Причины конфликтов психология

Причины конфликтов психология

Как изменить свою жизнь к лучшему и стать счастливым человеком

Опубликовал Валерия Алексеева

Сложно найти человека, который ни разу не оказывался в конфликтной ситуации. Но, странное дело, одни люди почему-то крайне редко оказываются участниками конфликтов, а другие же постоянно с кем-то конфликтуют: с родственниками, знакомыми, соседями, на работе, в магазине, в очереди к врачу… Почему так происходит? Часто мы сами, своим поведением, накаляем обстановку и повышаем риск возникновения конфликтов.

Итак, какие особенности нашего поведения могут привести к возникновению конфликта?

1. Манера вести разговор в приказной форме, стремление поучать собеседника

2. Переход на личности, в частности, принижение личности человека, с которым вы разговариваете

3. Нарочитое подчеркивание разницы между собеседником и собой, когда вы ставите себя выше, нежели своего собеседника

4. Мелочные придирки

5. Негативные оценки самого собеседника, его действий, слов, желаний и т.д.

6. Абсолютное непонимание собеседника, нежелание его понимать

7. Преувеличение своего вклада в общее дело и преуменьшение вклада собеседника

8. Искусственное создание нехватки времени для того, чтобы решить определенную проблему

9. Потеря эмоционального контакта с собеседником или же отсутствие такого контакта

10. Резкое ускорение темпа разговора

11. Неумение слушать, частое перебивание человека, с которым вы разговариваете

12. Прикосновения, навязывание физического контакта

13. Избегание взгляда в глаза собеседнику

Эти особенности поведения могут вывести из равновесия большинство людей, пожалуй, и вас тоже, ведь мало кому понравится, когда им командуют, или занижают его заслуги, а уж если при этом еще и преувеличивают свои собственные, то «это уж вообще ни в какие рамки не лезет»…

Такое поведение легко может спровоцировать конфликт и в семье, и в коллективе, и между партнерами по бизнесу, и между друзьями, и между совершенно незнакомыми людьми. Подумайте, как часто вы становитесь участником конфликтных ситуаций и насколько близки вам линии поведения, описанные выше. Вполне вероятно, что изменив свое поведение, вы сможете избежать многих ненужных конфликтов, сохранив время, силы, нервы и хорошие отношения с окружающими.

Конечно, далеко не всегда причина конфликта кроется именно в нашем поведении, ведь подобное поведение может быть присуще и вашему собеседнику, но в этом случае вы, наверняка, не являетесь тем человеком, который постоянно конфликтует с разными людьми в разных местах. О том, как правильно вести себя в конфликтной ситуации, если ее зачинщиком являетесь не вы, я расскажу в одном из ближайших постов.

Источник:
Причины конфликтов психология
Часто мы сами, своим поведением, накаляем обстановку и повышаем риск возникновения конфликтов. Какие особенности нашего поведения могут привести к возникновению конфликта?
http://psy-day.ru/2009/05/prichiny-vozniknoveniya-konfliktov/

Психологические причины конфликтов

Психологические причины конфликтов. Тактические приемы поведения в острых конфликтных ситуациях

Практическая психология связана с психологическими трудностями человека, переживаемыми и в виде конфликтов. Психологические причины конфликтов и тактические приемы поведения в острых конфликтных ситуациях. Стратегия поведения в конкретном конфликте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Автономной Республики Крым

По дисциплине: «Психология деятельности»

На тему: «Психологические причины конфликтов. Тактические приемы поведения в острых конфликтных ситуациях»

1. Понятие конфликта. Причины конфликтов

2. Структура конфликта, его функции

3. Тактические приемы поведения в острых конфликтных ситуациях

Список использованных источников

«Для реального мира необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт и изменения дают свободу людям; без них свобода невозможна» (Р. Дарендроф)

Нет необходимости говорить о том практическом интересе, который связан с работой с конфликтами. Вся практическая психология с ее разнообразными современными формами работы, так или иначе, связана с проблемами психологических трудностей человека, в том числе переживаемых и в виде конфликтов. Если спросить себя — в чем больше всего выражается природа конфликта, то наверное каждый из нас ответит по-разному, используя свой жизненный, социально-психологический опыт.

Практические конфликтологические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте.

Предметом исследования в контрольной работе служит психология деятельности.

Непосредственным объектом изучения выступают психологические причины конфликтов и тактические приемы поведения в острых конфликтных ситуациях.

Цель работы на основании учебной и периодической литературы охарактеризовать объект в соответствии с предметом исследования в контрольной работе.

Для достижения поставленной задачи предполагается решить следующие задачи:

— раскрыть психологическое содержание конфликта. Охарактеризовать основные причины конфликтов;

— определить структуру конфликта, его определяющие функции;

— описать тактические приемы поведения в острых конфликтных ситуациях;

— обобщить результаты исследования в виде выводов.

1. Понятие конфликта. Причины конфликтов

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict — англ., honflikt — нем.)[6].

Анализ определений конфликта, принятых в различных современных специальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство.

Содержание понятия конфликт раскрывается через следующие значения:

1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы, сражение или война [5];

2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами, столкновение противоположностей [7];

3. Психическая борьба, возникающая как результатов одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций [8];

4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении [2].

В различных областях используются следующие понятия: военный конфликт, художественный конфликт, международный конфликт, региональный конфликт, этнический конфликт, межнациональный конфликт, «сложные конфликты и педагогический конфликт, социальный, трудовой, криминальный, конфликт поколений, конфликт «личность — группа», моральный конфликт, нравственный конфликт.

Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. В обзоре работ по исследованию конфликта выделяются 11 областей научного знания, так или иначе изучающих его содержание.

По степени убывания количества публикаций стоят психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки.

Актуальность данной сферы и особенностей ее развития в последние 50 лет 20 столетия вызвало к жизни новую науку конфликтологию.

Объективность противоречий, возможность конфликтов заложена логикой развития жизни. Например, в цехе освобождается должность начальника, на которую могут претендовать несколько инженеров, работающих в данном цехе. Но должность одна, а претендентов несколько, интересы последних объективно, т.е. независимо от их желания, сталкиваются [6].

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешении создавшегося объективного противоречия [6].

Прежде конфликты рассматривались исключительно с негативной точки зрения, и считалось, что их причины кроются в несовершенстве самой организации, системы управления ею, плохих отношений в коллективе, а потому, преодолевая все эти моменты, с конфликтом можно легко справиться. На практике, правда, все сводилось к силовому подавлению конфликта, загонявшему все проблемы внутрь, но ничуть не улучшавшему реальное положение дел.

Современная точка зрения состоит в том, что некоторые конфликты допустимы и желательны, поскольку помогают: выявить неблагоприятные процессы и явления в жизни организации, не всегда заметные с первого взгляда, разнообразие позиций, точек зрения на те или иные события, получить дополнительную информацию, что в целом облегчает процесс управления [8].

Не существует строгого разграничения между социально-психологическими и организационно-управленческими причинами, с одной стороны, а также между социально-психологическими причинами и личностными — с другой.

К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. В первую очередь значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации порождают данный тип конфликта. Второй типичной социально-психологической причиной конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие людей (рис.1)[8].

Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка типичных ролей. Это роли начальника, подчиненного, сослуживца, отца, мужа, сына, брата, пассажира, покупателя, знакомого, друга и т.п. Эти роли мы не всегда играем одинаково успешно. В отношении опасности возникновения межличностного конфликта наиболее значимы роли, которые обобщенно можно назвать ролью старшего по психологическому статусу партнера по взаимодействию, ролью равного партнера и ролью младшего.

Когда руководитель общается, например, с подчиненным или собственным сыном, то обычно в такой ситуации он считает себя старшим, а подчиненного или сына — младшим. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей в данной ситуации, т.е. считает себя младшим, а общающегося с ним руководителя — старшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго[8].

Нет ролевого конфликта Возможен ролевой конфликт

Партнер А Партнер Б Партнер А Партнер Б

Рис.1. Варианты ролевого взаимодействия в межличностном контакте

а) ролевое взаимодействие сбалансировано

б) ролевое взаимодействие разбаланансировано

С — старший, Р — равный, М — младший

Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Но с различных сторон одна и та же проблема может выглядеть совершенно по-разному[7].

В чем заключалась причина этого конфликта? В том, что каждый из слепых успел оценить только часть слоненка, подошел к его оценке односторонне. Твердость в отстаивании своей позиции каждым была вызвана тем, что по-своему каждый был, без сомнения, прав. Каждый был уверен в своей правоте, но не понимал, что его правда составляет только часть более общей правды.

Проблемы, которые обсуждают люди в процессе своей практической деятельности, как правило, сложны, имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к проблеме с разных сторон. Обладая различным жизненным опытом и знанием проблемы, они по-разному дополняют свою одностороннюю оценку до целостной. По разному относясь к проблеме, они даже один и тот же ее аспект могут оценивать далеко неодинаково. В принципе если подходить к оценке совпадения мнений строго, то при обсуждении сложной проблемы будет столько мнений, сколько людей в ее обсуждении участвует. Разнообразие мнений естественно. Но мы иногда болезненно относимся к точкам зрения, которые отличны от нашей, к критике нашей позиции, что нередко является причиной межличностных конфликтов[7].

Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. И основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять основных способов оценки. Это сравнение с возможным идеальным положением дел; требованиями к данной деятельности нормативных документов; степенью достижения цели деятельности, результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу; положением дел в начале деятельности.

Анализ конфликтов показал, что оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично. Сам же работник обычно оценивает свои результаты по сделанному, т.е. сравнивая их с началом деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу похуже. В итоге одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценена не только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам.

Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; нередко свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; стремление к власти; источником конфликтов иногда выступает психологическая несовместимость людей; другие причины [7].

Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми окружающей средой [4].

Если говорить о причинах конфликтов, которые в большей степи можно отнести к психологическим, то важной среди них будет следующая.

В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты ожидаемого поведения и тут могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми.

Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию пред конфликтной ситуации, а недопустимое — к конфликту.

Некоторые конфликты происходят в силу того, что рамки допустимого поведения со стороны партнера у человека заужены в результате его эгоистической ориентации, склонности к лидерству. Рамки допустимого поведения бывают различными по отношению к различным партнерам. То, что позволяют одному, могут не позволить другому. Наконец, эти рамки зависят от актуального психического состояния человека. Если он раздражен, то он может посчитать недопустимой обычную шутку в свой адрес.

На содержание каждого из четырех видов поведения влияют устойчивые и ситуативные факторы. В конкретной ситуации человек должен понимать или чувствовать, какое поведение с его стороны партнер может посчитать недопустимым и учитывать это на входе взаимодействия.

Как показано ранее конфликтная ситуация — это трудная для человека ситуация социального взаимодействия. К конфликту приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям в подобных ситуациях. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Человек может иметь представлен и об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике. Кроме того, он может не обладать достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Поэтому важнейшим направлением разрешения меж личностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к оптимальным действиям в пред конфликтных и конфликтных ситуациях[4].

Помимо низкой конфликтоустойчивости типичной личностной причиной конфликтов выступает плохо развитая у человека способность к эмпатии, т. е. пониманию эмоционального состояния человека, сопереживанию и сочувствованию ему. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя неадекватно ситуации социального взамодействия, поступает не так, как этого ожидают партнеры. Оценка поведения человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, как нежелательного или недопустимого может вызвать конфликтную реакцию[4].

Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных и внутри личностных конфликтов. Уровень притязаний характеризует, во-первых, трудности, достижение которого является общей целью будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующийся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек нередко переживает внутри личностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т д[4].

Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов являются различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

2. Структура конфликта, его функции

Источник:
Психологические причины конфликтов
Практическая психология связана с психологическими трудностями человека, переживаемыми и в виде конфликтов. Психологические причины конфликтов и тактические приемы поведения в острых конфликтных ситуациях. Стратегия поведения в конкретном конфликте.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00013169_0.html

Социально-психологические причины конфликтов

Вместе с тем очевидно, с одной стороны, присутствие вторичных социально-психологических аспектов во всяком конфликте, а с другой — наличие частного класса конфликтов, порождаемых социально-психологическими факторами.
60

Типичные причины межличностных конфликтов в школьных коллективах
шим. Партнер Б, в свою очередь, будет считать старшим себя, а партнера А младшим. При таком дисбалансе рослей возможен ролевой конфликт.
Взаимодействие начальника с подчиненными, директора с учителем осложняется тем, что осуществляется на двух ролевых уровнях: как старшего с младшим при решении служебных вопросов и как равного с равным при обсуждении неслужебных проблем. Ведь юридически подчиненный и начальник, директор и учитель как граждане равны и обладают абсолютно одинаковыми правами.

лей или учеников и т.п. Напряженные межличностные отношения, сложившиеся между людьми в ходе предшествующего взаимодействия, могут стать психологической причиной конфликтов.
Исследования психологов показывают, что конфликты
64

в организациях чаще возникают между работниками, от-ношения которых характеризуются напряженностью, взаимными негативными установками, предвзятостью и т. п. Возникает порочный круг: чем хуже отношения, тем чаще Конфликты, а чем чаще конфликты, тем хуже отношения. Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов, в частности: внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; нередко свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; стремление к власти; другие причины.

Источник:
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов: Существуют различные взгляды на роль социально-психологических причин в возникновении конфликтов. Некоторые исследователи утверждают, что конфликт обусловлен в первую очередь объективными социальноэкономическими детерминантами. Вместе с тем … — —
http://knigi.link/pedagogicheskaya-psihologiya-uchebniki/sotsialno-psihologicheskie-prichinyi-42031.html

(Visited 5 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Аптечные средства для ионофореза Аптечные средства для ионофореза Ионофорез (электрофорез) – это сочетание лечебного… (8)

Слова мамы невесты на выкупе Cлова мамы на выкупе невесты Ах, эта свадьба, свадьба… Она… (7)

Школа граня развод Компьютер Интернет блог Статьи, приносящие деньгиКомпьютер + Интернет + блог… (6)

женские чулки для мужчин Мужские чулки: новый тренд Некоторым это покажется странным, но многие… (5)

Мужчина рыбы женщина рак в постели Мужчина рыбы женщина рак в постели Овен 21.03 - 20.04… (5)

COMMENTS