна или неприятна стрессовая ситуация.

Например, мать, получившая сообщение о гибели в бою сына испытает сильнейшее душевное потрясение. Но, если спустя несколько лет окажется, что сообщение было ложным и неожиданно ее сын войдет в комнату, то вновь испытанный стресс окажется ничуть не слабее, чем в предыдущем случае.

Получается, что даже когда эмоции абсолютно противоположны, механизм стрессового реагирования одинаков. Потеря работы, переезд, ремонт, рождение ребенка, послеродовые депрессии, поступление в институт, болезнь, развод, — любое из этих событий запускает неспецифический универсальный биохимический ответ.

Стресс — это состояние напряжения, возникающее при несоответствии нагрузки ресурсным возможностям организма. Стресс, в перевод с английского, означает давление, напряжение, нажим. Во время стресса запускаются множественные психологические, поведенческие, эмоциональные и другие изменения в личности.

В то же время определенный уровень стресса необходим. Без стресса и его воздействий наша жизнь была бы пассивной, безрадостной, бесцветной, почти что растительной. Немногие из нас хотели бы полного покоя и простого удовлетворения естественных потребностей.

Стресс повышает силы и возможности организма, является «острой приправой» в повседневной жизни и только лишь, будучи чрезмерным, приводит к депрессии, истощении ресурсов, деформациям личности.

Дистресс — (от греческого di — двойной) это стресс, характеризующийся наибольшей интенсивностью протекания, оказывающий отрицательное, разрушающее воздействие на личность. Это такая форма стресса, с которой человек не может справиться. При этом страдает иммунная система, люди становятся подвержены любым инфекциям, подрывается моральное здоровье, возникают признаки психоэмоциональных нарушений: депрессии, головные боли, неврозы, потеря аппетита, бессонница.

Характеризуется следующими телесными проявлениями:

  • сильное сердцебиение
  • ускорение ритма дыхания
  • напряжение мышц
  • пульсация крови в висках
  • расширяются зрачки
  • увлажняются ладони и др.

Мудрая природа запускает механизм, помогающий нам выжить. Она немедленно приводит организм в состояние, способное быстро отреагировать. Это происходит вне зависимости от нашего желания, мы не способны контролировать этот процесс, да часто мы даже не подозреваем, что этот механизм существует.

По команде мозга происходит выброс в кровь адреналина, который заставляет сердце биться быстрее. Одновременно перераспределяется кровоток: увеличивается приток крови к мозгу и конечностям, содержание сахара в крови повышается, давая дополнительную энергию, — так проявляются физиологические признаки стресса.

Этот механизм работает одинаково для человека и животных: все происходящие изменения подготавливают организм к необходимой реакции: обеспечивают кислородом мышцы, позволяя развить максимальную силу, мобилизуют все возможные ресурсы, чтобы вступить в схватку или скорее убежать.

Только природа не предусмотрела развитие цивилизации, которая оторвала человека от природы. Внутри нас работает тот же механизм, но нам не нужно спасаться от медведя или кидаться на саблезубого тигра. И этот механизм из средства выживания превратился в инструмент саморазрушения.

Получается, фитиль загорелся, а выстрел не произошел, в итоге пушка стреляет вовнутрь, по закону сохранения энергии бесследно ничего не исчезает. А мы потом жалуемся «на печень» или «на сердце». А причина — «застывшее» нереализованное напряжение.

Кроме разрушительного воздействия на тело, стресс еще и приводит к изменениям в психике. Самое распространенное — это депрессии, масштабы этого заболевания таковы, что его прозвали «чумой 21 века».

Главной характеристикой является дезорганизация функционального уровня деятельности, поведения, что проявляется в общем напряжении организма.

  • вялость, повышенная утомляемость, апатия
  • головная боль, боли в спине, мышцах
  • расстройство половой функции
  • звон и жужжание в ушах
  • частая необъяснимая аллергия
  • частые простуды и др.
  • переедание или недоедание
  • проблемы в общении
  • нервные вредные привычки
  • употребление алкоголя, наркотиков, курение
  • употребление психоактивных веществ (стимулирующих, успокоительных)
  • раздражительность, придирчивость
  • потеря контроля над деятельностью
  • рассеянность, суетливость, беспокойство, принятие ошибочных решений
  • снижение производительности
  • пренебрежение обязанностями и др.
  • вспыльчивость
  • капризность
  • напряженность, невозможность расслабиться
  • депрессии и ощущение несчастья
  • чувство одиночества
  • тревога, чувство вины
  • частые перепады настроения
  • чрезмерные реакции на незначительные ситуации
  • навязчивые мысли, жалость к себе
  • депрессии, приступы плача, мысли о самоубийстве и др.

Чем больше признаков стресса вы обнаруживаете в себе, тем ближе вы к личностной деформации, распаду психической целостности, к истощению нервной системы, к бесконтрольной точке стресса.

Глубинный анализ последствий стресса привел к гипотезе, что механизм стресса выглядит следующим образом: каждое негативное переживание забирает определенное количество единиц жизненной силы. Концепция, разработанная Селье, показывает, что от рождения каждому задано ограниченное количество жизненной энергии.

Допустим, что при рождении человеку доступно два миллиона единиц жизненной силы. Дальше, рассмотрим, как эта сила тратится:

  • острая стрессовая реакция при рождении — 300 000
  • болезни в детстве — 150 000
  • адаптация в школе: насмешки, прозвища, высмеивание и проявление жестокости — 30 000
  • развод родителей — 300 000
  • переезд на новое место, потеря друзей — 50 000
  • адаптация в новой школе — 30 000
  • плохие отметки — 100 000
  • плохая компания, первый опыт употребления алкоголя, табака и наркотиков — 100 000
  • первая любовь, первое разочарование в любви — 250 000
  • вынужденная ненавистная работа — 150 000
  • депрессии, неуверенность и страх за будущее — 80 000
  • три года брака, наполненного скандалами и разочарованиями, развод — 300 000
  • плохое питание, беспорядочные связи, увольнение с работы — 80 000
  • отказ от стремлений, разрушение мечты — 80 000.

В итоге — жизнь больше не приносит ни радости, ни удовлетворения, произошла утрата жизненной силы, энергии. Постоянное напряжение, усталость, апатии, депрессии, пристрастие к спиртному или наркотическим веществам, отсутствие желаний и притязаний, — все это признаки потери жизненной энергии. В результате, начало практически любого заболевания и множество личных проблем.

Единственная возможность справиться со стрессом — это активность. Стресс нельзя перележать или пересидеть. Учеными разработаны многочисленные упражнения и техники для снятия напряжения, эффективные средства коррекции и профилактики расстройств, связанных со стрессом.

Начните с релаксации, попробуйте аутотренинг, займитесь спортом, найдите время и желание, чтобы сохранить свое здоровье. Перестаньте жаловаться, добиваться сочувствия и понимания. Сосредоточьтесь на светлых сторонах жизни и на действиях, которые приведут к успеху.

В результате стресса личность может дезорганизоваться, низвестись полностью на бессознательный уровень действий. Но стресс может и предельно мобилизовать все адаптивные возможности и тогда личность способна осознанно преодолеть экстремальные воздействия разумными способами.

Источник:
Как распознать стресс?
Сущность понятия стресс, механизмы стрессового воздействия на организм, признаки и последствия стресса
http://amazingwoman.ru/psihologiya/stress/kak-raspoznat-stress/

Поведенческие и физиологические симптомы стресса

Чтобы оценить ваш уровень симптомов стресса, укажите, как часто вам доставляли непри­ятность следующие поведенческие и физиологические симптомы.

0 = никогда или редко

1 = от случая к случаю

3 = всегда или почти всегда

Поведенческие симптомы стресса

Устойчивая несовместимость с людьми 0 1 2 3

Трудности при принятии решений 0 1 2 3

Потеря чувства юмора 0 1 2 3

Сдержанный гнев 0 1 2 3

Трудно сосредоточиться 0 1 2 3

Неспособность завершить одну работу,

прежде чем набрасываться на следующую 0 1 2 3

Ощущение себя мишенью враждебности других людей 0 1 2 3

Ощущение неспособности к сотрудничеству 0 1 2 3

Желание кричать по малейшему поводу 0 1 2 3

Отсутствие желания что-либо делать после возвращения

домой с работы 0 1 2 3

Ощущение усталости утром — как после бессонной ночи 0 1 2 3

Постоянная усталость 0 1 2 3

Физиологические симптомы стресса

Отсутствие аппетита 0 1 2 3

Неумеренное желание есть, когда положение трудное 0 1 2 3

Частое нарушение пищеварения или изжога 0 1 2 3

Запор или диарея 0 1 2 3

Бессонница 0 1 2 3

Беспричинная испарина 0 1 2 3

Нервное подергивание плечами, покусывание ногтей и т.п. 0 1 2 3

Головные боли 0 1 2 3

Судороги и мышечные спазмы 0 1 2 3

Тошнота 0 1 2 3

Затруднение дыхания от малейшего усилия 0 1 2 3

Обмороки 0 1 2 3

Импотенция или фригидность 0 1 2 3

ПРИМЕЧАНИЕ: При подсчете результатов важна не общая цифра по каждому разделу, а число поведенческих или физиологических симптомов, получивших оценку 2 или 3. Если в ка­кой-либо категории более трех симптомов получили 2 или 3, это свидетельствует о возможном наличии у вас в данный момент проблемы, связанной со стрессом.

Источник: Воспроизводится по книге Cartwright S., Cooper C.L. Managing Workplace Stress. — Thousand Oaks: SAGE, 1997, p. 12.

Итак, если вы научились улавливать симптомы перехода в состояние стресса, то можно переходить к освоению при­емов борьбы с ними. При ближайшем рассмотрении ока­зывается, что эти приемы не столь уж и сложны.

7.2. Стратегия борьбы со стрессами

Проведенный выше анализ ваших личных факторов стрес­са на рабочем месте и в повседневной жизни в целом по­зволяет сформулировать несколько относительно простых стратегий борьбы со стрессом. На рис. 7.4 приведена клас­сификация факторов стресса и соответствующих способов борьбы с ними.

Нехватка времени — типичная проблема современных ме­неджеров. Стратегии ее преодоления обсуждаются в учеб­ном элементе № 8*. Межличностные конфликты рассмат­ривались в учебном элементе № 6**. Здесь мы более под­робно рассмотрим ситуационные факторы и стресс ожида­ния неприятностей.

Рис. 7.4. Факторы стресса и стратегии их устранения

Ситуационные факторы связаны с окружающей средой, в которой человек работает. Основными здесь являются:

• уровень требований к скорости выполнения или объему работы;

• уровень контроля за действиями работника;

• интеллектуальный уровень выполняемой работы.

Очевидно, что основная стратегия борьбы с этими факто­рами — пересмотр системы организации труда или, если возможно, перепроектирование рабочего места.

Стресс ожидания неприятностей возникает чаще всего при нечетко определенных целях или неудовлетворительном планировании. Каждый из нас может вспомнить это состо­яние: кажется, что не учел что-то существенное, что мо­жет стать источником неприятностей. Внимание к поста­новке целей и планированию — вот важнейшие способы предотвращения подобных стрессов.

Однако есть еще один весьма эффективный способ борьбы со стрессом ожидания неприятностей. Речь идет о так на­зываемой тактике «малых побед». К сожалению, мы редко уделяем внимание тому, чтобы целенаправленно перево­дить себя в комфортное психологическое состояние. Меж­ду тем, если человек знает свои психологические особен­ности и владеет навыком самоанализа, он может сам со­здавать у себя позитивный эмоциональный настрой. Для это­го необходимо планировать и заваевывать «малые победы», т.е. обеспечивать достижение небольших, но необходимых позитивных результатов и тем самым постоянно радовать самого себя.

Представьте, что перед вами лежит список дел, которые необходимо выполнить сегодня. В этот список включены как важные и трудные дела, так и существенные, но более простые зада­ния. Всегда возникает вопрос: с чего начать? Многие полагают, что начинать надо с самых слож­ных дел, якобы пока есть энергия и время, другие, напротив, начинают с мелочей. Увы, ни тот, ни другой путь не оптимален. В первом случае вы рискуете столкнуться с серьезными трудностя­ми, которые могут испортить вам настроение на весь день. Во втором — выполнение мелких дел вряд ли принесет большое удовлетворение.

Тактика «малых побед» утверждает, что начинать надо с выполнимых дел, среднего уровня сложности. В этом случае, во-первых, результат гарантирован, а во-вторых — завершение значи­мого дела гарантирует вам удовлетворение и положительный эмоциональный настрой, который поможет справиться с более трудным заданием. Если же при его выполнении все же возникнут затруднения, вы вряд ли впадете в уныние, ведь сегодня вы уже успели сделать нечто существен­ное.

На управление стрессами можно посмотреть и с несколько иной точки зрения. Ранее речь шла о типах факторов стрес­са и конкретных способах их подавления. Теперь мы обсу­дим три стратегии поведения, которые позволяют справ­ляться со стрессами, порожденными самыми разными при­чинами. Речь пойдет о стратегиях создания среды для уст­ранения факторов, вызывающих стресс, о стратегиях предупреждения, способствующих противодействию возник­новения избыточного стресса, и о стратегиях реакций, по­зволяющих без ущерба для личности работать некоторое время в условиях избыточного стресса. Рисунок 7.5 поясня­ет особенности этих стратегий.

Рис. 7.5. Стратегии управления стрессом

При выборе стратегии необходимо учитывать время, кото­рым располагает человек. Так, стратегия создания среды позволяет получить постоянно действующий эффект, пре­пятствующий возникновению стресса, однако на ее реали­зацию требуется много времени.

Общительные и дружелюбные люди очень часто выглядят удачливее своих коллег, когда речь заходит о профессиональной деятельности. Это во многом объясняется тем, что благодаря указанным качествам они создают круг общения (или, пользуясь термином из менеджмента, неформальную сетевую организацию), который можно эффективно использовать для решения возникающих проблем, что, естественно, препятствует возникновению стресса.

Стратегия предупреждения может быть выработана быст­рее, однако на освоение приемов предупреждения стрес­сов необходимо значительное время. К числу таких страте­гий относится, например, правильное планирование вре­мени, описанное в следующем разделе: оно позволяет из­бежать стресса нехватки времени. Неумение большинства людей использовать эту стратегию зафиксировано в рус­ских поговорках: «Гром не грянет, мужик не перекрестит­ся» и «На охоту ехать — собак кормить» и др.

Наконец, реактивная стратегия предполагает, что человек умеет себя правильно вести в том случае, если уже попал в стрессовую ситуацию.

Одним из приемов реакции на стресс является самоанализ. Автор, например, давно выра­ботал привычку анализировать состояние свой психики, если возникают ощущения подавленно­сти или дискомфорта. Прежде всего, необходимо выявить причину стресса. Затем надо решить, можно ли что-то предпринять, чтобы устранить эту причину. Если такая возможность имеется, то ею следует обязательно воспользоваться; уже само решение что-то сделать позволяет успоко­иться. Но бывают случаи, когда предпринять ничего нельзя. Тогда нужно просто вытеснить при­чину стресса из сознания, чему можно научиться, освоив аутотренинг.

Учебный элемент № 8.

Эффективное использование времени менеджера

Учебные цели элемента

Дать представление о проблеме управления временем в работе.

Познакомить с основными концепциями управления временем.

Научить эффективно использовать свое рабочее время.

Трудно в наше время встретить человека, который на воп­рос «Как дела?» не ответил бы нечто вроде: «Да ничего, только вот времени страшно не хватает». Действительно, время — это ресурс, которого большинству людей не хва­тает. Однако с прискорбием приходится констатировать, что чаще всего людям не хватает времени не потому, что они действительно перегружены работой, а потому, что не умеют им правильно распорядиться.

Перед началом обсуждения актуальной проблемы эффек­тивного использования времени попробуйте определить, нет ли у вас проблем со временем.

Источник:
Поведенческие и физиологические симптомы стресса
Чтобы оценить ваш уровень симптомов стресса, укажите, как часто вам доставляли непри­ятность следующие поведенческие и физиологические симптомы. 0 = никогда или редко 1 = от случая к случаю
http://lektsii.org/2-88207.html

Симптомы стресса

Стресс — это эмоциональная, психическая, физическая и химическая реакция нашего организма на внешние раздражающие и пугающие факторы. Как отличить стресс от любого другого нервного заболевания? Учёные симптомы стресса делят на несколько групп.

Физиологические симптомы нервного стресса — одни из самых труднопереносимых, так как связаны со сбоем работы сразу нескольких систем нашего организма. К физическим реакциям при стрессе относя следующие симптомы.

Если в наличии больше половины из перечисленных симптомов, а никаких серьёзных заболеваний нет, это наверняка признаки самой настоящей стрессовой ситуации.

Эмоциональные симптомы стресса самые управляемые и могут зависеть от волевых действий человека. К этой группе признаков относятся следующие симптомы.

Есть специально разработанные методики, как управлять стрессом. Они направлены прежде всего на управление нежелательными эмоциями, которые захлёстывают человека в стрессовой ситуации. После преодоления эмоционального барьера уже начинается работа и с остальными проявлениями данного заболевания.

Физиологические и эмоциональные признаки стресса сказываются и на поведении человека. По его реакции на окружающие события можно чётко определить, находится он в стрессовом состоянии или нет.

      1. Он начинает допускать большое количество ошибок даже в той работе, которая для него всегда была привычной и хорошо отработанной.
      2. Постоянно занятый своим внутренним миром и проблемами, там происходящими, человек очень небрежно начинает относиться к своей внешности: носит старую, грязную, неглаженую одежду, не посещает парикмахера.
      3. Человек, подверженный стрессу, обычно очень суетлив без всяких на то причин, у него постоянно ни на что не хватает времени.
      4. Начинает курить, если не страдал этой привычкой раньше. Если же был курильщиком, то число выкуриваемых за день сигарет возрастает в несколько раз.
      5. Пытается залить тоску и одиночество алкоголем.
      6. Некоторые люди в стрессовом состоянии с головой уходят в работу, чтобы убежать от самих себя. Им свойственен трудоголизм в ущерб личному и семейному времени.
      7. Конфликтные ситуации как дома, так и на работе, учащаются.

Данная группа признаков стресса чаще всего наблюдается у школьников, так как стресс у подростков связан как раз с интеллектуальными и эмоциональными перегрузками в школе.

      1. Невозможность сосредоточиться на чём-то, постоянная рассеянность и разброд мыслей в разных направлениях, концентрация внимания падает в несколько раз.
      2. Значительное ухудшение памяти.
      3. Негативные мысли не дают покоя и постоянно держат человека в напряжении.
      4. Бесполезное проигрывание в мыслях одной и той же ситуации, возвращение к одной и той же проблеме, которую мозг никак не может решить.
      5. Трудность в принятии самых простых решений.
      6. Неорганизованность, постоянные опоздания, беспорядок на рабочем месте, забывчивость.

Если большинство из перечисленных симптомов имеет место быть, человек находится в серьёзной опасности, так как стресс очень вреден для здоровья человека в целом — как физического, так и психического. Чем раньше будут обнаружены данные симптомы, поставлен диагноз и начато комплексное лечение, тем легче будет проходить восстановление после стресса.

Источник:
Симптомы стресса
Стресс — это эмоциональная, психическая, физическая и химическая реакция нашего организма на внешние раздражающие и пугающие факторы. Как отличить стресс от любого другого нервного заболевания? Учёные симптомы стресса делят на несколько групп.
http://lecheniedepressii.ru/simptomy-stressa.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Если мужчина говорит моя 11 утверждений влюбленного мужчины или как понять, что мужчина влюблен… (6)

Слова мамы невесты на выкупе Cлова мамы на выкупе невесты Ах, эта свадьба, свадьба… Она… (6)

Загадки на выкуп невесты Загадки на выкуп невесты Получай статьи на почту Добавляйся в… (4)

Выкуп туфли невесты в стихах Выкуп туфли невесты в стихах Ой вы гости-господа, вы откуда… (4)

Если женатый водолей влюбился Если женатый водолей влюбилсяВсе наиболее важное для тебя, твоей семьи… (4)

COMMENTS