Природа лени

Кем был Иван-дурак на самом деле

Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем?

Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него. Да не просто влюбляется, а выходит замуж и на свадебном пиру вытирает дураку-мужу текущие тремя ручьями сопли?!
Смеха ради

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён. Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.

Первая из причин популярности Ивана-дурака — его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате — это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX века). Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее. Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе. Если братья руководствуются разумом, то Иваном движит чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и т.д. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными. Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Источник:
Кем был Иван-дурак на самом деле
Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Бог
http://evonews.org/articles/interesnye-stati/9146-kem-byl-ivan-durak-na-samom-dele.html

Почему в русских сказках главный герой

Ох, этот Иван: дурак и лентяй. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён.

Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.

Первая из причин популярности Ивана-дурака — его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX-го века).

Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее.

Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе.

Если братья руководствуются разумом, то Иваном движет чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и так далее. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными.

Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Источник:
Почему в русских сказках главный герой
Ох, этот Иван: дурак и лентяй. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?Смеха ради …
http://cyrillitsa.ru/history/67194-pochemu-v-russkikh-skazkakh-glavnyy-gero.html

Природа лени

Ле?на (якут. Улахан-Юрях — «Большая река» [2] , якут. ?л??нэ ( Oлyoнa ) [3] , бур. З?лхэ , эвенк. Елюенэ [4] ) — река в России, крупнейшая река Средней Сибири [5] , впадает в море Лаптевых Северного Ледовитого океана. Длина вместе с дельтой — 4400 [2] км. В некоторых случаях указывается длина 4294 км [6] без учёта Быковской протоки (106 км) в дельте Лены. Площадь бассейна — 2490 тыс. км? [6] . Годовой сток равен 515,6 км 3 .

Протекает по территории Иркутской области и Якутии, некоторые из её притоков относятся к Забайкальскому, Красноярскому, Хабаровскому краям, Бурятии и Амурской области. Лена — самая крупная из российских рек, чей бассейн целиком лежит в пределах страны [7] . Также это крупнейшая река в мире, полностью протекающая в районе вечной мерзлоты.

Замерзает в обратном вскрытию порядке — от низовьев к верховьям.

В 1619—1628 годах землепроходцем Пяндой было впервые зафиксировано название этой реки в форме Елюенэ, которое в русском употреблении закрепилось как Лена [8] . Считается, что название реки происходит из эвенкийского языка, на котором названия реки «Елю-Енэ» («Елюенэ», «Линэ») производится от «йэнэ» — «большая река» [4] [9] .

Протяжённость реки — 4294 км, площадь бассейна — 2490 тыс. км?.
По характеру течения различают три участка:

  • от истока до устья Витима;
  • от устья Витима до устья Алдана;
  • от устья Алдана до впадения Лены в море Лаптевых[10] .

Истоком Лены считается небольшое болото в 15 км от перевала Солнцепадь и в 10 км к западу от Байкала, расположенное на высоте 1470 м [11] у подножия безымянной вершины высотой 2023 м, входящей в Байкальский хребет. 19 августа 1997 года у истока реки была установлена часовня с памятной табличкой [12] . Всё верхнее течение Лены до впадения Витима, то есть почти третья часть её длины, приходится на горное Прибайкалье. Расход воды в районе Киренска — 1100 м?/сек [13] .

К среднему течению относят её отрезок между устьями рек Витима и Алдана, длиной 1415 км. Близ впадения Витима Лена вступает в пределы Якутии и протекает по ней до самого устья. Приняв Витим, Лена превращается в очень большую многоводную реку. Глубины возрастают до 10—12 м, русло расширяется, и в нём появляются многочисленные острова, долина расширяется до 20—30 км. Долина асимметрична: левый склон положе; правый, представленный северным краем Патомского нагорья, круче и выше. По обоим склонам растут густые хвойные леса, лишь иногда сменяемые лугами [10] .

От Олёкмы до Алдана Лена не имеет ни одного значительного притока. Прорезая Приленское плато, более 500 км река течёт в глубокой и узкой долине, врезанной в известняки. Ниже города Покровска Лена выходит на равнину. Как следствие, происходит резкое расширение долины, сильно замедляется скорость течения — она нигде не превышает 1,3 м/с, а большей частью падает до 0,5—0,7 м/с. Только пойма имеет ширину 5—7, а местами и 15 км, а вся долина имеет ширину 20 и более километров.

Ниже Якутска Лена принимает два главных притока — Алдан и Вилюй. Теперь это гигантский водный поток; даже там, где она идёт одним руслом, её ширина доходит до 3 км, а глубина превышает 16—20 м. Там же, где много островов, Лена разливается на 20—30 км. Берега реки суровы и безлюдны. Населённые пункты очень редки.

В нижнем течении Лены её бассейн очень узок: с востока подступают отроги Верхоянского хребта — водораздела рек Лены и Яны, с запада незначительные возвышенности Среднесибирского плоскогорья разделяют бассейны Лены и реки Оленёк. Ниже села Булун реку сжимают подходящие к ней совсем близко Хараулахский хребет с востока и кряж Чекановского — с запада. Примерно в 150 км от моря начинается обширная дельта Лены.

Гидрологические данные по расходу воды в устье Лены в разных источниках противоречат друг другу и зачастую содержат ошибки [14] [15] [16] . Дополнительным источником неопределённости является тот факт, что река обладает обширной дельтой с множеством проток, на которую приходится часть бассейна площадью 60 000 км?.

По разным оценкам, годовой сток реки составляет от 489 до 542 км?, что соответствует среднегодовому расходу в устье от 15 500 до 17 175 м?/сек. [17] [10] [14] Основное питание, так же как и почти всех притоков, составляют талые снеговые и дождевые воды. Повсеместное распространение вечной мерзлоты в пределах водосбора мешает питанию рек грунтовыми водами, исключением являются только геотермальные источники.

В связи с общим режимом осадков для Лены характерны весеннее половодье, несколько довольно высоких паводков летом и низкая осенне-зимняя межень до 366 м?/сек в устье [10] [15] . На время весеннего паводка в июне приходится 40 % стока, на период с июня по октябрь — 91 %. [14] Наибольший среднемесячный расход воды в устье наблюдался в июне 1989 года и составлял 104 000 м?/сек , максимальный расход воды в устье во время паводка может превышать 200 000 м?/сек [10] [14] .

Среднемесячные расходы воды в м?/сек, усредненные за 1976—1994 гг, измерения производились в дельте реки на станции «Столб». [18]

За зимний период на реке образуется 10-20 км? льда или 3 % от её годового стока. [17] Летом его поступление вместе с большими объёмами паводковой воды в мелкую южную часть моря Лаптевых приводит — как и в случае с другими крупными сибирскими реками — к явлению инверсии, то есть к локальному опреснению моря и к более позднему освобождению от льда его близлежащей акватории. [19]

Лена отличается от других рек России своим ледовым режимом и мощными заторами льда. Прочный и толстый лёд на реке образуется в условиях чрезвычайно холодной, продолжительной и малоснежной зимы. Весенний ледоход обладает большой мощью, часто сопровождается заторами льда и затоплением значительных территорий [22] . Раньше всего, в конце апреля, начинается весенний разлив в районе Киренска — на верхней Лене — и, постепенно сдвигаясь на север, наступая на ещё скованную льдом реку, доходит в низовья в середине июня. Вода поднимается во время разлива на 6-8 м над меженным уровнем. В низовьях подъём воды достигает 18 м. [10]

Основные притоки Лены: Большой Патом, Чая, Витим, Алдан, Кута, Олёкма, Вилюй, Киренга, Чуя, Молодо, Бирюк, Лунгха, Долгая. Наиболее крупным из них является река Алдан со средним расходом воды в устье 5060 м?/с и площадью бассейна 729 000 км? .

Четыре главных притока Лены (в порядке вниз по течению мест их впадений) — Витим, Олёкма, Алдан и Вилюй — резко выделяются среди остальных своими размерами.

  • 68 км: река Булкур
  • 221 км: река без названия
  • 296 км: река Бёсюке
  • 413 км: река Молодо
  • 510 км: река без названия
  • 513 км: река Джарджан
  • 530 км: река без названия
  • 530 км: река Тёнгюргестях
  • 534 км: протока Беликан
    • 534 км: река без названия
    • 534 км: река Курунг-Юрях
    • 534 км: река Сасыр-Юрях
    • 534 км: река Тас-Юрях
    • 534 км: река Чиерес-Юряге
    • 534 км: река Чохчоху-Юряге
  • 548 км: река без названия
  • 551 км: река Натара
  • 566 км: река без названия
  • 578 км: река без названия
  • 581 км: река Ого-Унгуохтах
  • 603 км: река Мэнкэрэ
  • 606 км: река Моторчуна
  • 606 км: река Муна
  • 620 км: река Бабарына
  • 620 км: река без названия
  • 620 км: река Кюеленке
  • 620 км: река Онкучах-Юрэх
  • 622 км: река Семекит
  • 644 км: река без названия
  • 670 км: река без названия
  • 670 км: река Мысык-Сяне
  • 696 км: река Кыстатыамка
  • 696 км: река Хоруонгка
  • 700 км: река Соболоох-Майан
  • 703 км: река Укунку
  • 718 км: река Атыыр-Айана
  • 740 км: река Бегидян
  • 748 км: река Ыныр-Хаята-Юряге
  • 754 км: река Нуора
  • 760 км: река без названия
  • 760 км: река Луктах
  • 780 км: река без названия
  • 780 км: река без названия
  • 780 км: река без названия
  • 780 км: река Чуомугурдаах-Юрэгэ
  • 780 км: река Улэгир
  • 818 км: река Оручан
  • 820 км: река Ундюлюнг
  • 834 км: река Тарын-Юрэх
  • 835 км: река Баханай
  • 876 км: река Мелти
  • 890 км: река Огоннёр-Юряге
  • 898 км: река Бас-Юрях
  • 902 км: река Делингдэ
  • 918 км: река Иннях
  • 921 км: река Кюндюдэй
  • 942 км: река Ус-Буолбут
  • 948 км: река без названия
  • 954 км: река без названия
  • 954 км: река Былахы
  • 976 км: река без названия
  • 978 км: река без названия
  • 985 км: река Линде
  • 989 км: река Ханнит
  • 991 км: река без названия
  • 991 км: река Ньиэгэ-Таас-Юрэгэ
  • 1037 км: река Мундалык
  • 1046 км: река без названия
  • 1054 км: река Кюнюй
  • 1057 км: река Лямпушка
  • 1071 км: река без названия
  • 1072 км: река Чынгырыкан
  • 1075 км: река без названия
  • 1082 км: река Крестээх
  • 1084 км: река без названия
  • 1086 км: протока Кюнгкябир
    • 1086 км: река Абасылах
    • 1086 км: река Атырдьах
    • 1086 км: река без названия
    • 1086 км: река Дарбангда
    • 1086 км: река Кюэнехтях-Юрях
    • 1086 км: река Мыннийыкы
    • 1086 км: река Сыалаах-Юрэх
    • 1086 км: река Тымпылыкан
    • 1086 км: река Уюлу
    • 1086 км: река Уэс-Кёнё
  • 1091 км: река Бейберике
  • 1102 км: река Вилюй
  • 1127 км: река Долгая
  • 1132 км: река Лунгха
  • 1139 км: река Люнкюбэй
  • 1145 км: река Чанкыныр
  • 1152 км: река Диринг-Юрях
  • 1157 км: река Ситте
  • 1157 км: река Тюгюэне
  • 1184 км: река Ханнах
  • 1247 км: река Баламакан
  • 1254 км: река Нёгордах
  • 1260 км: река Ханчалы
  • 1275 км: река Кенкеме
  • 1277 км: река Белянка
  • 1284 км: река Становка
  • 1287 км: река Юс-Юрэх
  • 1310 км: река Батамай
  • 1311 км: река Алдан
  • 1488 км: река Суола
  • 1526 км: река Мыла
  • 1528 км: река Тамма
  • 1565 км: река Менда
  • 1577 км: река Лютенге
  • 1609 км: река Буотама
  • 1716 км: река Синяя
  • 1875 км: река Туолба
  • 1928 км: река Марха
  • 2009 км: река Большая Русская
  • 2044 км: река Намана
  • 2089 км: река Олёкма
  • 2178 км: река Черендей
  • 2160 км: река Бирюк
  • 2313 км: река Мача
  • 2321 км: река Тиэрбэс
  • 2323 км: река Малый Патом
  • 2328 км: река Большой Кутикан
  • 2334 км: река Большой Патом
  • 2334 км: река Малая Каменка
  • 2353 км: река Половинка
  • 2366 км: ручьи руч. Турукта
  • 2366 км: река Ура
  • 2377 км: ручьи руч. Бол. Шумиха
  • 2392 км: река Улахан-Туостуур
  • 2395 км: река Дерба
  • 2400 км: ручьи руч. Балаханнаах (Балаханнах)
  • 2407 км: река Турукта
  • 2420 км: река Нюя
  • 2426 км: ручьи руч. Нуотарка
  • 2437 км: река Чикиян
  • 2439 км: ручьи руч. Тарынг
  • 2450 км: ручьи руч. Бёрёлёёх
  • 2460 км: ручьи руч. Половинный
  • 2466 км: река Дабаан
  • 2467 км: река Калайка
  • 2472 км: река Контайка
  • 2476 км: река Малая Ламги
  • 2478 км: река Большая Ламги
  • 2489 км: река Мурья
  • 2489 км: река Тарынг
  • 2509 км: река Иэнчик
  • 2509 км: река Мухтуйка
  • 2525 км: ручьи руч. Сайылык
  • 2528 км: река Каменка
  • 2535 км: река Халаманда
  • 2538 км: река Средняя
  • 2540 км: река Большая
  • 2555 км: река Конёк (Сухие Коньки)
  • 2582 км: река Хамра
  • 2594 км: ручьи руч. Каменка
  • 2599 км: река Пилка
  • 2608 км: река без названия
  • 2615 км: река Еловая
  • 2616 км: ручьи руч. Курунг
  • 2636 км: ручьи руч. Елань (Мал. Речка)
  • 2638 км: река Большая Речка
  • 2646 км: река Большая Студёнка
  • 2662 км: река Крестовка
  • 2664 км: река Сухой Ручей
  • 2678 км: река Дубовка
  • 2679 км: река Останина
  • 2681 км: река Виска
  • 2690 км: река Пеледуй
  • 2707 км: река Романовский Ключ
  • 2714 км: река без названия
  • 2714 км: река Витим
  • 2740 км: река Чуя
  • 3017 км: река Чая
  • 3034 км: река Чечуй
  • 3050 км: река Пилюда
  • 3155 км: река Киренга
  • 3305 км: река Большая Тира
  • 3384 км: река Таюра
  • 3448 км: река Якурим
  • 3466 км: река Кута (приток Лены)
  • 3773 км: река Илга
  • 3812 км: река Тутура
  • 4020 км: река Иликта

Лена до нынешнего дня остаётся главной транспортной артерией Якутии, связывающей её районы с федеральной транспортной инфраструктурой. По Лене производится основная часть «северного завоза». Началом судоходства считается пристань Качуг, однако, выше по течению от порта Осетрово по ней проходят лишь небольшие суда. Ниже города Усть-Кут вплоть до впадения притока Витим на Лене ещё много сложных для судоходства участков и относительно мелких мест, вынуждающих ежегодно проводить работы по углублению дна. [ источник не указан 69 дней ]

Навигационный период продолжается от 120 суток в низовье до 180 суток в верхах [2] .

Основные порты на Лене [23] (от истока к устью):

  • Осетрово (3500 км от устья Лены; 3620 км от мыса Быков, Усть-Кут) — крупнейший речной порт в России и единственный в Ленском бассейне, сообщающийся с железной дорогой, за что его называют «воротами на север»;
  • Киренск (3319 км от мыса Быков);
  • Ленск (2648 км; 2665 км от мыса Быков) — крупнейший грузовой порт на левом берегу, важный транспортный узел (в районе Ленска через Лену проходит «зимник»), в том числе обслуживает алмазодобывающую промышленность Мирного, за что получил название «ворота алмазного края»;
  • Олёкминск (2258 км от мыса Быков);
  • Покровск (1729 км от мыса Быков);
  • Якутск (1530 км; 1638 км от мыса Быков) — играет основную роль в перевалке грузов, поступающих из порта Осетрово (г. Усть-Кут, ж/д станция Лена);
  • Сангар (1314 км от мыса Быков)
  • Тикси (0 км; морской порт моря Лаптевых).

Километраж населённых пунктов и других объектов ведется от мыса Быков 72°00?00? с. ш. 129°07?01? в. д. H G Я O .

Между Усть-Кутом и Якутском действуют скоростные линии на СПК Полесье, Метеор, Ракета. Оператор скоростных линий — компания Ленатурфлот-С

  • Усть-Кут — Киренск
  • Киренск — Витим
  • Витим — Пеледуй — Ленск
  • Ленск — Олёкминск
  • Якутск — Олёкминск
  • Из Якутска на север

На 2017 год в порту Якутск работают СПК Метеор и 2 последних действующих СПК Ракета.

Пассажирское судоходство на водоизмещающих судах Править

На Лене до 2004 года действовала последняя в России транспортная линия на колёсных пароходах (пароход Гоголь в Архангельске работал и позднее, но это туристическая линия). В 2017 году один пароход стоит в Киренске, второй — в Якутске. На 2017 год действует транспортная линия Якутск — Тикси на теплоходе проекта 646 Механик Кулибин, оператор — Ленатурфлот. Действуют некоторые пригородные линии на судах ОМ и Москва разных операторов. По маршруту Якутск — Нижний Бестях активное движение автомобильных паромов и СВП Хивус.

Крупнейшие порты притоков Лены: Бодайбо на 292 км от устья (реки Витим), Хандыга на 456 км, Джебарики-Хая на 511 км от устья (реки Алдан).

С конца 1980-х на Лене работают 2 круизных теплохода проекта Q-065. Они ходят по линиям Якутск — Ленские столбы, Якутск — Тикси, Якутск — Ленские Щёки. В 2017 году теплоход Демьян Бедный впервые поднялся выше Киренска, и поднялся до деревни Красноярово. В 1998—2013 годах теплоходом Михаил Светлов владело ЗАО «Гостиницы АЛРОСА», а «Демьяном Бедным» — «Ленатурфлот» и между двумя теплоходами была некоторая конкуренция. В 2013 году Михаил Светлов был продан Ленатурфлоту, и сейчас эта компания является оператором круизов по Лене. [24]

От истока к устью:

  • В поселке Качуг располагается автомобильный мост.
  • В 2009 году на автодороге «Иркутск — Жигалово» в районе деревни Пономарёва (Иркутская область) было завершено строительство моста через Лену, взамен устаревшего понтонного моста.
  • В Жигаловском районе между поселками Жигалово и Тутура на автодороге «Жигалово — Магистральный» действует понтонный автомобильный мост.
  • Железнодорожный мост в Усть-Куте (Иркутской области, на западном участке Байкало-Амурской магистрали) был сдан в 1975 году
  • Автомобильный мост в Усть-Куте был сдан в 1989 году.

Ниже по течению, по состоянию на 2014 год, мосты отсутствуют. На населённых территориях для переправы через реку используются паромы (летом) либо зимники (зимой). В Якутии планируется строительство совмещённого железнодорожно-автомобильного моста через Лену длиной 3,2 км в рамках строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали [25] [26] .

Берега Лены заселены очень слабо. За исключением подходов к Якутску, где плотность населения относительно высока, расстояния между соседними населёнными пунктами могут достигать сотен километров, занятых глухой тайгой. Часто встречаются брошенные деревни, иногда — временные вахтовые посёлки.

На Лене расположены 6 городов (от истока к устью):

  • Усть-Кут;
  • Киренск — старейший город на Лене, основан в 1630 году;
  • Ленск;
  • Олёкминск;
  • Покровск;
  • Якутск — крупнейший населённый пункт на Лене, основан в 1632 году. При численности населения 303 тыс. чел. является также и крупнейшим городом северо-востока России;

Два исторических населённых пункта:

  • Соттинцы — Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба»; место первоначального основания города Якутска.
  • Жиганск — основан в 1632 году. В 1783—1805 гг. — уездный город.

В Олёкминске на набережной реки установлена скульптура «Красавица Лена», символизирующая сибирскую реку [27] .

По версии Ольги Ульяновой Владимир Ульянов взял свой псевдоним Ленин в честь реки Лены [28] .

Источник:
Природа лени
Ле?на (якут. Улахан-Юрях — «Большая река» [2] , якут. ?л??нэ ( Oлyoнa ) [3] , бур. З?лхэ , эвенк. Елюенэ [4] ) — река в России, крупнейшая река Средней Сибири [5] , впадает в море Лаптевых
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B0

Природа лени

Что такое «Я»? Чем является сознание? Какова природа сновидений? Какова связь сознания и реальности? Обо всем этом мы поговорим.

Информация этой статьи уникальна. Ее (на момент публикации) ты нигде не найдешь по двум причинам:

  1. Исследователи работы сознания практически не представлены в Рунете.
  2. Всевозможные гуреныши не находят серьезного и при этом доступного их понятийному аппарату материала и, соответственно, им нечего пересказывать, так как существующие работы они не смогут переварить.

Начать знакомство с материалом лучше всего методом исключения миражей полузнания и невежества. Не стоит наливать новое вино в сгнившие и прохудившиеся меха.

По миражам пробежимся кратко, упомяну лишь очевидные. Основной упор – на доступности изложения, так как материал довольно сложный и перегружать чердак с первых слов не стоит.

Самое распространенное заблуждение по поводу сна – отсутствие сновидений у части людей. Мониторинг движений глаз и мозговой активности показывает – сны видят все. Не все их запоминают.

Память – это ключевое слово.

Воспоминание о снах быстро рассеивается. Если не записать детали, рассеивается в течение 60 минут. А у большинства – через 3-4 часа и сама суть сна.

Второе долгое время пропагандируемое и оттого закрепленное заблуждение, что сновидения – это способ разгрузки мозга. Нечто вроде испражнения психики.

Подобная теория отражает полное интеллектуальное бессилие и убогость ее создателей. Десятки лет исследований показали – сон не является отдыхом мозга. Это другой вид активности, при котором происходит мониторинг деятельности внутренних органов параллельно с обработкой огромного массива данных.

Более того, активность мозга во время сновидения может значительно превышать обычную. Какой уж тут отдых.

Накопились сотни запротоколированных случаев получения во сне информации из неизвестных источников. Это могла быть информация об удаленных событиях, мыслях и переживаниях других людей и даже картины событий будущего.

Все это демонстрирует огромную прореху в наших знаниях о природе реальности и самих себя. Создается ощущение, что некоторые направления науки созданы с целью создания мишуры из сложных определений и избыточной терминологии, закрывающей от нас факт полнейшей некомпетенции в основополагающих вопросах.

Целые институты просаживают государственные деньги десятилетиями, на выходе выдавая псевдонаучную абракадабру.

Для меня единственным критерием истинности является практика. Отсутствие повторяемости и предсказуемости результата, к сожалению, выводит тему из поля науки на откуп различным спекуляциям. Но в большинстве случаев проблема результата является следствием ущербного подхода, только и всего.

Согласись, сложно надеяться найти ключи под фонарем, если ты ищешь, опираясь на единственный критерий, – под ним светлее!

Информация, изложенная ниже, выросла из практики. Это не кабинетные рассуждения ни о чем, ложащиеся в основу диссертаций гуманитариев. Более того, выводы сделаны в рамках строго научного подхода – все повторяемо и предсказуемо.

Это величайшее заблуждение касается сна только краем. Им пронизано наше мышление, и оно закреплено в способе восприятия. Речь идет о некой границе, отделяющей нас от мира.

У кого-то она совпадает с кожей, у других находится в области головы. Разница обусловлена способом самоидентификации.

Мини-упражнение №1 Прямо сейчас, не забегая вперед и не умствуя, ответь – что, ты считаешь границей собственного «Я»? Тело? Нечто в теле? Если да, то где конкретно – в голове или груди? Не будь тупым буквоедом, поглощающим бесполезную информацию и проделай упражнение.

Огромное количество научных работ и публицистики посвящено феномену «Я» или «Эго». 99% этих работ – плагиат из более старых и дешевая софистика. Действительно, после Будды при всем желании трудно сказать что-то новое.

Не люблю работать попугаем, поэтому за обстоятельными раскладами ныряй в Интернет, а коли не найдешь или не сможешь пробиться сквозь дебилизм гугл-переводчика, иди в Ленинскую библиотеку.

Мы коснемся темы кратко, но глубоко, и усвоение этой главки чревато нарушением умственного пищеварения.

Большинство людей представляют себя неким «Я», одетым в кожаную оболочку, за которой начинается внешний мир. Считают себя автономией.

Хочешь понять, что ты не автономен прямо сейчас? Прекрати дышать. Сколько ты продержишься?

Понимаю, что каждый под словом «Я» понимает свое. Скорее, не тело, а то, что происходит в голове или голове и груди. Остальное уже менее «я» или совсем не «я»?

А те, кто отождествляют себя с телом, прежде чем идти в парикмахерскую или браться за бритву, пусть подумают вот о чем: а вдруг их «я» уменьшится? Про безногих или безруких и говорить нечего. А лучше пусть сходят в лабораторию с наличием мощного микроскопа. Думаю, после разглядывания поверхности кожи в таком масштабе понятие границы станет не столь очевидным.

Те, чьим ключевым словом является контроль, пусть повлияют на дыхание, пульс, температуру, эластичность мышц и потоотделение. Уверен на 99,9%, что покажу много лучший результат. При этом зная, что не способен контролировать даже тело.

Ах, мысли. Уверен в этом? Тогда прямо сейчас не думай ни о чем в течение 5 минут. Или 15 минут думай только на одну тему. Знаю на 100%, что ни того, ни другого ты не сможешь сделать даже в течение 3 минут. Только годы практики могут даровать это скромное достижение.

Найдутся умники, которые некое снижение мысленного шума в голове примут за безмолвие. ? Слепой, слушая о цветах, тоже может их вообразить…

На самом деле мысли мы контролируем в еще меньшей степени, чем тело. Те, кто по-настоящему занимался ментальными практиками и добивался осознанности, меня поймут. Остальные только согласятся или не согласятся, опираясь на эрудицию и логику.

Что касается «контролеров» и их рассуждения, что «я» это то, что можно контролировать, они в плену ошибки, выявленной давным-давно парнями из Афин. Разница между контролем, его отсутствием или степенью определяется тем, где ты проводишь границу. Порядок причины и следствия перепутан.

Ты проводишь границу, разделяя умозрительные вещи, так как пользуешься моделями ума. Следовательно, все найденные границы также умозрительны. Все это вещи в себе.

Получается границы «Я» невозможно точно установить никаким образом.

Самое страшное, что и «Я», границы которого мы ищем, столь же эфемерно. Ноне буду пугать и в это углубляться. Желающим сломать свою «крышу» предоставлю такую возможность в другой статье из цикла «Матрица». Приведу лишь самые примитивные примеры.

Заблуждение не менее весомое, чем раздельность «я» и мира – понятие о целостном и неделимом «Я». Такое ощущение, что некто (пресловутый Предиктор?) специально перевернул мировоззрение европейцев с ног на голову. Там, где границ нет, их проводят, там, где нет и намека на целостность, в ней уверены. Ну не безумие ли?

Люди, хоть каплю склонные к самоанализу, а не просто биороботы, порой удивляются принятым решениям (даже судьбоносным), своему поведению и настроению. Как будто и не мы это были.

Еще большее недоумение возникает при анализе событий многолетней давности. Если человек хоть чему-то учится в жизни, первое чувство – какой же был дурак!

По поводу наших маленьких и больших «я» написано так много, что и повторяться не хочется. Практически все психотерапевты в теме под разными соусами преподносят анекдот, буквально слизанный у Пелевина. Вспомни Чапаева и Анку с платьями. Процедура проста. Нахватавшийся по верхушкам умник задаст тебе вопрос «Кто ты?».

Вариантов ответов будет множество, но первый десяток (а у большинства все) сведутся к субъективным оценкам, социальным ролям и биологическим функциям. В лучшем случае к их комбинации.

Я – человек, мужчина, муж, сын, руководитель, бизнесмен, философ и так далее.

Более прошаренные ответят – я тот, кто мыслит, отвечает тебе и прочие общие места. Сходу никто ничего оригинального не выдаст.

Мини-упражнение №2 Про стандартные ответы ты прочел. Остановись и дай свой – кто ты? Опять описательно? Хорошо, лень мышления общий порок. А что ты сейчас делаешь?Зачем тебе это нужно? Где ты применишь эти знания? Как ты их применишь?

Может, стоит закрыть браузер и помыть посуду?

Получается, что мы уверены в целостности и неделимости того, чему дать определение и чего описать не в состоянии.

На самом деле вопрос философски некорректен, но редкие психиатры и тем более коучи интересуются философией. Если только кухонного разлива…

Мы понимаем «Я» как непрерывность из прошлого до настоящего момента. Сумма воспоминаний, саморефлексий и прочего, что называют личностью. Мы ставим знак равенства между этими понятиями, при этом воспринимая «Я» как точку осознания текущего момента.

У этой точки есть доступ к воспоминаниям и прочим ресурсам личности, но она ею не является!

Почему? А потому что таких точек может быть множество и векторы, из которых складываются ее императивы, могут сильно отличаться.

Почему большинство людей не в состоянии воплотить задуманное и даже отказаться от вредных привычек? Да потому что решение принимает одно «я», а реализовывать или не реализовывать его приходится прочим.

У нас даже утреннее «я» всегда отличается от вечернего. Это породило поговорки, советы и даже правила. Например, в прусской армии нельзя было подавать прошения или жалобы вечером. Но далеко не у всех утро вечера мудреней.

В свете даже этого поверхностного разбора лепет профанов о контроле смешон. Их так называемое «Я» есть набор программ, написанный окружением, школой и СМИ, возникших ситуационно и/или жестко навязанных кем-то. Программ, слабо интегрированных, в противном случае никаких психологических, психосоматических и экзистенциальных проблем эти контролеры не испытывали бы.

Никакой целостности «Я» нет и быть не может! Это идеал почти любого духовного пути. Буддистам малой колесницы и тем более чань (дзен) проще, они фикциями вообще не занимаются. ?

Всевозможным прожектерам нашего совершенства, рационалистам от психологии и прочим рассказчикам о великом сознательном контроле настоятельно рекомендую ознакомиться с опытами нейробиолога Бенджамина Либета и групп, их повторивших. Если у вас все в порядке с интеллектом и вы способны отказаться от стереотипов мышления, пафоса здорово убавиться.

К сожалению, около 40% всех людей на планете в возрасте от 20 лет не способны изменить многолетние стереотипы. Как сказал бы профессор Савельев, «Не развиты соответствующие поля и подполя неокортекса». ? Никакими усилиями, наградой или наказанием этого нельзя добиться. Только имитации понимания и согласия. ?

Ограниченность мышления и социальные выгоды заставляют десятки лет держаться за неактуальные парадигмы – в обществе и науке. Кун еще в середине прошлого века это досконально изучил и объяснил на пальцах.

По-человечески я понимаю людей, отдавших двадцать или сорок лет внедрению и преподаванию предмета и вдруг узнающих, что дело их жизни – бред сивой кобылы. Такие будут давить авторитетом, травить инакомыслящих, подтасовывать факты, закрывать глаза на очевидное – лишь бы удержаться на пьедестале или у кормушки. ?

Как ни странно, скорость смены парадигм у гуманитариев втрое ниже, чем в области естественных наук. И это при том, что сами предметы исследования этих дисциплин – фикция.

Я, например, не могу сравнивать математику, физику, химию или геологию с другими дисциплинами, потому что на ноль делить нельзя. ?

Не зря римляне все гуманитарные направления причисляли к искусствам и философии. Если под наукой понимать следование принципам Бекона, они не наука! Поэтому знакомые доценты историки или психологи не рассказывают мне о научности своих исследований.

Сознательный выбор – это миф. По крайней мере, неосознанными людьми, которыми мы (включая автора статьи) являемся.

Роль сознания – собирать и сортировать информацию, обосновывать бессознательные выборы.

С учетом, что бессознательное – это не целостный и однородный комплекс, а сознательное «Я» – всего лишь точка фокуса превалирующих в данный момент векторов, говорить о выборе и контроле чаще всего не приходится.

Для того и другого нужно раскачать и укрепить доминантное «я», вокруг которого собираются и интегрируются остальные.

Либо быть очень примитивным человеком с бедным внутренним миром и атрофированными чувствами. Но это уже патология.

О заблуждениях достаточно. По каждой теме можно утюжить и утюжить, а я обещал рассказать о природе сна.

Сон – процесс многомерный. С одной стороны, мозг в этом режиме сканирует организм, перебирая сигналы от внутренних органов и внося свои коррективы в гормональную деятельность. С другой – работает с накопленным психоматериалом. С третьей – воспринимает сигналы извне, излучает собственные и, по сути, становится узлом в потоках циркулирующей в пространстве большей размерности информации.

Я говорил об этом в статье – «Алгоритмы сновидений: места и персонажи сна». Но там мы начали разбирать другие вещи, лишь слегка коснувшись природы сна и сновидений.

Начнем с того, что сон имеет свои уровни. Они связаны с фазами и так далее, но не вытекают из них. Уровни сна определяются фактором, условно мной названным как энергия осознания. Это не просто очередной термин, прикрывающий незнание, какие любят вводить в науке и тем более в метафизике. Я объясню физический процесс, за ним стоящий.

С энергией осознания напрямую связана память. Чем она выше, тем доступней записанная разумом информация.

Почему я сказал разумом, а не мозгом? Потому что доказательств непрерывной записи всего достаточно – электростимуляция и регрессивный гипноз способны выудить мельчайшие детали происходящего в любой момент жизни, а доказательства, что все эти записи хранит серое вещество, достаточно шаткие.

Мы зачем-то записываем данные, поступающие на сенсоры органов чувств. Абсолютно все данные, а не только те, которые пропустили через сознание. Но в обычной жизни мы не имеем доступа к этому хранилищу. Это очень важный момент. Для кого оно наполняется? Вот в чем вопрос…

Я уже писал о поразительных опытах Пенфилда, потрясенный Ричард Грегори сказал, что разум состоит из двух элементов – экрана и слайдоскопа. А Карл Прибрам поставил жирную точку, высказавшись, что мозг не устройство, для хранения информации, это система настройки, которая работает по принципу голографии. Сотни опытов (как его единомышленников, так и критиков) подтвердили этот факт. Поэтому я использую слово «разум2, а не «мозг».

Сны, которые мы не помним или помним весьма смутно, – это сны, проходящие на низком уровне энергии осознания. Сны, четко врезавшиеся в память, – на высоком. На диаграмме это продемонстрировано.

Ты видишь шкалу с условными единицами, где 0 – минимум, а 5 – максимум.

Есть ли корреляция условных единиц с амплитудой и частотой мозговой активности? Да.

Более того, прослеживается четкая корреляция величины энергии и длительности воспринимаемого времени.

Я достаточно писал о субъективном восприятии времени, как оно меняется с возрастом и о связи этого процесса с метаболическими функциями. Кому интересно, ознакомьтесь – «Сколько мы живем на самом деле?».

Субъективным я его назвал только по привычке. На самом деле никакого объективного времени нет и быть не может. Физики, ищущие хрононы и вводящие их в свои модели описания действительности, должны честно ответить на один вопрос. Ребята, а как вы локализуете хронон? Ведь для этого нужно оперировать интервалами, меньшими чем он сам. А такие просто невозможны.

Хронон – последнее возможное значение, также как планковская длина в пространстве. Никакой реальности (и никакой из реальностей) на уровне планковской длины нет, так как для присутствия чего бы то ни было и любого движения необходимо пространство.

Можно измерить расстояние, скорость и массу, но нельзя использовать внешние точки измерения для времени, они существуют лишь в сознании наблюдателя. Физики поймут меня с ходу, а лирики и технари – как получится.

Движение совершаем мы, а не время. Кому интересна тема и математическая подготовка позволяет, начните с работ Германа Минковского.

Длительность времени наяву и во сне зависит от скорости метаболических процессов организма и уровня энергии, условно называемого вниманием или осознанием.

Поэтому уровни сна определяются тремя маркерами – осознаваемым временем, степенью хаотичности и четкостью последующих воспоминаний. Смотри диаграмму.

Обычные сны – поток неустойчивых образов, ассоциаций и ситуаций. Более того, сновидца, пока он не проснется, это ничуть не удивляет. То, что в течение сна он может побывать в совершенно разных местах, с разным климатом и временем суток, воспринимается как должное.

С ростом энергии повышается осознанность происходящего и во сне появляются острова порядка – однородные по сюжету и ландшафту области. Больший рост приводит к шаткой устойчивости всего сна и начинается осознанное сновидение. Еще больший рост выводит сновидца в упорядоченную область, которая по качеству и адекватности происходящего не уступает повседневной реальности и даже превосходит ее.

Возникает ощущение, что жизнь до этого момента – просто длительный сон или что ты поменял декорации. Но уровень энергии падает, и ты снова проваливаешься в обычное сновидение или просыпаешься.

Тот, кто этого не испытывал, исказит смысл моих слов в меру развитости своего воображения. Впечатлительные проведут параллели с идеями фильмов «13 этаж», «Матрица» и им подобных.

Ребят. Все не так просто и трансляторы этих идей качественно ничем от нас не отличаются. Значит подобные модели не более чем упрощение действительности, опирающееся на достигнутый уровень знаний и технологий цивилизации. Истинное положение дел может в корне отличаться от всего, что мы в состоянии себе нафантазировать.

Подведем итоги по уровням:

  1. Сновидения имеют 4 явно выраженных уровня.
  2. Запоминание сновидений зависит от уровня, на котором ты находился.
  3. Степень осознания себя в сновидении зависит от уровня, в котором ты находишься.
  4. Уровень сновидения, в который ты попадаешь, зависит от фактора, условно называемого энергией осознания. Это фактор определяет уровень контроля внимания и включенности в происходящее.

Статья по объему напоминает монографию. Переваривать удобней порциями. Поэтому здесь мы остановимся до следующей публикации.

У нас есть группа ВКонтакте материалы которой не дублируются на сайте. Проводятся реальные практики, обсуждения, акции, квесты и флешмобы!

Материал полезен? Не теряй информацию, сохрани одним кликом.

Источник:
Природа лени
Саморазвитие, изменение жизни, решение психологических проблем, нелинейная психология.
http://darov.net/psi-fizis/son-i-priroda-realnosti.html

(Visited 4 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (5)

Колготок Как правильно подобрать колготки? Женские колготки – одно из ценных… (4)

Как перестать быть пошлой 11 советов, чтобы перестать думать о прошлых отношениях11 советов, чтобы… (4)

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (4)

Письмо мужу после ссоры Все краски жизни для тебяНаверняка почти в каждых отношениях наступает… (3)

COMMENTS