Концепции смысла жизни

Етика сьогодні

Cуществует ряд вопросов, которые человек задает себе, окружающим на протяжении своей жизни. Такие вопросы как: В чем смысл жизни?, Что такое счастье?, Для чего я живу?

Одни находят смысл жизни в работе, в карьере, другие же видят смыслом своей жизни свою семью, детей. Некоторые стремятся быть счастливыми, кто-то старается получить от жизни все, кому-то главное жить в богатстве и комфорте, а кто-то проживает всю жизнь ища личную выгоду и пользу. Но знать все о смысле жизни и прожить жизнь со смыслом это далеко не одно и то же.

Так в чем же все-таки состоит смысл нашей жизни?

Ответ на этот вопрос зависит только от самого человека, у каждого свое представление о жизни и ее смысле. Никто не знает на правильном ли он пути в поисках cвоего смысла жизни, ведь мы не имеем его в готовом виде, невозможно ему научиться.

Его нельзя узнать, это своего рода опыт, который мы переживаем и обретаем на протяжении всей жизни, проходим через трудности, преграды, допускаем и учимся на собственных ошибках. Обрести настоящий подлинный смысл жизни очень трудно, так как часто мы не в силах воплотить все желаемое в реальность, заблуждаемся в своих замыслах, сравниваем свой смысл жизни с жизнью окружающих.

Самая главная проблема человека – это найти свое место, свое призвание, смысл своего существования. Для этого нам приходится ставить перед собой цели. Когда у человека есть цель, есть к чему стремиться, то это определенно улучшает и делает жизнь интересней. Когда же человек не ставит перед собой никаких целей, то и соответственно жизнь теряет всякий свой смысл и превращается в однотонную серую полосу.

Еще хуже, когда человек останавливается на пол пути к своей цели, мечте, потому что не видят конечного результата своей деятельности и не верит в свои возможности. Цель в жизни значит, что человек представляет свое будущее, видит свои потребности и идеалы. Добившись одной цели, мы тут же сменяем ее другой, более желаемой, масштабной, высшей целью. Немногим за короткую человеческую жизнь удается достичь каких-нибудь очень серьезных целей. Но, тем не менее, я считаю, что каждый человек должен быть целеустремленным и добиваться желаемого результата.

Можем ли мы сказать, что смысл жизни состоит в счастье? На этот вопрос наверно нет однозначного ответа, ведь как уже было сказано, у каждого свое представление о смысле жизни. Но, я смело могу сказать, что счастье является его неотъемлемой частью. Человек – это такое создание, он может все хорошее, сделанное ему бескорыстно забыть в сию же минуту, а все плохое помнить годами, а то и всю жизнь. Такому человеку соответственно и жизнь кажется сплошным кошмаром, полным обид, разочарований, болезней и неприятностей. Для чего тогда такому человеку вообще дана жизнь, не говоря уже о поиске смысла?

Если человек несчастен, то он упустил всю суть жизни. Ведь человек сам «кузнец своего счастья» и «хозяин своей жизни». Как себя настроишь, так и будет протекать жизнь. У другого человека за пазухой ничего нет, он не оброс материальными ценностями, но душа его открыта, она поет, он готов весь мир вместить в себе и делиться своими чистыми и искренними чувствами с окружающими. Все, что мы делаем, что способны сделать – это и есть счастье.

Но для этого счастья тоже необходимо прикладывать усилия и добиваться честным трудом. Человек должен всегда быть порядочным, совершать благородные, честные поступки, бескорыстно помогать другим людям, духовно и интеллектуально развиваться на протяжении всей жизни. Все время усовершенствоваться, стремиться быть лучше. Наша обязанность состоит в том, чтобы стараться изменить мир к лучшему, внести какой-то свой вклад в развитие будущих поколений.

Каждому человеку необходимо найти свое призвание, отдать себя любимому делу, практиковать каждый день и расширять свой кругозор в любимой и приятной для сердца и души сфере. Только тогда мы будем радоваться жизни и работа принесет пользу нам и окружающим людям, для которых мы работаем. Для истинного счастья нужно слушать зов своего сердца, его потребности, идти за своей мечтой и полностью отдаться реализации своих целей. Для счастья, прежде всего нужно высоко себя ценить, верить в себя, уважать и любить.

С оптимизмом и бодростью проживать настоящее и с надеждой на лучшее верить в будущее. Научиться позитивно смотреть на жизнь, радоваться мелочам, каждому моменту. Смысл жизни состоит еще в поиске своей второй половинки, близкого человека. Человек, чья душа открыта легко находит таких же людей. Стремиться к счастью нужно честным путем, не ища какую-нибудь личную выгоду, чтобы не отнимать права на счастье у других людей и самому оставаться прекрасным, чистым человеком. Люди всегда тянутся к хорошим, открытым людям, которым можно довериться.

Все в природе стремится к росту и развитию. Все человечество стремится к большему счастью. Каждый человек должен стремиться прожить достойную жизнь, найти свое место под солнцем, проявить свою сущность во всей полноте, оставить после себя добрую и светлую память. Жизнь – это миг, ею нужно наслаждаться каждую секунду, радовать себя и близких, брать от нее все. Дорога длиною в жизнь слишком коротка и не стоит впустую тратить драгоценное время.

Источник:
Етика сьогодні
Cуществует ряд вопросов, которые человек задает себе, окружающим на протяжении своей жизни. Такие вопросы как: В чем смысл жизни?, Что такое счастье?, Для
http://www.etica.in.ua/osnovny-e-kontseptsii-smy-sla-zhizni-ponyatie-schast-ya/

Концепции смысла жизни

СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ.

Вопрос о том, для чего человек живёт на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всём пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времён и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие, Смысл жизни можно рассматривать в трёх временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

· Гедонизм – Жить – значит наслаждаться;

· Эвдемонизм – Жизнь это стремление к счастью как подлинному назначению человека.

· Аскетизм – Жизнь этоотречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

· Этика долга – Жизнь это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.

· Утилитаризм – Жить это значит, из всего извлекать пользу.

· Прагматизм – цель жизни оправдает любые средства её достижения.

Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее её экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих её людей и социокультурную среду.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живёт, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, не мифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остаётся в своих делах, творчестве, памяти людей.

Источник:
Концепции смысла жизни
СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ. Вопрос о том, для чего человек живёт на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всём пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот
http://studopedia.su/4_41734_kontseptsii-smisla-zhizni.html

Концепция «смысла жизни»

Основанием для выделения этих потребностей является критерий гуманистической и эстетической направленности, роли в образе жизни и гармоническом развитии личности.

По этим критериям потребности дифференцируются на:

  • разумные и неразумные;
  • истинные и ложные;
  • прогрессивные и разрушительные.

Формирование ценностно-ориентированные потребности исходит из понимания смысла жизни. Очевидно, что потребность – главная из всей системы. Возникали вопросы зачем, во имя чего, как жить. Каждый человек задумывается об этом, особенно в юности и старости. Поиск смысла жизни отличает человека от других живых существ.

Проблемам смысла и целей жизни, природы, человека, его места в мироздании посвящено огромное число публикаций. Философы Аристотель, Эпикур, Юм, Шопенгауэр, писатели Толстой, Достоевский.

Для понимания смысла жизни фундаментальное значение имеет Библия.

Есть крайне пессимистические мысли на этот счет. Альберт Камно – французский философ – основной вопрос философии: «стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой».

Ф. Ницце «О жизни мудрейшие люди всех времен судили одинаково: она не стоит ничего».

Слово «смысл жизни» наиболее характерно для русской философии к XIX – XX в.

Подлинный смысл жизни мудрецы видели в реализации трудовых и творческих задатков, в следе оставленном потомкам:

«Построить дом, воспитать сына, посадить дерево» – и жизнь прожита не зря.

Понимание смысла жизни определяет круг потребностей людей. Есть разные подходы, отражающие эту зависимость.

1. Сторонники Буддийской доктрины считают:

— высший жизненный идеал – это нерушимый покой;

— исключение как можно большего числа потребностей и вождений;

— подлинное богатство не в изобилии, а в минимуме потребностей.

2. Противоположная точка зрения. Создание новых потребностей и желаний полезно, т.к. побуждает людей затрачивать больше усилий, энергии, творчества.

А. Маршал считал, что человек быстро деградирует, если ему не нужно преодолевать трудности преграды. Это необходимо для сохранения физического и морального здоровья.

Концепции «смысла жизни» тесно переплетается с проблемой добра и зла 6 человек. Соотношение добра и зла в человеке – основная тема наиболее значимых произведений мировой литературы.

Психологи и философы всегда исследовали природы этих свойств личности и искали исходное начало. Одни считали, что человек изначально добр, а мерзости жизни озлобляют его. Другие считали в человеке силы зла, агрессии, эгоизма, разрушения, заложены генетически. (З. Фрейд).

Так Ж-Ж Руссо утверждал, что сначала человек был добр, а цивилизация отрицательно влияет на развитие этого качества.

А. Смит раскрыл двойственную природу человека. В книге «Теория нравственных чувств» посвящена позитивным чувством человека: состраданию, доброте, широте души, сочувствию.

В «Богатстве народов» он нарисовал содержательный портрет человека новой – капиталистической формации – эгоист, своекорыстен, напорист. Таким образом, определить смысл жизни – значит выбрать свой жизненный путь, в основе которого должны быть общечеловеческие ценности: семья, профессия, идеалы, мировоззрения и духовные ориентиры жизни.

Источник:
Концепция «смысла жизни»
Основанием для выделения этих потребностей является критерий гуманистической и эстетической направленности, роли в образе жизни и гармоническом развитии личности. По этим критериям потребности
http://studopedia.ru/10_1086_kontseptsiya-smisla-zhizni.html

Основные концепции смысла жизни

Этические учения предлагают разные концепции смысла жизни, зачастую прямо противоположные. Можно условно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни:

а) пессимистический – это нигилистическое отрицание смысла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней (с закономерным финалом – смертью). Однако, как отмечал В. Франкл, страдание, вина и смерть ни в коей мере не умаляют смысла жизни, но, наоборот, в принципе всегда могут быть трансформированы во что-то положительное.

б)скептический – выражающий сомнение в смысле и значимости земного бытия (например, в религиозной этике). З. Фрейд придерживался в своих работах именно этой концепции. «Когда человек задаёт вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует; ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворённого либидо.»

в)оптимистический — признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценности: «Самое дорогое у человека – жизнь…»

Нередко смысл связывался со счастьем, с приобщённостью к благу. А поскольку понимание последнего было различным, то создавалась довольно пёстрая картина представлений о смысле жизни. Как писал Ж.-Ж. Руссо «Каждый хочет быть счастливым, но, чтобы достичь счастья, необходимо знать, что такое счастье».

Так, если ещё в античности, отличавшейся своим оптимистическим мироощущением, гедонизм высшим благом считал наслаждение и соответственно видел смысл жизни в стремлении к нему, то эвдемонизм, полагая высшим благом счастье, смыслом жизни делает его достижение, в частности, путём преодоления стремления к наслаждению. Киники рассматривали в качестве смысложизненного принципа борьбу со страстями, победу над желаниями: блаженство доставляет нам не владение вещами, а преодоление влечения к ним. По Эпикуру, безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство, и следовательно, цель и смысл жизни. Средневековая этика считала наслаждение грехом и потому требовала отречения от земных удовольствий (аскетизм), а благо видела в духовном служении Богу во имя вечного спасения, которое становилось смыслом жизни верующего человека.

Вновь гедонистические мотивы в понимании смысла жизни зазвучат в этике Возрождения: он воплотится в стремлении к славе. Если имя человека прославилось среди современников, если он может надеяться, что оно не будет забыто и впредь, то его жизнь приобретает смысл уже благодаря её отражению в сознании других.

Материалисты XVII-XVIII вв., в частности Спиноза, продолжили линию эвдемонизма, усилив в нём рационалистический момент и выдвинув чисто интеллектуальное понимание блаженства и смысла жизни, обнаружив его в познании. Пафос понимания смысла жизни Б. Спинозой состоял в утверждении задачи максимального слияния субъективной воли и объективной необходимости (в свободе), или познании жизни с точки зрения вечности. Р.Декарт исходил из самодостаточности разума и предлагал доверять его представлениям о смысле жизни, действуя так, как если бы жизнь действительно имела смысл: сегодняшний смысл жизни имеет перспективу стать полным в результате развития человеческого разума до его абсолютного господства.

По Т. Гоббсу, Дж. Локку и другим представителям эмпиризма, «конечная цель» и «высшее благо» — результат общественного согласия: смысл жизни сводится к балансу «естественности» и цивилизованности, к технике общения и жизни в сообществе, предотвращающей «войну всех против всех». Всё большая «приземлённость» трактовок смысла жизни свела его к правильно понятому интересу.

Чистый принцип нравственности как фундамент смысложизненного отношения человека к миру выявляет И. Кант. На место «жизни» встаёт нравственная автономия воли, и смысл жизни оказывается понятием, не прошедшим горнила критической процедуры разума, но сохраняющим практическое регулятивное значение. Смысл жизни связывается с сознательно родовым поведением, возможность которого, в свою очередь, обусловлена «трансцендентальным царством целей» по ту сторону эмпирического опята.

Таким образом, согласно Ф. Ницше, смысл заключается в жизни, воплощающей силу и величественную красоту. Последнее, по Соловьёву, приемлемо лишь при допущении, что и сила, и красота сопряжены с добром; смысл жизни заключается именно в добре. И хотя в религиозных этиках последнее в конечном счёте в разного рода сотериологиях (учениях о спасении), с собственно моральной точки зрения, смысл жизни заключается в воплощении человеком идеала во всём разнообразии своих отношений с другими людьми, с отечеством и с миром.

Ещё одна концепция смысла жизни, имевшая своих сторонников во все времена, но особенно утвердившаяся в эпоху создания и накопления капитала, — обладание материальными благами, богатством.

Обывательским проявлением этой концепции является принятие в качестве главной жизненной цели стремления к обладанию: вещами, комфортом, престижем. Мещанин всё многообразие жизни воспринимает через призму своего непомерно раздутого Я. Средства жизни(удобства, вещи, досуг, материальные блага) в его сознании становятся целью бытия, а главный смысл существования он выражает формулой «бери от жизни всё, что можешь».

Существуют также и пессимистические концепции, вообще отрицающие смысл жизни. Французский писатель Ф. Мориак приходит к выводу, что жизнь большинства людей – мёртвая дорога в «никуда». Он сравнивает человеческую жизнь с движением слепых, которые бредут к неведомому морю, в этом движении у них единственный выбор; либо ринуться в пучину волн, либо возвратиться вспять и всё начать сначала.

Камю называл жизнь абсурдом, потому что человек, существуя и будучи наделённым разумом, не находит чётко поставленной перед собой цели в жизни. Но есть отдушина: можно заняться любимым делом.

Обессмысливание жизни философско-литературное течение постмодернизма зафиксировало в особого рода концепции, которая провозглашает «смерть субъекта», распад рационального сознания, смыслоутрату как «норму» современного мира, как закономерный этап жизни человечества, когда на смену разного рода ценностям и интеллектуальным конструкциям, наполняющим культурную действительность, приходит деконструкция — разрушение всего и вся.

И всё же люди не хотят мириться с отсутствием или утратой смысла жизни – явлением весьма распространённым в наше время. Проблеме утраты смысла и борьбе с этой утратой посвящена логотерапия.

Дата добавления: 2015-08-20 ; просмотров: 93 | Нарушение авторских прав

Источник:
Основные концепции смысла жизни
Этические учения предлагают разные концепции смысла жизни, зачастую прямо противоположные. Можно условно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: а) пессимистический – это
http://mybiblioteka.su/tom2/5-106459.html

(Visited 3 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Інтим стрижки фото женские 38 женских интимных стрижек - фотоВ этой статье мы представим… (6)

Почему при депрессии хочется спать Повседневная сонливость или почему постоянно хочется спатьПовседневная сонливость или почему… (4)

женские чулки для мужчин Мужские чулки: новый тренд Некоторым это покажется странным, но многие… (4)

Если мужчина говорит моя 11 утверждений влюбленного мужчины или как понять, что мужчина влюблен… (4)

Выкуп невесты на татарском Выкуп невесты на татарскомсвиток приметно со следующим содержание. Что ты… (3)

COMMENTS