Психологический стресс

КЛЮЧ ДЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Новейшие приемы раскрепощения, мобилизации и восстановления. Ключ снимает внутренние барьеры и поэтому человек все делает лучше и быстрее восстанавливается. Много лет используется в Минобороны, МЧС, в психологических службах, диспетчерами, операторами и другими лицами напряженных и опасных профессий.
Сейчас метод стал доступен каждому. Позволяет любому человеку получать и сохранять чувство внутренней свободы вопреки обстоятельствам. Люди, прошедшие эту школу, говорят, что стали спокойнее, что у них появилось чувство внутренней защищенности, потому что теперь могут в любой момент снять стресс, принять верное решение, повысить уверенность в себе, получать раскрепощение, вдохновение, мобилизацию, отключать «внутренний диалог», вызывать релаксацию, улучшать сон, и быстрее решать любые задачи – интеллектуальные и оздоровительные.

«Ключ» создан доктором Хасаем Алиевым в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в 1981 году для моделирования состояния невесомости, преодоления стресса и перегрузки. Автор награжден командованием ЦПК медалью «20 лет ЦПК им. Ю.А. Гагарина». Метод «Управляемая саморегуляция» утвержден Минздравом СССР в 1987 году и запатентован.

Использован при подготовке военного персонала перед входом в атомоход «Курск», операторов микросборки, диспетчеров, военных психологов и отрядов спецназа, направляемых в зоны боевых действий, для выведения из острого стресса пострадавших после терактов в городах Кизляре, Каспийске, Ессентуках, Беслане, для подготовки спортсменов на Олимпийских Играх в Китае, испытателей Международной космической программы «Марс 500».

«Ключ» позволяет управлять внутренними резервами, которые были ранее не доступны воле и могли непредсказуемо включаться только в чрезвычайных случаях.

Быстрота снятия стресса настолько показательна, что контраст с имевшимся высоким напряжением нередко вызывает чувство выраженного облегчения, комфорта, вплоть до приятных, необыкновенных ощущений легкости, парения, полета.

Суть метода «Ключ». Основан на новой модели работы мозга. Уникальность «ключевых» идео-рефлекторных приемов в том, что они снимают стресс автоматически. Ключ доступен даже детям, незаменим в экстремальных условиях. Ключ широко известен, отмечен и в российском учебнике физкультуры для 9-11 классов.

Повышает эффективность обучения, тренировки, лечения, помогает быстрее решать сложные задачи, находить выход из тупика. Ключ тренирует способность сохранять ясность ума и уверенность в себе вопреки обстоятельствам. (Патент № 1785711, приоритет с 28 декабря 1990г).

Ключ повышает здоровье, творческие, волевые, адаптивные и физические возможности, помогает сократить время достижения результата в любой деятельности. Результат — с первого применения. (Занесен в Российскую Книгу Рекордов и Достижений, ассоциированную с Книгой Гинесса).

Человек, обученный Ключу, способен снимать стресс в любое время в любом месте, раскрепощаться перед любым выступлением. Ключ открывает состояние внутренней свободы, освобождает от «зацикленности» на проблеме, страха, комплексов и стереотипов, открывает в человеке творца. Как снять стресс метод Ключ подробнее.

Источник:
КЛЮЧ ДЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Современное обучение методу Ключ в Центре защиты от стресса. Суть метода саморегуляции Ключ доктора Хасая Магомедовича Алиева основано на прямом входе в состояние внутренней свободы, для здоровья.
http://stress.su/

Психологический стресс

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине»

Это слова Г.Селье. Именно он в середине ХХ века ввел понятие стресс, обозначив его как «все то, что способствует развитию заболеваний и вызывает преждевременное старение.» Стресс — состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий.

В повседневной Жизни, употребляя слово стресс, мы, как правило, имеем ввиду психологический стресс. Точнее, дистресс — состояние, возникающее при продолжительном стрессе без расслабления. Вреден именно он.

Психологический стресс – это состояние, возникающее тогда, когда человек находится в ситуации, воспринимаемой им как трудной или угрожающей. Часто — это запутанные ситуации, в которых необходимо принять неочевидное решение, имеющее значительные последствия. При этом человек испытывает негативные эмоции: тревогу, страх или гнев.

Шаг в сторону.

Зачем вообще это нужно знать? Затем, что, живя в современном мире, мы постоянно подвергаемся все возрастающим нагрузкам и практически не имеем шанса избежать стресса. Копится стресс незаметно, а последствия имеет заметные и весьма серьезные.

Кроме того, человек в дистрессе выглядит и чувствует себя поганно. А также это худшим образом отражается на его здоровье, отношениях с другими людьми, принятии правильных решений и образе Жизни в целом. Он [дистресс] заставляет человека страдать — и морально, и физически.

Кстати, стресс признан «тихим убийцей» №1 в современном мире, т.к. непосредственно связан с 6-ю самыми частыми причинами смерти (около 80% заболеваний возникает в результате того, что организм не справляется со стрессорами).

Печально, но система воспитания и, в частности российский менталитет, заставляют человека не столько бороться со стрессом, сколько терпеть — сдерживать в себе его проявления. Иначе говоря, вести себя в полном соответствии с Тактикой Терпеливого Страуса. Впрочем, об этом я уже писал в прошлой статье.

«На пачках сигарет надо писать не «Курение убивает», а «Счастливые люди не курят». Вот это я понимаю, вот это — демотивация, вот это — повод задуматься». (Статус Вконтакте).

Итак, знать о стрессе нужно затем, чтобы избежать его негативных последствий.

Симптомы стресса

Поведенческие: пьянство, обжорство или потеря аппетита, суетливость, сжатые кулаки, слишком быстрый или слишком громкий разговор.

Эмоциональные: агрессивность, дефензивность (антоним агрессивности), депрессия, иррациональность, беспокойство, перепады настроения, тревога.

Интеллектуальные: спутанность сознания, проблемы с памятью, рассеянность, скачущие мысли, яркие сновидения.

Физические: холодные кисти и стопы, «зубовный скрежет», головная боль, сердцебиение, потливость, несварение, зуд, утрата либидо, ломота в шее, учащенное дыхание (тахипноэ), напряженная мускулатура, потеря или набор веса.

Здесь рекомендуется просто «забить». «Положить» на неприятную ситуацию и не делать с ней ничего. Это, пожалуй, самый частый совет, который Вы, возможно, не раз слышали от своих друзей и знакомых.

Плюсы: в некоторых случаях, это, действительно, весьма рациональный способ борьбы, который осуществить достаточно просто;

Минусы: главный недостаток способа в том, что далеко не всегда понятно на что «забивать» без последствий можно, а на что нет. Если же «забивать» на все подряд — это неизбежно вызовет проблемы, если не сразу, то спустя какое-то время. А если не «забивать» ни на что — метод просто не работает. Вторым минусом является то, что далеко не всем ясно КАК именно «забивать».

  • Путь «Броненосца»

Здесь рекомендуется повысить собственную стрессоустойчивость до максимума, развить выносливость (или «толстокожесть»). Это позволит Вам выдержать бОльший стресс в течении бОльшего времени.

Плюсы: это хороший совет, Жизнь постоянно ставит нас перед разными испытаниями, и иметь высокую стрессоустойчивость полезно.

Минусы: это общий совет. Он малоприменим к конкретному стрессу, или, когда ты «уже дошел до крайности». В любом случае, это, к сожалению, лишь временная полумера, которая дает отсрочку до неизбежного срыва. Еще одним существенным минусом является то, что сдержививаемый в себе стресс расшатывает нервную систему. При таком раскладе человек спокоен лишь внешне, а внутри очень напряжен — взвинчен или, напротив, глубоко несчастен.

Здесь рекомендуется уничтожать негативные эмоции приятными в соотношенении 1:1. То есть, на единицу негатива тратится единица позитива. Например, облили грязью из-под колес твой новый плащ — два раза сходи в кино на любимый фильм и побалуй себя вкусным мороженым.

Плюсы: это сравнительно быстро и действует успокаивающе.

Минусы: этот способ доступен не всегда. На практике же, чаще всего, им вовсе никто не пользуется . Так как в состоянии стресса человек настроен думать о плохом, нежели вспоминать или придумывать хорошее. Кроме того, во врмя стресса обычно вообще продуктивно не думается. Другим минусом здесь будет то, что, когда мы избавляемся от негативных эмоций через уничтожение их позитивом, мы уничтожаем также и позитив (в соотношении 1:1). Т.о., мы просто их «сравниваем», то есть выходим в «НОЛЬ».

Этот путь принципиально отличен от первых трех. Здесь мы сосредотачиваемся не на том, чтобы рассеять свое внимание и игнорировать стресс-фактор (как в первом случае). И не на том, чтобы усилить свое сопротивление (второй путь) или уравновесить «зло добром» (третий). А на том, чтобы избавиться от самого стресс-фактора.

Метод состоит в том, чтобы быстро опознать, правильно идентифицировать и особым образом обработать стресс-факторы (источники стресса).

НЕТ стресс-фактора — НЕТ и стресса. Пожалуй, лучшее решение — если нет источника напряжения, ничего не надо в себе сдерживать, и ни от чего не надо избавляться 🙂

Плюсы: 90% стресса можно устранить этим способом раз и навсегда, т.к. психологический стресс, как правило поступает в нашу Жизнь из одних и тех же повторяющихся источников. Метод позволяет осознанно избегать всего того, что расстривает, раздражает, напрягает и, так или иначе, мешает жить счастливо и радостно.

Минусы: пожалуй только один — Вы больше не сможете ссылаться на то, что все вокруг против Вас, и Вы ничего не можете с этим поделать. Впрочем, это тоже плюс. Ведь так Вы страхуете себя от депрессии в позиции жертвы.

Четвертый Путь хорошо иллюстрирует известный анекдот:

— Странно, ты не пьешь, не куришь, не употребляешь наркотики — как же ты расслабляешья?

— Да я и не напрягаюсь 🙂

Названия путей преодоления стресса мои — авторские. Это не все возможности борьбы со стрессом, но я решил поделиться с Вами лучшими — теми, что реально работают. И работают без последствий. В отличие, например, от «Пути Алкоголика» или «Пути Сектанта» 🙂

Эффективном средством борьбы со стрессом, помимо описанного, является чтение (неважно чего), музыка и физическая активность. А как справляетесь со стрессом Вы и Ваши знакомые?

p|s Лично мне думается, что «Идеальный» вариант — тоже не идеален. Идеальным будет использование всех 4-х способов сразу. Хотя основным должен стать именно 4-й путь. Сам я поступаю именно так, прекрасно себя чувствую, чего и Вам желаю 🙂

Если Вы хотите уменьшить стресс в 10 раз [лучше себя чувствовать и лучше выглядеть], пройдите авторскую программу Ильдара Зинурова «против стресса». Пишите на mail@zinurov.ru

Получите личную помощь коуча Ильдара Зинурова в решении проблем, с которыми Вы не справляетесь самостоятельно.

Источник:
Психологический стресс
Персональный сайт коуча Ильдара Зинурова
http://zinurov.ru/4_puti_preodoleniya_stressa_psikhologicheskiy_stress_i_kak_s_nim_borotsya/

Психологический стресс как фактор развития психосоматических заболеваний Текст научной статьи по специальности — Психология

Психологический стресс как фактор развития психосоматических заболеваний Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Салехов С.А.

На основании фундаментальных положений доминанты А.А.Ухтомского , теории функциональных систем и биологической теории эмоций П.К.Анохина, особенностей эндогенизации патологических процессов была обоснована концепция триггерной роли психологического стресса как фактора развития психосоматической патологии.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Салехов С.А.,

PSYCHOLOGICAL STRESS AS A FACTOR OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS DEVELOPMENT

On the basis of the fundamental provisions of A.A.Ukhtomsky’s concept of dominance, the theory of functional systems and the biological theory of emotions by P.K.Anokhin, some features of endogenization of pathological processes had proved the concept of triggering role of psychological stress as a factor in the development of psychosomatic pathology.

Текст научной работы на тему «Психологический стресс как фактор развития психосоматических заболеваний»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

PSYCHOLOGICAL STRESS AS A FACTOR OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS DEVELOPMENT

Институт медицинского образования НовГУ, ssalehov@mail.ru

На основании фундаментальных положений доминанты А.А.Ухтомского, теории функциональных систем и биологической теории эмоций П.К.Анохина, особенностей эндогенизации патологических процессов была обоснована концепция триггерной роли психологического стресса как фактора развития психосоматической патологии. Ключевые слова: доминанта А.А.Ухтомского, функциональные системы, биологическая теория П.К.Анохина, психологический стресс, копинг-стратегии, психосоматика

On the basis of the fundamental provisions of A.A.Ukhtomsky’s concept of dominance, the theory of functional systems and the biological theory of emotions by P.K.Anokhin, some features of endogenization of pathological processes had proved the concept of triggering role of psychological stress as a factor in the development of psychosomatic pathology.

Keywords: A.A.Ukhtomsky’s concept of dominance, functional systems, P.K.Anokhin’s biological theory of emotions, psychological stress, coping strategies, psychosomatics

Изменение условий жизни человека привело к изменению факторов внешней среды, оказывающих на него влияние. При этом приоритетными стрессорами стали постоянно возрастающие эмоциональная напряженность и поток информации, которые адресованы в первую очередь к центральной нервной системе (ЦНС) [1,2].

Параллельно с этим происходило неуклонное сокращение доли физических нагрузок, что являлось следствием возрастания комфортности существования и автоматизации производства и быта [3,4].

Изменение условий существования привело и к изменению структуры заболеваний, которые стали называть «болезнями образа жизни» или болезнями цивилизации. При этом этиологическими факторами их развития считают изменение экологии, режима и количества питания, гиподинамию, а так же в числе прочих причин присутствует стресс, часто без детализации его психологической направленности.

Сам по себе термин стресс неразрывно связан с именем Г.Селье, опубликовавшим в 1936 г. статью, посвященную развитию общего адаптационного синдрома в ответ на достаточно сильное воздействие [5].

По мере развития учения о стрессе акцент в его изучении сместился в сторону психологических феноменов его проявления [6-8].

Так, развитие сердечно-сосудистых заболеваний и гипертонической болезни связывают с повышением уровней алекситимии, тревоги и психической напряженности [9], реализующихся в гиперкортизо-лемии и активации процессов перикисного окисления липидов.

Достаточно часто психосоматический фактор рассматривается как причина развития синдрома раздраженного кишечника, гастро-эзофагеального реф-люкса и других заболеваний пищеварительного тракта.

К психосоматическим заболеваниям относят и алиментарное ожирение, причины развития которого в 93-95% случаев считаются неизвестными [10,11].

Однако психосоматический генез этих заболеваний рассматривается с позиции уже имеющихся нарушений психологического и психического состояния, что по сути исключает подход к их интерпретации с позиции общего адаптационного синдрома в ответ на интенсивное психологическое воздействие, сопутствующее современному образу жизни.

Целью данного сообщения являлось обоснование роли психологического стресса как пускового фактора развития психосоматической патологии.

Материалы и методы

При построении концепции приоритетной роли психологического стресса в развитии психосоматической патологии мы опирались на фундаментальные положения учения о доминанте А.А.Ухтомского [12], теории функциональных систем [13] и биологическую теорию эмоций П.К.Анохина [14], а также на особенности эндогенизации патологических процессов [11]. При этом акцент был сделан на общие закономерности развития психосоматической патологии, которые можно экстраполировать на различные по локализации патологические состояния.

Принцип доминанты Ухтомского заключается том, что при появлении доминантного очага возбуждения в ЦНС его запросы в энергетическом и пластическом субстрате удовлетворяются в первую очередь. При этом остальные отделы мозга обеспечиваются необходимыми ресурсами в дефицитарном режиме

В соответствии с теорией функциональных систем Анохина в ответ на воздействие стрессора вне зависимости от его природы формируется функциональная система, основной задачей которой является достижение конечного полезного результата — поддержание гомеостаза.

При воздействии стрессора, в ответ на входящую афферентную информацию, после ее анализа аппарат контроля формирует модель конечного полезного результата. После этого в аппарате управления, который объединяет нервные центры и эндокринные органы, для достижения конечного полезного результата выделяются необходимые ресурсы.

В исполнительном аппарате органы-эффекторы, используя выделенные ресурсы организма, реализуют стратегию достижения конечного полезного результата, в результате чего достигают цели. Полученный результат по принципу обратной связи тестируется аппаратом контроля на соответствие выработанной модели конечного полезного результата, и при достижении соответствия функциональная система прекращает свое существование.

Если полученный результат не соответствует модели конечного полезного результата, то выделяются новые ресурсы и вырабатывается новая стратегия достижения. При этом действующая функциональная система становится доминантной и реализация конечных полезных результатов других функциональных систем осуществляется в соответствии с их иерархией.

Многократно повторяющиеся циклы достижения конечного полезного результата в отсутствие соответствий полученного результата запрограммированной модели включают все новые ресурсы организма, что приводит к истощению и декомпенсации компенсаторно-приспособительных механизмов, следствием чего является развитие различных патологических состояний. Иными словами, последствия деятельности функциональной системы без достижения конечного полезного результата создают предпосылки для эндогенизации патологических процессов как последствий реакции организма на воздействие стрессора [11,15].

Биологическая теория эмоций Анохина рассматривает их как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных при воздействии стрессоров. При этом отрицательные эмоции рассматриваются как неудовлетворенные потребности в ответ на воздействие стрессора, мотивирующие организм на их удовлетворение. После удовлетворения потребностей появляются положительные эмоции, которые тормозят активность организма в удовлетворении именно этой потребности. В данной ситуации положительные эмоции носят роль положительного подкрепления и являются оценочным фактором копинг-стратегии организма в удовлетворении

данной потребности [16]. При этом длительное отсутствие удовлетворения той или иной потребности сопровождается фрустрацией и способствует формированию очага застойного возбуждения, что будет приводить к истощению ЦНС.

Особого внимания заслуживают особенности эндогенизации патологических процессов на фоне длительного воздействия стрессора. Так, реакция организма на воздействие стрессора будет происходить в режиме «здесь и сейчас». Иначе говоря, в ответ на воздействие следует реакция, которая не оценивается с точки зрения ее последствий для организма в будущем. При этом последствия этих реакций, особенно при длительном воздействии интенсивного стрессора, могут приводить к истощению компенсаторных механизмов и формировать патологическое функционирование, которое может стать нормальным в данных конкретных условиях, обеспечивая реакцию на стрессор.

Интегративный подход, объединяющий принцип доминанты Ухтомского, теорию функциональных систем и биологическую теорию эмоций Анохина, особенности энергетического обеспечения реакции на воздействие психологических стрессоров и анализ последствий этих реакций как фактора эндо-генизации патологических процессов, позволили подойти к интерпретации развития психосоматических заболеваний с позиции реализации общего адаптационного синдрома при психологическом стрессе.

Изменение условий жизнедеятельности человека и переадресация воздействия стрессоров преимущественно на ЦНС привело к тому, что само понятие психологический стресс стало рассматриваться как неотъемлемый атрибут современного образа жизни.

В то же время адресное воздействие на ЦНС вносит и корректировку в особенности развития общего адаптационного синдрома. При этом смысл фразы Г.Селье: «Актон требует реактона» не в полной мере отражает и учитывает особенности реагирования на интенсивное, а часто и длительное психологическое воздействие.

Если в классическом варианте реакция на воздействие стрессора предусматривала развитие общего адаптационного синдрома, то в ответ на воздействие, адресованное ЦНС, реакция в первую очередь будет определяться доминантным очагом возбуждения в том или ином ее отделе. Так, возбуждение в лимбической системе будет определять эмоциональное реагирование и реализацию стратегии «борьба-бегство», а его локализация в лобных отделах неокортекса — активизацию когнитивных процессов. Соответственно, в данном контексте более правильной будет фраза: «Каждый актон требует своего реактона».

Следует учитывать и то, что формирование ответной реакции на воздействие психологического стрессора будет иметь как свои особенности, обусловленные индивидуальными копинг-стратегиями индивидуума, их эффективностью, так и общие черты

с развитием общего адаптационного синдрома. При этом индивидуальные особенности реагирования на психологический стресс неразрывно связаны с биологической составляющей развития общего адаптационного синдрома. Другими словами, с одной стороны, имеет место реагирование на психологический стресс с учетом индивидуальных копинг-стратегий на основании собственного опыта, а с другой — энергетическое обеспечение этой реакции за счет биологических компенсаторно-приспособительных ресурсов организма.

В соответствии с локализацией доминантного очага возбуждения в лимбической системе или лобных отделах неокортекса будет определяться первичная реакция на воздействие психологического стрессора. Возможны два варианта реагирования: или это преимущественно эмоциональный ответ, резко снижающий либо полностью исключающий когнитивную оценку ситуации, или совладание со стрессом, предусматривающее переключение доминанты с лимбической системы на лобные отделы неокортекса и использование конкурентных преимуществ осмысленного, когнитивного реагирования, что обеспечило доминирование человека как биологического вида.

В процессе реагирования сначала доминирует эмоциональный ответ, который при интенсивном возбуждении в лимбической системе может стать приоритетным, что снижает эффективность ответа на воздействие стрессора. При этом включение когнитивной функции может повысить эффективность реагирования, но только в случае использования этого ресурса при воздействии психологического стресса.

Особого внимания заслуживает то, что даже при длительном и интенсивном воздействии стрессора реализация эффективных копинг-стратегий, накопленных в арсенале организма на основании собственного опыта может быть минимально затратным для использования энергетических ресурсов организма. При этом неадаптивные стратегии реагирования, напротив, могут исключить достижение конечного полезного результата, а многократно повторяющиеся циклы его достижения при отсутствии совпадения полученного результата модели конечного полезного результата будут приводить к истощению адаптивных ресурсов, декомпенсации и эндогенизации патологических процессов.

Более того, на фоне доминантного возбуждения в лимбической системе может происходить подмена реального конечного полезного результата, обеспечивающего поддержание гомеостаза и решение проблемной ситуации, на мнимый, направленный на поддержание возбуждения в лимбической системе, что исключает эффективное использование как эффективных копинг-стратегий, так и ресурсов организма для их реализации.

Соответственно, на этом фоне создаются предпосылки для эндогенизации патологических процессов, которые вследствие воздействия психологического стресса приобретают психосоматическую природу (см. рис.).

истощение ^^ длительное ресурсов ЦНС*- воздействие

Источник:
Психологический стресс как фактор развития психосоматических заболеваний Текст научной статьи по специальности — Психология
На основании фундаментальных положений доминанты А.А.Ухтомского, теории функциональных систем и биологической теории эмоций П.К.Анохина, особенностей эндогенизации патологических процессов была обоснована концепция триггерной роли психологического стресса как фактора развития психосоматической патологии.
http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-stress-kak-faktor-razvitiya-psihosomaticheskih-zabolevaniy

Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение

Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение

^ ГЛАВА 15.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС

15.1. ОБЩЕ ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований многих отраслей науки: биологии, медицины и психологии. Концепция стресса Ганса Селье была революционной для науки сере дины- XX века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер, и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воз действия, который назвал адаптационным синдромом, или стрессом (от английского слова stress напряжение).

Работы Г. Селье положили начало системному исследованию этого явления, в результате чего к настоящему времени установлена общая последовательность событий, запускающих стрессовые реакции у человека при длительном воздействии на него неблагоприятных факторов среды (рис. 15.1).

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

? истощения (рис. 15.2).

На первом этапе стресса организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, на втором этапе происходит адаптация к новым условиям, но если стрессор продолжает действовать длительное время, то происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.


Рис. 15.1. Схема нервно-гуморальных процессов, происходящих в организме

человека при стрессе. Темными стрелками показаны процессы, которые

положены в основу концепции Г. Селье’

Следует отметить, что в ранних исследованиях Ганса Селье нервной системе и психике было отведено скромное место, и лишь в своих поздних работах этот автор признал важное значение психологических аспектов стресса для человека. В его теории к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, но позже

1 Из книги Щербатых Ю, В. Психология стресса и методы коррекции. Питер, 2006. — С. 16.


Рис. 15.2. Стадии развития стресса по Г. Селье

Селье выделил две формы стресса: полезную — эустресс, и вредоносную — дистресс. Таким образом, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Существует ряд факторов, которые могут способствовать переведению начального «неопределенного» стресса в негативную или позитивную форму (табл. 15.1).
Таблица 15.1. Факторы, способные модифицировать исходное состояние стресса в дистресс или эустресс

Источником многих стрессов человека является несоответствие между генетическими программами, управляющими его реакциями в экстремальных ситуациях, и реалиями социальной жизни современного человека. В данном случае мы сталкиваемся с одним из вариантов проявления фундаментального противоречия биосоциальной природы человека. Взаимосвязь между врожденными реакциями и социальными нормами показана на рис. 15.3.

Источник:
Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение
Size: 2.65 Mb.; Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания
http://mir.zavantag.com/psihologiya/760721/index.html?page=12

(Visited 2 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Удаление лобковых волос Виды лобковых волосВыражаясь высокопарно, выбери свой путь: К тому же,… (1)

Как понять что коллега в тебя влюблен Влюбленный мужчина - психология влюбленного мужчиныВлюбленный мужчина — психология влюбленного… (1)

Как стать добрее если вы скорпион то никак Как стать добрее если вы скорпион то никакСкорпион (лат. Scorpius)… (1)

Маникюр на очень короткие ногти Маникюр для очень коротких ногтейКороткие ногти опять в моде. Бум… (1)

Со скольки лет можно увеличить губы Можно ли увеличивать губы детям? Чтобы оставлять сообщения вы должны… (1)

COMMENTS