Пенитенциарная психология

Исправительная (пенитенциарная) психологияСтраница 1

Поэтому ПП тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагогической и социальной психологией. В исправительно-трудовых учреждениях она призвана решать чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к общественно полезной трудовой деятельности и адаптации в обществе.

Каждый осужденный, попадая в ИТУ, планирует для себя только окончание срока. А перед воспитателями УТУ стоит гораздо более сложная задача – воспитать (перевоспитать) человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к перевоспитанию, к переделке своей личности.

У преступника (бандита, вора, грабителя) при длительном занятии преступной деятельностью вырабатывается своеобразные привычки и навыки, то есть вырабатывается своеобразный динамический преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные, рассматривая каждую окружающую его ситуацию только под одним углом зрения – можно ли здесь безнаказанно совершить преступление.

ПП должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и способствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, а также такие факультативные факторы, как семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью, хобби.

Нахождение в местах лишения свободы не может не отразиться на психологии человека. Однако общие условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно нарушаются со стороны администрации, по разному воздействуют на осужденных и влияют на изменение их психологии. Знание особенностей психологии осужденных является необходимой и важной предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с ними, для достижения целей перевоспитания. Основными факторами, влияющими на формирование психолог. особенностей у лишенных свободы, являются:

— наличие режима места лишения свободы;

— изменение сложившегося стереотипа жизни;

— переживания, связанные с осуждением к лишению свободы.

Психология осужденного во многом определяется его отношением к самому факту лишения свободы.

Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них (особенно в первое время) следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения) и состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безнадежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях.

Угнетенное состояние усиливается если оно имелось у осужденного и ранее. Оно является следствием неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. Оно усиливается от сознания своей вины перед обществом, семьей. Обычно эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют трудовую норму и все требования воспитателя. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию. Для этого необходимо выяснить и ликвидировать причины угнетенности, создавать условия для переключения целенаправленного внимания на другие процессы и объекты. Должна возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий совершенного им преступления, на его самовоспитание.

Теоретические аспекты подготовки детей с ЗПР к интегрированному обучению
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующи .

Основной принцип классификации личностей
А.Ф. Лазурский (12.04.1874-12.03.1917) Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая .

Основная часть
Средняя школа № 1 была построена в 1985 году. Проектная наполняемость — 1200 учащихся. Школа располагает двумя спортивными и актовым залами, общее количество кабинетов – 57, школьная столовая рассчитана на 250 посадочных мест, есть медицинский кабинет, медиатека, кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет ИКТ, компьютерный класс, маст .

Источник:
Исправительная (пенитенциарная) психологияСтраница 1
Поэтому ПП тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагогической и социальной психологией. В исправительно-трудовых учреждениях она призвана решать чрезвычайно сложные
http://www.psylands.ru/lans-732-1.html

Исправительная психология

Исправительная психология — отрасль юридической психологии, изучающая психологические основы ресоциализации (восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе), проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях исполнения уголовного наказания, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения, соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Ресоциализация личности осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социальноположительного поведения. Создание условий формирования социально-адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений. Ее решение связано с теоретической разработкой проблемы исправления личности в процессе исполнения наказания.

Сложные задачи, стоящие перед исправительным учреждением, могут успешно решаться лишь на основе их комплексных социальных и психолого-педагогических программ ресоциализации различных категорий осужденных.

Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Перед работниками исправительного учреждения стоит сложнейшая задача диагностики личностных дефектов осужденных, разработки обоснованной программы их исправления, предупреждения тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации личности.

Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных — задача, посильная только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит соответствующих кадров, и научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии — теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.

Среди осужденных (заключенных) — люди, потерявшие ценностные ориентации в жизни, многие из них страдают аутизмом (болезненной социальной отчужденностью), разнообразными психическими аномалиями — психопаты, невротики, лица с крайне пониженной психической саморегуляцией.

В психологическом плане под исправлением осужденного следует понимать личностно-психологическую коррекцию — исправление отдельных психорегуляционных дефектов личности осужденного.

Исправить преступника — значит осуществить его глубинную личностную перестройку, изменить личностную направленность, сформировать новый социально-адаптированный стиль его жизнедеятельности. Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания? Человека нельзя сформировать и тем более перевоспитать методом устрашения, кары, прямого принуждения. Одно и то же наказание по-разному действует на разных людей, имеет различное мотивационное влияние на поведение разных индивидов.

Исправление провинившейся личности не может быть достигнуто только внешними воздействиями. Для этого необходимо покаяние — самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения — раскаяния.

Исправить провинившуюся личность — значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушенную социальную ценность.

Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения — лишь условие для принятия ею своих решений. И лишь та кара имеет значение, которая данному индивиду представляется справедливой. Невозможно поэтому классифицировать кару по степени жестокости. Человек может пренебречь даже потерей своей жизни. Большинство осужденных оценивают назначенное им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое, незаслуженное. Кровавые убийцы, насильники, грабители не проявляют обычно и тени нравственного самоупрека; единственный их самоукор — обвинение себя за то, что «попался».

Барьер нравственного самоанализа преступника — основное препятствие на пути его ресоциализации. Закоренелый преступник — индивид с атрофированным нравственным самосознанием, с кризисом нравственного самоанализа. «Случайный» преступник — индивид с дефектами психической саморегуляции. Между тем сотрудники исправительных учреждений почти не располагают информацией о личности осужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию, более того — чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимные переживания им неведомы. Идет невидимая война между администрацией исправительных учреждений и осужденными.

В таких «боевых» условиях личность стремится быть грубой, жестокой и боеспособной. А что касается душевных драм и трагедий прошлой жизни — их лучше вытеснить, самооправдать и забыть. Так закрепляются, консервируются все психологические структуры, характерные для личности преступника.

Идет отбывание срока, процесс приобщения к тюремной субкультуре, но не процесс ресоциализации личности преступника. Более того, личность еще больше криминализируется. В этом и состоит основной парадокс нашей тюрьмы. Для того чтобы современные исправительные учреждения стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходимы их принципиальная реорганизация, укрепление психолого-педагогически грамотным персоналом.

Лишение человека свободы, его социальная изоляция — мощный фактор модификации человеческого поведения. Психика каждого человека по-разному реагирует на это обстоятельство. Тюрьма, колония — ломка привычного уклада жизни, отрыв индивида от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования, частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, криминальная субкультура, постоянное давление со стороны персонала, криминализированных групповых лидеров. У заключенного при этом обостряются его личностные дефекты.

Тюрьмы предварительного заключения, следственные изоляторы (СИЗО) — скорбное обиталище людей, суд над которыми еще не состоялся и которые могут быть еще признаны невиновными. Но их уже карают тяжелым тюремным режимом, тяжелым настолько, что, длительно пребывая в этих невыносимых условиях, человек становится способным даже на самооговор, лишь бы скорее попасть в более приемлемые условия стационарного заключения. Но и там его ожидает стрессогенная обстановка.

Первые 2-3 месяца — период первичной адаптации — отличаются наиболее напряженным психическим состоянием осужденного. У него происходит болезненная ломка ранее сформированных жизненных стереотипов, резко ограничивается удовлетворение привычных потребностей, остро переживается враждебность новой микросреды, часто возникают конфликтные эмоциональные состояния. Чувство безнадежности, обреченности становится постоянным негативным фоном самосознания личности.

Следующий период связан с ценностной переориентацией осужденного, принятием им некоторых норм и ценностей микросреды, выработкой стратегии и тактики поведения в новых условиях. Изыскиваются возможности выживания. Рано или поздно осужденный подчиняется «законам тюрьмы». Они просты и жестоки, санкции их примитивны и однообразны — увечья, побои, а иногда и лишение жизни.

Личность новичка проверяется жестоким н примитивным ритуалом «прописки». Индивид оказывается перед выбором: принять или не принять навязываемый ему статус. Решение должно быть быстрым, а действия чрезвычайно интенсивными. Реакция личностного самосохранения часто бывает бурной, аффективной.

В чем же причина такого жестоко-ритуального поведения заключённых? Суровые тюремные законы исходят из жестоких условий обстановки. Эти законы примерно одинаковы в тюрьмах всего мира. Система тюремных запретов и ограничений сама по себе направляет социально-психологическую организацию тюремной микросреды по определенному руслу. И чем суровее условия тюремного режима, тем суровее законы жизни ее обитателей.

Унизительный повсеместный контроль, строгая регламентация всех отправлений жизнедеятельности, нарочито жестокое обращение, ярлык третьесортности, невозможность самоутвердиться социально выработанными способами, утрата всяческой возможности к персонификации принуждают «зека» искать самореализации в сфере тюремного Зазеркалья.

Страстным желанием к восстановлению самоценности обуреваемы почти все заключенные. Человек в тюрьме не может улучшить свое положение активной деятельностью. Дополнительные блага здесь можно добыть лишь
грубым захватом, насильственным дележом — и всегда за счет другого. Личность, не утвердившаяся в социуме, стремится к самоутверждению в асоциальном мире. Будучи не социализированной, не охваченной культурой общества, она особенно быстро попадает в сферу асоциальной субкультуры.

Однако и здесь личность сталкивается с социальной иерархизацией, социальным клеймением, жестокой борьбой за самоутверждение. Личностный статус в криминализированной среде зависит от физической силы индивида, его криминальной «бывалости», толерантности (устойчивости к трудностям) в адаптационный период, жестокости и цинизма в обращении с «низами».

Одно из явлений криминальной субкультуры — стратификация (от лат. stratum — слой) — социально-групповое расслоение криминализированной общности. Каждый слой преступного мира имеет, по существу, собственную субкультуру.
Психика осужденного ищет выход из унылой, тягостной и однообразной повседневности. Возникают замещающие феномены, образно переживается прошлое, возникает «жизнь в воображении», гипертрофируется былая самореализация, возникают суррогаты самоутверждения — личность стремится к гиперкомпенсации. Отсюда особая экспрессивность, демонстративность, взвинченность поведения.

Весь уклад жизни осужденного определяется режимом соответствующего типа исправительного учреждения. Реализуя комплекс определенных правоограничений, режим исправительных учреждений создает осужденному все положенные для него тяготы, страдания и лишения. Каждому виду заключения соответствует свой режим. На стороне администрации — право осуществлять принудительное воздействие, а осужденного — проблематичное право находиться под защитой закона, добиваться осуществления своих законных прав.

Установлено, что пребывание в суровых тюремных условиях свыше пяти лет вызывает необратимые изменения в психике человека. У лиц, отбывших длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываются настолько нарушенными, что каждый третий из них нуждается в помощи психотерапевта и даже психиатра.

Замкнутость тюремной среды, крайне ограниченные возможности удовлетворения насущных потребностей, изнуряющая регламентация поведения, однообразная убогость обстановки, насилие и издевательства сокамерников, а в ряде случаев и тюремного персонала, неизбежно формируют устойчивые негативные черты личности. Личностные деформации во многих случаях становятся необратимыми.

Пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденного с социумом. Восприятие среды как чужой, опасной и ненавистной переходит на подсознательный уровень, закрепляется антисоциальная установка.

Понятия стыда, совести, которые следовало бы реанимировать, окончательно исчезают из сознания осужденного. Мука вынужденного пребывания в стадных условиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению, резкому снижению уровня критической самооценки личности, к утрате ее самоуважения и остатков социальной идентификации.

Низкий уровень материального благополучия в нашем обществе доводится в местах лишения свободы до крайней нищеты. Каждый седьмой осужденный обречен на заболевание туберкулезом и другие хронические недуги. Медицинское обслуживание ничтожно. Но бедность материальная неизмеримо усугубляется бедностью духовной, нищетой межлюдских отношений, повседневным унижением достоинства человека.

В тюрьме спасается лишь тот, кто может спасти свой внутренний мир, не вступая в острые конфликты с внешним миром.

Основная особенность воспитательной деятельности исправительных учреждений — трудновоспитуемость осужденных. Сам факт определения индивида в исправительное учреждение свидетельствует о наличии у него глубоких социально-психологических дефектов, личностных аномалий. Для ^социализации осужденных сотрудники исправительных учреждений должны знать личностные особенности каждого из них. Задача эта сложна и трудоемка. Ее решение требует специальных психологических познаний, ориентации в структуре личности, динамике ее поведения, в релевантных (значимых) для нее средствах воздействия.

Без индивидуально направленной системы воспитательных воздействий исправительные учреждения не могут решать поставленные перед ними задачи. Успех индивидуально-воспитательной работы зависит от педагогической и психологической компетентности воспитателя. Здесь же мы можем дать лишь краткий обзор основных проблем воспитательной работы в исправительных учреждениях.

Источники получения информации о личности и методы ее изучения:

Эффективность воспитательного воздействия в значительной мере зависит от установления психологического контакта с осужденным. Такой контакт возможен лишь на основе знания его индивидуальной специфики, предпочтительных ориентаций и актуализированных интересов. Существенна также адекватная диагностика личностных психологических барьеров, системы психологической защиты индивида.

Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей. Личность всегда представляет определенную малую группу. Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. Фундаментальный принцип пенитенциарности: реализуя карательную функцию, исправительные учреждения должны формировать способность осужденных к жизнедеятельности в условиях самоорганизации. Длительное существование индивида в условиях глобального надзора и регламентации подавляет механизм психической саморегуляции и по существу делает человека неспособным к последующей жизни на свободе.

Гуманность наказания следует понимать не как снижение его карательной функции, а как организацию такого наказания, которое не вытравляло бы в наказуемом его человеческих качеств, веры и надежды в возможность быть полноценным членом общества.

Источник:
Исправительная психология
Исправительная психология — отрасль юридической психологии, изучающая психологические основы ресоциализации (восстановления ранее нарушенных социальных качеств
http://wiki.1vc0.ru/enciklopediya/psixologiya/otrasli-psixologii/yuridicheskaya-psixologiya/ispravitelnaya-psixologiya.html

Пенитенциарная психология

Пенитенциарная психология. Проблемы современного развития

Юридический психолог в своей практике сталкивается с различными явлениями, происходящими в сфере взаимодействия человека и права. Если судебная психология рассматривает лишь явления и процессы, протекающие при судопроизводстве, то львиная доля полезного материала находится как до, так и после работы судов.

Современная система исполнения наказаний переживает сложный период реформирования. Мировая практика перехода от выполнения карательных функций к методам перевоспитания невольно коснулась тюремных систем всех стран постсоветского пространства. Эффективность работы нового подхода к практике исполнения наказаний требует от государства дополнительных капиталовложений. В нынешних условиях прогрессирующего кризиса надеяться на какие-либо дополнительные финансовые вливания не приходится. Да и никакие затраты финансовых средств не смогут сыграть возложенной на них роли без соответствующей подготовки персонала и развития соответствующей психологической базы.

Пенитенциарная психология представляет собой раздел юридической психологии, в её функции заложено изучение соответствующих аспектов эффективности как различных видов наказания, так и поведения осужденных, и, что немаловажно, их общностей. Эта наука постоянно совершенствуется и дополняется. Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы вносит постоянные дополнения в повседневную практику нынешних работников пенитенциарной системы. Кроме того, пенитенциарная психология касается процессов, выходящих за рамки работы учреждений исполнения наказаний. Ресоциализация и реабилитация лиц на нынешнем этапе играет не менее важную роль, чем сам процесс наказания.

В качестве своего объекта пенитенциарная психология выбирает людей, которые пребывают в границах учреждений, предназначенных для отбывания наказания. Проведение психологического анализа эффективности применяемых к ним средств, методов превентивного и исправительного воздействия позволяет повысить эффективность новых способов работы с лицами, отбывающими наказание.

Проблемы и сложности работы в этой сфере встали остро не только в настоящее время. С момента зарождения государства существовало множество подходов и способов их решения. За последние сто лет произошло существенное их переосмысление и переоценка.

Основной функцией по-прежнему остаётся карательная. Её смысл заключается в том, что осужденного изолируют от общества, его содержат под охраной и постоянным надзором. Вся жизнедеятельность заключённых находится под принудительной регламентацией. Соответственно это вызывает целый спектр негативных переживаний, так как происходит мощное ограничение в удовлетворении целого ряда базисных как социальных, так и физиологических потребностей.

Если рассматривать воспитывающую функцию, которую выполняет режим в целом и пенитенциарная психология в частности, то можно выделить строгость организованности жизни и быта заключённых. Распорядок дня, четкое регламентирование условий, в которых происходит отбывание наказания, накладывает свой отпечаток и на поведение, и на характер людей. Среди положительных воздействий следует отметить постепенное развитие таких качеств, как дисциплинированность, аккуратность, исполнительность.

В создании благоприятных условий для организации труда, воспитательной работы, обучения, полноценной деятельности персонала заключается обеспечивающая функция режима. Но как только человек покидает учреждение отбывания наказания, может возникнуть эффект рецидива. Именно над профилактикой подобного отрицательного явления в настоящее время работают как психологи, так и персонал пенитенциарной системы. Но их усилий зачастую оказывается недостаточно. Для получения более высоких результатов в решении этой проблемы необходимо тесное сотрудничество с местными властями, организациями по трудоустройству и социальному обеспечению слабо защищенных лиц.

Источник:
Пенитенциарная психология
Пенитенциарная психология представляет собой раздел юридической психологии, в её функции заложено изучение соответствующих аспектов эффективности как различных видов наказания, так и поведения осужденных, и, что немаловажно, их общностей.
http://fb.ru/article/45271/penitentsiarnaya-psihologiya-problemyi-sovremennogo-razvitiya

Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе

Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе

Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников. Анализ личности осужденных, динамика их психических состояний в процессе отбывания наказания. Социально-психологические явления в среде осужденных и профилактика их негативных влияний.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе уголовно-исполнительной системы

1. Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе уголовно-исполнительной системы

1.1 Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников

1.2 Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания

1.3 Социально-психологические явления в среде осужденных и профилактика их негативных влияний

Список использованных источников

Пенитенциарная психология — раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, а также обосновываются меры по ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания.

Объектом пенитенциарной психологии являются люди, находящиеся в условиях отбывания тех или иных видов наказания и психологический анализ эффективности применения к ним средств и методов исправительного и превентивного воздействия. В силу многоплановости и сложности проблем, решаемых исправительными учреждениями, предмет пенитенциарной психологии многократно расширялся за более чем столетний период ее развития. В настоящее время в него включают вопросы, которые связаны с изучением фактов, закономерностей и механизмов проявлений психики у конкретных типов осужденных и их общностей на различных этапах отбывания наказания, а также с разработкой научно обоснованных психологических рекомендаций по оптимальному использованию условий и средств в ресоциализации осужденных и в постпенитенциарной реабилитации лиц, отбывших наказание. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

1. Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе

1.1 Психологические аспекты проблемы наказания и исправления

Исправление осужденных в условиях отбывания наказания основывается на такой психологической закономерности человеческой психики, как способности ее претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств как творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь не только о возможности юридического исправления осужденных, но и их перевоспитания.

Среди основных направлений ресоциализующей деятельности выступают следующие:

— психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;

— разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных и поэтапная их реализация;

— осуществление в специально созданных центрах необходимых мер психотерапии для осужденных, имеющих невротизацию и психопатические проявления, неадекватные психологические защиты и личностные акцентуации;

— разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющих возможности для личностного роста;

— всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентаций и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.

Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений будет невысок не только из-за низкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственнном масштабе системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений.

Постпенитенциарная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, базируется на комплексе мер: во — первых, по социальной реадаптации их к жизни в новых условиях на свободе, во-вторых, по социальному контролю и профилактике вероятности “ асоциальных срывов”, в том числе и совершения повторных преступлений.

В зарубежных странах, активно внедряющих пенитенциарную “реабилитационную модель” (США, Канада, отчасти Англия и Германия) вся деятельность по социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы координируется специальными центрами постпенитенциарной помощи. В их задачи входят вопросы по трудоустройству, проведению профессиональных и психологических консультаций и др. К социально-реабилитационной работе с бывшими заключенными также широко подключаются общественные благотворительные организации, добровольные помощники и семьи-поручители из местных общин.

1.2 Психологические проблемы изучения личности осужденных и

динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания

1) тактику поддержки актива и администрации;

2) тактику борьбы за лидерство и самоутверждение на негативной основе;

3) тактику выжидания;

4) тактику четкого нейтралитета;

5) тактику поиска покровителей;

6) тактику полной неадаптированности и самоагрессии. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997.

Учитывая возможность проявления осужденными указанных тактик, сотрудники исправительных учреждений и должны строить индивидуальную работу с ними. При этом внимательное отслеживание направленности внешней активности и характера переживаний осужденных, может позволить, во-первых, профилактировать возможные межличностные или личностно-групповые конфликты, во-вторых, предотвратить суицидальные попытки, в-третьих, оказывать поддержку в приспособлении к конкретным условиям, средствам исправления и ситуациям отбывания наказания.

Примерно через 5-6 месяцев пребывания в исправительном учреждении (причем, в зависимости от меры преодоления внутриличностных конфликтов и освоения требований внешней среды) для осужденных типичным является выход на вторую фазу адаптации — “нивелировки”. Ее особенностью является то, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции и воздействия внешней среды нивелируются и они все больше в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним проявлениям (походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу и т.д.) на других осужденных. Это свидетельствует о том, что происходит усвоение стереотипов “зоновского ролевого поведения”. Но наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки проявления интереса и индивидуальных особенностей на производстве, во время досуга, в построении отношений с “близкими по линии судьбы” осужденными (“земляками”, “сверстниками” и т.п.).

Успешность исправительных воздействий на осужденного во многом предопределяется психологической компетентностью сотрудников в вопросах стратификации (расслоения, поляризации) среды осужденных и наличием умений выявлять и учитывать их индивидуально-личностные особенности в построении взаимоотношений и в воспитательной работе. Научные исследования и практика отечественных исправительных учреждений свидетельствует, что в них расслоение осужденных на определенные статусно-групповые категории происходит, прежде всего, в зависимости от ориентации на групповые нормы — определенные правила, стандарты поведения, которые приняты в определенных группах и которым должно подчиняться поведение ее членов.

Если поведение осужденного, в первую очередь, регулируется нравственными и правовыми ценностями, ориентацией на соблюдение правил внутреннего распорядка, стремлением позитивно изменить себя, преодолеть преступные стереотипы и оказывать помощь администрации учреждения в противодействии насаждению в зоне воровских традиций. то данных осужденных относят к группе актива колонии. Эта группа осужденных состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления, активно участвующих в трудовом процессе и общественной деятельности, в организации самоуправления осужденных.

Однако сотрудники колоний встречаются и с фактами, когда в актив стремятся попасть осужденные, которые внутренне не раскаявшись в совершенном преступлении и не имея установки на ведение правопослушного образа жизни после освобождения, в то же время в силу корыстных интересов (возможности использования предоставляемых законом льгот и условно-досрочного освобождения) демонстрируют псевдоподдержку требований администрации. Поэтому умение изобличить подобных типов людей с двойной моралью и убедить их в пагубности последнего есть свидетельство профессионально-педагогического мастерства сотрудников пенитенциарных учреждений.

Ко второй группе осужденных (причем, наиболее многочисленной) — “нейтралам” (или “пассиву”) — относят тех, кто, с одной стороны, внешне солидарен с официальными нормами и выполняет требования администрации (не нарушает режим, хорошо трудится и т.д.), а с другой — открыто не осуждает поведение нарушителей режима, уклоняется от прямой поддержки инициатив администрации и актива, т.к. считаются со многими неофициальными нормами, существующими в среде осужденных. Подобная двойственность в стратегии их поведения, когда поступки прежде всего зависят от создавшейся ситуации, требуют значительных воспитательных усилий со стороны сотрудников исправительных учреждений. Ведь в зависимости от того, на чью сторону удастся соориентировать “нейтралов”, во многом и будет зависеть динамика развития оперативной обстановки в учреждении.

К третьей группе осужденных — “отрицаловке” (“блатарям”) — относятся те лица, для которых основным регулятором поведения выступают нормы, сформулированные в “воровском законе”:

— оппозиция, а порой и открытое противодействие администрации учреждения;

— уклонение от участия в общественно-полезном труде либо работа без усердия;

— стремление доминировать над другими осужденными и жить за их счет;

— материальная и физическая поддержка нарушителей режима (в том числе “подогрев” находящихся в ШИЗО и ПКТ);

— категорическое неучастие в работе самодеятельных организаций и пренебрежительное отношение к ним, борьба с активом за сферы влияния и т.д.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения численности данной категории осужденных. Это привело к повышению их агрессивности, моральному и физическому давлению по отношению ко всем осужденным, которые не придерживаются “воровского закона”, усилению неповиновения администрации, организации побегов, захватов заложников, массовых беспорядков.

Четвертая группа осужденных — “пренебрегаемые”. Это лица, чье поведение противоречит как официальным (нравственно-правовым), так и неофициальным (“воровским”) нормам и обычаям. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. Л., 1986.

Отнесение конкретных осужденных к определенным статусным категориям в зависимости от их отношения к определенным ценностным нормам — это лишь первичная ориентация и прогнозирование возможного направления их поведения. Полноценное осуществление индивидуального подхода к исправлению и перевоспитанию осужденных основано на знании индивидуальных особенностей их личности.

1.3 Социально-психологические явления в среде осужденных и профилактика их негативных влияний

Нахождение в местах лишения свободы зачастую не только разрушает сложившуюся ранее систему отношений человека с людьми, но и для преодоления чувства одиночества и дефицита в общении подталкивает осужденных к поиску друзей, единомышленников. В итоге на основе общности интересов, чувства симпатии по схожести судеб, профессионального, криминального опыта или национальному признаку внутри исправительного учреждения и образуются неформальные малые группы осужденных. Они имеют разную численность, устойчивость и направленность по отношению к целям исправительного учреждения и общим требованиям жизни в коллективе осужденных.

Функционированию малых групп осужденных присущ ряд особенностей:

— в них всегда складывается и существует определенная иерархическая структура отношений и зависимостей (“система ролей”);

— в них действуют свои ценностные ориентации, нормы и правила в регуляции поведения ее членов;

— на основе групповой сплоченности демонстрируется избирательное отношение к другим группам и конкретным типам осужденных;

— ведется активный поиск и коллективное обсуждение значимой информации, а также возможных групп новых действий;

— осуществляется поддержка своих членов в моральной и физической форме, а также продуктами питания, вещами и другими средствами, которые были приобретены в “зоновском ларьке”, получены в посылках и т.д.;

— реализуется активное стремление к совместному проведению досуга, а также к другим формам жизнедеятельности в условиях лишения свободы.

В научных публикациях рассмотрение групп осужденных часто начинают с раскрытия феноменов, присущих таким микрогруппам как “семья”. Это обычно стойкая малая группа, состоящая из двух или более осужденных, объединившихся на основе общих взглядов и интересов (совместный досуг, питание, защита от посягательств и т.д.). Права и обязанности членов “семьи” обычно не имеют четкой регламентации, а определяются личностными качествами и авторитетом ее членов, и в первую очередь ее лидера. Ведь в функции лидера “семьи” входит планирование и координация всех ее действий, поддерживание и развитие групповых традиций и обычаев, представительство “семьи” в отношениях с другими группами, контроль за поведением членов группы, их поощрение или наказание, осуществление функции “арбитража” и пр.

В условиях исправительных учреждений могут возникать и более крупные по размерам, но “размытые” в плане разделяемых ценностей и норм общности осужденных, которые в специальной литературе называют “землячествами”, т.е. объединяющих лиц одной национальности или “земляков”.

Наряду с указанными неформальными социальными группами — “семьями” и “землячествами” — в исправительных учреждениях на традициях “воровской идеи” всегда существовали и криминальные группировки осужденных. Внешне основывая свое существование на “субкультуре тюремной общины”, члены таких группировок в то же время стремятся к авторитарной власти среди осужденных, открыто высказывают и демонстрируют негативное отношение к режиму отбывания наказания, к труду, учебе, воспитательным мероприятиям, ведут запутывание и реальную борьбу за влияние в среде осужденных с представителями самодеятельных организаций.

На втором, среднем вслед за высшим, уровне в криминальном образовании утверждаются лица из числа непосредственного окружения лидера, к которым чаще всего в специальной литературе применяют термин “авторитеты”, а в среде осужденных называли в разные времена “козырными фрайерами”, “шерстяными” и т.д. Данные лица, обладают примерно такими же криминальными качествами как и лидер, в то же время по “воровскому кодексу” не имеют права свергать лидера, выдвигать и утверждать нового, т.к. их статус не утвержден решениями “блатных тюремных сходок” или съездов “воров в законе” каждый из них, зная об этом (в том числе и о возложенных в последующем суровых наказаниях за нарушения правил криминальной субкультуры), всячески поддерживает лидера по руководству асоциальной группировкой, в пропаганде и утверждении среди осужденных корпоративных законов и правил преступного мира.

На третьем низшем уровне в иерархии криминальной группировки находятся осужденные — исполнители. Их на блатном жаргоне часто именуют “пехотой”, “солдатами”, а в среде осужденных — “шестерками”. Они рассматриваются и используются “авторитетами” как подручные, прислуга, а поэтому не принимают практического участия в решении важных вопросов жизнедеятельности “блатного сообщества”. Состав подобных лиц, крайне неустойчив, т.к. лидер и его приближение, использовав все их возможности и связи (прием часто в качестве “средств воздействия” на других осужденных), со временем теряют к ним интерес, отказываются от их услуг.

Свою руководящую роль в исправительных учреждениях криминальные группировки часто пытаются обеспечить, с одной стороны, за счет установления контроля и целенаправленного распределения средств, поступающих в места лишения свободы, активного насаждения гипертрофированного понятия “арестантской чести”, организации “воровских судов” и жестокой расправы с отступниками от воровской идеи или осужденными, творящими “беспредел” , а с другой стороны, за счет “показной лояльности” их лидеров к администрации учреждений и выбиванию от нее уступок по принципу “ты мне- я тебе”.

Чтобы усиленно противодействовать криминальным группировкам персонал исправительных учреждений должен не только знать организационно-структурные и психологические закономерности возникновения и функционирования последних, но и хорошо разбираться в атрибутах насаждаемой ими в местах лишения свободы криминальной субкультуры.

В настоящее время психологами разработан ряд специальных методик для изучения элементов криминальной субкультуры: методика пространственно-знаковой социометрии, психосемантический анализ арготизмов в среде осужденных, визуальная психодиагностика невербальных проявлений осужденных и пр. Представляется, что ознакомление с ними сотрудников пенитенциарных учреждений будет способствовать не только повышению их профессионально-психологической компетенции, но и совершенствованию индивидуально-дифференцированного подхода к воспитательной работе с различными категориями осужденных.

Традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами основные детерминанты закономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются в проведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, а также в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияния криминальных группировок. При этом разложение малых групп отрицательной направленности в исправительных учреждениях осуществляется через специальные воздействия на их лидера, через выявление и пресечение противоправных каналов и способов криминогенного общения и взаимодействия членов асоциальной группы, через развенчание истинной сути воровских традиций и обычаев (например, “воровского общака, “прописки” и др.).

К настоящему времени пенитенциарные психологи разработали научно обоснованные рекомендации по воздействию на стихийные социально-психологические явления в среде осужденных по пресечению слухов, преодолению негативных последствий “зоновской моды”, воздействию на различные виды толпы и в ситуациях паники осужденных. Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998.

Список использованных источников

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

2. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1993.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997.

4. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. Л., 1986.

5. Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. М., 1982.

6. Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.

Источник:
Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе
Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников. Анализ личности осужденных, динамика их психических состояний в процессе отбывания наказания. Социально-психологические явления в среде осужденных и профилактика их негативных влияний.
http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625a3ad78b5c43b88421206c27_0.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как красиво написать буквы на плакате Как красиво написать буквы на плакате мозг off развлекаюсь мозг… (1)

Женские хитрости в отношениях с мужчинами Женские хитрости в отношениях с мужчинами Здоровье (5334) Интересно (4849)… (1)

Слова сестры на выкупе невесты Русский выкуп – Здравствуй, молодец прекрасный! Что ты тих как… (1)

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (1)

Гадалка в шатуре Потомственная ясновидящая, гадалка и экстрасенс в ТамбовеПотомственная ясновидящая, гадалка и… (1)

COMMENTS