Организационная психология

Организационная психология

В главе дается определение организационной диагностики, описываются ее цели, а также специфика социально-психологической диагностики организации. Рассматривается необходимость использования концептуальных моделей в организационной диагностике. Подробно описываются требования к подготовке методического обеспечения организационной диагностики, классификация методов сбора информации, а также основные этапы проведения диагностической работы в организации.

В главе дается общая характеристика группы в организации, ее структурных компонентов, упоминаются групповые защитные механизмы, рассматривается процесс формирования команды, раскрываются межгрупповые взаимодействия в организации.

В главе кратко раскрываются история становления и современное содержание понятия «организация», существующие теоретические концепции организации рассматриваются через призму метафор организации и метафор человека-работника, подчеркивается важность для психолога системного подхода к анализу организации.

В главе описываются основные подходы к изучению социально-психологического климата группы и организации, его структурные компоненты и факторы формирования, обсуждаются проблемы диагностики социально-психологического климата, его взаимосвязи с удовлетворенностью трудом и эффективностью совместной деятельности. Дается общая характеристика конфликтов в организации, их типологии и основных способов разрешения конфликтных ситуаций.

Источник:
Организационная психология
В главе дается определение организационной диагностики, описываются ее цели, а также специфика социально-психологической диагностики организации. Рассматривается необходимость использования
http://publications.hse.ru/books/94519794

Организационная психология (organizational psychology)

Организационная психология (organizational psychology)

О. п. имеет целью повышение производительности труда и удовлетворенности работой в различных орг-циях. Эта дисциплина изучает широкий круг тем: от мотивации труда, морального духа сотрудников и продуктивности их работы до лидерства (руководства) и эффективности организационной структуры, от малых групп до больших многонациональных корпораций. История развития О. п. началась в 1925 г. с обобщений рез-тов классических Хоторнских исслед. Эти эксперименты, помимо прочего, позволили сделать принципиальный вывод: изменения производительности труда рабочих невозможно объяснить одними объективными факторами, такими как материальные условия и режим труда. Для понимания трудового поведения большое значение имеют субъективные факторы, такие как моральный дух, стиль руководства, аттитюды работников в отношении компании и межличностные отношения.

Меняющиеся общественные представления о природе труда и об ответственности орг-ций за качество трудовой жизни их сотрудников тж оказывают влияние на развитие О. п. Предмет О. и. частично совпадает с областью интересов психологии персонала, к-рая занимается преимущественно индивидуальными различиями и подбором/отбором кадров. Новые области О. п. включают разраб. и оценку программ профподготовки, оценку деятельности работника, измерение отношения работников к своему делу и их удовлетворенность работой, а тж организационную диагностику и оценку. О. п. имеет множество подобластей, в т. ч.: удовлетворенность работой, трудовые аттитюды, развитие карьеры, мотивация труда, групп. процессы, групп. динамика, деятельность руководителя, принятие решений в орг-циях и совершенствование организационной структуры.

Трудовые аттитюды и продвижение по службе

Теории когнитивного выбора ставят в центр когнитивные процессы, участвующие в выборе. Трехфакторная теория В. Врума (валентность — инструментальность — ожидание) — представительный образец используемого в теориях этой группы подхода, придающего особое значение воспринимаемой вероятности успешности деятельности при условии приложения определенных усилий. В трехмерной теории атрибуции Б. Вайнера (локус, устойчивость и подконтрольность) подчеркивается мотивирующее влияние атрибуций на поведение. «Атрибутивная» модель мотивации З. М. Вонга наглядно показывает, что структуры целей (индивидуальные против командных) рабочей системы влияют на характер атрибуций, к-рые, в свою очередь, во многом определяют последующие эмоции, ожидания и трудовую мотивацию работников.

Теории саморегулирования-метапознания выдвигают на первый план мотивационные процессы целенаправленного поведения. Разраб. Локком теория постановки целей предполагает возможность повышения эффективности выполнения задач и работоспособности за счет точного описания целей и желаемых рез-тов.

Групповые процессы и групповая динамика

Исслед. групп. процессов и групп. динамики все еще находятся под влиянием пионерской работы К. Левина. Были тщательно изучены такие переменные, как групп. нормы, групп. давление, межгрупповые конфликты, стили лидерства в группе (демократический в сопоставлении с авторитарным), сплоченность группы и межличностная коммуникация. Социометрическая методика Морено широко используется для измерения сплоченности группы, часто определяемой как совокупность сил, заставляющих индивидуума оставаться в данной группе или покинуть ее. Сплоченность группы считается значимым фактором, влияющим на эффективность группы.

Одной из осн. тем психологии групп яв-ся групп. принятие решений. В этой области существует 2 линии исслед.: социально-психол. подход, в рамках к-рого изучают ролевое восприятие, участие, разделение власти и фактор огруппления мышления; когнитивный подход, придающий первостепенное значение структурам целей, креативному решению проблем, использованию когнитивных ресурсов, оценке неопределенности, распределению информ. и поддержке решения. Еще одним аспектом групп. динамики яв-ся межгрупповое поведение. Обнаружено, что к числу главных факторов, влияющих на межгрупповые отношения, относятся конфликты целей, раздел ресурсов, зависимость задач и заменяемость (substitutability).

Руководство и принятие решений в организациях

Теме принятия решений в орг-циях отводится важное место в О. п. Г. Саймон рассматривал принятие административных решений как процесс обработки информ. и анализировал челов. рациональность в пределах психол. среды, используя понятие ограниченной рациональности. Ф. Хеллер и Б. Вилперт приняли на вооружение новый подход и использовали такое измерение, как разделение власти и влияния (influence—power—sharing) в качестве осн. переменной для понимания эксплуатационной компетентности и управленческого успеха при принятии решений в орг-циях.

Поскольку происходит быстрое развитие междунар. корпораций и многонациональных совместных предприятий, в исслед. О. п. все большую популярность завоевывает подход, осн. на принципах кросс-культурной психологии. З. М. Вонг предложил использовать кросс-культурную социоэкономическую перспективу для понимания организационного поведения и организационной культуры в контексте мирового экономического, соц. и технологического развития.

См. также Командная работа, Организационный климат, Административно-трудовые отношения, Полевые исследования, Прикладные исследования, Проектирование рабочей среды, Промышленная психология, Профессиональный стресс, Работоспособность, Эффективность руководства

Источник:
Организационная психология (organizational psychology)
Организационная психология (organizational psychology) О. п. имеет целью повышение производительности труда и удовлетворенности работой в различных орг-циях. Эта дисциплина изучает широкий круг
http://psibook.com/books/20/14/50.html

Организационная психология

Составитель: канд. психол. наук, доцент Е.Б. Моргунов

Контроль за результатами обучения: подготовка докладов, письменный экзамен.

Цель курса: познакомить слушателей с современными теориями организационной психологии.

Основные задачи курса:

1) Рассмотреть практику управления организацией с позиций современной теории психологии.

2) Проследить эволюцию взглядов на предмет организационной психологии.

3) Провести логические связи между общей и организационной психологией.

Тема 1. Личность и организация

Психоанализ. Поведенческая психология. Гуманистическая психология. Теории личностных черт.

Х- и У-теории личности. Z-теория личности.

Личность и роль. Ролевые конфликты по Р. Кану и Д. Вольфу.

Традиционная классификация позиций: “генератор идей”, “критик”, “исполнитель”, “искатель компромисса”.

Позиции в организации: “связной” (Джейкобсон, Сишор, Шварц), “сторож” (К. Левин, Т. Аллен), “лидер мнения” (П. Лазарсфельд), “космополит” (Э. Роджерс). Факторы, определяющие удовлетворенность работой (Ч. Робе и др.).

Типы сотрудников по Майерс-Бригс. Параметры: экстраверсия ѕ интроверсия, рациональность ѕ эмоциональность, стратегия ѕ тактика, оперативность ѕ теоретичность.

Тема 2. Психология доверия

Операциональное определение доверия. Клиент и контрактор. Доверие и делегирование. Делегирование без доверия. Презумпция “компетентности”. Презумпция “желания”. Функции контракта.

Источник:
Организационная психология
Составитель: канд. психол. наук, доцент Е.Б. Моргунов Контроль за результатами обучения: подготовка докладов, письменный экзамен. Цель курса: познакомить слушателей с современными теориями
http://polbu.ru/morgunov_uprpers/ch58_i.html

Программа дисциплины «Организационная психология» для направления 030300

Программа дисциплины «Организационная психология» для направления 030300. 62 «Психология»

Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики

Программа дисциплины «Организационная психология» для направления 030300.62 «Психология»

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Государственного университета – Высшей школы экономики

Программа учебной дисциплины

Для направления 030300.62 «Психология»

подготовки бакалавра психологии

Автор: Голубкова О.А.

Согласована УМО Одобрена на заседании кафедры

________________________ Зав. кафедрой __________/ О.А.Голубкова/

«___» ____________ 2011 г.

«___» ____________ 2011г.

Утверждена на заседании УМС

«___» ____________ 2011 г.

^ 1. Область применения и нормативные ссылки

В современных условиях искусство управления людьми является решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха.

Курс «Организационная психология» состоит из основных четырех разделов: основы организационной психологии, коммуникации в организации, индивидуальное и групповое поведение, мотивация и оценка труда, социально-психологические инновации и управление организационными изменениями.

Предмет «Организационной психологии» как научно-прикладной дисциплины составляют взаимоотношения и взаимосвязи человека и общества, проявление особенностей личности в производственной деятельности, в области социально-экономических отношений.

Данный курс позволяет расширить знания в области тех разделов психологической науки, которые имеют прямое или косвенное отношение к познанию характерологических особенностей личности и проявления их в ее поведении, модифицирующихся в процессе взаимодействия в производственной деятельности, с руководством организации.

Программа разработана и откорректирована в соответствии с:

  • Образовательной программой по специальности 030300.65 «Психология»;
  • Рабочим учебным планом Государственного университета – Высшей школы экономики Санкт-Петербургского филиала по специальности 030300.65 «Психология», специализации – «Организационная психология», утвержденным в 2010г.

^ 2. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса : выделение наиболее актуальных и значимых разделов организационной психологии, ознакомление с общими и специальными основами социально-психологических знаний, необходимых для более глубокого понимания и лучшего усвоения тех разделов «Организационной психологии», которые связанны с производственной деятельностью, с принятием решений и развитием организации.

ознакомить студентов с данными исследования социально-психологических закономерностей в области производства, а также с методами психологического воздействия, направленного на формирование организационной культуры и организационного поведения человека, его ценностных ориентаций,

— развивать навыки психологического консультирования, прививать умение анализировать и прогнозировать поведение работников в организации.

  1. ^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Организационная психология»:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— общекультурных (ОК), способствующих развитию общекультурного и профессионального уровня будущего психолога, способного самостоятельно выбирать и применять методы психологического исследования для диагностики проблем организации,

— профессиональных (ПК), развивающих способность полноценно участвовать в жизни организации и ее коллектива, умения организовать качественное психологическое сопровождение управления и разрешения проблемных вопросов в организации.

^ 4. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Организационная психология» относится к циклу специальных дисциплин (СД) подготовки по направлению 030300.62 «Психология».

Преподавание курса опирается на предшествующее изучение общественных наук, таких как социология, философия, психология, а также на знание основ экономики, менеджмента.

    ^

Основы организационной психологии

Тема1. Введение. Организационная психология (ОП) как научная и прикладная дисциплина.

Тема 2. Философия управления современной организацией.

Тема 3. Модели управления организацией.

Мотивация и вознаграждение в организации.

Тема1. Мотивация и основные теории мотиваций.

Тема 2. Современные мотивационные модели и их практическое применение.

Индивидуальное и групповое поведение на рабочем месте.

Тема1. Личность и поведение человека в сфере производства.

Тема 2. Лидерство и руководство, наделение властью.

Тема 3. Группа и групповое поведение.

Управление коммуникациями в современной организации.

Тема 1. Основы коммуникаций в организации и их значение.

Тема 2. Принятие решений в организации .

Тема 3. Управление конфликтами.

Организационная культура и ее взаимоотношения с культурной социализацией общества.

Тема1. Организационная культура и ее сущность.

^ Тема 2. Организационная культура и ее влияние на поведение людей в организации.

Тема 3 .Стресс и возможности адаптации личности к изменениям. Психологическое консультирование в рамках организации

Тема 4. Организационные изменения и управление ими.

Формы работы студентов: посещение лекций, выполнение практических работ на занятиях, подготовка сообщений на семинарских занятиях, выполнение практических заданий и контрольной работы.

Программа предусматривает проведение практических занятий по освоению методов организационной психологии, для закрепления теоретических знаний.

В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:

  • чтение и анализ основной и дополнительной литературы по предмету;
  • выполнение практических работ на занятиях
  • подготовка к контрольной работе;
  • подготовка к экзамену.

^

Виды контроля:

  • текущий контроль: оценивается по 10-балльной шкале – это самостоятельная работа студентов на семинарских и практических занятиях (деловые игры, разбор кейсов, пилотажные исследования и т.п.), выполнение тест-контрольной работы.
  • итоговый контроль: экзамен, оценивается также по 10-балльной шкале и осуществляется в устной форме (ответы на вопросы соответствующего билета).

^ 7. Содержание дисциплины

Раздел 1. Основы организационной психологии

Тема1. Введение. Организационная психология (ОП) как научная и прикладная дисциплина.

Понятие о предмете ОП. Категориальный аппарат ОП. Принципы, задачи ОП. Научный статус ОП. Методы исследования ОП.

Тема 2. Философия управления современной организацией.

Философия организации как фундамент ОП, ее системообразующие элементы. Основные источники философии ОП: фактические предпосылки, культурные и ценностные. Модели ОП как доминирующие системы управленческого мышления. Системная модель организации.

Тема 3. Модели управления организацией.

Модели управления организацией: авторитарная, основывающая на власти, модель опеки, ориентированная на экономические ресурсы, поддерживающая, базирующаяся на «принципе поддерживающих взаимоотношений» и руководстве, коллегиальная, развивающаяся на сотрудничестве. Применение моделей управления на практике

^ Раздел 2. Мотивация и вознаграждение в организации.

Тема1. Мотивация и основные теории мотиваций.

Мотив и мотивация. Природа мотивации, ее структура. Потребности, виды потребностей. Виды мотивов: мотив власти, мотив аффеляции, мотив достижений, мотив избегания неудач, мотив компетентности. Влияние мотивационной системы на поведение человека. Мотивация как фактор успешности в бизнесе.

Тема 2. Современные мотивационные модели и их практическое применение.

Модели мотивации: содержательные процессуальные , модели поля. Вознаграждение. Системы экономического и социального стимулирования. Аттестация по результатам деятельности. Мотивация и деятельность.

^ Практическое занятие: «Определение мотивационной системы личности».

Обсуждение в группах результатов.

Раздел 3. Индивидуальное и групповое поведение на рабочем месте.

Тема1. Личность и поведение человека в сфере производства.

Основы теории личности. Понятие «личность» и ее структура. Характерологические особенности личности и их проявление в поведении и деятельности. Защитные механизмы личности и их влияние на поведение человека. Ценностные ориентации личности и их влияние на уровень удовлетворенности трудом. Формы индивидуального поведения: адаптивное и неадаптивное, конкурирующее и сотрудничающее, ассертивное и неассертивное. Межличностное поведение в организации. Природа и типология конфликтов. Стадии развития конфликта, его последствия и пути их разрешения.

Тема 2. Лидерство и руководство, наделение властью.

Соотношение понятий “лидерство” и “руководство”. Лидерство: теории и подходы. Стили лидерства. Природа руководства и типология руководителей. Стили руководства. Участие в управлении. Власть и типология власти. Организационная политика и влияние. Методы психологического воздействия на личность сотрудников.

^ Практическое занятие: «Определение стиля руководства».

Семинарское занятие: Дискуссия: «Волки или овцы: цена безмолвия».

Тема 3. Группа и групповое поведение.

Понятия «группа», «малая группа», «коллектив». Формирование групп и их структура. Групповая динамика. Природа группового поведения. Стратегии и тактики индивида и их проявление в групповом поведении. Управленческая команда и ее создание. Организационные особенности командной деятельности. Признаки эффективной и неэффективной команды. Психологический климат в коллективе. Эффективность групповой деятельности.

^ Практическое занятие: «Создание управленческой команды». Деловая игра: «Строительство башни». Обсуждение в диадах и группе.

Раздел 4. Управление коммуникациями в современной организации.

Тема 1. Основы коммуникаций в организации и их значение.

Нисходящие и восходящие коммуникации и обратная связь. Структура коммуникаций: линейная, фронтальная, радиальная, иерархическая, круговая, гармоничная. Коммуникативные барьеры: физические, психологические и семантические. Виды коммуникации: вербальная, невербальная, электронная и т.д. Формальное и неформальное общение, их особенности и значение в управлении. Коммуникативные техники и межличностные процессы. Манипулятивные технологии в общении. Этика делового общения.

^ Практическое занятие: Игра «Сотрудничаю или обособляюсь?» Групповое обсуждение: «Что важнее доверие партнера или личная выгода?»

Тема 2. Принятие решений в организации .

Психологическая природа принятия решений. Этапы принятия решений. Индивидуальные различия в принятии решений. Личностные ограничения для принятия решений. Групповые решения и их особенности.

Тема 3. Управление конфликтами

Конфликт и его особенности. Виды конфликтных ситуаций. Пути решения конфликта. Конфликты при взаимодействии и навыки ведения переговоров.

^ Практическое занятие: Освоение методики: «Разбор ситуаций».

Семинарское занятие: Дискуссия на тему: «Метафора конфликта как механизм понимания его сущности».

^ Раздел 5. Организационная культура и ее взаимоотношения с культурной социализацией общества.

Тема1. Организационная культура и ее сущность.

Понятие «организационная культура» (ОК) Элементы ОК. Характеристика ОК. Психологический и экономический контракты, их влияние на формирование организационной культуры предприятия. Организационное развитие: теоретические основы и методы.

Тема 2. Организационная культура и ее влияние на поведение людей в организации.

Социокультурные особенности самосознания. Стадии трансформации личности на примере Российского общества. Социальный стереотип и его границы. Культурные стереотипы и их отличие от социальных. Сознание и его виды: тоталитарное и демократическое, коллективное и индивидуалистическое. Социокультурные факторы, определяющие отношение личности к новациям. Методы исследования организационной культуры.

^ Практическое занятие: «Определение типа организационной культуры в вузе». Семинарское занятие: Дискуссия «Какая культура лучше?»

Тема 3.Стресс и возможности адаптации личности к изменениям. Психологическое консультирование в рамках организации

Стресс и его природа. Причины стресса в процессе труда. Виды стресса. Понятие «порог стресса». Индивидуальная уязвимость работников в стрессовой ситуации. Влияние стресса на трудовую деятельность. Методы управления стрессом. Психологическое консультирование и его функции. Типы психологического консультирования. Роль психолога в процессе психологического консультирования

Тема 4. Организационные изменения и управление ими.

Теоретические основы организационного развития. Методы организационного развития. Инновации и сопротивление нововведениям. Психологические аспекты организационного развития. Функции психолога в организации.

Семинарские занятия: Дискуссия на тему: «Инновации: за и против…»
^

8. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1 ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ КОНТРОЛЯ

8.1.1 Примеры заданий тест-контрольной по дисциплине «Оргнизационная психология»

1. Поведение человека – это

1) общие реакции на условия жизни и среду;

2) определенная форма действий человека во взаимоотношении «индивид-организация»

3)образ жизни и действий

4) все определения верны.

^ 2. Личность – это

1) качественная характеристика человека

2) количественная характеристика человека

3) историческая характеристика человека

4) все выше перечисленное вместе.

^ 3 Самоуважение – это

1) внутренняя направленность человека

2) обращенность личности на окружающий мир

3) всеобъемлющая оценка человеком самого себя

4) все выше перечисленное вместе.

^ 4 Установка – это

1)оценка, связанная с чувством собственной компетентности

2) направленное развитое самосознание

3) предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер

4) ни одно определение не подходит.

8.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Оценки за работу студентов на семинарских и практических занятиях выставляются в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем — Оаудиторная, где Оаудиторная? 0,6

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля:

  • активная работа на практических занятиях и их выполнение – 0,1 за каждое выступление;
  • контрольная работа – 0,2;

Студенты, которые не согласны с результирующей оценкой, полученной по накопительной системе, и хотят повысить итоговую оценку, сдают зачет/экзамен.

^ Итоговое оценивание знаний может проводится по накопительной системе.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Если студент сдает экзамен, то итоговая оценка рассчитывается путем суммирования:

— накопленной оценки (вес – от 0,6 до 1,0):

  • Самостоятельная работа – вес — 0,1
  • Аудиторная работа– вес — 0,1
  • Выполнение контрольной работы, вес -0,2

— оценка, полученная на экзамене, для тех, кто не набрал накопительную оценку равную 1,0 (вес — 0,4).

*Формирование оценок по дисциплине проводится с учетом методических рекомендаций и требований УМУ ГУ-ВШЭ.
^

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Л.Г. Почебут, В.А. Чикер Организационная социальная психология. Спб., «Речь», 2000.

  1. Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. Введение в психологию бизнеса. Учебное пособие. М., 2007.
  2. Голубкова О.А., Сатикова С.В. Практикум по организационному поведению. СПб., 2005
  3. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.
  4. Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2000.

Для лекций, семинаров и практических занятий по дисциплине «Организационная психология» используется мультимедийное оборудование, видеотехника. На практических занятиях кроме электронных и бланковых материалов проводятся тренинговые презентации.

Автор программы: _____________________________/ Голубкова О.А.

Источник:
Программа дисциплины «Организационная психология» для направления 030300
Тип: Программа дисциплины ; Размер: 185.94 Kb. ; Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики
http://do.gendocs.ru/docs/index-10771.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Маникюр на очень короткие ногти Маникюр для очень коротких ногтейКороткие ногти опять в моде. Бум… (1)

Со скольки лет можно увеличить губы Можно ли увеличивать губы детям? Чтобы оставлять сообщения вы должны… (1)

Как перестать общаться с парнем который нравится Как перестать волноваться перед парнем, который нравится?Как перестать волноваться перед… (1)

Апатия при шизофрении Апатия при шизофрении Шизофрения это группа психических заболеваний, со сложным… (1)

Конкурсы для жениха Игры и конкурсы на свадьбу для женихаОдним из самых знаменательных… (1)

COMMENTS