Психолог в школе

Нужны ли в школе психологи

Трагедия с захватом заложников учеником московской школы поставила перед обществом много вопросов из серии «кто виноват» и «что делать»

05.02.2014 в 18:44, просмотров: 18557

Помимо государства, родителей, учителей вину за произошедшее многие возлагают и на школьных психологов. Ведь в школе №263 есть штатный специалист — значит, он должен был заранее заметить потенциального ребенка-террориста.

Комитет по образованию Госдумы обсудил подготовку школьных психологов и решил обратиться в Минобрнауки с требованием проверить компетенцию и профессионализм педагогов-психологов. Какие обязанности у школьных психологов в наши дни и вообще нужны ли они, выяснял у специалистов «МК».

Екатерина ГОЛОВАНОВА, школьный психолог:

В нашей системе образования должность психолога, к сожалению, в большинстве случаев — формальность. Нет ни условий, ни возможностей для работы. Администрацию интересуют лишь документальные отчеты. А как только в школах с детьми происходит ЧП, так все сразу же вспоминают о школьных психологах. Нельзя требовать от психолога того, что не входит в его обязанности. Психолог может проанализировать, почему не удается решить ту или иную задачу, но не решить ее за кого-то. И тем более психолог не может лечить и не всегда даже может распознать психические отклонения или заболевания у ребенка — это задача психиатра.

Лидия КЛИМОВА, учитель русского и литературы со стажем работы более 40 лет:

Психологическая служба в школах должна быть прежде всего профессиональной, ведь к детям, особенно к подросткам, очень сложно найти правильный подход. А так как хороших психологов в нашей стране крайне мало, вероятность, что они придут работать в школу на небольшую зарплату, ничтожна. В наших школах роль психологов иногда берут на себя классные руководители, некоторым это даже вполне успешно удается. Ведь они лучше знают детей, которых у них всего 25–30 человек, а не целая школа, как у психолога. Но, конечно, с этой задачей могут справиться далеко не все учителя, так как загружены они сейчас и так по полной программе.

Ирина КОНОВАЛОВА, декан факультета повышения квалификации МГППУ:

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26447 от 6 февраля 2014

Источник:
Нужны ли в школе психологи
Помимо государства, родителей, учителей вину за произошедшее многие возлагают и на школьных психологов. Ведь в школе №263 есть штатный специалист — значит, он должен был заранее заметить потенциального ребенка-террориста.Комитет по образованию Госдумы обсудил подготовку школьных психологов и решил обратиться в Минобрнауки с требованием проверить компетенцию и профессионализм педагогов-психологов. Какие обязанности у школьных психологов в наши дни и вообще нужны ли они, выяснял у специалистов «МК».
http://www.mk.ru/social/education/article/2014/02/05/980737-nuzhnyi-li-v-shkole-psihologi.html

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ

Педагог-психолог — это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.

Каждый любящий родитель заботится о всестороннем развитии своего ребенка, тревожась по любому поводу и часто сталкиваясь с трудностями, которые не в состоянии решить сам.

Помощь психолога очень важна в этот период, ведь именно в школьном возрасте закладывается основа будущего человека, его черты характера и привычки.

Взрослым непонятны бурные реакции на окружающих или, наоборот, беспричинная вялость и сонливость, а плохой аппетит и подавленное настроение тут же сменяется необъяснимой агрессией и неконтролируемым поведением. Как же понять в чем причина? Откуда возникают такие проблемы? Психологическая помощь детям заключается именно в поиске ответов на такие вопросы и путей решения существующих проблем.

Основной целью педагога — психолога, работающего в школе, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах взросления.

В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития подросткового возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и т.д.

От психолога требуется создать благоприятный климат для развития ребенка, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, педагогам.

Основными направления деятельности педагога-психолога являются:

1. Психологическая диагностика

2. Психологическая коррекция

3. Психологическое консультирование

4. Психологическая профилактика

5. Психологическое просвещение

6. Организационно-методическая работа

Итак, задача психологической диагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также учителям и родителям. Психодиагностическая работа в школе ведется по следующим направлениям:

диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение);

диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, адаптация к школе);

диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.

Психологическая коррекция с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и учителей, по наблюдениям психолога.

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее.

С учетом особенностей развития каждого учащегося педагог — психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:

эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;

коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении проблем.

Задача психологического консультирования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка.

Педагоги и родители так же имеют право получить консультацию у школьного психолога.

Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения.

Организационно-методическая работа :

· участие в ШМО, семинарах различного уровня;

· курсы повышения квалификации;

· изучение психолого-педагогической литературы.

Источник:
ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ
Педагог-психолог — это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием. Каждый любящий родитель заботится о
http://psiholog.school-13.edusite.ru/p36aa1.html

Психолог в школе

Автор: Admin. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока психологии, скачайте бесплатно презентацию «Психолог в школе.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 672 КБ.

«Психолог в школе» — Типичные причины обращений к школьному психологу. Психолог-консультант. Мы живем среди людей и вступаем в различного рода отношения. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы. Успеха Вам, дорогие коллеги! Воспитание — сложный процесс. Книга: Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.

«Психология и педагогика» — Внимание. Категории педагогики. Характер. Медицинская. Психика, поведение и деятельность. Свойства. Основные функции психики. Психотерапия. Психология. Внешнее (со стороны). В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Кибернетическое. Психика и организм. Методы психологии.

«Школьный психолог» — Содержание работы с конкретным ребенком Содержание и принципы использования психодиагностических методик. Что рассказывать. Сопоставление психологической помощи и педагогической поддержки. Уважаемые коллеги! Школьный психолог похож на школьную медсестру: Вместе мы можем больше! Психологи, как врачи, могут иметь различный функционал в зависимости от места работы.

«Психология как наука» — Стержень гуманистической идеи – оптимистический взгляд на природу человека. (от англ. behaviour – поведение) – направление, рассматривающее психику как формы поведения. Все психические процессы имеют свои схемы функционирования. – Австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.

«Характер в психологии» — Темперамент слабо меняется в течение жизни. XIXв. Методы дифференциальной психологии: Наблюдение Эксперимент Беседа Тесты и опросники. Индивид. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Предмет: индивидуальные различия между людьми. Психология индивидуальных различий.

«Психологические тренинги» — Мышление. Результаты собственной деятельности; Потребность в зависимости и эмансипации от семьи; Разминка. создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы повышение сплочённости группы. Восприятие собственного внешнего облика; Основные виды. тренинг жизненных умений( бихевиорально ориентированный подход) Джон Уотсон И.П.Павлов.

Источник:
Психолог в школе
Название: Психолог в школе, Тема: Психолог в школе, Урок: Психология, Вид: Картинки
http://900igr.net/kartinki/psikhologija/Psikholog-v-shkole/Psikholog-v-shkole.html

Психолог в школе и работа с родителями

Реферат на тему Психолог в школе и работа с родителями

Иркутский Государственный Педагогический Колледж №1

РЕФЕРАТ
ТЕМА: Психолог в школе и

С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ

ШК. ВОЗРАСТА.
ВЫПОЛНИЛА:

Геннадьевна
ИРКУТСК 2002 г

2) Какой психолог нужен школе………………. 4

3) Организация работы школьного психолога…8

4) Понятие, функции и структура семьи……….10

5) Кодекс родителей…………………………….14

6) Общая схема диагностического процесса, в

работе с семьёй………………………………. 15

7) Диагностика взаимодействия родителей с

8) Групповая работа с родителями ………………23

9) Основная коррекционная работа с семьёй

(коррекционные родительские группы)…….32

10) Тренинг взаимодействия родителей

13) Список литературы……………………………41

-ВВЕДЕНИЕ-
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющий не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной псих. грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны,”глазами других”, и тем самым как бы обьективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо”по наследству ” от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и инф.

В данном реферате, я представляю вашему вниманию наиболее распространённые формы работы психолога с родителями как у нас в России, так и за рубежом.
-Какой психолог нужен школе?-

С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни. Чтобы школа стала более гуманной, способствующей личностному росту каждого ребенка, учителя и руководителя, стратегию программы шк. психолога должны венчать ‘‘Л‘‘,‘‘ИНДИВ-ОСТЬ‘‘, а каждый его

Практический шаг—определяться её интересами.

Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации школы. Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытает­ ся переложить на психолога ответственность за свою педагоги­ ческую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие пси­ хологи быстро поддаются соблазну самоутверждения

Они начинают проводить все педсоветы, выступать на всех общешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей — уроки, тем более что являются специалистами по какому-то предмету и знают многие аспекты человековедения, основы выбора профессии. Однако ни одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, классного руководителя, который не работает с классом, директора, не умеющего управлять коллективом. И снова приходит разочарование в психологе, недовольство им: «не понимает», «не умеет».

Как же быть начинающему специалисту? На наш взгляд, наиболее рациональными представляются такие пути:

а) формирование адекватных ожиданий педколлектива, ознакомление его с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы (гуманизация школы);

б) диагностическое общение со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, позицию партнерства и опору на положительное в личности;

в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализа результатов деятельности.

В Положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с администрацией, педагогами, родителями. Практика показывает, что психолог оказывается бессильным помочь ребенку, если не перестроит педагогов или родителей, не впишется в коллектив, не обретет себе поддержку в лице администрации и творческих педагогов. Только тесный контакт с педколлективом и администрацией обеспечит ему успех дела. Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы со школьным коллективом и отдельными его представителями.

Еще более невыгодно положение начинающего специалиста, когда его назначают на административную или педагогическую должность и догружают половиной ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную работу. В его деятельности доминируют педагогические установки и стереотипы поведения, которые он пытался преодолевать во время обучения. Катастрофическая нехватка времени на психологическую работу не дает возможности совершенствовать профессиональную компетентность психолога. Он ограничивается эпизодическим консультированием, психологической пропагандой и подготовкой административных мероприятий.

Вернемся все-таки к объективным требованиям к личности и деятельности психолога. К сожалению, наша теория и практика не имеют четких рекомендаций на этот счет. Думается, что сотрудники специальных факультетов по подготовке практических психологов, объединив свои усилия, могли бы на основе многих исследований представить эталонный профиль психолога. Пока нам придется ограничиться лишь собственными наблюдениями.

Какой же психолог нужен современной школе?

Мы попытались путем опроса педагогов и диагностирования слушателей спецфакультета вычленить наиболее повторяющиеся социально желаемые характеристики школьного психолога. На основе личностного опросника Р.Кэттела была составлена эталонная таблица, соответствующая образцу идеального психолога.

В каких личностных характеристиках это выразилось?

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.

2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами:

1. Значимостью психолого-педагогического изучения школьников на протяжении всего периода обучения! в целях обеспечения к ним индивидуального подхода.

2. Важностью полноценного личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к школе.

3. Необходимостью ранней профилактики и коррекции отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.

Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер.

Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и пси-хокоррекционная, консультативная работа.
-Организация работы школьного психолога-
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.

Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.

Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12—15 мест, оборудованный телефоном, пишущей машинкой, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5 х 6 х 3 м.

циклограмма работы кабинета циклограмма работы кабинета

Источник:
Психолог в школе и работа с родителями
Тема: Психолог в школе и работа с родителями. Тип: Реферат. В работе есть: таблицы 1 шт., приложения 2 шт., выводы 1 шт. Язык: русский. Разместил (а): Малина. Размер: 48 кб. Категория: Политология. Краткое описание: ‘Иркутский Государственный Педагогический Колледж 1. РЕФЕРАТ. Психолог в школе и. РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ. ШК. ВОЗРАСТА ВЫПОЛНИЛА. Студентка 2 З. Харченко Анастасия. Геннадьевна. ИРКУТСК. СОДЕРЖАНИЕ.’
http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3_%D0%B2_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D1%81_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC%D0%B8

(Visited 3 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Если мужчина говорит моя 11 утверждений влюбленного мужчины или как понять, что мужчина влюблен… (6)

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (6)

Загадки на выкуп невесты Загадки на выкуп невесты Получай статьи на почту Добавляйся в… (5)

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (5)

Выкуп туфли невесты в стихах Выкуп туфли невесты в стихах Ой вы гости-господа, вы откуда… (4)

COMMENTS