Конфликты в семье и пути их разрешения

Вдовина М

Вдовина М. В. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения

Vdovina M. V. Intergenerational Relationships: the Causes of Conflicts in Family and Possible Ways of Their Resolution

Аннотация: Статья представляет собой переработку доклада, подготовлен в рамках проекта МК–4433.2007.6 (программа Президента РФ государственной поддержки молодых российских ученых). Исследуются конфликты в семьях, имеющие межпоколенческие основания.

Ключевые слова: социология, межпоколенческие отношения, семья, конфликты и их разрешение.

Abstract: The article represents a revision of the report that was prepared as a part of the project МК–4433.2007.6 (the Young Russian Scientists State Support Program of the President of the RF). Conflicts in families that have inter-generational grounds is being investigated.

Keywords: sociology, intergenerational relationships, family, conflicts and their resolution.

С социологической точки зрения, поколение следует рассматривать как социальную общность людей, критерии выделения которой: а) схожие социально-возрастные характеристики индивидов и групп. В этом смысле типичными поколенческими общностями являются дети, молодежь, люди средних возрастов, пожилые люди; б) общий социально-исторический опыт и судьба современников, совместно проживших конкретный этап развития общества. В стабильные периоды развития общества поколенческая общность современников состоит из перечисленных четырех возрастных когорт; в переходные периоды сосуществуют и возрастные, и «современческие» поколенческие общности; в) соотнесение с определенными семейными ролями — в этом смысле условно выделяются поколение детей, родительское и прародительское поколения.

Поколенческие общности скреплены социальными связями, возникающими в результате внутрипоколенческих и межпоколенческих отношений, которые включают в себя не только взаимодействие, но и конфликты. Важнейшими посредниками межпоколенческих отношений на социетальном уровне выступают институты социализации, прежде всего семья. Непосредственные взаимоотношения поколений происходят на уровне малых групп, возникающих в рамках этих институтов, в том числе в семье как первичной группе.

Социологическое понятие «семья» следует отличать от демографического понятия «семейное домохозяйство». В отличие от последнего семья характеризуется не столько совместным проживанием близких родственников, сколько наличием семейно-институциональ­ных связей, ролевого взаимодействия в отношениях между ними, совместной общесемейной деятельности, направленной на реализацию семейных функций.

В семье возникают разнообразные конфликты, в том числе поколенческие. Их основанием является столкновение поколенческих интересов, ценностей, норм, статусов, ролей субъектов конфликта. В семье, как и в обществе в целом, возможны как внутрипоколенческий, так и межпоколенческий конфликты.

Межпоколенческий конфликт в семье — это определенные отношения между близкими родственниками, которые идентифицируют себя и свои интересы с тем или иным поколением; это форма, способ проявления и разрешения социетальных противоречий между поколениями в процессе их взаимоотношений в семье. Межпоколенческий конфликт в семье является социальным, так как его носители выражают не индивидуально-личностные или узкогрупповые интересы, а интересы своей поколенческой социальной общности. Этот конфликт представляет собой синтез общесоциального, семейно-институцио­нального, семейно-группового и межличностного уровней межпоколенческих отношений.

Сущность межпоколенческого конфликта в семье заключается прежде всего в специфике его носителей и предмета. Носители этого конфликта могут действовать индивидуально или объединившись в группы. Это родственники разных поколений, которые находятся в состоянии конфликтного противодействия, пытаясь достичь объективно и субъективно не совместимых целей. Как правило, это люди с разницей в возрасте 20–30 и более лет. На их возрастные отличия накладываются также социальные и культурные различия между поколениями, прежде всего ценностные, нормативные, статусные, семейно-ролевые.

Побудительными мотивами действий субъектов конфликта выступают их противоречащие друг другу интересы. Поколенческие интересы присущи тому или иному поколению как социальной общности, складываются на протяжении неповторимого жизненного пути поколения, эмоционально окрашены и связаны с ценностным отношением той или иной поколенческой общности к миру. Поколенческие интересы людей разных поколений нередко не совпадают, поскольку они формируются в отличающихся друг от друга социальных условиях, под влиянием разного коллективного и индивидуального опыта.

Для изучения межпоколенческого конфликта в современной российской семье (на примере Московского региона) в 2003 г. и в 2005 г. нами были проведены социологические опросы по специально разработанной анкете. Выборка 2003 г. — случайная; 2005 г. — двухступенчатая: целевая (по наличию в семье межнационального брака в любом из трех поколений — прародительском, родительском и/или взрослых детей) и случайная. В опросе 2003 г. участвовало 1 482 респондента, 2005 г. — 473, т. е. всего 1 955 человек[1].

Проведенное исследование позволило выделить и условно сгруппировать социальные факторы, способствующие межпоколенческому конфликту в семье, следующим образом: трансформационные процессы в семье и обществе, культурные различия поколений, демографические диспропорции, социально-экономические факторы, политические, семейные факторы.

Под влиянием перечисленных социальных факторов, способствующих межпоколенческому конфликту, в семье формируются конкретно-ситуативные причины этого конфликта: проживание в стесненных жилищных условиях (55 %, по данным нашего опроса), отсутствие согласия и взаимного уважения (50 %), материальные проблемы (44 %), девиантное поведение (38 %), развод родителей (31 %) и др. Как правило, эти причины накапливаются в семье постепенно и воздействуют комплексно. В основном, они отражают ценностно-нормативные и статусно-ролевые противоречия, острые социальные проблемы между поколениями на макросоциальном уровне.

В семье межпоколенческий конфликт проявляется в различных формах: явно или скрыто; в виде психологического давления (71 %, по результатам опроса семей), эмоционального отчуждения (28 %), насильственных физических действий (24 %), материальных лишений (32 %), скандалов, стычек, ссор, раздоров, изгнания из семьи, грубых и пренебрежительных взаимоотношений, оставления в беспомощном состоянии (24 %) и т. д.

Различные типы семей характеризуются неодинаковыми интенсивностью проявления межпоколенческого конфликта и особенностями его разрешения. Проведенное исследование позволило типологизировать российские семьи по указанным основаниям:

· Семьи, в которых межпоколенческий конфликт возникает редко, скоротечен, в основном конструктивно разрешается самими членами семьи и родственниками. Как правило, это сплоченные, гармоничные, благополучные семьи, которые находят согласие в решении назревших проблем. Как показали наши опросы, таких семей почти половина (51 %).

· Семьи, в которых межпоколенческий конфликт возникает нечасто, но продолжителен, либо наоборот — часто возникает, но недолговременный. Таких семей достаточно много (31 % среди наших респондентов), и у них наряду с межпоколенческими часто присутствуют другие проблемы в семье — супружеские, материальные и пр. Разрешение конфликта связано в таких семьях с отдельными негативными последствиями. Но достигаются и положительные результаты для семьи или отдельных ее членов. Для благополучного разрешения конфликта его участники готовы консультироваться со специалистами — психологами (к ним обратились бы 37 % респондентов), социальными работниками (7 %), педагогами (5 %), юристами (4 %) и др.

· Семьи, в которых межпоколенческий конфликт отсутствует или отрицается членами семьи. Процент семей без межпоколенческого конфликта, по данным наших опросов, невелик — около 14 %. Эти семьи подразделяются на семьи, состоящие из людей одного поколения; семьи с недееспособными представителями другого поколения (например, с малолетними детьми) и семьи, отрицающие конфликт. Конфликты в этих семьях отличаются особой деструктивностью, трудной разрешимостью, так как скрытые противоречия аккумулируются годами. Таким семьям особенно необходима превентивная помощь.

Важной задачей для семьи и общества является урегулирование и профилактика социально недозволенных форм проявления межпоколенческого конфликта, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества. На взгляд опрошенных нами членов семей, для этого необходимы как государственные, общественные меры, так и личные, семейные усилия. Например, государство и общество должны помогать в решении жилищных проблем молодых супругов (58 %), экономических проблем семей (низкая заработная плата, безработица, дорожание жизни и пр.) (39 %), развитии социального обслуживания семей (12 %), семейного консультирования (11 %) и многого другого, для чего необходимы стабильность в государстве (29 %) и соответствующие законодательные и правоохранительные нормы (7 %). От семьи и личностей требуется взаимопомощь поколений (57 %), повышение культуры взаимоотношений в семье (33 %) и т. п.

Предупреждение и урегулирование конфликтных взаимоотношений поколений выступает результатом целенаправленного воздействия общества и его институтов: семьи, образования, культуры, СМИ, права, социальной защиты, местного самоуправления, церкви и др. Основная направленность их регулятивной деятельности — укрепление и развитие социального взаимодействия поколений на всех уровнях (макроуровне и микроуровне).

Важнейшим механизмом социальной регуляции конфликта в семье является разработка и реализация государственной социальной политики. Ее задачей не должны быть подавление конфликта или избегание разрешения сложных социальных противоречий между поколениями, а учет поколенческих интересов, гармонизации их отношений, координации деятельности институтов социализации и других социальных институтов, поддержание и укрепление социального статуса пожилых и молодых людей, семей с детьми, подготовка молодежи к семейной жизни и помощь молодым семьям, развитие законодательной и правоохранительной деятельности в социальной сфере общества и т. д.

Вдовина Маргарита Владимировна доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета, кандидат социологических наук.

Vdovina Margarita Vladimirovna — an associate professor of the Sociology Department of Moscow University for the Humanities, candidate of science (sociology).

[2] Рассчитано по: Число и состав домохозяйств : Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. : в 14 т. М., 2005. Т. 6. С. 6–7, 20–23.

Источник:
Вдовина М
Статья представляет собой переработку доклада, подготовлен в рамках проекта МК–4433.2007.6 (программа Президента РФ государственной поддержки молодых российских ученых). Исследуются конфликты в семьях, имеющие межпоколенческие основания. The article represents a revision of the report that was prepared as a part of the project МК–4433.2007.6 (the Young Russian Scientists State Support Program of the President of the RF). Conflicts in families that have inter-generational grounds is being investigated.
http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Vdovina/

Классный час по теме: Родительское собрание

Классный час по теме:
Родительское собрание. Тема: Конфликты в семье и пути их разрешения»

«Семья: если у вас конфликт с детьми.. Как его разрешить»

  1. Выявить причины, которые привели к возникновению конфликта с детьми.
  1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.

3. Пути выхода из конфликтной ситуации.

Форма проведения : беседа.

Вопросы для обсуждения:

  1. Умение разрешать проблемы и конфликты.
  1. Конфликты «трудного» возраста.

4. Тактика поведения в конфликте .

ПЛАН родительского собрания.

1. Ознакомить с темой родительского собрания и почему была выбрана именно эта тема.

2. Какие вопросы будут обсуждаться на собрании.

3. Теоретическая часть.

4. Обсуждение ситуаций.

2. Вопросы для обсуждения:

1. Что такое конфликт?

2. Умение разрешать проблемы и конфликты.

3. Конфликты «трудного» возраста.

4. Тактика поведения в конфликте.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ РОДИТЕЛЕЙ С ПОДРОСТКАМИ

Подростки в конфликте:

1. Кризис переходного возраста

2. Стремление к самостоятельности и самоопределению

3. Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения

4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье

5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

1. Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым

2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы

3. Проецирование поведения ребенка на себя и в его возрасте

4. Борьба за собственную власть и авторитетность

5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка

6. Неподтверждение родительских ожиданий

3). Умение разрешать проблемы и конфликты.

Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.

Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к более серьезным проблемам:

Предложить родителям ответить на данный вопрос.

Конфликт может привести к …………………………………….

* Проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

* Проблемы психологического плана (уход в себя, в свою

душевную боль, изменение характера человека, психическое

расстройство, суицид и т.д);

* Проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря

работы, потеря себя).

Предложить родителям ответить на данный вопрос.

Для того, чтобы избежать конфликт, нужно…………………

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации – объяснению.

1. Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу».

2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера.

3. Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

4). Тактика поведения в конфликте.

Методы выхода из конфликта

Для выхода из конфликтной ситуации можно :

1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других

2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте

3. Поставить себя на место другого человека

4. Осознать право на существование иной точки зрения

5. Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми

Тактика поведения в конфликте.

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. Осознать право на существование иной точки зрения

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаяниями.

8. Будьте справедливы и честны в конфликтах, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не оставаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

6. Обсуждение ситуаций.

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит пойду работать»

Как поступит в такой ситуации?

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как поступить в подобной конфликте?

7. Полезная информация, памятка для родителей (для каждого).

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может

коренным образом изменить вашу жизнь!

Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того ,чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаяниями.

8. Будьте справедливы и честны в конфликтах, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться чтобы не оставаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

5. Не создавайте в семье революционную ситуацию, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте:

1. За то, чтобы перестать быть ребенком.

2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

3. За утверждение среди сверстников.

4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривается проблема взаимодействия родителей и подростка в семье.

Лекция для родителей на классном родительском собрании в 10 классе.

Гид по воспитанию.

Данная презентация предлагается в качестве иллюстрационного материала для проведения общешкольного родительского собрания.

Родительское собрание в 6 классе по теме:»Наши взаимоотношения с детьми. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения».

Источник:
Классный час по теме: Родительское собрание
родительское собрание
http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/07/07/roditelskoe-sobranie-tema-konflikty-v-seme-i-puti-ikh

Конфликты в семье и пути их разрешения

Когда два любящих человека встречаются, а в будущем женятся, чтобы быть вместе на всю жизнь, любить друг друга, прощать все обиды, воспитывать вместе детей и так далее, а если все вместе соединить, то создают семью. Но очень часто даже в самой идеальной семье возникают ссоры, которые впоследствии могут привести к разводу. Но ведь каждый из сторон должен задуматься о том, что всегда, в любой ситуации, можно найти компромисс, сохранив семью. А если каждую ссору превращать в жуткий скандал, от которого могут страдать не только любящие сердца (муж и жена), но и их совместные дети, которые видят все, что происходит между родителями. Конфликты в семье должны обязательно разрешаться, ведь семья — это самое главное в жизни человека.

Существует несколько путей разрешения конфликтов:

Напоследок, стоит отметить, что семья — это самое святое в жизни людей и она создается, чтобы любить, ценить и уважать друг друга, а разрушить все в один миг всегда успеете, берегите любовь, уважение, чувства, доверие, ведь — это главное, на чем строится семья.

Источник:
Конфликты в семье и пути их разрешения
Конфликты в семье — это частое явление, с которым непременно стоит бороться, ведь так легко все разрушить, а восстановить уже очень сложно. Берегите свою любовь
http://dewchenkam.ru/konflikty-v-seme-i-puti-ix-razresheniya/

КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ» Подготовила тора по ВР Базыльникова Е

«КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ» Подготовила зам.директора по ВР Базыльникова Е.И. ГБС(К)ОУ школа-интернат 28 п.Суворов-Черкесский. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемРоза Щебенихина

Презентация на тему: » «КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ» Подготовила зам.директора по ВР Базыльникова Е.И. ГБС(К)ОУ школа-интернат 28 п.Суворов-Черкесский.» — Транскрипт:

1 «КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ» Подготовила зам.директора по ВР Базыльникова Е.И. ГБС(К)ОУ школа-интернат 28 п.Суворов-Черкесский

2 Конфликты – это плохо. Конфликты – это из-за вредного характера. Так думают очень многие. Вернее, не думают, а привыкли считать. И то же самое говорят своим детям. Поэтому, если конфликт с учителем – «надо менять школу», если конфликт с мужем – «надо разводиться», если конфликт с коллегами по работе – «увольняться», если с детьми – «лупить». Рецепты известны, думать не надо, очень удобно!

3 Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликт – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.

4 Конфликт – ситуация сложная и неприятная, если мы ничему в ней не научились. А учиться есть чему. Во-первых, пониманию истинных причин своего и чужого поведения. Во-вторых, поиску таких способов его решения, которые пошли бы действительно на пользу обеим сторонам. В-третьих, выработке взаимоприемлемых решений. А все это вместе – совсем не мало.

5 Причины конфликта могут быть самые разные: — развод родителей; — потеря близкого человека; — алкоголизм родителей или одного из них; — межличностный конфликт; — изменение состояния здоровья; — проблемы внешности; — препятствия в достижении поставленной цели и т. д

6 Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требует активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.

7 Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами: — угрозы, указания, приказы; — диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им; — гнев, раздражение.

8 Важно, чтобы общение с детьми строились на принципах равенства и уважения. А в атмосфере любви, доброжелательности, доверия ребенок охотно и легко принимает родительские советы.

9 Конечно, чудодейственных рецептов снятия любого конфликта не существует. Однако практика показывает, что продуманные действия в этом направлении во многом могут способствовать снятию и оздоровлению моральной атмосферы.

Источник:
КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ» Подготовила тора по ВР Базыльникова Е
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликт – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.
http://www.myshared.ru/slide/687983/

(Visited 7 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Выкуп невесты конкурсы для свидетеля Выкуп невесты конкурсы для свидетеляВ свадебный день любой пары на… (10)

Слова мамы невесты на выкупе Cлова мамы на выкупе невесты Ах, эта свадьба, свадьба… Она… (9)

Выкуп невесты слова в конце Выкуп невесты! Помогите!Сценарий для выкупа уже готов. Невеста еще хочет… (7)

Как красиво написать буквы на плакате Как красиво написать буквы на плакате мозг off развлекаюсь мозг… (7)

Как украсить ворота на свадьбу Как украсить ворота на свадьбуУкрашение для шампанского на свадьбу, свадебные… (6)

COMMENTS