Информационный стресс

Глава VI

Проблема личностной детерминации процесса зарождения, развития, проявления и преодоления психологического стресса является предметом многочисленных исследований. Основанием для специального изучения этой проблемы послужили данные о личностной дифференциации в зависимости от степени выраженности и, особенно, устойчивости уровня психофизиологической активации или психической напряженности в экстремальных условиях деятельности. Результаты ряда исследований позволяют считать, что реакции человека на экстремальное воздействие, его восприятие и оценка как неблагоприятного (вредного, опасного) фактора, обусловливается совокупностью свойств и качеств индивида, от которых зависит тип индивидуально-психологической реакции человека, характер доминирующей поведенческой (рабочей) активности в этих условиях [10,19, 119, 375, 412, 431 и др.].

Многими исследователями отмечалось, что специфичность реагирования при стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психологическими особенностями субъекта. Установлены выраженные индивидуально-психологические различия в характере реагирования и поведения индивидов при воздействии одного и того же стрессора. Обращено внимание на то, что эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим его психическую деятельность [169]. Именно поэтому так велика роль индивидуальной, личностной реакции данного индивида на внешние воздействия в процессе организации и развития последующей стрессовой реакции. Личность отвечает на внешние воздействия через структуру своей психики и, в частности, через ее эмоциональность.

В реакциях индивида на экстремальные воздействия отмечена существенная роль стойких типологических особенностей личности. Известно, что эмоционально реактивные индивиды в экстремальных условиях деятельности проявляют выраженное ухудшение своего психического статуса. У экстравертов при стресс-воздействиях тормозные процессы развиваются быстрее и нормализуются медленнее, чем у интровертов. J. Rotter [383] обращал внимание на различный характер реагирования на стресс лиц с внешним или внутренним локус-контролем.

Изучение проблемы психической регуляции поведения личности в экстремальных условиях деятельности проводится в нескольких направлениях. В общей форме они сводятся к определению основных черт и типов личности, характеризующих поведение в этих условиях, влияния особенностей экстремальных ситуаций на личностный статус, значения тех или иных личностных свойств в адаптационных процессах, роли личности в преодолении экстремальных воздействий, взаимосвязи различных личностных характеристик субъекта в процессах регуляции поведения и т. д. Однако специальных работ, посвященных роли личностных характеристик в регуляции процессов развития и проявления информационного стресса обнаружить не удалось.

6.1. Индивидуально-психологические особенности и функциональная надежность человека-оператора

В проблеме надежности человека-оператора важным является изучение процессов обеспечения его устойчивого функционирования на разных уровнях регуляции жизни и деятельности в различных условиях среды и трудового процесса.

Одним из первых, кто обратил внимание на проблему функционального обеспечения профессиональной надежности, был известный авиационный психолог Ф. Д. Горбов [42]. Он сформулировал понятие о нервно-психической устойчивости летчика и разработал методические подходы к ее изучению на основе принципа воспроизведения.

Особенно большое значение приобрело изучение феноменов устойчивости организма и личности в связи с изменившейся ролью и удельным весом информационного фактора. В. И. Медведев считает, что «значимость полезной информации резко увеличилась и это оказывает влияние на формирование устойчивости. В то же время появляются механизмы обеспечения информационной защиты от избыточной или от ненужной информации» [125, с. 3]. Кроме того, в формировании механизмов устойчивости возрастает роль психических факторов, которые регулируют соотношение социальных и биологических процессов, имеющих подчас противоположную направленность.

Исследование устойчивости операторской деятельности рассматривается в единстве ее трех аспектов: предметно-дейcтвенного, физиологического и психологического. И если предметно-действенный анализ устойчивости отражает результирующие параметры деятельности, характеризующие изменения предмета труда, его эффективность и качество, то физиологический и психологический подход определяет процессуальные основания поддержания, обеспечения устойчивой деятельности. В психологическом плане устойчивость деятельности отражает функциональные характеристики профессионально значимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных рабочих ситуаций.

Физиологическое содержание проблемы устойчивости деятельности связано с вопросами адаптивной и гомеостатической регуляции организма при воздействии экстремальных факторов внешней среды. В особых, экстремальных условиях операторской деятельности приходящие функциональные нарушения отражают, по-видимому, именно те ограничения механизмов естественной адаптации, которые обусловлены факторами информационно-энергетической напряженности. Данный механизм функциональной регуляции профессиональной надежности получил экспериментальное обоснование в исследованиях особенностей деятельности космонавтов [114].

Указанные направления изучения механизмов устойчивости деятельности обусловливают необходимость и правомерность постановки проблемы функционального обеспечения надежности человека-оператора, и, в частности, исследования роли индивидуально-психологических особенностей личности в снижении функциональной устойчивости (надежности) и развитии психологического (информационного) стресса.

В работах В. Д. Небылицына, Б. Ф. Ломова, К. М. Гуревича, В. Ф. Матвеева, О. А. Конопкина и других исследователей проблема надежности труда оператора рассматривается в свете учения о типах высшей нервной деятельности.

Гипотеза о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств оператора и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В. Д. Небылицыным в 1964 г. Среди рабочих качеств оператора автор выделяет следующие: долговременную выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы; выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо уравновешенностью нервных процессов; помехоустойчивость к действию факторов внешней среды, которая тоже должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов; реакцию на непредвиденные раздражители – функция уравновешенности процессов возбуждения и торможения; переключаемость, которая находится в связи с подвижностью нервных процессов.

Изучению связи показателей скорости приема информации и ее устойчивости в ходе работы с некоторыми проявлениями свойств нервной системы посвящена работа О. А. Конопкина [92]. Автором установлено, что в уровне пропускной способности отдельных испытуемых и в характере ее динамики в ходе деятельности и под влиянием побочных раздражителей имеются заметные индивидуальные различия. Снижение уровня пропускной способности в ходе деятельности по приему информации характерно для лиц с относительно слабым процессом возбуждения. При работе со зрительными альтернативными сигналами слабые звуковые раздражители, не имеющие отношения к деятельности, могут вызвать повышение продуктивности основной деятельности, – степень такого повышения положительно связана с силой процесса возбуждения.

Таким образом, полученные результаты в целом свидетельствуют в пользу того, что процесс приема информации человеком находится в зависимости от индивидуальной выраженности основных свойств нервной системы. Однако, следует отметить, что функциональное состояние психофизиологических систем, обеспечивающих даже простейшие формы произвольной деятельности, зависит не только от генотипической выраженности свойств нервной системы, но и от других регуляторных воздействии, которые могут определяться отношением испытуемого (специалиста) к задаче и условиям эксперимента, к полученной инструкции.

В исследованиях Е. П. Ильина [82] развиваются представления о влиянии типологических характеристик человека на надежность его деятельности, особенно в экстремальных условиях. Им экспериментально показано, что определенное сочетание типологических особенностей свойств нервной системы обусловливает ряд моментов, связанных с надежностью деятельности человека: возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, проявление волевых качеств и психомоторных способностей.

Выявлено, что устойчивость (функциональная надежность) к неблагоприятным состояниям определяется комплексом особенностей проявления различных свойств нервной системы. Е. П. Ильин отмечал: «Одна и та же типологическая особенность может обеспечить устойчивость к одному состоянию и облегчить возникновение другого состояния. Например, слабая нервная система, повышая устойчивость к монотонному фактору, является в то же время неблагоприятным фактором для экстремальных условий. Да и устойчивость лиц со слабой нервной системой к монотонному фактору определяется сочетанием этой типологической особенности с другими: при определенном сочетании с другими типологическими особенностями лица со слабой нервной системой становятся неустойчивыми к монотонному фактору, так как у них быстро развивается состояние психического пресыщения» [82, с. 114].

В экспериментальных исследованиях установлено, что в условиях слабо выраженного психического напряжения эффективность деятельности может повышаться у лиц с разными типологическими особенностями, однако при большой психической напряженности раньше нарушается деятельность у лиц со слабой нервной системой. Лица с сильной нервной системой имеют больше шансов выдержать напряженную (значимую, ответственную) ситуацию.

Анализ работ в этой области позволяет заключить, что если индивидуальная выраженность основных свойств нервной системы и их индивидуальное сочетание отражается в некоторых особенностях психики, в том числе в ряде профессионально значимых ее функций, и тем самым оказывают опосредующее влияние на показатели функциональной устойчивости (надежности) человека-оператора, то непосредственной связи типологических особенностей нервной системы с этими показателями деятельности установлены не были. Это положение подтверждает высказывание Б. М. Теплова [184] о том, что при любом типе нервной системы человек может иметь высокие индивидуальные достижения.

В настоящее время специалисты в области прикладной психологии уделяют большое внимание изучению личностных особенностей, которые, с одной стороны, являются, как правило, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой стороны, в более полной мере определяют индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности.

В ряде исследований ведутся настойчивые поиски психологических коррелятов предрасположенности человека-оператора к развитию неблагоприятных состояний и к ошибочным действиям в сфере личностных свойств и неблагоприятных психических состояний.

В монографии С. Lager [328] «Надежность пилота» высказывается мысль о том, что личность характеризуется совокупностью синдромов (синдром–группа черт личности), и в случае, если высокая или низкая надежность пилота находится в зависимости от изменений этих синдромов, ее можно предсказать на основе изучения совокупности черт личности конкретного пилота. В основе этого положения лежат результаты анализа некоторых случаев происшествий по вине пилотов, которые были обследованы с помощью опросника MMPI, теста Роршаха и теста Уиткина (задание на пространственную ориентировку). Полученные автором данные указывают на то, что оценка личностных особенностей является одним из эффективных путей выявления лиц, которые по особенностям своего характера, темперамента и доминирующим психическим состояниям наиболее профессионально надежны.

В. А. Бодровым и Н. Ф. Лукьяновой [19] проведено изучение зависимости профессиональной и функциональной надежности летчиков от некоторых их индивидуально-психологичеких особенностей. С целью выявления профессионально значимых для летной деятельности свойств личности была определена степень корреляции 52 личностных показателей по методикам СМИЛ, 16-ФЛО, ТАТ с уровнем летной квалификации пилотов (обследовались лица высокой и низкой квалификации, по показателям эффективности и надежности деятельности). Как видно из табл. 6, в которой представлены показатели, имеющие достоверную корреляционную связь с внешним критерием, наибольшую корреляционную связь с высоким уровнем профессиональной квалификации обнаружили такие черты личности, как эмоциональная устойчивость к стрессу, фрустрация, твердость установок, убеждений, уверенность в себе.

Таким образом, результаты сравнительного анализа свойств личности летчиков разных категорий позволяют считать, что они достаточно четко различаются как по качественному составу черт личности, так и по степени их выраженности. Установлено, что наличие определенных личностных характеристик способствует более успешной профессиональной деятельности. К таким чертам личности следует прежде всего отнести эмоциональную устойчивость, активность в мобилизации внутренней энергии, умение контролировать эмоции, способность предвидеть возможные изменения ситуации, высокое стремление к достижению цели. Эти качества должны проявляться на фоне незначительного эмоционального напряжения и повышенного самоконтроля, сознательности.

В многочисленных работах приводятся данные о характере взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности различных специалистов операторского профиля с показателями надежности их деятельности, о психологических причинах возникновения ошибочных действий, аварийных ситуаций и нарушений психического состояния.

Наиболее полный обзор и анализ этих работ, а также материалов собственных исследований по данной проблеме представлен в монографии М. А. Котика и А. М. Емельянова [97]. Авторы отмечают значение в формировании предрасположенности субъекта к более или менее надежной деятельности таких относительно устойчивых, постоянных и не тренируемых характеристик, как особенности темперамента, когнитивного стиля, локуса контроля, уровня эмоциональной устойчивости. Учитывая специфику содержания операторского труда, в данной работе особое внимание уделяется рассмотрению роли таких операциональных компонентов психической организации надежности деятельности, как процессы восприятия информации, ее идентификации, прогнозированию и принятию решений и другим процессам.

Многочисленные исследования показали, что информация об индивидуальных особенностях человека-оператора, характеризующих познавательную сферу, как одну из наиболее профессионально значимых, может, с одной стороны, способствовать дифференцированному подходу к оценке профессиональных возможностей личности, а с другой – оценке и прогнозу специфики поведенческого реагирования в сложных ситуациях операторской деятельности.

Одним из направлений изучения общих механизмов познавательной деятельности являются исследования познавательных (когнитивных) стилей. Познавательные стили отражают различия между людьми в характере и индивидуальном своеобразии преобразования информации. С понятием «познавательный стиль», который характеризует наблюдаемые особенности, главным образом, процессов восприятия и мышления, тесно связано понятие «познавательная структура», которое обозначает внутреннюю организацию психических процессов и отражается в характерном стиле восприятия и мышления.

Исследования, проведенные в интересах определения особенностей познавательной деятельности в ситуациях информационной недостаточности, показали, что правильная ориентация в критической ситуации и самооценка личной роли в ней достигается субъектом только при реализации всего потенциала познавательной активности [101]. Тактика познавательного раскрытия личностью вероятностной структуры неизвестной для нее ситуации во многом обусловливает как адекватность личностных отношений, так и степень совершенства индивидуальных механизмов приспособления.

Предрасположенность к развитию стресса может быть обусловлена склонностью к рискованному поведению, сопряженному с высокой вероятностью возникновения опасности, аварийных ситуаций, серьезных ошибочных действий. Рискованное поведение рассматривается как оправданное лишь при условии, когда оно направлено на достижение общественно значимой цели, а величина и вероятность благоприятных последствий превышают соответствующие показатели неблагоприятных последствий. Неоправданный риск обычно обусловливается многими факторами (стремлением удовлетворить самолюбие, отличиться, повысить свой статус, пережить острое ощущение и т. д.). Для лиц, склонных к неоправданному риску, характерны такие черты, как неадекватная самооценка своих возможностей, низкая профессиональная и социальная ответственность, притупление бдительности т. д.

Источник:
Глава VI
Проблема личностной детерминации процесса зарождения, развития, проявления и преодоления психологического стресса является предметом многочисленных исследований. Основанием для специального изучения
http://studfiles.net/preview/652926/page:28/

Информационный буклет для старшеклассников Экзаменационный стресс и пути его преодоления

Информационный буклет для старшеклассников «Экзаменационный стресс и пути его преодоления»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Что такое стресс?

Существует следующее определение стресса: «Стресс — (от англ. перегрузка) реакция организма на раздражающие факторы и проявляющееся в виде органических, физиологических нервно-психических расстройств.»

Все мы разные и реакции на стресс у нас тоже разные. Самое главное приучить себя прислушиваться к стрессовым сигналам организма.

Экзамены — это необходимый этап перед вступлением во взрослую жизнь. Для одних это проходит безболезненно, для других является первым серьезным испытанием, часто имеющим негативную, травмирующую окраску. Но симптомы стресса имеют и те и другие.

Признаки стресса можно разделить на три категории: физическую, эмоциональную и поведенческую.

Тошнота или рвота

Потеря аппетита или постоянное чувство голода

Нарушение менструального цикла

Нарушение памяти и концентрации внимания

Беспокойный сон (кошмары)

Раздражительность, частые слезы

Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей

Импульсивное, непредсказуемое поведение

Потеря интереса к внешнему облику

Пронзительный нервный смех

Чрезмерное потребление лекарств

Притоптывание ногой или постукивание пальцем

Конечно, стресс не является болезнью, которую нужно лечить, но само пребывание в стрессовом состоянии довольно дискомфортно и от него хочется избавиться. Во время экзаменов стресс дезорганизует деятельность, понижается самооценка, появляется чувство неуверенности в себе. Естественно это не способствует успешной сдаче экзаменов. Поэтому важно уметь управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его.

Пути предотвращения и преодоления стресса:

1.Обращайтесь к себе позитивно. Если вы что-то не успели выучить, то не стоит усугублять положение недостойными высказываниями в свой адрес.

2.Представляйте себе положительные результаты. Представляйте себе успех , то как будете рады вы и ваши близкие успешной сдаче.

3.Определите оптимальное время работы и наилучшую обстановку. Большинство из нас либо «совы», либо «жаворонки». Установите свое лучшее время и запланируйте как можно больше дел вокруг в его пределах,чтобы работать на пике ваших энергетических возможностей.

4.Во время подготовки к экзаменам, чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями, которые избавят вас от напряжения и беспокойства.

5.Поощряйте себя чем-либо после каждого выученного билета.

6.На время экзаменов отрегулируйте свой режим дня.

7.Разбивайте изучение большого объема материала на части, в таком случае он не будет казаться таким сложным и невыполнимым.

8.Во время подготовки к экзаменам очень важно овладеть техникой расслабления, ибо это даст вам возможность более спокойно воспринимать непредвиденные ситуации во время подготовки и сдачи экзаменов.

9. И последнее — это чувство юмора, ведь юмор – великий облегчитель стрессов и один из лучших способов избавиться от беспокойства.

Общие рекомендации старшеклассникам:

Не стоит относиться к экзаменам слишком серьезно. Ко всему происходящему с вами подходите с долей юмора и со здравым смыслом.Ведь даже в случае получения низкого балла, ничего катастрофического не произойдет. Все зависит от вашего восприятия, от отношения к экзаменам и к возможному поражению в целом.

Если вы плохо подготовились, то изначально не стоит рассчитывать на чудо, скорее всего вы получите то, что заслужили.

Другое дело, если в стрессовом состоянии вам так и не удалось обуздать эмоции и подавить страх, в результате низкий балл и отчаяние из-за провала. Примите произошедшее ни как поражение, а как шанс лучше узнать свои слабые стороны и, как возможность поработать над собой.

В конце концов, экзамены, каким бы серьезными они ни были, — не решают, по большому счету, вашу судьбу. Ее строите вы сами. И не следует забывать, что школа, техникум, институт, наконец, работа- это только часть жизни, одна из ее многочисленных граней.

Стресс — тоже часть жизни. И страх перед ним не имеет смысла, потому что стресс — одна из составных частей жизни, а иногда — ее движущая сила.

Поэтому, отбросив ненужные сомнения и тревоги, вооружившись знаниями и определенной долей юмора, вы мужественно пойдете сдавать экзамены.

И, как бы не сложилась ситуация, — это всегда ваша победа и ваш шан c .

Источник:
Информационный буклет для старшеклассников Экзаменационный стресс и пути его преодоления
Cкачать: Информационный буклет для старшеклассников "Экзаменационный стресс и пути его преодоления"
http://infourok.ru/informacionniy-buklet-dlya-starsheklassnikov-ekzamenacionniy-stress-i-puti-ego-preodoleniya-1024136.html

Информационный стресс

Современная жизнь невозможна без стресса. Термином стресс в современной литературе обозначают полезные и вредные реакции организма при сильных или экстремальных воздействиях раздражителей внешней среды. Создатель концепции стресса канадский физ. Ганс Селье различал эустресс и дистресс. Жизнь без стресса означает смерть. Эустресс благоприятен, а дистресс наносит вред организму.

Сейчас стресс понимается в узком смысле. Стресс – это ответные реакции организма , которые появляются в ответ на угрожающие или неприятные факторы. Стресс- это реакции организма на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом , психическом уровнях, включая субъективные эмоциональные переживания. Последствия стресса для организма могут быть различные: если стресс невелик и человек справляется с ним самостоятельно, то возникают адаптивные реакции. И наоборот, при длительном или чрезвычайно сильном стрессе могут появиться необратимые изменения: нарушения сердечно сосудистые, заболевания желудка, в т.ч. язва .

Биологическая функция стресса – адаптация. Он должен защитить организм от разрушающих факторов: физических, психических. Стресс способствует мобилизации ресурсов организма для выживания и защиты от неблагоприятных факторов. Это защитный механизм. Сами раздражители, вызывающие стресс, называются стрессоры. Различают физиологические и психические стрессоры. Физиол.стрессоры действуют на ткани –болевые, холодовые, температура, чрезмерная физ.нагрузка. Психологические стрессоры — это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи. Поэтому выделяют физиологический и психологический стрессы. Последний делится на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает при информац.перегрузках, когда человек не может справиться с задачей, не успевает принять правильные решения при высокой ответственности за последствия. Переработка информации и принятие решения и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека, то и возникает информационная перегрузка.

Эмоциональный стресс – частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он возникает в ситуации угрозы, обиды, конфликтных ситуациях. Универсальными психологическими стрессорами у человека являются слова, Они способны оказывать особенно длительное воздействие.

Будучи студентом, Селье обратил внимание, что многие инфекции начинаются одинаково: слабость, температура, снижение аппетита и только через несколько дней симптомы болезни. Он предположил, что каждый микроб является пусковым механизмом для запуска адаптационных реакций организма и назвал эти реакции ОБЩИМ АДАПТАЦИОННЫМ СИНДРОМОМ. В 1936 Г. Селье выделяет 3 стадии ОАС:

Стадия сопротивлени или резистентности

Селье считал , что в 1 стадии увеличивается активность коркового слоя надпочечников, сморщивание тимуса и лимфатических желез, язвы в пищеварительной системе. Однако, позднее при подготовке космических полетов стресс стали интенсивно изучать и 1 стадия была подробно изучена. Оказалось, что на поведенческом уровне на 1 стадии повышается работоспособность и активизируются защитные формы поведения.

На 2 стадии формируется новый уровень функционирования организма, адекватный экстремальным условиям среды. Работоспособность может быть высокой, но за счет сверхмобилизации резервов. Но перенапряжение чревато обострением скрытых заболеваний. Выяснили, что при разных стрессах продолжительность 1и 2 стадий составляет 11 суток. Период же неустойчивой адаптации может варьировать 20-60 суток.

Начало их изучения было положено Г.Селье, но в основном, изучение было позже.

По Кассилю, схема развития стресса выглядит так:

Как только содержание КС в крови достигает верхней границы, срабатывает обратная связь. КС проникают в мозг и тормозят образование рилизинг- фактора в гипоталамусе. Автоматически приостанавливается образование АКТГ и уровень кортикотропных гормонов в крови падает.-

При длительных и особо опасных стрессах в механизме обратной связи, прерывающем секрецию КС происходят сбои и регуляция разлаживается. Обнаружено, что при этом КС связываются с особым белком крови – транскортином (Т) и это соединение не может пройти через гематоэнцефалический барьер. Поэтому в мозг перестает поступать информация об избытке КС в крови и секреция АКТГ не прерывается . Когда обратная отрицательная связь, ограничивающая рост КС в крови, не срабатывает, то начинается № стадия ОАС – истощение. В крови и органах накапливаются КС и происходит расстройство функций сердца, сосудов, пищеварительной системы.

Таким образом, 1 и 2 стадии стресса имеют разные защитные механизмы . В 1 стадию тревоги выделяются АД и НАД. Их называют аварийными гормонами. Они активируют деятельность сердечно-сосудистой систем ы, обмен веществ. НАД и АД сужают артерии, повышают кровяное давление, учащают работу сердца. АД стимулирует распад гликогена и повышает глюкозу в крови.

Во 2 стадии адапткации к стрессу АД и НАД проникают в мозг за счет повышения проницаемости гематоэнцефалического барьера. В результате усиливается выработка рилизинг- факторов и нарастает уровень кортикостероидов в крови. С ростом КС усиливаются защитные функции организма, т.к. КС обладают противовоспалительным, антиаллергическим, противошоковым и антитоксическим действием.

Особенности функционирования симпато- адреналовой системы индивидуальны и по ним можно судить о стрессоустойчивости человека. Например, у спортсменов увеличение в предстартовом периоде НАД в 2-3 раза – хорошо, а увеличение АД в 5-10 раз – показатель чрезмерной психоэмоциональной напряженности и в рез-те снижение спортивных результатов.

Известно, что АД осуществляет быструю мобилизацию энергетических возможностей организма, что важно при кратковременных и интенсивных перегрузках. Он является гормоном короткого действия, т.к. в крови и тканях быстро разрушаетсмя под действием фермента моноаминооксидазы. Наоборот, НАД поддерживает энергетику более длительно и его секреция начинается позже, чем АД.

Состояние страха, тревоги, ужаса, ожидания опасности сопровождается выбросом в кровь АД. Состояние умственного и физического напряжения, преодоления психических препятствий, выносливости реализуется на фоне высокого выделения НАД. Адреналин называют гормоном тревоги, а Норадреналин – гормоном гомеостаза. Выяснено, что лица с высоким уровнем АД в обычных, нестрессовых условиях работают лучше. Наоборот, в условиях стресса более приспособленными оказываются люди с низким содержанием Ад в крови.

Спортсменов можно разделить на 2 типа. У спортсменов норадреналинового типа в стрессовом состоянии преобладает в крови НАД и они показывают более высокие спортрезультаты, они более выносливы. Избыточное образование АД перед соревнованием вызывает ненужное волнение.

При особенно длительных нагрузках по содержанию кортикостероидов в моче можно судить об активации гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы. О механизмах восстановления можно судить по концентрации в моче гистамина, серотонина и др.

Стресс влияет на эффективность работы. При высоком уровне стресса падает работоспособность. В 1 очередь страдают сложно координированные движения, а простые реакции ( например, включение и выключение сигнала даже при длительном напряжении улучшаются, т.к. повышается чувствительность органов чувств, рецепторов, расширяется поле зрения. Мыслительные операции ухудшаются, ошибки в памяти, может понизиться активность мышления ( плохо соображают).

Понимание механизмов стресса важно в реальной жизни и медицине. Многие болезни, по мнению врачей, имеют неврогенное происхождение. И.П.Павлов экспериментально изучал неврозы у животных. Например, гипертоническая болезнь связана с нарушением функций адренэргических структур мозга, Язвенная болезнь, кожные болезни.

Т.О. стресс и современная жизнь неотделимы и нормальное функционирование организма возможно при использовании положительных моментов стрессовых реакций организма и нейтрализации вредных действий.

Источник:
Информационный стресс
Современная жизнь невозможна без стресса. Термином стресс в современной литературе обозначают полезные и вредные реакции организма при сильных или экстремальных воздействиях раздражителей внешней
http://studfiles.net/preview/1718276/

Информационный стресс

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Кафедра морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин

по физиологии высшей нервной деятельности

и сенсорных систем

«Стресс. Адаптационные реакции организма»

1. Стресс и его функции.

2. Виды стресса: физиологический и психологический стресс (информационный и эмоциональный), их характеристика.

3. Основные концепции Г. Селье о стрессе.

4. Современные исследования стресса. Теория нейронной и эндогенной

5. Неспецифические защитно-приспособительные реакции:

а) изменение обмена веществ и энергии

б) изменение функционального состояния вегетативных систем организма. Значение неспецифических защитно-приспособительных реакций организма.

6. Характеристика специфических адаптационных реакций организма (на примере любого стрессового воздействия).

7. Механизм развития неспецифических и специфических защитно-приспособительных реакций.

8. Сущность совершенствования адаптационных физиологических механизмов.

9. Влияние стресса на эффективность деятельности, когнитивные и интегративные процессы.

1. Стресс (Стресс-реакция) (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях.

Сам автор концепции стресса Ганс Селье определяет: «Стресс есть органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами». Его понятие стресса тождественно изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. По мнению Г. Селье, «полная свобода от стресса означает смерть», даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, дистресс же — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. ….С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» (Селье Г., «Стресс жизни».)

Такое понимание разделяется исследователями, которые различают стресс в узком смысле слова как проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействиях от стресса в широком смысле слова, когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов.

Биологическая функция стресса — адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое ФС и комплекс различных физиологических и психологических реакций. По мере того как стресс развивается, меняются ФС и реакции организма. Таким образом, стресс — нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы. Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами . Различают физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.

Психологические стрессоры — это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

2. В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический . Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения — все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс, как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и.др., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

Источник:
Информационный стресс
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение «Волгоградский государственный педагогический университет»
http://mirznanii.com/a/202066/stress-adaptatsionnye-reaktsii-organizma

(Visited 15 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Увеличение губ 1 мл Увеличение губ (контурная пластика): цена и фотоПроцедура по увеличению губ… (2)

Как красиво написать буквы на плакате Как красиво написать буквы на плакате мозг off развлекаюсь мозг… (2)

Если женатый мужчина заигрывает Если женатый мужчина - заигрывает - с дамами на работе… (2)

женские чулки для мужчин Мужские чулки: новый тренд Некоторым это покажется странным, но многие… (2)

Если женатый водолей влюбился Если женатый водолей влюбилсяВсе наиболее важное для тебя, твоей семьи… (2)

COMMENTS