Методы управления стрессом

Как научиться управлять стрессом?

Слова стресс, стрессоустойчивость последнее время на слуху у многих наших соотечественников. Примерно представляя значение этого слова, многие не до конца понимают, что же кроется под этими широко известными понятиями. В соответствии с классическим определением, стресс является неспецифической реакцией на воздействие, оказываемое внешней средой.

Таким образом, стресс по сути своей является ответной реакцией организма на перенапряжение, на какие-то негативные эмоции или же всего лишь на монотонность повседневной суеты. При стрессе организмом человека вырабатывается гормон адреналин, заставляющий начать поиск выхода из стрессогенной ситуации. В небольших дозах стресс необходим для всех, поскольку он вынуждает думать, толкает к поиску выхода из сложившейся ситуации, жизнь без стресса была бы чрезвычайно скучна. С другой же стороны, чрезмерное обилие стресса является причиной ослабления организма, потери сил и, следовательно, способности поиска решений. С полной уверенностью можно заявить, что с самого момента рождения жизнь человека представляет собой постоянный стресс. Изначальная физиологичность стресса позволяет выделить две его разновидности:

  • эустресс, представляющий собой позитивное воздействие внешних факторов, повышающих иммунитет, тренирующих и активизирующих внутренние ресурсы человека;
  • дистресс, заключающийся в затяжном, хроническом, долговременном и застойном процессе, приводящем к сбоям в организме, выражающимся в банальной усталости или даже в психоматических заболеваниях.

То есть, немного упрощая, можно сказать, что стрессорами могут являться как сильные положительные, так и отрицательные эмоции. Однако стрессоры характеризуются сугубой индивидуальностью, зависящей от особенностей конкретного человека и сложившегося у него мировоззрения.

Признаками, позволяющим определить наличие у себя или у другого человека стресса, являются следующие симптомы:

  • чувство постоянного раздражения, ощущение подавленности, появляющиеся зачастую без явных причин;
  • плохое качество сна, беспокойство во сне;
  • наличие депрессии, физической слабости, головной боли, нежелание чем-либо заниматься;
  • наличие проблем с памятью, замедление мыслительного процесса;
  • понижение концентрации внимания, отрицательно сказывающейся на работе или учебе;
  • невозможность расслабиться и отбросить свои проблемы и дела;
  • исчезновение интереса к окружающим людям, даже к родным и друзьям;
  • постоянное присутствие желания всплакнуть, слезливость иногда перемежающаяся рыданиями, пессимизм, тоска, жалость к себе самому;
  • исчезновение аппетита или его чрезмерное возрастание;
  • появление нервных тиков и навязчивых привычек – человек может начать покусывать губы, грызть ноги и т.д.;
  • появление недоверия к окружающим, суетливости.
  • изменение ситуации методом:
    • бегства от стресс-фактора;
    • изменения стресс-фактора;
  • изменение вашей реакции методом:
    • адаптации к стресс-фактору;
    • принятия стресс-фактора.

Данные методы управления стрессом позволили разработать шесть стратегий, описываемых ниже.

От любых стрессоров бегством спастись невозможно, и данный прием борьбы со стрессом вовсе не является самым здоровым, тем более если избегаемая ситуация требует решения. Однако то количество стресса, которое можно избежать в жизни, должно вас приятно удивить. Принципы данной стратегии состоят в следующем:

Если вам не удается избежать стрессовой ситуации, попытайтесь изменить ее. Попытайтесь выяснить, что можно сделать для того, чтобы поменять ситуацию таким образом, чтобы проблема больше не всплывала. Зачастую это бывает связано с изменениями в вашей манере общения или в порядке работы. Основными постулатами этой стратегии, обеспечивающей управление стрессом, являются:

Если вам не удается изменить ситуацию, то следует попробовать изменить себя. Это позволит вам адаптироваться к стрессеру, восстановив ощущение контроля, изменив свои ожидания и свое отношение к стрессовой ситуации. Вот основные меры, которые необходимо предпринять в рамках данной стратегии:

Определенные источники стресса являются неизбежными. Вы не в состоянии избежать таких стресс-факторов, как уход из жизни близкого человека, расовые предрассудки или тяжелая болезнь. Вы не в состоянии и изменить их. В подобных случаях лучший способ борьбы со стрессом заключается в принятии событий в таком виде, в каком они происходят. Это достаточно непросто, но все-таки проще, чем страдать от ситуации, над которой вы не имеете власти. Что же необходимо предпринять в рамках данной стратегии?

С помощью отдыха и развлечений, балуя себя, можно зарядить себя положительной энергией и тем самым уменьшить присутствие стресса в своей жизни. Регулярно отдыхая и развлекаясь, вы приобретаете большую устойчивость по отношению к неизбежным стресс-факторам. Об этих своих потребностях нельзя забывать ни в коем случае. Реализация этой стратегии, дающей возможность обеспечить управление конфликтами и стрессами, предполагает:

  • Выделение времени для отдыха. Расслабление и отдых должны быть непреложной частью ежедневного графика. Другие обязанности в это время входить не должны. Время на отдых от выполнения любых обязанностей позволяет вам зарядиться новой энергией.
  • Общение. Стремитесь чаще бывать в компании позитивных людей, с которыми вам комфортно, которые оказывают поддержку вам и вашим стремлениям. Хорошая система поддержки представляет собой великолепную защиту от последствий вероятного стресса.
  • Любимые занятия. Вам следует выделить время для своего досуга, приносящего для вас радость. Каждый человек должен иметь хобби или любимое дело.
  • Чувство юмора. Следует уметь смеяться и над самим собой. Смех оказывает помощь организму в борьбе со стрессом, что подтверждается и научными исследованиями.

Устойчивость к стрессу вы можете увеличить, укрепляя ваше физическое здоровье. Стремясь обеспечить управление стрессом с помощью этой стратегии, необходимо:

Для человеческой натуры свойственно стремиться закрывать глаза на неприятное, стараться избегать неприятных обстоятельств в личной жизни и на работе. Однако проблемы проще разрешаются, пока они не превратились в серьезные и не стали неуправляемыми. Стресс присущ всем людям, избегать его постоянно совершенно невозможно. Однако его можно и нужно контролировать, управлять им, реально оценивая при этом все, что происходит вокруг, стараясь смотреть на проблему в ракурсе перспективы и делая паузы в череде своих дел и обязанностей.

Источник:
Как научиться управлять стрессом?
Неизбежность стрессовых ситуаций. Понятие стресса. Возможные методы управления конфликтами и стрессами. Основные стратегии управления стрессом.
http://amazingwoman.ru/psihologiya/stress/kak-nauchitsya-upravlyat-stressom/

Методы управления стрессом

Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

— подбор и расстановка кадров;

— постановка конкретных и выполнимых задач;

— взаимодействие и групповое принятие решений;

— программы оздоровления работников.

Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие — в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.

Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.

Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.[11,с.301]

Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже отмечалось, стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.

Программы оздоровления работников — это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).

Управление стрессом на уровне работника. Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса — многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, — простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями.

Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

— умение правильно распределять свое время ;

— занятия спортом и физическими упражнениями;

— овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Существует достаточно много способов и методов управления стрессом, как на уровне личности, так и на уровне организации. Большинство из них общеизвестны.

Так, к методам управления стрессом на уровне личности можно отнести:

1) регулярный активный отдых;

2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

4) планирование собственного времени;

5) обеспечение достаточной продолжительности сна;

6) когнитивная терапия и др.

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании «Би-би-си» издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помогает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.[3,с.255]

Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Выше приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.

На уровне организации целесообразно применять следующие методы по управлению стрессом:

— регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;

— оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

— исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;

— максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;

— обогащение содержания обязанностей работников;

— соблюдение санитарно-гигиенических норм;

— предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);

— предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;

— обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

— предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.[8,с.64]

При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.

Стрессы возникают помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о стрессе, либо не придает ему значения.

Вторая ступень — отграничение тематики управления стрессом от всех смежных: тренингов грамотного поведения в конфликте или эффективных коммуникаций, семинаров по научной организации труда. Если сотрудников компании научат хорошо общаться с разгневанными клиентами — это будет замечательно. Но это будет не стресс-менеджмент. И если они будут правильно представлять себе все фазы течения конфликта — это тоже будет прекрасно. Но все равно не будет стресс-менеджментом. Поэтому людей нужно научить, прежде всего, умению сберечь свое здоровье — как психическое, так и физическое — в условиях огромной нервной нагрузки и постоянной нехватки времени, используя для этого как внешние, так и внутренние ресурсы.

Третья ступень — выбор программы. На современном рынке представлен широкий спектр услуг. Классический подход — тренинг-семинар с подробным разбором теории Ганса Селье. А также различные на первый взгляд далекие от бизнеса техники борьбы с последствиями стресса, как ци-гун или фламенко.

Игровой тренинг — когда при помощи ролевых игр создается стрессогенная ситуация. По истечении некоторого времени (1-2 месяца) проведения различных тренингов следует провести вторичное исследование на определение уровня стресса, чтобы увидеть результаты и проанализировать их. Если тренинги пошли на пользу и приносят определенные результаты, то руководителю нужно взять за правило постоянно проводить подобные программы. А если они оказались бессмысленны, нужно поменять программу, либо нанять квалифицированного психолога, так как чаще всего их работа дает положительные результаты.

Если же руководство компании не хочет тратиться на тренинги и семинары, либо не имеет на то средств, то можно предложить несколько действенных и простых способов «народного» лечения стресса на рабочем месте:

1. В первую очередь — движение. Цель — активизация кровообращения, поэтому можно погулять по помещению, прошагать в приличном темпе несколько лестничных маршей вверх-вниз, на короткое время выйти на свежий воздух. Если есть надежда (увы, не всегда это так), что окружающие поймут правильно, — поприседать, поотжиматься от стены, помахать руками.

2. Поболтать пять-десять минут с коллегой не о делах, чтобы переключить мыслительный процесс. Для этой цели лучше выбрать коллегу, который а) в данный момент относительно свободен; б) с которым не имеется нерешенных острых рабочих вопросов — иначе вариант «поболтать» быстро перетечет в деловую разборку.

3. Используя принцип «Руки работают, голова отдыхает», выполнить любую несложную механическую работу: очинить карандаш, навести порядок на столе (но не в ящике стола — это, как правило, надолго), полить цветы на подоконнике, пойти помыть свою кружку и т. п.

4. Привлечь на подмогу любой уже проверенный (и социально одобряемый) способ сделать себе хорошо: посмотреть фото близких людей, «отпускные», домашних любимцев; прослушать любимую мелодию; прочитать парочку анекдотов и посмеяться (лучше — не в интернете, а то процесс может затянуться, да и нарекания со стороны ближних вполне возможны). При этом очень важно никому не помешать, да и вообще не привлекать к себе излишнего внимания.[8,с.55]

Чтобы человек не делал в стрессовой ситуации, главное постараться дать максимально отдохнуть своему организму, если занятие вызывает напряжение или раздраженность нужно заменить его чем-то другим.

Таким образом, так как основная масса работников предприятия работает на постоянной основе, то можно предложить следующие методы борьбы со стрессом. Первая ступень заключается в том, что следует принять решение об организации обучения для той группы сотрудников, которая наиболее подвержена воздействию стрессогенных факторов и практически не имеет возможности оперативно отреагировать на это воздействие.

Вторая ступень — отграничение тематики управления стрессом от всех смежных: тренингов грамотного поведения в конфликте или эффективных коммуникаций, семинаров по научной организации труда.

Третья ступень — выбор программы. На современном рынке представлен широкий спектр услуг. Классический подход — тренинг-семинар с подробным разбором теории Ганса Селье.

Игровой тренинг — когда при помощи ролевых игр создается стрессогенная ситуация. По истечении некоторого времени (1-2 месяца) проведения различных тренингов следует провести вторичное исследование на определение уровня стресса, чтобы увидеть результаты и проанализировать их.

Источник:
Методы управления стрессом
Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника. Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным
http://studbooks.net/761510/menedzhment/metody_upravleniya_stressami_urovne_lichnosti_urovne_organizatsii

Реферат: Управление стрессом

Министерство образования и науки

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВШ «Ивановский Государственный Университет»

Контрольная работа по дисциплине «Организационное поведение»

на тему: «Управление стрессом»

Выполнила: Антохина А.А., 5 курс, УЗО, по специальности «менеджмент организации»

Проверила: Попова Т.К.

1. Сущность стресса и методы управления

2. Влияние стресса на деятельность организации

3. Психологическое консультирование

Список использованной литературы

Сущность стресса и методы управления

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает доктор Кард Альбрехт, автор книги «Стресс и менеджер»: «Стресс — это естественная часть человеческого существования. Мы должны научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс нулевой стресс невозможен».

Тот тип стресса который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию, пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходятся организациям. Как утверждает доктор Альбрехт: «Теперь ясно, что многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы, так же как и на здоровье и благополучии сотрудников» коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо к косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа американских трудящихся».

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума.

Личностные факторы. Работа представляет собой основной аспект жизни большинства людей, но, несомненно, каждый участвует во многих видах деятельности, не связанной с организацией. Эти частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результата работы.

Для успешного управления стрессом человеку необходимо:

А) Иметь ясное и достаточно обширное представление об основных закономерностях возникновения и развития стресса и о способах управления им, позволяющее в каждой конкретной ситуации подбирать или создавать наиболее эффективные техники управления уровнем стресса.

Б) Владеть разнообразными взаимозаменяемыми техниками, позволяющими оценивать уровень стресса в текущий или в прогнозируемой ситуации и корректировать этот уровень в соответствии со своими особенностями, текущим психофизическим состоянием и характером осуществляемой или планируемой деятельности.

В) Обладать стрессоустойчивостью в такой мере, которая позволяет успешно применять данные техники в условиях развивающегося стресса.

Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, и даже исследователи не могут прийти к единой точке зрения. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Проблемы различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеку.

Чем не является стресс?

Стресс — это не просто нервное напряжение. Многие люди «склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. У человека с его высоко развитой нервной системой эмоциональные раздражители — практически самый частый стрессор. Но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза — хорошо известно явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания».

Стресс не всегда результат повреждения. Как уже отмечалось выше, несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит от требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность — игра в шахматы и даже страстное объятие — может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный или неприятный стресс называют «дистресс». Дистресс всегда неприятен. Дистресс может разрушить человека, резко снизить эффективность его работы и качество жизни. При дистрессе сопротивляемость организма снижается.

Эвстресс — конструктивный стресс — способствует повышению жизненной энергии, разрядке накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, улучшает взаимопонимание между ними и помогает решить проблему, возникшую в жизни или на работе.

Полная свобода от стресса означает смерть. Стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Селье считает, уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Приятное или неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но не обязательно дистресса). Каждая личность может использовать стресс и наслаждаться им, если лучше узнает его механизм.

Рассматривая сущность стресса, нельзя не коснуться понятия стрессоустойчивости как необходимой характеристики целостного процесса адаптации. Психологами предлагается ряд определений.

· Стрессоустойчивость (СУ) — как устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности при возникшем эмоциональном переживании. [К.К.Платонов].

· Б.Х.Варданян понимает стрессоустойчивость «как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности.

· Интегративным свойством личности, характеризующемся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, обеспечивающим успешное оптимальное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке, называет стрессоустойчивость П.Б.Зильберман.

· СУ – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности.

· „интегративное свойство человека, которое

a) характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности;

b) детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида;

c) проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности“.

Тогда можно выделить, что для механизмов регуляции и проявления стрессоустойчивости характерны особенности:

· мотивации и намерений;

· функциональных и оперативных ресурсов;

· личностных черт и когнитивных возможностей;

· профессиональной подготовленности и работоспособности.

Таким образом, СУ рассматривается как характеристика, с одной стороны, влияющая на успешность деятельности; с другой стороны, обеспечивающая гомеостаз личности, как системы. Приобретению стрессоустойчивости способствует психическая саморегуляция.

»Психическая саморегуляция — это метод психопрофилактики и психогигиены, связанный, в основном, с произвольным управлением психическими, психофизиологическими процессами». Одним из достоинств этого метода — доступность каждому и отсутствие необходимости специального оборудования. Так, В.Л. Марищук и В.И.Евдокимов предлагают следующую классификацию методов управления психофизиологическим состоянием человека.

Методы оперативного управления .

1. методы психической регуляции

a) аутогенная тренировка

b) специальные приемы психической регуляции, имеющие профессиональную направленность

c) самоконтроль – саморегуляция

d) музыкальное кондиционирование

2. методы психофизиологической регуляции

a) физические упражнения в период профессиональной деятельности

c) рефлексотерапия (точечный массаж, иглоукалывание)

d) термовосстановительные процедуры (сауны, бани)

e) электрофизиологические методы (электростимуляция центральной нервной системы, электросон)

Методы программного управления .

1. физиолого-гигиенические методы

a) организация рационального режима отдыха, труда и питания

b) активный отдых

d) регуляция среды профессиональной деятельности

2. фармакологические средства

a) стимуляторы центральной нервной системы

Другие исследователи в управлении стрессом выделяют, прежде всего, релаксацию и дыхание. Стресс вызывает взаимодействие между мозгом, нервной и эндокринной системами. Поведение, поза и движение отражают чувства, отношения и настроения и влияют на них (обратное тоже верно). Чем напряженнее мышцы, тем больший стресс ощущает человек и наоборот: чем сильнее стресс, тем больше напряжены мышцы. Таким образом, движение и поза могут выражать внутренне состояние и его изменения. «Приняв себя, человек легче воспринимает других людей. Он чувствует себя лучше, получив возможность любить тех, кто его окружает, а не выискивать в них только плохое. Этот мир становится для него радостнее».

Для жизнедеятельности человека необходим некоторый уровень стресса, так как определенные стрессовые факторы могут приводить к устойчивости организма. Для управления своим психофизиологическим состоянием человек может использовать как методы психической, психофизиологической регуляции, так и физиолого-гигиенические методы и фармакологические средства. Но лишь расслабляя тело и регулируя дыхание, человек уже с детства способен управлять стрессом.

Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса. Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе. Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».

2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Бели он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим боссом. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего босса уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно — агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. «Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг… Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку ил» ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы ухе идти домой или заняться другой работой».

К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего режима питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, мы предлагаю следующее.

1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных.

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.

5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

2. Влияние стресса на деятельность организации

Во всем мире предприятия и фирмы самого разного профиля несут огромные убытки, вызванные душевным неблагополучием своих сотрудников. По данным американского журнала «Бизнес», не менее 20% издержек и потерь от текучести кадров, прогулов, сопротивления серьезным переменам и падения производительности труда вызваны профессиональными стрессами и неврозами. Ежегодно они наносят американской экономике ущерб в 500 миллионов долларов.

Миллионы людей жалуются, что проблемы на работе вызывают у них повышенную озабоченность, тревогу и депрессию, приводят к ухудшению настроения и самочувствия, расстройствам сна, аппетита и даже половой функции. По данным социологических исследований, каждый третий работающий россиянин хотя бы раз в неделю по окончании трудового дня испытывает сильный стресс, а 13% — почти ежедневно. Людей угнетают сложные, конкурентные и не всегда доброжелательные отношения с коллегами, давление со стороны начальства, тревоги, неопределенность и неуверенность, связанные с карьерным ростом. Многие мечтают как можно выше подняться по служебной лестнице, полагая, что это не только повысит их социальный статус и благосостояние, но и принесет душевное равновесие, избавит от психологических проблем.

Однако это наивная иллюзия. Психологи убеждены, что повышение в служебной иерархии не снижает стрессы, напротив — приводит к их накоплению и усилению. В подтверждение этого приводится множество свидетельств. Одно из них неожиданно обнаружили даже не психологи, а представители английской компании Fleet Management Services (FMS), владеющей 14000 автомобилями, которые она сдает в прокат различным учреждениям в качестве служебного автопарка. Статистика показывает, что частота аварий, в которые эти машины попадают, напрямую связана со служебным положением человека, который сидит за рулем. Факторы приводящие к стрессу приведены выше.

Если стресс продолжает нарастать, то через какое-то время работоспособность личности начинает снижаться. Если проанализировать нарастание стресса, то можно выделить три его фазы.

Фаза мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости интеллектуально — познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспоминать необходимую информацию — цифровую, слуховую, графическую, а также свободой ассоциирования и оригинальностью мышлении. В этой фазе и руководителю и работнику, как правило, удается сделать много, качественно и в срок, так как личность полностью использует все свои ресурсы, активизирует потенциальное «могу».

Фаза дезадаптации появляется вслед за фазой мобилизации, если стресс длится долго, усиливается и «зашкаливает». Возникает реакция запредельного торможения. Это проявляется прежде всего в снижении качества исполнения. В поведении появляется неорганизованность, нарушаются коммуникативные каналы общения теряется четкость передачи информации, возрастает ее неверное понимание, затрудняется ориентация в ситуации, недостаточно учитывается ее изменчивость, принимаются решения, «выпадающие» из ситуационных переменных, слабо учитывающие последствия. В этой фазе и руководитель и работники допускают много ошибок, нарушая управленческий цикл путем деформации егостадий.

Фаза дезорганизации возникает тогда, когда «запредельность» стресса продолжает нарастать, приводя в расстройство внутреннюю систему саморегуляции повеления личности. В этой фазе появляются «прерывы» в осознании ситуации. Это разрушает поведенческую организацию индивида, приводя к потере контроля за ситуациями. Личность уже не может справиться с требованиями, предъявляемыми к ней. Поведение характеризуется резко возросшими рассогласованностью, суетливостью и растерянностью, так как в мышлении хаотично возникают такие «точки» торможения, которые защищают личность от запредельного психологического перенапряжения. Их становится все больше и больше, что и приводит личность в состояние вялости, апатии, расслабленности, пассивности, безнадежности.

Последствия такого долговременного стресса бывают прямо противоположными: у интернального типа руководителя порог стрессоустойчивости может повыситься, а у экстернального — снизиться. У личности могут измениться структура потребностей и иерархия ценностных ориентации, переосмысливаться прошлый опыт и личные достижения. Долговременный стресс приводит к личностному кризису, выход из которого осуществляется и как развитие (стремление найти другую работу), и как деградация (адаптация к сложившейся ситуации, поскольку уходить-то некуда).

Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности («цель — средство — результат») и профессионального общения («поступки — нормы — оценки»). Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов («стрессоров»), а для этого важно уметь иxраспознавать заранее. На каждой стадии управленческого цикла есть специфические «стрессоры», а есть и общие (хроническая нехватка квалифицированных работников, затраты времени на личную обработку информации, замыкание всех коммуникаций на себе, плохая работа личною секретаря, результатом которой становится перегрузка руководителя информацией, работа вслепую с большим риском и др.).

Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, так как они не только стимулируют работу любой «здоровой» фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он «должен, как боксер, держать удары „стрессоров“, а с другой — обязан побеждать их. Руководителю фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него.

От стрессовых состояний, возникающих в процессе работы, важно отличать фрустративные состоянии личности, которые характеризуются переживаниями срыва надежд. Фрустрация описывается следующей формулой: „потребности — блокировка — отрицательные эмоции“ (Рис. 2).

Как показывает график, у одного из сотрудников фирмы возникла потребность и трех важных деловых встречах, назначенных на вечер следующих трех дней, но все они сорвались по следующим причинам: информация о первой встрече была получена незадолго до нее: во втором случае он подъехал к месту встречи, прождал 15 мин и уехал злой; третьем он получил информацию о том, что встреча не состоится, заранее, почти за день. Наиболее сильно срыв надежд переживается им во втором случае, наименее — в третьем.

В состоянии фрустрации — личность может вести себя агрессивно (высказывать недовольство, раздражение, возмущение), но может замкнуться в себе, впасть в состояние депрессии (испытывать подавленность, обиду, чувство безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, переживая комплекс неполноценности или комплекс „без вины виноватый“). Фрустративные переживания проявляются тем интенсивнее, чем сильнее было стремление личности удовлетворить свою потребность и чем ближе была такая возможность. Типичной является ситуация упущенного шанса. В фирме менеджер постоянно находится в ситуации срыва надежд, а поэтому должен вырабатывать в себе иммунитет к фрустративным состояниям.

В преодолении фрустрации сталкиваются два психологических подхода к самоорганизации делового поведения. Одни менеджеры психологически подготовлены к достижению успеха, а другие психологически не подготовлены к возможным неудачам (Рис. 2.). Из таблицы 1 следует, что доверять „развертывание“ управленческих циклов можно первому менеджеру, чья психологическая концепция ориентирована ни достижение yспеха, а не второму, чья психологическая концепция нарушает управленческие циклы, направляя их на сиюминутные успехи и решении текущих проблем.

Таблица 1 Варианты самоорганизации делового поведения

Источник:
Реферат: Управление стрессом
>Реферат: Управление стрессом (Психология) читать онлайн или скачать бесплатно.
http://www.ronl.ru/referaty/psikhologiya/343317/

Стрессы и управление ими

Стресс (от англ. stress — давление, нагрузка, напряжение) — это общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, а также соответствующее состояние организма. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы. В менеджменте в основном рассматривают психологический стресс. Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

В любой организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например нехватка времени для выполнения всего объема работ. Когда ситуация выходит из-под контроля, появляется нервозность, обеспокоенность.

Стресс — это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении.

Чрезмерный стресс дорого обходится и сотруднику, и организации: снижаются эффективность и благополучие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизмеримо выше, чем у рядового сотрудника. В этом случае стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

Стресс — часто встречающееся явление (обычные последствия стресса: повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием — экзаменом, докладом и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс — это естественная часть человеческого существования. Необходимо различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.

Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла.

Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.

Симптомы стресса:

o проблемы здоровья, нарушения сна;

o нервозность и напряжение, хроническое переживание, неспособность к отдыху;

o чрезмерное употребление алкоголя или курение;

o чувство неспособности справиться с чем-либо;

o эмоциональная неустойчивость;

o впечатлительность и легкая ранимость.

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

Выделяют организационные и индивидуальные методы управления стрессом. Организационные методы включают: оздоровительные программы для сотрудников; изменение рабочего окружения и т.д. К индивидуальным методам относят: психологический (изменение окружения, в котором существует стресс, изменение познавательной оценки окружения, изменение поведения) и физиологический методы (улучшение физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом).

Среди факторов, определяющих возникновение стресса, можно выделить организационные личностные факторы.

Организационные факторы. Перегрузка работника является первым фактором возникновении стресса в организациях. В случае перегрузки возникают беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Вторым фактором является конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может произойти, например, в результате нарушения принципа единоначалия. В результате возникает чувство беспокойства и напряжения.

Третий фактор — это неопределенность ролей. В этом случае работник не уверен в том, чего от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования будут не очень противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Четвертый фактор — неинтересная работа. Исследования показали, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньшее беспокойство и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих условий труда (температурный режим, недостаточное освещение, чрезмерный шум), а также из-за информационной недостаточности, неправильного соотношения между полномочиями и ответственностью.

Личностные факторы. Потенциальными причинами стресса, которые могут привести к снижению результатов работы, могут являться многие события, которые происходят за пределами организации, в личной жизни работника. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь, смерть близкого родственника и т.п.

Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации:

1. Исходя из влияния той или иной работы на результаты фирмы, разработать систему приоритетов в своей деятельности.

Рис. 18.1. Сопоставление стрессового и нестрессового «стилей жизни» человека

2. Научиться говорить «нет» при достижении предела в объеме работ, который вам предстоит выполнить, либо настаивать на перенесении сроков выполнения данного вам ранее задания.

3. При выдвижении противоречивых требований со стороны вашего руководства (конфликт ролей) объяснять несостоятельность и невозможность их выполнения.

4. Каждый день находить время для отдыха. В этот период выбросить работу из головы, расслабиться, обратиться к приятным мыслям и образам.

5. Добиваться надлежащего вознаграждения за эффективную работу.

Человек, в зависимости от выбранного им «стиля жизни» (стрессового или нестрессового), ведет себя в различных жизненных ситуациях определенным образом. Сравнительные характеристики поведения людей, придерживающихся того или иного «стиля жизни», приведены на рис. 18.1.

При стрессе у работника первый, кто должен прийти к нему на помощь, должен быть его непосредственный руководитель. Начальник может стать существенной защитой против стресса.

Источник:
Стрессы и управление ими
Стресс (от англ. stress — давление, нагрузка, напряжение) — это общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, а также соответствующее состояние организма. По характеру
http://studme.org/197008266574/menedzhment/stressy_upravlenie_imi

(Visited 13 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Я люблю когда она Кэвин дэйл featкэвин дэйл feat. дима ермузевич – я люблю,… (1)

Показ мод нижнего белья для полных Показ мод нижнего белья для полных Особенности купальника Toccata 15.02.2018… (1)

Как понять что парень хочет Как понять, что мужчина хочет тебя поцеловать: основные признакиКак понять,… (1)

Смысл и цель человеческой жизни во взглядах… Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов таблицаСмысл и… (1)

Парни любовь Как нарисовать рисунок любимому парню?Как нарисовать рисунок любимому парню? Что… (1)

COMMENTS