Конфликт социальная психология

Конфликт социальная психология

Психология конфликта – это его устройство, другими словами, это то, каким образом он проистекает. Психология конфликтов рассматривает взаимосвязь различных элементов личности. А непосредственно конфликт она определяет как отсутствие единодушия между двумя индивидами (сторонами) или группами субъектов. Конфронтация является одной из вариаций взаимоотношений субъектов. Если она проходит конструктивно, то выступает в качестве развития взаимосвязи между участниками.

В психологии термин конфликт содержит в себе противоречия, связанные с неимоверно сильными эмоциями. Всякий конфликт представляет собой социальное явление и характеризуется наличием специфичных функций, которые выступают в качестве своеобразных индикаторов, показывающих, каким образом конфликтные ситуации воздействуют на социум либо на личность.

Любой индивид в процессе существования и деятельности неоднократно сталкивался с разнообразными конфликтными ситуациями. Конфликтом именуется расхождение в целях, мировоззренческих позиций субъектов взаимодействия. Для понимания смысла противостояний в жизни социума и отдельных индивидов необходимо углубиться кратко в суть психологии конфликта, а чтобы выяснить ее суть важно выделить стержневые признаки и условия возникновения конфронтации.

Итак, фундаментом любого столкновения или противоречия всегда является ситуация, которая в себе может содержать одно из нижеприведенных условий:

— противоречащие взгляды субъектов в отношении определенного предмета либо объекта;

— несхожие цели или используемые в определенных обстоятельствах средства для их достижения;

— противоположные интересы, желания оппонентов.

Конфликтная ситуация всегда включает в себя наличие субъектов вероятного столкновения и его объект. Однако для развития конфронтации необходимо еще и наличие действия, то есть один участник противостояния должен начать действовать, задевая интересы другого участника. Если при этом второй участник процесса будет отвечать аналогичными деяниями, то столкновение перерастет из потенциального противостояния в актуальное.

Суть психологии конфликта кратко заключается в наличии изначального несовпадения во взглядах, отсутствии согласия, расхождении целей. При этом само противостояние может протекать как явно, так и завуалировано.

Проведенные исследования показывают, что в восьмидесяти процентах случаев противостояния возникают вне зависимости от желания субъектов конфронтации.

Ведущую роль в образовании конфликтных ситуаций играют «конфликтогены», то есть слова, поступки или отсутствие действий, которые порождают и провоцируют разгорание конфронтации. Всякая конфронтация характеризуется наличием четкой структуры. Ее основными элементами считаются: стороны противостояния, предмет и мотивы столкновения, образ конфликтной ситуации, позиции участников противостояния. Участниками конфронтации являются индивиды, находящиеся во взаимодействии. При этом их интересы должны быть нарушены непосредственно. Также участниками являются и субъекты, поддерживающие явно либо неявно конфликтеров.

Предметом конфликта считается объективно существующая либо надуманная проблема, которая служит причиной противостояния между участниками.

Мотивы конфронтации в качестве внутренних побудителей подталкивают индивидов к противостоянию. Они проявляются в виде индивидуальных потребностей, целей и убеждений.

Образ конфликтной ситуации является отражением предмета противоборства в сознании индивидов, участвующих в конфликтном взаимодействии.

Позиции участников противостояния представляют собой то, что заявляют стороны в процессе противоборства либо в ходе переговоров.

Конфликтный процесс, равно как и всякое иное социальное явление имеет свои функции.

Любое противостояние может нести позитивный аспект, то есть быть конструктивным, либо нести негативные последствия, то есть быть деструктивным.

Цивилизованный конфликтный процесс основывается на сохранении взаимодействия в пределах соревнования и сотрудничества. Борьба же знаменует выход конфронтации за границы цивилизованности. Поэтому функции конфликтов и подразделяются на деструктивные и конструктивные.

Конструктивные функции конфликтов в психологии:

— снятие напряженности между субъектами общественного взаимодействия;

— связующая и коммуникативно-информационная;

— побуждение к социальным изменениям;

— содействие образованию социально необходимой гармонии;

— переоценка принятых норм и прежних ценностей;

— способствование в усилении лояльности членов конкретной структурной единицы.

Отрицательные функции конфликта в психологии:

— неудовлетворенность, снижение производительности труда, увеличение текучки кадров;

— нарушение коммуникационной системы, уменьшение в будущем уровня сотрудничества;

— нерушимая преданность собственной общности и непродуктивное соперничество с прочими группами;

— представление противоборствующей стороны в качестве врага, понимание своих целей в качестве положительных, а намерений другой стороны – отрицательных;

— ликвидация взаимодействия между сторонами, находящимися в конфронтации;

— рост враждебности между сторонами-участниками конфликтного процесса по мере уменьшения коммуникативного взаимодействия, увеличение взаимной неприязни;

— сдвиг акцентов: победе в противостоянии придается большее значение, нежели решению проблемы;

— в социальном опыте общности или отдельной личности происходит закрепление насильственных методов решения проблем.

Граница между конструктивными и негативными функциями зачастую утрачивает собственную однозначность при необходимости оценить последствия конкретного столкновения. Кроме того, подавляющее большинство противоборств характеризуется одновременным присутствием положительных и деструктивных функций.

Конфликтные процессы подразделяются по сферам возникновения на: экономические, идеологические, социально-бытовые и семейные конфликты.

Семейная психология конфликты рассматривает в качестве взаимосвязи между непосредственно конфронтацией и личностью противоборствующей стороны. Особенности семейных противоречий заключаются в опасности трансформации нормального душевного состояния партнеров в стрессовое, то есть в искажающее психику индивида состояние, следствием которого часто становится состояние опустошенности и полного безразличия.

Семейная психология конфликты понимает в качестве направленного отрицательного состояния психики одного либо обоих партнеров, характеризующегося агрессивностью, негативизмом во взаимоотношениях. Такое состояние спровоцировано несовместимостью взглядов супругов, их интересов, убеждений или потребностей.

Семейные противостояния разнятся от стадий развития ячейки общества. Наиболее весомую роль конфликтный процесс играет в период образования семьи, когда муж и жена только начинают находить общий язык, приспосабливаясь друг к другу.

Коммуникативное взаимодействие в качестве процесса общения берет начало с совместно принятого индивидами положительного решения относительно обмена информацией. Участие в коммуникативном процессе может принимать неограниченное количество субъектов. Каждый из взаимодействующих субъектов обязан внести собственный вклад в создание полноценного и результативного общения. Если в обмене информацией участвует большое число индивидов, то следствием этого процесса должно стать планирование дальнейшей совместной деятельности. Лишь в этом случае коммуникацию следует считать состоявшейся.

Взаимодействие, состоящее из двух участников, считается простой коммуникацией. Если в общении задействовано более двух индивидов, то такая коммуникация называется сложной. Участие в коммуникативном процессе нескольких общностей может базироваться на взаимопонимании или на их конфронтации, которая выражается в форме борьбы, основанной на конкуренции. Конфликтный процесс является самым ярким выражением конкуренции.

Социологи выделяют следующие составляющие противостояния: зарождение конфликтной ситуации, присутствие участников, причина конфликтного процесса (то есть объект конфронтации), пусковой механизм, созревание и разрешение конфронтации.

Психология развития конфликта

Все индивиды попадают в ситуации противостояния. Нередко люди могут не осознавать, что втянуты в противостояние. Часто это происходит на этапе зарождения противоречия, вследствие того, что у индивидов отсутствуют базовые знания об этапах формирования и эскалации конфликтов, которые изучает психология развития конфликта.

Процесс зарождения ситуации конфронтации называется динамикой и состоит из нескольких последовательных стадий развития противоборства, а именно возникновение противостояния между субъектами, выявление стремления субъектов развивать ситуацию конфронтации, осознание сторонами сути и первопричины противоборства, обнаружение конфликтных отношений, установление участников, угасание противостояния.

Существуют множество вариаций определения конфликта в социальной психологии, но более верной считается следующая формулировка: конфликтный процесс зарождается на фоне противоречия, которое возникает между индивидами либо общностями в связи с необходимостью принятия решений различных вопросов личной жизни и социального бытия. Однако не всякое противоречие будет перерастать в конфликт. Противостояние зародится, если противоречия затронут социальный статус коллектива или отдельной личности, материальные ценности или духовные ориентиры людей, моральное достоинство личности.

Психология поведения в конфликте зависит от процесса научения. Затяжное противостояние помогает оппонентам хорошо изучить друг друга, что позволяет им предпринимать различные действия, опираясь на особенности темперамента соперника, специфические черты его характера, присущие эмоциональные реакции. Другими словами конкуренты могут практически со стопроцентной достоверностью предугадать поступки противоположной стороны, что позволяет им значительно увеличить арсенал применяемых средств и расширить сферу используемых стратегий поведения, скорректировав их под особенности противоборствующей стороны. Таким образом, проблема конфликта в психологии заключается во взаимообусловленности действий оппонентов, что ведет к обоюдно направленному влиянию сторон.

Конфликты считаются очень важной, но недостаточно изученной социально-психологической проблемой. Большинство ученых рассматривают конфликты в качестве естественного и неизбежного явления. Поэтому психология поведения в конфликте считается одной из ведущих тематик социальной психологии и конфликтологии. Поскольку приобретение навыков сглаживания и разрешения всевозможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности или семейной жизни, поможет индивиду стать успешнее и счастливее.

В истории изучения конфликта как психологического феномена условно выделяют два этапа. Первый берет свое начало с двадцатого столетия и продолжается до пятидесятых годов прошлого века, а второй – с конца пятидесятых годов прошлого столетия и длится по сей день. Второй этап – это психология современных конфликтов, основанная на утверждении, что любые деяния индивидов социальные, поскольку характеризуются тесной взаимосвязью с социальной средой.

Конфликты, факторы их провоцирующие, формы проявления и средства их урегулирования доступны пониманию исключительно на основе глубокого осмысления естества социума и отдельной личности, закономерностей общественного взаимодействия и взаимоотношений индивидов.

В начале прошлого века в отдельный предмет исследования конфликт не выделялся. Столкновение рассматривалось тогда в качестве составной части более глобальных концепций (психоаналитическая теория или социометрия). В те времена психологов интересовали исключительно последствия конфликтов или ряд причин, провоцирующих их возникновение. Непосредственно конфликт как ключевое звено исследования их не интересовал.

В конце пятидесятых годов появляются первые изыскания, в которых главным предметом исследования становится проблема конфликта в психологии.

В начале двадцатого столетия среди ключевых направлений психологических исследований конфликтного процесса можно выделить следующие:

— психоаналитическую теорию (З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни);

— этологическое (Н.Тинберген, К.Лоренц);

— концепцию групповой динамики (К.Левин);

— социометрическое (Д. Морено).

Психоаналитическое направление, прежде всего, связано с Фрейдом, создавшим концептуальную теорию человеческой конфликтности. Фрейд обратил внимание на необходимость поиска факторов, вызывающих межличностные конфликты, в области бессознательного.

К. Хорни попыталась внести в природу конфликтов социальный контекст. Основной причиной конфронтаций, наблюдающихся между субъектом и окружением, она считала дефицит доброжелательного отношения со стороны родни, и в первый черед, родителей. Фромм полагал, что конфликты зарождаются вследствие невозможности воплотить в социуме личностные потребности и устремления.

К. Лоренц считается родоначальником этологического подхода к объяснению причин возникновения противостояний. Он считал главной причиной противоборства агрессивность толпы и отдельного индивида. По его мнению, механизмы зарождения агрессии у животных и у человеческих особей однотипны, ведь агрессия является неизменным состоянием живого организма.

К. Левин в ходе исследования проблем групповой динамики, разработал теорию динамической поведенческой системы, в которой возрастает напряжение при нарушении баланса между средой и индивидом. Такое напряжение выражается в виде конфронтации. Так, например, источником противостояния может являться неблагоприятный стиль управления начальника.

Последователи поведенческого подхода искали причины столкновений не только исключительно во врожденных человеческих качествах, но и в социальном окружении индивидов, которое трансформирует эти качества.

Основатель теории социометрии Дж. Морено полагал, что межличностные конфликты обусловлены состоянием эмоциональных взаимоотношений между субъектами, их симпатиями и неприязнями в отношении друг друга.

Психология современных конфликтов основывается на исследованиях, проведенных во второй половине прошлого столетия, по следующим направлениям:

— теоретико-игровом (М. Дойч);

— концепции организационных систем (Р. Блейк);

— теории и практики процесса введения переговоров (Р. Фишер).

М. Дойч считал базисом конфликта несовместимость устремлений участников межличностных взаимоотношений.

В шестидесятых-семидесятых годах прошлого века начинает формироваться отдельное направление по исследованию переговорного процесса в качестве составной части конфликтного взаимодействия.

Б. Хасан в своем труде «Конструктивная психология конфликта» по новому рассмотрел переговоры как способ выхода из конфронтации. Он считал, что любой эффективный переговорный процесс является продуктом совместной исследовательской работы всех его участников. В своем пособии «Конструктивная психология конфликта» он представил основные понятия конструктивного подхода к конфликтам, предложил способы анализа ситуаций конфронтаций. Кроме того, он изложил различные подходы к процессу переговоров, к пониманию способов организации и ведения переговоров в качестве основного пути взаимодействия оппонентов для результативного разрешения конфронтаций.

Участники конфликтного процесса могут находиться в нем длительное время и привыкнуть к нему. Однако со временем произойдет некий инцидент, который спровоцирует открытое столкновение сторон, демонстрацию взаимоисключающих воззрений.

Случается, что разрешение конфликтных ситуаций протекает весьма корректно и грамотно, но чаще выход из противостояния происходит непрофессионально, что ведет к негативным последствиям для участников столкновения.

Поэтому нужно знать, как правильно управлять противостояниями. Тут нужно понимать, что управление противостоянием не является равнозначным решению проблемы, вызвавшей конфронтацию. В первый черед, между оперативными и стратегическими целями может существовать несоответствие. Например, сейчас важнее сберечь в коллективе хорошие взаимоотношения, нежели добиться выхода из проблемной ситуации. Д. Дэн утверждал, что разрешение конфликта за собой не обязательно будет нести разрешение проблемы. Кроме того, разрешить проблемный вопрос и противостояние можно различными путями. Например, смерть одного из соперников может означать решение проблемного вопроса.

Поэтому грамотное управление конфликтом психология считает возможным при условии наличия нижеприведенных условий:

— объективное осознание противоречия как реально существующей действительности;

— допустимость возможности активного влияния на конфронтацию и трансформацию его в саморегуляционный фактор системы;

— наличие социальных и материально-духовных ресурсов, правового базиса управления, способности индивидов к координированию своих взглядов и интересов, позиций и ориентации.

Урегулирование конфликтами должно включать:

— диагностику и прогнозирование противоречий;

— профилактику и предотвращение;

— управление и быстрое разрешение конфронтаций.

Наиболее эффективные личностно-ориентированные способы разрешения конфронтаций изложены в работе Е.Богданова и В. Зазыкина «Психология личности в конфликте». В ней рассмотрены основные психологические причины возникновения различных межгрупповых, межличностных и иных противостояний, содержание психологических условий конфликтных индивидов.

Также в книге «Психология личности в конфликте» приведено определение межнациональных противостояний, их объекта и субъектов, временных рамок и пространственных характеристик. Также в ней перечислены причины их порождающие и возможные пути разрешения.

Источник:
Конфликт социальная психология
Психология конфликта – это его устройство, другими словами, это то, каким образом он проистекает. Психология конфликтов рассматривает взаимосвязь различных элементов личности.
http://psihomed.com/psihologiya-konflikta/

Социальная психология

1.1 Понятие и сущность конфликтов

1.2 Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

1.3 Содержание управления конфликтами

2 Переговорный процесс

2.1 Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

2.2 Основное содержание переговорного процесса

Приложение 1 Первый этап анализа конфликта

Существует множество определений и толкований конфликта. Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию конфликта.

Конфликт – это, не всегда осознанные противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами, из-за взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, взглядов, установок, стремлений, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей и групп. Возможна борьба, взаимное противодействие, противоборство, активное столкновение личностей, т.е. осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника.

Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины: враждебность, соперничество, конкуренция, кризис, соревнование, противоречие.[1, с.36]

Любое нарушение общения может привести к конфликту. Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно., и тогда слова могут быть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда человек видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда в результате непонимания, враждебности или обиды общение вообще прекращается.

Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это — момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.1

С позиций современной науки управления предупреждение конфликтов выступает в виде особой тактики, осуществляемой в чрезвычайных ситуациях. Причем возникновение самой возможности конфликта свидетельствует о сбое в системе управленческой деятельности, результатом несоблюдения её основных норм.

Одним из наиболее востребованных на настоящее время навыков и умений управленца является грамотное проведение профилактики конфликтов.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

Цель определяет следующие задачи:

— проанализировать литературу русских и зарубежных авторов по данной проблеме;

— проанализировать характеристику концепций социального конфликта и методы разрешения конфликтов;

— рассмотреть методику переговорного процесса как способа разрешения конфликтов.

Предмет исследования – конфликты (технологии предупреждения).

Объект исследования – переговорный процесс.

Понятие и сущность конфликтов

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются и зреют иногда довольно длительное время.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии[1, с.59]:

1. Скрытую стадию, обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах «иметь» и «мочь». Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.

Конфликт более или менее четко ограничен во времени и поэтому представляется возможным определить, какое событие считать началом (завязкой) собственно конфликта. [3, с.28]

Первым этапом анализа конфликта является его развитие во времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним.

Здесь необходимо изучить следующие проблемы:

• предмет конфликта и его объект;

• уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта.

Схематично это показано в приложении 1

Предмет конфликта. В этом понятии отражается обыденное восприятие основного противоречия в конфликте. Под предметом конфликта понимают объективно существующую или воображаемую проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Это может быть проблема власти, обладания какими-либо ценностями, проблема первенства или несовместимости. Поиск путей разрешения конфликта должен начинаться с определения его предмета, а сделать это часто оказывается нелегко. В сложных и запутанных конфликтах предмет конфликта может не иметь четких границ, стать перетекающим.

Анализ участников конфликта является трудным делом. Среди них необходимо выделить непосредственных участников, их союзников и тех, кто косвенно заинтересован в поддержке участников конфликта; определить степень вовлеченности в конфликт всех его участников.

Например, анализ международного конфликта требует учесть подробно характеристики всех участников с различных точек зрения, а именно:

— уровни притязаний и целей.

При анализе ресурсов (сил) следует учитывать: материальные ресурсы (запасы полезных ископаемых, уровень производства); идеологические (морально-политическое единство народа, готовность защищать интересы государства); военные (состав вооруженных сил, технику, вооружение); политические (тип государства, политический режим, стабильность режима, лидер страны); внешнеполитические (расстановка сил в своей коалиции, расстановка сил в коалиции противника).

Уровень притязаний. Цели сторон нужно рассматривать с точки зрения возможностей их достижения какой-либо из сторон. Предстоит оценить собственные ресурсы (силы), ресурсы (силы) противника и его возможные реакции.2

Среди исторических корней конфликта выделяют территориальные споры, национальные противоречия, религиозные противоборства, экономические и другие разногласия.

Непосредственный повод конфликта — это описание конкретных событий, приведших к конфликту. Ими могут быть: принятие административного акта, ущемляющего права одной из групп; спланированные провокации; принятие таможенных ограничений и т.д.

Уровень напряженности (или устойчивости) в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта. Его можно представить в виде степени удовлетворения различных социальных групп политикой правительства, уровня организованности социальных групп, возможностей их давления на политику властей. Социальная напряженность — это индикатор конфликта, психологическое состояние значительных социальных групп, групповые эмоции.

Второй этап анализа — изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события продвигают конфликт на новую ступень эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта составляет определение его перехода в стадию кризиса.

Кризис — это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений. [7, с.68]

На представленном графике отображено внезапное обострение конфликта, которое может произойти на любом уровне нарастания напряженности.

Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.

Любой конфликт диктует определение временного горизонта и временных интервалов внутри этого горизонта. Каждое рассматриваемое событие должно быть привязано к сетке интервалов и уровню эскалации.

Четвертый этап анализа — прогнозирование конфликта.

Прогноз — это вероятностное, научно обоснованное суждение относительно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.

Прогнозирование — это разработка на основе прогностических методик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов и др.

В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на вопрос: что будет, если будут иметь место определенные события?

Пятый этап анализа — разрешение конфликта. Это процесс решения проблемы, его цель — разрешить конфликт в самой его сути, добраться до действительных его причин. Это процесс распознавания потребностей и ценностей, о которых не удается договориться, таких, как страх за собственную безопасность, гнев людей из-за отсутствия достаточного общественного признания и т.д.

Эти опасения, а не только материальные интересы (например, более высокая зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых конфликтов.

Таким образом, проблема конфликта охватывает все виды и уровни отношений человека с объективной действительностью. Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы индивидов.

1.2 Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);

разлад между ожиданиями и поступками людей;

недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

недостаток и некачественность информации;

несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. [7, с.72]

Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.

Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.

Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты – явление весьма редкое.

Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.3

Известны различные классификации конфликтов:

1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:

• индивидов, между ними;

• крупных систем (или подсистем);

• деления общества на классы и слои;

• общества в целом;

• на региональном или глобальном уровнях.

2. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:

• внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);

• межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и т.д.);

• между личностью и организацией, в которую она входит;

• между организациями или группами одного или различного статусов.

3. Возможны и такие классификации конфликтов, например:

• по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);

• по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);

• смешанные (в которых представлены и те, и другие).

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70 — 80 % от всех остальных конфликтов.

4. У Г. Бисно (Н. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:

Источник:
Социальная психология
Понятие и сущность конфликтов, их характеристика, роль и значение. Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов. Содержание управления конфликтами . Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов. Основное содержание переговорного процесса.
http://xreferat.com/77/3774-1-social-naya-psihologiya-konflikty.html

Социально психологическая характеристика конфликтов (стр

Социально психологическая характеристика конфликтов (стр. 1 из 20)

Астраханский Государственный Университет

По социальной психологии на тему:

Социально-психологическая характеристика конфликтов.

Студентка ПС – 41,

Астрахань 2006 г.

Глава 1. Социально-психологическая характеристика конфликтов:

1.1. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта;

1.2. Основные характеристики конфликтов;

1.3. Типы конфликтов и способов поведения в них;

1.4. Основные периоды и этапы развития конфликта;

1.5. Выводы по первой главе.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Методики диагностики конфликтов.

2.2. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

2.3. Выводы по второй главе.

Список использованной литературы.

Современное общество характеризуется сложной системой взаимоотношений, направленных на достижение определенных целей. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты. Сами по себе конфликты являются естественным механизмом, что говорит о их относительной безвредности для человека. Однако в определенных случаях конфликты могут нанести вред психике человека, его материальному и духовному миру. Поэтому важно изучение конфликтов, их типов, структуры, особенностей протекания, степени выраженности, путей разрешения и т. д. Актуальность нашей работы мы видим в получении максимально полной информации о конфликте для нахождения наиболее рациональных способов их разрешения

В нашей работе мы постарались исследовать особенности социально-психологического конфликта, способов их диагностики и путей преодоления, что является целью нашей работы.

Объект нашей работы – изучение конфликта.

Предмет – социально-психологические характеристики конфликта.

Для раскрытия данной темы мы выделили следующие задачи :

1. определение понятия «конфликт» и «социальный конфликт»,

2. раскрыть причины социальных конфликтов,

3. обозначить основные этапы протекания конфликтов,

4. предоставить способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов,

5. нахождение путей положительного разрешения конфликтных ситуаций.

Глава 1. Социально-психологическая характеристика конфликтов.

1.1.Определение понятия «конфликт». Природа социального конфликта.

«Конфликт», как и многие другие понятия, имеет несколько вариантов трактовки. Так в широком понимании этого слова конфликт – столкновение сторон, мнений, сил. Однако, по мнению Замедлиной Е. А., при подобном подходе можно считать, что конфликты возможны и в неживой природе. «Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему»[1] .

Исходя из этого, возникает необходимость выделить более узкое определение конфликта, применимое только к живым существам, в том числе и к человеку. Мельникова Н. А. определяет конфликт как «открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия»[2] . При этом субъектом конфликтного взаимодействия могут выступать отдельный человек, люди или группы людей.

Отсюда Замедлина предлагает сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты могут возникать только при социальном взаимодействии. Сущность конфликта же заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия в целом.

Исходя из всего выше сказанного, полным определением данного понятия можно считать: «конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями»[3] .

Конфликты проявляются в общении, поведении, деятельности. Это так называемые сферы противодействия субъектов конфликта. Поэтому очевидно, что конфликты изучает не только социальная психология, но и такие науки как военные науки, история, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология, философия, экономика и т. д.

Всего выделяют три типа конфликтов:

2. социальные – межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями;

Однако, исходя из цели моей работы, я буду рассматривать только социальные конфликты, а конкретно межличностные.

Природа социального конфликта.

Причинами социального конфликта считаются: 1) материальные ресурсы; 2) важнейшие жизненные установки; 3) властные полномочия; 4) статусно-ролевые различия в социальной структуре; 5) личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д.

Конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации.

Конфликтное взаимодействие – это противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

В основе социального конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности; такие противоречия трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Существует насильственная и ненасильственная формы столкновения в конфликте.

Социальный конфликт включает в себя активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям или группам.

В проблематике конфликтов используются следующие термины: «споры», «дебаты», «торги», «соперничество и контролируемые сражения», «косвенное и прямое насилие».

Социальный конфликт имеет несколько определений. Вот основные из них: социальный конфликт – это:

1) открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов – участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности участников конфликта;

2) предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении интересов различных социальных общностей – классов, наций, государств, различных социальных групп, социальных институтов и т. п., обусловленный противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития;

3) явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству;

4) ситуация, когда стороны (субъекты)конфликтного взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.

1.2. Основные характеристики конфликтов.

Участники конфликта подразделяются на прямых и косвенных (когда определенные силы преследуют в чужом конфликте свои интересы).

Косвенные участники могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию, содействовать уменьшению интенсивности или полному его прекращению, поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта – это часть окружающей среды, в которой протекают конфликты, поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной, или третьим участником конфликта.

В социологии конфликта используется понятие сторона конфликта, предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта.

Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой. Ранг в психологии социального конфликта определяется по принципу высший – низший. Ранг здесь понимается как позиция, занимаемая одним из субъектов конфликта по отношению к другому субъекту противоположной стороны.

Способ определения рангов оппонентов ( субъектов конфликта):

1. оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы;

2. оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие игровые интересы;

3. оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

4. высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени закона.

Позитивные функции конфликта :

1) полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов, он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы;

2) позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем;

3) тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;

4) способствует более глубокому познанию участников друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценно в человеке;

5) позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию;

6) служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими;

Источник:
Социально психологическая характеристика конфликтов (стр
Астраханский Государственный Университет Курсовая работа По социальной психологии на тему: Социально-психологическая характеристика конфликтов.
http://mirznanii.com/a/203069/sotsialno-psikhologicheskaya-kharakteristika-konfliktov

Социально психологические причины конфликтов

Существуют различные точки зрения на роль социально-психологических причин в возникновении конфликтов. Одна из них заключается в том, что конфликт обусловлен в первую очередь объективными социально-экономическими детерминантами вместе с тем, очевидно, с одной стороны, присутствие вторичных социально-психологических аспектов, сторон во всяком, конфликте, а с другой — наличие частного класса конфликтов, порождаемых социально-психологическими факторами [63].

К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Четкие границы между четырьмя группами причин конфликтов пока не определены. Не существует строгого разграничения между социально-психологическими и организационно-управленческими причинами, с одной стороны, а также между социально-психологическими причинами и личностными — с другой. Тем не менее изучение конфликтов позволило выявить несколько типичных причин, носящих социально-психологический характер.

Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов, либо усложняет разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам. Более подробно информационное взаимодействие оппонентов рассмотрено в гл. 20.

Второй типичной социально-психологической причиной Жличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общ, ния человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию. Теоре. тической основой анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени явилась теория американА. ского психолога Э. Берна.

Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка типичных ролей. Это роли начальника, подчиненного, сослуживца, отца, мужа, сына, брата, пассажира, покупателя знакомого, друга и т.п. Эти роли мы не всегда играем одинаково успешно. В отношении опасности возникновения межличностного конфликта наиболее значимы роли, которые обобщенно можно назвать ролью старшего по психологическому статусу партнера по взаимодействию, ролью равного партнера и ролью младшего.

Когда руководитель общается, например, с подчиненным или собственным сыном, то обычно в такой ситуации он считает себя старшим, а подчиненного или сына — младшим. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей в данной ситуации, т.в считает себя младшим, а общающегося с ним руководителя — старшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго (рис. 16.2).

Взаимодействие начальника с подчиненными осложняется тем, что оно осуществляется на двух ролевых уровнях: как старшего с младшим при решении служебных вопросов и как равного с равным, поскольку подчиненный и начальник как граждане равны между собой.

Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Но с различных сторон одна и та же проблема может выглядеть совершенно по-разному.

Проблемы, которые обсуждают люди, как правило, сложны имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействие нередко подходят к проблеме с разных сторон. Обладая различным жизненным опытом и знанием проблемы, они по-разному дополняют свою одностороннюю оценку до целостной. По-разному относясь к проблеме, они даже один и тот же ее аспект могут оценивать далеко неодинаково. В принципе если подходить к оценке совпадения мнений строго, то при обсуждении сложной проблемы будет столько мнений, сколько людей в ее обсуждении участвует. Разнообразие мнений естественно. Но мы иногда болезненно относимся к точкам зрения, которые отличны от нашей, к критике нашей позиции, что нередко является причиной межличностных конфликтов.

Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять основных способов оценки. Это сравнение с возможным идеальным положением дел; требованиями к данной деятельности нормативных документов; степенью достижения цели деятельности; результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими? аналогичную работу; положением дел в начале деятельности [4]

Анализ конфликтов показал, что оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично. Сам же работник обычно оценивает свои результаты по сделанному, т.е. сравнивая их с началом деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу похуже. В итоге одна и та Жв работа в зависимости от способов оценки может быть оценен* не только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам. В силу важности данная причина будет подробно рассмотрена в гл. 34.

Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децен-пгращи, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; нередко свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; стремление к власти; источником конфликтов иногда выступает психологическая несовместимость людей; другие причины.

Источник:
Социально психологические причины конфликтов
Существуют различные точки зрения на роль социально-психологических причин в возникновении конфликтов. Одна из них заключается в том, что конфликт обусловлен в первую очередь объективными
http://psyera.ru/4381/socialno-psihologicheskie-prichiny-konfliktov

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Какой должна быть девушка чтобы понравиться парню Какой должна быть идеальная девушка? Идеальность - понятие относительное и… (1)

Измена женщины водолея Гороскоп измен: как изменяет Водолей?Женщина Водолей в любви, семейной жизни… (1)

Киев массаж Лечебный массаж Массаж змеями – приносит неповторимые и незабываемые ощущения.… (1)

Как перестать общаться с парнем который нравится Как перестать волноваться перед парнем, который нравится?Как перестать волноваться перед… (1)

Психология грузинских мужчин Какие женщины нравятся мужчинам? Какие девушки нравятся мужчинам?Какие женщины нравятся… (1)

COMMENTS