Инженерная психология

Инженерная психология

Автор: Люсечка. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Инженерная психология.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 787 КБ.

Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

Таранова Евгения Владимировна

1. Объект, предмет и задачи инженерной психологии. 2. Исторические этапы развития инженерной психологии. 3. Методы инженерной психологии. 4. Взаимосвязь инженерной психологии с другими науками.

1. Объект, предмет и задачи инженерной психологии.

— это практически ориентированная отрасль психологической науки, предметом которой является изучение объективных закономерностей взаимодействия человека с техническими устройствами.

Развитие технического прогресса, механизации и автоматизации производства. Появление множества новых профессий, связанных с техникой и компьютером. Широкое применение машин, вычислительной техники.

Предпосылки возникновения инженерной психологии:

Рост травматизма и функциональной заболеваемости людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту; Недостаточная эффективность техники.

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к человеку вытекают из особенностей технических устройств. Как техническая наука инженерная психология изучает проектирование пультов управления, кабины машин для удобства управления.

взаимодействие в системе «Человек – Машина» (СЧМ). Человек в этой системе называется оператором. Под машиной понимается любое техническое устройство посредством которой осуществляется трудовая деятельность.

1. Классификация систем «человек — машина». 2. Деятельность человека в автоматизированных системах 3. Работоспособность и режимы работы операторов. 4. Аварии и ошибки в управлении машинами 5. Эргономика и проектирование машин

Повышение эффективности и безопасности функционирования технических систем.

Источник:
Инженерная психология
Презентация: Инженерная психология.ppt, Тема: Отрасли психологии, Урок: Психология
http://900igr.net/prezentatsii/psikhologija/Inzhenernaja-psikhologija/Inzhenernaja-psikhologija.html

Инженерная психология и эргономика

Одна из первых попыток этого рода принадлежит К. К. Платонову. С его точки зрения, «неправомерны тенденции отождествления эргономики с инженерной психологией, объектом исследования являются орудия труда, техника, которой управляет человек, а предметом — соответствие этой техники требованиям психологии».

В этом отношении показательна также трактовка взаимоотношений понятий инженерной психологии и эргономики, выдвинутая С. Г. Геллерштейном. «В узком значении эргономика — это инженерная психология, ограничивающая свои задачи созданием конструкций, наиболее соответствующих психологическим возможностям человека. В более широком смысле эргономика представляет собой комплексную науку, посвященную всестороннему изучению взаимоотношения между человеком и всеми присущими ему способностями, интересами, с одной стороны, и трудовой деятельностью, техникой, средой, с другой. Таким образом, круг проблем эргономики в широкой трактовке значительно шире круга проблем, вытекающих из стремления рационально конструировать машины, учитывая роль психологического фактора. Инженерная психология в этом понимании лишь один из разделов эргономики» [2; 210—211].

Действительно, в таком понимании эргономика оказывается шире инженерной психологии, которая становится одним из разделов эргономики. Однако нетрудно убедиться, что предлагаемая в этой работе трактовка инженерной психологии практически не отличается от трактовки К. К. Платонова и поэтому сделанные выше замечания в равной мере относятся и к ней. Интересно отметить, что С. Г. Геллерштейн противоречит здесь самому себе, так как именно он в числе первых провозглашает в качестве «трудной, почетной и позитивной задачи» инженерной психологии проектирование деятельности человека» [1; 160]. Задача же проектирования деятельности человека отнюдь не соответствует пониманию проблем инженерной психологии, как «вытекающих из стремления рационально конструировать машины», пусть даже учитывая роль психологического фактора.

В. П. Зинченко, В. М. Мунипову и Г. Л. Смоляну принадлежит попытка разделения понятий «эргономика» и «инженерная психология» с помощью указания основных «факторов», задающих границу соответствующих областей деятельности10. Выделив шесть, групп «эргономических» факторов, авторы утверждают: «Не трудно выделить предмет инженерной психологии: этой дисциплине «принадлежав факторы четвертой группы»

Не является удачной, на наш взгляд, и попытка выделения двух эргономик как способ устранения известных противоречий в понимании ее предмета — эргономики в широком и узком смысле. Эргономика в широком смысле — это и есть выделенные шесть групп факторов. «Пятую группу факторов составляют эргономические показатели трудового процесса. Науку, изучающую эти эргономические показатели, с точки зрения авторов, следует назвать эргономикой в узком смысле.

Понимание эргономики в широком и узком смысле устраняет ряд противоречивых интерпретаций ее предмета, предостерегает от зачастую малообоснованных претензий на всеобщность охвата эргономикой проблемы научной организации труда, согласует новые и традиционные концепции, позволяет, по мнению авторов, более отчетливо проследить взаимосвязь эргономики с другими науками» [10; 4—5].

Как мы видим, авторы этой работы возлагают большие надежды на сделанное различение. В какой степени они оказываются оправданными?

Таким образом, понимание эргономики в широком и узком смысле, вместо того, чтобы устранять противоречивые интерпретации ее предмета и согласовывать новые и традиционные концепции, вносит новые затруднения.

Наиболее развернутая попытка разделения понятий «инженерная психология» и «эргономика» с ее обоснованием предпринята в последнее время В. М. Муниповым. «Являясь отраслью психологии, — пишет В. М. Мунипов. — инженерная психология рассматривает только определенные аспекты взаимодействия человека и машины и в этом отношении она одновременно выступает как один из разделов эргономики, в задачу которой входит комплексное изучение различных аспектов взаимодействия человека и машины, человеко-машинной системы и среды» [22: 9].

Но советская инженерная психология — по крайней мере до сих пор — не ограничивала себя (как мы не раз фиксировали выше) «только определенными аспектами взаимодействия человека и машины». Более того, она «доросла» до задачи целостного проектирования деятельности человека-оператора в автоматизированных системах11. Таким образом, речь всегда шла не об аспектах, а о комплексном изучении, проектировании и т. д.12 Если же В. М. Мунипов говорит о том, чем должна заниматься инженерная психология (в отличие от того, чем она занималась ранее или, по крайней мере, собиралась заниматься), то тогда требует специального обоснования, почему и за счет чего задачу, которую вроде бы подрядилась решать инженерная психология, будет решать эргономика.

«Можно утверждать, — пишет далее В. М. Мунипов,— что любое инженерно-психологическое исследование является эргономическим, однако не каждое эргономическое исследование может быть определено как инженерно-психологическое»

Этот тезис фактически противоречит выдвинутому В. М. Муниповым пониманию взаимоотношений инженерной психологии и эргономики. Ведь если «любое инженерно-психологическое исследование является эргономическим», то это значит, что любое инженерно-психологическое исследование есть исследование комплексное. Именно в этом, по мысли В. М. Мунипова, специфика эргономического исследования13. Что же тогда означает, что «не каждое эргономическое исследование может быть определено как инженерно-психологическое»?

Источник:
Инженерная психология и эргономика
Одна из первых попыток этого рода принадлежит К. К. Платонову. С его точки зрения, «неправомерны тенденции отождествления эргономики с инженерной психологией, объектом исследования являются орудия
http://freepapers.ru/1/inzhenernaya-psihologiya-i-jergonomika/190399.1140344.list2.html

Инженерная психология как наука

1. Определение инженерной психологии………………………………3-5

2. Цель и стратегия инженерной психологии…………………………..6-7

3. Задачи инженерной психологии…… ………………………………. 8-10

4. Профессиональный отбор и профессиональная подготовка……….11-13

Список используемой литературы………….…………………………..15

Инженерная психология – это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте и т. д. Вместе с другими науками инженерная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда. Быстрое развитие и усложнение техники, расширение условий эксплуатации ведут к возрастанию количества операторских ошибок и их цены. Крупные аварии и катастрофы последних лет тесно связаны с деятельностью операторов, и в то же время идет свертывание фронта фундаментальных исследований операторского труда. Рассмотрим более подробно предмет и задачи инженерной психологии.

Инженерная психология — наука, изучающая системы «человек — техника» 1 с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:

— конструирования техники и организации управления технологическим процессом;

— подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально- психологических профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой;

— профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.

Инженерная психология как наука имеет двойственный характер. С одной стороны, это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявлений психики в трудовом процессе. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловлено особенностью самого двойственного по своей природе объекта исследования —систем «человек — техника».

Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики.

Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др.

Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономики 2 .

Границы этой области очерчиваются в основном междисциплинарными связями инженерной психологии. Эргономика обычно рассматривает системы «человек — техника — среда», усиливая, таким образом, прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Не отрицая правомерности такого понятия исследуемой системы, отметим лишь, что используемое в инженерной психологии понятие системы «человек — техника» основано на положении, что всякая система функционирует в условиях внешней среды, способных оказывать то или иное воздействие на систему. Учет факторов внешней среды всегда был обязательным при инженерно-психологических исследованиях и практических разработках систем «человек — машина».

2. ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологических исследований имеет главной целью, как указывалось выше, обеспечение высокой эффективности систем «человек — техника». Эффективность любой системы определяется ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, как, например, качество продукта (результата), долговечность, энергозатраты и т. п. Ясно, что эффективная работа систем «человек — техника» требует наличия высокопроизводительной и надежной техники; далее, конструкция техники и организация производственного процесса должны позволять человеку реализовать все технические возможности. И, наконец, человек должен быть способным по своим качествам реализовать эти возможности, добиваться высокой производительности труда и обеспечивать выполнение производственных операций.

Достижение главной цели инженерной психологии осуществляется, во-первых, за счет улучшения технологических характеристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характеристик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете его отношение к труду.

Улучшение технологических характеристик трудового процесса означает следующее:

— минимизацию времени выполнения отдельных действий и операций в трудовом процессе;

— исключение грубых ошибок типа промахов в трудовой деятельности;

— минимизацию вероятности ошибок, отрицательно сказывающихся на ходе технологического процесса, качестве продукта (результата) или отрицательно влияющих на состояние техники или человека;

— сохранение высокой (заданной) работоспособности человека в течение длительного (заданного) времени путем минимизации энергозатрат (психического и физического напряжения) в трудовом процессе.

Под улучшением характеристик трудового процесса, стимулирующих трудовую активность человека, подразумевается прежде всего следующее:

— надежность работы технических устройств;

— рациональная конструкция техники;

— соответствие сложности техники уровню подготовленности человека;

— совершенный эстетический вид технических устройств и производственных помещений;

— отсутствие вредных и мешающих работе внешних факторов.

Конечно, трудовая активность человека стимулируется не только улучшением характеристик трудового процесса. Существенную роль играют здесь социальные условия, определяющие все отношение человека к труду. Однако нельзя недооценивать роль характеристик трудового процесса в формировании личности человека, в создании высокого уровня мотивации к данному виду трудовой деятельности.

Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой системы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах «человек— техника».

Приспособление техники к человеку должно осуществляться с помощью ряда последовательных целенаправленных инженерно-психологических разработок на всех этапах проектирования. . Инженерно-психологическое обеспечение проектирования систем есть в то же время и проектирование деятельности человека. В период эксплуатации техники ее приспособление к человеку очень ограничено и оказывается возможным лишь при модернизации.

Приспособление техники к человеку затрагивает структурную и функциональную стороны их взаимодействия.

Структурное приспособление связано с организацией сенсомоторного поля в рабочих зонах, с учетом рабочего положения сидя или стоя. Основаниями для структурного приспособления являются следующие данные:

— размеры и форма тела человека и отдельных его частей;

— пределы и характер движений в суставной системе;

— силовые характеристики мышечной системы;

В соответствии с указанными данными определяются следующие параметры техники:

— размеры и форма пульта управления и кресла;

— размеры и форма панелей органов управления;

— размеры и форма органов управления (манипуляторов, педалей);

— объем, направление и характер движений органов управления;

— сопротивление органов управления;

— размеры и форма приборных панелей;

— размеры элементов индикационных частей приборов;

Источник:
Инженерная психология как наука
1. Определение инженерной психологии………………………………3-5 2. Цель и стратегия инженерной психологии…………………………..6-7 3. Задачи инженерной психологии…… ………………………………. 8-10 4. Профессиональный отбор
http://student.zoomru.ru/psih/inzhenernaya-psihologiya-kak-nauka/66692.540384.s1.html

Мир Психологии

Можно выделить след. направления Инженерной психологии

Инженерная психология тесно связана с др. отраслями психологии, прежде всего с общей, экспериментальной, социальной, дифференциальной, военной, педагогической психологией, психологией труда, психофизиологией. Инженерная психология широко использует экспериментальные методы. В эксперименте воспроизводятся элементы той деятельности (или деятельности в целом), которая существует лишь в проекте. В этом смысле говорят о проектирующем эксперименте в И. п. Инженерная психология тесно связана также с эргономикой ( см . также Макроэргономика, Микроэргономика, Когнитивная эргономика), научной организацией труда и технической эстетикой.

В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в 1920-е гг. в рамках психологии труда и психотехники. Как самостоятельная наука И. п. начала формироваться в годы Второй мировой войны, когда опыт эксплуатации военной техники показал, что ее эффективность и надежность существенно зависят от «человеческих факторов». Инициаторами создания этого направления выступили амер. и англ. психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, Гарнер, Бродбент и др. В нашей стране вопросы И. п. стали разрабатываться в нач. 1950-х гг. в связи с развитием некоторых специальных технических задач. Первые лаборатории И. п. были созданы в Ленинградском ун-те и в Научно-исследовательском ин-те автоматической аппаратуры (в М.) в 1959г. См . Оптимизация условий труда оператора. (В.М. Мунипов)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Инженерная психология (от франц. ingenieur — инженер, специалист в области техники) — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология возникла в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда, важнейшими составляющими к-рого стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятие решений в условиях ограниченного времени.

Основные проблемы Инженерной психологии:

В процессе развития И. п. произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому ( см . также Эргономика).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Оксфордский толковый словарь по психологии

Инженерная психология

  • Прикладная дисциплина, связанная с индустриальной и организационной психологией, которая сосредоточивается на проблемах разработки оборудования, механизмов, рабочих мест, условий труда и т.п.
  • Искусство управления людьми так, как инженеры управляют машинами.

Источник:
Мир Психологии
область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств
http://persev.ru/inzhenernaya-psihologiya

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Приветствие на сайте знакомств Прикольные статусы для сайта знакомств. Самые лучшие статусы для сайта… (2)

Как выглядят российские знаменитости без макияжа (18 фото) Как выглядят российские знаменитости без макияжа (18 фото) Как выглядят… (2)

Аптечные средства для ионофореза Аптечные средства для ионофореза Ионофорез (электрофорез) – это сочетание лечебного… (1)

В чем же смысл жизни В чем смысл жизни? В чем смысл жизни — пожалуй,… (1)

Как дальше жить Как дальше житьСветлой памяти моего мужа посвящается Как дальше жить,… (1)

COMMENTS