Психология гендерных отношений

Гендерные Отношения в Современном Обществе

Если взять за основу разъяснение понятия «гендер» в словарях, которое толкуется как «социальный пол», то само выражение «гендерные отношения» можно рассматривать как социальные отношения членов общества, принадлежащих к разным биологическим полам. Главным в социальных взаимодействиях являются психические особенности личности, поведенческие свойства индивидуума.

То есть, говоря простым человеческим языком, можно сказать, что гендерные отношения – это несексуальные отношения между представителями мужского и представительницами женского пола в самом широком смысле этого слова.

В новых анекдотах, в различных юморесках и иронических монологах, звучащих повсеместно со сцен и телеэкранов, муссируется вопрос «женской логики» и «мужской логики». Эти два понятия противопоставляются, как бы сражаются между собой. Хотя понятие «логика» тут совсем не к месту. Таким образом высмеиваются стереотипы гендерного поведения.

Гендерные отношения обуславливаются не биологическим полом, а социальным положением человека, его образованием, его материальным положением, его местом проживания. Например, никого не удивляет тот факт, что у пожилого бизнесмена появляется молоденькая жена или любовница, которая не работает, не учится, ничего не делает по дому, зато постоянно получает дорогие украшения и посещает рестораны. Такое распределение ролей в этой категории нашего общества является почти нормой. Однако будет наивным предполагать, что в обычной деревенской семье женщина будет в будний день расхаживать в шикарном дорогом наряде, спать до обеда и нанимать для уборки в доме домработницу. Здесь совсем другие понятия о распределении гендерных ролей в жизни.

В древнем мире распределение гендерных ролей в обществе играло немаловажную роль, ведь это помогало людям выживать. Мужчине надлежала роль повелителя, а женщине следовало подчинять во всем свою волю его желаниям. Он — был защитником, кормильцем и покровителем, Она — беззащитной, зависимой и послушной рабой. В противовес понятию «пола», современное слово «гендер» полностью уравнивает женщину с мужчиной во всех сферах жизни, позволяя учитывать и изучать ее гендерные психологические особенности, но не позволяя унижать подозрением в «слабости» женского пола.

Однако именно устоявшиеся гендерные стереотипы заставляют наших граждан не замечать и то, что насилию зачастую подвергаются в семье мужчины со стороны своих жен. С рождения мальчикам внушают, что девочек нельзя обижать — ведь они слабые. Такие гендерные отношения в семье приводят к тому, что вырастая и попадая «под каблук» подруги жизни, некоторые мужчины порой получают прилюдно оплеухи и оскорбления, не имея возможности (прежде всего — психологической) защитить себя.

В Америке существуют совершенно противоположные проблемы в гендерных отношениях. Известное повсеместно течение феминисток требует полнейшего равноправия. И поводом подачи заявления в суд может стать то, что мужчина пропускает даму вперёд в транспорте или раскрывает перед ней дверь.

Таким образом, понятие «гендерные отношения» относится к социальной сфере взаимодействия биологических полов, а возникающие в ней проблемы изучает гендерная психология.

Источник:
Гендерные Отношения в Современном Обществе
Если взять за основу разъяснение понятия «гендер» в словарях, которое толкуется как «социальный пол», то само выражение «гендерные отношения» можно рассматривать как полоролевое отношение членов общества. Главным в этих отношениях является не половая принадлежность человека, то есть, не его органы, которые различают мужчин и женщин, а именно психические особенности личности, поведенческие свойства индивидуума.
http://fb.ru/article/34300/gendernyie-otnosheniya-v-sovremennom-obschestve

Психология гендерных отношений

Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Два не таких уж противоположных пола
Метаанализ. Гендерные различия в математических способностях. Почему в высшем учебном заведении производительность мужчин и женщин начинает различаться. Эмпатия и экспрессивность. Теория социальных ролей. Эмоциональность. Исследования некоторых других гендерных различий. Агрессия. Конформность и подверженность влиянию. Альтруизм. Заключительные замечания. Резюме

средний
результат
для мужчин средний
результат
для женщин
Черты личности: выраженность у мужчин и женщин
Пример результатов, полученных на выборках мужчин и женщин, показывающий незначительность гендерных различий. (Из J. S. Hyde. Half the Human Experience. Heath Publisher, 1955, p. 75. Печатается с разрешения).

* В этих случаях, согласно тесту F (р = 0,01), оценки мужчин и женщин значимо отличались. Обратите внимание на малые значения величины отличия d.
Источник: Baker & Perldns– Jones, «Creating Gender Equality: Cross-National Gender Statification and Mathematical Performance», Sociology of Education, 66, #2, Table 2-1. American Sociological Association, 1993. Печатается с разрешения American Sociological Association и авторов.

Валидность (от англ. valid – пригодный, имеющий силу)
Комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике).

Теория социальных ролей (Social roles theory)
Концепция, разработанная А. Игли, согласно которой большинство гендерных различий являются продуктами социальных ролей, поддерживающих или подавляющих различие в поведении мужчин и женщин. Социальные роли нередко приводят к образованию социальных и гендерных стереотипов.

Источник:
Психология гендерных отношений
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ Два не таких уж противоположных пола Метаанализ. Гендерные различия в математических способностях. Почему в высшем учебном заведении производительность
http://psymania.info/gend/bern/sekreti-2.php

Психология гендерных отношений

Aннотация:
Объем учебного курса &#171Психология гендерных отношений&#187 — 42 часа.
Данная учебная программа является обязательным курсом, авторской разработкой, а также победителем конкурса учебных программ по гендерному образованию.
Основная цель курса «Психология гендерных отношений» заключается в проведении психологического анализа межполовых отношений в контексте гендерного измерения. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятиях «мужское» и «женское». Центральная идея, которая положена в основу программы курса «Психология гендерных отношений», заключается в том, чтобы обозначить и проанализировать специфические социально-психологические детерминанты половой дифференциации и иерархичности в разных сферах жизнедеятельности и в разные возрастные периоды.

Основной методический подход конструирования содержания курса заключается в рассмотрении влияния на психосоциальное развитие личности, на возможности ее самореализации особой социальной подсистемы гендерных отношений, функционирующей на нескольких уровнях.

    К содержанию программы спецкурса прилагаются:
  • список основных тем
  • обширный список рекомендованной литературы, сформированный по каждой теме отдельно

.

  • Тема 1. Проблема пола и взаимоотношений мужчин и женщин в классических психологических концепциях
  • Тема 2. Возникновение и развитие гендерных исследований в психологии за рубежом
  • Тема 3. Возникновение и развитие гендерных исследований в российской психологической науке
  • Тема 4. Теоретико-методологические основания психологии гендерных отношений
  • Тема 5. Методы исследования гендерных отношений в психологии

    Раздел 2. Гендерные отношения — многоуровневый анализ

  • Тема 6. Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества
  • Тема 7. Гендерный анализ межгрупповых отношений
  • Тема 8. Теория и практика гендера в сфере межличностных отношений
  • Тема 9. Гендерный аспект внутриличностных проблем
  • Источник:
    Психология гендерных отношений
    Федеральный образовательный портал — ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ
    http://ecsocman.hse.ru/text/19286168

    Психология гендерных отношений 19

    Психология гендерных отношений 19. 00. 05 социальная психология (психологические науки)

    Глава 5. «Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия».

    В параграфе 5.1. «Гендерные отношения в межличностном взаимодействии между мужчинами и женщинами» рассматриваются отношения между супругами как субъектами гендерных отношений. Семейные отношения между мужем и женой были выбраны в качестве объекта для рассмотрения моделей гендерных отношений в связи с тем, что в супружеских отношениях наиболее ярко представлены все признаки, присущие межличностным отношениям (взаимная направленность субъектов отношений друг на друга, наличие реальных непосредственных контактов, существование в отношениях выраженной эмоциональной основы, интенсивное общение). Были проанализированы работы отечественных исследователей (Барсукова С.Ю., Радаев В.В. , 2000; Гурко Т., Босс Т., 1995; Здравомыслова О.М., 2003; Клецин А.А., 2003; Сафарова Г.Л., Клецин А.А., Чистякова Н.Е., 2002), в которых супружеские отношения изучались с использованием гендерного подхода.

    Специфика проявлений гендерных отношений со стороны супругов представлена в характере распределения ролей и власти в межличностных отношениях, определяемых различными социокультурными предписаниями к содержанию и исполнению мужчинами и женщинами семейных ролей. Поскольку семья представляет собой сферу непосредственного взаимодействия обоих полов, она неотделима от гендерных конструкций.

    В системе межличностного взаимодействия супругов гендерные отношения находят отражение в следующих двух основных моделях: партнерской и доминантно-зависимой.

    При доминантно-зависимом типе гендерных отношений возможны два варианта: в одном случае доминирующую роль в семейных отношениях играет муж, а другом – жена. По результатам исследований женщины в супружеских отношениях существенно чаще, чем мужчины, занимают доминирующую позицию. При доминантно-зависимом типе отношений все семейные дела супругами делятся на женские и мужские, домашними делами в основном занимаются женщины, они же, как правило, принимают большинство решений, касающихся повседневных хозяйственных дел. При партнерской модели гендерных отношений в семье все виды семейных забот не делятся строго на мужскую и женскую работу, мужья примерно в такой же степени, как и жены, включены в выполнение домашних дел, решения в семье принимаются согласованно.

    В параграфе 5.2. «Соотношение типов гендерных установок и основных моделей отношений между мужчинами и женщинами» анализируются результаты эмпирических исследований, свидетельствующих о взаимосвязи гендерных установок и практик распределения домашних обязанностей и властных полномочий в семье. Анализ литературы, посвященной полоролевым установкам и гендерным ролям (Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю., 1989; Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., 1987; Арутюнян М.Ю., 1987; Здравомыслова О.М., 2003; Каган В.Е., 1987; Липовецкий Ж., 2003 и др.), позволил выделить два типа гендерных установок: традиционные и эгалитарные.

    Глава 6. «Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений».

    В параграфе 6.1. «Самоотношение в структуре Я-концепции: гендерный аспект» выделяется специфика внутриличностного уровня анализа гендерных отношений, рассматривается феномен самоотношения в гендерном контексте, раскрывается сущность гендерных конфликтов личности.

    Гендерные конфликты и кризисы гендерной идентичности рассмотрены как формы проявления гендерных отношений на внутриличностном уровне (Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В., 1989; Гаврилица О.Л. , 1998; Кон И.С., 2002; Здравомыслова Е., Темкина А. 2002; Луковицкая Е.Г. , 2002; Турецкая Г.В., 1998). В параграфе описаны такие гендерные конфликты, как: ролевой конфликт работающей женщины, конфликт боязни успеха, экзистенциально-гендерный конфликт.

    Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Любой гендерный конфликт базируется на явлениях полоролевой дифференциации и иерархичности статусов мужчин и женщин, существующих в современных обществах. Таким образом, ориентируясь на степень выраженности у мужчин и женщин переживаний относительно полоспецифичности своих личностных характеристик и особенностей поведения, можно выделить два типа самоотношения: бесконфликтное (позитивное) и конфликтное (негативное) самоотношение.

    Результаты эмпирических исследований, проведенных автором, при изучении реальных и желаемых гендерных характеристик показали, что мужчины, и женщины хотели бы существенно чаще проявлять практически все маскулинные качества, включенные в традиционный мужской образ, и существенно реже, чем на самом деле, проявлять большую часть фемининных качеств из традиционного женского образа. Позиция мужчин соотносится с общепринятой системой традиционных взглядов относительно личностных характеристик мужчин, в соответствии с которой мужчины должны стремиться быть более маскулинными и менее фемининными, а позиция женщин не укладывается в традиционные представления, т.к. женщины по большинству качеств не стремятся быть более фемининными и менее маскулинными.

    Сравнение групп мужчин и женщин по соотнесенности реальных маскулинных и фемининных характеристик с нормативными эталонами показывает, что мужчины по сравнению с женщинами более зависимы от нормативных эталонов маскулинности-фемининности. Они ощущают на себе более выраженное давление норм полоспецифичного поведения, поэтому они в большей мере, чем женщины, стремятся им соответствовать. Поведение женщин более индивидуализировано, менее зависимо от норм полоспецифичного поведения. Можно прийти заключению, что поскольку мужчины более подвержены давлению со стороны социального окружения в отношении гендерных характеристик, проявляемых в поведении, они острее переживают внутриличностные конфликты гендерного содержания.

    В параграфе 6.2. «Гендерная идентичность личности и самоотношение» рассматриваются современные трактовки содержания понятия «гендерная идентичность», анализируются специфические особенности гендерной идентичности современных мужчин и женщин. Проанализированы подходы к анализу идентичности, разработанные представителями психоаналитической, интеракционистской, когнитивистской ориентаций.

    Особое внимание в тексте параграфа уделено феномену «кризис гендерной идентичности». Выделены константы мужского самоутверждения: ориентация на профессиональную самореализацию, потребность отличаться от женщин, установка на эмоционально сдержанное поведение, установка на то, что мужчина должен быть добытчиком. Описан феномен кризиса маскулинности и социальные причины его возникновения. Рассмотрены также константы женского самоутверждения: установка на материнство, стремление быть хорошей хозяйкой, ориентация на сферу межличностных отношений, привлекательная внешность. Анализируется кризис женской роли или кризис двойной идентичности на основе данных эмпирического исследования кризиса гендерной идентичности женщин.

    Источник:
    Психология гендерных отношений 19
    Тип: Диссертация; Size: 0.72 Mb.;
    http://ru.convdocs.org/docs/index-3207.html?page=4

    (Visited 4 times, 1 visits today)

    П О П У Л Я Р Н О Е

    Слова мамы невесты на выкупе Cлова мамы на выкупе невесты Ах, эта свадьба, свадьба… Она… (6)

    Аудиокнига тайм менеджмент Аудиокнига тайм менеджментThe Brian Tracy Success Library The Brian Tracy… (5)

    Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (4)

    Как заставить бывшего мужа ревновать Как заставить бывшего мужа ревновать?Вам надоело все время думать о… (4)

    Выкуп невесты слова в конце Выкуп невесты! Помогите!Сценарий для выкупа уже готов. Невеста еще хочет… (4)

    COMMENTS