Основные концепции смысла жизни

Нравственный смысл любви и смысла жизни

1. Любовь как высшая ценность

1.2 Версии возникновения любви

1.3 Теории любви

1.4 Нравственный смысл любви

1.5 Прагматический и метафизический смысл любви

2.1 Основные концепции смысла жизни

2.2 Смысл, осмысленность и цель жизни

Любовь – самое, наверное, загадочное и самое двойственное из человеческих чувств. Почему вдруг начинаешь ощущать острую тягу к другому человеку? Почему именно этого человека ты хочешь видеть, должен видеть, не можешь не видеть? И почему он для других – он не главный из всех магнитов, а так – что-то полузаметное?

Ответить на это можно, пожалуй, только приблизительно, сравнением.

Целью данной контрольной работы является: понять нравственный смысл любви и смысла жизни, используя различные источники, в том числе и философские.

1 Любовь как высшая ценность

Любовь одна из самых возвышенных чувств, общих всему человечеству. У всех народов во все времена она воспевалась в литературе, обожествлялась в мифологии, героизировалась в эпосе, драматизировалась в трагедии. Тема любви рассматривалась философами всех эпох.

Философия и этика любви начала складываться в глубокой древности, Любовь принадлежит к самым сложным и многогранным человеческим отношения.

Любовь – это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и постоянных контактах с ним.

Нравственные основы такой привязанности различаются в зависимости от объекта, на который она направлена. Любовь – это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и постоянных контактах с ним. Нравственные основы такой привязанности различаются в зависимости от объекта, на который она направлена.

Можно рассматривать любовь как:

любовь ко всему миру, всем людям, способность к милосердию (гуманизм);

любовь к Богу является проявлением трансцендентного начала;

любовь к отечеству, народу лежит в основе мировоззрения и проявляется как глубокое патриотическое чувство;

любовь к родителям, детям и внукам – одно из проявлений этого чувства, которое часто становиться смыслом жизни человек;

любовь к своему делу, увлеченность своей профессией как всепоглощающая страсть.

Но, разумеется, больше всего умы людей занимает чувство любви женщины и мужчины. В широком смысле слова любовь – это чувство, которое выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. [3 с. 161]

1.2 Версии возникновения любви

Люди до сих пор размышляют о том, как она возникла любовь: вынес ли ее человек из животного царства, из пещерной жизни или она возникла позднее и является продуктом истории. Есть несколько подходов к вопросу том, когда возникла любовь на земле.

По одной версии, феномен любви появился примерно пять тысяч лет назад. Жена египетского бога Осириса богиня Изида, которая воскресила своей любовью усопшего мужа, считается родоначальницей всех любящих. С тех пор любовь прочно заняла свое место в жизни человечества, его культуре и быте.

Другая версия основана на том, что в древности любви не было. Пещерные люди жили групповым браком, не знали никакой любви. Как пишет Шопенгауэр в «Метафизике половой любви»: «……в индивидуальном познании сказывается как половой инстинкт вообще, без сосредоточения на каком-нибудь определенном индивидууме другого пола…» [4 с. 375]

Некоторые считают, что во времена античности не было любви, а только телесный эрос, половое влечение. Только с падением античности и периода варварства на волне христианства в обществе начинается духовный подъем. Развиваются философия и искусство, меняется образ жизни людей. Одним из показателей этих изменений становиться появление рыцарства, ставшего покровителем и носителем развивающейся культуры и особого культа любви. Любовь эта была по преимуществу духовной, Центр ее находился в душе. [1 с. 163] Однако вряд ли следует принимать эти версии. Многочисленные документальные источники свидетельствуют: любовь возникла, и становиться известной людям с глубокой древности.

1.3 Теории любви

Каждый народ, каждая нация по–своему понимали и оценивали и создавали свою философию любви, которая отражала: особенности национальной культуры, нравственных и этических идей, традиций и привычек, свойственных данной культуре. Европейская теория любви значительно отличается от восточной.

Восточный культ любви, который появился в Древней Индии, исходит из того, что любовь является одной из главных целей в жизни (наряду с богатством и познанием). Любовь у индусов была связана со миром человеческих чувств и знаний, Чувственность поднималась до уровня идеала, приобретая духовное содержание. Самый известный трактат о любви «Кама Сутра».

В арабских странах существовал культ телесной любви. У арабов в сказках «Тысячи и одной ночи» показано, что любовь – это праздник, пир всех человеческих ощущений.

Древние греки различали четыре вида любви:

восторженную влюбленность, телесную и духовную страсть, тягу к обладанию любимым человеком (эрос);

любовь – дружбу, более спокойное чувство; соединяло не только возлюбленных, но и друзей (филиа);

альтруистическую, духовную любовь, полную жертвенности и самоотречения, снисходительности и прощения, похожую на материнскую любовь. Это идеал гуманной любви к ближнему (агапе);

любовь-нежность, семейную любовь, полную внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности и подчеркивала плотское и душевное родство любящих (сторге).

В мифах Древней Греции говориться, что богиня любви Афродита в своей свите имела бога Эроса, который олицетворял начало и конец любви. У него были: стрела, которая рождала любовь, и стрела, которая гасили ее.

У Пифагора любовь – великий принцип мировой (космической) жизненной силы, физической связи.

Начиная с Сократа, Платона, Аристотеля появились теории духовной любви. Любовь — особое состояние человеческой души и человеческих отношений.

Так у Платона – чувство, которое соединяет тягу человека к прекрасному и чувство чего-то недостающего, стремление восполнить то, что у человека нет. В любви каждый находит свое, неповторимое другое Я, в соединении с которым обретается гармония. По Платону, особенности любви конкретного влюбленного обнаруживается не в том, что он чувствует, а в том, как он относиться к возлюбленному и какие ответные чувства вызывает.

В Средние века небесная любовь, любовь к Богу противопоставлялась земной любви.

Отвергались «плотские связи», но допускали чувственные отношения между супругами как условие продолжения рода.

В эпоху Возрождения была опоэтизирована человеческая чувственность. Трактуя, что любовь – это жажда вкусить наслаждение, от предмета желаний; считая, что любовь от природы присуща всем и посредством нее уравнивается глупый с мудрым и человек с животным.

В Новое время Декарт разделял любовь:

на любовь – привязанность, — это когда объект любви ценят меньше, чем себя;

любовь – дружбу, когда другого ценят наравне с собой;

и любовь – благоговение, когда объект любви ценят больше самого себя.

По Канту, мотивом нравственной деятельности является не любовь, а долг, говорил об обязанности делать добро другому, независимо от отношения другого к нему.

Достоевский утверждал, что в любви человек имеет возможность для самореализации, для проявления деятельного, заботливого отношения к людям. Он считал. Что любовь – это метафизическая основа нравственности. [1 с. 165] Вл. Соловьев (1853-1900) считал, смысл любви – в преодолении эгоизма, признания ценности другого, что любовь приводит к расцвету индивидуальной жизни. Любовь – это такое сосуществование двух личностей, когда недостатки одного будут восполнятся достоинством другого.

Соловьев различает три вида любви.

Во-первых, нисходящая любовь, которая больше дает, чем получает. Это родительская любовь, которая основана на жалости и сострадании; она включает в себя заботу сильных о слабых, старших о младших.

Во-вторых, восходящая любовь, которая больше получает, чем дает. Это любовь детей к родителям, в ее основе чувства благодарности и благоговения.

В-третьих, любовь, когда и то и другое уравновешено. Эмоциональной основой данного вида любви является полнота жизненной взаимности, которая достигается в половой любви; здесь жалость и благоговение соединяются с чувством стыда и создают новый духовный облик человека.

Соловьев указывает пять возможных путей развития любви:

а) ложный путь любви – «адский» — мучительная неразделенная страсть;

б) также ложный путь – «животный» — неразборчивое удовлетворение полового влечения;

в) истинный путь любви – брак;

г) четвертый путь любви – аскетизм, отказ от каких-либо отношений с любимым человеком;

д) высший – пятый путь – это Божественная любовь. когда решается главная задача любви – увековечить любимого, спасти его от смерти и тлена.

В XX веке исследование и анализ любви и всех ее проявлений продолжает психоанализ и антропологическая философия, а правоведы составили «Семейный кодекс», в котором обозначены права и обязанности супругов.

Но необходимо иметь в виду, что теоретический анализ, рационалистические подходы к феномену любви не в состоянии раскрыть сокровенный смысл любви, ее тайну и загадку.

Никто не может понять, почему этот человек любит именно эту женщину или этого мужчину.

1.4 Нравственный смысл любви

Но человеку в любви необходимо не просто существо другого пола, а такое существо, которое обладает для него эстетической привлекательностью, интеллектуальной и эмоциональной психологической ценностью, общностью нравственных представлений.

Только в результате счастливого объединения всех названых компонентов возникает ощущение гармонии в отношениях, совместимости и родственности душ. Любовь приносит, светлую радость, делает жизнь человека приятной и красивой, рождает светлые мечты, окрыляет и возвышает.

Любовь – величайшая ценность. Любовь это состояние человека, это и право человека любить и быть любимым. Любовь проявляется как чувство невероятной внутренней необходимости в другом человеке. Любовь есть самая яркая эмоциональная потребность человека, и, по-видимому, она выражает тягу человека к совершенной жизни – жизни, которая должна строиться по законам красоты, добра, свободы, справедливости.

Психологи считают, что любовь живет и развивается по своим собственным особенным законам, которые включают как периоды бурных страстей, так и периоды умиротворенного блаженства, покоя. Затем наступает стадия привыкания и нередко спада, затухания эмоционального возбуждения. [1 с. 167] Поэтому чтобы не попасть в страшную ловушку, которую подготавливает любовь, следует обязательно стремиться к взаимному духовному развитию в любви.

1.5 Прагматический и метафизический смысл любви

Прагматический смысл любви, конечно, заключается в наслаждении другим. Метафизические элементы любви связаны с приукрашиванием другого, сосредоточением на нем или даже с его обожествлением.

Но здесь важно подчеркнуть, что прагматический смысл , как не парадоксально, теряется, если исчезают метафизические элементы. Полное устранение метафизического смысла устраняет данный феномен.

Как показали этнографические исследования, древние общества не знали феномена любви в упомянутом метафизическом смысле. Люди этого общества не понимали, как можно из-за любви страдать или тем более жертвовать жизнью. А вот, рыцарские времена – это период романтического культа любви, соединение любящих обязательно оттягивался, что приводило к напряжению эмоций и усилению страсти.

Сильные эмоции, сопровождающие любовь, Ибн-Сина пытался объяснить как болезнь и писывал методы психотерапевтического воздействия для излечения. А. Шопенгауэр утверждал, что любовь большая помеха в жизни. Он говорил: «….эта страсть доводит до сумасшедшего дома». [4 с. 372] В восточной традиции к сильным любовным эмоциям относились с осторожностью. Считая, что они способны вывести человека из равновесия, принеся тем самым вред здоровью и отвлечь от других важных дел.

Фейербах в описании любви использовал прагматические элементы любви. С его точки зрения, любящий заботиться о другом человеке просто из эгоистических соображений, так без счастья этого человека его собственное счастье будет не полным. Позиция Фейербаха предполагает определенную моральность, которая стоит перед его разумным эгоизмом. С точки зрения Фейербаха, заботясь об объекте любви из чисто прагматических соображений, тем не менее, объект этот должен быть одним и тем же. Это налагает определенные нравственные обязательства, вытекающие из необходимости учета слабостей друг друга, прощения взаимных недостатков, взаимной поддержки.

В глубокой древности в сознании человека зародились вопросы, которые связаны с пониманием смысла своего бытия, определением места человека в жизни. Кто я? Зачем я? Кто мы? Зачем я живу? Чего я хочу от жизни? Каждый человек размышляет об этом, у каждого имеется своя шкала ценностей, здесь невозможно давать конкретные советы, ведь эти вопросы носят личностный, даже интимный характер, и поэтому в них человек должен определиться самостоятельно, искать свой вариант решения.

2.1 Основные концепции смысла жизни

Во всякой этической системе всегда имеется представления о смысле жизни. Смысл жизни у Сократа – в разумном содержании «искусства жить», у Платона понятие смысла жизни связано с идеей высшего блага. Смысл жизни в совершенной деятельности – у Аристотеля. В соблюдении заповедей и стремлении к божественному совершенству – у Иисуса Христа.

Весьма условно можно в истории этики выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: пессимистический, скептический, оптимистический. Пессимистический подход состоит в отрицании какого-то смысла жизни. Жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней, смерти. Пессимистический подход к смыслу жизни нередко приводит человека к роковому шагу – самоубийству. Причем экзальтированные романические натуры лишают себя жизни, чтобы что-то сделать «назло», доказать родителям, учителям, окружающим свое достоинство, свою правоту. Это жестокость и легкомыслие, прежде всего, по отношению к самому себе, по отношению к своей собственной уникальной и единственной реальной конкретной жизни.

Скептический подход к пониманию смысла жизни связан с наличием сомнения в смысле и значимости земного бытия.

Скептицизм выражается в чрезмерной осторожности, подозрительности ко всему необычному, своеобразному; в боязни поступка, в бездействии. В отсутствии какой бы то ни было активности.

Оптимистический подход к вопросу о смысле жизни выражается в признании жизни как наивысшей ценности и возможности ее реализации. Оптимизм в подходе к пониманию смысла жизни требует обратиться в первую очередь у самой жизни, сфере основных человеческих желаний и интересов. Смысл жизни – получать максимум наслаждений. [1. с. 208]

2.2 Смысл, осмысленность и цель жизни

По-видимому, наиболее оптимальным подходом к толкованию смысла жизни являются взгляды, согласно которым смысл человеческого существования заключается в любви.

а) тех условий, в которых проходит изначальная активность ребенка: действия ребенка должны соответствовать не только конкретным практическим действиям, но и тем требованиям, которые предъявляют ребенку взрослые;

б) ожиданий самого индивида в отношении результатов своей деятельности, практического опыта;

в) требований и ожиданий окружения, группы;

г) личного стремления быть полезным другим;

д) требований личности к себе.

Человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки, а смысл требует своей реализации.

Смысл жизни человека задает система определенных высших ценностей. Это ценности: трансцендентные, социально-культурные и ценности личной жизни.

Трансцендентные ценности – это представления:

б) об абсолютных принципах, которые лежат в основе мировоздания;

в) о системе моральных абсолютов.

Трансцендентные ценности позволяют человеку осмыслить свою жизнь и смерть, придать смысл жизни, они объединяют людей в общество.

Социально-культурные ценности это:

а) политические идеалы;

б) история страны;

в) культура страны;

г) традиции, язык и др.

Человек может видеть смысл своей жизни в служении Родине, ее культуре.

Ценности личной жизни человека – это:

а) представление о здоровье, здоровом образе жизни;

б) ценности творчества, основным путем реализации которых является труд, а также сопутствующий ему успех, слава, престиж;

в) любовь и чувственность, семейная жизнь, дети.

Наличие смысла жизни – положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается:

сознанием своей значимости в отношениях с другими людми;

принятием существующего миропорядка, признание его как блага;

осознанием своего места в мире, своего призвания.

Вместе с тем найти смысл еще не значит осуществить его. Человек до последнего своего вздоха так и не узнает, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни.

Различают смысл жизни и осмысленность.

Смысл предполагает объективную оценку, содержательный критерий.

Осмысленность – это субъективное отношение к своей жизни, осознание ее смысла.

Осознать смысла своей жизни – значит, найти «свое место под солнцем». С осознанием смысла тесно связано понятие цели. Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни – не конечная цель, а генеральная линия, определяющая цели. [1 с. 213]

В заключении следует отметить следующее. Вполне естественно существование различных точек зрения на проблемы любви и смысла жизни. Порой эти точки зрения взаимоисключающие. Но важно помнить о том, в этих вопросах нравственной жизни значительную роль играет роль вера в то, что все-таки любовь и смысл жизни существуют. Без этой веры (пусть даже слабой) человеческая жизнь станет слишком тягостной, обременительной.

Жизнь человека наполняется смыслом, становиться содержательной, достойной человека тогда, когда она полезна другим, когда человек с удовольствием и полной самоотдачей занимается своим делом, когда его существование проникнуто любовью, нравственным добром и справедливостью. Вслед за Н. Бердяевым можно воскликнуть: «Мы не знаем, в чем смысл нашей жизни. Но поиск этого смысла и составляет смысл жизни». [3 с. 83]

Голубева Г.А. Этика. Учебник/ Г.А. Голубева М.: Издательство «Экзамен» 2005 – 320с. ( Серия учебник для вузов)

Разин А.В. Этика. Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Академический Проект 2004 – 624с. ( Классический университетский учебник)

Попов Л.А. Этика. Курс лекций М.: Центр 1998.

Шопенгауэр А. Избранные произведения М.: Просвещение, 1993.- 479с.

Источник:
Нравственный смысл любви и смысла жизни
Любовь как высшая ценность. Разновидности любви, версии ее возникновения. Основные черты различных теорий любви, ее нравственный, прагматический и метафизический смысл. Определение смысла жизни, основные концепции обоснования осмысленности и цели жизни.
http://xreferat.com/117/395-1-nravstvennyiy-smysl-lyubvi-i-smysla-zhizni.html

Ные концепции смысла жизни

В связи с различием мировоззренческих позиций возникали и возникают разные концепции смысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалистических позиций. Он может толковаться как сугубо нравственная проблема (И. Кант), как проблема реализации мирового духа (Г. Гегель), как психологическое состояние индивида (К.Г.Юнг), как совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей (современное христианство) и т. д.

Среди многочисленных историко-философских и современных подходов к проблеме смысла жизни некоторые авторы выделяют три основных :

1. Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; соучастие человека в Богочеловеческой жизни — абсолютный смысл жизни.

2. Смысл жизни за пределами настоящей жизни; смысл жизни заключается в светлом будущем человечества, где нас уже не будет.

3. Смысл жизни создается самим субъектом; сам способ бытия человека придает смысл жизни (см.: Философия. – Ростов н/Д., 1995. С. 238).

Фактически в первых двух подходах (толкованиях) смысла жизни присутствует мотив (идея) пессимизма : отрицания смысла за эмпирическим конкретно-историческим (фактическим) существованием человека. Крайним выражением пессимизма является позиция экзистенциализма, согласно которому жизнь вообще не имеет смысла, она бессмысленна, абсурдна. Поэтому и возникает вопрос: «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?» Иначе говоря, возникает гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?» Однако нельзя игнорировать оптимистические концепции смысла жизни.

Таковыми, на наш взгляд, являются марксистская концепция и сходные с ней концепции психологов Эриха Фромма и Виктора Франкла. Так, в марксистской философии смысл жизни толкуется как самореализация сущностных сил человека через его активную преобразующую деятельность. В этих концепциях (и это их положительный момент) не противопоставляются сущность и существование, индивидуальное и социальное.

Разработка позитивной диалектико-материалистической концепции смысла жизни тесно связана с установлением определенной системы и иерархии ценностей, а также с такими телеономными и нравственными понятиями, как цель жизни, долг, совесть и т. п. Это вызывает определенные трудности при овладении проблемой смысла жизни, так как данные термины многозначны и в историческом плане неопределенны.

Рационально-оптимистические концепции смысла жизни исходят из того, что смысл жизни порождается самим субъектом . Такой подход предполагает наличие цели жизни. Последняя и придает, прежде всего, осмысленность жизни. Стремление к цели и постижение ее порождают чувство удовлетворенности жизнью и сознание своей собственной значительности. Отсутствие же у человека цели жизни ведет

к противоположным результатам. Не случайно итальянский поэт XIX века Джакомо Леопарди заметил: «У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии». И в принципе прав Николай Островский, когда писал: «Жизнь прожить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Более того, жизнь без цели убивает . Так, в частности, считают японские ученые. К такому выводу они пришли в 2007 г. после окончания длительного исследования. В течение семи лет ученые-медики наблюдали за группой из 43000 здоровых людей от 40 до 79 лет. За это время выяс — нилось, что среди бесцельно живущих намного больше больных и самоубийц. А также умирают они гораздо раньше своих целеустремленных современников.

Очевидно, что цель жизни — это стратегический ориентир, то есть задача на длительный период или на всю жизнь. И естественно, что у разных людей цели жизни различны и разномасштабны . Таковыми могут быть потомство, собственные удовольствия, работа, любовь, богатство, достижения в искусстве, в научной деятельности и т. д. В конечном счете, целей жизни столько, сколько людей. Ведь каждый сам делает свой выбор. Таким образом, обретение смысла жизни предполагает свободное целеполагание индивида. Сама же свобода выступает как форма самодетерминации (самообусловленности) человеческого бытия. Однако есть некоторые типичные установки . Так, с возникновения частной собственности до наших дней в истории человечества прослежи-

ваются две противоположные установки и личностное понимание смысла жизни в связи с ценностно-целевой ориентацией человека (индивида). Они обобщенно представлены в формуле « иметь или быть? ». Первая установка направлена на статус наибольшего обладания чем-либо (деньгами, властью, недвижимостью и т. п.). Вторая установка направлена на реализацию себя в такую программу жизнедеятельности,

которая отвечала бы духовным потребностям человека. Не случайно Игорь Губерман писал:

Два смысла в жизни — внутренний и внешний, у внешнего — дела, семья, успех; а внутренний — неясный и нездешний — в ответственности каждого за всех.

Выбор той или иной жизненной позиции (установки) определяется не только личностным предпочтением, но и господствующими нормами, традициями , общей культу-

рой . Хотя чтобы нормально жить (то есть «быть»), нужно что-то и иметь, но первая установка ведет к ненасытности и алчности. З. Фрейд называет ее «патологической». Вторая же вполне соответствует природе человека как разумного существа. В характере свободного выбора жизненной позиции проявляется внутренняя духовная сущность индивидов и личных представлений об истине бытия. Немецкий ученый и публицист Вильгельм Швёбель справедливо заметил: «Природа не любит, когда люди ищут смысл жизни в удовольст — виях, но она позволяет им на протяжении долгого времени довольствоваться сознанием выполненного долга и радоваться тому, что совесть у них чиста» (Швёбель В. Взгляды и суждения: Мысли, которые приходят в голову в XX веке. –

Конечно, отрицать полезность осмысленной жизни трудно, а найти, принять какую-либо цель в жизни часто не является проблемой. Однако сложность вопроса состоит в том, как поставить перед собой цель, адекватную своим силам и возможностям. Ведь цель должна быть, с одной стороны, более или менее значительной, но с другой стороны, вполне достижимой. Как говорится, руби дерево по себе.

В формировании смысла жизни, в жизненной ориентации личности особую роль играет культура . Именно «встреча» с

Источник:
Ные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций возникали и возникают разные концепции смысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалистических позиций. Он
http://studfiles.net/preview/5898478/page:49/

Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли

Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Основные концепции смысла жизни

Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Основные концепции смысла жизни.

Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли.

Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией целого ряда конкретных наук: экономики и социологии, биологии и медицины, географии и даже астрономии. Она продиктована современными тенденциями научно-технического прогресса, развитием человечества как мирового сообщества, обострением возникающих внутри этого сообщества проблем и трагически напряженным звучанием вопроса о человеческих издержках прогресса в современную эпоху. Не последнюю роль в актуализации этой темы играют также те трудности, которые непомерно осложнили жизнь значительной части людей в нашем обществе в связи с происходящими в нем в последние годы преобразованиями.

Но поскольку не существует отдельной, специальной науки о человеке, а в его комплексном исследовании участвуют различные дисциплины, все ощутимее становится необходимость интеграции наук о человеке. Задача эта не может быть решена без выявления категориального каркаса человеческой целостности, а последнее есть собственное дело философии.

Попытки разработать многомерную систему универсальных характеристик человека — приметная тенденция философских исследований последней трети XX века у нас. Большую роль при этом сыграли такие понятия, как «предметно-практическая деятельность» и человеческие «сущностные силы» (универсальные возможности и способности, реализующиеся в процессе истории). Немалое значение имело истолкование уникальности человеческого бытия, оценка его природных (биологических) предпосылок и понимание того, как человек выделился из природы.

Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек — продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданной ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура же признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для Homo sapiens.

Основные концепции смысла жизни.

Можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни:

а) пессимистический — нигилистическое отрицание смыс­ла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмыслен­ная череда страданий, зла, болезней (с закономерным фина­лом — смертью);

б) скептический — выражающий сомнение в смысле и зна­чимости земного бытия;

в) оптимистический — признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценно­сти: «Самое дорогое у человека — это жизнь. ».

В античности, отличавшейся своим оптимистическим ми­роощущением, гедонизм, который высшим благом считал на­слаждение, соответственно видел смысл жизни в стремлении к нему, а эвдемонизм, полагавший высшим благом счастье, смыслом жизни делает его достижение, в частности, путем пре­одоления стремления к наслаждению. По Эпикуру, безмятеж­ность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство и, следовательно, смысл жизни.

Средневековая этика считала наслаждение грехом и пото­му требовала отречения от земных удовольствий (аскетизм), а благо видела в духовном служении Богу во имя вечного спасе­ния, которое становилось смыслом жизни верующего человека.

В этике Возрождения вновь зазвучат гедонистические мо­тивы в понимании смысла жизни: он воплотится в стремлении к славе, признанию. Если имя человека прославилось среди со­временников, если он может надеяться, что оно не будет забыто и впредь, то его жизнь приобретает смысл уже благодаря ее от­ражению в сознании других.

Позднее намечаются и другие пути поиска смысла. Одна из та­ких новых моделей смысла жизни — власть человека над чело­веком, выдвинутая Т. Гоббсом в XVIII в.

В постклассической этике XIX в. эта модель была развита и обоснована немецким философом Ф. Ницше в его учении о «воле к власти». Ницше считал, что жизнь слишком регла­ментирована (религией, наукой, моралью), что в ней все мень­ше места остается геройству и величию духа и все более торже­ствует посредственность. Необходим нигилизм, освобождающий человека от власти духовных и социальных авторитетов. Смыслом жизни должна быть индивидуальная «воля к власти», могуществу, подчинению чужой воли своей.

Еще одна концепция смысла жизни, имевшая сторонников во все времена, но особенно утвердившаяся в эпоху создания и накопления капитала, — обладание: материальными блага­ми, богатством, вещами, комфортом, престижем.

Конечно, было бы нелепо и нечестно отрицать значение ма­териальных благ в жизни современного человека. Человек дол­жен жить хорошо. Но плохо, если вещи, удобства, комфорт из средства жизни превращаются в цель существования.

И, наконец, существует концепция, согласно которой вечным смыслом человеческого бытия является любовь — любовь вооб­ще и любовь мужчины к женщине в частности. Наиболее полно эта точка зрения впервые выразилась в философии Л. Фейербаха.

Существуют и пессимистические концепции, вообще отри­цающие смысл жизни. Французский писатель Ф. Мориак приходит к выводу, что жизнь большинства людей — мертвая доро­га «в никуда».

Источник:
Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли
Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией целого ряда конкретных наук: экономики и социологии, биологии и медицины, географии и даже астрономии.
http://works.doklad.ru/view/kbHUB3fJT6U.html

(Visited 6 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Слова сестры на выкупе невесты Русский выкуп – Здравствуй, молодец прекрасный! Что ты тих как… (7)

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (5)

Как перестать быть пошлой 11 советов, чтобы перестать думать о прошлых отношениях11 советов, чтобы… (4)

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (4)

женские чулки для мужчин Мужские чулки: новый тренд Некоторым это покажется странным, но многие… (3)

COMMENTS