Конфликт психология

Виды и типы конфликтов

Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и различия, надежных способов идентификации конфликтов с общностью существенных признаков и отличий.

Для выбора адекватного метода воздействия и управления соответствующим конфликтом целесообразно проводить классификацию в зависимости от основных признаков: способу решения; сферы проявления; направленности воздействия; степени выраженности; количества участников; нарушенных потребностей.

На основе классификации определяют виды и разновидности конфликтов . Вид конфликта — вариант конфликтного взаимодействия, выделен по определенному признаку.

Способ разрешения конфликтов предполагает их деление на антагонистичные (насильственные) конфликты и компромиссные (ненасильственные).

Насильственные (антагонистичные) конфликты представляют собой способы разрешения противоречий путем разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта сторона и выигрывает. Например: полное поражение противника в споре ( выборы органов власти и т. д.).

Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их решения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. Например: поставщик не отправляет производителю заказанное сырье в указанный срок. Производитель имеет право требовать выполнения графика поставок, но сроки поставок груза изменились по причине отсутствия средств для транспортировки из-за неплатежей. По взаимной заинтересованности достичь компромисса возможно путем проведения переговоров, изменения графика поставок.

Сферы проявления конфликтов крайне разнообразны: политика, экономика, социальные отношения, взгляды и убеждения людей. Выделяют политические, социальные, экономические, организационные конфликты.

Политические конфликты — столкновение по поводу распределения властных полномочий, формы борьбы за власть.

Социальный конфликт представляет собой противоречия в системе отношений людей (групп), которые характеризуются усилением противоположных интересов, тенденций социальных сообществ и индивидов. Разновидностью социальных конфликтов считаются конфликты трудовые и социально-трудовые, т.е. в сфере трудовой деятельности. Это большая группа конфликтов, который возникают очень часто в виде забастовок, пикетов, выступлений больших групп работников.

Экономические конфликты представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп. Это борьба за определенные ресурсы, льготы, сферы экономического влияния, распределение собственности и т.д. Указанные виды конфликтов распространены в разных уровнях управления .

Организационные конфликты являются следствием иерархических отношений, регламентирования деятельности человека, применение распределительных отношений в организации: использование должностных инструкций, функционального закрепления за работником прав и обязанностей; внедрения формальных структур управления; наличия положений по оплате и оценки труда, премирования сотрудников.

По направленности воздействия выделяют вертикальные и горизонтальные конфликты. Характерной чертой их является распределение объема власти, который находится в оппонентов на момент начала конфликтных взаимодействий.

В вертикальных конфликтах объем власти уменьшается по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия для участников конфликта: начальник — подчиненный, высшая организация — предприятие, основатель — малое предприятие.

В горизонтальных конфликтах происходит взаимодействие равноценных по объему имеющейся власти или иерархическим уровнем субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики — потребители.

Степень выраженности конфликтного противостояния предполагает выделение скрытых и открытых конфликтов.

Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, столкновение. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и статусу участников конфликта.

В случае скрытого конфликта отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами , но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, или же у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

Количество участников конфликтного взаимодействия позволяет разделять их на внутриличностные, межличностные, межгрупповые .

Внутриличностные конфликты — представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может потратить много сил и времени, а следовательно, стремительно растет эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может стать неконтролируемым. Примерами являются конфликты «плюс-плюс», «плюс-минус», «минус-минус».

Конфликты «плюс-плюс» предполагают выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда поехать отдыхать или что купить (машину какой марки).

Следует отметить: выбор происходит из двух благоприятных вариантов, однако необходимость выбора может быть настолько сложной и мучительной, что будет сопровождаться стрессовыми ситуациями.

Конфликты «плюс-минус» — это конфликты притяжения и отталкивания, принятие решения, когда каждый из вариантов может иметь и позитивные, и негативные последствия, а выбрать надо один, с учетом решения общего задания.

Например: в конфликте руководителя с подчиненным увольнение подчиненного предстает для руководителя как альтернатива: освобождение невыгодного подчиненного (позитивный аспект) и необходимость поиска нового сотрудника, сотрудника для выполнения поставленной задачи (негативный аспект). В данном случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего, но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то последствия такого решения могут вскоре негативно сказаться на результатах, тогда конфликт с внутриличностного перерастет в конфликт с подчиненным, т.е. в межличностный.

Другим видом внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда в одной личности возникает необходимость одновременного выполнения различных своих ролей, которые к тому же противоречат друг другу. Встает вопрос выбора, что делать.

Например: мастеру производственного участка передано указание от начальника цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастером давались противоречивые указания, причем одновременно. Данный конфликт в результате может быть сведен к конфликту «минус-минус», поскольку мастер поставлен перед проблемой выбора: что делать, чье указание выполнять, за счет чего это делать.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не совпадают с личными потребностями или ценностями.

Например: женщина-руководитель давно планировала в субботу поехать вместе с мужем и детьми отдохнуть за город, к тому же большое внимание к работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. В пятницу вечером в ее непосредственного начальника возникли проблемы относительно выполнения срочного задания, и он настоял, чтобы она взялась решать эти проблемы в выходные дни и даже вышла на работу в субботу. Иначе под угрозой срыва оказался бы крайне выгодный для компании контракт, за выполнение которого отвечает подразделение именно этой женщины .

Сложность решения внутриличностных конфликтов заключается в том, что иногда происходит столкновение трех составляющих, необходимых для достижения поставленной цели: желание ( «хочу»), возможности ( «могу»), необходимости ( «надо»).

Межгрупповые конфликты — конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных в период конфликта в единые сплоченные сообщества.

Следует отметить, что эта сплоченность может исчезнуть сразу после прекращения конфликта, но в момент отстаивания общих интересов единство группы может быть достаточно значительным.

Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон. Это один из наиболее распространенных видов конфликтов.

В зависимости от нарушенных потребностей выделяют когнитивные конфликты и конфликты интересов.

Конфликт когнитивный – конфликт взглядов, точек зрения, знаний. В таком конфликте целью каждого субъекта является убедить оппонента, доказать правильность своей точки зрения, своей позиции.

Конфликты интересов можно представить как противовес конфликта когнитивного, что означает противоборство, основанное на столкновении интересов различных оппонентов (групп, индивидов, организаций).

В связи с тем, что распределение конфликтов на виды представляется весьма условным, четкой границы между различными видами не существует, и на практике возникают такие конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т. д.

Источник:
Виды и типы конфликтов
Кратко об основных видах и типах конфликтов
http://psyznaiyka.net/view-conflictology.html?id=6

Конфликт психология

Чтобы посмотреть содержание презентации нажмите на её эскиз. Чтобы бесплатно скачать презентацию по конфликтам нажмите на её название.

Конфликты. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Основные этапы конфликта. Возникновение конфликтной ситуации. Инцидент. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия. Начало открытого конфликтного действия. Развитие открытого конфликта. Разрешение и исход конфликта. Расположенность участников конфликта к урегулированию, разногласий на основе взаимных уступок. «Ради победы» используются: Запугивания и угрозы. Унижения и оскорбления партнера. Ссылки на свой авторитет. Уклонения от обсуждения проблемы. Лесть партнеру. Сведения причин конфликта к плохому характеру человека. — Конфликт.ppt

Мастер – класс. (Сценарий) Тема: «Конфликты. Цель: Дать определение понятия конфликт. Учить анализировать собственное поведение в конфликтной ситуации. Генри Тэйлор. Упражнение “Карикатура на врага”. Что такое конфликт? Правила написания синквейна: Разрушительные эмоции. Гнев, злоба, агрессия — чувства разрушительные. Способы разрешения конфликтов. Идти до конца. Тест «Конфликтная ли вы личность?». (а) 4 балла, б) 2 балла, в) 0 баллов. 1. В общественном транспорте начался спор. Вы: а). не вмешиваетесь; б). высказываетесь кратко; в). активно вмешиваетесь. Ваша реакция: а). промолчите; б). досолите сами; в). откажетесь от еды. — Конфликты.ppt

Конфликтология. Основные разделы работы: Причины конфликтов. Конфликт как основная категория конфликтологии. Характеристика конфликтов. Динамика конфликтов. Стресс. Внутриличностный конфликт. Методы управления конфликтами. Разрешение конфликтов. Конфликтология учит: Управлять конфликтами. Разрешать конфликты. Мы сталкиваемся с конфликтами: Места возникновения конфликтов: Семья. Общество. Работа. Почему необходимо знать? Знание Конфликтологии Позволяет: Избегать конфликты. Правильно относится к конфликту. Управлять конфликтом. Эффективно разрешать конфликт. Объект и предмет, цели и задачи конфликтологии. — Человек конфликт.ppt

Конфликты в обществе. Конфликт (от лат «столкновение). Признаки конфликта. Всегда возникает на основе противоположных мотивов или суждений. Причины конфликтов. Инцидент. Виды конфликтов. В зависимости от количества участников. 1 участник. Внутриличностный. Несколько человек. Межличностный. Между группами. Социальный. В зависимости от предмета спора. Способы протекания конфликта. Конфронтация Пассивное противостояние, давление. Соперничество Борьба за признание достижений, доказательство превосходства. Конкуренция Получение выгоды, прибыли, выгоды, доступа к дефицитным благам. Поведение в конфликте. — Конфликты людей.ppt

Conflictus столкновение) есть форма выражения противоречий. Причины конфликтов. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка. 11. Не подтверждение родительских ожиданий. За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте? Стратегия выхода из конфликта. Соперничество. Типичная реакция на конфликтную ситуацию – противоборство, соперничество. Сотрудничество. Люди стоят за совместное обсуждение разногласий, для выработки общего решения. Компромисс. Избегание. Никогда не берёт на себя ответственности за решение. Приспособление. Памятка для родителей. «От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километр шагов». — Конфликты с детьми.ppt

Управление конфликтами. Стили конфликтов. Конкуренция, применение силы, доминирование. Проблемы конкурирующего подхода. Уступки, улаживание, быстрое разрешение. Проблемы улаживающего подхода. Компромисс, участие, сделка. Проблемы компромиссного подхода. Уклонение, уход. Проблемы уклоняющегося подхода. Сотрудничество, решение проблем. Причины конфликтов. Различия и расхождения Потребности Восприятие Власть Ценности и принципы Чувства и эмоции. Расхождения. Потребности. Восприятие. Люди по-разному интерпретируют реальность Кто виноват в автомобильной аварии? Потери и находки – кому достанется? — Проблема конфликта.ppt

Причины возникновения конфликтов. Конфликт. Столкновение. Противоречие. Стресс. Жизнь без стрессов. Умение избежать конфликта. Подростковый возраст. Уровень агрессивности. Причины агрессивного поведения. Подростки. Учитель. Мотивы агрессии. Заинтересованность. Причины. Пример конструктивного поведения. Причины конфликтов. Конфликты со старшеклассниками. Классный час. Классный руководитель. Любовь. Мир. Мятежники. Самообразование. Своевременная коррекция. Выбор методов управления. Педагогические конфликты. Мотивационные конфликты. Конфликтный период. Конфликт взаимодействий. Стиль взаимодействия педагога и ученика. — Конфликты и стрессы.ppt

Основы деловой культуры. Конфликты в деловом общении. Конфликт и его структура. Конфликт. Типы конфликтов. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Межгрупповой конфликт. Конфликт между группой и личностью. Конфликтогены. Типы конфликтогенов. Формула конфликта. Конфликтная ситуация. Разрешить конфликт. Практические задания урока. Сотруднику администрация предъявляет противоречивые требования. Проти­воречие между ожиданиями отдельной личности и сложившими­ся в группе нормами поведения. Руководитель не оценил работу подчиненного. Возникает из-за состояния неудов­летворенности человека какими-либо обстоятельствами. — Структура конфликтов.ppt

Конфликтология. Магистерская программа «Прикладная конфликтология». Конфликт в пеницитарных учреждениях часто приводит к непредсказуемым последствиям. Магистратура. Обучение в магистратуре продолжается 2 года и завершается защитой магистерской диссертации. Доктор психологических наук, профессор. Заведующий кафедрой социальной психологии. руководитель программы проф. С 1998 по 2006 гг.- декан факультета психологии и педагогики Удмуртского государственного университета. За время работы подготовлено в качестве научного руководителя 14 кандидатов наук. Автор более ста работ в области социальной психологии, конфликтологии и психологии управления. — Психология конфликта.ppt

Социальная динамика. Лекция 15. Основные социальные процессы. Кооперация – согласованные действия для достижения общей цели. В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам — конфликтология. Причины конфликтов. Типы конфликтов. По сферам деятельности: Экономические Политические Идеологические Этнические Религиозные Бытовые и др. По зонам разногласий: Межличностные Межгрупповые Между личностью и обществом Межгосударственные. По публичности конкуренции: Открытые Скрытые Ложные. По временным характеристикам: Кратковременные Долговременные. По внутреннему содержанию: Рациональные Эмоциональные. — Социальный конфликт.ppt

История конфликтологии. (Конфликтология как научное направление). Древний Мир. Средневековье. Наиболее яркий представитель – Эразм Роттердамский. Эразм Роттердамский (ок. 1466–1536). Новое время. Томас Гоббс (1588–1679). Жан-Жак Руссо (1712–1778). Карл Маркс (1818–1883). Конфликты свойственны всем уровням социальной жизни – политике, экономике культуре. Георг Зиммель (1858-1918). Недостатки осмысления конфликтов к началу ХХ века: XX век. Макс Вебер (1864–1920). Ральф Дарендорф (р. 1929). Льюис Козер. Зигмунд Фрейд (1856–1939). Карл Густав Юнг (1875–1961). Эрик Берн (1910 — 1970). — Конфликты в обществе.ppt

Управление конфликтами и стрессами. Основные формы взаимодействия людей. Общая цель и потребности в принадлежности к группе. Природа конфликта. Слова «конфликт» происходит от латинского conflictus, первоначально понимаемого как столкновение. Основные причины конфликтов. Причины конфликтов. Приверженность к конфликту. Дисфункциональный (разрушительный). Функциональный. Модель конфликта. Типы конфликтов. Управление конфликтной ситуацией. Конкуренция Уход из конфликта Сотрудничество Приспособление Компромисс. Методы разрешения организационных конфликтов. Структурные. Межличностные. — Конфликты между людьми.ppt

Коробочка. Конфликты в нашей жизни. Опасение. Противостояние. Как возникает конфликт. Типы конфликтов. Конфликтная ситуация. Старшеклассник. Родители. Любимые журналы. Компромисс. Соглашение представителей. Выиграть может каждый. — Конфликты в нашей жизни.ppt

Источник:
Конфликт психология
Урок: Психология, Тема: Конфликты, Вид: Презентации
http://900igr.net/prezentatsii/psikhologija/konflikty.html

Мир Психологии

Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение) — широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis — возражающий) и даже столкновения самих оппонентов. Сложности точной дефиниции К. связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих К.

Были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков Конфликта:

  • биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия;
  • активность, направленная на преодоление противоречия;
  • субъектность (наличие носителей, выразителей К.).

Нормативно-оценочный подход к К. претерпел существенные изменения: от фокусирования исключительно на негативных сторонах и стремления во чтобы то ни было избегнуть К. (зафиксированного в обыденном сознании «худого мира, который лучше доброй ссоры») до слогана «К. — это не обязательно плохо».

Все большее понимание находят идеи о:

  1. неизбежности (а потому естественности как интра-, так и интерсубъектных К.) и
  2. функциональной значимости К.

Позитивное влияние Конфликта на личность может проявиться в: интенсификации самопознания и социального познания; ослаблении личностной напряженности; развитии мотивационно-потребностной сферы; создании предпосылок для личностного роста и т.д.; на группу — в поляризации и развитии мнений; повышении сплоченности; повышении эффективности группового взаимодействия; ослаблении внутригрупповой напряженности и пр.

Негативное влияние Конфликта на личность может проявиться в: повышении личностной напряженности; снижении самооценки, снижении эффективности деятельности (вплоть до деструкции), возникновении острых эмоциональных переживаний, ухудшении психической и социальной адаптации и пр.; на группу — в отрицат. групповой динамике, повышении внутригрупповой напряженности, ухудшении общения, снижении эффективности совместной деятельности.

Кроме того, Конфликт могут оказывать положительное и отрицат. влияние на межгрупповое взаимодействие. Тем не менее «хороший К.» — это вовремя и правильно разрешенный К. (И. А. Мещерякова.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

  • а) постепенное усиление участников К. за счет введения более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;
  • б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
  • в) повышение конфликтной активности участников, изменение характера К. в сторону его ужесточения, вовлечения в К. новых лиц;
  • г) нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, к-рая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников К.;
  • д) изменение отношения к проблемной ситуации и К. в целом.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Конфликт — чрезвычайно широкий термин, использующийся в отношении любой ситуации, когда происходят антагонистические события, сталкиваются противоположные мотивы, цели, действия, импульсы и т.д. В следующих статьях описываются классические конфликтные ситуации и различные выделяемые учеными виды конфликтов.

предметная область термина

КОНФЛИКТ ПРИБЛИЖЕНИЙ — конфликт возникающий в результате стремления к двум одинаково желаемым, но взаимно исключающим целям. Обычно конфликт разрешается, когда субъект приближается (физически или метафорически) к одной из двух целей, так как с приближением желательность объекта обычно увеличивается. См. приближения, нарастание.

БАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ (Basic conflict) — это выбор человеком одной из трех видов защит — стать ли ему скромным, экспансивным или обособленным. Выбор человека определяется взаимодействием факторов социального окружения и особенностей темперамента. Все три защиты, как правило, используются, хотя доминирующей становится какая-то одна. Остальные уходят вглубь и действуют бессознательно, проявляясь скрытым или косвенным образом.

Источник:
Мир Психологии
широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании
http://www.persev.ru/konflikt

Тема психология конфликта

Сущность конфликта и его структура

Способы управления и предупреждения конфликтов

Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. В специальной литературе можно встретить такие определения конфликта: «предельный случай обострения противоречия», «трудноразрешимое противоречие, связанное с эмоциональными переживаниями» и т.п.

Конфликт это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.).

Конфликт – это явление межличностных и групповых отношений. С точки зрения сущности отношений любой конфликт есть проявление противоборства, т.е. проявление активного преследующего определенные цели столкновения тенденций, оценок, принципов, взглядов. С точки зрения целей конфликт есть стремление одержать победу, утвердить защищаемую идею, принцип, поступок, личность. С позиции межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне. Если прожить без конфликтов невозможно, то каждый должен научиться поведению в конфликтной ситуации. Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий, имеющих личную значимость для каждого из предполагаемых участников.

Конфликт как сложное явление характеризуется многими параметрами, важнейшими из которых являются его сущность, структура (рис. 1), причины и динамика.

Рис. 1. Основные структурные элементы конфликта

Часто для того, чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, т.е. внешние пределы в пространстве и времени. Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный.

Пространственные границыконфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт.

Временные границы– это продолжительность конфликта, его начало и конец.

Внутрисистемные границы– всякий конфликт происходит в определенной системе.

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психоло-гическое явление, весьма многообразны. Это не только позволяет классифицировать конфликты по различным основаниям, признакам, но и помогает ориентироваться в их специфических проявлениях, оценить возможные пути их разрешения (табл. 1).

Сферы про­явления конфликта

В основе лежат экономические противоречия

В основе лежат противоречия во взглядах

В основе лежат противоречия социальной сферы

В основе лежат противоречия семейных отношений

Степень длительно­сти и

Слабовыраженные и вя­лотекущие

Слабовыраженные и быстротекущие

Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих

Возникают при наличии глубоких противоречий

Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон

Обусловлены поверхностными причинами, носят эпизодический характер

Конфликты «личность – группа»

Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности

Субъектами конфликта выступают две личности

Субъектами конфликта являются, с одной стороны, личность, а с другой – группа (микрогруппа)

Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы

В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Спо­собствуют развитию организации или другой социальной системы

В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы

Имеют четкий предмет

Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

Конфликт внутриличностныйобусловлен различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: потребностями, интересами, ценностями, мотивами и т.п.

В зависимости от того, какие внутренние стороны личности выступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки и т.д. Внутриличностный конфликт одни из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Внутриличностные же конфликты деструктивного характера несут серьезную опасность для личности: от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

Конфликт межличностный – самый распространенный вид конфликта, который охватывает практически все сферы человеческих отношений. В основе межличностного конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Причины такого конфликта всегда связаны: а) с нарушениями ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статуса личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки); в) с нарушением групповых норм.

Конфликт межгрупповой представляет собой противоборство, в основе которого лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей).

Конфликты имеют как негативные, так и позитивные последствия. Если они способствуют принятию обоснованных решений, и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными (функциональными).

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппо­ненты не выходят за рамки этических норм, деловых отно­шений и разумных аргументов.

Конфликты, препятствующие принятию решений, эффективному взаимодействию в группе и организации, называют деструктивными (дисфункциональными). Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов

прибегает к нравственно осуждае­мым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.

Реалистические конфликтывызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению, одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения какого-либо результата, а самоцелью. Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда деструктивны. Их гораздо сложнее урегулировать, придать им конструктивный характер.

Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Причины конфликтов обнаруживают себя в конфликтных ситуациях, устранение которых и является необходимым условием разрешения конфликтов. Разногласие, возникшее между субъектами, приводит к образованию конфликтных отношений.

Конфликтные отношения это способ (процесс) взаимодействия, характеризующийся несовпадением либо незнанием, непониманием целей, потребностей, интересов партнера. Возникновение конфликтных отношений приводит к созданию конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. К конфликтным ситуациям можно отнести: недобросовестное исполнение обязанностей; индивидуально-психологи-ческие особенности личности (нарушение принятых в обществе норм, правил, этики общения) и т.п.

Причины конфликта, конфликтная ситуация и конфликт соотносятся между собой следующим образом (рис. 2).

Источник:
Тема психология конфликта
Сущность конфликта и его структура Способы управления и предупреждения конфликтов Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации Понятие «конфликт» характеризуется исключительной
http://www.studfiles.ru/preview/4228932/

(Visited 2 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Девушка говорит что не любит но продолжает общаться Если мужчина не хочет общаться или встречаться это еще не… (2)

Как ведет себя мужчина в постели если любит Как вести себя в постели, чтобы нравиться мужчинам в сексе?Как… (2)

Не могу простить измену Жена не может простить изменуПриветствуем вас! Сегодняшняя статья посвящена случаю,… (2)

Слова сестры на выкупе невесты Русский выкуп – Здравствуй, молодец прекрасный! Что ты тих как… (2)

Аптечные средства для ионофореза Аптечные средства для ионофореза Ионофорез (электрофорез) – это сочетание лечебного… (2)

COMMENTS