Психология эмоциональных отношений

Психология эмоциональных отношений

Тема: «Психология эмоциональных отношений».

Данная работа посвящена проблеме эмоциональных отношений между людьми.

  • Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россаха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806с. – (Словари). – С. 784
  • [ 1 – С.786 ]
  • 1. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования.

    □ притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;

    □ особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;

    □ эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

    □ эмоциональный компонент межличностного общения.

    Аттракция зависит от различных причин, среди которых Л. Я. Гозман указывает степень сходства между партнерами, особенности взаимодействия между ними, ситуацией, в которой происходит общение, свойства самого субъекта аттракции, культурный контекст и временную детерминанту развития отношений.

    2. Психология симпатий

    В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений и их детерминанты. Приведем их характеристику.

    Есть много попыток определить понятие «эмпатия». Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспри­нимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации. 8

    Различают: 1) эмпатию эмоциональную – основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) эмпатию когнитивную – базирующуюся на интеллектуальных процессах – сравнении, аналогии и пр.; 3) эмпатию предикативную – проявляющуюся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

    Закономерности стабилизации и распада эмоциональных отношений.

    а) материальных, экономическая выгода

    Взаимодействие пары может продолжаться и на фоне:

    3.2 Закономерности распада эмоциональных отношений.

    Психологический анализ такой значимой для человека проблемы, какой является проблема эмоциональных отношений, не может ограничиваться констатацией наличия тех или иных фактов или закономерностей — перед ним неизбежно встает вопрос о возможностях и путях оптимизации эмоциональных отношений и целенаправленного воздействия на них.

    Список используемой литературы

    1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008.

    2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека челове­ком. — М.: Изд-во Моск. у,н-та, 1982. — 200 с.

    3. Гозман Л. Я., Ажгихина Н. И. Психология симпатий — М.: Знание, 1988.

    5.Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.

    6. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россаха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806с. – (Словари).

    7. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).

    Психология эмоциональных отношений

    Говоря об отношениях между людьми, мы обращаемся одновременно к двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей (в социально-психологической литературе именно этот курс явлений обычно охватывается понятием “межличностные отношения”), во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнеров (“у нас хорошие отношения”, “я плохо к нему отношусь”). Эта оценка всегда носит ярко выраженный эмоциональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношений.

    Два этих аспекта – «объективный» и оценочный, – хотя и тесно переплетены друг с другом и даже не существуют друг без друга, относятся, тем не менее, к различным аспектам реальности – это объективные, доступные для внешнего наблюдения процессы, с одной стороны, и их субъективное (эмоциональное) отражение – с другой.

    Что же касается отношений между людьми – межличностных – то одним из критериев их типологизации может быть как раз степень выраженности эмоционального или оценочного компонента. В некоторых межличностных отношениях он представлен сравнительно слабо и не влияет ни объективно, ни субъективно на развитие отношений.

    Для того чтобы и этот оценочный аспект стал предметом научного анализа, необходимо соотнести его с другими, традиционно изучаемыми феноменами, такими, как межличностное восприятие, социальная установка и т.д.

    В последние годы в советской и зарубежной психологии в качестве термина, родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений (еще раз повторим, что имеется в виду их оценочный компонент), от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний, утвердился термин «аттракция» (синоним – «межличностная аттракция»). «Права гражданства» этому термину дал международный справочник психологических исследований Psychological Abstracts, который с 1965 года выделяет работы, посвященные проблеме аттракции, в специальный раздел.

    В то же время отмечается, что, хотя аттракция приписывается объекту, на самом деле это характеристика взаимодействия между человеком и объектом. Таким образом. Аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта.

    Прежде всего, аттракция – это чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция – это отношение к другому человеку, т.е. она принадлежит и к классу социальных установок. Наконец аттракция – это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия. Обратимся к взаимоотношениям с каждым из этих трех явлений.

    Рассмотрение аттракции как эмоции – при этом аттракция становится проблемой общей психологии – подготовлено анализом эмоций, содержащимся в трудах Ф.В. Басина, Л.В. Благонадеждиной, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Г.Х. Шингарева и др. Специфика же аттракции по сравнению с другими эмоциями состоит в ее предмете – аттракция есть эмоция, имеющая своим предметом другого человека.

    Анализ аттракции как аттитюда (социальной установки) подготовлен самой историей развития ее экспериментального изучения. Если обратиться к практике измерения аттракции, обнаружится, что несмотря на разнобой определений. В ней просматривается единообразие.

    Специфической особенностью аттракции является именно то, что она представляет собой аттитюд на единичный объект, на индивида, в отличие от обычно изучаемых аттитюдов на некоторый класс объектов.

    Для большинства исследователей межличностного восприятия предметом изучения являлись такие когнитивные компоненты, как точность восприятия, приписывание личностных черт на основе особенностей внешности, искажения в восприятии другого человека и т.д. Эмоциональные компоненты образа другого человека исследовались значительно реже. Вместе с тем на уровне констатации эмоциональная оценка объекта межличностного восприятия фигурировало в исследованиях и ее наличие очевидно. (В частности, этой проблеме посвящены в различной степени работы по невербальным средствам общения, например, работы В.А. Лабунской по экспрессивным движениям). Можно предположить, что именно этим, недостаточно пока изученные эмоциональные компоненты межличностного восприятия и составляют содержание межличностной аттракции.

    Перед тем как перейти к интеграции трех вышеизложенных представлений об аттракции, остановимся еще на одном моменте – возможности рассматривать аттракцию в системе общения. Так согласно Г.М. Андреевой, общение может быть охарактеризовано «путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной». Следовательно, аттракция, или эмоциональные отношения, как компонент межличностного восприятия органично входит и в структуру общения, составляя его эмоциональный фон или эмоциональный компонент.

    Итак, эмоциональные отношения выступают как бы в трех ипостасях: эмоция, имеющая своим предметом другого человека, аттитюд на другого человека и эмоциональный компонент межличностного восприятия.

    Анализ эмоциональных отношений может строиться как вокруг аттракции (тогда это будет эмоциональное отношение одного человека к другому), так и вокруг объективно существующего процесса (тогда мы будем иметь дело с проблемой эмоциональных отношений между людьми). В первом случае все внимание уделяется чувствам и мнениям партнеров друг о друге, при этом неизбежно обедняется – если не теряется вовсе – специфика разных этапов развития отношений; отметим, что именно в этом направлении долгое время шли исследования эмоциональных отношений. Во втором случае в фокусе оказываются закономерности развития отношений, их перехода от одной фазы к другой.

    Мы будем придерживаться логики этого последнего подхода. Эмоциональные отношения будут рассматриваться как развивающийся во времени процесс, закономерно переходящий от одного этапа к другому.

    Объектом психологического анализа могут быть как положительные по знаку эмоциональные отношения – симпатия, дружба, любовь, так и отрицательные, представленные негативными полюсами перечисленных феноменов. Термин «аттракция» может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру.

    В качестве примера можно привести вопросник по измерению дружеских отношений, предложенный П. Райтом. Он выделяет три параметра дружбы: добровольную взаимозависимость, трудность поддержания отношений, а также ценности дружбы, которые в свою очередь подразделяются на ценности информационные, прагматические и психологические. Методика Райта включает в себя вопросы на каждый из выделенных параметров.

    Таким же образом построены и советские методики. Так, шкалы любви и симпатии, разработанные совместно с Ю.Е. Алешиной на основе аналогичных шкал З. Рубина, состоят из 14 вопросов, 7 из которых направлены на измерение любви (как феномена, включающего в себя привязанность, заботу и интимность), а 7 – симпатии (в которую в данном случае входят уважение, восхищение и восприятие объекта как сходного с собой). Проведенная нами психометрическая проверка показала достаточную надежность методики по различным критериям.

    Разработанная аспиранткой кафедры социальной психологии МГУ М.А. Абалакиной методика изучения взаимоотношений в добрачной паре состоит из 28 вопросов. Эта методика позволяет измерять ориентацию партнеров на заключение брака, удовлетворенность отношениями и “позитивность” отношений.

    На основе составленных нами наборов вопросов (40 – для малознакомых и 55 – для хорошо знакомых людей) можно измерять уровень аттракции по различным составляющим ее переменным. Эта методика отвечает выдвигающимся ранее критериям – эмпирическая особенность структуры аттракции, учет пола субъекта и объекта, единый методический принцип для измерения аттракции на разных этапах развития отношений.

    Чем выше аттракция между двумя людьми, тем чаще они обращаются или по крайней мере пытаются общаться друг с другом.

    Высокий уровень аттракции между участниками общения способствует обычно и большей точности межличностного восприятия.

    Регуляторная роль устойчивых эмоциональных отношений, в частности любви, видится прежде всего в их взаимодействии на функционирование и создание семьи. Причиной заключения брака (во всяком случае, основной причиной), судя по данным социально-психологических и социологических исследований, для большинства молодых людей является любовь. Если бы в обществе любовь не была таким широко распространенным и признанным феноменом, мог бы разрушиться столь важный для его функционирования институт, как брак.

    Таким образом, одна из функций любви, как это становится ясно из межкультурных исследований, состоит в том, что она является как бы дополнительным ориентиром в выборе партнера тогда, когда отсутствуют другие, более определенные способы его поиска. Любовь, следовательно, полифункциональна, а набор и относительная важность функций связаны с различными аспектами социальной жизни.

    З.Рубин на основании лонгитюдального исследования 231 пары юношей и девушек приходит к выводу, что уровень любви положительно влияет на прогресс отношений только тогда, когда субъект отношения разделяет романтические установки. Есть и иные данные, свидельствующие о том, что любовь в браке далеко не всегда играет позитивную роль.

    Фактов противоположного рода немного, но они все же есть. Так, сравнение успешных и неудачных браков показало, что в стабильных браках уровень любви, измеренный по стандартным шкалам, значительно выше. При более подробном анализе структуры супружеской любви оказалось, что счастливые семьи особенно сильно отличаются от несчастливых по вербальному компоненту любви, т.е. в счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. На наш взгляд, этот результат имеет большое значение как в научном, так и гуманистическом плане. Положительная связь между любовью и удовлетворенностью браком была получена также и в проведении нами совместно с Ю.Е. Алешиной исследовании на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака.

    Психология эмоциональных отношений

    Проблема стабилизации эмоциональных отношений стоит в практическом плане значительно более остро, чем проблема их возникновения. Как мы убедились, обсуждая феноменологию любви, сами по себе романтические переживания — явление достаточно распространенное, с ними на протяжении жизни сталкивается подавляющее большинство людей, причем многие — неоднократно. Длительное же сохранение аттракции к партнеру встречается куда реже. На уровне обыденного сознания исключительно распространены даже представления о принципиальной невозможности сохранения высокого уровня любви, о неизбежности ее исчезновения и т. д.

    Итак, сам факт длительного сохранения взаимодействия в паре не может служить доказательством наличия в ней стабильных эмоциональных отношений. При исследовании этого вопроса надо пользоваться какими-то иными индикаторами, в частности специальными тестовыми показателями, результатами глубинных интервью и т. д. Очень много в этом смысле дают наблюдения, сделанные в ходе психокоррекционной работы. В целом есть основания для вывода о том, что длительное сохранение эмоциональных отношений, хотя и представляет собой довольно редкое явление, тем не менее возможно. Такое заключение подтверждают результаты ряда исследований, выполненных прежде всего в русле гуманистической психологии и психологии развития [172, 175], а также психотерапевтическая практика [125].

    Разумеется, не все эмоциональные отношения имеют одинаковую историю, в частности не все достигают состояния романтической любви. Однако, учитывая, во-первых, распространенность романтической любви, во-вторых, ее научную, практическую и этическую значимость, рассмотрим возможность стабилизации эмоциональных отношений в паре, характеризующейся наличием романтической любви между партнерами.

    Романтическая любовь — состояние, принципиально неустойчивое. Это хорошо видно, например, если обратиться к рис. 5 — наличие выраженных компонентов власти не может не придавать взаимоотношениям партнеров известную напряженность, связанную с желанием избавиться от зависимости и, как отмечал Л. Каслер [123], враждебность. Неустойчивость состояния романтической любви проявляется и в анализе ее в рамках двухкомпонентной модели — необходимое для соответствующей самоинтерпретации физиологическое возбуждение не может быть пролонгировано на длительный срок, само его существование сугубо временно. Временным состоянием, следовательно, является и сама романтическая любовь. Перед субъектом же стоит задача выхода из этого состояния не по пути распада, а по пути стабилизации отношений.

    Наиболее вероятным в статистическом плане последствием романтической любви является разрыв, прекращение отношений. Напомним, что, по данным У. Кепхарта [160], люди студенческого возраста влюблялись уже 6—7 раз. Следовательно, столько же раз или на один раз меньше их отношения тем или иным образом прекращались. 3. Рубин и его коллеги [187] обнаружили в ходе лонгитюдинального исследования любви, что за двухлетний период эксперимента распалось 103 из 231 пары респондентов. Логично предположить, что при увеличении срока наблюдений доля распавшихся пар была бы еще значительнее. В конце концов о большей вероятности прекращения отношений, причем довольно быстрого, по сравнению с вероятностью их стабилизации свидетельствует и тот факт, что на протяжении жизни люди значительно большее число раз влюбляются, чем женятся или выходят замуж.

    Возможности для стабилизации отношений на неэмоциональной, рационалистической, основе видятся прежде всего в оптимальной организации взаимодействия между партнерами. Во многих системах рекомендаций молодоженам, например, заложено имплицитное предположение о том, что эмоциональные отношения неизбежно должны смениться отношениями рационального сотрудничества. Однако оказалось, что организация взаимодействия небезразлична и к сохранению собственно эмоциональных отношений.

    Такой вывод был сделан, в частности, в результате серии исследований Э. Уолстер в рамках разрабатываемой ею и ее коллегами ‘Психологической теории равенства [205]. Среди положений этой теории важным для нашей проблематики является постулирование того, что включенность в отношения, воспринимаемые субъектом как неравные, несправедливые, является для него неприятной и он пытается тем или иным способом изменить положение.

    Из этого основного предположения может быть сделан ряд выводов, важных для понимания процесса стабилизации эмоциональных отношений [146].

    Эти и другие аналогичные им результаты исключительно важны в прикладном плане — совершенно очевидно их значение, например, для семейной психотерапии. Причем, важным оказывается не только и не столько действительный характер взаимодействия, сколько восприятие его членами пары. Исследования по эффективности терапевтического воздействия на семью показывают, что обращение с помощью специальных приемов внимания клиента на неосознаваемые им положительные моменты его брака способствуют не только стабилизации семьи, но и улучшению эмоционального аспекта взаимоотношений [171].

    Однако важность фактов, свидетельствующих о роли организации взаимодействия в стабилизации эмоциональных отношений, не ограничивается возможностями их практического использования. Эти результаты рассеивают тот ореол непознаваемости, который в силу разных причин окружает проблему стабилизации, или, иначе, сохранения эмоциональных отношений. Выявление причинной обусловленности стабильных эмоциональных отношений не только глобально-личностными, но легко регистрируемыми, «молекулярными» моментами, имеет большое методологическое значение ‘.

    Стабилизация эмоциональных отношений не означает, что они не меняются внутренне, в содержательном плане. Наоборот, как уже говорилось, стабилизация — это и есть переход от романтической любви к какому-то иному, менее конфликтному внутренне, состоянию. Если обратиться к классификации различных типов любви (рис. 5), то можно сказать, что идеальным вариантом стабилизации был бы переход роматической любви в братскую, в которой высокий статус сочетается с низким уровнем власти (аналогичное по содержанию явление, чтобы избежать терминологической путаницы — речь в большинстве работ идет о разнополых парах — часто называют супружеской любовью).

    Важным является вопрос о том, насколько распространены эмоциональные отношения такого рода как братская или супружеская любовь, или, хотя бы, как часто они могут встречаться вообще. Ведь не исключено, что этот стиль общения присущ только определенному, очень малочисленному типу людей и недоступен «обычному» человеку. Для того чтобы разрешить эту проблему, необходимо выяснить, с какими свойствами субъекта связана способность поддерживать отношения стабильной любви?

    • 1 Методологические выводы в данном случае имеют и практический выход, определяя пути коррекционного воздействия, — демонстрируется, в частности, важность воздействия на отдельные элементы ситуации в каждый момент времени. Как говорил, анализируя проблему любви, Т. Рейк: «Если у Вас нет настоящего, у Вас нет будущего» [182, 12].
    • 2 В определенный период жизни человека нормы общества требуют от него влюбиться в другого человека противоположного пола. Если этого с ним не происходит, он испытывает все те переживания, которые выпадают на долю субъекта, не поддающегося групповому давлению или нарушающего нормы. Любовь в данном случае является своего рода конформной реакцией индивида.
    • 3 Что не означает, конечно, независимости живых организмов от физических и химических законов.

    Формирование у членов пары определенных свойств личности, соответствующих в целом синдромам самоактуализации или психического здоровья, делает их способными к установлению стабильных эмоциональных отношений. Вывод о роли личностного развития как условия стабильных субъект-субъектных отношений соответствует и результатам той работы в области психологии личности, которая проводится в последние годы в советской психологической науке (см., например, [13, 72]). Не случайно многие исследователи и практики (см., например, [126]) считают нестабильность эмоциональных отношений проявлением не столько их неадекватной организации, сколько личностных проблем членов пары. Соответственно индивидуальная психологическая коррекция является зачастую необходимым компонентом оптимизации сферы общения клиента.

    Стабильность эмоциональных отношений связана еще и с тем, насколько стабильные по своему характеру потребности удовлетворяет в них субъект. Поэтому люди, живущие, по выражению А. Маслоу [195], на уровне потребностей роста — стабильных, принципиально ненасыщаемых, т. е. люди с высоким уровнем самоактуализации, устанавливают и более стабильные эмоциональные отношения, чем живущие на уровне дефицитарных потребностей.

    И экспериментальные данные, и общетеоретические представления убеждают в том, что одним из важнейших факторов стабильности эмоциональных отношений должна быть включенность членов пары в совместную, значимую для них обоих деятельность *, Не очевидно, однако, что может выступать в качестве предмета такой деятельности? Изменения, происшедшие в институте семьи в последние десятилетия, привели к тому, что прежние виды деятельности, которые и выступали как совместные, такие, например, как хозяйственная, на субъективно-психологическом уровне стали свое значение терять. Ориентация же на какие-либо иные аспекты реальности как на предметы совместной деятельности на институциональном, уровне еще не сформировалась. Поиск такого предмета имеет, следовательно, большое практическое значение.

    На наш взгляд, в случае супружеских отношений предметами совместной деятельности могут быть воспитание детей и, при создании благоприятных установок на дом, семейный очаг и т. д., домашнее хозяйство, ведущееся уже не в силу экономической необходимости, а для удовлетворения разнообразных психологических потребностей — от потребности в безопасности до эстетических. Однако оптимальным вариантом представляется тот, когда предметом совместной деятельности членов пары будут выступать они сами — обеспечение благополучия и личностного роста каждого из них.

    Итак, сам факт длительного взаимодействия не может служить доказательством сохранения эмоциональных отношений в паре — общение может поддерживаться за счет иных, не эмоциональных параметров. Мы выделили три группы факторов, стабилизирующих собственно эмоциональные отношения: адекватная организация взаимодействия, наличие у партнеров определенных личностных свойств и включенность их в совместную деятельность. Обратимся теперь к закономерностям и последствиям распада эмоциональных отношений.

    • 4 Включение в совместную деятельность для налаживания и стабилизации эмоциональных отношений широко используется в педагогике. Например, во Всероссийском пионерском лагере »Орленок», куда приезжают в основном незнакомые друг с другом ребята, они в первые же дни пребывания в лагере получают массу значимых для них заданий, выполнение которых требует совместной работы. Так, фактическое знакомство в некоторых отрядах осуществляется после подъема на гору по крутому склону. Подъем осуществляется парами, мальчиков «назначают» ответственными за безопасность их спутниц. Опыт показывает, что в результате резко снижается неизбежно возникающая вначале напряженность в отношениях между мужской и женской половинами отряда.

    Распад эмоциональных отношений является для человека исключительно тяжелым переживанием и оказывает серьезное деструктивное воздействие на его психическое и соматическое состояние. Так, дети, разлученные, даже временно, с матерью или считающие, хотя бы и ошибочно, что они лишились ее любви, хуже развиваются, чаще находятся в депрессивном состоянии, становятся более агрессивными в общении со сверстниками и т. д. [36, 92]. Это проявляется, например, в известном синдроме госпитализации — ухудшении общего состояния ребенка в детском учреждении, большей подверженности его в период нахождения там различным заболеваниям и более длительных "сроках выздоровления. Было показано, что даже процент летальных исходов в детских клиниках зависит прежде всего от поддержания отношений ребенка с матерью (обзор данных о влиянии нарушения эмоциональных отношений на ребенка приводится в работе А. Монтегю [176]).

    На наш взгляд, основной причиной распада эмоциональных отношений следует считать особенности взаимодействия внутри пары, т. е. сам процесс общения. Причем этот процесс распада не должен рассматриваться как патологический, — мы уже говорили, что большая часть эмоциональных отношений заканчивается распадом. Таким образом, процесс распада есть процесс нормальный, хотя и не неизбежный.

    Процесс распада может быть описан на разных уровнях — внутриличностном (как это сделано в упоминавшейся работе Р. Вейса [206]), диадическом, выводящем все закономерности распада из особенностей взаимодействия в диаде [112], групповом, ориентированном на понимание распада в системе взаимоотношений членов пары с другими людьми [170]. Наибольшее внимание в социальной психологии до сих пор уделялось диадическому подходу, который при всех своих преимуществах оставляет за скобками роль общения субъекта с другими людьми (они могут выступать как альтернативные объекты эмоциональных отношений, как референтные группы для оценки своих отношений и т. д.) и с самим собой (мечты, фантазии, самоанализ и пр. могут служить подготовкой к распаду). Необходимо, естественно, учитывать и половые различия — процесс распада отношений проходит у женщин и у мужчин далеко не одинаково.

    Одной из немногих попыток синтеза этих подходов является модель процесса распада эмоциональных отношений, предложенная С. Даком [135]. Он делит процесс распада на четыре фазы: интрапсихическую, диадическую, социальную и фазу, получившую название фазы «отделки». Каждая имеет свою специфическую задачу, свои проявления (которые частично могут быть зарегистрированы в ходе эмпирического исследования), свой результат.

    Цель интрапсихической фазы состоит в понимании того, что именно в данных отношениях является неудовлетворяющим, идентификации своих проблем с определенными аспектами отношений, повышении уровня удовлетворенности партнером и отношениями с ним. В попытке достижения этих целей субъект повышает внимание к таким характеристикам своих эмоциональных отношений, как справедливость и равенство, увеличивается степень личностной атрибуции в описании им действий партнера, растет враждебность к партнеру, стремление оценивать и сравнивать его с другими людьми, появляются тенденции к обсуждению своих отношений с референтами, растет чувство вины и неопределенности, тревожность. Результатом прохождения первой фазы является решение об эксплицировании конфронтации с партнером.

    Цели второй, диадической, фазы уже иные. Это, во-первых, конфронтация с партнером, а затем перестройка или прекращение отношений. В течение этой фазы в общении партнеров начинают преобладать негативные моменты, продолжается ухудшение состояния — все больше возрастает чувство вины, тревожности и т. д. Для этой фазы характерны приватные дискуссии между партнерами («выяснение отношений»), экспериментирование со своими отношениями, активный поиск новых форм, склонность к фантазиям о будущем. Все это направлено на поиск возможностей для перестройки и сохранения отношений в их новом варианте. Результатом может быть либо успех на этом пути, либо решение о прекращении отношений.

    Задачами третьей фазы являются собственно прекращение отношений, информирование об этом значимых других и получение их «санкций», минимизация негативных (психологических и социальных) последствий прекращения отношений. На этой фазе наблюдается постоянный переход от ссор к примирениям, актуализируется сомнение и тревога по поводу своего будущего, страх одиночества и т. д. Одновременно активизируется тенденция к возложению на партнера ответственности за неудачу, партнеры становятся более общительны и болтливы. В результате они добиваются принятия факта прекращения их эмоциональных отношений окружающими людьми.

    Фаза «отделки», протекание которой происходит наиболее индивидуально, посвящена реинтерпретации происходящего с целью создания наиболее благоприятной и нетравмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером.

    Фаза переговоров, по Л. Ли, или диадическая фаза, по Даку, не случайно изучена в психологии более полно, чем остальные стадии процесса распада эмоциональных отношений. Дело в том, что она входит как основная часть в традиционную для социальной психологии проблематику исследований коммуникации, изучаемую на разных объектах от семьи до торговых или политических отношений. Разработанность этой темы дает возможность не ограничиваться здесь общими предположениями, а строить довольно подробные и структурированные блок-схемы, позволяющие моделировать различные «траектории» распада эмоциональных отношений [112].

    Отметим важную особенность процесса распада эмоциональных отношений — он не обязательно направлен на разрыв. Наоборот, наравне с прекращением отношений все время рассматривается возможность их перестройки и сохранения. Попытки такой перестройки (например, схема Л. Ли) могут в ходе процесса распада предприниматься многократно.

    Долгое время психология исследования и психология воздействия развивались врозь, в идеальном же варианте их развитие должно быть совместным. В конце концов должны быть построены такие модели значимых для человека аспектов реальности, в том числе и эмоциональных отношений, которые позволят увидеть механизм влияния каждого терапевтического акта, вывести каждый результат из структуры психики клиента.

    На наш взгляд, такой синтез исследований и воздействий принципиально возможен, хотя он и является делом будущего. Не говоря сейчас об отдаленных перспективах, остановимся на тех аспектах «полезности» науки об эмоциональных отношениях для практики воздействия на них, которые существуют уже сейчас.

    • 1 К сожалению, из этого бесспорного факта легко может быть сделан неправильный вывод: тезис о необходимости для консультанта особых личностных качеств подменяется тезисом об их достаточности и, следовательно, необязательности профессиональной подготовки. Не исключено, что именно такое представление о консультационной работе, как, с одной стороны, не требующей долгого, а значит, и неизбежно не всегда интересного обучения, а с другой стороны, являющейся как бы доказательством высокого личностного развития, является одной из причин своеобразной моды на консультационную деятельность — интереса к ней, не всегда обусловленного личными склонностями.

    В-третьих, глубокое понимание психологических особенностей эмоциональных отношений, а значит, и развитие исследований этих проблем абсолютно необходимо тем, кто создает и апробирует новые психокоррекционные методы и совершенствует уже известные, а также тем, кто занимается профессиональной подготовкой консультантов. Если слепое, без понимания механизмов воздействия использование терапевтических приемов недопустимо для самого консультанта, то оно становится совершенно абсурдным, когда речь идет о его учителе или инструкторе.

    Во-вторых, знание закономерностей детерминации эмоциональных отношений позволяет и клиенту и терапевту лучше понять причины сегодняшних затруднений, более адекватно оценить ситуацию, наметить стратегию коррекционной работы (следует — помнить, что методов, «работающих» всегда, не существует; как именно вести себя с клиентом, что ему говорить, какие давать задания нужно решать в каждом конкретном случае отдельно).

    Но в практике терапевтической работы могут быть непосредственно использованы не только факты зависимости эмоциональных отношений в паре от личностных характеристик общающихся индивидов (их абсолютных или относительных выражений) и параметров ситуаций, но и факты, свидетельствующие об относительной независимости эмоциональных отношений, отсутствии их жесткой детерминации. Большинство клиентов, однако, в такую детерминацию верят, — ¦ это позволяет им снять с себя ответственность за свои отношения с другими людьми и передать ее «науке».

    Кроме того, в отличие от естественнонаучного статистического прогноза, здесь есть возмущающий фактор, воздействие которого учесть не представляется возможным. Это сам факт получения прогноза. В зависимости от индивидуальных особенностей субъекта, например, степени его авторитарности, и от его отношения к консультанту он может сделать все для преодоления даже и вполне обоснованного прогноза либо «подчиниться» ему, несмотря на его ошибочный характер.

    Точный прогноз, однако, чаще всего невозможен, психотерапия не имеет ничего общего с магией, а характер закономерностей эмоциональных отношений (да и других сторон жизни человека в основном также) таков, что ведущим фактором детерминации их стабилизации и распада является свободная воля человека. Поэтому апелляция к психологии для обоснования своей беспомощности и фатальной предопределенности своей судьбы неадекватна.

    Результаты исследований эмоциональных отношений свидетельствуют, что несмотря на наличие объективной и, в начальный период, довольно строгой детерминации их развития различными факторами, человек всегда остается в прямом смысле слова субъектом своих эмоциональных отношений с другими людьми. Он сохраняет за собой свободу вступления в них, их продолжения или прекращения и, следовательно, несет всю полноту ответственности за этот важнейший аспект своей жизнедеятельности.

    Психология эмоциональных отношений

    Эмоциональные отношения — явление комплексное, требующее междисциплинарного исследования. Комплексность, междисциплинарность объекта — эмоциональных отношений и позволяет предположить, что его психологическое исследование может дать нечто новое по сравнению с философскими, историческими, этнографическими линиями анализа и с анализом в рамках искусства.

    Выдержка из работы.

    1. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования

    1.1 Актуальные проблемы исследования эмоциональных

    1.2 Регулятивная роль эмоциональных отношений ………………..……5

    2. Психология симпатий

    2.1 Механизм возникновения симпатий…………………………….…….7

    3. Закономерности стабилизации и распада эмоциональных отношений

    3.1 Закономерности стабилизации эмоциональных отношений……. 10

    3.2 Закономерности распада эмоциональных отношений………. ……11

    Список используемой литературы…………………………………………..…. 15

    Данная работа посвящена проблеме эмоциональных отношений между людьми.

    Психологическое исследование этих отношений необходимо для того, чтобы внести ясность в вопрос о том, почему возникают, как развиваются и по какой причине распадаются столь значимые для нас эмоциональные отношения с другими.

    Эмоциональные отношения — явление комплексное, требующее междисциплинарного исследования. Комплексность, междисциплинарность объекта — эмоциональных отношений и позволяет предположить, что его психологическое исследование может дать нечто новое по сравнению с философскими, историческими, этнографическими линиями анализа и с анализом в рамках искусства.

    Само понятие «эмоция» (лат. emovere – возбуждать, волновать) означает психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. 1

    Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. 2

    Цель курсовой работы – изучить психологические основы эмоциональных отношений.

      1. Рассмотреть актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений.
      2. Выявить роль эмоциональных отношений.
      3. Охарактеризовать симпатию и эмпатию в психологическом значении.
      4. Провести обзор закономерностей стабилизации и распада эмоциональных отношений.
    1. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россаха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806с. – (Словари). – С. 784
    2. [1 – С.786]

    1. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования.

    1.1 Актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений.

    Признание актуальности и полезности психологического изучения эмоциональных отношений не снимает сомнений относительно возможности такого изучения. Сомнения вызваны как спецификой самого объекта — неясно, обладает ли он собственными закономерностями и может ли быть вписан в контекст психологического, прежде всего, социально-психологического, знания, так и недостаточным на первый взгляд уровнем развития методического инструментария современной социальной психологии.

    Исследования эмоциональных отношений представляют собой весьма актуальную задачу, эмоциональные отношения имеют ряд специфических, доступных анализу закономерностей, возникающие при работе этические трудности могут быть, хотя бы частично, преодолены.

    Проблема роли эмоциональных отношений в жизни человека весьма актуальна для психологической науки. Как отмечал А. Н. Леонтьев, классические теории эмоций «рассматривают их трансформацию у человека как инволюцию, что и порождает ложный идеал воспитания, сводящийся к требованию «подчинить чувства холодному рассудку» 3 . В действительности же, по мнению А. Н. Леонтьева, «эмоциональные процессы и состояния имеют у человека свое собственное положительное развитие» 4

    1.2. Регулятивная роль эмоциональных отношений.

    Эмоциональные отношения играют огромную роль в жизни человека. Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, продемонстрировали, что стабильные эмоциональные отношения постоянно занимают верхние места в иерархии ценностей, опережая такие значимые из них, как, например, достаток и работа 5 .

    Можно предположить, что по мере исторического развития эмоциональные отношения людей друг к другу все в большей степени выступают в качестве непосредственных регуляторов поведения. Это связано с возрастанием роли психологических факторов в детерминации таких важнейших институтов, как институты дружбы 6 и семьи 7 .

    Регулятивная роль устойчивых эмоциональных отношений, в частности любви, видится прежде всего в их воздействии на функционирование и особенно создание семьи. Причиной заключения брака (во всяком случае, основной причиной), судя по данным социально-психологических и социологических исследований, для большинства молодых людей является любовь. Если бы в обществе любовь не была таким широко распространенным и признанным феноменом, мог бы разрушиться столь важный для его функционирования институт, как брак.

    Но регулятивная роль эмоциональных отношений не может быть понята до конца, если ограничиваться анализом только одной культуры. Необходимы межкультурные сравнения. Оказалось, например, что во многих обществах любовь не включается в число распространенных причин заключения брака, а в некоторых — эмоциональные отношения между будущими супругами считаются даже крайне нежелательными. Имеющиеся данные позволяют связать роль эмоциональных «непрактических» (т. е. не сводимых к прямой экономической или социальной выгоде) факторов с различными аспектами жизни изучавшихся обществ, но прежде всего — со свободой выбора брачного партнера.

    3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. С. 200

    5. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения: Сборник/Под ред. В. А. Ядова. — Л., 1979.

    6 Кон И. С. Дружба. — М., 1980.

    7 Ханин Ю. Л., Буланова Г. С. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития//Вопр. психологии. — 1981. — № 5.

    Л. Я. Гозман указывает на многоаспектность эмоциональных отношений (аттракции). В современной психологической науке аттракция понимается как:

    ? притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;

    ? особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;

    ? эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

    ? эмоциональный компонент межличностного общения.

    Аттракция зависит от различных причин, среди которых Л. Я. Гозман указывает степень сходства между партнерами, особенности взаимодействия между ними, ситуацией, в которой происходит общение, свойства самого субъекта аттракции, культурный контекст и временную детерминанту развития отношений.

    Основными координатами межличностных отношений являются статусно-ролевые различия, валентность (направленность) характера отношений, свободный или вынужденный способ создания семейной пары.

    Л. Я. Гозман подчеркивает, что аттракция связана с альтруизмом, с желанием высоко оценивать друг друга. Фундаментальное свойство аттракции проявляется во внутрисемейном общении, в возможности при ее наличии открыто выражать свои чувства, в том числе несогласие, не опасаясь разрушить внутрисемейную ситуацию. Чем выше аттракция, тем больше потребность в общении у партнеров, тем чаще они общаются друг с другом. В счастливых браках, по мнению Гозмана, выше вербальный компонент любви, т. е. члены семьи охотнее и чаще говорят о своей любви.

    2. Психология симпатий

    2.1 Механизмы возникновения симпатий

    В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений и их детерминанты. Приведем их характеристику.

    Далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека. Большое влияние на аттракцию оказывают достоинства человека. Л. Я. Гозман указывает на то, что слишком высокий уровень положительных качеств снижает аттракцию, такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры.

    Установлена очень большая зависимость аттракции от самораскрытия, доверия партнеров друг к другу. Кроме этого влияет на характер эмоциональных отношений удачливость другого человека. Сильно сказывается на аттракции сходство установок.

    На последующих этапах важное значение для развития аттракции начинают играть личностные свойства. Вопрос дискутируется по поводу того, являются ли более привлекательными сходные качества или противоположные. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступает взаимодополнительность личностных свойств.

    Л. Я. Гозман выделяет пространственную близость, частоту контактов, соответствующую ожиданиям длительность и интенсивность взаимодействия, сотрудничество (но не переходящее в соперничество), положительные подкрепления в качестве факторов, способствующих возникновению и укреплению симпатии.

    Вектор аттракции направлен от симпатии к любви. Ощущения, сопровождающие любовь, более сильные, нежели при симпатии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внимания.

    К сожалению, часто «любовь» и «влюбленность» обсуждаются как синонимы, об их глубокой разнице молчит психология, и лишь внешними касаниями говорит искусство. Пожалуй, в мировой литературе есть только один эпизод, в котором по-настоящему уловлена разница, хотя и тут она не осознана как разница влюбленности и любви. Это сцена из «Войны и мира», когда Андрей Болконский признается в любви Наташе

    Ростовой, получает ответное «да» — и в душе его вдруг разыгрывается мгновенный и загадочный переворот: влюбленность вдруг делается любовью. «Князь Андрей держал ее руку, смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания. был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею».

    Есть много попыток определить понятие «эмпатия». Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации. 8

    Понимание другого человека путём эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. 9

    8. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с. (Серия «Кафедра психологии»). С -180-182

    Источники:
    Психология эмоциональных отношений
    Тема: Психология эмоциональных отношений. Тип: Закон. В работе есть: рисунки 3 шт. Язык: русский. Разместил (а): Твиттер. Размер: 22 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘.’
    http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9
    Психология эмоциональных отношений
    Говоря об отношениях между людьми, мы обращаемся одновременно к двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей (в социально-психологической литературе именно
    http://studopedia.ru/7_166649_psihologiya-emotsionalnih-otnosheniy.html
    Психология эмоциональных отношений
    Психология эмоциональных отношении Библиотека учебной и научной литературы РГИУ. Одна из самых больший коллекций научной литературы Российского интернета. Более 50 словарей и справочников
    http://sbiblio.com/biblio/archive/gosman_psihologija/03.aspx
    Психология эмоциональных отношений
    Эмоциональные отношения — явление комплексное, требующее междисциплинарного исследования. Комплексность, междисциплинарность объекта — эмоциональных отношений и позволяет предположить, что его
    http://dipland.ru/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_137143

    COMMENTS