Педагогическая психология

Педагогическая психология

Ет, задачи и актуальные проблемы педагогической психологии

1.Предмет, задачи и актуальные проблемы педагогической психологии.

Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя.

Цель педагогической психологии — скоординировать педагогический процесс и процесс индивидуального развития ученика и тем самым обеспечить включение ученика в педагогический процесс.

Исходя из этого, основной главной задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.

Наиболее важные и актуальные задачи педагогической психологии таковы:

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

— изучение психологических основ деятельности педагога;

— определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

Основные практико-ориентированные задачи педагогической психологии — изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления, выявление психологических резервов его совершенствования, разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания, создание такого психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащихся, учителей, родителей).

Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

2. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками.

Структуру педагогической психологии составляют 3 раздела: психология обучения;

психология воспитания; психология учителя.

1. Предмет психологии обучения — развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса

Психология обучения исследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания.

2. Предмет психологии воспитания — развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

3. Предмет психологии учителя — психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.

Воспитание и обучение в той или иной мере является предметом

исследования различных наук: философии, социологии, истории, педагогики и

психологии. Философия рассматривает вопросы воспитания под углом зрения

становления в человеке собственно человеческих черт; социологические

аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности

различных социальных групп и институтов, выполняющих воспитательные и

обучающие функции, являясь частью системы образования; исторические

проблемы образования охватывают становление и преобразование учебно-

воспитательных институтов; целей, содержания и методов обучения и

воспитания в различные исторические эпохи. Но, конечно, более всего с

проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология.

Источник:
Ет, задачи и актуальные проблемы педагогической психологии
1.Предмет, задачи и актуальные проблемы педагогической психологии. Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и
http://studfiles.net/preview/2229572/

Педагогическая психология

Педагогика — это наука о воспитании человека.

Педагогика — это совокупность знаний по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающих поколений к жизни и деятельности.

Основной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Основная функция педагогики — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Предмет педагогики — это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Главная особенность педагогической деятельности состоит в том, что объектов и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».

Педагогическая функция — предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждой из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно.

Главная функция учителя — управление процессами обучения, воспитания, развития и формирования.

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

  • Философия — фундамент педагогики, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.
  • Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.
  • Дошкольная и школьная педагогика — подсистема возрастной педагогики.
  • Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых.
  • Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих.
  • Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых.
  • Отгофренопедагогжа — умственно отсталых.

Педагогический процесс — это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап — создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью.

Основной этап — осуществление педагогического процесса — можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

  • постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; .
  • взаимодействие педагогов и учеников;
  • использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
  • создание благоприятных условий;
  • осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;’
  • обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Заключительный этап — этап анализа достигнутых результатов.

Педагогическая система — это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами.

Профессор В. П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов:

  • учащиеся;
  • цели воспитания (общие и частичные);
  • содержание воспитания;
  • процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);
  • учителя (или технические средства обучения);
  • организационные формы воспитательной работы.

Важными компонентами педагогической системы, не сводимыми к выделенным, являются также:

  • результаты;
  • управление учебно-воспитательным процессом;
  • технология.

Краткая характеристика дидактики и педагогической психологии

Чем занимается дидактика (теория обучения) и педагогическая психология? Имеющаяся учебная литература отвечает на этот вопрос следующим образом:

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Дидактика отвечает на вопросы: чему учить и как учить. Современный подход добавляет: когда, где, кого и зачем учить;

Педагогическая психология изучает закономерности усвоения знаний и формирования учебной деятельности, развития сфер человека в процессе обучения; предметом данной науки является также деятельность учителя и личность учителя во всем многообразии характеристик, свойств и связей.

Как видим, дидактику и педагогическую психологию объединяет главное понятие — процесс обучения, современное определение которого включает и дидактическую, и психологическую характеристики (рис. 1).

Рис. 1. Схема процесса обучения

Основные понятия дидактики: обучение, преподавание, образование, цели, методы, средства, формы обучения, закономерности, принципы и правила обучения, контроль и оценка. В последнее время в теорию обучения вошли и такие понятия: педагогическая система, педагогическая концепция и технология, педагогическая диагностика, управление процессом обучения.

Основные понятия педагогической психологии: учение, усвоение, закономерности развития в учебном процессе, деятельность учителя и учебная деятельность, педагогическое общение, педагогические способности, профессиональные, психологические и личностные качества учителя, профессиональная компетентность учителя.

Рассмотрение данных понятий и составляет главную задачу учебного пособия. Однако уже предварительное ознакомление с основными понятиями подсказывает, насколько они связаны друг с другом.

Источник:
Педагогическая психология
Краткая характеристика педагогики, дидактики и педагогической психологии
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/pedagogicheskaya-psihologiya.html

Педагогическая психология

Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Предмет педагогики
Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).

Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Источник:
Педагогическая психология
Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер,
http://syntone.ru/psy_dir/pedagogicheskaya-psihologiya/

Словарь терминов по дисциплине «Педагогическая психология»

Словарь терминов по дисциплине «Педагогическая психология»

скачать
Словарь терминов по дисциплине «Педагогическая психология»

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Абстрактная логика — см. Абстрактное мышление, Логика.

Абстрактное мышление — мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и самостоятельное свойство является абстракцией обобщения и образования понятий. Выделение содержательных, обладающих относительной самостоятельностью, абстракцией соответствует теоретическому мышлению, способному к созданию рационалистических схем, тогда как формальные абстракции вычленяют свойства предмета, не существующие сами по себе и независимо от него, и соответствуют эмпирическому уровню.

Абстрактно-теоретическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином «Абстракция». Вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции. Мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Автоматизация — процесс формирования различных навыков путем упражнения.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть) — система власти, характерная для антидемократических политических режимов; обычно сочетается с личной диктатурой.

Авторитарная педагогика — см. Авторитарность.

Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность (см. Агрессия), завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т.п.

Авторитарный — см. Авторитарность.

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы Адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация — одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие Адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Адаптивный — см. Адаптация.

Адекватность ощущения и восприятия — инвариантность основных свойств субъективного образа, его соответствие конвенциональному описанию объекта. Неадекватный образ отражения, как, например, в иллюзиях восприятия, рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта индивида.

Адекватный — тождественный, вполне соответствующий, точно совпадающий, правильный.

Административно-командная система — система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Административно-командные методы — см. Административно-командная система.

Аккомодация (от лат. accommodatio — приспособление, приноровление) — в биологии и медицине термин, близкий к термину «адаптация».

Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — учение) — учение о ценностях.

Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения, называемые аксиомами, а все остальные положения теории (вспомогательные — леммы и ключевые теоремы) получаются как логические следствия аксиом. Первым примером применения аксиоматического метода явились «Начала» Евклида (ок. 300 до н. э.).

Активное понимание — см. Понимание.

Альтруизм — (от лат. alter — другой) — система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности. Термин «А.» введен французским философом О. Контом как противоположный понятию эгоизм.

Альтруист — см. Альтруизм.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части или характеристики.

Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности. Анализатор состоит из трех частей: 1) периферический отдел — рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс; 2) проводящие пути — афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням Анализатора, в том числе к рецепторам, и регулируют их активность; 3) корковые проекционные зоны. Термин введен И.П. Павловым.

Андрагогика — одно из обозначений отрасли педагогики, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых.

Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

Антикультура — см. Культура.

Антагонизм — 1) одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций; 2) соотношение двух процессов, стимулов, структур организма, при котором их эффекты разнонаправлены.

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся) — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущее практике некоторых философских школ и особенно различных религий.

Аскетическая педагогика — см. Аскетизм.

Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Асоциальный — см. Асоциальное поведение.

Ассимиляция (от лат. assimilatio) — уподобление, слияние, усвоение — 1) (этнограф.) слияние одного народа с другим с утратой одним из них языка, культуры, нац. самосознания; 2) (лингв.) уподобление одного звука другому предшествующему или следующему за ним; 3) (биол.) то же, что анаболизм, в более узком смысле — усвоение питательных веществ живыми клетками.

Ассоцианизм — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциативная психология — общее название целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строгому детерминистскому объяснению психических феноменов.

Ассоциативное научение — образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).

Ассоциация (от лат. associatio — соединение) — 1) связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого; 2) возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин «ассоциация» был предложен Дж. Локком в ХVII в.

Атрофия — притупление, утрата какого-либо чувства, свойства.

Атрофия нравственности — см. Атрофия.

Аффект — Состояние сильного возбуждения, потери самоконтроля.

Аффективный — см. Аффект.

Афферентация (от лат. afferens (afferentis) — приносящий) — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). А. находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими внешней среды, а также от состояния (активности или пассивности) индивида.

Аффилиация (от англ. affiliation — соединение, связь) — потребность (мотивация ) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви.

Беседа — это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Бескорыстие — отсутствие сребролюбия, жадности к имуществу, желания копить богатства; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим.

Беспристрастность — см. Пристрастие.

Биология — совокупность наук о живой природе — об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.

Биотип человека — одна из разновидностей типологии человека, выделяемая по нейро-гуморальному основанию и базирующаяся на особенности реагирования симпатико-адреналовой системы (САС) человека на воздействия среды, что внешне проявляется в определенных особенностях поведения.

Бихевиористская теория — направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Валидность — см. Валидность теста, Валидность эксперимента.

Валидность эксперимента (от англ. validity — полноценность) — 1) оценка проведенного эмпирического исследования с точки зрения «правильности» его организации и тем самым возможности считать полученные результаты и сделанные выводы достоверными. Валидность при использовании методов наблюдения или эксперимента включает оценку репрезентативности исследования как степени приближения его к возможным безупречным мысленным образцам; 2) достоверность (и степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. Понятие «Валидность» объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процессами проведения эксперимента.

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Вербализм — см. Вербальный.

Вербальное воспроизведение — см. Вербальный.

Вербальное запоминание — см. Вербальный.

Вербальный (от лат. verbalis — словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и т.д.) и вербальный бессмысленный материал (слоги, бессмысленные слова и т.д.). Вербальному материалу противопоставляется невербальный осмысленный материал (геометрические фигуры, рисунки, фотографии, предметы и т.д.) и невербальный бессмысленный материал (необычные геометрические фигуры, чернильные пятна). В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное (например, жестовое) общение, вербальный (определяемый на основе решения вербальных задач) и невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конструктивных и других невербальных задач).

Вербальный уровень — см. Вербальный.

Властность — аспект выражения господства и подчинения в отношениях между людьми. В. является социально необходимым условием управления, сопровождается направленной передачей информации и реализуется в поведении.

Власть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.

Внеситуативный — см. Ситуация.

Внешнеречевой этап действия — см. Внутренняя речь.

Внешняя валидность — критерий оценки исследования с точки зрения решения проблем соответствия сформулированных в гипотезе переменных и реализованных методически условий тем, на которых осуществляется обобщение полученных результатов.

Внешняя мотивация — совокупность мотивов, связанных с тем, что лежит вне самой учебной деятельности (мотивы долга и ответственности перед классом, учителем, родителями; желание получить одобрение, хорошие оценки и т.п.).

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр.

Внутренняя валидность эксперимента — критерий оценки планирования и проведения исследования, позволяющий считать достоверными выводы относительно именно представленной в гипотезе зависимости (а не какой-то другой).

Внутренняя мотивация учения — совокупность мотивов, заложенных в самой учебной деятельности (мотивы, связанные с содержанием и самим процессом учения).

Возрастная психология — теория развития психики в онтогенезе.

Волевой акт — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.

Воля — свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.

Воображение — психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Воодушевление — душевный подъем, увлечение.

Воспитание — 1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

Воспитанность — определенный уровень личностного развития.

Воспитательная система — см. Воспитание.

Воспитательная среда — см. Воспитание.

Воспитательные воздействия — см. Воспитание.

Воспитательный процесс — см. Воспитание.

Воспитуемость — откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.

Воспитуемый — см. Воспитание.

Воспитывать — см. Воспитание.

Гармоничная личность — см. Личность, Гармония.

Гармония (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность) — 1) соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии — организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного; 2) (в музыковедении) выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия — аккорд. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада — гомофонии, полифонии. Элементы гармонии — каденции и модуляции — важнейшие факторы музыкальной формы. Учение о гармонии — один из главных разделов теории музыки.

Ген (от греч. genos — род, происхождение) (наследственный фактор), единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака.

Источник:
Словарь терминов по дисциплине «Педагогическая психология»
Размер: 0.86 Mb.; Абстрагирование мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных
http://rudocs.exdat.com/docs/index-423512.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Share this post