Межличностный конфликт

Билет №21

1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и пси­хологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпера­ментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологи­ческая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холериче­ский тип темперамента и т.д.

У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собст­венного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравствен­ных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

1. Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.

2. Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться
контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные
цели, нужды, потребности оппонента.

3. Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.

4. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуа­ции. В случае необходимости — приглашение посредника.

Различают 2 модели переговоров:

1) модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения
проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон;

2) модель «уступок — сближения».

5. Благоприятным является организация совместной деятельности на всех ста­
диях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска
возможных вариантов решения конфликта.

Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который ула­жен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон кон­фликта.

2. Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин небольшого бутика уверял, что сапоги сде­ланы из натуральной кожи. Однако через два месяца носки у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она узнала, что причиной аллергии были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки, доказывающие, что продавец — хозяин магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это наруше­ние относится именно к данному виду.

Речь идет о гражданско-правовом правонарушении, которое совершил хозяин магазина. Это выразилось в том, что он при заключении с гражданкой М. договора купли-продажи предоставил ей в нарушение ст. 495 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации недостоверную информацию о товаре, сказав, что осенние са­поги изготовлены из натуральной кожи. На самом деле, как позднее установила экспертиза, они были сделаны из синтетических материалов.

Таким образом, в данном случае существенно нарушены требования к качеству товара. Поэтому гражданка М. вправе на основании ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации или отказаться от исполнения договора, потребовав воз­врата уплаченной за сапоги денежной суммы, или потребовать замены сапог на действительно изготовленные из натуральной кожи.

Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» граж­данка М. вправе потребовать полного возмещения причиненных ей убытков, а также возмещения морального вреда.

3. Вам предстоит выполнить учебное социалогические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?

Анкета

1. В каком возрасте люди должны вступать в брак:

б) с 20 до 30 лет;

в) с 30 до 40 лет;

г) в любое время.

2. Необходимо ли заключение брачного договора:

в) в зависимости от супруга (супруги).

  1. Сколько детей должно быть в семье___ .
  2. Кто должен заниматься воспитанием малолетних детей:

б) бабушки и дедушки;

5. Как должны распределяться роли в ведении домашнего хозяйства:

а) все хозяйственные дела должны выполнять один из супругов, а другой дол­
жен приносить в семью деньги;

б) все дела должны выполняться совместно;

в) «женские» дела должна выполнять жена, а «мужские» — супруг.

6. Отпуск супруги должны проводить:

а) только вместе;

б) только отдельно;

в) как договорятся.

  1. Что можно простить супругу (супруге)___________ .
  2. Чего нельзя прощать супругу (супруге) ни в каком случае___________ .

Источник:
Билет №21
1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений,
http://humanitar.ru/page/bilet_number21

КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ

Найдено 10 определений термина КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ

1) соперничество (противоборство), сопровождаемое открытой борьбой за свои интересы;

2) сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

3) компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки;

4) избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

5) приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость.

В основе большинства как межличностных, так и иных социальных конфликтов, лежит распространенный стереотип, согласно которому любая ситуация столкновения интересов представляет собой, так называемую, игру с нулевой суммой, в которой размер выигрыша равен размеру проигрыша. То есть собственные интересы могут быть удовлетворены лишь в той степени, в которой оказываются ущемленными интересы противоположной стороны. Наиболее очевидным примером такого рода являются спортивные игры где победители выигрывают ровно с тем счетом, с которым поигрывают побежденные.

Однако в реальной жизни нередко встречаются ситуации, которые представляют собой игры с ненулевой суммой, в рамках которых суммарный выигрыш не обязательно равен суммарному проигрышу. Классической иллюстрацией данного парадокса является широко известная в социальной психологии «дилемма заключенного». В изначальной версии это история о двух подозреваемых в серьезном преступлении, которых по одиночке допрашивает прокурор. При этом «оба они виновны, однако, у прокурора имеются только доказательства их виновности в меньших преступлениях. Поэтому он предлагает каждому из преступников по отдельности сознаться: если один сознается, а другой нет, прокурор гарантирует сознавшемуся иммунитет (а его признание использует для обвинения другого в более тяжком преступлении). Если сознаются оба, каждый получит умеренный срок.

Если ни один не признается, наказание для обоих будет незначительным»1. Таким образом, при использовании оптимальной стратегии, учитывающей интересы другого, оба заключенных выигрывают — получают символическое наказание. Между тем, на практике, как отмечает Д. Майерс, «чтобы минимизировать собственный срок, многие признаются, несмотря на то, что совместное признание ведет к более суровым приговорам, чем обоюдное непризнание, так как руководствуются логикой, согласно которой «. независимо от того, что решит другой заключенный, для каждого из них лучше будет признаться. Если другой признается, первый заключенный, признавшись тоже, получит умеренный срок, а не максимальный. Если другой не признается, первый сможет выйти на свободу. Разумеется, каждый из двоих рассуждает одинаково. И оба попадают в социальную ловушку»2.

К. Томас на основе детального анализа «дилеммы заключенного» выделил пять поведенческих стратегий, основанных на соотношении учета собственных интересов и интересов оппонента, потенциально возможных в конфликтной ситуации:

1. Выигрыш — Проигрыш. В рамках данной стратегии собственные интересы абсолютизируются, а интересы противоположной стороны полностью игнорируются. Применительно к «дилемме заключенного» полномасштабная стратегия такого рода означала бы, что подозреваемый не просто соглашается сотрудничать с прокурором, признаваясь в совершенном преступлении, но целенаправленно «закладывает» своего «подельника», одновременно стремясь минимизировать собственную вину.

2. Проигрыш — Выигрыш. При этом игнорируются собственные интересы и абсолютизируются интересы другого. В рассматриваемом примере, руководствуясь данной стратегией, подозреваемый берет всю вину на себя, выгораживая тем самым, товарища.

3. Проигрыш — Проигрыш. Выбор данной стратегии означает игнорирование как собственных интересов, так и интересов другой стороны. В этом случае подозреваемый рассказывает прокурору о тяжком преступлении, совершенном им самим и другим подозреваемым, что очевидно повлечет суровое наказание для обоих.

4. Компромисс. Частичный учет как собственных интересов, так и интересов другого — обоюдное признание в менее тяжком преступлении с перспективой умеренного срока для обоих.

Все эти четыре стратегии представляют собой игру с нулевой суммой. В отличие от них, пятая стратегия Выигрыш-Выигрыш является игрой с ненулевой суммой, в рамках которой и собственные интересы, и интересы другого котируются одинаково высоко. Применительно к «дилемме заключенного» она означает, что оба подозреваемых не признаются и отделываются «легким испугом». Если абстрагироваться от «дилеммы заключенного» и рассматривать ситуации столкновения интересов, в которых стороны взаимодействуют друг с другом, важно отметить, что поиску оптимального решения в логике «выигрыш — выигрыш» в наибольшей степени способствует конфронтация, которую на уровне обыденного сознания часто путают с агрессией и стремятся избегать. В действительности конфронтация является следствием вовсе не агрессивного, а ассертивного поведения сторон, отвечающго четырем базовым принципам, предполагающим:

— прямое, ясное и недвусмысленное заявление собственной позиции;

— принятие позиции оппонента, в смысле безусловного признания за ней права на существование (что ни в коей мере не означает автоматического согласия с ней);

— отказ от любых компромиссов ради сохранения отношений;

— готовность к улучшению собственной позиции за счет принятия доводов оппонента.

В этой связи развитие навыков ассертивного поведения и конфронтации является еще одним существенным аспектом работы практического социального психолога в контексте проблемы межличностных конфликтов.

Практический социальный психолог в рамках своей профессиональной деятельности может и должен использовать в качестве коррекционно-воспитательного ресурса деловое конструктивное конфликтное взаимодействие и должен в силу своих возможностей препятствовать возникновению личностных деструктивных конфликтных столкновений членов интересующей его группы или организации.

Источник:
КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ
Конфликт межличностный, определение — от лат. conflictus — столкновение] — столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников
http://vocabulary.ru/termin/konflikt-mezhlichnostnyi.html

Межличностные конфликты 4

  • Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы 39 кб.
  • Межличностные конфликты и пути их разрешения 13 кб.
  • Конфликт в организации 35 кб.
  • Конфликт 7 32 кб.
  • Конфликты и пути их разрешения 44 кб.
  • Конфликты и методы их преодоления 34 кб.
  • Межличностные конфликты типы, способы разрешения 23 кб.

Межличностные конфликты: сущность, особенности, типология, сферы проявления

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

Функции межличностного конфликта

К конструктивным функциям относят:

а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

а) разрушением существующей совместной деятельности;

б) ухудшением или развалом отношений;

в) негативным самочувствием участников;

г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов.

Отличительные особенности межличностного конфликта:

1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей

4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

5. затрагивают интересы окружения.
Виды межличностных конфликтов:
1. По направленности:

горизонтальные – участники не подчиняются друг другу

вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом

смешанные – где есть обе составляющие (организация)
2. По значению:

конструктивные (созидательные) — оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми;

деструктивные (разрушительные) — одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы
3. По характеру причин:

субъективные (плохое настроение, самочувствие)
4. По сфере разрешения:

личностно-эмоциональные
5. По форме проявления:

скрытые (плохо осознаются людьми)

открытые (осознаются)
6. По времени протекания:

пролонгированные (длительные)
Причины конфликтов:

информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.);

структура — связана с существованием в организации социальных групп ( статус, права, роли, возраст и др.);

ценности – те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.);

поведение – неприемлимое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.);

отношения – обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием.
В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом.

Групповой конфликт — противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.

Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группы, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.

Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:

Позиция — официальное, определяемое должностью положение

Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)

Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса

Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности

Групповые нормы — общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны:

1) с нарушением ролевых ожиданий;

2) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки; в) с нарушением групповых норм.

Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.

Классификация конфликтов «личность-группа» выглядит так:

а) Новый руководитель, назначенный со стороны

б) Стиль управления

в) Низкая компетентность руководителя

г) Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

2. Рядовой член коллектива — коллектив

а) Конфликтная личность

б) Нарушение групповых норм

в) Неадекватность внутренней установки статусу

3. Лидер — группа

а) Низкая профессиональная подготовка

б) Применение компромата против лидера

в) Превышение полномочий лидерства

г) Изменение группового сознания

Противоборствующие стороны — группы (малые, средине и микрогруппы). В основе — столкновение противоположно направленных групповых мотивов

Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».

Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.

Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

1. Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они».

2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше.

К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт.

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя из этого выделяют:

— национально-освободительные войны (одна из сторон — государство), антиколониальные, войны народов, против расизма, против правительств;

— внутренние интернационализированные конфликты (государство — помощник одной из сторон на территории другого государства).

Виды межгосударственных конфликтов:

— конфликт из-за политического господства

Межгосударственный конфликт часто реализуется в форме войны. Нужно проводить четкую границу между войной и межгосударственным конфликтом:

— военные конфликты менее масштабны. Цели — ограничены. Причины — спорные вопросы. Причина войны — глубинные экономические и идеологические противоречия меду государствами. Войны более масштабны;

— война — состояние всего общества, участвующего в ней, военный конфликт — состояние социальной группы;

— война частично меняет дальнейшее развитие государства, военный конфликт может привести лишь к незначительным изменениям.

4. Конфликты по вертикали

Причины конфликтов в звене «руководитель-подчиненный».

Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные.

Рассмотрим объективные причины конфликтов данного типа.

1. Субординационный характер отношений. Противоречие в звене «руководитель — подчиненный» заложено в том, что от руководителя зависит довольно широкий диапазон жизнедеятельности подчиненного. Последний обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т. е. обязан подчиняться. Практически никогда не обеспечивается полное соответствие требований ролей возможностям и способам действий их исполнителей. Объективная необходимость устранения этого несоответствия и субъективное восприятие возможности его устранения неизбежно порождают конфликты.

2. Деятельность в системе «человек — человек» конфликтогенна по своей природе. Наиболее конфликтогенными в силу особенностей взаимодействия являются педагогическая и воинская деятельность, деятельность работников правоохранительных органов, сфера обслуживания и сфера руководства, а также журналистская деятельность.

3. Большая часть конфликтов по вертикали детерминирована предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений. Конфликты в профессиональной сфере связаны с обеспечением качества деятельности, оценкой результатов работы и введением инноваций.

4. Частота возникновения конфликтов по вертикали связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов.

5. Наиболее конфликтно звено «непосредственный руководитель-подчиненный». Особенно велик удельный вес конфликтов в звеньях, где руководитель и подчиненный близки по служебному положению. По мере увеличения статусной дистанции частота конфликтов уменьшается.

6. Разбалансированность рабочего места. Рабочее место имеет структуру, элементы которой должны быть сбалансированы. Сбалансированность рабочего места означает, что его функции должны быть обеспечены средствами и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены. Ответственность должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот.

7. Рассогласованность связей между рабочими местами в организации. Проявляется в том, что:

а) подчиненному дают указания много начальников, и он вынужден сам ранжировать поступившие указания по степени их важности, требовать этого от непосредственного руководителя; хвататься за все подряд; отказываться от выполнения указаний и распоряжений;

б) у руководителя много непосредственных подчиненных — более 7-8 человек, которыми невозможно оперативно управлять.

8. Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца.

9. Недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации.

Само понятие «инновация» впервые стало использоваться в исследованиях культурологов ХIХ века и означало внедрение элементов одной культуры в другую. Сегодня термин инновация рассматривается шире — как любое «нововведение», связанное не только с взаимодействием разных культур, но и просто с изобретениями человека. Под понятие инновация попадает не все новое. Инновацией не является то новое, что возникает на смену старому естественным путем, нововведениями нельзя считать те многочисленные усовершенствования, которые не имеют существенной новизны. Нововведением является значительная новая идея, которая пока не внедряется.

Вероятность инновационного конфликта возрастает, если:

а) новшество масштабно;

б) в инновационный процесс вовлечено большое количество людей;

в) нововведение радикально;

г) процесс инновации идет быстро;

д) отсутствует информационное обеспечение процесса.

Доказано, что инновационный конфликт имеет полимотивированный характер. Направленность мотиваций оппонентов различна. У новатора они более общественно-ориентированы, у консерватора — личностно-ориентированы.

Способы предотвращения и разрешения инновационных конфликтов:

1. Предлагайте конструктивные инновации.

2. Предварительно информируйте коллектив.

3. Заручитесь поддержкой коллег.

4. Если возможно, предлагайте альтернативные решения.

5. Если возможно, внедряйте новшества поэтапно.

ограничение свободы, активности и действий;

девиантное поведение одного или нескольких членов семьи;

наличие противоположных интересов;

индивидуально-психологические особенности и уровень психо­лого-педагогической культуры членов семьи
Управление межличностными конфликтами

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаим­ные симпатии и антипатии.

Источник:
Межличностные конфликты 4
Тема: Межличностные конфликты 4. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Адвокат. Размер: 14 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Межличностные конфликты сущность, особенности, типология, сферы проявления. Под межличностным конфликтом понимают. Функции межличностного конфликта. К конструктивным функциям относят. Деструктивные функции конфликта связаны с.’
http://coolreferat.com/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D1%8B_4

Межличностный конфликт — Конфликтология (Кузьмина Т

Межличностный конфликт — Конфликтология (Кузьмина Т.В.)

Межличностный конфликт – это открытое столкновение индивидов, вызванное несогласованностью и несовместимостью их целей в конкретный момент времени или ситуацию.

Конфликт возникает между двумя и более лицами. Противостояние происходит в непосредственных отношениях этих индивидов.

Межличностные конфликты обладают своей спецификой в сравнении с другими видами конфликтов.

  1. Каждый участник стремится доказать свою правоту, чаще прибегая к обвинению мнения оппонента, но не к фактической аргументации своих взглядов.
  2. В конфликте у всех участвующих сторон присутствуют острые негативные эмоции, которыми субъекты уже не способны управлять.
  3. Негативное отношение к оппоненту, неадекватные эмоции и настроения преобладают и после разрешения конфликта.

Система межличностных отношений – главная область возникновения межличностного конфликта. Система нарушится, если у ее участников появляются противоположные мнения или несогласие с уже сложившимися способами взаимодействия. Разрешение конфликта наступит при восстановлении согласия внутри системы межличностных отношений: либо путем восстановления прежних установок или видоизмененных, либо созданием новых, принимающихся всеми взглядов.

Субъекты межличностного конфликта стремятся отстоять свою точку зрения и достичь своих целей. Объекты конфликта – то, за что борются стороны, на что претендуют. Проявление противоположных интересов и все возникающие в связи с этим противоречия – предмет межличностного конфликта.

Выделяют 6 основных стилей поведения участников межличностного конфликта:

  1. уклонение;
  2. приспособление;
  3. противоборство;
  4. компромисс;
  5. сотрудничество;
  6. ассертивность.

На любом этапе межличностных конфликтов необходимо учитывать личностные особенности противоборствующих сторон. Особенно важными они оказываются на этапе разрешения конфликта.

Личностные особенности складываются из:

  • типа темперамента человека;
  • направленности характера;
  • общего уровня личностного развития.
  • Типы темперамента, предложенные Гиппократом: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

    Они различаются степенью устойчивости нервной деятельности. Направленность характера зависит от нескольких взаимоисключающих черт, которые разработали Майерс и Бриггс: экстраверсия/интроверсия, сенсорность/интуитивность, мыслительность/чувственность, решительность/восприимчивость. Индивиды с противоположнонаправленными чертами характера и типом темперамента, решая одну задачу, предложат различные, антагонистические способы действия, что может привести к межличностным конфликтам.

    Источник:
    Межличностный конфликт — Конфликтология (Кузьмина Т
    Межличностный конфликт – это открытое столкновение индивидов, вызванное несогласованностью и несовместимостью их целей в конкретный момент времени или ситуацию.
    http://be5.biz/ekonomika/k004/18.html

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    П О П У Л Я Р Н О Е

    Аптечные средства для ионофореза Аптечные средства для ионофореза Ионофорез (электрофорез) – это сочетание лечебного… (8)

    Слова мамы невесты на выкупе Cлова мамы на выкупе невесты Ах, эта свадьба, свадьба… Она… (7)

    Школа граня развод Компьютер Интернет блог Статьи, приносящие деньгиКомпьютер + Интернет + блог… (6)

    женские чулки для мужчин Мужские чулки: новый тренд Некоторым это покажется странным, но многие… (5)

    Как избавиться от стеснительности перед девушками Как избавиться от застенчивости и познакомиться с девушкой?Как избавиться от… (5)

    COMMENTS