Конфликт и его решение

Конспекты для начальной школы

konflikt1.ppt [352 Kb] (cкачиваний: 552)
Классный час «Конфликт и пути его решения».

1. Введение в тему.
– Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о конфликте. Слайд № 1.
Анкетирование – что такое конфликт? Слайд № 2.
Определение конфликта. Слайд № 3.
Анкетирование – могут ли люди прожить без конфликтов? Слайд № 4.
3. Причины конфликтов.
Анкетирование. Слайд № 5.
Большинство считает, что основная причина конфликтов в том, что люди не могут понять друг друга (непонимание). Но важно не только понять, а еще и принять другого человека таким, какой он есть, терпеть его со всеми достоинствами и недостатками (нетерпимость).

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

(Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок)
7. Если мы хотим не допускать конфликтов, то каждый должен начинать с себя. У вас на столах лежат 6-угольники с буквой Я.. Напишите под этой буквой свое имя. Давайте сложим все эти 6-угольники вместе на доске. Что получилось? Как теперь можно заменить слово Я? (Мы) Слайд № 12.
8. Давайте придумаем правила поведения в нашем классе: что можно, а что запрещено. Для того, чтобы постараться избегать конфликтов. И все постараемся эти правила соблюдать.
В нашем классе можно В нашем классе запрещено

Сценки.
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл!
– И я забыл!

Два козлика.
Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой — чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.
— Уступи мне дорогу, — сказал белый козлик.
— Вот ещё, какой важный барин, — ответил чёрный козлик.
— Пяться назад, я первый взошёл на мостик.
— Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?
— Ни за что! — кричал белый козлик.
— Ни за что! — кричал черный козлик.
Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

НЕУМЕНИЕ Карточки со словами на доску
ДОГОВОРИТЬСЯ (причины конфликтов)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
НЕПОНИМАНИЕ
НЕТЕРПИМОСТЬ

УВАЖЕНИЕ Карточки прикрепляются в конце
ТЕРПИМОСТЬ занятия напротив первых
КОМПРОМИСС
ПОНИМАНИЕ
САМОВОСПИТАНИЕ

Источник:
Конспекты для начальной школы
Классный час для 4 класса. Предварительно было проведено анкетирование. На занятии использовалась компьютерная презентация, фрагменты мультфильмов, инсценирование, игра. Классный час «Конфли
http://4stupeni.ru/stady/metod/3666-klassnyj-chas-konflikt-i-puti-ego-resheniya.html

Конфликт и его решение

на тему: «Конфликт. Виды и способы разрешения конфликтов».

2. Понятие конфликта. Типы конфликтов.

3. Причины возникновения конфликтных ситуаций.

4. Способы профилактики и решения конфликтов.

5. Конфликт, как способ управления людьми.

7. Список литературы.

1. Введение.

В каждой сфере деятельности человека осуществляется решение разного рода сложности задач. В случае разрешения их на отдыхе, работе, или в быту зачастую возникают разнообразные по своей силе и проявлению конфликты.

Конфликты являют собой важную значимость в жизнедеятельности человека, потому как последствия их зачастую очень ощутимы еще долгие годы. Они поедают жизненную энергию человека, или же группы людей, на протяжении многих дней, недель, месяцев, даже лет.

Человеческие мысли о конфликте, как правило, связывают его с враждебностью, агрессией, спорами, войной, угрозами. В итоге, существует мнение, что конфликт — это бессменно нежелательное явление, потому, по возможности, нужно его обходить и безотлагательно разрешать, при малейшем его проявлении.

Сколько существует человек, столько существуют конфликты. Однако, объясняющей их природу, воздействие на развитие общества, коллективов, общепризнанной парадигмы конфликтов не существует, хотя есть множество исследований по вопросам из образования, функционирования и управления ими.

Вне всякого сомнения, в жизни любого человека было мгновение, когда он желал обойти противостояние и задавался вопросом, как решить конфликтную ситуацию. Однако бывают обстоятельства, когда существует желание благородно выйти из затруднительного конфликта, вместе с тем сохранив отношения. Некоторые люди наталкиваются на необходимость обострения конфликтной ситуации, чтобы окончательно разрешить ее. Так или иначе, перед любым человеком вставал вопрос, как избежать конфликтной ситуации или каким образом разрешить ее.

2 . Понятие конфликта. Типы конфликтов.

Существующие разнообразные объяснения конфликта акцентируют факт противоречия, принимающего форму несогласий, когда ведется речь о человеческом взаимодействии, конфликт может быть явным или скрытым, однако его основой является отсутствие взаимопонимания. Таким образом, конфликт можно определить, как отсутствие взаимопонимания меж двумя и более сторонами — группами или лицами. Любая из сторон делает все для принятия ее цели или точки зрения, и выстраивает всяческие помехи противоположной стороне для осуществления того же самого.

Конфликт — это конфронтация сторон, сил, мнений, переход конфликтной ситуации в открытую конфронтацию.

Конфликт — это противоборство за ценности, претензии на конкретные ресурсы, власть, статус, целенаправленное на нанесение ущерба сопернику, нейтрализацию или его уничтожение.

Типы конфликтов по причинам:

  1. Конфликт целей — различное видение сторонами желаемого состояния объекта в перспективе.
  2. Конфликт во взглядах — расхождение сторон в мыслях и идеях по решаемому вопросу — для разрешения данного конфликта необходимо больше времени, нежели достижение взаимопонимания в конфликте целей.
  3. Конфликт чувств — различие эмоций и чувств, лежащих в основании взаимоотношений меж участниками — люди являются раздражителями друг друга собственным стилем поведения.

Типы конфликтов по участникам:

Типы конфликтов по степени открытости:

  1. Конфликты открытые большей частью возникают на деловой основе. Несогласие сторон относится к сфере производственной, и выражает разнообразные способы разрешения проблемы. Данные конфликты в некоторой степени безвредны.
  2. Источником «тлеющих» конфликтов, скрытых, являются человеческие взаимоотношения. Значительное количество конфликтов, представляющихся деловыми, в действительности основаны на чувствах и человеческих взаимоотношениях. Данные конфликты затруднительно разрешаются — в случае урегулирования деловой часть конфликта, напряженность переносится на иные проблемы с теми же сторонами

Типы конфликтов по последствиям:

1. Конфликты функциональные имеют некоторые положительные последствия:

  • решение рассматриваемых вопросов методами, для всех сторон более подходящими, а участники ощущают свое сопричастность к их решению;
  • сложности в реализации решений сводятся к наименьшему количеству — необходимость поступать против воли, несправедливость, враждебность;
  • в перспективе расположение сторон скорее всего будет направлено на сотрудничество, чем на оппозицию;
  • уменьшение возможности выражения синдрома покорности и группового мышления;
  • улучшение качества принятия решений, выявление различных точек зрения, посредством конфликта у членов группы существует возможность проработать вероятные сложности до возникновения.

2. В случае отсутствия управления конфликтом, он становится дисфункциональным — существование негативных последствий:

  • увеличение текучести кадров, снижение производительности, плохой моральный климат, неудовлетворенность;
  • образование сильной преданности участников своей группе, представление как о «враге» о другой стороне, в перспективе уменьшение сотрудничества, сворачивание общения и взаимодействия конфликтующих сторон;
  • придание наибольшего значения победе над оппонентом, нежели решению существующей проблемы.

3 . Причины возникновения конфликтных ситуаций.

Первоначально необходимо уяснить — конфликт являет собой абсолютно естественное состояние личности. Безустанно, на протяжении реализации человеком сознательной жизнедеятельности, он пребывает в конфликте с самим собой, группами личностей, иными людьми. Вместе с тем, в случае освоения человеком навыков, способствующих понять, как разрешить конфликтную ситуацию, он может заметно развить, укрепить профессиональные и личные отношения. Решение конфликтов социальных – достаточно значимый, очень полезный навык.

Основой каждого конфликта является ситуация, охватывающая или несовпадение желаний, интересов, влечений сторон, или противоположные средства, цели их достижения в существующих обстоятельствах, или противоречивые позиции сторон по какому-то поводу. Вместе с тем, для развития конфликта, нужен инцидент, в результате которого одна сторона приступает к действиям, ограничивая интересы противоположной стороны.

Существует довольно-таки много причин образования конфликтов. Вне сомнения, хотелось бы их разрешать формами организационными. Имея одно представление о них можно выявить их, управлять ими.

Информационные — ненадежность свидетелей, экспертов, искажения, недостаточное доверие к информации, невольные факты, дезинформация.

Структурные — столкновение традиционных ценностей, взглядов, привычек; столкновение в результате статусных притязаний или различий; столкновения по поводу техники, эффективности ее использования; столкновения по поводу цены или качеств покупки; столкновения по поводу соглашений, контрактов, договоров о покупке.

Ценностные — ущемление чьих-либо прав, нужд, нарушение этических норм, нарушение принятых норм организационных или профессиональных.

Факторы отношений — нарушение в отношениях совместимости, нарушение в отношениях баланса сил.

Социального и экономического неравенства — несправедливое распределение власти, признания, вознаграждений, престижа меж отдельными группами, подразделениями, членами организации.

Конфликт возникает с того времени, когда одна из взаимодействующих сторон сознает отличие собственных принципов и интересов от принципов и интересов другой стороны и приступает к односторонним действиям по выравниванию данных отличий в свою пользу.

Напряженность можно считать первым признаком конфликта. Она проявляет себя в результате нехватки знаний для преодоления затруднения, противоречивости или недостатка информации. Действительный конфликт зачастую проявляет себя при поползновении убедить противоположную сторону или индифферентного посредника в своей правоте.

Конфронтационная или военная фаза — стремление сторон достигнуть собственного интереса путем ликвидации чужого интереса.

Компромиссная или политическая фаза — стремление сторон обеспечить свой интерес с помощью переговоров, во время которых производится замена различающихся интересов каждой стороны на взаимный согласный.

Коммуникативная или управленческая фаза — создавая линию общения, стороны приходят к соглашению, которое основано на том, что суверенностью наделены как сами стороны конфликта, так и их интересы, а также стремятся к взаимному дополнению интересов, ликвидируя только незаконные различия.

В конфликте движущая сила — это стремление или любопытство человека, победить, сохранить, улучшить собственную безопасность, устойчивость, положение в коллективе или же надежда на достижение поставленной цели. Зачастую бывает не ясно, как действовать в данных ситуациях.

Причины конфликтов кроются в анормальности жизни общества и недостатках самого человека. Прежде всего, среди причин, вызывающих конфликты, выделяют нравственные, политические и социально-экономические. Данные причины являют собой питательную среду для образования разного вида конфликтов. На образование конфликтов воздействуют биологические и психофизические особенности человека.

У каждого конфликта существует множество причин. Значимые причины конфликта — это различия в ценностях и представлениях, взаимозависимость заданий, ограниченное количество ресурсов, которые необходимо делить, отличия в целях, в уровне образования, в поведенческой манере, плохие коммуникации.

4 . Способы профилактики и решения конфликтов.

Можно пребывать значительное количество времени в создавшейся конфликтной ситуации, свыкнуться с ней, как с нечто неизбежным. Однако не стоит забывать о том, что непременно возникнет инцидент, какое-либо стечение обстоятельств, которые неотвратимо приведут к открытой конфронтации сторон, к проявлению несовместимых позиций.

Конфликтная ситуация является неотъемлемым условием образования конфликта. Чтобы данная ситуация переросла в динамику, в конфликт, требуется внешний инцидент, воздействие или толчок.

В одном случае решение конфликта проходит довольно таки профессионально грамотно и корректно, а в другом бывает — безграмотно, непрофессионально, с плохим исходом часто для всех сторон конфликта, где есть лишь побежденные, и нет победителей.

Для ликвидации причин, приведших к конфликту нужно провести работу в нескольких этапов.

На первом этапе осуществляется описание проблемы обобщенно. В случае возникновения конфликта в результате недоверия меж группой и личностью, проблема выражается как общение. Важно определить, на данном этапе, характер конфликта, и в данное время не имеет значения, что это не полное отражение сути проблемы.

На втором этапе выявляют ведущие стороны конфликта. Можно внести в список единичные лица или целые группы, команды, организации, отделы. Существует возможность объединить вместе стороны, участвующие в конфликте, имеющие общие потребности сообразно данному конфликту. Также допускается ликвидация личных и групповых контингентов.

На третьем этапе перечисляются основные опасения и потребности ведущих сторон конфликта. Нужно определить мотивы поведения, которые стоят за позициями сторон в данной ситуации. Человеческие установки и поступки детерминированы мотивами, потребностями, желаниями, которые нужно установить.

Пять стилей решения конфликта:

  • сглаживание — поведение, будто нет надобности раздражаться;
  • уклонение — желание избежать конфликтной ситуации;
  • принуждение — давление или использование законной власти, дабы навязать собственный взгляд на ситуацию;
  • компромисс — послабление в некоторой мере иному взгляду на ситуацию;
  • разрешение проблемы — применяемый в ситуации, требующей различных данных и мнений, отличается гласным признанием различия во взглядах, конфронтация данных взглядов для выявления решения, приемлемого для обеих сторон конфликта.

В свою очередь, выбор способа преодоления сложностей детерминирован эмоциональной устойчивостью личности, имеющимися средствами защиты собственных интересов, объемом имеющейся власти и множеством иных обстоятельств.

Психологическая защита личности осуществляется бессознательно, как порядок регулирования личности для защиты сферы сознания человека от негативных психологических влияний. В результате конфликта данный порядок срабатывает непроизвольно, минуя человеческие желания и волю. Существенность такой защиты образуется при проявлении чувств и мыслей, олицетворяющих угрозу системе ценностных ориентаций, самоуважению, сформировавшемуся я — образу человека, самоуважению, снижающих самооценку индивида.

Восприятие ситуации человеком, иной раз далеко от существующего положения дел, однако его реакция на ситуацию формируется исходя из того, что ему кажется, из его восприятия, и данное обстоятельство значительно осложняет разрешение конфликтной ситуации. Возникающие из-за конфликта негативные эмоции довольно скоро переносятся с проблемы на личность оппонента — это дополняет конфликт личностной оппозицией. При усилении конфликта, становится более неприглядным образ оппонента — это, в дополнение, затрудняет его разрешение. Образуется замкнутое кольцо, которое очень трудно разорвать. Разумнее всего осуществить это на начальном этапе образования ситуации, пока не утрачен над ней контроль.

5. Конфликт, как способ управления людьми.

В практике управления конфликтами выделяются три направления: управление конфликтом, подавление конфликта и уход от конфликта. Данные направления реализуются благодаря специальным методам.

Управление конфликтами — это целевое направленное влияние по ликвидации причин, способствующих возникновению конфликта, на поддержание контролируемого уровня конфликтности, на корректирование поведения сторон конфликта.

Существующую многочисленность методов управления конфликтами разделяют на несколько групп, имеющие свою отдельную сферу применения:

Достоинство направления отхода от конфликта являет собой, как правило, оперативное принятие решения.

Отход используется в случаях:

  • больших потерь от выстраивания конфликта;
  • заурядности проблемы, являющейся основой конфликта;
  • значимости иных проблем, нуждающихся в решении;
  • существенности охлаждения страстей;
  • потребности выиграть время для ухода от принятия сиюминутного решения и сбора нужной информации;
  • присоединения иных сил для решения конфликта;
  • присутствие страха перед надвигающемся конфликтом или несходной стороной.

Уход от конфликта не стоит использовать в случае важности проблемы, являющейся его основой, или при реальности перспективы достаточно долгого протекания этого конфликта.

Разнообразность данного метода — метод бездеятельности. В случае применения метода бездеятельности, развитие событий протекает стихийно, по течению.

6 . Заключение.

Причины конфликтов кроются в анормальности жизни общества и недостатках самого человека.

Прежде всего, среди причин, вызывающих конфликты, выделяют нравственные, политические и социально-экономические. Данные причины являют собой питательную среду для образования разного вида конфликтов. На образование конфликтов воздействуют биологические и психофизические особенности человека.

У каждого конфликта существует множество причин. Значимые причины конфликта — это различия в ценностях и представлениях, взаимозависимость заданий, ограниченность ресурсов, которые необходимо делить, различия в целях, в уровне образования, в манере поведения и плохие коммуникации.

Таким образом, лучше предупредить конфликты, меняя собственное отношение к проблемной ситуации, поведение в ней, и соответственно воздействуя на поведение и психику оппонента.

При предотвращении интерпсихических конфликтов, прежде всего нужно оценить, что удалось сделать, потом — что не удалось — оценивающему необходимо самому достаточно знать деятельность; давать оценку по сути дела, а не по форме; оценивающему нужно отвечать за непредвзятость оценки; выявлять и информировать оцениваемых работников о причинах изъянов; воодушевлять сотрудников на новую работу; конкретно формулировать новые задачи и цели.

Соблюдая данные рекомендации конфликтующие стороны могут предупредить конфликты, в случае же возникновения — разумно их разрешить и найти наиболее благоприятный исход конфликтной ситуации.

7 . Список литературы.

1. Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Конфликтология: учеб.пособие для студентов вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Академический Проект; Триста, 2005. – 384 с.

2. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Конфликтология. Учебник. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. – 496 с.

3. Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. — Спб.: Питер, 2004. – 224 с.

4. Н.В. Гришина, Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с.

5. А.П. Егидес, Лабиринты общения, или Как ладить с людьми. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2002. – 368 с.

6. А.К. Зайцев, Социальный конфликт. 2-е изд. — М.: Академия, 2001. – 464 с.

Источник:
Конфликт и его решение
Познавательный ресурс для школьников и студентов. Рефераты по истории России, экономике, русскому языку, литературе, географии, биологии, философии, психологии, политологии, праву, социологии, медицине и др. учебным дисциплинам. Лучшие работы в сети!
http://referatreferatovich.ru/referaty/psihologiya/konflikt-vidy-i-sposoby-razresheniya-konfliktov/

Конфликты и пути их решения

«Нужны двое для ссоры;
не будьте никогда одним из них»

Джон Леббок, англ.писатель-моралист

Цели:

  • ознакомление учеников с понятием «конфликт»;
  • помощь им в осмыслении конфликтной ситуации и путей выхода из нее;
  • обучение детей поиску путей сотрудничества, нахождению «плюсов» среди «минусов»;
  • воспитание у них социально одобряемых форм поведения;
  • формирование коммуникативной культуры.

Оборудование:

  • бумага для упражнений «Снежинки»;
  • бланк анкетирования «Особенности поведения в конфликтных ситуациях»;
  • пожелания на кленовых листьях;
  • указатели «Положительно», «Отрицательно», «Не знаю»

Ход классного часа

Учитель. Добрый день, уважаемые ребята и гости! Сегодня я предлагаю вам принять участие в психологическом ликбезе, т.е. другими словами предлагаю вам получить необходимые сведения о неком понятии. О чем, я скажу вам несколько позже. Прежде мне бы хотелось рассказать вам восточную притчу:

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его:
— О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?
Мудрец задумался и ответил:
— Ты глупый молодой человек. Как невежда, подобный тебе, может понять такое?
Услышав это, молодой воин рассвирепел.
— Да за такие слова я готов тебя просто убить! — заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца.
В это же мгновение мудрец сказал:
— Вот это и есть ад.
Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны.
— А вот это и есть небеса, — заметил старик.

Учитель. Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то высказывает точку зрения, отличную от той, которую имеет наш собеседник. И свою правоту хочет доказать во что бы то ни стало. Иногда это превращается в открытую борьбу.

И сегодня я предлагаю вам поговорить на тему «Конфликты и пути их решения». СЛАЙД 1.

Почему именно на эту тему, спросите вы? А потому, что одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика и психология. В Австралии по инициативе ООН в 1986 году был даже создан международный центр разрешения конфликтов.

Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины его возникновения, основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, разберем алгоритм выхода из конфликта.

Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно. Однако конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся мирным способом разрешить конфликт, но не всегда знают, как это сделать.

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы.

Учитель. Я предлагаю ответить на следующие вопросы: Что такое конфликт? Какой бывает модель конфликта, т.е. из каких составляющих может состоять конфликт? Как человек может вести себя в конфликтной ситуации?

Конфликт – (в пер. с лат.) — это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. В основе любого конфликта лежит противоречие. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

Конфликтное взаимодействие – процесс, в ходе которого его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер. При остром конфликтном взаимодействии противники открыто выражают накопившиеся отрицательные эмоции, обиды, враждебность.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Другими словами, это завершение конфликта.

Принято различать два способа разрешения конфликтов — конструктивный и деструктивный.

^ При конструктивном способе разрешения конфликтов личность выбирает оптимальный алгоритм действий с причинением наименьшего ущерба для себя и оппонента в рамках принятых в обществе моральных и правовых норм. При этом личность либо находит путь к достижениям желаемой цели, либо отказывается от нее, либо принимает компромиссные решения.

^ При деструктивном способе разрешения конфликтов происходит разрешение конфликта при помощи неприемлемых с точки зрения моральных и правовых норм общества действий в отношении себя или других.

СЛАЙД 8 Получается такая модель КОНФЛИКТА

Конфликт

Конфликтная ситуация

Инцидент

Конфликтное взаимодействие

Разрешение конфликта

Учитель. Ребята! А как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт?

Я прошу вас занять места, в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт.

(Учащиеся рассаживаются по группам).

Учитель. Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. И сейчас мы убедимся в этом при выполнении упражнения, которое назовем в преддверии зимы «Снежинки».

1. Возьмите листок.

2. Сложите его пополам.

3. Оторвите правый верхний угол.

4. Сложите еще раз пополам.

5. Еще раз оторвите правый верхний угол.

6. Еще раз сложите пополам.

7. И еще раз оторвите верхний правый угол.

8. Разверните листок и покажите свое произведение одноклассникам.

Учитель. Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

Учитель. Правильно, если бы все снежинки были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом.

Учитель. Ребята, попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации? Расскажите.

Учитель. Бывают ли у вас конфликты с родителями? В чем их суть?

Учитель. Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликта в школе с друзьями, учителями, в семье?

Учитель. А сейчас, когда мы с вами уже многое узнали о конфликте, рассмотрим особенности вашего поведения в конфликтных ситуациях. Для этого вам необходимо будет ответить на поставленные вопросы

Источник:
Конфликты и пути их решения
Размер: 391.89 Kb. ; Учитель. Добрый день, уважаемые ребята и гости! Сегодня я предлагаю вам принять участие в психологическом ликбезе, т е другими словами предлагаю вам получить необходимые сведения о неком понятии. О чем, я скажу вам несколько позже. Прежде мне бы хотелось рассказать вам восточную притчу
http://do.gendocs.ru/docs/index-327358.html

Что такое конфликт и как его решить?

Конфли?кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм .

Как же решить конфликт эффективно?

Как только вы обнаружили себя в конфликте, то важно не горячиться и дать остыть своим эмоциям, это позволит вам справиться с возникшими разногласиями на рациональном уровне, а затем используйте один из приемов:

Если партнер разозлен и настроен агрессивно, то лучшим способом ухода из под прямого огня является простое согласие с доводами партнера. Как только вы обнаружите долю правды в аргументах противника, сразу с ними соглашайтесь. Например:
«Да, я с тобой согласен, мне бы тоже хотелось быть более ответственным и позвонить тебе прошлым вечером, как я и обещал» .

Обвинения партнера могут быть абсолютно беспочвенными, но вам лучше согласиться с тем, что у каждого из нас свое восприятие одного и того же. Это не значит что, соглашаясь, вы поступаетесь своими собственными принципами, вы просто принимаете позицию другого и его право на свое мнение. Иногда крупная победа требует маленьких поражений.

Попробуйте поставить себя на место другого, посмотрите на мир его глазами, дайте другому почувствовать, что он услышан. Вы можете словесно сообщить партнеру, что понимаете то, что он пытается вам сказать, делайте это через переформулирование его же слов. Например: «Я понимаю, что сейчас ты говоришь о потере доверия ко мне» .

Или вы можете дать партнеру понять, что понимаете его чувства. При этом важно никогда не приписывать свои эмоции другому человеку («сейчас ты расстроен и разозлен») , а высказать свои предположения о том, как другой может себя чувствовать. Например: «Мне кажется, ты испытываешь сейчас злость и раздражение из-за того, что произошло. Так ли это?» .

Чем больше вы задаете поросов о том, что другой чувствует и думает – тем лучше. Заставьте другого быть достаточно открытым и поделиться с вами тем, что с ним сейчас происходит: «Есть ли еще какие-нибудь мысли, которыми ты бы хотел со мной поделиться?» . При этом о себе и своих чувствах говорите с позиции «Я» , а не «Ты» : «Я чувствую себя разочарованным из-за того, что между нами произошло» эффективнее, чем: «Ты меня разочаровал» .

Покажите свое уважительное отношение к партнеру, даже если он злится на вас. Например: «Я уважаю твою смелость начать обсуждение этого вопроса со мной» или «Я восхищен твоим мужеством» .

Модель решения конфликтов

1. Определите проблему и обсудите ее с партнером. Найдите общие точки соприкосновения и причины разногласий, проясните свои позиции.

2. Фаза мозгового штурма. Найдите несколько решений. Отталкивайтесь от того, с чем вы оба согласны и к чему оба хотите прийти. Включите в список столько вариантов решений, сколько вам придет в голову, независимо от того, реалистичны они или нет.

3. Теперь проанализируйте решения. Для этого внимательно изучите составленный список и к каждому из решений найдите свои «за» и «против» . Делайте это до тех пор, пока из всего многообразия не останется одного или двух лучших решений вашей проблемы.

4. Выберите решение, которое кажется самым приемлемым, даже если оно не идеально.

5. Осуществите решение. Обговорите с партнером детали выполнения принятого соглашения. Подстрахуйтесь и договоритесь также о действиях в случае форс-мажорных обстоятельств.

6. Конфликт – это процесс, поэтому не мешает время от времени узнавать у своего партнера, как у него обстоят дела с принятыми соглашениями. Может быть, пришло время заключить новую договоренность или что-то добавить в уже существующую.

ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ И КАК ЕГО РЕШИТЬ?
Попросите учеников подумать о идеях и эмоциях, которые у них ассоциируются со словом «конфликт» . Вне зависимости от возраста или национальности детей, их ответы обычно сконцентрированы на идеях о насилии: бомбы, убийство, оружие, война, враги, сражение, борьба, удар, крик, обида, ненависть.

У многих взрослых ассоциации практически такие же. Учителя, которые хотят побеседовать на тему конфликта, прежде всего думают о войне и вооруженных конфликтах.

Средства массовой информации (далее СМИ) , будь то новости местного или мирового характера, ориентируются чаще всего на горячие события. Даже в СМИ развлекательного характера изображения насилия встречаются очень часто. Поэтому и неудивительно, что для многих людей слово «конфликт» является синонимом к слову «насилие» . Поэтому сейчас необходимо, чтобы дети и молодёжь поняли, что не все конфликты заканчиваются насилием. Насилие – не неотъемлемая часть человеческой натуры. Насилие – это приобретенная реакция на конфликт, и если насилие можно приобрести, так же можно приобрести и другие типы реакций на конфликт.

Образование может помочь ученикам взглянуть на конфликт под более широким углом, они смогут анализировать не только случаи насилия, но так же и конфликты неизбежно возникающие между людьми, относительно идей, ценностей, взглядов, позиций и перспектив в ряде проблем. Это те типы конфликтов, которые, если их не решить конструктивным способом, могут вылиться в насилие.

Кажется нереальным, чтобы какие-то воспитательные меры смогли искоренить все конфликты, потому что конфликт является фактом из жизни. Но школа должна помочь молодёжи понять, что есть и другие способы реагировать на конфликт. Ученики могут развить свои способности в ведении переговоров и в решении проблем, эти способности помогут им рассматривать конфликт не как кризис, а как возможность творческого обмена. Для начала они могут научиться использовать эти методы для решения повседневных конфликтов с друзьями, с семьёй и даже с учителями! Позже, они могли бы подумать о том, как можно использовать эти методы для решения межэтнических и религиозных конфликтов, а также конфликтов, основанных на различии политических взглядов и идеологий и т. д. в их обществе, стране, мире.

Такое воспитание даёт и коррективный результат. Многие дети сегодня растут в конфликтной среде, они не знают покоя, живут в вечном страхе, с чувством беспомощности и бессилия, неуверенности в завтрашнем дне. Для этих детей, изучение методов решения конфликтов могло бы стать частью процесса реабилитации. Они научаться практическим методам борьбы с трудностями, почувствуют себя сильнее.

В то же время, изучение конфликтов и методов их решения является профилактической, предупредительной мерой. Если ученики получат эти знания и способности, у них будет возможность и ответственность за действия, которые привели бы людей к культуре мира в мире, полном конфликтов.

КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Область научных знаний: социология.
Автор: Орешкова Александра, ученица 7 «в» класса, МОУ СОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика – развитие» .
Руководитель: Смирнова Инесса Викторовна, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика – развитие» .

Цель: исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения.

Задачи:
1) Выявить причины конфликтов.
2) Исследовать конфликтную ситуацию в школе.
3) Показать способы разрешения конфликтов.
4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе.
5) Научиться размещать работу в Сети Интернет виде Web-страниц, обсуждать и защищать ее на форуме конференции.

Актуальность:
Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком, особенно передо мной как руководителя волонтеров школьной детской службы примирения, целью которой является мирное разрешение конфликтов и восстановления взаимоотношений.

План работы:
1. Что такое конфликт и его типы.
2. Причины конфликтов.
3. Конфликтная ситуация и его участники.
4. Конфликтная ситуация в школе.
5. Развитие конфликтов, его основные этапы
6. Способы и этапы разрешения конфликтов.
7. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.

1. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение» . Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг)
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

Среди участников конфликта различают:
— оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;
— вовлеченные группы;
— заинтересованные группы.
Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т. д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.
Выделяют пять способов разрешения конфликта:


1
Стиль
Сущность стратегии
Условия эффективного применения
Недостатки

Соревнование (конкуренция)
Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.
При поражении — неудов­летворенность; при победе — чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

2
Уклонение (избегание)
Уход от ответствен­ности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера.
Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.
Переход конфликта в скрытую форму.

3
Приспособление
Сглаживание раз­ногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.
Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти
Вы уступили. Решение откладывается

Конфли?кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм .

Как же решить конфликт эффективно?

Как только вы обнаружили себя в конфликте, то важно не горячиться и дать остыть своим эмоциям, это позволит вам справиться с возникшими разногласиями на рациональном уровне, а затем используйте один из приемов:

Если партнер разозлен и настроен агрессивно, то лучшим способом ухода из под прямого огня является простое согласие с доводами партнера. Как только вы обнаружите долю правды в аргументах противника, сразу с ними соглашайтесь. Например:
«Да, я с тобой согласен, мне бы тоже хотелось быть более ответственным и позвонить тебе прошлым вечером, как я и обещал» .

Обвинения партнера могут быть абсолютно беспочвенными, но вам лучше согласиться с тем, что у каждого из нас свое восприятие одного и того же. Это не значит что, соглашаясь, вы поступаетесь своими собственными принципами, вы просто принимаете позицию другого и его право на свое мнение. Иногда крупная победа требует маленьких поражений.

Попробуйте поставить себя на место другого, посмотрите на мир его глазами, дайте другому почувствовать, что он услышан. Вы можете словесно сообщить партнеру, что понимаете то, что он пытается вам сказать, делайте это через переформулирование его же слов. Например: «Я понимаю, что сейчас ты говоришь о потере доверия ко мне» .

Или вы можете дать партнеру понять, что понимаете его чувства. При этом важно никогда не приписывать свои эмоции другому человеку («сейчас ты расстроен и разозлен») , а высказать свои предположения о том, как другой может себя чувствовать. Например: «Мне кажется, ты испытываешь сейчас злость и раздражение из-за того, что произошло. Так ли это?» .

Чем больше вы задаете поросов о том, что другой чувствует и думает – тем лучше. Заставьте другого быть достаточно открытым и поделиться с вами тем, что с ним сейчас происходит: «Есть ли еще какие-нибудь мысли, которыми ты бы хотел со мной поделиться?» . При этом о себе и своих чувствах говорите с позиции «Я» , а не «Ты» : «Я чувствую себя разочарованным из-за того, что между нами произошло» эффективнее, чем: «Ты меня разочаровал» .

Покажите свое уважительное отношение к партнеру, даже если он злится на вас. Например: «Я уважаю твою смелость начать обсуждение этого вопроса со мной» или «Я восхищен твоим мужеством» .

Модель решения конфликтов

1. Определите проблему и обсудите ее с партнером. Найдите общие точки соприкосновения и причины разногласий, проясните свои позиции.

2. Фаза мозгового штурма. Найдите несколько решений. Отталкивайтесь от того, с чем вы оба согласны и к чему оба хотите прийти. Включите в список столько вариантов решений, сколько вам придет в голову, независимо от того, реалистичны они или нет.

3. Теперь проанализируйте решения. Для этого внимательно изучите составленный список и к каждому из решений найдите свои «за» и «против» . Делайте это до тех пор, пока из всего многообразия не останется одного или двух лучших решений вашей проблемы.

4. Выберите решение, которое кажется самым приемлемым, даже если оно не идеально.

5. Осуществите решение. Обговорите с партнером детали выполнения принятого соглашения. Подстрахуйтесь и договоритесь также о действиях в случае форс-мажорных обстоятельств.

6. Конфликт – это процесс, поэтому не мешает время от времени узнавать у своего партнера, как у него обстоят дела с принятыми соглашениями. Может быть, пришло время заключить новую договоренность или что-то добавить в уже существующую.

Источник:
Что такое конфликт и как его решить?
Пользователь Рома Воронцов задал вопрос в категории Прочее образование и получил на него 5 ответов
http://otvet.mail.ru/question/96846550

(Visited 4 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Если мужчина говорит моя 11 утверждений влюбленного мужчины или как понять, что мужчина влюблен… (7)

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (5)

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (5)

Как перестать быть пошлой 11 советов, чтобы перестать думать о прошлых отношениях11 советов, чтобы… (4)

Письмо мужу после ссоры Все краски жизни для тебяНаверняка почти в каждых отношениях наступает… (3)

COMMENTS