Повышенная тревожность

Как избавиться от повышенной тревожности

Существовать в постоянной тревоге достаточно трудно. Любое малозначительное событие превращается в нечто грандиозно-опасное, а преувеличенный страх за себя и своих близких становится вечным спутником. Повышенная тревожность не позволяет жить полноценно, заключая личность в строгие рамки переживаний. Как же выйти из такого состояния? Что сделать, чтобы тревожность осталась в прошлом?

Один человек перед поездкой спокойно складывает вещи, легко засыпает, а наутро не слишком спешит в аэропорт. Другой ведет себя совершенно иначе: бегает по квартире, составляет списки собранных вещей, пьет успокоительные перед сном, просыпается каждый час, опасаясь проспать, нервничает в самолете из-за незакрытого крана… Очевидно, что эти люди живут на противоположных полюсах, и их мировоззрения кардинально отличаются. В чем же причина?

Как и большинство психологических проблем, повышенная тревожность воспитывается с детства. Ее провоцируют:

  • беспокойные родители. Если ребенок все время видит, как мама с папой переживают из-за повышения цен, опозданий своего чада из школы, легкого недомогания бабушки, то он воспринимает такое мышление как единственно верное;
  • плохие отношения с родителями. Одна из базовых функций мамы-папы – защита своего потомства. Когда ребенок не уверен, что главные для него люди придут на помощь, он теряет доверие и ко всему остальному миру;
  • жесткие требования. Оценки, внешний вид, поведение, хобби, друзья, распорядок дня – некоторые родители стремятся контролировать любую мелочь из жизни своего отпрыска. В результате ребенок все время нервничает, пытаясь оправдать непомерно завышенные ожидания.

Преимущество взрослой жизни в свободе отбросить навязанные родителями установки и вести себя согласно собственным предпочтениям. К сожалению, не все готовы сделать такой шаг.

Следует просто принять склонность к переживаниям как свойство своего характера. Не нужно винить себя за свои страхи, даже если они слишком навязчивы и нерациональны:

Да, я боюсь, что завтра на голову мне упадет кирпич. Я имею право бояться.

Когда тревожность не воспринимается как внутренний враг, от которого нужно избавляться всеми силами, она снижает свое влияние на качество жизни. Ум перестает зацикливаться на переживаниях, допуская их существование, и переключается на выполнение поставленных задач.

Есть вещи, которые просто нельзя изменить. Невозможно прямо повлиять на то, что происходит с другом, находящимся на другом континенте. Нет никаких шансов предупредить все неприятные ситуации, которые могут случиться с ребенком в школе. Какой тогда смысл все время переживать?

В лучшем случае можно контролировать то, что находится в непосредственной близости. Поддержать оступившегося человека, идущего рядом, вполне вероятно. Но сделать то же самое с кем-то, кто уже отошел на несколько метров вдаль, невозможно. Поэтому стоит прекратить тревожиться о ситуациях, неподвластных изменениям со стороны переживающего.

Иррациональная тревожность «подкармливается» плохими новостями по ТВ и жуткими историями, услышанными от знакомых. Следует понимать, что рассказы о хорошем просто не пользуются спросом. Никто не станет оповещать о том, что 1000 людей живет прекрасно, но зато сообщение о серьезной неприятности с кем-то одним сразу станет поводом если не для телесенсации, то хотя бы для соседской сплетни.

Условно говоря, жена, задерживающаяся на 10 мин. с работы, скорее всего, зашла в магазин за продуктами, а не лежит в подворотне с перерезанным горлом.

Жить станет проще и не так тревожно, если оградить себя от потока «чернухи»:

  • прекратить общение с людьми, любящими «мусолить» различные проблемы;
  • не смотреть каждый вечер новости по всем каналам: самое главное дойдет и без них, а без остального можно обойтись;
  • отказаться от просмотра сериалов и фильмов, где основная тема – насилие, грабежи, убийства.

Дополнительно можно практиковать медитацию: она прекрасно проясняет мысли и делает человека более спокойным и уравновешенным.

Следует делиться своими переживаниями с близким человеком. Положительный эффект достигается за счет двух основных факторов:

  • поддержка. Как правило, тревожащемуся человеку ее сильно не хватает. Поговорив с кем-то по душам, гораздо проще сталкиваться с ежедневными проблемами – ведь появляется чувство, что за спиной есть некто надежный, кто придет на помощь;
  • анализ ситуации. Проговорив свои проблемы вслух, человек смотрит на них под другим углом. Кроме того, тандем тревожность-переживающий нарушается присутствием третьего лица – собеседника, который вполне может посоветовать оптимальный выход из ситуации и развеять неприятные мысли.

Если друга под рукой не оказалось, нет ничего зазорного в том, чтобы посетить психолога. Профессионал с высоты своего опыта способен подсказать, как побороть тревожность. Скорее всего, пациентов с подобной проблемой в его практике было множество.

Сильная ежеминутная тревожность выматывает похлеще тяжелой работы. Необходимо договориться с собой о ежедневном ритуале, который будет означать конец любым волнениям – хотя бы на некоторое время. Среди возможных вариантов:

  • принять горячую ванну с аромамаслами;
  • почитать книгу;
  • посмотреть фильм;
  • полежать в тишине;
  • послушать любимую музыку;
  • выйти на прогулку в парк;
  • заняться творчеством и т. д.

Желательно практиковать ритуал в одно и то же время, например, рано утром или после работы. Пусть это будет 15 мин. или 2 часа, но они должны проводиться в удовольствие и без мыслей о существующих или возможных проблемах. Пусть есть риск увольнения с работы, болеют дети, без вести пропал питомец – об этом можно подумать и позже.

Постепенно ум привыкнет к «островкам спокойствия» и будет стремиться и дальше пребывать в комфортном для себя состоянии – без чрезмерных тревог и переживаний.

Тревожность исчерпывает психологические ресурсы организма, ничего не предлагая ему взамен. Ведь неважно, волнуется человек о чем-то или нет: событие будет развиваться своим путем, игнорируя мыслительный процесс своей потенциальной жертвы. Так о чем беспокоиться?

Источник:
Как избавиться от повышенной тревожности
Откуда берется повышенное чувство тревожности у взрослого человека? Смотрите причины, симптомы и способы, как избавиться от повышенной тревожности своими силами. Психологические приемы
http://kak-izbavitsya-ot.com/povyshennoj-trevozhnosti.html

НЕ тонкая грань между тревогой и тревожностью

В условиях нашего современного темпа жизни мы часто оказываемся в состоянии беспокойства: не успеваю доделать отчет до конца недели – начальница будет негодовать, не успеваю подкопить денег на отпуск – останусь на все лето в городе и совсем не отдохну, у ребенка опять насморк – вдруг что-нибудь хроническое, набрала два килограмма – муж разлюбит. Привела в пример я достаточно иронические ситуации, но не сомневаюсь, что и с ними много кто сталкивался.

С ощущением тревоги мы встречаемся чуть ли не ежедневно, т.к. под тревогой подразумевается беспокойное состояние, которое может возникать у человека в ситуациях, которые могут представлять для него какого-либо рода физическую или психологическую угрозу. Тревога есть тревога, наша жизнь невозможна без нее, так как все мы существа эмоциональные и ответственны за свою деятельность и близких людей. При этом мы должны так же легко прощаться с данными ощущениями, как и встречаться с ними. Сдал отчет и успокоился, муж сказал, что «любит такой, какая ты есть» и успокоилась, накопил денег на отпуск и успокоился.

Неоспорим тот факт, что тревога есть нашим мотиватором. Всем известный Фрейд утверждал, что неприятное состояние тревоги есть полезным адаптивным механизмом, который подталкивает человека к защитному поведению для преодоления опасности. Таким образом, картина такова: мы боимся негодования начальника => делаем свою работу как можно быстрее и качественнее. Одни плюсы у этой тревоги, не так ли?

Таким образом, тревога как таковая, не является чем-то опасным и разрушительным для психики (подчеркну, что речь идет именно об описанной мной выше тревоге, т.е. о ситуативной). Не тревожиться вовсе мы не можем, так как все мы сдаем экзамены, болеем, получаем ответственные задания на работе и т.д.

Разобравшись с тревогой, мы можем перейти к более глубокому понятию, а именно к тревожности. Данное понятие объясняется в современной науке как индивидуальная психологическая особенность, т.е. мы можем уже рассматривать такое понятие, как тревожный человек. Такие люди склонны переживать сильную тревогу по довольно незначительным причинам. Переживания, возникающие независимо от конкретной ситуации, не являются адекватными. Следует обращать на них внимание, заметив их у себя или у близких людей.

Как вычислить тревожность: на протяжении длительного времени или с высокой частотой у человека присутствует: дрожь\тремор, забывание слов, запинки в речи, ускоренное сердцебиение, желание уйти\убежать, головная боль, тяжелое дыхание, головокружение, частое мочеиспускание, диарея, проблемы с восприятием информации, усиленное потоотделение, мышечная зажатость, повышенная плаксивость, ощущение напряженности, повышенная раздражительность, опустошенность, постоянное беспокойство, чрезмерное переживание за будущее и т.д.

Тревожность как личностное качество легко заметить со стороны, так как оно является устойчивым качеством. Такой уровень тревоги является дезадаптивной реакцией, которая приводит к дезорганизации поведения и деятельности. Соответственно, в связи с тем, что тревожность есть качеством устойчивым, то такая дезорганизация поведения наблюдается практически постоянно, что, конечно, мешает полноценно жить.

Тревожное расстройство есть показателем неблагополучного прогресса личностного развития, оно имеет природную основу и появляется в результате влияния каких-либо негативных личностных, психологических и, конечно, социальных факторов.

Важно подчеркнуть, что тревожность может быть вестником невроза, или уже его симптомом. Поэтому, следует искать пути избавления от данного расстройства, то есть обращаться за помощью к специалистам. За последние два десятилетия произошел значительный прогресс в методах лечения тревожных расстройств, благодаря которым лечение в данном направлении становится все более успешным и разнообразным, например, когнитивно-поведенческая психотерапия является одним из лучших методов в работе с тревожными расстройствами.

Таким образом, от повседневной тревоги совсем спрятаться мы не можем, что нам на самом деле и не нужно; была бы наша жизнь совсем безтревожной, не видели бы мы ее в таких натуральных ярких красках, так как всем известно, что есть у нас такая проблема, как нежелание ценить то, что у нас есть. Но уметь отличить обычную тревогу от тревожного расстройства очень важно. Своевременное обращение за помощью может уберечь нас или наших близких от неврозов или нежелательных психологических последствий.

Давайте не прятать в себе проблемы и вместе учиться наслаждаться жизнью, ведь она так прекрасна.

Источник:
НЕ тонкая грань между тревогой и тревожностью
В новой статье от Psychologies.Today речь пойдет о тревоге, ее особенностях, причине и плюсах, а также о тревожности: чем тревога отличается от тревожности и какие имеет последствия.
http://psychologies.today/ne-tonkaya-gran-mezhdu-trevogoj-i-trevozhnostyu/

Повышенная тревожность

Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Сама по себе тревожность почти всегда проявляется без существенных на то причин и не зависит от определенной ситуации. Тревожное состояние присуще детской личности в любом виде деятельности.

Тревогу относят к эпизодическому проявлению волнения и беспокойству, а тревожность выступает устойчивым состоянием. Например, бывает, что ребенок волнуется, отвечая у доски или перед выступлением на празднике, однако это беспокойство выражается не всегда, а иногда в подобных ситуациях он остается спокойным. Это является проявлением тревоги. Если состояние беспокойства повторяется постоянно в различных ситуациях (во время ответа у доски, общении с незнакомцами), то это указывает о присутствии тревожности.

Когда малыш боится чего-то определенного, то говорят о проявлении страха. Например, страх замкнутого пространства, страх высоты, страх темноты.

Тревожность у детей вызывается следующими причинами:

  • нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
  • неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).

Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты. Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.

Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность. Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности. Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Страх способен развиваться у индивида в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей – советы психолога:

  • необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
  • полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
  • если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит «двойку» в журнал в присутствии других сверстников;
  • неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить «пятерки» и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;
  • негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: «Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался».

Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

Родительское воспитание, а именно авторитарный стиль в семье также не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень самооценки их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

  • напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
  • робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

  • мышечное напряжение;
  • постоянное беспокойство;
  • нарушения сна;
  • невозможность и сложность концентрации на чем-либо;
  • раздражительность.

Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

Итак, признаки тревожности:

1. Малыш не способен работать долго, быстро устает

2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то

3. Беспокойство вызывает любое задание

4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен

5. Часто смущается

6. Говорит что напряжен

7. Краснеет в новой обстановке

8. Сетует на кошмарные сны

9. Руки зачастую влажные и холодные

10. Часто отмечается расстройство стула

11. Потеет при волнении

12. Имеет плохой аппетит

13. Беспокойно спит и долго засыпает

14. Пуглив, всего боится

15. Легко расстраивается, беспокоен

16. Зачастую не сдерживает слезы

17. Не переносит ожидание

18. Новые дела не радуют

19. Всегда не уверен в своих силах и себе

20. Боится сложностей

Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».

О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.

О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями. Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание.

По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.

Критерии для выявления страха разлуки:

1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство

2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо

3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей

4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение

5. Страх быть и остаться одному

6. Непреодолимый страх одному засыпать

7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается

8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль

Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.

Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.

Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.

Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.

Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.

Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
  • снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.

Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.

Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.

Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.

Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.

Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.

В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».

Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.

Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.

Источник:
Повышенная тревожность
Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях
http://psihomed.com/trevozhnost-u-detey/

Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции

Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции

Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества. При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве. Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве. К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности. Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью. Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.

Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.

Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов. Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии. При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.

Родителям не следует забывать, что маленький ребенок создает в своем воображении сказочный мир, где действуют иные законы, а предметы обладают магическими свойствами. Этот этап развития мышления так и называют — магический. Приписывание различным объектам пугающих свойств может приводить малыша в ужас. Поэтому, чем бы ни был вызван страх дошкольника и как бы он ни проявлялся, взрослые всегда должны серьезно и с уважением относиться к любым реакциям ребенка.

В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению. Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников. Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту. Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек. На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п. В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо. Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими. Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.

Источник:
Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции
Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.
http://doshkolnik.net/stati/strahi-i-trevozhnost-u-doshkolnikov.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как красиво написать буквы на плакате Как красиво написать буквы на плакате мозг off развлекаюсь мозг… (1)

Я не готова к серьезным отношениям Манипуляции: Я пока не готова к серьёзным отношениямМанипуляции: "Я пока… (1)

Женские хитрости в отношениях с мужчинами Женские хитрости в отношениях с мужчинами Здоровье (5334) Интересно (4849)… (1)

Слова сестры на выкупе невесты Русский выкуп – Здравствуй, молодец прекрасный! Что ты тих как… (1)

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (1)

COMMENTS