Формы проявления стресса

ЛЕКЦИЯ № 20Работа как источник стресса

Работа как источник стресса

1. Понятие стресса

Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника.

Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

Зачастую производственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.

Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации.

Отрасль знаний начала зарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться как самостоятельная наука. Огромный вклад в разработку и основу данной отрасли внес знаменитый немецкий ученый, преподававший в Гарвардском университете, Гуго Мюнстерберг. Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) правительство Великобритании создало Совет по изучению усталости на производстве, в котором большое участие принял Г. Мюнстерберг. В этом Совете он изучал неэффективную работу, усталость, утомляемость работников, занятых в основном ручным трудом.

Впервые термин «психология профессионального здоровья» предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд. Основной целью изучения психологии профессионального здоровья стали изучение негативного влияния стресса на организм и здоровье людей и разработка методов и способов борьбы со стрессом.

Нельзя не отметить, что реакция на стресс у каждого человека индивидуальная. Одни с легкостью переносят все тягости стресса, а другие, наоборот, замыкаются в себе и долго не могут справиться со стрессом. Это связано с возможностями того или иного человека, его личностными характеристиками, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом, ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешь переутомления и усталости, а с радостью перевыполняешь план на месяц и даже на квартал за неделю.

Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс.

2. Причины производственных стрессов

Основными причинами производственных стрессов являются:

1) перегруженность или незагруженность работой;

2) организационные перемены;

3) ролевая неопределенность и ролевой конфликт;

4) эпидемия психогенного заболевания;

5) истощение физических и духовных сил;

3. Формы проявления производственных стрессов

Основными формами проявления производственных стрессов могут быть:

2) агрессивность по отношению к коллегам;

3) нежелание выходить на работу, прогулы;

4) большое количество брака продукции;

5) излишняя нагрузка на работе;

6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.

4. Профилактика производственных стрессов

Рассмотрим основные пункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями:

1) создание благоприятного организационного климата;

2) предоставление работникам возможности самим организовывать свою работу;

3) четкое определение обязанностей работников;

4) устранение причин, ведущих к перегруженности или недо-груженности работой;

5) социальная поддержка;

6) психологическая помощь на предприятии;

7) программы общего оздоровления.

Необходимо также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела на неделю вперед.

Не ставьте перед собой «наполеоновские» планы, ведь только люди с «наполеоновскими» возможностями и силами могут выполнить такие планы. Ведь именно перенапряжение, большое количество работы и дел являются источником зарождения стресса и конфликтов в коллективе.

Индивидуальные подходы к предотвращению стрессов

Как было уже сказано ранее, каждый человек по-своему переживает стресс и стрессовые ситуации. Одни уходят в себя и надолго абстрагируются от всего мира, другим, наоборот, необходимо постоянное общение, для того чтобы стресс не стал для них хроническим заболеванием. Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, по возможности необходимо обратиться к организационному психологу или психологу на стороне для того, чтобы побыстрее выйти из стрессовой ситуации без особых осложнений. Ведь если «не лечить» стресс, то он может перерасти в различного рода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше. Психолог поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет на время отвлечься от всех проблем. Также при помощи психолога или при желании самого человека можно освоить модификацию поведения и биологическую связь.

Источник:
ЛЕКЦИЯ № 20Работа как источник стресса
Работа как источник стресса 1. Понятие стресса Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные
http://www.telenir.net/psihologija/psihologija_truda_konspekt_lekcii/p20.php

Прогноз уровня стресса

Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и при­кладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у ко­торых возможно нарушение функционального состояния во время экстремальных ситуаций, и проводить с ними соответствующую ра­боту в плане психопрофилактики стресса. Специалисты в области физиологии труда отмечают, что различные виды неблагоприятных функциональных состояний (утомление, монотония, неадекватные реакции при стрессах и т. д.) не только существенным образом сни­жают успешность и качество труда, но и заставляют человека платить «сверхвысокую психофизиологическую цену» за выполняемую работу

60 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

[2, 9, 13, 16]. Поэтому своевременный прогноз возможных отклоне­ний в нормальном функциональном состоянии у отдельных лиц и своевременная реализация коррекционных мероприятий не только помогли бы этим людям сохранить здоровье, но и за счет оптимиза­ции их функционального состояния повысить эффективность их дея­тельности.

В настоящее время существуют различные методы прогнозирова­ния реакций человека на стресс. Их основная задача состоит в учете индивидуальных психических и физиологических особенностей ис­пытуемого и экстраполяции полученных данных на аналогичные си­туации в будущем. К этим методам относятся:

1) использование идентичных стрессоров (например, изучение психо­
логических и вегетативных реакций студента на одном экзамене
дает возможность прогнозировать характер и уровень переживае­
мого им стресса на другом);

2) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных
условиях
(воздействие сильных зрительных, звуковых и тактиль­
ных раздражителей);

3) мысленное моделирование стрессорных ситуаций (в частности, при
помощи метода нейролингвистического программирования);

4) прогнозы на основе психологических тестов и опросников’,

5) математические модели (простой, множественной регрессии и пр.);

6) создание при помощи различных устройств модельной стрессорной
ситуации,
которая по своим параметрам была бы достаточно близ­
ка к ситуации реальной.

Например, для оценки поведения студентов на экзамене проводилось сравнение психофизиологических показателей студентов в трех вариан­тах: при сдаче экзамена, во время стоматологического приема и при вы­полнении теста «Зеркальная координометрия». Сопоставление реакции студентов на ситуацию экзамена с реакциями на этот тест показало, что подобные тестовые задания могут являться своеобразными пробными мо­делями, изучение которых позволяет прогнозировать реакции того или иного испытуемого на реальную стрессовую ситуацию. На основании по­лученных результатов автором было предложено использовать последний лабораторный тест для прогнозирования реакции человека на эмоцио­нальный стресс и оценки стрессотолерантности 1 .

1 Анфиногенова В. А. Сравнительная оценка адекватности методов моделирования эмо­ционального стресса // Материалы X Международного симпозиума «Эколого-фи-зиологические проблемы адаптации». Мм 2001, с. 32.

2.2. Опенка уровня стресса 61

Следует отметить, что при разработках подобных методов моде­лирования реакций на экзамен имеются две проблемы, затрудня­ющие получение точных данных — это различия по содержательной и мотивационной частям экзамена и лабораторного эксперимента. Особенно важна при этом мотивационная часть. Во время экзамена студент стремится максимально проявить свои знания, так как его оценка влияет на стипендию, социальный статус, собственную само­оценку и пр. В модельном эксперименте достаточно трудно создать необходимый уровень мотивации, кроме того, процедура экзамена (его временные и содержательные характеристики — подготовка к нему, ожидание своей очереди, контакт с преподавателем, включая межличностные отношения и пр.) весьма сильно отличается от про­цедуры работы с красно-черной таблицей или на аппарате, опреде­ляющем скорость реакции или координацию движений.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов приводят в своей книге ряд стрессоров, которые используются в спортивной и военной психоло­гии для проверки стрессоустойчивости человека:

+ соревновательная обстановка выполнения заданий и создание по­вышенной мотивации к победе;

+ неожиданные сильные воздействия (громкие звуки, световые вспышки, холодные прикосновения, электрокожные раздражения);

+ показ психотравмирующих картинок или кадров из фильмов;

+ выполнение действий, оказывающих реальное стрессогенное воз­действие (прыжки с парашютом, «обкатка танками», «окурива-

62 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

ние» газами в противогазах, обстрел из закрепленного на станке пулемета);

+ установка на неотвратимость болевого воздействия (наказание элек­трическим током в случае ошибки при выполнении теста) и т. д. [2].

Понятно, что далеко не все из предложенных этими авторами мето­дов можно применять в повседневной практике психолога для оценки стрессоустойчивое™. Из приемлемых методов можно отметить спе­циальное создание трудностей в выполнении мотивированной дея­тельности в виде дефицита времени или координационной сложно­сти, а также эмоциогенное инструктирование при высокой личной значимости выполняемых контрольных действий.

Последний метод ранее уже применялся автором данного пособия для оценки стрессоустойчивости студентов. Испытуемые дважды проходили испытание на тремометре.

В первый раз студенты должны были просто выполнить предложенное задание (провести щуп тремометра через «дорожку», не касаясь краев от­верстий), не получая информации о результатах теста.

Второй раз студенты получали соответствующую инструкцию: «Вы плохо выполнили первое задание, хуже остальных студентов в группе. По­старайтесь теперь максимально сосредоточиться и значительно улучшить свой результат». Во время второго опыта при каждой ошибке звучал рез­кий звуковой сигнал и мигала контрольная лампа, что создавало дополни­тельную эмоциональную нагрузку. Подобный эксперимент позволял вы­являть лиц с низким уровнем стрессоустойчивости.

В последнее время появились новые перспективы для прогнози­рования стрессовых реакций с использованием методов математи­ческого анализа вариабельности сердечного ритма. Основоположник этого направления в нашей стране Р. М. Баевский отмечает, что ис­пользуя спектральные характеристики сердечного ритма для инди­кации активности различных контуров управления, можно подойти к решению задачи оценки и прогнозирования функционального со­стояния организма при информационных нагрузках. Полученные в результате лабораторного моделирования данные в дальнейшем под­вергаются математической обработке.

В настоящее время все большую популярность приобретает метод множественной регрессии, позволяющий строить достаточно точные математические модели на основании сопоставления большого числа исходных данных [5, 10].

Данный метод позволяет установить статистическую зависимость среднего значения одной случайной величины У от нескольких дру-

2.2. Оиенка уровня стресса 63

гих величин Хь Х2, . Хn. Эта статистическая зависимость находит свое выражение в уравнении:

где а, (i = 0, n) — искомые параметры.

Покажем основные принципы построения моделей реагирования студентов на эмоциональный стресс на примере прогнозирования ве­личин пульса во время экзамена [17]. Первоначально для построения модели было использовано более 70 физиологических и психологи­ческих показателей, зарегистрированных у студентов как в состоя­нии относительного покоя, так и на экзаменах.

После предварительного отбора было оставлено 10 показателей, характеризующих:

+ гемодинамику: артериальное диастолическое давление (АDD);

+ ритм сердца: НР, pNN50;

+ личностные характеристики теста Кеттела: А, F, N, М, Q4;

+ страх за свое сердце (S10),

+ тендерный признак (Sех).

С учетом этих факторов была построена компьютерная модель со­стояния частоты сердечных сокращений у студентов на экзамене. Ито­говое уравнение связывает ожидаемую частоту пульса на экзамене с психологическими и физиологическими параметрами студентов:

НRЕ = 73,31 + 1,03 х АDD + 3,77 х НF — 0,60 х рNN50 + + 1,76 х А — 1,86 х F — 2,16 х М — 1,51 х N + 1,96 х Q4 1,49 х S10 — 18,87 х Sех.

Стандартная ошибка равна 9,8 уд/мин.

График соотнесения предсказанных, исходя из этой модели, и на­блюдаемых реально показателей частоты сердечных сокращений, а также вклад отдельных факторов в конечный результат, отображен на рис. 18.

Согласно результатам множественного регрессионного анализа, наибольший вклад в частоту сердечных сокращений вносят такие па­раметры, как пол студентов, величина их диастолического артериаль­ного давления во время обычного учебного процесса и показатель ак­тивности функционирования их парасимпатической системы (рNN50). Менее значителен вклад в показатели пульса на экзамене таких ха­рактеристик личности, как фрустрированность (Q4), озабоченность (-F), наивность (-N) и общительность (А).

64 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

Полученные модели психологических и физиологических пара­метров студентов во время экзаменационного стресса можно исполь­зовать для прогноза их состояния на экзамене и проведения профи­лактических мероприятий со студентами, входящими в «группу риска» по тем или иным показателям. С такими студентами перед экзаменами желательно проводить психокоррекционную работу по оптимизации функционального состояния.

Рис. 18.Зависимость между предсказанной и реально наблюдаемой частотой пульса у студентов в состоянии экзаменационного стресса

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Назовите четыре возможные формы проявления стресса.

2. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?

3. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.

4. Какие существуют объективные методы оценки уровня стресса?

5. Каким образом вычисляется вегетативный индекс Кердо (ВИК)?

6. Перечислите основные методы оценки психомоторных реакций,
применяемых при изучении психологического стресса.

7. Из каких элементов состоит самомониторинг внутреннего состоя­
ния при стрессе?

8. Перечислите методы прогнозирования уровня стресса.

«& Выберите правильный вариант ответа

1. К какой форме проявления стресса относится нарушение кониентраиии
внимания?

а) к поведенческой;

б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной; •

г) к физиологической.

2. К какой форме проявления стресса относится головная боль?

а) к поведенческой;

б) к эмоииональной;

в) к интеллектуальной;

г) к физиологической.

3. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооцен­
ки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе?

а) к изменению обшего эмоиионального фона»;

б) к выраженным негативным эмоииональным реакциям;

в) к изменениям в характере;

г) к невротическим состояниям.

4. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель
57 баллов по Спилбергеру?

г) к сверхвысокому.

5. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном ана­
лизе стресса?

6. К какой из ниже перечисленных групп методов прогнозирования уровня
стресса относится метод множественной регрессии?

а) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных усло­
виях;

б) мысленное моделирование стрессорных ситуаций;

в) прогнозы на основе психологических тестов;

г) математические модели.

Литература

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 549 . Нарушение авторских прав

Источник:
Прогноз уровня стресса
Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и при­кладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у
http://studopedia.info/5-126918.html

Три основные стадии стресса

Три основные стадии стресса. Причины возникновения и терапия

Стресс – одна из основных причин психосоматических заболеваний. Ему подвержены все группы населения, независимо от пола, возраста или профессии. Длительное и интенсивное стрессовое состояние, или дистресс, приводит к повышению давления, нарушениям сердечного ритма, проблемам с пищеварением, гастритам и колитам, головным болям, снижению либидо.

Главная причина стресса – в обилии ситуаций, которые воспринимаются нами как опасные, в сочетании с невозможностью адекватной реакции на них. При этом запускаются механизмы, призванные мобилизовать все силы организма. Они и приводят к появлению вышеперечисленных симптомов.

Главный физиологический механизм реализации стресса – гормональный. Стресс начинается с значительного выброса адреналина и норадреналина. Соответственно и проявления его – это характерные для действия адреналина эффекты. Реакция организма на стресс одинакова у всех людей. Поэтому можно выделить три основные стадии стресса. Их описал ещё Ганс Селье в 1936г.

Эта стадия – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается. Нарушается аппетит, усвоение пищи и её выведение. В случае быстрого разрешения ситуации или возможности естественной реакции на стрессор (бегство, драка или любая другая физическая активность) эти изменения проходят бесследно. Если же стрессовая ситуация длительная, без возможности адекватной реакции или чрезмерно сильная – наступает истощение резервов организма. Чрезвычайно сильные стрессоры, особенно физиологического характера (переохлаждение или перегрев, ожоги, травмы), могут привести к летальному исходу.

Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального. Физиологические и психологические процессы переводятся на более высокий уровень, мобилизуются все системы организма. Психологические проявления стресса (тревога, возбудимость, агрессия) уменьшаются или вовсе исчезают. Однако возможности организма к адаптации не бесконечны и при продолжении стрессового воздействия наступает следующая стадия стресса.

В некотором роде сходна с первой стадией стресса. Но в этом случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому физиологические и психологические симптомы этой стадии – фактически крик о помощи. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть. При преобладании психологических причин стресса декомпенсация проявляется в форме тяжелой депрессии или нервного срыва. Динамика стресса на этой стадии необратима. Выход из стрессового состояния возможен только с посторонней помощью. Она может заключаться в устранении стрессора или помощи в его преодолении.

Традиционно причины стресса подразделяют на физиологические (биологический стресс) и психологические (психоэоциональный). К физиологическим относят непосредственные травмирующие воздействия и неблагоприятные условия окружающей среды. Это могут быть жара или холод, травмы, дефицит воды и пищи, угроза жизни и другие факторы, прямо влияющие на состояние здоровья.

В современных условиях гораздо чаще встречаются психологические причины стресса. Выделяют информационную и эмоциональную формы психологического стресса. Их объединяет отсутствие прямой угрозы здоровью, большая длительность воздействия стрессоров и невозможность естественной реакции на стресс. Конфликты, непомерная рабочая нагрузка, необходимость постоянно генерировать идеи или наоборот, слишком монотонный труд, высокая ответственность приводят к постоянному напряжению резервов организма. Психосоматические заболевания в большинстве случаев развиваются именно как исход психологического стресса.

В последнее время реакцию организма на проживание в неестественных условиях всё чаще выделяют в отдельный вид – экологический стресс. Среди его причин не только загрязнение воздуха, воды и пищи. Проживание в высотных домах, активное использование транспорта, бытовой техники, электроприборов, изменение ритма сна и бодрствования в течение длительного времени оказывают пагубное влияние на организм человека.

На первой стадии стресса человек вполне может справиться с ним самостоятельно. А уже начиная со второй ему необходима поддержка и помощь со стороны. Терапия стресса обязательно комплексная и включает как лечебные мероприятия, так и психологическую помощь, и изменения в образе жизни.

Терапевтические мероприятия при биологическом стрессе ограничиваются устранением травмирующего фактора и медицинской помощью. Благодаря отсутствию длительных гормональных нарушений организм может восстановиться самостоятельно.

В случае с психологическим и экологическим стрессами необходимы комплексные лечебные мероприятия.

Комментарии и отзывы:

Несколько лет назад испытала на себе, что такое стресс. Схема его возникновения проста — сначала регулярные проблемы на работе, затем смерть отца, моя тяжелая болезнь, неудача в отношениях (развод). В общем, я сломалась. Выкарабкалась лишь с помощью смены обстановки — бросила все и уехала отдыхать с друзьями в Горный Алтай на две недели. Кстати, параллельно еще принимала Афобазол, но уверена, что помогла мне в основном поездка и поддержка друзей.

Источник:
Три основные стадии стресса
Описание трех основных стадий стресса. Причины возникновения стрессовых состояний. Методы лечения стресса
http://onevroze.ru/tri-osnovnye-stadii-stressa-prichiny-vozniknoveniya-i-terapiya.html

Формы проявления стресса

Учебная дисциплина программы профессиональной переподготовки «Практическая психофизиология»

Цель спецкурса: систематическое ознакомление с современными концепциями изучения психологического стресса, причинами возникновения и формами проявления стрессовых состояний, влияниями стресса на успешность деятельности и здоровье профессионалов, психологическими методами диагностики и коррекции стресса в прикладных условиях.

1. Социально-экономическая значимость изучения профессионального стресса.

Стресс и надежность профессиональной деятельности. Стресс и здоровье профессионалов. Понятие психического здоровья. Стресс и пограничные состояния. Болезни стрессовой этиологии. Демографические данные о распространенности «болезней стресса «.

2. Классическая теория стресса Г.Селье и возможности ее приложения в психологических исследованиях.

История развития концепций гомеостатического регулирования в физиологии. «Триада признаков» стресса по Г.Селъе, физиологические механизмы возникновения. Понятие общего адаптационного синдрома, уровни адаптации. Стадии развития стрессовых реакций по Г.Селъе. Зависимость уровня исполнения от степени активации и напряженности деятельности, фактор сложности задачи. Основные принципы классической теории (не специфичность ответа, фазы приспособления, ресурсы адаптации), привнесенные в область психологического изучения стресса.

3. Современные концепции изучения стресса.

Понятия экстремальности, стресса и стрессора. Абсолютная и относительная экстремальность. Опосредующие факторы развития экстремальных состояний (новизна, интенсивность, потенциальная угроза, субъективная значимость, сложность поведенческих задач). Понятия физиологического и психологического стресса (Р.Лазарус), различия в механизмах возникновения. Концепция адекватности реагирования на экстремальное воздействия, состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования (В.И.Медведев). Структурно-системное описание стрессовых состояний, субсиндромы стресса (М.Франкенхойзер, Л.А.Китаев-Смык).

4. Профессиональный стресс и подходы к его изучению.

Субъективная значимость труда и отношение к трудовой роли. Специфика понятия «профессиональный стресс» (профессиоведческая и факторная парадигмы). Стресс как стимул (инженерно-психологическая традиция). Стресс как состояние (феноменологическая традиция). Роль факторов когнитивной оценки и стратегий преодоления («coping mechanisms») в развитии стресса. Опосредующая психологическая модель стресса (Р.Лазарус). Транзактная модель стресса (Т. Кокс). Профессиональная эпидемиология и методы социальной медицины в изучении стресса.

5. Основные формы проявления стрессовых состояний в труде.

Нормативные режимы протекания трудового процесса и стадии динамики работоспособности. Мотивационные компоненты регуляции деятельности, типы доминирующей мотивации. Операциональная и эмоционалъныя напряженность. Виды состояний операциональной напряженности. Неадекватные формы реагирования в стрессогенных ситуациях, формы состояний эмоциональной напряженности (тормозная, импульсивная, генерализованная). Временная динамика и индивидуалъные особенности в процессе неадекватного реагирования на стрессогенную ситуацию. Стадии развития и отреагирования острых стрессовых состояний. Накопление и отсроченные эффекты переживания стресса. Хронические и пограничные состояния (хроническое утомление, астенический синдром, депрессия, неврозы и неврозоподобные состояния).

6. Стрессы «голубых воротничков».

Факторы среды обитания и физические стрессы. Прямое и опосредующее влияние внешних воздействий. Эргономические методы нормализации условий производственной среды. Массовое производство и рутинные виды труда. Состояние монотонии и его формы. Психическое пресыщение. Когнитивные модели развития монотонии и сопутствующих состояний. Удовлетворенность трудом, обогащение содержания труда, организация свободного времени.

7. Стрессы «белых воротничков».

Особенности трудовых нагрузок в квалифицированных видах труда. Факторы перегрузки и недогрузки. Дефицит времени. Структура обязанностей и ответственность. Трудовая роль, ролевой конфликт, двойственность ролевой позиции. Участие в процессах управления, принятие решений и их реализация. Инновационная активность. Перспективы профессионального роста, развитие профессиональной карьеры, профессиональная защищенность, кризисы завершения профессиональной карьеры. Субъективная значимость труда, ценностные ориентации и индивидуальные стратегии поведения. Поведенческие типы А и В, риск-факторы для здоровья. Личностные трансформации в процессе профессиональной адаптации, примеры лонгитюдиналъных исследований.

8. Организационные источники стресса.

Структура организаций и организационных взаимодействий. Внутриорганизационные связи и их эффективность, характер взаимодействий с начальством, коллегами, подчиненными. Делегирование ответственности. Психологический климат в организации, в рабочей группе. Рабочие места и мобильность персонала. Семейные отношения и их соответствие потребностям организации. Социальная значимость, престиж профессии и соответствие внутренним запросам личности.

9. Новые информационные технологии и организационные источники стресса.

Изменения в организационных структурах при внедрении информационных
технологий. Перераспределение функциональных обязанностей. Изменение
характера информационных нагрузок. Деперсонализация
внутрипрофессионалъных контактов, телекоммуникации. Проблема
свободного распределения времени. Профессиональная включенность.

10. Способы коррекции и профилактики стрессовых состояний.

Общая классификация методов оптимизации состояний в профессиональной деятельности. Объективная реорганизация трудового процесса (эргономическая и инженерно-психологическая традиции).

Способы непосредственного воздействия на состояние работающего. Внешние приемы воздействий: специальная тренировка, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мульти-медиа.

Методы психологической саморегуляции состояний (психотерапевтическая традиция). Классификация методов саморегуляции. Базовые техники и вспомогательные средства. Примеры программ обучения приемам саморегуляции. Индивидуальные особенности освоения навыков саморегуляции. Оценка эффективности внедрения психокоррекционных средств.

Рекомендуемая литература.

  1. Бодров В. А. Информационный стресс. М, ПЭР СЭ, 2000
  2. Кокс Т. Стресс. М., Медицина, 1981
  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., Наука, 1983
  4. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., МГУ, 1984
  5. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., МГУ, 1993
  6. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. Статья в «Вестник МГУ. Серия 14: Психология», 2000, № 3, с. 4-21
  7. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., МГУ, 1976. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Наука, 1979
  8. Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., Медицина, 1985.
  9. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. «Психология труда и организационная психология: современной состояние и тенденции развития «. Хрестоматия. М., Радикс, 1995. Статьи (1) Касл С.В., (2) Купер К.Л. и Маршалл Дж., (3) Кокс Т. и Маккей К., (4) Хамбергер Л.К. и Лоор М.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский

Источник:
Формы проявления стресса
Учебная дисциплина программы профессиональной переподготовки «Практическая психофизиология» Цель спецкурса: систематическое ознакомление с современными концепциями изучения психологического
http://psy.msu.ru/educat/dopoln/psyphy/stress.htm

(Visited 23 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как увеличить губы перцем Как увеличить губы? В домашних условияхКак увеличить губы? В домашних… (3)

Психология отношений А точнее — чем больше развивается современное общество, тем больше… (2)

женские чулки для мужчин Мужские чулки: новый тренд Некоторым это покажется странным, но многие… (2)

Слюноотделение перед месячными Первые признаки беременности до задержки месячных и послеПервые признаки беременности… (2)

Как перестать общаться с парнем который нравится Как перестать волноваться перед парнем, который нравится?Как перестать волноваться перед… (2)

COMMENTS