Нарушение памяти

Нарушение памяти

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную в процессе восприятия окружающего мира.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли.

Нарушения памяти могут быть связанны с множеством разнообразных факторов. Самой распространенной причиной такого состояния бывает астенический синдром, связанный с общим психоэмоциональным перенапряжением, тревожным и депрессивным состоянием. Кроме того, нарушение памяти вследствие астении может наблюдаться и в процессе выздоровления после перенесенных соматических заболеваний.

Но расстройства памяти также могут иметь и более серьезное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.

Итак, можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие астенические состояния, как следствие стрессов и переутомления, соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
  • алкоголизм: нарушение памяти вследствие не только поражений в структурах головного мозга, но и общих нарушений, связанных с токсическим действием алкоголя на печень и сопутствующим гиповитаминозом;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга: атеросклероз мозговых сосудов, инсульт, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Альцгеймера;
  • психические заболевания;
  • врожденная умственная отсталость, как связанная с генетическими нарушениями (например, синдром Дауна), так и по причине патологических состояний во время беременности и родов.

Симптомы нарушения памяти могут развиваться как внезапно, так и носить медленно прогрессирующий характер.

Нарушения памяти могут иметь количественный характер. Тогда наблюдается следующая симптоматика:

  • Амнезия: полное отсутствие воспоминаний на события, произошедшие в определенный период времени. По временному отношению к травмирующему событию она может быть ретроградной, антероградной и ретроантероградной. Также редко может наблюдаться тотальная потеря почти всех воспоминаний.
  • Гипермнезии: аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминать и воспроизводить множество событий и информации за длительный период времени.
  • Гипомнезии: частичное снижение памяти (может быть временным и постоянным).

В зависимости от того, какой компонент памяти поражен в большей мере могут наблюдаться такие симптомы:

  • Фиксационная амнезия: частично нарушена или полностью выпадает способность к фиксации происходящих в данный момент событий и новой информации.
  • Анэкфория: трудности со своевременным вспоминанием полученной ранее информации.

Относительно объекта воспоминаний, на который направлены нарушения памяти, может наблюдаться симптомы частичного удаления информации:

  • Аффектогеннная аменезия: из памяти удаляются только особенно значимые воспоминания, которые стали причиной сильных негативных переживаний.
  • Истерическая амнезия: частичное удаление из памяти человека неприятных и компрометирующих событий.
  • Скотомизация: воспоминания удаляются частично, фрагментами, но без привязки к любым сильным эмоциональным переживаниям.

Также могут наблюдаться симптомы качественного нарушения воспоминаний:

  • Псевдореминесценции: это состояние, когда пробелы в памяти замещаются воспоминаниями о других событиях, которые тоже реально происходили с человеком, но в другой период времени.
  • Конфабуляции: провалы памяти больной заменяет вымышленными событиями. Причем такие придуманные события – абсолютно не реальны и фантастичны.
  • Криптомнезии: недостающие воспоминания восполняются событиями, ранее услышанными, почерпнутыми из книг, газет, телевидения и других источников или даже видимыми им во сне. Возможно даже присвоение авторства создания произведений искусств и научных открытий.
  • Эхомнезия: восприятие происходящего в данный момент как такового, что имело место ранее.

У больных шизофренией наблюдается не только нарушение памяти, но и общее расстройство интеллектуальных процессов – так называемое шизофреническое слабоумие. Ключевой его особенность является функциональный характер и отсутствие каких-либо органических поражений мозга. У этих больных страдает не интеллект, а умение им пользоваться. Также, слабоумие при шизофрении носит транзиторный характер и при успешной коррекции обострения заболевания может полностью регрессировать.

В целом память у больных шизофренией достаточно долго сохраняется практически в неизменном виде. Однако существенно страдает кратковременная память и восприятие текущей информации. Такое состояние обусловлено нарушением концентрации внимания и снижением мотивационной составляющей памяти.

Также у больных шизофренией страдает процесс обобщения полученной информации и ассоциативная память. Это вызвано возникновением множества случайных и неконкретных ассоциаций, отображающих слишком общие черты понятий и образов.

Характерным для шизофренического расстройства памяти является то, что имеет место своеобразная «двойная память»: на фоне грубого разрушения одних воспоминаний, другие аспекты памяти сохранены в неизмененном виде.

При инсульте происходит закупорка мозговых артерий тромбом, или сдавливание вещества головного мозга кровью, истекающей из разорвавшейся артерии. Нередко после инсульта может наблюдаться нарушение памяти. В начальном этапе (непосредственно сразу после инсульта) могут наблюдаться общие расстройства памяти в виде полного исчезновения воспоминаний о промежутке времени предшествующему заболеванию. В редких (при обширных инсультах) случаях может наблюдаться тотальная транзиторная амнезия, когда больные не могут узнать даже близких людей и другие хорошо знакомые понятия.

Постепенно общие явления проходят и на первый план выходят расстройства памяти, связанные с поражением того или иного участка головного мозга, отвечающий за определенный компонент памяти. Нарушения бывают очень разнообразны. Например, могут наступать модально-специфические расстройства памяти (затруднения восприятия информации одним из анализаторов), ухудшается кратковременная память, возникают трудности с воспроизведением ранее приобретенной информации. Очень часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания (рассеянность) и ухудшение мотивационного компонента памяти.

Несмотря на всю серьезность нарушений памяти после инсульта, благодаря адекватной реабилитации мыслительные функции мозга могут со временем восстанавливаться почти в полном объеме.

Нарушения памяти у детей связанны как с врожденной умственной отсталостью, так и с приобретенными в детском возрасте состояниями. Такие проблемы могут проявляться как в форме ухудшения процессов запоминания и воспроизведения информации (гипомнезия), так и полного выпадения отдельных эпизодов воспоминаний (амнезия). Амнезия у детей может наступать вследствие травм, отравлений (в том числе и алкогольных), коматозных состояний и психических заболеваний.

Но, наиболее часто у детей наблюдается частичное нарушение памяти вследствие гиповитаминоза, астенических состояний (нередко вызываемых частыми ОРВИ), неблагоприятного психологического климата в семье и детском коллективе. Такие нарушения сочетаются с отсутствием усидчивости, проблемами удержания внимания.

Дети, жалующиеся на нарушение памяти, нередко имею проблемы не только с освоением школьной программы, но также в играх и общении со сверстниками.

Более 80 % информации человек получает со зрением. Поэтому, нарушения зрения ведут к существенным ухудшением процессов памяти, особенно в детском возрасте.

Для таких детей характерно снижение объема и скорости запоминания, более быстрое забывание усвоенного материала вследствие меньшего эмоционального значения незрительных образов. Среднее количество повторений информации, необходимое для эффективного запоминания почти в два раза больше, чем у зрячего ребенка.

В процессе адаптации к нарушениям зрения усиливается словесно-логический компонент запоминания, увеличивается объем кратковременной слуховой памяти. Одновременно ухудшается двигательная память.

В пожилом возрасте нарушения памяти связано, как правило, с возрастными изменениями в кровеносных сосудах и ухудшения мозгового кровообращения. Также, в процессе старения ухудшаются обменные процессы в нервных клетках. Отдельная серьезная причина нарушения памяти у пожилых – болезнь Альцгеймера.

На нарушение памяти жалуются от 50 до 75 % пожилых людей. Снижение памяти, забывчивость – главные симптомы возрастного нарушения памяти. Вначале ухудшается кратковременная память на только что произошедшие события. У больных появляется страх, неуверенность в себе, депрессивные состояния.

Как правило, в процессе нормального старения функция памяти снижается очень медленно и даже в глубокой старости не приводит к существенным проблемам в повседневной жизни. Помогают замедлить этот процесс активная умственная деятельность (начиная с юных лет) и здоровый образ жизни.

Но, если нарушение памяти в пожилом возрасте прогрессирует более интенсивно и больной не получает адекватное лечение, может развиться старческая деменция. Она проявляется в практически полной утрате способности к запоминанию текущей информации и невозможности даже обычной бытовой деятельности.

Нарушения памяти бывают самые разнообразные и могут сочетаться с другими поражения высших мозговых функций. Выделяют такие синдромы нарушения памяти:

Как и в любой другой интеллектуальной деятельности, в процессах запоминания одну из ключевых ролей играет понимание человеком смысла и необходимости своих действий – мотивационный компонент.

Важность мотивационного компонента памяти экспериментально доказано в 20-х годах ХХ века в экспериментах по исследованию феномена лучшего запоминания незавершенных действий: подопытные более четко фиксировали незаконченные действия, поскольку появлялась необходимость закончить их позже. Это и было мотивацией.

Мотивационный компонент памяти нарушается в условиях депрессивных и астенических состояний, когда отмечается общая замедленность мыслительных процессов. Особенно сильно снижаются мотивации у больных шизофренией. А у страдающих эпилепсией наоборот, мотивационный компонент памяти существенно усиливается.

При качественных нарушениях памяти наблюдается извращение, перекручивание и искажение запомненной информации. Такие расстройства носят название парамнезии.

Наблюдаются такие качественные нарушения памяти:

Непосредственная память – это возможность индивидуума фиксировать и воссоздавать информацию непосредственно при ее поступлении.

К самым распространенным расстройствам непосредственной памяти можно отнести прогрессирующую амнезию и корсаковский синдром.

  • Синдром Корсакова характеризуется выпадением непосредственной памяти на происходящие события. Одновременно, зафиксированная ранее информация о прошлом сохраняется.

В связи с трудностями в непосредственной фиксации поступающей информации, больные утрачивают способность ориентировки. Дефекты в воспоминаниях заполняются реальными событиями из собственного более далекого прошлого, выдуманными или почерпнутыми из других источников информации.

  • Прогрессирующая амнезия сочетает выпадение непосредственной памяти и постепенно прогрессирующую потерю воспоминаний из прошлого. Такие больные утрачивают ориентировку в окружающем пространстве и времени, путают последовательность происходивших ранее событий. Давно минувшие события смешиваются с событиями текущего периода. Такой вид расстройств памяти встречается в преклонном возрасте.

Для опосредованной памяти характерно использование известного ранее конкретному человеку понятия (посредника) для лучшей фиксации новой информации. Таким образом, запоминание строится на ассоциациях полученной информации с ранее знакомыми понятиями.

Нарушение опосредованной памяти четко прослеживается у больных с врожденной умственной отсталостью (олигофрения). Главная причина такого явления – трудности в выявлении ключевых признаков в запоминаемой информации для их ассоциирования с ранее освоенными понятиями.

У лиц страдающих эпилепсией и другими органическими поражениями мозга проблемы ассоциативного запоминания наоборот, возникают из-за чрезмерного внимания к деталям и невозможности выделения общих признаков объекта запоминания.

Также трудности в опосредованной памяти наблюдаются у больных шизофренией. Это связанно с произвольным наделением новых или ранее известных понятий нехарактерными признаками, что в свою очередь резко снижает ценность такой ассоциации.

По количественному признаку выделяют:

  1. Амнезии: полное отсутствие воспоминаний на события, произошедшие в определенный период времени.
  2. Гипомнезии: частичное снижение памяти (может быть временным и постоянным).
  3. Гипермнезии: аномальное усиление памяти, вследствие которого человек способен запоминать и воспроизводить множество событий и информации на длительный период. Как правило, усиливается способность к восприятию цифр.

Амнезия, в свою очередь, может быть частичной (касается только определенного периода времени) и общей (потеря почти всех воспоминаний).

  • Ретроградная амнезия: выпадение памяти на события до начала заболевания (или травмы);
  • Антероградная амнезия: исчезновение памяти в периоде после начала заболевания;
  • Ретроантероградная амнезия: исчезновение памяти в период до и после начала заболевания;
  • Фиксационная амнезия: отсутствие способности к запоминанию текущих событий. При этом память на события более раннего периода сохраняется;
  • Прогрессирующая амнезия: постепенная потеря памяти. При этом события происшедшие в более раннем периоде, сохраняются дольше;
  • Тотальная амнезия: полное выпадение из памяти всей информации, в том числе и информации о собственной персоне;
  • Истерическая амнезия: частичное удаление из памяти человека неприятных и компрометирующих событий.

Отдельно выделяют качественные нарушение памяти, вследствие которых нарушается как временное восприятие реально имевших место событий, так и заполнение провалов памяти вымышленными воспоминаниями.

Это частичное выпадение процессов сохранения и последующего воспроизводства информации, воспринимаемой только одной системой чувств (принадлежащей к конкретной модальности). Различают нарушения зрительно-пространственной, акустической, слухоречевой, двигательной и других видов памяти. Возникают как следствие патологии коры головного мозга в зонах соответствующих анализаторов, вызванной травмами, опухолями или другими локальными воздействиями.

Модально-неспецифические нарушения памяти проявляются общими поражениями всех видов памяти (независимо от их модальности) в форме трудностей в запоминании, удержании и воспроизводстве текущей информации. Возникают расстройства как при произвольном, так и при непроизвольном восприятии информации.

Развиваются при нарушении функционирования подкорковых структур, отвечающих за поддержание тонуса корковых отделов головного мозга. Главная причина – органические поражения головного мозга вследствие нарушения кровообращения, интоксикаций, болезни Альцгеймера.

Способность к концентрации внимания играет одну из первостепенных ролей в процессе запоминания информации. Поэтому, расстройства внимания приводят к ухудшению запоминания текущей информации и событий.

Выделяют такие расстройства внимания:

  • Неустойчивость внимания: быстрое переключение внимания, неспособность к длительному сосредоточению на определенном деле, отвлекаемостью. Чаще бывает у детей.
  • Замедленность переключения: больной испытывает трудности при отвлечении от текущей темы, занятия, он постоянно возвращается к ней. Характерно для пациентов с органическими поражениями мозга.
  • Недостаточная концентрация: внимание носит рассеянный характер, трудности с длительным сосредоточением. Бывает при астенических состояниях.

По причине возникновения различают функциональное и органическое нарушение памяти и внимания.

Функциональные нарушения развиваются по причине психических перегрузок и переутомлений, истощения, стрессов и негативных эмоций. Такие проблемы бывают в любом возрасте и, как правило, проходят без какого-либо лечения.

Органические нарушения памяти и внимания развиваются по причине поражения коры головного мозга разнообразными патологическими процессами. Чаще встречаются у пожилых людей и носят устойчивый характер.

Интеллект – это комплексное понятие, включающее не только способность к запоминанию информации (память), но и умение ее интегрировать и использовать для решения определенных задач (абстрактных и конкретных). Естественно, что при нарушениях интеллекта страдает функция памяти.

Нарушения памяти и интеллекта бываю приобретенные и врожденные.

Деменция – приобретенное прогрессирующие ухудшение памяти и интеллекта, приводящее к невозможности исполнения больным не только социальных функций, но и к полной инвалидности. Возникает при органической патологии мозга и некоторых психических заболеваниях.

Для приобретенных нарушений (олигофрении) характерно поражение мозга в период до первых трех лет жизни человека. Выражается в недоразвитии психики в целом и социальной дезадаптации. Может быть в легкой форме (дебильность), средней (имбецильность) и тяжелой (идиотия).

Зрительная память – особый вид памяти, ответственный за фиксацию и воспроизведение зрительных образов, использование таких образов для общения.

Нарушение зрительной памяти может возникнуть вследствие разрушения отделов коры головного мозга в затылочной области, отвечающей за запоминание зрительных образов. Это, как правило, бывает вследствие травматического воздействия или опухолевых процессов.

Проявляются нарушения зрительной памяти в виде расстройства зрительного восприятия окружающего мира и невозможности узнавать ранее видимые объекты. Также может возникать оптико-мнестическая афазия: больной не может назвать показанные им предметы, однако узнает их и понимает их назначение.

Выделяют три процесса, которые осуществляют функцию памяти: запоминание информации, ее хранение и воспроизведение.

Проблемы с запоминанием бывают вследствие нарушения внимания и концентрации на поступающей информации. Причинами их, в основном, выступают переутомление и недосыпание, злоупотребления алкоголем и психостимуляторами, эндокринные расстройства. Такие процессы не затрагиваю эмоционально значимую информацию.

Нарушение хранения информации наступает при поражении височных долей коры головного мозга. Самая частая причина – болезнь Альцгеймера. При таком нарушении поступающая информация не может быть сохранена в памяти совсем.

Нарушения воспроизведения информации бывают в основном в преклонном возрасте как следствие нарушения питания головного мозга. В таком случае информация сохраняется в памяти, но возникают трудности при ее воспроизведении в нужный момент. Однако, такая информация может вспоминаться при возникновении напоминающей ассоциации или спонтанно. Такие нарушения редко бывают значительными, но существенно затрудняют обучение.

Память функционально и анатомически состоит из кратковременной и долговременной составляющей. Кратковременная память имеет сравнительно небольшой объем и предназначена для удержания смысловых образов полученной информации в течение от нескольких секунд до трех дней. За этот период информация обрабатывается и переходит в долговременную память, имеющую практически неограниченный объем.

Кратковременная память – самая уязвимая составляющая системы памяти. Она играет ключевую роль в запоминании. При ее ослаблении снижается возможность фиксации текущих событий. У таких больных появляется забывчивость, затрудняющая выполнение даже простых повседневных дел. Также сильно снижается способность к обучению. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается не только в преклонном возрасте, но и вследствие переутомления, депрессии, сосудистых заболеваний головного мозга, интоксикаций (в том числе при регулярном злоупотреблении алкоголем).

Временная амнезия вследствие сильного алкогольного опьянения, черепно-мозговых травм, и других состояний, приводящих к затмению сознания, тоже обусловлена преходящим полным отключением кратковременной памяти. В таком случае события, не успевшие перейти в долгосрочную память, пропадают.

Полное выпадение кратковременной памяти (фиксационная амнезия) наблюдается при корсаковском синдроме. Характерно для деменции и запущенных стадий алкоголизма. Такие больные полностью утрачивают способность помнить текущие события и поэтому социально абсолютно дезадаптированны. При этом в памяти сохраняются события, предшествующие наступлению фиксационной амнезии.

Особенность функционирования слухового анализатора такая, что для адекватного восприятия смысла услышанной речи необходимы структуры удерживающие информацию на то время, пока происходит анализ ее содержания. Такие структуры расположены в левой височной доле коры головного мозга. Разрушение этих структур приводит к нарушению слухоречевой памяти – синдрому акустико-мнестической афазии.

Синдром характеризуется затруднения восприятия устной речи, при одновременном сохранении эффективности других каналов получения информации (например, посредством зрительного анализатора). Таким образом, больной из четырех услышанных подряд слов запомнит два, причем только первое и последнее (эффект края). Одновременно воспринятые на слух слова могут заменяться похожими по смыслу или звучанию.

Нарушение слухоречевой памяти приводит к существенным затруднениям в устной вербальной коммуникации и отсутствии возможности нормально понимать и воспроизводить звуковую речь.

Нарушение памяти

12. Нарушения памяти, их основные виды. Расстройства, при которых наблюдаются нарушения памяти.

Память — это процесс накопления информации, сохранения и своевременного воспроизведения накопленного опыта.

Механизмы памяти к настоящему времени изучены недостаточно, но накоплено много фактов, свидетельствующих о существовании кратковременной памяти, основанной на быстро образующихся временных связях; и долговременной памяти, представляющей собой прочные связи

Расстройства памяти условно можно разделить на количественные (дисмнезии) и качественные (парамнезии) нарушения, которые в особом сочетании составляют корсаковский амнестический синдром.

К дисмнезиям относятся гипермнезия, гипомнезия и различные варианты амнезий.

Гипермнезия — непроизвольная, несколько беспорядочная актуализация прошлого опыта. Наплыв воспоминаний о случайных, малосущественных событиях не улучшает продуктивности мышления, а лишь отвлекает больного, мешает ему усваивать новую информацию.

Гипомнезия — общее ослабление памяти. При этом, как правило, страдают все ее составляющие. Больной с трудом запоминает новые имена, даты, забывает детали происходивших событий, не может без специального напоминания воспроизвести сведения, хранящиеся глубоко в памяти. Наиболее частая причина гипомнезии — широкий круг органических (особенно сосудистых) заболеваний мозга, в первую очередь атеросклероз. Однако гипомнезия бывает обусловлена и преходящими функциональными расстройствами психики, например состоянием утомления (астенический синдром).

Под термином амнезия объединяют ряд расстройств, характеризующихся потерей (выпадением) участков памяти. При органических поражениях мозга это чаше всего утрата некоторых временных промежутков.

Ретроградная амнезия — утрата воспоминаний о событиях, произошедших до возникновения заболевания (чаще всего острой мозговой катастрофы с выключением сознания). В большинстве случаев из памяти выпадает короткий промежуток времени, непосредственно предшествовавший травме или потере сознания.

Истерическая амнезия в отличие от органических заболеваний полностью обратима. Утраченные при истерии воспоминания можно легко восстановить в состоянии гипноза или лекарственного растормаживания.

Конградная амнезия — это амнезия периода выключения со знания. Объясняется не столько расстройством функции памяти как таковой, сколько невозможностью воспринять какую-либо информацию, например, во время комы или сопора.

Антероградная амнезия — выпадение из памяти событий, происходивших после завершения острейших проявлений заболевания (после восстановления сознания). При этом больной производит впечатление человека, вполне доступного контакту, отвечает на поставленные вопросы, однако позже даже фрагментарно не может воспроизвести картину происходившего накануне. Причиной антероградной амнезии бывает расстройство сознания (сумеречное помрачение сознания, особое состояние сознания). При корсаковском синдроме антероградная амнезия выступает как следствие

стойкой утраты способности фиксировать события в памяти (фиксационной амнезии).

Фиксационная амнезия — резкое снижение или полная утрата способности длительно сохранять вновь полученные сведения в памяти. Страдающие фиксационной амнезией не могут запомнить ничего из только что услышанного, увиденного и прочитанного, однако хорошо помнят события, произошедшие до начала заболевания, не утрачивают профессиональных навыков. Фиксационная амнезия может представлять собой чрезвычайно грубый вариант гипомнезии на конечных стадиях течения хронических сосудистых поражений мозга (атеросклеротическое слабоумие). Она также является важнейшей составной частью корсаковского синдрома. В этом случае она возникает остро в результате внезапных мозговых катастроф (интоксикаций, травм, асфиксии, инсульта и пр.).

Прогрессирующая амнезия — последовательное выпадение из памяти все более глубоких слоев в результате прогрессирующего органического заболевания. Описана очередность, с которой разрушаются запасы памяти при прогрессирующих процессах.

По закону Рибо сначала снижается способность к запоминанию (гипомнезия), затем забываются недавние события, позже нарушается воспроизведение давно произошедших событий. Это ведет к утрате организованных (научных, абстрактных) знаний. В последнюю очередь утрачиваются эмоциональные впечатления и практические автоматизированные навыки. По мере разрушения поверхностных слоев памяти у больных нередко наблюдается оживление детских и юношеских воспоминаний. Прогрессирующая амнезия — проявление широкого круга хронических органических прогрессирующих заболеваний: безинсулиного течения атеросклероза сосудов головного

мозга, болезни Альцгеймера, болезни Пика, сенильной деменции.

Парамнезии — это искажение или извращение содержания воспоминаний. Примерами парамнезий являются псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии.

Псевдореминисценциями называют замещение утраченных промежутков памяти событиями, происходившими в действительности, но в другое время. Псевдореминисценции отражают еще одну закономерность разрушения памяти: в ней дольше сохраняется содержание пережитого («память содержания»), чем временные взаимоотношения событий («память времени»).

Конфабуляции — это замещение провалов памяти вымышленными, никогда не происходившими событиями. Появление конфабуляции может свидетельствовать о нарушении критики и осмысления ситуации, поскольку больные не только не помнят происходившего в действительности, но и не понимают, что описанные ими события и не могли происходить.

Криптомнезии — это искажение памяти, выражающееся в том, что в качестве воспоминаний больные присваивают сведения, полученные от других лиц, из книг, события, произошедшие во сне. Реже наблюдается отчуждение собственных воспоминаний, когда больной считает, что он лично не участвовал в событиях, хранящихся в его памяти. Таким образом, криптомнезии — это утрата не самой информации, а невозможность точно установить ее источник. Криптомнезии могут быть проявлением как органических психозов, так и бредовых синдромов (парафренного и параноидного).

Эхомнезия (редуплицирующая парамнезия Пика) выражается в ощущении, будто нечто подобное настоящему уже происходило в прошлом. Это чувство не сопровождается пароксизмально возникающим страхом и феноменом «озарения», как deja vu. Нет и полной идентичности настоящего и прошлого, а только ощущение сходства. Иногда возникает уверенность, что событие происходит уже не во второй, а в третий (четвертый) раз. Данный симптом бывает проявлением различных органических заболеваний мозга с преимущественным поражением теменно-височной области.

Нарушения памяти

Память — это отражение в нашем сознании жизненного опыта. Она представляет собой вид мнестической деятельности, для которой характерны фиксация, сохранение и воспроизведение информации. Сила памяти зависит от степени концентрации внимания на поступающую информацию, эмоционального отношения (заинтересованности) к ней, а также от общего состояния человека, степени тренированности, характера психических процессов. Убежденность человека в том, что информация полезна, в сочетании с его повышенной активностью при ее запоминании, является важным условием для усвоения новых знаний.

Различают два вида фиксации: кратковременную память (следы внешних раздражений удерживаются в памяти до тех пор, пока существует источник сигналов, а затем угасает) и долговременную (информация сохраняется в памяти на долгие годы). Последняя является для человека источником знаний, опыта, навыков.

Сохранение в памяти следов раздражений зависит от способности человека к восприятию — репродукции фиксированной информации. Репродукция информации может быть непосредственной — прямой и опосредственной — логической. Прямая репродукция обычно связана с узнаванием фактов или явлений, повторяющихся вновь, например, воспоминание когда-либо виденного пейзажа, образа. Логическая репродукция информации представляет собой воспроизведение многочисленных ассоциативных связей, обусловленное воспоминанием какого-нибудь одного факта того или иного явления. Прием этот факт имеет косвенное отношение к самому явлению. Так, одно слово может вызвать у человека массу ассоциаций, связанных с учебой вообще.

У человека различают моторную, или механическую, а также зрительную, слуховую, эмоциональную и смысловую память, причем какая-то из них обычно превалирует над другими. Механическое запоминание основано обычно на частом повторении одного и того же факта. Это самый непродуктивный и нестойкий вид памяти. Зрительная память базируется на наглядно-образном запоминании окружающей действительности, слуховая — преимущественно на звуковом, словесном. Когда запечатлевание поступающей информации имеет в своей основе выраженные эмоциональные переживания, речь идет о так называемой эмоциональной памяти. Наиболее устойчивой и качественной считается смысловая память, т. е. запоминание, основанное на установлении логической взаимосвязи, взаимозависимости явлений.

Одним из самых частых расстройств памяти является амнезия — частичная или полная ее потеря. Пробелы памяти могут быть на определенные отрезки времени, на отдельные события. Такая частичная амнезия наиболее ярко выражена у человека, потерявшего сознание (например, при эпилептическом припадке), а также при сопоре, коме.

У больных с тяжело протекающим церебральным атеросклерозом, органическим поражением центральной нервной системы может наблюдаться постепенно нарастающая потеря памяти. Это так называемая прогрессирующая амнезия. При ней из памяти в первую очередь исчезают текущие события; давно прошедшие явления относительно сохраняются (закон Ribot), что характерно прежде всего для пожилых людей.

При травматическом поражении головного мозга или другой церебральной патологии органического генеза из памяти часто выпадают события, предшествующие заболеванию. Это характерный признак ретроградной амнезии.

Отсутствие памяти на события, следовавшие непосредственно за началом заболевания, например, за черепно-мозговой травмой, носит название антероградной амнезии.

В клинике психиатрии нередко наблюдают фиксационную амнезию. Она проявляется в невозможности запоминания текущих событий, вновь поступающей информации. Указанное расстройство чаще всего встречается при корсаковском амнестическом синдроме.

Обострение воспоминаний — гипермнезия — одновременном незначительном изменении функции запоминания наблюдается при тяжелых инфекционных заболеваниях, а также в маниакольном состоянии. Необходимо отметить, что по мере выздоровления гипермнезия исчезает и фиксация памяти возвращается к прежнему уровню.

При тяжелых депрессивных состояниях, сопровождающихся выраженной тоской, угнетенностью, больные жалуются на обострение памяти на неприятные события, несчастья далекого прошлого. При этом в целом снижается процесс запоминания и развивается гипомнезия: вначале затрудняется воспроизведение терминов, имен, основных дат, в дальнейшем ослабляются фиксационные свойства памяти. Гипомнезией страдают лица пожилого возраста с атеросклеротическими поражениями сосудов головного мозга. Встречается она также и при травматической болезни.

Все отмеченные расстройства памяти относятся к ее количественным нарушения.

Качественные расстройства памяти — парамнезии — представляют собой ошибочные, ложные воспоминания. К ним относятся псевдореминисценции, характеризующиеся тем, что больной заполняет пробелы памяти событиями, совершившимися ранее, но не в то время, на которое он указывает. Например, больной, находясь в стационаре на лечении, в течение нескольких дней заявляет, что якобы вчера ездил в Полоцк. Он действительно был в Полоцке, но в другое время.

К качественным расстройствам памяти относятся и конфабуляции. Это такое состояние, когда провалы в памяти заполняются вымышленными, нередко фантастическими событиями, не имевшими места. По содержанию конфабуляции очень разнообразны, что определяется особенностью личности больного, его настроением, степенью развития интеллекта и способностью к воображению, фантазии.

Псевдореминисценции и конфабуляции являются симптомами развития старческого слабоумия. Парамнезии же, возникающие при инфекционных, благоприятно протекающих сосудистых психозах или алкогольном психозе Корсакова, в процессе выздоровления обычно имеют тенденцию к обратному развитию.

Иногда наблюдается такое ослабление памяти, при котором больной не может отличать факты и события, действительно имевшие место, от когда-либо услышанных, прочитанных или увиденных во сне. Это криптомнезии.

Решая проблему механизма памяти, Сеченов (1863) и Павлов (192) на основании данных многочисленных исследований установили, что в его основе лежат следовые условные рефлексы. В этом случае физиологическая основа памяти сводится к ассоциации следовых сигналов с сигналами, поступающими из окружающей среды. Это подтверждается тем фактом, что у людей, страдающих психическими расстройствами в пожилом возрасте, при развивающемся снижении реактивной нервной системы отмечается ухудшение или полное отсутствие оживления старых и образования новых условных связей.

В последние годы все более утверждается биохимическая теория памяти. Она сводится к тому, что различные виды обмена веществ в головном мозге и в первую очередь рибонуклеиновой (РНК) под влиянием биоэлектрических потенциалов, исходящих из анализаторов, обуславливают образование белка, несущего закодированную информацию. При повторном поступлении в мозг информации, сходной с предыдущей, начинают резонировать те же нейроны, в которых сохранился след. Нарушение нуклеинового обмена, и, прежде всего РНК, приводит к расстройствам памяти.

  • Развитие памяти: миф или реальность? — основные препараты, позволяющие улучшить запоминание при «мозговом штурме» — сессии и т.п.
  • Расстройства мышления — что такое мышление, расстройства — бред, навязчивые состояния
  • Нарушение эмоциональной сферы — положительные и отрицательные эмоции, слабодушие, аффект, стадии аффекта, эмоциональные переживания
  • Расстройство восприятия — что понимают под восприятием, иллюзии, галлюцинации и психосенсорные расстройства
  • Общая психопатология. Психиатрия как специальность медицины — что такое психиатрия, основные задачи и разделы психиатрии
  • Все статьи раздела психология, статьи для психологов, специалистов

У нас также читают:

    — Аппендикс и аппендицит — что такое аппендикс, острый и хронический аппендицит

— Любовь. Влюбленность. Физиология полового акта — что такое любовь и влюбленность, философско-психологический и физиологический аспекты, феромоны, взгляд и прикосновения, как происходит половой акт, что такое эрекция и оргазм. Частота половых сношений в зависимости от возраста, количество за всю жизнь и др. интересные цифры

— Как похудеть после родов? — причины набора лишнего веса, профилактика и методика похудения

Нарушения памяти

Патопсихологические мнестические нарушения лежат в основе многих психических заболеваний.

Выделяют такие расстройства памяти:

1. Амнезии — расстройство памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

Ретроградная амнезия — нарушение памяти, при котором невозможно воспроизвести информацию, приобретенную до эпизода нарушения сознания, возникшего с человеком;

Антероградная амнезия — трудности воспроизведения касаются времени после эпизода нарушенного сознания;

Антероретроградна амнезия — нарушение памяти, при котором невозможно воспроизвести информацию, приобретенную до и после эпизода нарушения сознания.

Гипомнезия — снижение памяти,

Гипермнезия — повышение памяти,

возникают на базе эмоциональных нарушений, формируя соответственно депрессивный и маниакальный спектр симптомов.

Конфабуляции — обманы памяти, при которых неспособность запомнить события и воспроизводить их приводит к воспроизводству выдуманных событий;

Псевдореминисценции — нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные события прошлого переносятся в настоящее;

Криптомнезии — расстройства памяти, при которых человек присваивает чужие мысли, действия себе.

По г. Коннери, нарушения памяти по причинам их возникновения делятся на:

Диссоциативной амнезии (неспособность вспомнить важные события или информацию, связанные с личной жизнью, обычно неприятного характера, то есть люди страдают ретроградной амнезией, антероградная амнезия у них бывает редко);

Диссоциативной фуга (человек не только забывает прошлое, но и может отправиться в незнакомое место и представить себя новой личностью), следует обычно за сильным стрессом, например, военными действиями или стихийным бедствием, хотя ее может вызвать и личностный стресс — финансовые или юридические трудности или депрессивный эпизод. Фуги влияют лишь на воспоминания о собственном прошлом, а не на универсальные или абстрактные знания. Память у большинства людей с диссоциативной фугой восстанавливается полностью или почти полностью, и в них не бывает рецедиви;

— Органический диссоциативный расстройство личности (у человека присутствуют два или более разных личностей, которые не всегда могут вспомнить мысли, чувства и поступки друг друга).

Антероградная амнезия часто является следствием повреждения височных долей головного мозга или промежуточного мозга — участков, которые несут основную ответственность за преобразование кратковременной памяти в долговременную.

Корсаковский амнестический синдром — люди постоянно забывают только что почерпнутую информацию (антероградная амнезия), хотя их общие знания и интеллектуальные способности остаются неизменными. Характерные симптомы: помрачение сознания, дезориентация, склонность к конфабуляций. Вызывается хроническим алкоголизмом в сочетании с плохим питанием и, как следствие — нехваткой витамина В и (тиамина).

Примечание. В телешоу и кинофильмах удары по голове изображаются, как быстрый способ потерять память. В действительности после легких черепно-мозговых травм — сотрясения мозга, например, не приводит к потере сознания, — у людей редко бывают большие провалы в памяти, а те, которые все же появляются, конечно исчезают через несколько дней или месяцев. И наоборот, почти половина всех тяжелых черепно-мозговых травм становится причиной хронических проблем с обучением и памятью как антероградной, так и ретроградной. Когда воспоминания наконец возвращаются, более ранние, как правило, возвращаются первыми.

Деменция (влияют и на память, и на другие когнитивные функции, например, абстрактное мышление или речь).

Самой распространенной формой деменции является болезнь Альцгеймера — обычно поражает людей в возрасте старше 65 лет. Может впервые заявить о себе в среднем возрасте, но чаще на нее болеют после 65 лет, ее распространенность резко возрастает среди людей в возрасте 80 лет. Может длиться 20 лет и более. Начинается с незначительных нарушений памяти, ослабление внимания, речевых и коммуникативных проблем. С усилением симптомов человек начинает испытывать трудности выполнения сложных задач или забывать о важных встречах.

В конце концов у больных возникают трудности и с выполнением простых задач, они забывают о событиях, более отдаленные во времени, в них часто становятся очень заметными изменения личности. Например, человек может стать необычайно агрессивным.

Люди с болезнью Альцгеймера могут сначала отрицать, что они испытывают какие-то трудности, но скоро становятся тревожными и подавленными в связи со своим психическим состоянием. С развитием деменции они все меньше осознают свои недостатки. На поздних стадиях болезни они могут отказаться от общения с окружающими, плохо ориентироваться во времени и пространстве, часто бесцельно бродить и терять благоразумие. Постепенно больные становятся полностью зависимыми от окружающих людей. Могут потерять почти все свои предыдущие знания и способность узнавать лица даже близких родственников. Все хуже спят ночами и дремлют в течение дня. Последняя фаза расстройства может длиться от двух до пяти лет, причем больные нуждаются в постоянном уходе.

Жертвы болезни Альцгеймера обычно остаются в достаточно хорошем состоянии до поздних стадий болезни. Но с ослаблением их психических функций они становятся менее активными и проводят большую часть времени в сидячем положении или лежа в постели. В результате у них возникает склонность к различным заболеваниям, например, к пневмонии, которые могут закончиться смертью.

Большинство органических расстройств памяти затрагивают в основном декларативную память (память на имена, даты, какие факты), чем процедурную (усвоенные приемы, которые человек выполняет, не испытывая необходимости их обдумывать: ходьба, резка ножницами или письмо).

Источники:
Нарушение памяти
Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную в процессе восприятия окружающего мира.
http://ilive.com.ua/health/narushenie-pamyati_106247i16002.html
Нарушение памяти
12. Нарушения памяти, их основные виды. Расстройства, при которых наблюдаются нарушения памяти. Память — это процесс накопления информации, сохранения и своевременного воспроизведения
http://studfiles.net/preview/5871923/page:11/
Нарушения памяти
Статья о видах памяти, основных нарушениях и расстройствах памяти
http://www.medicinform.net/psycho/psych_spec8.htm
Нарушения памяти
Нарушения памяти — Патопсихологические мнестические нарушения лежат в основе многих психических заболеваний. Выделяют такие расстройства памяти: 1. Амнезии — расстройство памяти в виде наруш
http://mypsiholog.com/pathopsychology/256-narusheniya-pamyati.html

(Visited 9 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Шоколадное обертывание Чем полезно шоколадное обертывание в салоне Шоколадное обертывание в салоне… (1)

Я хочу маму как женщину Я хочу маму как женщину Вы когда-нибудь задумывались, над тем… (1)

Как целует влюбленный мужчина Как мужчина тебя целует, так и любит: 8 типов поцелуя… (1)

Если парень ушел к другой Если парень вернулся к бывшей: как пережить ситуацию?Если парень вернулся… (1)

Чем может понравиться парень Чем может понравится парень девушке?Все парни любят девушек за сексуальную… (1)

COMMENTS