Где смысл жизни

10 взглядов на смысл жизни

Человечество на протяжении всего своего существования пытается найти смысл жизни. Его искали и религиозные деятели, и философы. В этой статье собрано 10 ответов, которые предлагались на вопрос о смысле жизни

Киренаки были сторонниками одной из ветвей учения Сократа. Эта группа была основана около 400 года до нашей эры в Северной Африке, ее возглавил Аристипп, один из учеников Сократа. Их учение содержало положение о том, что опыт и знание, доступные отдельному человеку, всегда субъективны. Поэтому ни один человек не сможет увидеть мир так, как его видит другой. Они также считали, что мы не знаем ничего определенного о мире, а единственное доступное знание — это чувственный опыт.

Они учили, что единственная цель жизни — испытывать удовольствие в настоящем, вместо того, чтобы делать планы на будущее. Первостепенны физические наслаждения и человек должен принимать все меры к тому, чтобы максимизировать их количество. В целом, это была очень эгоистичная точка зрения, ставившая удовольствие отдельного человека выше благополучия общины, города или страны.

Киренаики игнорировали не только чужую философию, но и традиционные социальные нормы. Так, Аристипп учил, что в инцесте нет ничего дурного — по его мнению, только общественная условность привела к табуированию родственных браков.

Моизм разрабатывался китайскими философами примерно в то же время, когда в эллинистическом мире появились киренаики. Это учение создал Мо Ди, который одним из первых в Китае поставил вопрос о смысле жизни. Он наметил 10 принципов, которым должны следовать люди в повседневной жизни, центральным из которых стала беспристрастность.

По этому учению, смысл жизни будет достигнут тогда, когда каждый человек будет в равной степени уделять внимание всем остальным, не ставя никого из людей выше других. Это означало, разумеется, отказ от роскоши, богатства и удовольствий. Моисты видел идеал человеческих отношений в равенстве и верили, что будут вознаграждены за это таким же равенством в загробной жизни.

Циники были еще одной группой, близкой к Сократу. Они находили смысл жизни в том, чтобы жить повинуясь больше естественному порядку вещей, а не этике и традициям. Циники считали, что такие социальные условности, такие как богатство или лицемерие, мешают людям достигать добродетелей.

Они не отказывались от общественных установлений целиком, но считали, что каждый человек вырабатывает свои личные представления о добре и зле и имеет право пойти против общества, следуя своим установкам. Отсюда возник принцип «парезии» — принцип говорить правду.

Еще одним важным принципом цинизма была самодостаточность. Циники полагали, что свободу человек может сохранять только если он готов в любой момент отказаться от общения с другими людьми и благ цивилизации.

Эйнштейн был одним из самых выдающихся представителей человечества. В 1951 году молодая женщина спросила у него в письме, в чем смысл жизни. Ответ был коротким: «Чтобы создавать удовлетворение для себя и для других».

В письме своему сыну Эдуарду Эйнштейн был более конкретен. Он написал ему, что верит в «высшую стадию сознания как высший идеал», а человеческая способность создавать новые вещи из ничего — это больше, чем мы можем подумать. Именно акт творения позволяет нам испытывать счастье. Он также напоминал, что творить нужно не из желания запомниться, а из любви к вещи, которую создаешь.

У Чарльза Дарвина были сложные отношения с религией и с религиозным значением смысла жизни. Первоначально он придерживался христианских убеждений, но позже его представления заметно поколебались.

Некоторые его наследники стали практически обожествлять эволюцию — ведь именно она обеспечила появление человека. Они видят в этом высший смысл эволюции и полагают, что она неминуемо должна была привести к современным людям. Некоторые, напротив, подчеркивают, что эволюция — это сочетание цепочки случайностей и способностей к выживанию. Но и те, и другие согласны, что смысл жизни в том, чтобы передать часть своей ДНК будущим поколениям.

Чаще всего слово «нигилизм» ассоциируется с предшественниками русских революционеров начала XX века, но этот термин куда более сложен. Нигилизм — от латинского hihil («ничто») – полагает, что таких вещей как «ценность» или «смысл» в природе не существует, а потому и существование человека смысла не имеет.

Ницше полагал, что распространение нигилистических убеждений со временем приведет к тому, что люди прекратят какую-либо деятельность в принципе. Этого, как мы видим, не произошло, но нигилизм как безразличие к происходящему все-таки остается популярным.

Эти учения распространены в Тибете и других частях Гималаев. Очень похожая на классический буддизм тибетская философия полагает, что смыслом жизни является прекращение земных страданий. Первым шагом к этому является понимание мира. Поняв мир, вы сможете прийти к знаниям, необходимым для прекращения страданий.

Философия предоставляет возможность выбрать «Путь малых возможностей», на котором человек занимается прежде всего своим спасением из мира, либо «Путь больших возможностей», на котором человек помогает другим. Истинный смысл жизни обретается в практике. Тибетская философия запоминается еще и тем, что она предлагает своим последователям точные инструкции по поведению.

Эпикурейскую философию часто чрезмерно упрощают. По Эпикуру, все состоит из мельчайших частиц, в том числе и человеческий организм, который складывается из частиц души. Без частиц души тело мертво, а без тела душа неспособна воспринимать внешний мир. Таким образом, после смерти ни душа, ни тело не способны продолжить существование. После смерти нет ни наказания, ни награды — ничего. Это значит, что человеку надо сосредоточиться на земных делах.

Частицы души способны испытывать и удовольствие, и боль. Поэтому нужно избегать боли и получать удовольствие. С тем, что мы не можем контролировать (неожиданную смерть), нужно просто смириться.

Это не означает, что можно делать все, что хочется. Даже если ограбление банка принесет некоторые приятные впечатления, настоящий эпикуреец помнит, что чувства вину и тревоги могут принести затем больший дискомфорт. Эпикурейцы также привержены дружбе, самому приятному, безопасному и надежному чувству, которое может быть доступно человеку.

Высший смысл жизни у ацтеков заключался том, чтобы жить в гармонии с природой. Такая жизнь позволяет продолжать энергию и образовывать новые поколения. Эта энергия называлась «теотль» и была не божеством, а чем-то вроде джедайской Силы. Теотль наполняет собой мир, все наши знания и простирается за пределы знаний.

В теотль есть полярные противоположности, которые борются друг с другом и тем самым сохраняют равновесие во Вселенной. Ни жизнь, ни смерть не плохи — они лишь часть цикла. Ацтеки полагали, что правильнее всего оставаться на середине, не стремясь к богатству и пользуясь тем, что уже есть, с умом. Это было залогом того, что дети получат мир в том же состоянии, что и отцы.

Стивен Фрай — один из ярких представителей современного гуманизма — ставит вопрос о смысле жизни так, чтобы он касался каждого, вне зависимости от пола, убеждений, расы или возраста. В гуманизме нет конкретного смысла жизни. Каждый человек находит собственный смысл в жизни. Вместо того, чтобы искать его вовне, человек должен найти его внутри себя, думая о том, что делает его счастливым.

Потому что смысл жизни действительно будет для каждого из нас своим. Кто-то хочет создать шедевр, кто-то — благотворительный фонд. Или посадить сад, усыновить ребенка, подобрать животное с улицы. Нет единственного правильного ответа на вопрос о смысле жизни — каждый вырабатывает этот ответ самостоятельно. И, кажется, именно эта теория позволяет быть счастливыми наибольшему числе людей.

Источник:
10 взглядов на смысл жизни
Человечество на протяжении всего своего существования пытается найти смысл жизни. Его искали и религиозные деятели, и философы. В этой статье собрано 10 ответов, которые предлагались на вопрос о смысле жизни
http://www.qwrt.ru/news/2531

Где смысл жизни

— Один известный психолог сказал, что если человек интересуется смыслом жизни — значит, он болен. Вы согласны?

— Я вообще не очень уверен, что психолог является компетентным советчиком относительно смысла жизни. Более того, если помогающий вам специалист начнет вести себя так, словно в него встроен маленький оракул, безошибочно определяющий таковой смысл, то лучше всего откланяться и удалиться от подобного общения.

Функции психотерапевта менее судьбоносны. Но. Хороший психолог пройдет с вами часть пути по обретению вами отнюдь не конечно — исчерпывающего, а ситуационного смысла того, чему ниспослано научить вас, то положение обстоятельств, в котором вы себя обнаруживаете сегодня.

А на вопрос отвечу традиционной поговоркой моего учителя о.Адриана ван Каама — «И да, и нет»… 🙂 Он, священник и психолог, рассматривал явления в бинокулярной перспективе…:-)

Итак, почему да? Потому что о смысле жизни не думают в рутине, не думают вовлеченные во что-то значимое, не думают в опасности боя. На поиск смысла жизни мысль наталкивается в паузах, произвольных или вынужденных. Что вынуждает нас делать паузы в ежедневном течении жизни? Чаще всего, когда нас нечто выбивает из жизни: стресс, утомление, страдание. Да, в ситуации болезни вероятность задуматься, что к чему, выше нежели в нашей повседневности.

Нет — потому что в подобной постановке вопроса подспудно просвечивает утверждение того, что поиск смысла жизни является симптомом патологии — душевной или телесной. Давайте поразмышляем об этом. Конкретизируя Ваш вопрос: является ли поиск смысла жизни патологией и если это не так, то с какой частотой такого рода размышления естественны и полезны.

Человеческое бытие во многом определяется цикличностью. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, наша сердечная мышца сокращается и напрягается. Эти ритмы соотносятся как 1:1. Цикл бодрствование/сон определяется пропорцией 3:1. Возможность зачатия у женщин составляет цикл 5:1. Исходя из этих примерных соотношений, вопросим себя, с какой частотой следует искать этот самый смысл, а сколько времени проводить в следовании установленному, как, например, следуя примеру М.Прохорова в его предвыборном интервью:

«— Как вы думаете, есть ли у человека бессмертная душа?
— Этот вопрос я пока для себя не решил. Я живу активной жизнью, я много об этом думаю, но у меня пока нет ответа на этот вопрос».

Думается, что пропорция временных промежутков, когда искать тот смысл, а когда остыть к этому, необыкновенно вариабельна. Она может быть и 6:1 — шестой день недели Господу или 10:1 исходя из принципа десятины или еще реже — 50:1 — юбилейные года. -).Однако, несомненно, возвращать себя к этому следует Иначе мы перестаем быть человеками. Ведь животные о смысле жизни не парятся…. 🙂 А для ангелов — он уже определен. Мы где-то посерединке… 🙂

Вытеснять размышления о смысле жизни на периферию сознания — значит скатываться к животному началу в себе или начать игру в робота. Здесь есть и преимущества: — без таких мыслей значительно беспроблемней живется. Как то в 14 лет, находясь в рефлексивных поисках, я спросил приятеля: «В чем смысл жизни, Толик?» — «А просто жить», — ответил он. Кстати, в нашем диалоге обнаружилось еще доброе назнаначение такого рода вопросов — они существенно сближают говорящих о них. Именно смыслами цементируются объединения людей: от спртивных фан-клубов до монашеских орденов. — Ты полагаешь, — продолжаю я солидаризующее нас общение, — что стоит отложить этот вопрос, пока мы не станем самостоятельными полностью? — Ага.

Так вот, когда мы созреваем — вопрос о смысле начинает свербить. Ведь взрослеть — означает принимать на себя ответственность за себя и близких. А вот тут следует дисциплинировать себя и не задавать его слишком часто. Высокая амплитуда его актуализации — удел либо депрессивных невротиков, либо святых. И добродетели кротости, терпеливости, послушливости и благодарности позволят нам не стать одержимыми постоянно навязчивым возвращением к его решению.

— Как можно не задавать себе этот вопрос слишком часто, если прямо сейчас требуется на него ответ? Если нет сил вставать с постели, идти на работу и т.д. просто так, не понимая, зачем?

— Ну, давайте различать: есть вопрос о смысле жизни и есть ответ. Вопрос должен возникать только в нескольких ситуациях и ответ на него несет функцию:

а) разъяснения
б) утешения
в) вдохновения

При правильно построенной жизни, можно предположить, что вообще достаточно одного ответа на этот вопрос, и, решив его для себя единожды, дальше мы скользим по инерции верного ответа не теряя энергии по ледяной жизненной горке… Потребность нового вопроса с новым ответом возникает лишь если мы зацепились за что-то на своем пути. А так как все и в нас и вне нас отнюдь негладко, то вопрос этот будет возникать. И правильность ответа на него определяется тем, насколько долго хватает вдохновения от ответа на него.

И еще. Природа нас, сотворенных, мудра. Не все наши действия обусловлены мотивацией смысла. Ведь есть поступки, на которые мы решаемся по привычке, из жалости, из любви, из стремления к удовлетворению, по чувству долга. Список побуждающих причин велик и отнюдь и не всегда может быть сведен к ультимативному смыслу бытия.

— Где искать смысл жизни и где его искать точно не стоит? Как Вы ответили бы пациенту, простому человеку?

— Ну, простой человек вряд ли бы спросил о смысле жизни…. 🙂

Так что для начала я бы дал ему домашнее задание — погуглить все что об этом написали древнегреческие философы и принести мне реферат… 🙂 В котором все, что ставили во главу угла они: удовольствие, познание и прочее и почему это не годится вопрошающему.

Потом я бы предложил свою трактовку. А она в следующем. Один из столпов цивилизации Гаутама Будда изрек «первую благородную истину» — «Все в мире есть страдание». Спустя ровно 25 веков выдающийся психолог Виктор Франкл обосновал «Смысл страдания — стать иным». Наложив эти чеканные формулы друг на друга, получаем: «Смысл жизни в становлении иным». Присмотревшись, мы находим подтверждение этому в природе. Гусеница становится бабочкой. Из яйца получается птенец. Мы начинаем осознавать себя вскоре после выхода из маминого живота.

Каждый день мы можем становиться немножко другими. Главное — двигаться в правильном направлении. Для христиан тут просто — каждый из нас сотворен с заданием и необходимыми для его выполнения ресурсами. Найти эти ресурсы в себе и обозначить верный вектор движения. Заключительная цель — придти в конечную для этого этапа жизни точку, в которой совпадешь ты с ожиданиями Творца о тебе и от тебя.

— И как понять, что за ресурсы в тебе и какое это задание, если ничего не понятно, а сил ни на что нет?

— Допустим, сил действовать нет. Но силы думать-то есть? Если и таковых не обнаруживается, лучше просто поспать. Если же думается в охотку, то поехали…

Прежде всего, обнаружим себя во времени и месте. Почему мы не среди цивилизации майя? Почему не пингвины в Антарктиде? Почему и какой я отражаюсь нынче в зеркале? И почему я там себе не очень нравлюсь?

Что мешает мне покрасить волосы в зеленый цвет? То, что это буду не я. Тогда что из моего есть настоящее мое? А что бы мне хотелось, чтоб было? Оно может быть — ну, скажем, поставив себе целью заработать миллион долларов, отдав все силы на это, я, наверное, смогу. В крайнем случае, почку продам. Почем, кстати они сейчас? Не, не продам. Не так уж мне нужен тот лям. Но захотел бы — был бы.

Итак — могу. А что хочу? Нет, правда, что мне надо? Вряд ли островок в Карибском архипелаге… Ага, вот, мне нужна работа, и не просто тупо вкалывать. а чтоб в кайф. Какой она могла бы быть? Готов ли я к ней или квалификация невысока? Что там на полке, там, запыленная. Ага, книжка по тому, что мне интересно. Вот мне и задание на ближайший час. После него я стану умнее, значит стану иным.

То что мне хочется, пусть и немножко лениво, отражает мои ресурсы, нечто данное мне. То, что я приблизился к этому в этот час — наполнило день смыслом, я стал чуточку не таким, когда вяло просыпался этим утром. Завтра я сделаю еще что то. Главное — сегодня день прошел не зря. За что — благодарность Вверх…

— Вы говорите: «вот, мне нужна работа, и не просто тупо вкалывать. а чтоб в кайф. Какой она могла бы быть?» Что делать, если такого варианта не находится?

— У здорового человека не бывает, так, чтобы ничего не хотелось.

Бывает у смертельно уставшего. Тогда отдохнуть до того, чтобы осозналось — ага, вот это был кайф, тааак оторваться в ничегонеделании. Так, теперь я хочу… И хотение ловится.

Бывает у тревожного — ничего не могу хотеть, все забивает страх. Тогда надобно влечь себя к специалисту, умеющему добрым словом ли, медикаментами ли снять узду тревоги.

Бывает у пресыщенного — мол, напился, наелся, налюбился — ничо более не надо. Тогда, наверное, и вопросов о смысле жизни не возникнет. Пока лежи, переваривай… Скоро чего нить захочешь, тогда свистни…

Ну допустим, бывает. Во здоров ты и с вялотекущим ужасом осознаешь, что нет у тебя «зудящего дела всей жизни». Что делать?

Ответ: а ведь ты, волею судеб, не на необитаемом острове. Твое существование есть взаимный танец с окружающими тебя. Попробуй словами или движениями понять, что ждут от тебя значимые для тебя персоны: начальники и подчиненные, родители и дети, супруги и друзья. Ты только спроси, или дай знать, что не против услышать мнение их о себе, так такого получишь в ответ — долго разгребать придется. Сам не рад будешь, что затеял этот социологический вопрос о себе, но напросился… 🙂

Теперь смыслы твоей жизни придут к тебе извне. Систематизируй их и отвергни по очереди. Осталось ли что нибудь, приемлемое для тебя?

— Предположим, наименее противным оказался совет друга. Устремить туда себя всего настолько, насколько хватит сил? Любой смысл жизни лучше, чем его отсутствие?

— Нет. Только тот смысл жизни является правильным на нынешнем вираже твоей жизни, который исходит извнутри тебя. Любое следование предложенному извне есть имитация, закос под истину. Смысл смысла, то есть интерпретаций друга есть только материал, который следует проверить на эталонах собственной рассудительности. Подписаться можно только под тем, за что ты ответишь не жалея о своей подписи.

Иногда отсутствие смысла жизни и есть сам этот смысл. Во всяком случае, ты, не кривя душой, можешь солидаризоваться с ранним питерским панком «Автоматические удовлетворители»: «А я не знаю, зачем я живу, ну и бу- бу- буй с ним». Исповедание своего незнания порой делает тебя мудрым. Или юродивым. А кто из них выше — выяснится в Вечности.

Возвращаемся. Никуда не следует себя устремлять по совету кого бы то ни было. Любая имитация смысла жизни хуже признания в его (временном) отсутствии.

— Как же жить без (пока) не найденного смысла жизни? Разве смысл жизни — не то, что дает нам силы проживать день за днем?

— Сегодня, за книжкой в поезде на работу наткнулся на мудрую фразу историка В.Ключевского: «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что ты живешь». Процитировал это второй пациентке, пришедшей в скорби на 9-й день после смерти мужа. Ей стало очевидно легче.

Прислушаемся. Отнюдь не осознание смысла дает нам силы проживать день за днем. Человек, в массе своей, не то существо, дабы жить единственно осознанием смысла. Он наполовину чувственен. И вот чувство жизни — непогрешительно верно.

Утреннее тепло очага. Морозный вдох выхода из дома. Преодоление пути. Встреча друзей. Улыбка незнакомки. Опоздание на трамвай и неожиданное местечко в нем с возможностью глянуть в интересную книжку. Добрый вход на работу, где тебе рады. Вдохновение что-то сделать, чего не было до тебя, что ты сегодня принесешь в мир. Душевный перекур с весело расслабленным обсуждением происшедшего. Запредельное усилие в захватывающем труде. Чувство того, что день прошел не напрасно. Вкусный ужин с любующимися тобой домочадцами. Слова благодарности Вверх за этот день, отнюдь не бессмысленный. Ласковое соскальзывание в сон с предвкушением лучшего завтра.

Это ли не смысл сегодняшнего дня? Самого простого из проходящей череды отпущенного нам здесь времени. А о завтрашнем подумаем завтра… 🙂

И в заключение Ваших вопросов, позвольте и мне задать Вам один: есть ли смысл в поисках смысла жизни? Или, чем этот процесс искания вызвал в Вас интерес? И самому ответить на него – неповторимое очарование поиском смысла жизни состоит в его ускользании. И мне верится, что Тот, кто приглашает нас в путь поиска, бережно периодически скрывает его от нас, побуждая нас сделать несколько шагов вперед и вверх. Так что здесь важнее процесс, нежели результат. Только потому, что впереди нет предела…

Источник:
Где смысл жизни
Что мешает мне покрасить волосы в зеленый цвет? То, что это буду не я. Тогда что из моего есть настоящее мое?
http://www.nosuicid.ru/gde-iskat-smysl-zhizni/

Понятие смысла жизни и его составляющие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа на тему:

«Понятие смысла жизни и его составляющие»

Студентка 4 курса

Глава 1. Рассмотрение проблемы смысла жизни в психологии

Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе 4

1.2 Оптимальность смысла жизни как одна из основных его характеристик 9

Глава 2. Составляющие смысла жизни

2.1 Ценностно-смысловая сфера личности 19

2.2 Смысложизненные ориентации личности 28

Список литературы 36

Проблема смысла жизни человека, которая во все времена была чрезвычайно значимой, в XX в. приобрела особую актуальность: она все больше перерастает в проблему смысла жизни человечества. Вопрос о смысле жизни является не просто предметом научных споров философов, эстетиков, психологов — он неразрывно связан с практикой жизни каждого человека в отдельности и человечества в целом.

Цель исследования: рассмотрение проблемы смысла жизни в психологии и её составляющих.

Объект исследования: понятие смысла жизни

Предмет исследования: составляющие смысла жизни

Рассмотреть различные точки зрения о понятии смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе

Ознакомиться с понятием оптимального смысла жизни человека

Рассмотреть ценностные ориентации и личностный смысл как составляющие смысла жизни

Рассмотреть смысложизненные ориентации личности как составляющую смысла жизни.

Глава 1. Рассмотрение проблемы смысла жизни в психологии.

1.1 Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе.

В настоящее время существует множество различных подходов к проблеме смысла жизни. Ниже мы ознакомимся с некоторыми из них. Но для начала следует рассмотреть наиболее общее определение понятия «смысл жизни». Для этого мы обратились к психологическому словарю, где смысл жизни определяется как особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру. Смысл жизни — «механизм», работа которого имеет «судьбоносное» значение для человека (10).

Смыслу жизни посвящен ряд совершенно противоположных по своей сути философских течений. Одной из наиболее древних считается концепция Экклезиаста. В ней говорится о ничтожности и суетности человеческой жизни. Жизнь человека, считал Экклезиаст, это вздор, бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагал, что составляющие жизни – власть, труд, богатство, любовь — бессмысленны, так же «как погоня за ветром». В общем, он отрицал наличие у человека смысла жизни (8).

В монографии «Три круга Достоевского», российский философ Ю.Г. Кудрявцев выдвинул новое течение, его главная идея сводится к тому, что человек сам наполняет жизнь своим личным смыслом. На первый план тут выдвигается желание целостности, чтобы «этот смысл каждый видел в «высоком» (позитивные качества личности), а не в «низком» (смысл своего существования — наличие женщин, денег и власти).

Среди русских мыслителей достаточно полно раскрыл данную проблему Ф.М. Достоевский, разгадывающий «тайны и загадки» человека во все периоды своей жизни. «Человек должен быть личностью. Каждый человек обязан оставить в обществе небольшой след своей личности». Суть смысла жизни — человеку важно быть нравственным.

Итак, мыслители и философы вкладывают в понятие «смысл жизни человека» разное содержание: кто-то считает, что смысла жизни нет, кто-то вкладывает в него все негативное, («страдание); третьи предполагают нечто «положительное» («счастье») и т.д. (18).

Фрейд считал, что смысл человеческой жизни, — быть счастливым, получать разнообразные наслаждения и удовольствия. Необходимо не допускать болезней, несчастий. Фрейд считает, что человек испытывает огромное удовольствие, наслаждаясь прекрасным.

Э. Фромм, ученик Фрейда, писал: «Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к всему позитивному (счастью, любви, верности)».

Понимание смысла своей жизни, пишет К. Обуховский, — это необходимое условие нормального функционирования.

Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий (2).

В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного(4). Но определение смысложизненной «доминанты» — лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик.

Чудновский считает, что проблема смысла жизни — это проблема осознания человеком своих возможностей, постановка реальных целей.

В литературе по проблеме смысла жизни обычно подчеркивается позитивное значение этого феномена в жизни человека. Однако факты показывают, что смысл жизни может играть как конструктивную, так и деструктивную роль в формировании личности. В этой связи весьма актуальной является проблема адекватности смысла жизни. Это — проблема условий, при которых смысл жизни как психологическое образование может выполнить свою основную функцию — дать человеку почувствовать удовлетворение жизнью, а в высших своих проявлениях достичь ощущения счастья (11).

Мы считаем важным отметить в нашей работе основные характеристики адекватности смысла жизни по Чудновскому:

1. Реалистичность смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизненаличным объективным условиям, необходимым для его осуществления и индивидуальным возможностям человека.

2. Конструктивность смысла жизни (позитивное влияние на личность).

Чудновский выделяет два возраста, когда подобные вопросы о смысле жизни человек задает себе особенно часто: старость, когда они звучат как «отчет» о прожитой жизни; и молодость, когда все впереди, и человек строит свои планы на будущее, впрочем, эти вопросы могут возникать перед человеком постоянно, в самые различные периоды его жизни (11).

Известно, что жизнь людей имеет позитивную сторону: жизнь хороша и интересна — в ней люди могут быть счастливыми и радостными. Счастье приносит брак, рождение ребенка, взаимная любовь между противоположными полами, окончание вуза. Мы предпочитаем теории, которые признают смысл жизни человека.

Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь (3).

Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека (1).

Источник:
Понятие смысла жизни и его составляющие
Проблема смысла жизни человека, которая во все времена была чрезвычайно значимой, в XX в. приобрела особую актуальность: она все больше перерастает в проблему смысла жизни человечества. Вопрос о смысле жизни является не просто предметом научных споров философов, эстетиков, психологов — он неразрывно связан с практикой жизни каждого человека в отдельности и человечества в целом. , страница 1
http://works.doklad.ru/view/Uw-fJHW7lO4.html

Смысл жизни, в чем он?

Любой человек наверняка не раз в этой жизни задается вопросом: для чего я живу на этом свете? Человек любопытен по своей природе, поэтому ему хочется знать мнение другого и поделиться своим.

Зоара, 18 лет

Смысл жизни в том, чтобы починить то, что сломано в прошлой жизни. Человек живет не одну жизнь, он живет несколько жизней, не знаю сколько. Так мне объяснили мои учителя в школе, и я в это поверила. Например, если нам трудно уважать родителей, значит, в прошлой жизни мы не уважали родителей, а в этой жизни нам надо научиться их уважать – это называется «починка».

Смысл жизни, в чем он? Живешь да живешь. Фото: Хава тОР/Великая Эпоха

Анна, 91 год

Смысл жизни, в чем он? Живешь да живешь. Устаешь жить, ждешь смерти в моем возрасте. А с другой стороны – жизнь так быстро проходит, и жить хотелось бы еще, но это не от нас зависит. Думаю о Боге, но не могу поручиться, что Он на самом деле есть. Я жила в советском обществе, где смысл жизни у всех был в работе.

Я вижу смысл жизни в добром отношении к детям, к внукам, в продолжение рода. Фото с сайта sfgate.com

Анна, 62 года

Я вижу смысл жизни в добром отношении к детям, внукам, в продолжении рода. Любовь в семье – в этом смысл жизни. Этот смысл, если передастся детям, внукам, то любовь останется.

Смысл жизни в служении Богу и Родине. Фото: Хава ТОР/Великая Эпоха

Елена, 63 года

Смысл жизни в служении Богу и Родине.

Жить, конечно, надо радуясь, но важнее – жить ответственно. Фото: Хава ТОР/Великая Эпоха

Владимир, 65 лет

Мою жизнь наполняет смыслом забота о больной жене. Жизнь постоянно ставит перед какими-то вопросами. Чтобы их решить, думаю, важно такое качество, как ответственность. Жить, конечно, надо радуясь, но важнее – жить ответственно.

Источник:
Смысл жизни, в чем он?
Любой человек наверняка не раз в этой жизни задается вопросом: для чего я живу на этом свете? Человек любопытен по своей природе, поэтому ему хочется знать мнениедругого и поделиться своим. Зоара, 1
http://www.epochtimes.ru/content/view/48267/54/

(Visited 2 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Женские хитрости в отношениях с мужчинами Женские хитрости в отношениях с мужчинами Здоровье (5334) Интересно (4849)… (1)

Слова сестры на выкупе невесты Русский выкуп – Здравствуй, молодец прекрасный! Что ты тих как… (1)

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (1)

Гадалка в шатуре Потомственная ясновидящая, гадалка и экстрасенс в ТамбовеПотомственная ясновидящая, гадалка и… (1)

Удаление лобковых волос Виды лобковых волосВыражаясь высокопарно, выбери свой путь: К тому же,… (1)

COMMENTS