Панические атаки у детей

Библиотека Бизнеса

Электронная библиотека научно-образовательной, финансовой и художественной литературы

Здесь размещены 2031 книга и 20842 стать научно-образовательной, финансовой и художественной литературы. Вы можете найти интересующий вас материал используя форму поиска, а также разделы главного меню: книги, статьи, авторы.

А.И. Смиян, д-р мед. наук, профессор;

А.М. Емец *, Я.С. Амелина, магістрант; Е.А. Лазебник *,

Медицинский институт Сумского государственного университета, г. Сумы;

*Сумская городская детская клиническая больница им. Св. Зинаиды, г. Сумы

У статті представлені сучасні дані щодо епідеміологи, етіології, клінічних проявів та діагностики панічних атак у дітей. Відображені сучасні теорії патогенезу панічних атак. Наводяться також принципи первинної допомоги та лікування панічного розладу.

Ключові слова: панічні атаки, діти, вегетативні кризи, панічні реакції.

В статье представлены современные сведения об эпидемиологии, этиологии, клинических проявлениях и диагностике панических атак у детей. Отражены современные теории патогенеза панических атак. Приводятся также принципы первичной помощи и лечения панического расстройства.

Ключевые слова: панические атаки, дети, вегетативные кризы, панические реакции.

Изучение литературных источников о современных взглядах на проблему панических атак для повышения уровня диагностики данной патологии у детей и предотвращения в дальнейшем развития хронических и затяжных форм заболевания путем своевременного лечения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Паника — естественная реакция человеческой психики и всего организма на стресс, в эти моменты происходит выброс в кровь гормонов стресса, адреналина и других стимулирующих веществ, которые призваны мобилизовать организм для решения сложившейся ситуации. При наличии минимальных пограничных психоневрологических расстройств избыток этих возбуждающих и стимулирующих компонентов в крови обусловливает реакцию тревоги или паники. Типичные панические расстройства чаще всего дебютируют в подростковом возрасте или в начале зрелого возраста.

Панический приступ — сильное ощущение страха и внутреннего дискомфорта, возникающее у человека неожиданно, обычно без симптомов — предвестников, и сопровождающееся пугающими физическими симптомами в виде внезапно начавшегося сердцебиения, удушья, боли в груди, головокружения, сильной слабости, чувства нереальности происходящего и собственной измененности. При этом почти всегда появляется страх внезапной смерти, утраты контроля над собой или страх сойти с ума.

Этиология панических реакций. Существует несколько этиологических теорий возникновения панических реакций [1, 2, 3]:

Установлена связь тревожных состояний с повышением уровня катехоламинов (в особенности адреналина) в моче, причем центральное высвобождение этих веществ предшествует периферическому выбросу надпочечниками. Большое значение при этом придается нарушению функции "синего пятна". Это небольшое ядро в мозгу ствола мозга, которое содержит приблизительно 50% всех норадренергических нейронов ЦНС. Стимуляция "синего пятна" приводит к симпатическому возбуждению и выбросу катехоламинов, что и приводит к симптоматическим проявлениям панических реакций.

Предполагается связь тревожных состояний с изменением свойств бензодиазепиновых рецепторов, регулирующих метаболизм ГАМК (нейротрансмиттер), возможно в результате активации выделения метаболитов, блокирующих данные рецепторы.

Предполагается роль повышенного выброса серотонина.

Предполагается повышение чувствительности и нарушение интенсивности реагирования вентромедуллярного центра головного мозга на подпороговые уровни СО2 и лактата, снижение переносимости физических нагрузок.

Предполагается повышение чувствительности септо­гиппокампальной области мозга, где производятся регистрация и сопоставление афферентной информации, поступающей из окружающего, собственного тела и памяти.

Панические атаки имеют серьезную генетическую основу: обнаружена семейная отягощенность по данному состоянию (заболеванием страдает 15-17 % родственников первой степени), описана также большая конкордантность у однояйцевых близнецов (80-90 %).

Возникновение панической атаки не обусловлено непосредственным физиологическим действием каких-либо веществ (например, лекарственной зависимостью или приемом препаратов) или соматическими заболеваниями (например, тиреотоксикозом).

Факторы, провоцирующие паническую атаку (вегетативный криз) [1, 5]:

ситуация кульминации конфликта;

острые стрессовые воздействия (смерть близких, болезнь или несчастный случай и т.д.).

абстрактные факторы, действующие по механизму идентификации или противопоставления (фильмы, книги и т.д.).

начало половой жизни, аборты, прием гормональных препаратов.

метеотропные факторы, чрезмерные физические нагрузки и т.д.

Часто можно проследить связь панического расстройства с пережитыми отрицательными эмоциями в детстве. Примерно у половины детей, страдающих школьной фобией (т. е. страхом перед школой), в подростковом возрасте появляются симптомы панических атак [3, 5, 6].

Условно можно выделить пять типов психологических травм детского возраста, оказывающих влияние на формирование таких личностных особенностей:

Драматические ситуации в детстве. Эти обстоятельства возникают, как правило, в тех семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, что порождает бурные конфликты в семье, нередко с драматическими ситуациями (угрозы убийства, драки, необходимость для безопасности покидать дом, и нередко в ночное время, и т.д.). Предполагается, что в этих случаях возникает возможность фиксации страха по типу импритинга (запечатления), который во взрослом состоянии при соответствующих условиях (сходной стрессовой ситуации) может внезапно возникнуть, сопровождаясь яркими вегетативными симптомами, то есть обусловить появление первой панической атаки.

Эмоциональная изоляция (депривация) возможна в тех семьях, где интересы родителей сугубо связаны с работой или другими обстоятельствами вне семьи. При этом ребенок растет в условиях эмоциональной изоляции при формально сохраненной семье.

Пациенты, выросшие в таких семьях, постоянно испытывают повышенную потребность в эмоциональных контактах, и их устойчивость к стрессу существенно снижается.

Сверхтревожное или гиперопекающее поведение. В таких семьях тревожность как черта поведения одного или обоих родителей определяет воспитание ребенка. Родители чрезмерно опекают и контролируют его здоровье, учебу, поступки. Тревога родителей проявляется при каждой неопределенной ситуации, выражается в постоянном ожидании опасности, несчастья и соответствующих запретах, которые они накладывают на поведение ребенка, дабы этого избежать. При этом у ребенка в ответ на социальные ситуации, с которыми он не в состоянии сам справиться, формируется ответное чувство тревоги как наследственная стереотипная реакция на стрессовую ситуацию.

Постоянная конфликтная ситуация в семье. Хронические конфликтные ситуации в семье, возникающие по разным причинам (психологическая несовместимость родителей, трудные материально­бытовые условия и так далее), создают в семье постоянную эмоциональную нестабильность. В этих условиях ребенок, эмоционально вовлекаемый в конфликт, не может эффективно влиять на него, он убеждается в бесполезности своих усилий, у него формируется чувство беспомощности. В таких ситуациях может формироваться, так называемая обученная беспомощность. В будущем при тех или иных трудных ситуациях на основании прошлого опыта пациент строит прогноз, что ситуация им не разрешима, возникает чувство беспомощности, что снижает его устойчивость к стрессу.

Нужно отметить, что здесь рассмотрены основные стрессовые ситуации, возникающие в семье родителей и приводящие не только к чувству тревожности, но и другим вариантам психологических расстройств у пациентов. Во всех этих случаях из ребенка вырастает личность, имеющая трудности во взаимодействии с социумом и низкой стрессоустойчивостью [5, 6].

Клиника перманентных вегетативных расстройств. Поскольку ядром заболевания являются панические атаки, то уточнение их клинических проявлений является существенным фактором как для диагностики заболевания, так и для последующей выработки терапевтических рекомендаций. В классификации болезней, предложенной Американской ассоциацией психиатров в 1994 г. (DSM-IV), панические атаки являются основным проявлением панических расстройств. В последующем эта классификация уточнялась, и в настоящее время в последней ее версии — DSM-IV TR — и в МКБ-10 приняты критерии диагностики панических расстройств. Критерии планируется усовершенствовать в DSM-V , которая ожидается в 2012 г.

Диагностические критерии панических атак согласно DSM-IV ТК [3, 4]:

пульсации, сильное сердцебиение, учащенный пульс;

ощущение нехватки воздуха, одышка;

затруднение дыхания, удушье;

боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки;

тошнота или абдоминальный дискомфорт;

ощущение головокружения, неустойчивость или предобморочное состояние;

ощущение дереализации, деперсонализации;

страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок;

ощущение онемения или покалывания (парестезии);

Таким образом, приступы, состоящие из четырех или более симптомов, являются паническими приступами. Однократно возникшая паническая атака не может рассматриваться как заболевание. Если суммировать критерии, необходимые для диагностики панических атак, то они включают:

уточнение полисистемности вегетативных расстройств;

определение пароксизмальности в течении болезни;

выявление эмоционально-аффективных и поведенческих нарушений.

Дифференциальный диагноз. Ниже приведены те состояния и заболевания, с которыми надо дифференцировать панические атаки:

Если основным симптомом является снижение настроения, следует дифференцировать состояние пациента с депрессией [13,14].

Если преобладает страх и желание избежать определенных ситуаций, следует дифференцировать состояние пациента с фобическими расстройствами.

Если имеет место злоупотребление алкоголем или препаратами, следует дифференцировать состояние пациента с расстройствами, связанными с употреблением алкоголя или наркотиков;

Заболевания сердечно-сосудистой системы [10, 11, 12] :

пролапс митрального клапана;

Заболевания дыхательной системы [8,12].

обострение хронических легочных заболеваний;

острые астматические приступы, бронхиальная астма;

Паническая атака у детей

Панической атакой называют подвид тревожного расстройства невротического характера, возникающий вследствие стресса. Паническая атака наступает внезапно и длится около 20 минут.

Таким образом, лечение приступов панических атак у беременных должно осуществляться в обязательном порядке. В противном случае, данное состояние может привести к серьёзным осложнениям и последствиям.

До пубертатного периода панические атаки у детей могут не случаться. Многие симптомы заболевания развиваются на фоне соматических проблем. К числу признаков приступа панической атаки относится несколько, среди них:

  • чувство беспричинной тревоги и необъяснимого страха;
  • учащение сердцебиения;
  • повышенная потливость;
  • удушье;
  • тремор, внутренняя дрожь;
  • частое мочеиспускание, а после завершения приступа – обильные мочеиспускания светлого оттенка;
  • тошнота;
  • диарея;
  • потеря в пространстве;
  • онемение кожи;
  • боль в левой части грудины.

Для диагностики панической атаки у ребёнка применяется медицинское обследование. Выполняют его в целях исключения патологических причин симптомов данного состояния. Также скрининг проводится для выявления тревожных расстройств, на фоне которых могло развиться заболевание. Среди них – социальные фобии и ОКР. Паническая атака – часто является не первичной, а вторичной проблемой какого либо заболевания, поэтому для ее лечения важно выяснить наличие провоцирующих факторов и сначала устранить их.

При условии своевременного лечения панических атак у ребёнка прогноз достаточно благоприятный. Если не осуществлять лечение заболевания, в поведении подростка могут произойти разительные изменения. Если заболевание сопровождается агорафобией, ребёнок будет избегать социума. Дети, подверженные приступам панических атак, часто бросают школу, избегают людей, становятся отшельниками. В некоторых случаях это приводит к суициду.

Зачастую паническое расстройство без видимых причин смягчается или выражается не так часто и ярко. Периоды спонтанной ремиссии могут длиться достаточно долго, но после них приступы обычно бывают ещё более сильными. Поэтому показать ребёнка врачу следует обязательно, иначе панические атаки могут стать причиной ещё более сложных психических расстройств.

Родители, ребёнок которых подвержен приступам панической атаки, не должны сидеть на месте. Задача родителей – показать ребёнка доктору. Если проблема связана с появлением тревожных расстройств, врач даст рекомендации и обучит родителей технике релаксации, которая помогает справляться со стрессовыми ситуациями. В дальнейшем данной технике необходимо будет обучить и ребёнка. В случае наличия медицинских патологий, родителям нужно будет следовать советам доктора, и направить все силы на лечение ребёнка.

Лечение панических атак у ребёнка происходит комплексно. Оно обычно включает в себя приём медикаментозных препаратов и поведенческую терапию. Наиболее эффективными препаратами для детей являются бензодиазипины. Но для многих детей более предпочтительны препараты категории SSRI, так как бензодиазепины ухудшают память и способности к обучению у ребёнка. Но данные препараты действуют более медленно.

Поведенческую терапию используют в основном в том случае, если помимо панических атак у ребёнка присутствуют все признаки агорафобии. Данное расстройство практически не поддаётся медикаментозной терапии.

Факторы, провоцирующие приступы панических атак у ребёнка, всегда определяет врач. Он же определяет, какое лечение подойдёт ребёнку. Обычно доктор рассказывает родителям, как необходимо себя вести во время приступа и после установления диагноза назначает схему терапии.

Как уберечь ребёнка от приступов панических атак? Для этого следует выполнять ряд профилактических мероприятий:

  • Минимизировать количество стрессовых ситуаций в жизни ребёнка.
  • Проходить регулярное обследование у врачей для исключения сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных заболеваний. А в случае их обнаружения, вовремя начинать лечение патологий.
  • Приучать ребёнка к правильному образу жизни. Отсутствие вредных привычек, сбалансированное питание, физические нагрузки – всё это помогает предупредить физиологические и психологические патологии. Необходимо рассказать об этом ребёнку.
  • Научить ребёнка противостоять негативному влиянию окружающей среды. Развить в нём умение адекватно воспринимать то, что происходит вокруг, относится терпимо к себе и к другим людям.
  • Регулярно бывать на свежем воздухе, не давать ребёнку переутомляться.

Если дети уже испытывали приступы панической атаки, у них часто возникает сильный страх перед повторением данного эпизода. Чтобы предотвратить такое состояние, нужно научить ребёнка адаптироваться к изменившимся условиям. В этом могут помочь и специалисты: родителям можно показать своё чадо психологу.

Панические атаки у детей

Симптомы, связанные с тревогой

  • паника или выраженный страх;
  • мышечное напряжение;
  • неприятные ощущения, дискомфорт, боль в груди.
  • учащение сердцебиения;
  • ощущение удушья либо нехватки воздуха;
  • тошнота;
  • потливость;
  • повышение артериального давления;
  • озноб, дрожь.

В современном мире ребенок испытывает огромное давление во многих аспектах своей жизни. Даже в младшем школьном возрасте дети сталкиваются с конкуренцией, стараясь быть более популярными и физически привлекательными. Если у ребенка что-то не получается, появляется страх насмешек и непонимания. Именно детские страхи зачастую лежат в основе панических атак. Кроме этого, ребенок тонко чувствует любые семейные проблемы. Они могут повлиять на гармоничное развитие малыша. Нередко дети испытывают страх в школьной обстановке, из-за чего замыкаются в себе, не могут наладить контакт с одноклассниками, становятся невнимательными. Эти приводит не только к ухудшению отношений с окружающими, но и к снижению успеваемости. Если Вы заметили, что Вашего ребенка что-то тревожит, постарайтесь поговорить с ним на эту тему, узнать причину. Напряжение и страх начнут возрастать, если малыш будет скрывать свои эмоции.

При появлении ПА ребенок чувствует себя незащищенным и ранимым. Старайтесь уделять ему больше внимания и поддерживать его. Спокойная домашняя атмосфера особенно важна для таких детей. Постарайтесь придумать общее хобби, главное – будьте рядом с ребенком. Если он почувствует к Вам доверие, то сможет рассказать о своих страхах.

В ряде случаев целесообразно обратиться к детскому психотерапевту. Врач поможет установить причины панических атак и выявить провоцирующий фактор. Психотерапевт расскажет Вам, как необходимо вести себя при внезапном появлении у ребенка ПА, как общаться с такими детьми. После постановки точного диагноза и выявления сопутствующих заболеваний врач может назначить курс лечения. Прием лекарственных препаратов в данном случае направлен на блокирование ПА, уменьшение тревожности, устранение вегетативных симптомов и прерывание приступов. Наиболее эффективным считается комбинированное лечение, сочетающее методы психотерапии с применением лекарственных средств.

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Ребенок не хочет гулять

Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

Панические атаки у детей и подростков

В своей жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых он испытывает страх. Склонность к возникновению страхов – типичная особенность психогенных заболеваний и других форм патологии в детском возрасте. В определённые моменты страх может переходить в панику.

Выделены самостоятельные клинические формы, при которых тяжёлые приступы тяжёлой тревоги (паники) не ограничиваются определённой ситуацией или конкретными обстоятельствами и поэтому непредсказуемы.

Ещё в конце Х1Х века «тревожные атаки» (anxiety attack) описал Зигмунд Фрейд. При них тревога возникала внезапно, не была спровоцирована какими-либо идеями и сопровождалась нарушениями дыхания, сердечной деятельности и других телесных функций. Фрейд описывал такие состояния в рамках «невроза тревоги» или «невроза беспокойства».

Термин «панические атаки» в качестве отдельной клинической единицы существует в зарубежной литературе с 1980 года. У врачей-неврологов он больше фигурирует под маской вегетативно-сосудистого криза. Панические атаки обычно возникают у людей в возрасте 20-40 лет, однако сейчас описываются у детей в возрасте 10-15 лет. В целом их распространённость в популяции достигает 3 %, причём лица женского пола страдают в 2 раза чаще (Von Kroff G., 1985; Katon W., 1986).

Причинными факторами возникновения панических атак могут быть как шоковые и субшоковые психические травмы, вызывающие острый испуг, так и затяжные психотравмирующие ситуации (у детей это длительная разлука с близкими, тяжёлая болезнь родителей и др.).

В этиологии немалая роль принадлежит также некоторым факторам внутренних и внешних условий. В числе внутренних факторов особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психической незрелости в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Определённую роль играет, по-видимому, и рецессивно-генетическая передача: у родителей достоверно повышен процент тревожно-депресcивных расстройств.

Основным способствующим паническим атакам фактором внешних условий является неправильное воспитание типа потворствующей гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребёнка.

Огромное значение для клинической реализации панических атак имеет нарушение вегетативной регуляции при обусловленности конституциональными особенностями организма, а может быть и результатом натальных и постнатальных травм, нейроинфекций, интоксикаций.

Панические атаки могут бывают:

Факторы, провоцирующие криз, можно условно разделить на психогенные, физиогенные и биологические. Среди психогенных факторов следует выделить кульминации конфликтов и острые реакции на стресс. К физиогенным относятся чрезмерные физические нагрузки, инсоляция (другие виды перегрева), переохлаждение, интоксикации, метеотропные факторы. Биологические факторы включают в себя менструации, начало половой жизни, беременность, аборты, приём контрацептивных средств.

Для клинической картины заболевания характерна приступообразность состояний паники. Приступ, продолжающийся от 10-15 минут до нескольких часов, наряду со сверхценными страхами, тревогой и сенсопатиями включает более или менее длительное двигательное беспокойство и различные соматоневрологические расстройства: сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь.

Старшие дети и подростки во время приступа крайне ипохондричны, «прислушиваются» к телесным ощущениям, часто жалуются на остановку сердца, ощущение недостатка воздуха, затруднённое глотание, высказывают опасения или уверенность в наличии тяжёлого заболевания, неминуемой смерти, требуют немедленно вызвать врача. Тревожные опасения болезни или смерти могут распространятся и на близких.

На высоте панического приступа дети и подростки целиком охвачены страхом с трудом поддаются разубеждению, не верят в возможность выздоровления, ажитированы, испытывают тягостные телесные ощущения. При этом имеют место разнообразные вегетативные расстройства с преобладанием симпато-адреналовой симптоматики:

  • озноб;
  • дрожь;
  • учащённое сердцебиение;
  • повышение артериального давления;
  • сухость во рту;
  • бледность, а затем гиперемия кожных покровов с повышенной потливостью и одышкой.

Приступ может завершиться повышенным мочеотделением. У подростков (чаще у девочек) приступы страха нередко сопровождаются психосенсорными нарушениями (больше как нарушение схемы тела), а также явлениями деперсонализации и дереализации. Без коррекции и лечения панические атаки переходят в более стойкие сенестопатические ипохондрические состояния.

В зависимости от временного фактора панические атаки могут носить характер пароксизмов или кризов. В первом случае — это сравнительно кратковременные (до 10-15 минут) нарушения с недомоганием, головной и лицевой болью, чувством дурноты, болью и чувством «замирания» в области сердца, бледностью или гиперемией лица, тошнотой, потливостью, учащением или замедлением сердечных сокращений, нарушением дыхания, головокружением, мышечной слабостью, «внутренней дрожью», учащёнными позывами к мочеиспусканию.

Кризы отличаются более длительным и глубоким расстройством гомеостаза с обязательным включением лимбико-ретикулярных структур. Вегетативно-висцеральные нарушения становятся более длительными и могут выступать в самых различных вариациях с обязательным присоединением эмоционально-аффективных расстройств.

При протекании кризов с преимущественно вегетативно-висцеральной симптоматикой могут встречаться самые различные комбинации симптомов со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также — желудочно-кишечного тракта. Особенно ярко проявляются эти изменения у подростков при нередко встречающихся так называемых гипервентиляционных кризах. Ведущим ядром их является триада симптомов: усиленное дыхание, тетания и парестезии. Одновременно отмечается озноб, потливость, волны жара или холода и преходящая общемозговая и очаговая неврологическая симптоматика, очень часто к ней присоединяются сенестопатии. Подобные варианты кризов получили название конверсионных.

Обилие симптомов делает порой чрезвычайно затруднительной дифференциальную диагностику панических атак и некоторых форм височной эпилепсии, а также истериоформных расстройств.

Таким образом, критерии, необходимые для диагностики панических атак, следующие:

  1. пароксизмальность;
  2. полисистемные вегетативные симптомы;
  3. эмоционально-аффективные расстройства, выраженность которых может колебаться от «ощущения дискомфорта» до «паники».

При наличии трудности в разубеждении и неверия в выздоровление дети и подростки в то же время отличаются повышенноё внушаемостью в отношении своего здоровья и стремятся быть поближе к медперсоналу, в присутствии которого чувствуют себя спокойнее.

После окончания приступа появляется частичное критическое отношение к присутствовавшим во время атаки мыслям и опасениям. Характерно, что сознание чуждости, болезненности страхов и активное стремление к их преодолению не только в период приступа, но и вне его, отсутствуют в отличие от больных с навязчивостями.

Межкризовый период при панических атаках очень разнообразен — от полного отсутствия каких-либо нарушений до выраженных психовегетативных расстройств. Описываются в литературе генерализованная тревога, тревожное ожидание приступа с формированием на этом фоне избегательного или ограничительного поведения в крайнем своём выражении — депрессии. Тревожный синдром у детей в известной степени маскируется нарушениями сна (трудности засыпания и беспокойный сон, не дающий отдыха), мышечное напряжение, дрожь, постоянное беспокойство о своём будущем, суетливость.

Может встречаться и преимущественно астенодепрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве).

Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями: болевые синдромы, преходящие функциональные неврологические расстройства (псевдопарезы, астазии-абазии, мутизм, амавроз, афония, припадки).

Весьма характерны в межкризовый период и разнообразные вегетативные симптомы в различных соматических сферах (в том числе и терморегуляторной), а также в системах потоотделения, сосудистой регуляции, мышечной и вестибулярной.

Лечение панических атак у детей и подростков представляет собой сложную задачу и должно быть патогенетическим. Вполне оправдано назначение комбинаций симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов, нейролептиков, транквилизатров, сосудистых, десенсибилизирующих и ноотропных средств.

При этом помощь больным с паническими атаками в ряде случаев может носить ургентный характер. Надо отметить, что купирование отдельных панических атак с помощью типичных бензодиазепинов не приводит к излечению больного, зато способствует прогрессированию и хронизации болезни.

В предупреждении повторного возникновения панических атак, как убедительно показали многочисленные исследования с использованием двойного слепого плацебо-контроля, наиболее эффективными являются две группы препаратов: антидепрессанты и атипичные бензодиазепины (клоназепам и альпрозалам).

Не следует забывать и о психотерапии (особенно при купировании психовегетативного синдрома с преобладанием астено-депрессивной, ипохондрической, обсессивно-фобической или истерической симптоматики), которая в современных условиях при интегративном её применении является крайне необходимой и может быть весьма эффективной.

В межприступном периоде с психотерапией перспективно комбинировать физиотерапию (с учётом её индивидуальной переносимости, особенно при назначении процедур на область головы и шеи). Здесь же патогенетически обоснованно применение сосудорасширяющих препаратов, венотоников, витаминов группы В, лёгких мочегонных средств.

Лечение должно проводится строго индивидуально с учётом этиологии, клиники, возраста больного, а нередко и чисто психологических и социальных факторов.

Источники:
Библиотека Бизнеса
Читать книги онлайн бесплатно.
http://bo0k.net/index.php?bid=11193&chapter=1&p=achapter
Паническая атака у детей
Паническая атака у детей: симптомы и диагностика, причины заболевания. Лечение и профилактика заболевания. Возможные осложнения при болезни
http://detstrana.ru/service/disease/children/panicheskaya-ataka/
Панические атаки у детей
Панической атакой (ПА) называют приступ паники или сильно выраженного страха, который сопровождается разными вегетативными симптомами.
http://www.tenoten-deti.ru/articles/panicheskie-ataki-u-detey/
Панические атаки у детей и подростков
Медицинский портал о здоровье и медицине
http://meddoc.com.ua/panicheskie-ataki-u-detey-i-podrostkov-1604/

(Visited 3 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Вакуумный массаж лица Вакуумный массаж лица банкамиВакуумный массаж лица банками - омоложение в… (2)

Беспричинный страх ночью Медицинские причины возникновения страхаЛипкий, тошнотворный, парализующий страх – защитная реакция… (2)

После измены муж меня не хочет Как вернуть доверие мужа после измены и не стать рабыней… (2)

Психология лжи Психология лжиКак же тяжело быть честным человеком. Общество не терпит… (2)

Туфли на шпильке Модные в 2018 году туфли на шпилькеТолько лишь надеть модные… (2)

COMMENTS