Олег басилашвили

Олег Басилашвили

смотреть фильмы онлайн

биография

Народный артист РСФСР (4.08.1977).

Народный артист СССР (30.11.1984).

Со 2-й половины 1960-х годов стал одним из ведущих актёров театра.

Широкую известность ему принесли роли в кинофильмах Эльдара Рязанова.

В конце 1980-х был депутатом Верховного Совета СССР.

В 1990—1993 годах — народный депутат РСФСР (РФ).

Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

1959 — Милан Стибор — «Такая любовь» П. Когоута, реж. Р. С. Агамирзян (ввод)

1960 — Афанасий Лапченко — «Иркутская история» А. Н. Арбузова, реж. Г. А. Товстоногов

1960 — Мичман Кнорис — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, реж. Г. А. Товстаногов

1961 — Куклин — «Океан» А. П. Штейна, реж. Г. А. Товстоногов

1961 — Медынский — «Моя старшая сестра» А. Володина, пост. Г. А. Товстоногова

1962 — Сказочник — «Снежная королева» Е. Л. Шварца, реж. М. Л. Рехельс

1962 — Господин N — «Горе от ума» А. С. Грибоедова, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Р. С. Агамирзян

1963 — Валерьян — «Перед ужином» В. С. Розова, реж. В. С. Голиков

1963 — Бучер — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, реж. Э. Аксер

1964 — Феликс — «Еще раз про любовь» Э. С. Радзинского, реж. Ю. Е. Аксёнов

1965 — Андрей Прозоров — «Три сестры» А. П. Чехова

1966 — Начальник Линевского — «Сколько лет, сколько зим» В. Ф. Пановой, реж. Г. А. Товстоногов

1967 — Родионов — «Традиционный сбор» В. С. Розова, реж. Г. А. Товстоногов

1967 — Ксанф — «Лиса и виноград» Г. Фигейредо, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Р. А. Сирота

1968 — Крестовников — «Счастливые дни несчастливого человека» А. Н. Арбузова, реж. Ю. Е. Аксенова

1969 — Верной — «Король Генрих IV» У. Шекспира, реж. Г. А. Товстоногов

1969 — Лева — «С вечера до полудня» В. С. Розова, реж. Г. А. Товстоногов

1969 — Автор — «Два театра» Е. Шанявского, реж. Э. Аксер

1970 — Бочаров — «Беспокойная старость», Л. Н. Рахманова, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Р. А. Сирота

1970 — полковник Зотов — «Третья стража», по пьесе Г. А. Капралов, С. Туманов, пост. Г. А. Товстоногов, реж. Р. А. Сирота

1971 — Шатунов — «Выпьем за Колумба!» Л. А. Жуховицкого, пост. Г. А. Товстоногова, Ю. Е. Аксёнова

1972 — Хлестаков — «Ревизор» Н. В. Гоголя, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Ю. Е. Аксёнов

1973 — Людовик Великий — «Мольер» М. А. Булгакова, пост. С. Ю. Юрского

1974 — Простой человек — «Энергичные люди» В. М. Шукшина, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Б. Н. Сапегин

1975 — Серпуховской — «История лошади» по повести Л. Н. Толстого «Холстомер», пост. Г. А. Товстаногова

1976 — Басов — «Дачники» М. Горького, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Д. Л. Лебуркин

1977 — Копылов — «Тихий Дон» по М. А. Шолохову, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Ю. Е. Аксёнов

1978 — Джингль — «Пиквикский клуб» по роману Ч.Диккенса

1978 — Виктор Франк — «Цена» А. Миллера

1979 — Режиссёр — «Наш городок» Т. Уайлдера, пост. Э. Аксера

1980 — Лыняев — «Волки и овцы» А. Н. Островского, пост. Г. А. Товстоногова

1981 — 1-й офицер — «Оптимистическая трагедия», В. В. Вишневского, пост. Г. А. Товстоногова, реж. Ю. Е. Аксёнов

1982 — Иван Петрович Войницкий — «Дядя Ваня» А. П. Чехова, пост. Г. А. Товстоногова

1983 — Брызгалов — «Кафедра», по пьесе В. В. Врублевской, пост. М. Ю. Резниковича

1985 — Мамаев — «На всякого мудреца довольно простоты», по пьесе А. Н. Островского, пост. Г. А. Товстоногова, реж. В. Н. Сапегин

1987 — Барон — «На дне» М. Горького, пост. Г. А. Товстоногова, реж. В. Б. Шабалина

1989 — Илл — «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта, пост. В. Воробьева

1991 — Дэнфорт — «Салемские колдуньи» А. Миллера, пост. Т. Н. Чхеидзе, реж. В. Б. Шабалина

1993 — Гаев — «Вишневый сад» А. П. Чехова, пост. А. Я. Шапиро

1996 — Креон — «Антигона» Ж. Ануя, пост. Т. Н. Чхеидзе

1999 — Уильям Уоррен, Сидней Николс, Марвин Майклз — «Калифорнийская сюита» Н. Саймона, реж. Николай Пинигин

2002 — Сэр Джон — «Костюмер» Р. Харвуда, пост. Н. Н. Пинигина

2004 — Нильс Бор — «Копенгаген», по пьесе М. Фрейна, пост. Т. Н. Чхеидзе, реж. И. Я. Стависский

2005 — Уилфред Бонд — «Квартет» Р. Харвуда, реж. Николай Пинигин — программка — пресса

2008 — Князь К. — «Дядюшкин сон», по повести Ф. М. Достоевского, реж. Темур Чхеидзе

2010 — Норман Тэйер — «Лето одного года» «На золотом озере» Р. Харвуда, реж. А. М. Прикотенко

Орден Почёта (2014).

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004).

Орден Дружбы (17 декабря 1994).

Орден Трудового Красного Знамени (1979).

Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинациях «Лучшая мужская роль» за исполнение роли Креона в спектакле «Антигона» (1997); «За мастерство и совершенство» за роль Уилфреда Бонда в спектакле «Квартет» (2006), за исполнение роли Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» (2008), «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» (2011).

Лауреат Независимой премии «Кумир».

Царскосельская художественная премия (2005, 2012).

КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (2007, Приз «За создание выдающихся образов в кинематографе»).

Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры.

Премия «Золотая маска» за лучшую мужскую роль (2009) — роль князя К. спектакль «Дядюшкин сон».

Международная театральная премия им. К. С. Станиславского за 2009 год в номинации «за вклад в развитие российского театра».

Театральная премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2009).

Кавалер «Ордена Мира».

Президентский орден Сияние (Грузия, 2010).

Лауреат Российской национальной актерской премии "Фигаро" имени Андрея Миронова в номинации "Самый лучший" — за исполнении роли Нормана в спектакле Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова "Лето одного года" (2012).

Премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2013).

Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2012)

Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (2014, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2014)

Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002)

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2012).

Олег Басилашвили — биография, информация, личная жизнь

Олег Валерианович Басилашвили. Родился 26 сентября 1934 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1984).

Олег Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве.

Отец — Валериан Ношреванович Басилашвили (1900—1975), работал директором Московского политехникума связи.

Мать — Ирина Сергеевна Ильинская (1908—1980), филолог, автор учебника по русскому языку для учителей, книг «Лексика стихотворений Пушкина», «О богатстве русского языка» и других.

Дед по матери — Сергей Михайлович Ильинский (1872—1934), архитектор, закончил Московское училище ваяния и зодчества. По его проекту в 1914—1917 годах построен храм св. мучеников Адриана и Наталии у станции Лосиноостровская.

Дед по отцу — Ношреван Койхосрович Басилов (1867—1943), околоточный надзиратель полиции Горийского уезда Тифлисской губернии.

Прадед — Кайхосро Басилов, землевладелец села Карби Горийского уезда.

Грузинская фамилия Басилашвили была только у отца, а до него все предки были Басиловыми. Обе фамилии переводятся одинаково — «потомок Басила». Предки Басилашвили пришли в Грузию с территории современной Турции, с горы Басиан около 400 лет назад.

Семья жила в старом доме на Покровке. Дочь актера Ксения рассказывала: «Когда-то моему прадедушке, известному архитектору, принадлежала четырёхкомнатная квартира. Их постоянно уплотняли, и отдельная квартира превратилась в коммуналку. Семье Басилашвили осталась одна комната. А когда папа из Москвы переехал в Ленинград, и эта комната перешла государству. Но, приезжая на гастроли в столицу, он всегда снимал именно эту комнату, а впоследствии выкупил её. Когда я переехала в Москву из Петербурга, жила на Покровке. Сейчас дома уже нет, его снесли».

Олег Басилашвили в детстве

В 1956 году окончил в Москве Школу-студию МХАТ, курс П. В. Массальского. Получил распределение в Сталинградский областной драматический театр им. М. Горького, который покинул, даже не начиная там своей театральной деятельности.

В Ленинграде, куда актёр с супругой Т. В. Дорониной отправился после Сталинграда, был приглашён в Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола (ныне Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский дом»), где играл до 1959 года.

В 1959 году вместе с женой был приглашён в Большой драматический театр им. Горького (ныне — имени Г. А. Товстоногова), где, по собственному признанию, весьма неудачно дебютировал в роли Степана Лукина в «Варварах» М. Горького и долго не мог найти себя. Тем не менее со второй половины 1960-х годов стал одним из ведущих актёров театра.

Олег Басилашвили в молодости

В кино дебютировал в 1956 году, много играл в телевизионных спектаклях.

Широкую известность и любовь зрителей принесли актеру роли в кинофильмах Эльдара Рязанова — «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово». Также огромной популярностью у зрителей пользовался фильм Георгия Данелия «Осенний марафон». В последней картине вместе с ним сыграла и его дочь Ксения.

«В «Осеннем марафоне» брал меня с собой на съёмочную площадку, я сыграла девочку в песочнице. О том, что мой папа – звезда советского кино, я узнала после фильма «Вокзал для двоих». С ним стали все здороваться на улицах, а домой к нам приходили сотни писем от поклонников», — рассказывала дочь актера Ксения Олеговна.

В 1975 году в связи со смертью отца и одного из ведущих актёров театра Е. З. Копеляна был вынужден отказаться от роли Ипполита в телефильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В 1984 году Олег Басилашвили получил звание народного артиста СССР. Он был один из немногих граждан Советского Союза, который часто выезжал за границу.

«В 1985-м мы вместе работали на съёмочной площадке фильма «Противостояние». Он был единственным из нас, кто ездил за границу. Я спросил у Олега Валериановича, какая страна ему нравится больше всего. «Финляндия, – ответил он. – Знаете почему? Потому что там почти нет музеев»», — вспоминал художник-постановщик Владимир Светозаров.

Олег Басилашвили в фильме «Служебный роман»

Олег Басилашвили в фильме «Осенний марафон»

Олег Басилашвили в фильме «Вокзал для двоих»

Олег Басилашвили в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»

Олег Басилашвили в фильме «Сны»

Среди последних работ самым большим успехом стала роль Воланда в популярном сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита».

«Когда Владимир Бортко искал актёров на роли в сериале «Мастер и Маргарита», на роль Воланда он однозначно утвердил Олега Басилашвили. Потому что в литературном персонаже Булгакова он видел не дьявола, а интеллигента, который много времени провёл за границей. Именно такой Басилашвили», — рассказывал художник-постановщик Владимир Светозаров.

Олег Басилашвили в сериале «Мастер и Маргарита»

Общественно-политическая деятельность Олега Басилашвили

В 1990 году Олег Басилашвили был избран Народным депутатом РСФСР, выступал за переименование Ленинграда в Санкт-Петербург.

В 1995 году входил в состав регионального списка кандидатов в депутаты Госдумы РФ от избирательного блока «Демократический выбор России — Объединенные демократы». Позже был членом партии «Союз правых сил», а после её роспуска поддерживал «Яблоко».

Входил в Гражданский комитет петербургского отделения партии Михаила Прохорова «Гражданская платформа».

В 2011 году вместе с другими деятелями культуры и правозащитниками подписал открытое письмо с требованием отменить «антиконституционный запрет на регистрацию новых партий» и допустить к выборам все политические силы страны.

На президентских выборах поддерживал кандидатуры Ирины Хакамады в 2004 и Григория Явлинского в 2012 году.

В 2000 году Басилашвили был среди деятелей культуры, осудивших возвращение к советскому гимну на музыку Александрова.

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

Выступал за освобождение Михаила Мирилашвили, Игоря Сутягина, Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Светланы Бахминой, Максима Резника, Олега Навального, участников групп «Война» и «Pussy Riot».

Негативно отзывался о так называемом «законе Димы Яковлева», запрещающем усыновление детей иностранными гражданами.

В 2008 актёр назвал «безнравственным» и «бессмысленным» проведение фестиваля гей-кино «Бок о бок», подчеркнув при этом, что он против преследования ЛГБТ, а сексуальная ориентация — личное дело каждого.

Поддерживал идею создания мемориала памяти жертв сталинских репрессий. Высказывался против установки памятников Иосифу Сталину и Григорию Романову, строительства небоскрёба «Охта-центра», постройки храма на месте зелёной зоны в парке Малиновка, закрытия 31-й клинической больницы Санкт-Петербурга.

Комментируя в 2008 году конфликт в Южной Осетии, Олег Валерианович назвал ввод российских войск на эту территорию «оккупацией», так как де-юре регион является частью Грузии. Призвал деятелей культуры в этой ситуации стараться воспитывать в людях гуманизм и уважение к другим народам.

Аналогичное мнение актёр высказал в 2014 по вопросам присоединения Крыма к России и войны в Донбассе. Басилашвили отметил, что ему непонятны цели, которых добиваются повстанцы, а также усомнился в объективности освещения происходящих событий средствами массовой информации. Позже призвал российское общество прекратить идеологическое преследование деятелей культуры, имеющих отличное от российских властей мнение о ситуации на Украине.

Был включён Минкультом Украины в так называемый «белый список» артистов, которые «поддерживают территориальную целостность и суверенитет страны», хотя сам при этом выразил сомнение в необходимости составления таких списков.

На выборах в Государственную думу 2016 был доверенным лицом партии «Яблоко».

Олег Басилашвили в программе «Наедине со всеми» (20.03.2014)

Рост Олега Басилашвили: 181 сантиметр.

Личная жизнь Олега Басилашвили:

Первой женой была известная советская актриса Татьяна Васильевна Доронина, народная артистка СССР. Они познакомились во время учебы в вузе.

После того, как Басилашвили окончил Школу-студию МХАТ они вместе с женой Татьяной Дорониной переезжают в Ленинград. Там супруги работают в Театре Ленинского комсомола (сейчас это «Балтийский дом»). В 1959 году Басилашвили и Доронину пригласили в БДТ. Ещё через несколько лет супруги развелись — ленинградка Доронина уехала в Москву, а москвич Басилашвили остался в Ленинграде и всю жизнь служит в БДТ.

С Дорониной прожил в браке с 1955-го по 1963-й год.

Олег Басилашвили и Татьяна Доронина

Свою вторую жену — телеведущую Галину Мшанскую — Басилашвили впервые увидел по телевизору.

Сама Галина Евгеньевна рассказывала: «Из Москвы приехал отец Олега. выпивали и смотрели телевизор. Увидев меня, Олег вдруг произнёс: «Вот на этой девушке я хочу жениться и сейчас её привезу!». Я вела в прямом эфире программу «Телевизионный клуб молодёжи» и вдруг боковым зрением заметила, что появился Олег — в пальто, кепке. Вижу, что он неуверенной походкой идёт ко мне. Я была в шоке: прямой эфир! Но, как профессиональный человек, в последний момент он заметил красный глазок на камере и остановился, хотя был сильно подшофе. Представляете, что было бы, если бы он в кадр вошёл?! Так и познакомились».

Галина Евгеньевна Мшанская — дочь советской оперной певицы, лауреата Сталинской премии в области литературы и искусства (1951) Ольги Феликсовны Мшанской (1900—1983). Она журналист, шеф-редактор отдела художественных программ студии «Культура» ГТРК «Санкт-Петербург», автор и ведущая цикла программ «Царская ложа» телеканала «Культура» и других программ, фильмов, спектаклей, кавалер ордена Дружбы (2008).

Галина Мшанская — вторая жена Олега Басилашвили

Вместе прожили более 50 лет. Вырастили двух дочерей – Ольгу и Ксению (род. 1973).

Дочь Ольга Мшанская работает на петербургском телевидении вместе с мамой, сделала такие программы, как «Путешествие из Вашингтона в Баден-Баден», «Русские сезоны в Париже».

Дочь Ксения Басилашвили — журналист, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» по вопросам культуры, окончила филиал Манчестерского университета в Москве, защитила кандидатскую диссертацию. Ксения подарила Олегу Басилашвили двух внуков: Маринику (род. 2009 — необычное имя девочки означает «госпожа Победа») и Тимофея (род. 2013).

Олег Басилашвили и Галина Мшанская

Фильмография Олега Басилашвили:

1956 — Невеста — Андрей Андреевич

1959 — Горячая душа — Стрельников

1959 — 1961 — Поднятая целина — казак

1963 — Зима тревоги нашей (фильм-спектакль) — Джой Морфи, банковский кассир, приятель Итена

1963 — Кюхля (фильм-спектакль) — Иван Иванович Пущин

1963 — Рембрандт (фильм-спектакль) — Сикс, бургомистр Амстердама, меценат, писатель

1964 — Гранатовый браслет — Василий Львович

1965 — Заговор послов — Роберт Локкарт, глава британской миссии

1965 — Обломов (фильм-спектакль) — Иван Ильич Обломов

1965 — Римские рассказы (фильм-спектакль) — весельчак

1965 — Страх и отчаяние в Третьей империи (фильм-спектакль) — Тео, нацист-штурмовик

1966 — Расточитель (фильм-спектакль)

1966 — Старшая сестра — Олег Медынский

1966 — Театральные встречи БДТ в Москве (фильм-спектакль) — старый артист

1967 — Доктор Стокман (фильм-спектакль)

1967 — Седьмой спутник — арестованный офицер

1967 — Чудаки (фильм-спектакль) — Мастаков

1968 — Живой труп — Виктор Михайлович Каренин

1968 — Наши знакомые — руководитель самодеятельности

1968 — Последние дни (фильм-спектакль) — Нестор Кукольник

1969 — Невероятный Иегудиил Хламида — Костерин

1969 — Смерть Вазир-Мухтара (фильм-спектакль) — Иван Григорьевич Бурцев

1969 — Мёртвые души (фильм-спектакль) — Манилов

1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — Иван Алексеевич Долгоруков, князь

1971 — Возвращение «Святого Луки» — Юрий Константинович Лоскутов, инженер, спекулянт антиквариатом

1970 — Чайка русской сцены (фильм-спектакль)

1971 — Ограбление в полночь (фильм-спектакль) — шеф

1971 — Семь жен Синей Бороды (фильм-спектакль)

1972 — 31-й отдел (фильм-спектакль) — шеф издательского концерна

1972 — Ревизор. Сцены из спектакля (фильм-спектакль) — Хлестаков

1973 — А. П. Чехов «Сценки» (фильм-спектакль)

1973 — Подзорная труба (короткометражный) — папа Дениски

1973 — Хроника одной репетиции (фильм-спектакль) — Феликс, Аввакум Захов, Ксанф

1973 — Вечный зов (фильм 1) — Арнольд Михайлович Лахновский

1973 — Злоумышленник (фильм-спектакль) — следователь

1974 — День приёма по личным вопросам — Дятлов

1974 — Врача вызывали? — Пётр Иванович, главврач поликлиники № 8

1974 — Выбор цели — Паш

1975 — Воздухоплаватель — Дмитрий Тимофеевич Пташников

1975 — Автомобиль и немного статистики — коллекционер автомобилей

1975 — Раба любви — Савва Яковлевич Южаков

1976 — Всегда со мною. — Василий Антонович Рубцов

1976 — Дни Турбиных — Владимир Робертович Тальберг

1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Юрген Кройцман

1977 — Служебный роман — Юрий Григорьевич Самохвалов / голос по телефону мужа Верочки

1977 — Смешные люди! — Фёдор Акимович, следователь

1978 — Полковник Шабер — Дервиль, адвокат

1978 — Особых примет нет — Николаев

1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — господин в Петербурге, показавший Обломову язык

1979 — Осенний марафон — Андрей Павлович Бузыкин

1980 — О бедном гусаре замолвите слово — граф Мерзляев, действительный тайный советник

1982 — Вокзал для двоих — Платон Рябинин

1983 — Вечный зов (фильм 2) — Арнольд Михайлович Лахновский

1984 — Вместе с Дунаевским

1984 — И вот пришёл Бумбо. — Илья Митрофанович, отец Сашеньки

1985 — Противостояние — Владислав Николаевич Костенко, полковник милиции

1985 — Грустить не надо — исполнитель песни «Осень» и танца

1985 — Соучастие в убийстве — Томас Хобсон, богатый любовник Бет Тайсон

1986 — БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль) — Мамаев, князь Серпуховской

1986 — Курьер — Семён Кузнецов, отец Кати

1986 — Лицом к лицу — Гадилин

1986 — Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (фильм-спектакль) — Иван Петрович Войницкий

1986 — Пиквикский клуб (фильм-спектакль) — Джингль

1987 — Единожды солгав. — посетитель выставки

1987 — Конец света с последующим симпозиумом — Стенли Баррет

1988 — Большая игра — Бреннер

1989 — Город Зеро — Василий Чугунов, писатель

1989 — История лошади (фильм-спектакль) — Серпуховский

1990 — Чернов (Chernov) — Всеволод Ярмак

1991 — Дело — Кандид Касторович Тарелкин

1991 — Небеса обетованные — Фёдор Степанович Елистратов, брат Фимы

1992 — Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя — подполковник милиции Кузнецов

1993 — Предсказание — Олег Владимирович Горюнов

1993 — Сны — Дмитрий Призоров, граф

1995 — Орёл и решка — Савицкий, профессор

1996 — Агнус Дей (не был завершен) — Лежава, офицер НКВД

1996 — Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого (фильм-спектакль) — Пётр Николаевич, председатель суда

1998 — Судья в ловушке — Скуизем

1999 — Что сказал покойник — шеф мафии

2000 — Романовы. Венценосная семья — Фёдоров, профессор

2000 — Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат — Николай Степанович Прохоренко, прокурор

2001 — Яды, или Всемирная история отравлений — Прохоров / Папа Александр VI

2002 — Азазель — Мизинов, генерал

2002 — Под крышами большого города — Димов

2003 — Идиот — Епанчин, генерал

2004 — Дорогая Маша Березина — Геннадий Норштейн

2005 — Мастер и Маргарита — Воланд

2005 — Ленинградец — Николай Савицкий

2006 — Сонька Золотая Ручка — Левит Санданович

2006 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя — ансамбль ложкарей

2007 — Калифорнийская сюита (фильм-спектакль) — Уильям Уоррен/ Сидней Николс/ Марвин Майклз

2007 — Ликвидация — Игорь Семёнович, старик-ясновидец

2008 — Большой вальс (не был завершен)

2008 — Не думай про белых обезьян — один из Авторов

2008 — Марево — Афанасий Иванович Товстогуб

2008 — Взятки гладки — господин Вышневский

2009 — Вербное воскресенье — Геннадий Матвеевич Никитин, дед Артура, член Политбюро ЦК КПСС

2010 — Демон и Ада

2011 — Дядюшкин сон (фильм-спектакль) — Князь К.

2011 — Новые приключения Аладдина — рассказчик

2013 — Хуторянин — Павел Игнатьевич Сухомлинов, хозяин

2015 — Без границ — Георгий

Озвучивание фильмов Олега Басилашвили:

1967 — Браслет-2 — Лысухин (роль П. П. Садовского)

1967 — Попутного ветра, «Синяя птица» — корреспондент (роль Д. Битенца)

1970 — Кавказец родом из Цада (документальный)

1972 — Афера Цеплиса — Эдгар Цеплис (роль Э. К. Павулса)

1973 — Плохой хороший человек — пристав Кирилин (роль А. Г. Азо)

1973 — Крах инженера Гарина — Роллинг (роль В. И. Корзуна)

1973 — Опознание — судья Фердинанд (роль Ю. Стренги)

1973 — Сломанная подкова — банкир Шмидт (роль Б. Бабкаускаса)

1975 — Автомобиль и немного статистики — закадровый текст

1976 — Небесные ласточки — Фернан Шамплатрэ, лейтенант (роль С. Г. Захарова)

1977 — Строгая мужская жизнь — подполковник Клёнов (роль А. Ф. Пустохина)

1978 — Трактир на Пятницкой

1979 — Девять дней и вся жизнь (документальный) — читает текст

1979 — Незнакомка — поэт (роль Н. А. Верещенко)

1981 — Путь домой — читает текст, озвучивание на русский язык

1983 — Элегия (документальный) — читает стихи А. С. Пушкина

1986 — Про Веру и Анфису (мультфильм) — читает текст

1987 — Вера и Анфиса тушат пожар (мультфильм) — читает текст

1988 — Вера и Анфиса на уроке в школе (мультфильм) — читает текст

1987 — И вечной памятью 12-го года (документальный) — читает текст

1992 — Последняя тарантелла — закадровий текст

1995 — Ожидание концерта (документальный) — читает текст

2005 — Мастер и Маргарита — Афраний, начальник тайной стражи (роль Л. Лауцявичюса)

Экономика

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

Политика

Олег Басилашвили: люди не терпят тех, кто своей высотой подчеркивает их приземленность

«Я рад, что мои внуки живут в более-менее свободной стране, избавившейся от страха многих запретов, которые существовали раньше, и главный совет наших родителей «не высовываться» — их не касается», — сообщил актер Олег Басилашвили в интервью порталу Delfi накануне гастролей с моноспектаклем «Размышления» в Риге. И вспомнил, какой он застал столицу Латвии сразу после войны.

Один из самых любимых советских актеров недавно отметил 83-й день рождения. Басилашвили, как никому другому всегда удавалось совмещать активные съемки в кино, работу в театре и гражданскую позицию. Трудно даже выбрать, какую из его ролей можно назвать главной в его многосотенном киносписке: Бузыкин из «Осеннего марафона», Самохвалов из «Служебного романа», Рябинин из «Вокзала для двоих», Воланд из «Мастера и Маргариты«…

В свое время Эльдар Рязанов был так очарован даром актера, что дал ему расписку снимать во всех своих картинах. Работать вместе получалось не всегда, но дружны они были до последнего. При этом Олег Валерианович никогда не стоял в стороне от общественных процессов — в 90-х был депутатом, дружил с Анатолием Собчаком, потом поддерживал выдвижение политиков, которые казались ему перспективными, сейчас не боится высказываться по любому важному событию в стране. У актера особо теплое отношение к Латвии, в которую он впервые прибыл в 45-м, а впоследствии ратовал за ее самоопределение.

Delfi: В Ригу вы приезжаете с моноспектаклем «Размышления» — что это будет?

Олег Басилашвили: Это будет доверительный разговор со зрителем о дне сегодняшнем, что есть наша жизнь, чему можно радоваться, а чему надо противостоять. С прозой и поэзией Пастернака, Бродского, Пушкина, Маяковского, Евтушенко, Жванецкого и многих других. Зрители могут смело обращаться ко мне с вопросами — отвечу, если смогу.

— Традиционный вопрос: ваша жизнь как-то была связана с Латвией?

— Очень! В первый раз я был в Риге в 1945 году — с мамой. Там был организован Дом отдыха Московского городского педагогического института. На самом деле это была чистой воды афера — никакого Дома отдыха не обнаружилось, а нас приписали в какой-то санаторий в Майори. Рига запомнилась мне стоянкой лакированных фиакров у вокзала, с кучерами в цилиндрах и с длинными, торчащими вверх кнутами. По городу ходили военно-морские патрули. И повсюду, где мы ехали, стояли пустые, брошенные обитателями дачи — с посудой, мебелью и всем скарбом… Все это произвело на меня, 11-летнего мальчика, ошеломляющее впечатление! Я полюбил этот город всей душой… Я тех пор я часто бывал в Латвии — там были гастроли и киносъемки. Например, в Риге мы с Дворжецким и Санаевым снимались в «Возвращении «Святого Луки» (1970).

— Этим летом вас ждали в Юрмале на вечере памяти Рязанова. Но почему-то до Риги добрались лишь вдовы из его фильмов — Светлана Немоляева, Ирина Мазуркевич, Барбара Брыльска… Если бы вы доехали, о каких моментах вашей работы и дружбы с Рязановым вы бы вспомнили?

— Обо всех, с большим удовольствием. Эльдар — это очень большая часть моей жизни! И я с удовольствием расскажу рижанам обо всех совместных работах с Эльдаром. В том числе о последней — картине «Предсказание» с французской актрисой Ирен Жакоб, которая мне очень дорога. За время совместной работы мы с Эльдаром очень подружились. В последние годы его жизни я время от времени приезжал к нему в гости загород. Мы вели очень интересные и душевные беседы. Сегодня мне его очень не хватает. Думаю, не только мне.

— Как относитесь к ремейкам тех же рязановских и других старых-добрых картин?

— Плохо. Режиссеры должны иметь свою голову на плечах и делать сегодняшние фильмы. Ремейки всегда значительно хуже и бездарнее оригиналов.

— Да, снялся. И по-моему, это очень плохо.

— Как все знают, я должен был сниматься в роли Ипполита в «Иронии судьбы» (на фотографии Ипполита, которая падает из окна — изображение Басилашвили, а не Яковлева, — прим. ред.), но не случилось — у меня тогда умер отец, и я отказался. И все же я категорически несогласен с мнением Кирилла. В фильмах Рязанова, как и во многих других советских фильмах, звучал призыв к добру. Людям пытались показать, что жизнь прекрасна и в ней есть многое, к чему надо стремиться. Да, фильмы, которые показывают язвы нашей жизни, с чем надо бороться и что надо преодолевать, они тоже нужны. Но я ни за что не стал бы называть стремление к добру ретрофилией. Не могу судить о театральном творчестве Кирилла (видел только одну постановку), но его кинокартины, безусловно очень талантливые, все замешаны на понятии зла и окунают в ауру безнадежности — начиная с «Изображая жертву» и заканчивая «Мучеником».

Режиссер имеет право так делать. И популярность таких фильмов объяснима — это естественная реакция людей на долгие годы насильственного цензурирования. Но превращать все искусство в уроки зла — не совсем правильно. Уверен, что в нашей жизни есть не только зло, но и много добра, на которое надо ориентировать людей. Зло — неизбежность нашей жизни, но это то, что надо преодолевать во имя человечности. Если разобраться в мировом культурном пространстве, то в веках чаще остаются вещи, зовущие к свету, добру и взаимопониманию — и в кино, и в театре, и в живописи, и в литературе. Начиная с «Одиссеи» и Евангелия. Возьмите «Дона Кихота», «Евгения Онегина», «Божественную комедию», Фолкнера, Довлатова, многих советских писателей, уверен, что и латышские сохранились именно такие.

— Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит вокруг Кирилла Серебренникова?

— А в чем его обвиняют?

— Так украл он или нет? Если мы не знаем точно, то как можем судить!? Я думаю, вряд ли он что-то крал. Может, и были какие-то нарушения со стороны бухгалтерии, а может, и нет — тут я говорить не готов. Но готов возмущаться средствами, которые были применены к Кириллу — это отвратительно: клетка, ночной перевоз в Москву, арест коллег, отключение телефонов, стремление всех запугать… Зачем это? Если человек подозревается в нарушении закона, то не только каждый из нас — от президента до последнего бомжа — должен подчиняться закону, но и закон должен вершиться… законным образом. Нельзя одного пугать меньше, другого — больше, а преступления третьего — вообще не замечать. Это конкретное безобразие, против которого я выступаю.

— Сами вы, когда вспоминаете знаменитую встречу с Путиным в 2006 году (на которой Шевчук представился «Юрой-музыкантом«), жалеете, что чего-то не озвучили, против чего-то не выступили?

— Нет. Я взял слово сразу после Юры и сказал, что целиком и полностью его поддерживаю. Даже предложил привести примеры наплевательского отношения властей к законам, которым мы подчиняемся, и сказал, что это закончится очень плохо. Все это я сказал в лицо уважаемому мною президенту России. Мне не о чем жалеть.

— Политика в вашей жизни какое место занимает?

— Сейчас — никакое! В свое время я был избранным депутатом и делал все возможное, чтобы поменять политическую и экономическую систему, которая довела нашу страну до краха. Я четко понимал, что жить так, как мы жили, больше нельзя. И уж точно нельзя продолжать насиловать страны, которые хотели вырваться из-под гнета так называемых коммунистических партий. Мы делали все возможное, чтобы жить по-иному, и многого достигли. Но конечно, прыжок из так называемого социализма (которого так и не случилось с нашей стране) в некое новое общество — это пируэт. За считаные годы его не совершишь. Мы решили, что это не дело дилетантов вроде нас, и передали дело тем, кто глубоко эрудирован в политическом смысле…

— А это уж вы ответьте, как жительница дружественной и очень мною любимой соседней страны Латвии. Сам я изнутри на этот вопрос ответить не могу.

— Кстати, в нашей дружественной Литве Грузию теперь решили называть Сакартвелло. Вы, как грузин, что про это думаете?

— Тут надо спрашивать, как Грузия к этому относится. А я — гражданин Российской Федерации. У меня нет ответа на этот вопрос.

— Чтобы закончить с политикой, не могу не поинтересоваться, как вы отреагировали на выдвижение на пост президента России Ксении Собчак, с чьим отцом вы были очень дружны?

— В Латвии недавно гостил Далай-лама, с которым вы — ровесники. Позволите задать вам вопросы, которые драматург Иван Вырыпаев и музыкант Борис Гребенщиков задали ему?

— Удалось ли вам определить для себя, в чем смысл жизни?

— Есть ли вопросы, на которые вам до сих пор хотелось бы получить ответы?

— Конечно. Их так много, что для перечисления потребовался бы день. В том числе очень хотелось бы понять, в чем смысл жизни.

— И вопрос Гребенщикова: откуда в людях сегодня столько агрессии?

— От плохих условий жизни. И от того, что, кроме хорошего, в человека заложено и много плохих качеств. Например, алчность и зависть. Я часто задумывался, почему самые все светлые головы — Пушкин, Цветаева, Маяковский, Лермонтов, Есенин — кончили жизнь так трагически? И пришел к такому выводу: люди не терпят тех, кто своей высотой подчеркивает их приземленность, и пытаются всеми способами такие светлые головы уничтожить и извести.

— Чтобы закончить на позитивной ноте, скажите, что вас сегодня радует?

— Моя семья. Мои внуки: Маринике — девятый год, а Тимофею — исполнилось четыре. Я рад, что они живут в более-менее свободной стране, избавившейся от страха многих запретов, которые существовали раньше. В этом отношении наши внуки — более счастливые, чем мы. Главный совет наших родителей «не высовываться» — их не касается. Пусть они высовываются как можно больше. И пусть будет как можно меньше людей, которые хотели бы противостоять их личностному росту.

— То есть высовываться, на ваш взгляд, можно?

— Представьте, что на трамвае написано: «Высовываться можно!»

Как действуют «мягкие силы» Запада

Олег Басилашвили: люди не терпят тех, кто своей высотой подчеркивает их приземленность

Русские снайперы пробивают американские бронежилеты

Все комментарии

Открыт свободы ресторан!

Умри, свободы ветеран:

Тебе достался грош свободы,

Свободы нож, свободы ложь!

Теперь ты — кто. Свободы вошь.

Свобода — деспот и тиран,

Они совсем не антиподы!

Как вымя невозвратных ссуд,

И кипятком от счастья ссут,

От счастья, что тебя несут

Вперёд ногами в гроб свободы,-

Законы пишет казнокрад,

Он — либерал и демократ,

А ты — его электорат,

Свободы вошь. Вы — антиподы.

Его несёт свободы вошь

В казну свободы казнокрадства.

Свободы грош на вошь помножь —

Электорат числом хорош!

И ты увидишь наглых рож

Свободу, от которой — дрожь,

А ты — свобода их злорадства:

Они — свободны от страны,

Они презрения полны

К стране в гробу такой свободы!

Свобода — праздник наглых рож,

Свобода — нож, свобода — ложь,

Свобода — орден за грабёж,

Они — совсем не антиподы!

К ногам — ногами, над и под

Таков буквальный перевод.

Я — антипод зверья свобод,

Свобод, ограбивших народ,

Свобод, где русофобский рот —

Свобод вонючая безбожность!

  • — Да, снялся. И по-моему, это очень плохо.

    Критика критикой а баблос то и великим нужен. хотя могли конечно хорошие друзья на такую халтуру уломать.

  • так то большая часть из озвученных мученников прожила короткую яркую жизнь аморального девиантного уродца, не смотря на неоспаримое наличие таланта. адски жаль, что им не посчастливилось дожить до преклонных лет и раскрыться перед современниками полностью как нынешним героям эпохи навроде макаревича, фоменко и прочей богемной шушеры

    • Популярное
    • Обсуждаемое

    Российская армия: экономичная, но грозная

    Русские снайперы пробивают американские бронежилеты

    Путин готовится к войне. А Трамп?

    Пришел, унизил и ушел

    Все права защищены и охраняются законом.

    При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

    Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

    Сетевое издание «Интернет-проект «ИноСМИ.RU» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 08 апреля 2014 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57642

    Адрес электронной почты редакции: info@inosmi.ru.

    Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

    Здравствуйте, !

    Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

    Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Публикуются комментарии только на русском языке.

    Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

    Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

    В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

    При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

    Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Источники:
    Олег Басилашвили
    Олег Басилашвили — биография — российские актёры — Кино-Театр.РУ
    http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/339/bio/
    Олег Басилашвили — биография, информация, личная жизнь
    Всё про Олега Басилашвили
    http://stuki-druki.com/authors/Basilashvili.php
    Олег басилашвили 1
    «Я рад, что мои внуки живут в более-менее свободной стране, избавившейся от страха многих запретов, которые существовали раньше, и главный совет наших родителей «не высовываться» — их не касается», — сообщил актер Олег Басилашвили в интервью накануне гастролей с моноспектаклем «Размышления» в Риге. И вспомнил, какой он застал столицу Латвии сразу после войны.
    http://inosmi.ru/politic/20171116/240773378.html

  • COMMENTS