Конфликты в детском коллективе и пути их разрешения

Занятия с Детьми

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Помогая детям преодолевать , трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.

Наиболее типичное определение понятия разрешение конфликта, на которое можно сослаться, дано в «Словаре социальной работы». Согласно этому определению разрешение конфликта понимается как элиминация или минимизация проблем, разделяющих стороны; обычно осуществляется через поиск компромисса, достижения согласия. Авторы рассматривают разрешении конфликтов:

как «устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта» (Васильев В. Л., 1977);

• «достижение соглашения по спорному вопросу между участниками» (Дмитриев А. и др., 1993). .

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), момент взаимодействия с окружаюмиром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.

Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Все взрослые знают, что дети ссорятся, и в основном из-за игрушек. Будучи собственниками по своей природе, дети с трудом расстаются с любимой игрушкой или вещью. Прежде чем у них разовьется эмпатия, великодушие, они должны установить для себя пределы безопасности: постоянство окружения близкими взрослыми, свое место в доме, отношения с людьми, со своими игрушками. Покушение на игрушку, которую ребенок считает своей, является покушением на его безопасность, на его личностное пространство. Взрослые, часто сами лишенные способности делиться чем-то с другими, постоянно требуют этого от детей. Осознание взрослыми права ребенка на собственность очень важно, так как оно снимает многие ненужные переживания и заставляет задуматься о том, чтобы дать детям средства для разрешения конфликтов, вместо того, чтобы называть ребенка жадиной, плохим мальчиком или

Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Поэтому главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.

Наблюдения за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что часто ее участники по-разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом.

Это и есть два основных способа разрешения конфликтной ситуации: деструктивный и конструктивный. Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).

Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»).

Вот типичный пример конфликта между детьми и способ конструктивного его урегулирования.

Силовой способ разрешения конфликта используют дети, у которых наблюдаются трудности в общении, непонимание ДРУГ друга, отсутствие доверия, агрессивность, которая порождает различные ответные реакции противостоящей стороны. Чаще всего доминируют силовые методы воздействия на партнера у детей с признаками агрессии, с нарушениями в эмоционально-личностной сфере. Проба силовых методов проявляется у них не только в попытке настоять на своем, уговорить, доказать приоритет своей позиции, но и в жестком давлении, угрозах, шантаже, а иногда и в применении физического насилия.

Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них, как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками. Они понимают суть ненасильственного разрешения конфликта, которая состоит в том, чтобы найти путь, который приведет к «выигрышу» обоих участников конфликта, и понимают, что вместо двусторонней борьбы лучше сообща анализировать проблему и стараться достичь согласия, которое обогащает отношения.

Однако в любой конфликтной ситуации воспитатель должен высказать детям свое отношение к ней через «Я-сообще-ние» примерно такого рода: «Мне не нравится, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Нет сомнения в том, что спокойное обсуждение проблемы вместе с детьми, в конце концов, приведет к мирному ее решению. И здесь воспитателю важно следить за тем, чтобы дети учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения. Не следует приуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте вполне возможно совместное принятие решения.

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:

1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.

2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что — нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).

4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.

5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых.

К навыкам управления конфликтом конфликтологи, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений — конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др. Эффективная коммуникация — решающий инструмент конструктивного управления конфликтами. Как отмечает Ю. Хабермас, «любое взаимодействие, любой диалог партнеров предполагает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания».

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

2. Взрослые и дети имеют различный социальный статус (чем и определяется их разное поведение в конфликте и при

3. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.

4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.

5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

6. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

В конфликтологии разработано достаточно много методов управления конфликтами. Воспитателю при рассматривании конфликтных ситуаций между детьми важно знать некоторые из них, а именно внутриличностные, т. е. методы воздействия на отдельную личность и межличностные методы или стили поведения в конфликте.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны участников конфликта. Этому важно учить дошкольников,

которые использовали бы эти навыки при решении возникших проблем во взаимоотношениях со сверстниками.

Деятельность воспитателя при разрешении межличностных конфликтов, которые возникают между сверстниками, должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, что подразумевает выявление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется самими участниками конфликта.

2. Оценка целей конфликтной ситуации:

• утверждение личных притязаний,

• навязывание своего стиля поведения,

• умаление достоинств другой стороны,

Для разрешения конфликтной ситуации воспитателю важно показать детям различия в понимании целей, которые преследовал каждый из них в ссоре. Чаще всего эти цели различны, поэтому следует спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:

• применить меры воспитательного воздействия;

• выдвинуть определенные жесткие требования;

• указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

3. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры, направленные на ее прерывание или погашение.

4. Воспитатель должен обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать детям на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на психологический микроклимат в группе и эмоциональное благополучие других детей.

5. Оценка особенностей участников конфликта

6. Провести диагностическую беседу по следующим примерным вопросам:

• Тебе хочется ходить в детский сад?

• С каким настроением ты чаще всего идешь в детский

• Какие игры ты знаешь?

• В какие игры ты умеешь играть?

• В какие игры ты любишь играть больше всего?

• Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

• Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

• Можно нарушать эти правила?

• А что будет, если я нарушу эти правила?

• Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

• Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?

• Как ты думаешь, конфликт и ссора — это одно и то же? Попробуй объяснить свое мнение.

• Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как

Межличностные методы. При разрешении конфликтов между детьми можно наблюдать, как они, при создании конфликтной ситуации или в начале развертывания самого конфликта, выбирают форму, стиль своего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.

В самостоятельных попытках детей разобраться, кто прав, кто виноват, часто выбор способа разрешения конфликта диктуется личным восприятием соперника (что он собой представляет, что можно от него ожидать) и властью одного ребенка по отношению к другому. Соотношение ребенком данных факторов и определяет его выбор наиболее эффективного, с точки зрения «выигрыша» в конфликте, способа поведения. Но если «победа» в конфликте имеет для него не такое большое значение по сравнению с силой негативных эмоций, то ребенок может уйти от участия в конфликте.

Таким образом, можно выделить основные причины межличностных конфликтов в детском коллективе: ,

• столкновение противоположных мотивов, потребностей и интересов

В зависимости от причин конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:

1) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;

2) сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;

3) компромисс— взаимные уступки обоих сторон;

4) эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);

5) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные

ситуации трудные или конфликтные дети. Воспитатели относят их к группе риска, т. к. общение с такими детьми чревато возникновением конфликтов. В работе по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций воспитатель может ори-ентироваться на следующие типы трудных детей:

1) агрессивисты— задирают других и раздражаются сами,

если их не слушают;

2) жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для разрешения проблемы;

3) молчуны — спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма сложно;

4) сверхпокладистые— со всеми соглашаются;

5) всезнайки — считают себя выше, умнее других детей и всячески демонстрируют свое превосходство;

6) нерешиительные— медлят с принятием решения, пото-му что боятся ошибиться;

7) максималисты хотят чего-то прямо сейчас, даже если

в этом нет необходимости;

8) скрытые — затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;

9) невинные лгуны (фантазеры) — вводят других в заблуж- И

дение ложью и обманом.

Если воспитателю не удалось предотвратить конфликт между детьми, то возникает необходимость его уреголирования и разрешения. Как уже отмечалось, одним из первых шагов

в этом направлении является факт признания существующих между детьми противоречий. При разрешении конфликтной ситуации воспитателю следует определить реальные проблемы и интересы обеих сторон. Ключом к решению является определение истинных интересов сторон по основным направлениям: каковы скрытые желания и интересы сторон; и

что требуется для удовлетворения этих скрытых желаний и интересов.

Существует два способа получения этих сведений. Первый состоит в их открытом обсуждении. Второй предполагает использование интуиции для того, чтобы заглянуть в скрытую сущность происходящего.

Способность прогнозировать поведение детей помогает предсказать возможные варианты их поведения в конфликтной ситуации.

Прояснение конфликтной ситуации, оценка обстоятельств, характеров, мотивов и интересов, вовлеченных в конфликт, а также собственных целей, интересов, нужд — первый шаг на пути его разрешения. Учитывая, что в конфликты всегда вовлечены эмоции участников, то следующим шагом в разрешении конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций — собственных и эмоций детей. Поэтому, прежде чем принимать какое-то решение, воспитатель должен попытаться понять причины возбужденного состояния участников конфликта и постараться их успокоить.

После подавления эмоций появляется возможность использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон.

Предлагаются следующие приемы разрешения конфликтной ситуации:

• в решении проблемы учитывать нужды каждого;

• использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему — в возможность открыть для себя и для других нечто новое;

Основные подходы в разрешении конфликтов

• развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к

• оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

• высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

• нейтрализовать борьбу за власть;

• учить детей управлять эмоциями;

• формировать готовность к самостоятельному разрешению

• вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Стратегия поведения воспитателя в конфликте между детьми — это программа и план действий, направленные на реализацию поставленной цели — разрешить конфликт с учетом интересов каждого ребенка и наименьшими потерями для каждого, превратить возникшую проблему в возможность от-крыть для себя и для детей нечто новое.

Тип поведения воспитателя при разрешении детских конфликтов может быть авторитарным, демократическим или анар-хически-попустительствующим. Определить, какую позицию, или какой тип поведения предпочитает воспитатель, можно с помощью ранжирования, которое проводится педагогом-психологом или методистом детского сада. При проведении процедуры ранжирования воспитателю предлагается ответить на

«Какие качества необходимо воспитывать в детях?», «Какие качества в детях Вашей группы более всего Вас огорчают?», и дается перечень личностных качеств и характеристик, которые нужно пронумеровать по степени важности.

Как показывает практика, в своих ответах воспитатели, придерживающиеся авторитарного типа поведения, чаще отмечают необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств, таких, как: настойчивость, дисциплинированность, послушание, самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях,

неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать.

Воспитатели с демократическим типом поведения считают, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. А вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстникам, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость.

Во взаимоотношениях с ребенком воспитатель занимает ту позицию, которая для него предпочтительнее. Если это позиция педагогического воздействия, то ее, как правило, занимает воспитатель с авторитарным типом поведения.

Эту позицию можно наблюдать в виде большого количества указаний или запретов, которые воспитатель делает детям без объяснения, зачем или почему нужно сделать то, что требует каких-то действий с их стороны или поведения. Высказывания типа: «Прекратите!», «Положите», «Надо делать так», «Не бегайте!», «Не деритесь!» «Не смейте!» и т. п., являются для него характерными. Такой воспитатель пренебрегает обратной связью, т. е. всегда находится в режиме монолога. Его не интересуют причины конфликтов между детьми, их взаимные жалобы друг на друга и тем более какие-либо объяснения.

Анархически-попустительствующий тип поведения воспитателя и руководства группой в целом чаще встречается в тех случаях, когда педагог не имеет специального образования и выбор этой профессии, в силу каких-то обстоятельств, оказывается для него случайным.

Наиболее благоприятную атмосферу во взаимодействии с ребенком создает демократический тип поведения воспитателя, который придерживается позиции равноправного партнерства. Суть ее состоит в том, что воспитатель в общении с ребенком занимает позицию равноправного партнера, и тем самым обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы. Такое общение, в котором

оба партнера занимают равноправную позицию, называется в психологии партнерским.

Вмешательство воспитателя в отношения конфликтующих сторон в качестве посредника оправдано, особенно в тех случаях, когда стороны или одна из сторон проявляет агрессивность

Взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации. Это целесообразно делать не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений, особенно в ситуациях, когда последствия конфликта являются результатом сознательных действий ребенка, связанных с опасностью для него самого или других детей, а также асоциального поведения, проявляющегося во вспышках агрессии, актах насилия, требующих немедленной реакции воспитателя на эти действия. Этот вид сообщений не должен включать простую критику этих действий и их запрет. Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребенка, должно включать следующие компоненты:

• описание произведенного им действия;

• описание возможного или (неизбежного) результата этого действия;

• предложение альтернативного варианта поведения.

Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Особенно важно не ограничиваться одним объяснением, почему так делать нельзя, а предложить детям другой вариант поведения в этой ситуации. Схема позитивного сообщения, которое предлагает ребенку изменить свое поведение, может выглядеть, например, следующим образом:

2) Может случиться, что …

Схему предложил доктор Дж. И. Кларк.

В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:

вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);

оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; оказать помощь пострадавшему;

сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос — сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т.п.) или лучше обстоятельно заняться им позже; позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;

избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место; успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока нетгридут в себя; дать возможность выразить свои эмоции — обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;

разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

Источник:
Занятия с Детьми
Помогая детям преодолевать , трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это
http://detkivsadu.ru/osnovnye-podxody-v-razreshenii-konfliktov-v-detskom-kollektive/

Классный час Конфликт и пути его решения 4 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Внеклассное занятие в 4-м классе «Конфликт и пути его решения»

Учитель класса Дёмина Марина Александровна

Обоснование выбора темы: Уроков психологии по учебному плану в данном классе нет. Психологические темы затрагиваются на классных часах, внеклассных мероприятиях и во время уроков ели это оправданно темой или ситуацией. Выбрана тема из блока «Отношения»,»Конфликт и пути его решения».(программа «Будем знакомы» автор Зелененко И.А.)

Актуальность выбранной темы: Дети спорят, ссорятся, а они должны знать как избежать конфликтных ситуаций. Должно возникать желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.

Тема урока: «Конфликт и пути его разрешения».

1.Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.

2. Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

— знакомить учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятиями «конфликт».

— формировать представление о различных вариантах человеческого общения.

— развивать познавательный интереса учащихся, личностные качества, как рефлексия, эмпатия, толерантность.

— воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;

— формировать социально одобряемые формы поведения.

Методики и технологии:

— технология личностно-ориентированного подхода;

— технология деятельностного подхода;

— технология педагогики сотрудничества;

-Занятие предполагает переход на более высокий уровень развития критического мышления.

-Дети научатся жить и работать с людьми, в коллективе, действовать в социуме с учетом позиций других людей.

3. Формулировка учебной задачи, определение ориентиров и мотивов деятельности.

4. Операционно-исполнительский этап

5. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов.

Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь.

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один боднул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Учитель: Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей)

— Как вы думаете, хорошо ли поступают те, кто выясняет отношения с кулаками?

Ученики : Свободные высказывания детей.

Учитель: А как бы вы назвали такое общение?

(Свободные высказывания учащихся: ссора, драка и т.д.)

3. Формулировка учебной задачи, определение ориентиров и мотивов деятельности.

Учитель: — Сформулируйте тему нашего занятия. (Конфликт)

-Давайте попробуем определить сущность конфликта.

(Выслушивается мнение детей)

Учитель: — Какие задачи поставим для изучения данной темы? (Дети высказываются)

1. Узнать, что такое конфликт?

2. Последствия конфликта.

3.Пути его разрешения.

— Где понадобятся знания этой темы?

(Свободные высказывания детей. Примерные ответы. В жизни, в отношениях между людьми, в классе, в семье. Вы маленькие ещё, у вас вся жизнь впереди, важно для вас уметь ладить с людьми, не конфликтовать)

4. Операционно-исполнительский этап

Учитель: а что такое конфликт? (высказывания)

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

Учитель: — Я предлагаю сейчас поработать в группах и

дать свое определение конфликта. (Группы представляют свои ответы)

Учитель: Давайте посмотрим, на сколько вы правы и посмотрим определение этого слава в словаре.

Учитель: — Каковы последствия конфликта, если человек всегда ссорится, спорит, никому не уступает? (Человек несчастен. По своей природе человек нуждается в общении, а его у него не будет)

Работа по группам:

Нарисовать человека в ссоре.

Нарисовать человека в драке.

Нарисовать человека, который не дерётся.

Нарисовать человека, у которого все хорошо.

Учитель: Давайте посмотрим, что получилось.

-Посмотрите, пожалуйста, какие люди вам нравятся больше? Почему?

— Что будет, если таких людей в коллективе двое, весь класс? (Свободные высказывания детей)

Тема, о которой мы сейчас с вами беседуем, актуальна во всем мире: люди хотят избежать конфликтов в семье, стране, государстве

— Как вы думаете, что надо делать, чтобы таких людей , конфликтных ситуаций не было?

(свободные высказывания детей)

-Сейчас потренируемся с вами, как можно выходить из конфликтных ситуаций.

Ситуации: на обсуждение.

Ситуация №1 Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему.

Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.

К чему может привести неуступчивость и упрямство?

Учитель: Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации? (высказывания детей)

Ситуация №2. Перед сном ты часто играешь в компьютерные игры. Это занятие захватывает тебя настолько, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя конфликт с родителями. Что делать?(высказывания)

Учитель: Молодцы, вы правильно поступили.

Учитель: Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен?

Учитель: Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)

Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили?(Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать?(Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)

Учитель : Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации.

Учитель: А теперь проиграем ситуации.

(Дети разбиваются на группы, каждой группе предлагается своя ситуация.)

1-я ситуация . Два мальчика не могут решить: кто первым будет кататься на велосипеде.

2-я ситуация. Два ребенка делят конфеты.

3-я ситуация. В магазине девочки выбирают подарки для своей подруги на день рождения. Не могут прийти к согласию.

Учитель : Обыграйте ситуации так, чтобы возник конфликт и выход из него.

Учитель : Давайте выведем несколько законов (правил), которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию.

Правила выхода из конфликта.

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Не кричать друг на друга

5. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов.

Учитель : Ребята, давайте подведем итог занятия.

Вспомним, какие задачи ставили:

1. Узнать, что такое конфликт?

2. Последствия конфликта.(Мы поняли, что конфликтный человек лишается общения, здоровья)

3.Пути его разрешения. (Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора)

Учитель : Как вы думаете помогут вам новые знания избегать конфликтов?

Учитель : Нарисуйте свое настроение (кружочки для определения настроения)

Учитель. В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».

— Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Спасибо. Я хочу вам подарить. Правила бесконфликтного общения. (Раздать распечатки)

Правила бесконфликтного общения.

Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

В споре будь сдержан и тактичен.

Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Методы словесные; – фронтальная работа

наглядные;- фронтальная работа (коллективно)

сотрудничество с педагогом; — фронтальная работа (коллективно)

самостоятельная работа; — работа с группами ( групповое сотрудничество учащихся)

сотрудничество с педагогом. – фронтальная работа (коллективно)

индивидуальная работа, фронтальная

самостоятельная работа; — индивидуальная, фронтальная работа (групповое сотрудничество)

сотрудничество с педагогом.

сотрудничество с педагогом. Фронтальная и индивидуальная

Рефлексия собственной педагогической деятельности.

На уроке решались следующие задачи:

— знакомить учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятиями «конфликт».

— формировать представление о различных вариантах человеческого общения.

— развивать познавательный интереса учащихся, личностные качества, как рефлексия, эмпатия, толерантность.

— воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;

— формировать социально одобряемые формы поведения.

На уроке были использованы

по виду источника информации : словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе ситуаций, на этапе рефлексии, когда делали выводы.) наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе — как сопровождение) практические ( работа в группах, разыгрывание ситуаций)

Формы познавательной деятельности : групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.

1. И.А. Зелененко программа «Будем знакомы» методические рекомендации по работе педогога-психолога с младшими школьниками. М.: МГППУ, 2008 — 164 с.

2. И.М. Никольской, Г. Л.Бардиер « Уроки психологии в начальной школе». Спб.: Речь , 2004. – 190 с., 2-е изд., дополн. и перераб.

3. О.В. Хухлаевой, «Тропинка к своему Я» М.: Генезис, 2004. —175 с.

4.Е.В. Уютова брошюра «Конфликты в детском коллективе: и пути их разрешения»

Источник:
Классный час Конфликт и пути его решения 4 класс
Скачать: Классный час "Конфликт и пути его решения" 4 класс
http://infourok.ru/klassniy-chas-konflikt-i-puti-ego-resheniya-klass-558578.html

Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения

Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения

Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса. Понятие конфликта и его социальная роль. Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений подростков. Деятельность педагога по предупреждению и разрешению конфликтов.

Особенности и принципы работы воспитателя с конфликтными дошкольниками, подходы к ним. Эмпирическое исследование для выявления причин детских конфликтов. Рекомендации воспитателям по разрешению конфликтов между детьми-дошкольниками в игровой деятельности.

курсовая работа, добавлен 11.11.2010

Основные внешние и внутренние причины возникновения конфликтов между детьми. Характеристика способов воздействия детьми друг на друга во время конфликта. Эффективные стили поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми, пример детского конфликта.

статья, добавлен 28.02.2015

Характеристика определения и сущности педагогического конфликта, классификация их типов, стадий и способов протекания. Изучение основных методов диагностики конфликтов. Анализ действий педагога по разрешению конфликтных ситуаций в учебной деятельности.

реферат, добавлен 23.12.2014

Структура межличностных отношений в классном коллективе старших школьников. Анализ литературы по вопросу особенностей межличностных отношений в детском коллективе. Понятия «малая группа», «коллектив», изучение межличностных отношений в группах подростков.

курсовая работа, добавлен 27.06.2009

Социально-психологическая характеристика конфликта, его основные причины и предпосылки, особенности и формы протекания в процессе совместной жизнедеятельности военнослужащих. Пути предупреждения и разрешения конфликтов, педагогическое обоснование.

реферат, добавлен 28.11.2014

Типологическое подразделение конфликтов. Конфликты в условиях учебной деятельности. Особенности педагогических конфликтов. Четыре вида конфликтов. Стадии динамики развития конфликта. Объективное содержание конфликтной ситуации и конфликты отношений.

курсовая работа, добавлен 01.11.2013

Сущность конфликта в подростковом возрасте. Предупреждение конфликтов в работе с подростками. Организация работы с подростками в условиях казачьего класса. Оценка эффективности реализация проекта по профилактике конфликтов у подростков в казачьем классе.

курсовая работа, добавлен 24.01.2018

Определение конфликта, содержание, типы, способы протекания и виды: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, личностно-групповой. Теоретический анализ психолого-педагогической конфликтологии. Специфика урегулирования педагогических конфликтов.

курсовая работа, добавлен 23.05.2014

Анализ основных типов педагогических конфликтов и возможных путей их разрешения, основанный на теоретическом обосновании понятия конфликта и выявлении специфики практической деятельности социального педагога в разрешении конфликтов среди учеников.

реферат, добавлен 21.07.2009

Общее понятие, типологическое подразделение, виды конфликтов. Подходы в подготовке к разрешению конфликтных ситуаций. Теоретический анализ психолого-педагогической конфликтологии. Конфликты в условиях учебной деятельности и специфика их урегулирования.

Источник:
Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения
Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса. Понятие конфликта и его социальная роль. Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений подростков. Деятельность педагога по предупреждению и разрешению конфликтов. Педагогика, русский язык
http://allbest.ru/o-2c0a65635b3ad68a4c53a89421206c36.html

Конфликты в коллективе и пути их преодоления

Конфликт означает столкновение сторон, отсутствие согласия между ними. Сторонами конфликта могут быть группы или отдельные лица. Каждая сторона старается сделать так, чтобы была принята ее точка зрения или цель. Нужно помнить, что в конечном итоге конфликт — это способ разрешения противоречий, которые не удалось разрешить другим путем.

Авторы многих управленческих теорий считают, что конфликтов можно и необходимо избегать. Они — признак неэффективности управления организацией. Однако современный менеджмент признает, что конфликт несет и положительный заряд. Несмотря на то, что конфликт может мешать удовлетворению потребностей отдельных групп и лиц, а порой и достижению целей предприятия в целом, он помогает выявить разнообразие точек зрения, является источником дополнительной информации, способствует становлению коллективного управления.

Функциональный конфликт ведет к сотрудничеству. Механизм его таков: предложение (тезис) и контрпредложение (антитезис) дают совместное решение (синтез).

Дисфункциональный конфликт разрушает организацию, приводит к снижению личной удовлетворенности, уровня группового сотрудничества, эффективности работы предприятия. Он не способствует решению реальных проблем предприятия, а ведет к «войне» групп или личностей, которые, стремясь одержать «победу», мешают достижению целей предприятия, разрушают его.

Как избежать дисфункциональных конфликтов? Для этого необходимы знание теории управления и большой практический опыт. Приведем несколько правил немецких психологов, применяемых в серьезных конфликтах:

— уважать друг друга;

— слушать, не перебивая;

— демонстрировать понимание роли другого;

— выяснить, как другой воспринимает конфликт, что он при этом чувствует;

— четко формулировать предмет обсуждения;

— устанавливать точки зрения;

— выяснить, что вас разъединяет;

— снова описать содержание конфликта;

— искать общее решение;

Начинайте с того, чтобы партнера признать равным. Дайте ему почувствовать, что вы внимательно слушаете и слышите его. Напряженность будет снижаться по мере того, как собеседник станет высказывать свои мысли и чувства.

Возьмите листок бумаги и сформулируйте вместе с ним все, о чем идет речь, что вас разъединяет. Задача — преодолеть раскол. Попросите партнера дать свои предложения. Выберите вместе наилучшие. Из них самое лучшее должно стать решением.

Это нелегкий, но реальный путь.

Главное, не старайтесь «победить». В этом случае партнер окажется проигравшим, и это даст толчок рождению нового конфликта. Необходимо заметить, что сложность современной техники и технологии делает внутрипроизводственные конфликты неизбежными. Важно помнить, что мы атакуем проблемы, а не людей, решаем, что неправильно, а не выясняем, кто не прав.

Структурные методы управления конфликтами связаны с изменениями в структуре организации, служат для разрешения конфликтов, получивших развитие, и направлены на снижение их интенсивности. Конфликты могут быть разрешены следующим образом:

— использование руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение);

— «разведение» частей организации, участвующих в конфликте (по ресурсам, целям, средствам), или снижение их взаимозависимости (большая дифференциация и автономизация подразделений);

— организация заделов в работе (запас материалов и комплектующих);

— введение специальных интеграционных механизмов для конфликтующих подразделений (координатор);

— слияние разных подразделений и постановка перед ними их общей задачи, например объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала (новый отдел призван заниматься каждым работником, его ростом, а не только расчетно-учетными функциями);

— уход от конфликтного направления (перевод внимания на другое направление);

— сглаживание конфликта (соглашение, хотя бы текущее);

— компромисс (возможность удовлетворения обеих сторон);

— принуждение (разрешение конфликта властью);

— обсуждение причин конфликта (наиболее эффективный метод его разрешения).

Компромисс позволяет умеренно учесть интересы каждой стороны; пойти на определенные уступки, однако при этом не возникает взаимного удовлетворения, но нет и неудовлетворенности сторон. Применяется для быстрого разрешения конфликтов, если одна из сторон гораздо сильнее другой (рис. 19).

(разрешение конфликта силой) (выигрыш—проигрыш)

Уход от конфликта (проигрыш—проигрыш)

Кооперация (внимание к интересам других)

Рис. 19. Стили разрешения межличностных конфликтов

Основные правила поведения во время конфликта:

не расширять зону конфликта;

предлагать позитивные решения;

не использовать категорической формы;

сокращать число претензий;

избегать оскорблений личности.

Приемы посредничества. Посредник объективен и нейтрален; он может взять на себя эту роль неформально или быть назначен на нее. Посредник следит, чтобы каждая сторона не только выска­зывала свое мнение, но и выслушивала другую. Он не вовлечен в проблему, становится между сторонами и помогает им найти решение, пытаясь превратить оппонентов в партнеров.

В случае посредничества могут быть предприняты следующие меры:

постановление — третья сторона заслушивает проблему и выносит обязывающее стороны постановление (система судов и арбитража);

рекомендация — третья сторона собирает факты и аргументы, выносит рекомендации, не обязательные к исполнению, но достаточно веские и склоняющие к компромиссу (согласительная процедура);

«челнок» — третья сторона посещает каждую сторону отдельно и служит передатчиком предложений и альтернатив; в некоторых случаях может выставлять собственные предложения (челночная дипломатия, согласительная процедура);

контролер процесса — третья сторона жестко контролирует процесс переговоров, но не их содержание (посредничество);

провайдер процесса — третья сторона создает условия для встречи сторон, обычно предоставляя помещение и услуги; направляет стороны на применение определенных процедур по разрешению спорных вопросов (содействие);

советник по содержанию — одна из сторон запрашивает совет эксперта по определенным вопросам (экспертная оценка);

советник по процессу — одна из сторон запрашивает мнение консультанта в области разрешения конфликтов или посредничества для получения помощи при подготовке аргументов (советник по конфликтологии);

самонаправленность — стороны непосредственно обмениваются обязательствами для разрешения конфликта (переговоры).

Контрольные вопросы и задания

1. Определите сущность социально-психологических методов управления.

2. Дайте определение типов личности. Какие характеристики личности необходимо учитывать при установлении взаимодействия человека и организации?

3. Что такое стиль управления? Расскажите о преимуществах и недостатках различных стилей управления.

4. Что такое социально-психологический климат?

5. Дайте определение мотива и мотивации.

6. Какую, по-вашему мнению, роль в мотивации играет вознаграждение? Всегда ли для человека важны в качестве вознаграждения деньги? Существуют ли другие мотивы, которые управляют поведением человека?

7. Расскажите о потребности в самоактуализации (самовыражении). В чем она проявляется, как влияет на развитие личности?

8. Расскажите об условиях перехода к самоуправлению.

9. Дайте определение конфликта.

10. В чем различие между функциональным и дисфункциональным конфликтами? Опишите их последствия. Как избежать последних?

11. Охарактеризуйте методы управления конфликтами.

Источник:
Конфликты в коллективе и пути их преодоления
Конфликт означает столкновение сторон, отсутствие согласия между ними. Сторонами конфликта могут быть группы или отдельные лица. Каждая сторона старается сделать так, чтобы была принята ее точка
http://studopedia.ru/11_28660_konflikti-v-kollektive-i-puti-ih-preodoleniya.html

(Visited 140 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (6)

Если мужчина говорит моя 11 утверждений влюбленного мужчины или как понять, что мужчина влюблен… (6)

Женатый мужчина оказывает знаки внимания Как мужчина оказывает знаки вниманияПо мнению многих, чтобы расположить женщину… (6)

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (6)

Загадки на выкуп невесты Загадки на выкуп невесты Получай статьи на почту Добавляйся в… (5)

COMMENTS