Психология человека

Видео уроки психологии смотреть онлайн

Данная категория поможет Вам разобраться в себе и научиться распознавать людские эмоции и намерения. Вы сможете дать ответы себе на многие вопросы, которые, возможно, сопровождают Вас давно. У нас Вы можете найти видео уроки по саморазвитию и самосовершенствованию бесплатно.

Для мужчин и женщин будет интересно узнать, насколько разное мышление у обоих полов. Девушки смогут научиться понимать своих партнеров даже не со слов, а по жестам и мимике. Бесплатные видеоролики о взаимоотношениях между людьми помогают понять поведения окружающих и откорректировать собственное.

Получите образование с помощью видео уроков по психологии жизни мужчин и женщин, у нас можно смотреть онлайн.

Все люди могут ошибаться и бессознательно допускать какие-то ошибки, выпуская гнев, агрессию и другой негатив на окружающих. Видеоролики из этой психологической категории нашего сайта помогут разобраться в себе и устранить причину проблем и даже заболеваний.

Учеными уже давно доказано, что состояние здоровья организма неразрывно связано с внутренним духовным миром человека. Узнайте все секреты людского поведения и научитесь контролировать свои эмоции, изучите все методы развития личности.

Смотреть бесплатно видео ролики ютуба о психологии можете всей семьей. Документальные передачи, тренинги и обучающие уроки будут полезны для любого возраста. Каждый из членов семьи может почерпнуть для себя что-нибудь ценное.

Бесплатные ютуб видео о психологии человека бесплатно онлайн. Узнайте о самых невероятных психологических экспериментах над людьми и об их просто потрясающих результатах. Порой результаты таких исследований настолько неожиданные, что ученым приходилось останавливать исследование, чтобы элементарно – сохранить людям жизни.

Кроме этого Вы можете посетить другую нашу категорию о детской психологии. Методы современной науки в виде лекций без регистрации помогут родителям понять логику поведения детей, а супругов увидеть себя с другой стороны. Узнайте онлайн, как избежать скандалов и конфликтов в доме, как добиться гармонии и взаимопонимания. Ролики ютуба о психологии мужчин и женщин помогут Вам разобраться в отношениях между собой и достигнуть истинной гармонии в семье.

Научитесь бороться с депрессией и узнайте, как о каких внутренних проблемах говорит банальный насморк. Посещайте регулярно нашу рубрику, и внутренний мир перестанет быть загадкой для Вас!

Психология человека

На этом сайте вы можете получить полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека.

Сайт разделен на несколько частей, каждая из которых описывает какой-то аспект психологической науки. Особое внимание уделено вопросам возрастной периодизации и детской и подростковой агрессии.

Слово «психология» в переводе с греческого означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «учение»). Наука психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, как осознаваемых так и неосознаваемых самим человеком.

Предметом изучения психологии выступает психика. Как наука психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе. Психология изучает психические процессы, психические состояния и свойства, а также психическую деятельность личности.

Психические процессы – наиболее подвижная форма отражения действительности. Возникновение и течение их обуславливается конкретными задачами, ситуациями и требованиями деятельности. К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, речь, воображение, эмоции, чувства, воля. Человек познает себя и окружающий мир при помощи таких психических процессов как ощущения, восприятия, внимания, воображения, речи и мышления. Раздел психологии, изучающий эти явления называют психологией познавательных процессов. Другие психические явления определяют возможность самореализации человека, специфику его отношения к другим людям, управляют поступками человека. Такие психические явления называют свойствами и состояниями личности.

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Психология человека в обществе… «от рождения до смерти»

Часто случается, что окружающие люди хотят от нас чего-либо против нашей воли. Как правило, это нам неприятно и мы начинаем искать пути выхода из сложившейся ситуации. Пути бывают разные, но чаще всего, мы ищем компромисс, проявляем агрессию или ведем себя пассивно.

Если человек в различных ситуациях ведет себя пассивно, не пытается озвучивать свои желания и предпочтения, то практически всегда он не в силах противостоять требованиям окружающих. На таких людей легко воздействовать, легко подчинять их своей воле. Пассивный человек не уверен в себе, он страдает от того, что его способности недооценены. Часто такое состояние становится причиной сбоя внутреннего самосознания, что накладывает отпечаток на всей его деятельности.

Человек, который ведет себя с окружающими агрессивно, как правило, стремится добиться желаемого за счет других. Он в угоду себе игнорирует права и желания других, часто нанося им определенный моральный ущерб. Окружающие перестают доверять ему и настраиваются против него, проявляя при этом идентичное отношение к агрессору. Агрессивностью человек может добиться только сиюминутного кратковременного успеха, который повлечет за собой массу негативных последствий для него самого.

Полностью контролировать ситуацию вокруг себя способен только человек, который способен на компромисс. От других его отличают умение позитивно относиться к людям и объективная оценка самого себя. Такой человек ведет себя спокойно, уверенно, изъясняется четко и ясно. Ему не страшны обман и уловки, так как он сразу их вычислит и сможет вовремя защититься. Ему легко найти общий язык с окружающими и адаптироваться в любой обстановке.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что наша жизнь это — постоянная борьба за место под солнцем, за свои права в этом мире. Настоящая личность не боится трудностей, только справившись со всеми преградами, человек способен поверить в себя, в свои возможности.

Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно, вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной. У одного – мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности предпринимать какие-либо действия. Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности, моральной закалкой и психическим состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.

Как правило, при стихийных бедствиях, в крупных авариях или катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помочь пострадавшим. У тех, кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание. Такая реакция человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.

Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и неспособность противостоять ей из-за неопытности и отсутствия соответствующей морально-психологической подготовки.

Для того чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие, человека необходимо заранее готовить к чрезвычайным ситуациям, закалять психику и тренировать волю.

Чаще всего, первая реакция человека на приближающуюся опасность – страх. Чувство страха вызывает негативные ощущения, вместе с тем, страх сигнализирует о том, что нужно защищаться, потому главная задача, которая стоит перед человеком, спасти свою жизнь.

Надо учитывать, что в любой чрезвычайной ситуации самым главным фактором является уровень психологической подготовки людей. Если, попадая в особую ситуацию, человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий. Особенно это касается руководящего состава, члены которого обязаны мобилизовать коллектив, не допустить паники и суеты. Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в различных ситуациях при подготовке спасателей, руководителей и населения к возможным экстремальным ситуациям.

Изучить психологические параметры человека и использовать полученные результаты в жизни. Выделяются 2 раздела психологических целей. Это гражданская психология и военная. Гражданская психология — это жизненные факторы поведения человека во всех сферах жизни, общество, семья, здоровье, быт, работа, отдых и другие. Военная психология — это психологическая дисциплина (программа), которая состоит из многих подразделов: психологическая выучка солдата, устойчивость, выносливость, обучение и другие. В военной психологии существую закрытые разделы, которые изучаются и практикуются для применения в военных и разведывательных целях.

Человек многообразен и нет одинаковых людей и их поведения, но есть категории полов, которыми нас разделила жизнь при рождении — на мужчин и женщин. Вы хотели стать женщиной, а Вы мужчиной? Да. Нет…, к сожалению, действительность такова, что некоторые из мужчин психологически — женщины, а женщины — это мужчины. Но не будем забегать вперед, перейдем к раскрытию темы о психологии женщины и мужчины, которые считают себя таковыми.

В содержание дисциплины психологии входят такие понятия, как сознательные и без сознательные проявления психики человека, общение человека и его речь, структура личности психологических особенностей человека, темперамент, характер человека, способности мотивационной сферы деятельности. Введена рейтинговая система оценки в психологии.

Парень — это обычный человек со своими особенностями характера, своими привычками и манерами. Это человек со своими индивидуальными способностями, мышлением, взглядами на жизнь и взглядом на любовь. Психология любви парней складывается из следующих этапов и у каждого они индивидуальны. Девушка — это обычный человек со своими особенностями характера, своими привычками и манерами. Это человек со своими индивидуальными способностями, мышлением, взглядами на жизнь и взглядом на любовь.

Мужчина сильнее физически, но слабее женщины в моральном плане, мужчина старается сдерживать эмоции, боится показать свою несостоятельность, свои низменные чувства прячет в самых укромных уголках своей души. Значит ли это, что мужчина – моральный оборотень для женщины? Этот вопрос могут задать и мужчины о нас, женщинах. Мы такие разные… В психологии мужчин в отношениях с женщинами чувствуется их хватка просто за живое, они могут обидеть просто желая не выдать свои тайны, обидеть потому, что он, мужчина, а Вы – женщина. Кстати, совсем не выявляется мужская психология онлайн, она идеально скрыта и невесома.

Необходимо воспользоваться уже имеющимся опытом других стран, где в качестве лечения стрессовых ситуаций организуются группы людей с аналогичными проявлениями, они встречаются и обсуждают причины возникновения стресса, как правило в большинстве случаев, происходит восстановление нервной системы. Каждый человек индивидуален и так же индивидуален стресс человека. При стрессовых ситуациях неотъемлемым является участие посторонних людей в познании причин стресса и сглаживание последствий, действующих на сознание человека.

Тема памяти человека связана с водной средой. Человек состоит из воды на 80%. Учеными доказано, что вода имеет свойства запоминать различные воздействия на нее со стороны. Вода кристаллизуется при благотворном влиянии со стороны и образует правильные (красивые) кристаллические формы, если на воду оказывается негативное воздействие, форма кристаллов хаотично выстраивается в искривленные и деформированные изображения клетки воды.

К сожалению, «дар» манипулирования (управления) ситуацией и людьми, дан далеко не каждому. Однако, стоит попробовать освоить его «технологии». А что, если, на самом деле, у вас есть способности к манипулированию, а вы не замечали его? Давайте-ка проверим. Вам страшно? Вы боитесь, что люди «заметят» ваш дар и перестанут вас уважать, считая предателем или еще кем-то (фантазия людей – невероятно богатая, как и их словарный запас, в то время, когда они на кого-либо злятся или кого-то «тихо» ненавидят). Управление – это такой же навык, как например обыкновенная ходьба: нужно только к нему привыкнуть и освоить его «азы» таким образом, чтобы уметь потом применять на практике.

Различные методы психологического влияния на людей

Человеческая психика – это одна из тайн внутреннего мира людей. Психика – это «коктейль», состоящий из различных психических явлений и психических процессов. Хотите знать конкретно о том, что входит в этот коктейль? Эмоции, ощущения, воображение, память…. Дальше – можно не перечислять: вы, очень скоро, и сами все поймете. Этот «коктейль» действует на человека по – разному. Все зависит от ситуации и случая. Очень часто, психику человека, используют в очень корыстных целях. Цели эти, в основном, направлены в «недоброе» русло. Иногда – наоборот.

Сказка — это отношения, в которых мужчина и женщина становятся спутниками, попутчиками, единомышленниками в самом лучшем смысле этих слов. Такова психология любви и отношений. Существуют романтические отношения, которые развиваются ровно, без резких перепадов. Чтобы сохранить такие отношения, необходимо «подпитывать» их. Всегда надо стараться сохранить интерес друг к другу, даже если у вас за плечами несколько лет брака.

Как часто, некорректно, мы используем слово «ненормальный». Если бы так назвали нас, нам было бы безумно неприятно и обидно. А теперь представьте, что есть люди, для которых, говорить такое слово, в порядке вещей. К числу таких людей, относятся невоспитанные хамы, на которых, казалось бы, не следует обращать внимания. Но сознание и анализаторы, ведь, «перекрыть» никак невозможно. «Ненормальность» — понятие относительное. А что, если люди, которых привыкли считать «нормальными», наоборот, ненормальные? У каждого – свои критерии отбора адекватности.

Не пытайтесь сосчитать, сколько раз в день вы обманываете: собьетесь со счета просто – напросто. Дело в том, что есть такая ложь, которая незаметна даже самому себе.

Пример: нас спросят «как дела?», мы отвечаем «Замечательно», даже если это не так. Мы мило улыбаемся, будто действительно все так прекрасно, как кажется тому, кто интересуется нашей жизнью.

А по улыбке, кстати, тоже можно распознать ложь….

Психология сознательного и бессознательного в человеке

«Потоки сознательности» управляют людьми в той или иной ситуации. Человек, благодаря наличию сознательности, может адекватно подойти к ситуации, принять решение, осознать происходящее. Вы ходите, пьете, дышите, считаете деньги, стоите в очередях, ищите покупки…. Это все вы делаете, понимая (осознавая) каждое свое действие. Вы сейчас подумаете о том, насколько прекрасно то, что, в психике, существует сознательность. Если бы не она, люди были бы ниже, чем растения по своему развитию.

Болезнь – это не сладенький торт, который скушаешь, насладишься и останешься довольной. Болезнь – это «пропасть», в которую может попасть абсолютно каждый человек. Болезнь не смотрит ни на гражданство, ни на вероисповедание, ни на половую принадлежность человека. Она просто «притягивает» людей к себе, и все. Человек, который сильнее – сможет «вырваться из лап заболевания», тот, который слабее – сдается ей, ни о чем не задумываясь.

Не все болезни отличаются какой-то «предвиденностью» или симптоматикой. Есть такие болезни, которые относятся к «неполадкам» психики. А психика – настолько глубинная «человеческая часть», что до нее не всегда есть возможность достучаться, чтобы разобраться в том, что, как и когда лечить. Психика может «болеть» такими болезнями, которые привлекают своей «небывалостью». В них трудно даже поверить, как и в сказочного персонажа, появившегося в реальности.

Психика людей – это все то, благодаря чему он чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит. Именно поэтому, между психикой, психическими процессами и организмом людей существует неразрывная связь. Психические процессы и, соответственно, организм, с возрастом, меняются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с возрастом и типом деятельности, являющуюся ведущей.

Когда мужчины любят…. А умеют ли любить они? Вы знаете, умеют, но не все. Или, если правильнее сказать…. Каждый мужчина по-своему любит.

У них своя любовная психология для отношений с женщинами.

Расскажем о пяти видах любви мужчин, чтобы было интереснее в тему вникать.

Есть такая наука, называемая Колористикой. Это наука о цвете, позволяющая нам глубже проникнуть и понять законы мира цветовой гаммы. Наверное, всем известно, что цвет является информационным носителем и провоцирует определенные эмоции и чувства. Эти его качества давно и успешно используются в мире рекламы. По мнению психологов не менее 60% успеха рекламной кампании зависит от ее цветового решения, цвета в рекламе.

И снова – недовольные собой…. И снова – все надежды на диеты…. Ради того, чтобы соответствовать «глянцевым» стандартам, очень многие женщины «бросаются в омут диет», не обращая внимания на то, что здоровье «умоляет» о нем не забывать. Конечно, в тот период, когда женщины мечтают о фигуре, они ставят здоровье на второй план. Они считают, что лучше быть без здоровья, но с фигурой. Глупо, по-детски, но красота – дороже.

Психология человека

Предмет и методы психологии человека

Каждая наука имеет конкретный предмет своего изучения. Рассмотрим, что же является предметом изучения психологии. С давних времен человек замечал, что наряду с вещественным, материальным миром, миром предметов и явлений (люди, природа, различные предметы) существует внутренний мир человека, который обычно называют духовным миром.

Психика, представляя внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и воздействует на окружающий мир.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.

Психику, внутренний мир человека и изучает психология.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Термин «психология» происходит от двух греческих слов: «псюхе» – душа и «логос» – учение, наука. Первое систематическое изложение психологии было сделано Аристотелем в трактате «О душе». Название же «психология» появилось в конце XVI в., общеупотребительным оно стало с середины XVIII в.

Ярким представителем идеалистических взглядов на психику был Платон, который трактовал материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала (дуализм).

Психика, сознание неотделимы от материи, но сами материальными не являются. Во второй половине XIX в. вульгарные материалисты (Бюхнер, Фогт, Молешотт) отождествляли сознание с материей: они утверждали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень выделяет желчь.

Органом психики у человека является высший отдел центральной нервной системы – головной мозг. Выдающиеся русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов открыли и научно обосновали закономерности физиологических изменений, которые происходят в мозгу при возникновении психических процессов. Их идеи нашли дальнейшее развитие в трудах А. А. Ухтомского, П. К. Анохина и другие.

Современное представление о психике основывается на признании того, что психика как свойство мозга обладает способностью отражать окружающую действительность. Согласно теории отражения, объективная реальность, материальный мир существует вне человека, независимо от его сознания.

Отражение человеком действительности есть единство объективного и субъективного. То есть оно является объективным, поскольку отражает реальную действительность и обусловлено ее воздействиями. Кроме того, отражение есть сам по себе реальный процесс, который выражается в определенном отношении человека к действительности, в его действиях и поступках. Вместе с тем оно субъективно, так как реальный мир отражается в сознании конкретного человека, субъекта и преломляется через его знание, опыт, через все индивидуальные особенности его личности. Субъективность отражения обусловливается конкретными целями и задачами, которые человек ставит перед собой. Таким образом, отражение действительности является субъективным образом объективного мира.

Отражение человеком всего многообразия предметов и явлений окружающего мира и представляет собой познание объективной действительности. Посредством отражения человек узнает о различных свойствах окружающих предметов и явлениях – их форме, величине, пространственном расположении, цветовой окрашенности и так далее. В результате постоянного отражения объективного мира у человека развиваются мышление, память, внимание, у него формируются потребности, стремления, чувства, интересы, характер, взгляды на действительность.

Психические процессы, являющиеся своеобразными формами отражения, проявляются в активном общении человека с действительностью, в процессе его активной деятельности. В деятельности, на практике проверяется правильность отражения психикой человека окружающего мира, достигается познание объективной истины.

Практика – основной критерий истинности психического отражения действительности.

Понятие «психология используется как в научном, так и в житейском смысле. Как научное понятие термин «психология» обозначает научную дисциплину, в житейском понимании – применяется для описания психических особенностей отдельных людей и групп.

Каждый человек на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства, изучает свой внутренний мир. Так как человек является социальным существом, познание себя необходимо для построения отношений с окружающими, для эффективности взаимодействия с другими людьми.

Существует несколько признаков, отличающих научную психологию от житейской:

1. Житейские психологические знания конкретны, связаны с определенными ситуациями и конкретными людьми. Научные психологические знания носят обобщенный характер.

2. Житейская психологическая информация приобретается стихийно, интуитивным путем, мало осознается. Научные знания формируются планомерно, целенаправленно с помощью экспериментальных методов, осознаются и анализируются.

3. Житейские психологические знания передаются другим людям с большим трудом. Научные психологические знания накапливаются и передаются значительно легче.

4. Житейская психология имеет дела с ограниченным числом фактов. Научная психология оперирует обширным, разнообразным, даже уникальным фактическим материалом.

Психика, отражение действительности проявляются по-разному. Наши ощущения, восприятия, чувства, способности, характер – все это формы отражения, различные проявления психического. Все многообразие форм отражения можноразделить на три основные группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы включают в себя явления, связанные с непосредственной познавательной деятельностью – ощущения, восприятия, мышление, речь, память, воображение.

Ощущение – это наиболее простая форма отражения действительности, которая заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений (цвет, запах, температура и т. п.), действующих на органы чувств в данный момент.

Более высокая ступень познания – это восприятие, представляющее собой отражение предмета, явления в целом, в совокупности их свойств и качеств.

Внимание выражается в сосредоточенности сознания на чем-либо конкретном с одновременным отвлечением от всего остального. Внимание характеризует собой активность любого познавательного процесса и является важнейшим условием успеха познания.

Самый высокий уровень отражения, познания представлен мышлением – высшим познавательным процессом. Основываясь на данных, полученных посредством ощущений и восприятий, мышление раскрывает внутренние связи и закономерности предметов и явлений, которые недоступны простому созерцанию, но которые являются важными и составляют сущность предметов, явлений и их взаимоотношений. Мышление осуществляется посредством речи, языка. Являясь формой протекания мысли, речь служит основным, важнейшим средством общения между людьми.

Образы, знания, полученные при непосредственном общении с предметами, явлениями действительности, могут сохраняться длительное время и в отсутствие этих предметов и явлений. Отражение того, что было в прежнем опыте, то есть запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо, называется памятью.

В практической деятельности человека знания, полученные в процессе ощущений, восприятий, мышления, как правило, в дальнейшем перерабатываются и на основе нового сочетания, комбинации элементов ранее воспринятого, усвоенного, создаются новые образы, идеи. Этот активный процесс создания новых образов, которые ранее человек не воспринимал, создание новых представлений, идей – называется воображением.

Отражение внешнего мира своеобразно преломляется в чувствах и в воле человека. Чувства – это то или иное отношение человека к действительности, к тому, что он познает и делает. Сознательное регулирование человеком своего поведения, способность преодолевать препятствия в процессе целенаправленных действий называется волей. Чувства и воля, являясь выражением особенностей психического отражения действительности, проявляются как психические процессы.

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н. Д. Левитов). К психическим состояниям относится, например, бодрость, скука.

Занимаясь той или иной деятельностью (игровой, учебной, трудовой), человек овладевает знаниями, умениями и навыками, у него формируются привычки.

Различные психические процессы, состояния в совокупности с образованиями, которыми являются знания, умения и навыки, служат основой, на которой формируется психологический облик личности конкретного человека. Особенности личности проявляются в психических свойствах: направленности, темпераменте, характере, способностях.

Рассмотренные стороны психического отражения, все психические явления, будучи функцией одного мозга, достоянием конкретной личности, неразрывно связаны между собой и обусловливают друг друга. Поэтому вычленение отдельного процесса, состояния, свойства личности из всех остальных есть лишь способ глубже познать каждый из них.

Б. М. Кедров выделяет два основных научных объекта – природа и человек, причем грань между ними условна. В системе современного научного знания, как отмечает Б. Ф. Ломов, проблема человека становится наиболее актуальной. Уникальность феномена Человека, в котором проявляется единство закономерностей природы и общества, создает его особое положение как объекта научного исследования. В комплексе наук о человеке важнейшая роль отводится психологии. Место психологии в системе наук определяет возможность применения психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере психология может использовать их результаты.

Психические явления долгое время изучались в рамках философии, но, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Например, к числу общих проблем философии и психологии относятся проблемы личностного смысла, моральных ценностей.

На стыке психологии и общественных наук рассматриваются, например, проблемы социализации, обучения и воспитания. Связь психологии с техническими науками объясняется тем, что человек является непосредственным участником производственных и технологических процессов.

Связь психологии и естественных наук обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений имеет физиологическую основу, поэтому знания, полученные в естественных науках, используются для объяснения психических явлений.

Современная психология тесно связана с наукой и практикой и благодаря этим связям возникают современные отрасли психологии.

В настоящее время роль психологии как науки значительно возрастает. Психология широко используется в самых различных сферах теоретической и практической деятельности человека, во многих областях науки, искусства, современного производства.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека. Отрасль психологии, изучающая общие закономерности психики человека, называется общей психологией.

Изучением общих закономерностей отражательной деятельности мозга занимается зоопсихология и сравнительная психология, предметом исследования которых является психика животных, начиная с простейших (инфузории, амебы) и заканчивая человекообразными обезьянами.

Возрастная психология изучает возрастные закономерности развития психики человека. Особое внимание из всех возрастов (младенчество, раннее детство, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый и старческий) уделяется дошкольному и школьному возрасту.

Закономерности психической деятельности субъектов образовательного процесса изучает педагогическая психология. Особой задачей педагогической психологии являемся выяснение психологических закономерностей наиболее успешного и глубокого овладения школьникам системы знаний, умений и навыков в процессе обучения, выяснение наиболее рациональных путей развития у них мышления, воображения, памяти, способностей, чувств. Большое значение приобретает изучение взаимоотношения обучения и психического развития ребенка.

На основе положений педагогической психологии составляются научно обоснованные методики обучения и воспитания детей в процессе преподавания того или иного общеобразовательного предмета.

Изучением личности, межличностных отношений в социальных группах, коллективах занимается социальная психология.

Проблемы, связанные с психологическими сторонами следствия, допроса, анализа свидетельских показаний и т. п., изучает юридическая психология. В задачи данной отрасли психологии входят и исследование психологических особенностей личности преступника, мотивы преступления, психологическое воздействие условий заключения и результативность воспитательных средств, используемых в исправительно-трудовой колонии.

Предметом исследования психологии труда являются психологические особенности трудовой деятельности человека. Научно-технический прогресс в нашей стране, все более тесное сближение науки с производством определяют актуальность этой отрасли психологии.

Инженерная психология изучает систему взаимодействия человека и машины, деятельность оператора в автоматизированных системах управления. Внимание при этом уделяется психологическому обоснованию конструирования машин и технических конструкций, исследованию психологии восприятия и усвоения человеком технической информации, изучению психологических особенностей управления автоматизированным производством.

Психология искусства изучает психологические закономерности создания произведений искусства, психологические компоненты творческой деятельности художников, писателей, музыкантов, артистов. Она исследует особенности художественного мышления, развитие художественного восприятия, а также ставит задачу раскрыть закономерности воздействия произведений искусства на возникновение и формирование различных чувств.

Одной из основных задач психологии искусства является психологическое обоснование художественного, эстетического воспитания средствами искусства, раскрытие психологических компонентов литературных, музыкальных и художественных способностей. В задачу психологии искусства входит и изучение психологического воздействия искусства на формирование личности, мировоззрения, убеждений, идеалов личности.

Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов творческой деятельности человека – конструкторской, литературной, изобразительной. Анализ психологии творчества дает возможность раскрыть психологические компоненты творческого отношения конкретной личности к той или иной деятельности, наметить основные этапы творческого процесса.

Вопросами исследования психологии обучения и воспитания спортсменов занимается психология спорта. В круг задач психологии спорта входит и раскрытие психологических закономерностей формирования волевых и нравственных качеств личности спортсмена, необходимых для завоевания побед на спортивных соревнованиях, изучение психологических основ овладения спортивными навыками и умениями.

Относительно новой отраслью психологии является космическая психология, изучающая вопросы психологической подготовки космонавтов. Особое внимание уделяется психологическому раскрытию моральной и волевой подготовки космонавтов, изучению их психологического состояния в моменты невесомости и максимальных нагрузок (на старте и при посадке). На основе этого изучения составляются психологически обоснованные методики тренировки космонавтов в земных условиях.

Военная психология исследует психологию человека в условиях военного времени, во время боя. Важнейшая задача военной психологии – разработка психологических обоснований военного обучения и воспитания.

Большой вклад в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Л. С. Выготский, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Д. Н. Узнадзе, Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Д.Б Эльконин, Н. А. Менчинская, А. А. Люблинская, Е. В. Шорохова, М. Г. Ярошевский и многие другие.

1.6. Методологические принципы и методы исследования в психологии

Психология опирается на ряд методологических принципов. Выдающимся отечественным психологом С. Л. Рубинштейном были обобщен обширный материал и выделены методологические принципы:

1. Принцип психофизического единства, включающий единство психического как с органическим субстратом, функцией которого является психика, так и с объектом, который в ней отражается.

2. Принцип развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции организмов, в ходе которого адаптивные изменений образа жизни обусловливают изменения как строения нервной системы, так и ее психических функций в их единстве и взаимосвязи.

3. Принцип историзма применительно к развитию человеческого сознания в процессе общественно-исторического развития, в ходе которого общественное бытие людей определяет их сознание, образ их жизни.

4. Принцип единства теории и практики, то есть, теоретического и экспериментального изучения человеческой психики и воздействия на нее.

5. Принцип единства сознания и деятельности – единство сознания человека и его поведения, внутреннего и внешнего. Психика представляет собой ориентировочные компоненты действия, результатом которого выступает совершенствующийся образ окружающего мира, что в последствие выступает основой планирования и организации поведения и деятельности.

6. Единство знания и переживания – всякое переживание субъекта всегда является переживанием чего-то.

7. Принцип детерминизма – все в мире, включая психические явления, взаимосвязано и подчиняется причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены в научных исследованиях.

Психология, изучая психические процессы, закономерности формирования психологии личности, применяет различные методы исследования. Используя конкретные способы и приемы изучения, психологическая наука постоянно обогащается новыми фактами. Для того чтобы любая наука развивалась успешно, необходимо применение научно обоснованных методов. Научность обоснования методов психологии требует, чтобы они отвечали ряду условий.

Источники:
Видео уроки психологии смотреть онлайн
Здесь Вы можете смотреть онлайн видео уроки по психологии человека – мужчин и женщин. Тренинги, методики, лекции в современной психологии.
http://videosik.com/psihologiya/
Психология человека
На этом сайте вы можете получить полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Сайт разделен на несколько частей, каждая из которых описывает какой-то аспект
http://psibook.com/
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Наука о человеке – психология человеческой души.
http://sunhi.ru/psihologiya-cheloveka/
Психология человека
Читать бесплатно текст книги Психология человека автора К. Макарова (1-я страница книги) :: Бесплатные книги в электронном варианте :: BookZ.ru
http://bookz.ru/authors/k-makarova/psiholog_358/1-psiholog_358.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS