Проблема отцов и детей

Проблема отцов и детей

Эта проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом:

“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя” (Сократ).

У И.С. Тургенева эта проблема остро выражена в романе “Отцы и дети”. Сюжет романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений обусловлено изменяющимся духом времени. По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был “отцом”. Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом стоит желание молодежи заменить веру знанием, а пассивную надежду — активными действиями. Из неприятия и непонимания родился роман “Отцы и дети”. Это не категорическое отрицание, а желание разобраться. Мне кажется, что в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение, к этим идеям и стремлениям И.С. Тургенев относится со своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях.

В романе Тургенева Базаров — представитель молодого поколения, который поступает только так, как ему хочется, или как ему кажется выгодным и удобным. Он презирает стихи, музыку, искусство. Он все это считает ерундой и признает только то, что можно потрогать и ощутить. С точки зрения Базарова Кирсановы — чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Они не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки.

Люди, по представлениям Базарова , стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную — «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Не лучше он относится и к любви. «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё […] вздор».

Такой делает вывод Базаров, когда его чувство не вызывает ответного чувства.

Проблема “отцов и детей” — это наша большая жизненная и острая проблема. В наше время она остро стоит перед нами. Взаимоотношение между “отцами и детьми” — это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять друг друга. А это ведет к разногласию и спорам.

Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов.

Разногласия “отцов” и “детей” показаны в идейных спорах. В наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. Как я уже написала выше, непонимание — это главная, как мне кажется, причина этой проблемы. В каждой семье есть “отцы и дети”, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы и сможем решить эту проблему.

2. В чем корень проблемы отцов и детей?

В чем корень проблемы отцов и детей? — вот один из главных вопросов 21 века.

А вот и варианты ответов на него:

• в элементарном неуважении друг к другу;
• в страхе потери влияния;
• в эгоизме обеих сторон;
• в отсутствии любви;
• в нежелании понять друг друга;
• в непонимании родителей смысла жизни и ее продолжения.

А решения всех этих вопросов мы найдём в семье. В том, какой уклад существует в семье, каковы взаимоотношения её членов?

В настоящее время в семьях существует два явления, две крайности взаимоотношений. И касаются они отнюдь не отцов и детей, а скорее взаимоотношений мужчины и женщины. Отца и матери. То есть получается, что проблема отцов и детей сводиться к родителям.

3. Амазонщина как явление

Посмотрим на современную женщину.

Женщина-мать — для всех нас святыня. Так было и так будет всегда. Вот почему неимоверно трудно, зато и необходимо — высветить теневые стороны прекрасного ореола. Злоупотребления авторитетом и привилегиями материнства — это уже не «досадные исключения», не отдельные «вывихи», а серьезный социальный фактор, который не может не вызвать тревогу и озабоченность.

Так описывает синдром амазонщины. Россош Г. Г., в своей статье «Амазонщина: дети без отцов, отцы без детей»

Женщина, конечно, может научить решительности, прямодушию, целеустремленности, благородству, великодушию, честности, мужеству и мальчиков, и девочек, может развить в младшем качества, необходимые будущему лидеру, организатору. Женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью — уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его! Женщина может многое! Может даже превосходить мужчину в чисто мужских качествах («мужская решительность», «мужская прямота», «мужское великодушие» и прочее), может быть мужественнее многих мужчин.

Одного не может женщина — быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не Бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков.

4. Призвание отца
А что же мужчины?

Почему вдруг начал развиваться этот злополучный синдром? Одна ли женщина виновата? Конечно, нет. С нашими мужчинами тоже порой не всё в порядке. Общество изменилось. Появились богатые и бедные. И часто выбор быть ли богатым или бедным мы делаем сами. Можно сидеть и ждать, когда упадёт с неба. Вот именно с такими мужчинами рядом и развивается синдром амазонщины. А у женщины просто не остается выбора. Коли муж сидит и ждёт, крутиться приходится ей. А дальше … теряется уважение к мужчине. И пошло и поехало.

А рядом дети, которые оказываются между этими папами и мамами. Которые не понимают своих родителей, которые не хотят быть на них похожими. И возникает проблема Отцов и детей.

Можно сколь угодно много ругать богатых за то, что они богаты, но…. Я не говорю о миллионерах. Я о них ничего не знаю. Не знаю, как они зарабатывает деньги.

Я говорю о простых, в общем-то, людях, которые своим большим трудом зарабатывают деньги. А заработав их, они считают, что вся власть в семье должна быть в их руках. И… пошёл перекос в другую сторону. Так же старуха с корытом, только то мужского рода, то женского.

Так проблема отцов и детей уперлась в проблему родителей. Я глубоко убеждена, что все проблемы с детьми кроятся в родителях. Если в семье царит взаимная любовь, и не только любовь , но и уважение. Заметьте, взаимное уважение. Родителей детьми, а детей родителями. Если эти условия выполняются, проблема отцов и детей не возникнет. Она не возникнет в семье, следовательно, не возникнет и в обществе.
Мы пришли опять к тому же о чём, я говорю постоянно. К любви. С неё всё начинается и ею всё заканчивается.

5. Любовь к другим, любовь к себе.

6. Пожелания всем родителям, особенно папам

Призвание отца – быть не только кормильцем в семье , но и главным воспитателем.
Призвание отца – носить своих детей на руках. «Бог твой носил тебя, как человек носит сына своего» (Втор.1:31). Дети с самых первых дней должны чувствовать отцовскую руку, заботу и тепло.
Призвание отца — дать наставление своим детям. «Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму» (Прит.4:1). «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22:6). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).
Призвание отца — миловать своих сыновей. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс.102:13).
Призвание отца — личным примером показать, что трезвый образ жизни — это норма.

Поощряйте детей серьезно заниматься музыкой, техническим и художественным творчеством, кулинарией. Учите разумному отношению к труду, получению образования, физической культуре. Узнайте друзей ваших детей, пригласите их к себе домой, познакомьтесь с их родителями. Освободите жену от ряда домашних забот. Старайтесь быть рядом с вашими детьми. Станьте болельщиками дворовой команды, в которой играют ваши дети. Устраивайте походы в лес, на рыбалку. Посещайте выставки, концерты. И обязательно обсуждайте увиденное. Пусть у вас будут особые семейные праздники, игры, конкурсы, соревнования. Вы не можете полностью исключить улицу, но вы должны предотвратить ее негативное влияние на ваших детей. Вы будете уверенно знать, где, с кем и что делают ваши дети, если они на улице.

А что же делать с телевизором? Напрашивается очевидный вывод – запретить! Когда я слышу это, то вспоминаю песню «Письмо в редакцию телепередачи «Очевидное — невероятное» из Канатчиковой дачи». В психбольнице возникла проблема:

Вместо, чтоб поесть, помыться,
Уколоться и забыться
Вся безумная больница
У экрана собралась.

И вот результат бесконтрольного просмотра:

Все совсем с ума свихнулись,
Даже кто безумен был,
И тогда главврач, подумав,
Телевизор запретил.

К каким последствиям привел этот запрет? Взбунтовавшиеся больные пишут:

Мы про взрывы и пожары
Сочиняли ноту ТАСС,
Но примчались санитары
И зафиксировали нас.

И только отсутствие вождя, связанное с недостатком «настоящих буйных», помешало больным сделать переворот.

Говорить о запрете телевидения или компьютера просто несерьезно. Мы должны быть реалистами. Улица, дискотека, телевидение, интернет будут и дальше окружать наших детей. И их негативное влияние на личность будет только возрастать. Но разве позволительно допускать, чтобы души детей были искалечены? Дети должны ясно представлять, что окружающий мир предложит им не только доброе, но и злое. Они должны понимать, за кого держат зрителей создатели передач «Поле чудес», «Большая стирка», «Окна», «За стеклом» и других «дебил-шоу».

И это ваш долг, отцы, объяснить детям, что телевизор может быть только средством информации, но не воспитания. На мой взгляд, не более 10% передач (учебные, познавательные, научно-популярные и некоторые другие) могут быть полезны для детей

Если вы передадите доброе христианское учение и добрый опыт своим детям, и они примут его — не будет тех трагедий, очевидцами которых мы являемся. Дети будут ясно понимать, что там, где попирается Добро, Истина и Красота, а превозносятся зло, ложь, пошлость и цинизм, не место приличному человеку. Вы можете считать, что воспитание достигло цели, если в ваше отсутствие дети смогут делать правильный нравственный выбор. Тогда дети будут почитать родителей, и им будет благо, и они будут долголетними на земле . Тогда сбудутся слова из книги Притчей Соломоновых: «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их» (Пр.17:6).

Какими отцами и матерями мы хотим быть? Какими мы желаем видеть ваших детей?

Давайте любить и уважать друг друга, и проблема отцов и детей никогда не возникнет.

Станем благословенными отцами и матерями, и дети наши будут благословенны!

Источник:
Проблема отцов и детей
Эта проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом: “Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не
http://studopedia.ru/10_192002_perspektivi-razvitiya-problemi-iskusstvennih-organov.html

Проблема отцов и детей в произведениях русской литературы

Проблема отцов и детей в произведениях русской литературы

Освещение проблемы отцов и детей на примере произведения Тургенева «Отцы и дети». Символика названия. Притча о блудном сыне – ключевой текст и главный смысловой лейтмотив сюжета. Русские писатели о проблеме отцов и детей. Бессмертие в образах романа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. «Отцы и дети» Тургенева

2. Русские писатели о проблеме отцов и детей

Проблема «отцов и детей» — это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение «отцов» пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. «Дети» более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших.

Проблема «отцов и детей» возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении «отцов» и «детей» сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Кто-то вступает в открытый конфликт с представителями старшего поколения, обвиняя его в бездеятельности, в пустословии; кто-то, понимая необходимость мирного решения этой проблемы, уходит в сторону, предоставляя и себе, и другим право свободной реализации своих планов и идей, не сталкиваясь с представителями другого поколения.

Столкновение «отцов» и «детей», которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.

Цель реферата — раскрыть проблему отцов и детей на примере некоторых произведений русской литературы.

1. «Отцы и дети» Тургенева

Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. “Отцы” осуждают, критикуют и не понимают собственных “детей”. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Данная проблема в той или иной степени затрагивалась разными писателями. Роман Тургенева “Отцы и дети” является одним из наиболее ярких “отголосков” актуальной и в наши дни проблемы “отцов и детей”. В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между «отцами» и «детьми», между новыми и отживающими взглядами на жизнь. Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале «Современник». Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

Уже в самом названии писатель определил главную задачу своего произведения. Евгений Базаров пытается отстоять свою жизненную позицию. Он хочет показать, что неумолимое время приводит к значительным общественным изменениям. Поэтому идеалы, мысли и стремления, которыми жило предыдущее поколение, уже безнадежно устарели.

Интересен сам образ Евгения Базарова. Молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. В эту категорию входят стихи, музыка, искусство. Базарова можно сколь угодно осуждать, но нельзя не признать, что его мнение также имеет право на существование. Базаров признает только то, что можно непосредственно ощутить, грубо говоря, потрогать. Таким образом, Базарова можно с полным правом назвать материалистом.

Образ Базарова — это типичный образ демократа-разночинца. И Евгений обладает всеми качествами, свойственными этой группе. Безусловно, он очень трудолюбив. Причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется в высшей степени положительным качеством. Базаров — это реалистичный и практичный человек. Подобного рода качества относятся к положительным. Так что нельзя отрицать, что поколение “детей” может принести пользу обществу.

Часто проблема “отцов и детей” обусловлена тем, что представители поколений критикуют и осуждают действия и убеждения друг друга Цель критики — доказать несостоятельность и бесполезность для общества, которые якобы свойственны другому поколению. Таким образом, “отцы” осуждают “детей”, а “дети” — в свою очередь, “отцов”, и главным обвинением является обвинение в несостоятельности.

Однако данные обвинения являются во многом несправедливыми, поскольку представители обеих сторон обладают качествами, которые способны вызвать если не любовь и уважение, то хотя бы сочувствие окружающих (а также у читателя).

В романе «Отцы и дети» главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы «отцов и детей», с позиции их социальных, политических и общественных разногласий. Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей.

Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых. У Евгения Базарова удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. Но вместе с тем в этом образе немало недостатков. Причем Тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны Базарова, а в его лице — недостатки поколения демократов-разночинцев шестидесятых годов.

К недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике человеческих чувств и отношений, к которым относится и любовь. В поведении подражателей Базарова много грубости и пошлости.

Сам же Базаров отрицает не только любовь, но и какие бы то ни было возвышенные переживания и эмоции человека, в том числе и сыновнюю привязанность к родителям. Подобная черствость не может не вызвать у автора и читателя протеста, неприятия и непонимания. И наше отношение к поколению “детей” было бы резко отрицательным, если бы мы не понимали, что за их показными равнодушием и циничностью скрывается легко уязвимая и на редкость чувствительная натура.

Базаров критикует многое из того, что его окружает. Однако внимательный читатель не может не заметить, что Базарова интересует окружающий мир, природа, он даже способен любоваться красотой тех явлений, которые для многих остаются незаметными. В числе этих “многих” — представители поколения “отцов”, излишне чувствительные, погруженные в себя и на редкость эгоистичные, с точки зрения как самих “нигилистов”, так и современного читателя.

Базаров спорит с Павлом Петровичем о науке, чувствах, о жизни народа, о проблемах развития общества в целом и страны в частности и о многом другом. Базаров олицетворяет собой поколение демократов, а Павел Петрович — поколение либерального дворянства. Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П.П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что «. без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет «аристократишек» в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Одно из главных противоречий возникает между антагонистами в их отношении к народу. Хотя Базаров с презрением относится к народу за его темноту и невежество, все представители народной массы в доме Кирсанова считают его «своим » человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нем нет барской изнеженности. А в это время Павел Петрович утверждает, что Евгений Базаров не знает русского народа: «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры. » Но после этих красивых слов при разговоре с мужиками отворачивается и нюхает одеколон.

У каждого поколения есть свои идеалы, которые они и отстаивают. Базаров во всем ищет целесообразность. Он говорит, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Естественно, что такое мнение идет вразрез со склонностью к романтике и сентиментальности Павла Петровича.Базаров не приемлет лжи и притворства, он искренен, и в этом состоит еще одно его отличие от поколения либералов, для которых притворство, позерство было чем-то само собой разумеющимся. Не желая понимать, что смена одного порядка другим закономерна и неизбежна, Павел Петрович с готовностью защищает старый порядок, против чего и возражает Базаров. Споры между Базаровым и Павлом Кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны.

Разногласия, возникшие между героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом. Поэтому проблема «отцов и детей» заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим.

Безусловно, старшее поколение обладает множеством несомненных достоинств. Но время неумолимо идет вперед, и последнее слово остается за “детьми”. В романе ясно прослеживается мысль о том, что в споре между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым победителем оказывается последний.

2. Русские писатели о проблеме отцов и детей

К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.

Но, хотя эта пословица часто бывает права, иногда все оказывается наоборот. Тогда появляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети — родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегда достойные подражания), а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. Такова Кабаниха из «Грозы» Островского. Она навязывает детям (да и не только им) свое мнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха считает себя хранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет. Вот уже настоящее воплощение «века минувшего»! А ее дети, хотя им вовсе не по душе такое отношение к ним матери, не хотят исправить положение. И здесь, как это ни печально, «век минувший», со всеми его предрассудками, торжествует победу над новым.

Одной из самых важных граней проблемы «отцов и детей» является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. «Она легла здесь и лежала долго».

Еще одна проблема поднята во многих произведениях, проблема воспитания и образования.

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил, —

писал А. С. Пушкин о воспитании главного героя своего романа «Евгений Онегин», а дальше замечал:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

«Чему-нибудь» и «как-нибудь» учились все дети в разных произведениях. Но чему и как? В основном это зависело от отношения к образованию их родителей. Некоторые из них, признавая необходимость образования только с точки зрения моды и престижа, относились к нему в общем-то отрицательно, как, например, Фамусов из «Горя от ума» и госпожа Простакова из «Недоросля». Но Софья, в отличие от Митрофанушки, все-таки получила какое-то образование, а вот Митрофанушка не получил никаких знаний, да он и не хотел их получить. Отношение же самих Фамусова и Простаковой к образованию выражено их же собственными словами. Фамусов говорит: «Уж коли зло пресечь — забрать все книги бы да сжечь», — и еще: «Ученье — вот чума». А Простакова: «Лишь тебе мученье, а все, я вижу, пустота».

Но не все герои произведений русских классиков считают образование «пустотой». Яркий пример тому — князь Волконский из «Войны и Мира» Л. Н. Толстого. Болконский верил в необходимость образования. Будучи образованным и начитанным человеком, он сам учил свою дочь, княжну Марию. Взгляды Болконского полностью противоположны мнениям Фамусова и Простаковой. Образование не может быть данью моде, и в этом Болконский абсолютно прав.

Проблема «отцов и детей» актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением, разногласия, так хорошо известные нам по «Горю от ума» или по «Отцам и детям».Проблема отцов и детей — одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становиться Иванами, не помнящими родства, ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема «отцов и детей» живёт и сейчас, приобретая несколько другое направление.

Завершая работу над рефератом можно прийти к выводу, что проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым» из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.

Тургенев изучил извечную проблему «отцов и детей» с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде «отцов» и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

Проблема «отцов и детей» актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. «Дети», открыто выступающие против поколения «отцов», должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

1. Голубков В.В. Художественное мастерство Тургенева. — М., 1960г

2. Куприна И.Л. Литература в школе. — М.: Просвещение, 1999г.

3. Лебедев Ю.В.. Русская литература XIX в. вторая половина. — М.: Просвещение, 1990г.

4. Троицкий В.Ю. Книга поколений о романе Тургенева «Отцы и дети». — М., 1979г.

5. Щеблыкин И.П. История русской литературы XI-XIX в. — М.: Высшая школа, 1985г.

Источник:
Проблема отцов и детей в произведениях русской литературы
Освещение проблемы отцов и детей на примере произведения Тургенева
http://otherreferats.allbest.ru/literature/00012460_0.html

Проблема Отцов и детей в романе

Столкновение «отцов» и «детей», которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.

Среди таких писателей хочется выделить И. С. Тургенева, который написал великолепный роман «Отцы и дети». В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между «отцами» и «детьми», между новыми и отживающими взглядами на жизнь. Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале «Современник». Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

В романе «Отцы и дети» главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы «отцов и детей», с позиции их социальных, политических и общественных разногласий.

Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей.

Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай. » Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: «Рафаэль гроша медного не стоит. «

Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П. П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что «. без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет «аристократишек» в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Одно из главных противоречий возникает между антагонистами в их отношении к народу.

Хотя Базаров с презрением относится к народу за его темноту и невежество, все представители народной массы в доме Кирсанова считают его «своим » человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нем нет барской изнеженности. А в это время Павел Петрович утверждает, что Евгений Базаров не знает русского народа: «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры. » Но после этих красивых слов при разговоре с мужиками отворачивается и нюхает одеколон.

Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом. Поэтому проблема «отцов и детей» заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим.

Тургенев изучил извечную проблему «отцов и детей» с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде «отцов» и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

Проблема «отцов и детей» актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. «Дети», открыто выступающие против поколения «отцов», должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

Источник:
Проблема Отцов и детей в романе
Пример сочинения на тему: Проблема ‘Отцов и детей’ в романе на УкрЛибе
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?bookid=113&id=2

Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе

Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе

Проблема отцов и детей…Сочинение ЕГЭ по тексту В. А.Захарова — вариант сочинения ЕГЭ по прочитанному тексту. Размышления автора об истоках гуманизма легли в основу данного сочинения ЕГЭ.

Вариант сочинения ЕГЭ по тексту В. А.Захарова Человеческая личность — это целый мир, загадочный и противоречивый.

Невозможно очертить характер человека с помощью лишь черной и белой красок. О необходимости «вчувствования», понимания позиции личности, причин ее слов и действий — текст В. А.Захарова, писателя и публициста, исследователя социально-нравственных проблем.

Автор повествует о непростых взаимоотношениях, сложившихся между Иваном Сергеевичем Тургеневым, великим русским писателем, и Варварой Петровной Лутовиновой, его матерью. В. А. Захаров призывает нас не следовать слепо сложившемуся в литературе представлению о матери И. С. Тургенева как о властной, деспотичной барыне — самодурке, а, проанализировав факты биографии И. С. Тургенева, увидеть в ней несчастную любящую мать, которой сын «редко и скупо» отвечает взаимностью. Ежедневные письма матери — и скупые и редкие отписки сына, которые зачастую до неё не доходили.

Как правильно оценить поступки других? Не принять при анализе ситуации следствие за причину? Что нужно сделать, чтобы исправить нравственную систему жестокого человека, даже если этот человек — твоя мать? Вслед за автором размышляю над непростыми вопросами, отражающими сложность и противоречивость самой жизни, отношений младшего и старшего поколений. Я согласен с автором в том, «что подлинное понимание невозможно без напряженного усилия встать на место другого», и, думаю, каждый пожалеет отчаявшуюся мать, умоляющую сына о весточке из-за границы.

Однако утверждение В. А. Захарова о том, что «ее (матери) жестокую природу могла бы смягчить сердечная забота сына», кажется мне несколько натянутым. Я думаю, что деспотичный характер Варвары Петровны сформирован под влиянием непростых жизненных обстоятельств, определивших ее судьбу.

Известно, что с детства была она нелюбима, так как рано стала падчерицей в чужом доме; изворотливостью и хитростью удержала за собой право на наследство; замуж вышла не по любви, а по расчету. Потому и привыкла действовать по принципу «все средства хороши», и в отношениях с сыном готова была применить даже шантаж. Надеюсь, молодой Иван Тургенев не допустил наказания невинного ребенка, но вряд ли стал от этого больше понимать и любить мать.

Завтра, 1 июня, отмечается Всемирный День защиты детей. Вчера я слушал, что радио Росси готовит прямой эфир о сложностях и проблемах, имеющихся во взаимоотношениях детей и родителей, и накануне праздника обнародовало результаты опроса своих слушателей. Цифры просто впечатляют: только 36% опрошенных родителей заявили корреспондентам, что достигли взаимопонимания с собственными детьми! И это в наш цивилизованный век!

Наверное, только очень мудрые и любящие родители, сами умеющие вставать на место своих детей, могут рассчитывать на их понимание. Я считаю, что мне повезло. Моя мама всегда старается быть в курсе моих сложностей и проблем, знает всех моих друзей. Ни о каких угрозах с ее стороны ради желаемого результата не может быть и речи.

Она объясняет мне причины своих поступков, мотивирует требования — и я отвечаю ей взаимностью. Я хочу пожелать всем детям и родителям стремиться понимать друг друга, как бы сложно это порой ни было. «Чудодейственное тепло любящего сердца» поистине может исправить мир, решить самые сложные противоречия. Главное, чтобы и у родителей, и у детей было желание открыть свое сердце навстречу друг другу.

Если данное школьное сочинение на тему: Проблема отцов и детей. Сочинение ЕГЭ, вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.

Источник:
Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе
Проблема отцов и детей…Сочинение ЕГЭ по тексту В. А.Захарова — вариант сочинения ЕГЭ по
http://schooltask.ru/problema-otcov-i-detej-sochinenie-ege/

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (6)

Если мужчина говорит моя 11 утверждений влюбленного мужчины или как понять, что мужчина влюблен… (6)

Загадки на выкуп невесты Загадки на выкуп невесты Получай статьи на почту Добавляйся в… (4)

Выкуп туфли невесты в стихах Выкуп туфли невесты в стихах Ой вы гости-господа, вы откуда… (4)

Если женатый водолей влюбился Если женатый водолей влюбилсяВсе наиболее важное для тебя, твоей семьи… (4)

COMMENTS