Психология межгрупповых отношений

Лекция 7

Лекция 7. Межгрупповые отношения и взаимодействия

1. Группа и ее характеристики. Малая группа

Группа – это социальная, относительно устойчивая, выделяемая на основе определенных признаков совокупность людей, связанных системой отношений. Традиционно выделяют следующие признаки группы:

– осознание участников своей принадлежности к группе; – установление определенных отношений между ними;

– внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, а также такие элементы, как лидерство, иерархия и т. п.;

– потенциальная способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

По различным основаниям выделяют несколько разновидностей групп:

• большие и малые;

• условные и реальные (контактные);

• постоянные и временные;

• формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Большие группы – это многочисленные социальные общности, выделяемые по профессиональным, экономическим, национальным, религиозным, половым, культурно-образовательным и другим всевозможным признакам. Например, нации, народности, общественно-политические партии и т. д.

Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и пр.); реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться. Как правило, выделение таких групп происходит в исследовательских целях для сравнения результатов, полученных в них, с результатами, полученными в реальных группах. Реальные группы людей характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями – это действительно существующие объединения людей.

Малая группа имеет социально-психологические характеристики, которые можно разделить на два класса:

1) формальные, описывающие структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей;

2) содержательные, отражающие психологию членов группы, их взаимоотношения.

К формальным характеристикам относятся число членов группы, каналы коммуникаций, распределение обязанностей между членами группы и другие, к содержательным – групповые интересы, потребности, мнения, ценности, нормы, цели, межличностные отношения, а также сплоченность и психологический климат группы – основные характеристики уровня ее социально-психологического развития.

Средством регуляции поведения членов группы, характера их взаимодействия и общения являются групповые нормы – это совокупность правил, которые вырабатываются группой и способствуют повышению ее устойчивости и стабильности.

Показателем групповой сплоченности является ценностно-ориентационное единство, которое фиксирует степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям и ценностям последней.

Малая группа может быть референтной и нереферентной. Референтная группа выполняет функцию социального сравнения, поскольку является источником как положительных, так и негативных образов, а также нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм поведения и правил общения. В ней индивид находит для себя образец для подражания, ее цели, нормы и формы поведения становятся для него значимыми. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение членов которой чужды, безразличны или неприемлемы для индивида.

Совокупность процессов, которые происходят в малой группе, называют групповой динамикой; они характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы:

Внутри группы разные ее члены занимают разное положение, которое характеризуется понятиями: позиция, статус, внутренняя установка и роль.

Позиция означает официальное положение человека в группе. Статус – это реальное положение в системе внутригрупповых отношений, показатель действительной авторитетности человека для остальных членов группы. Внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного положения в группе. Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека, она может определяться официальной должностью, а может избираться самим членом группы, например «шут», «козел отпущения», лидер и т. п.

Лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых ситуациях; лидер может являться формально назначенным руководителем, а может и не быть им.

По характеру, содержанию и направлению деятельности лидеры бывают нескольких типов (рис. 17).

Рис. 17. Классификация понятия «лидер»

Лидером всегда является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации и регулировании совместной деятельности группы. Выдвижение в лидеры происходит стихийно и зависит от эффективности вклада члена группы в решение групповых задач.

В отличие от лидера руководитель – это официально назначаемое или выбираемое лицо, на которое возложены функции управления группой и организации ее деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы, обладает формально регламентированными правами и обязанностями.

Если лидером невозможно стать до тех пор, пока окружающие не воспримут человека в качестве такового, то руководителя назначают независимо от восприятия подчиненных. Таким образом, руководство – социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.

Под стилем лидерства (руководства) понимают совокупность типичных для лидера (руководителя) приемов, средств психологического воздействия, влияния на других членов группы:

¦ авторитарный стиль – ярко выраженная властность руководителя, единоначалие, систематический контроль за действиями подчиненных;

¦ демократичный стиль – руководитель считается с мнением членов группы, советуется при выработке и принятии решений;

¦ либеральный стиль – руководитель уклоняется от выполнения своих обязанностей, дела в группе идут сами собой, все вопросы внутригрупповой жизни члены группы решают сами.

На практике самым удачным является не какой-нибудь один из трех перечисленных стилей, а комбинированный, при котором руководитель умеет вести себя по-разному, гибко меняет линию взаимоотношений в зависимости от ситуации и сложившейся в группе обстановки.

Социально-психологичеческую структуру группы характеризует также определенная система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим, называемая каналами коммуникаций. На практике чаще всего встречаются два вида структур каналов коммуникаций: централизованная (рис. 18) и децентрализованная (рис. 19).

Рис. 18. Централизованная структура каналов коммуникаций

Рис. 19. Децентрализованная структура каналов коммуникаций

Централизованная структура каналов коммуникаций характеризуется тем, что один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания, и играет основную роль в организации групповой деятельности; децентрализованная отличается равенством всех участников, т. е. каждый из членов группы обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию.

На практике выбор той или иной структуры определяется целями и задачами, стоящими перед группой.

Среди малых групп особое место занимают коллективы. Коллектив[35] – это малая группа, члены которой объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности. Именно связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива, членами которого они являются.

Основные признаки коллектива:

– соответствие деятельности социально значимым целям;

– предопределение межличностных отношений целями, ценностями и содержанием совместной деятельности;

– сознательное, устойчивое единство, сплоченность; – наличие определенной организационной формы объединения членов коллектива;

– согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива;

– устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.

Функциональные связи между членами коллектива возникают на основе выполнения каждым из них своих профессиональных обязанностей. Служебно-функциональные роли и связи членов персонала образуют профессиональную структуру коллектива. На ее базе формируется социально-психологическая структура, предназначение которой состоит в скреплении, объединении коллектива в единое целое, выступающее целостным субъектом труда. Первая структура ориентирована на профессиональную деятельность коллектива, на достижение поставленных перед ним целей, а вторая – на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Обе структуры необходимы – отсутствие или слабость одной отрицательно сказывается на другой и на коллективе в целом.

В коллективе формируется свой тип межличностных отношений; эти отношения характеризуются:

• социально-ценностным характером мотивации;

• наличием общественного мнения;

Для того чтобы успешно регулировать процессы функционирования и развития взаимоотношений в коллективе, руководитель обязан в своей деятельности придерживаться некоторых правил, к которым относятся:

¦ использование благоприятного влияния на взаимоотношения людей хорошо организованной, интересной работы, вовлекающей ее исполнителей в содержательные деловые и личные контакты, сближающей их, позволяющей глубже узнать друг друга и найти привлекательные черты;

¦ заботливое сохранение уже сложившихся здоровых отношений, использование их при распределении заданий, обязанностей и т. д.;

¦ справедливость во всем, попытка избежать противопоставления одних членов коллектива другим, захваливания одних и безосновательного порицания других, бездумного поощрения нездорового соперничества.

Таким образом, управление коллективом – это руководство коллективной и индивидуальной психологией, учитывающее все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных отношений. Высокая требовательность и демократизм руководителя опираются на понимание им психологических законов жизни коллектива.

3. Межличностные отношения в группах и коллективах

Исследуя социально-психологические аспекты взаимоотношений между членами групп и, в частности, коллективов, можно установить несколько видов этих взаимоотношений: официальные и неофициальные; деловые и личные; рациональные и эмоциональные; руководителя и подчиненных.

Официальные отношения возникают между членами группы на должностной основе, утверждаются официально и соответствуют определенным установленным правилам.

Неофициальные отношения основываются на личных взаимоотношениях людей – для них не существует юридических норм и законов.

Деловые отношения возникают при выполнении членами группы своих должностных обязанностей, а личные – независимо от выполняемой работы.

Рациональными взаимоотношения становятся, когда за основу принимаются знания людей друг о друге, объективные оценки окружающих, а эмоциональными – когда превалируют субъективные оценки друг друга, основанные на личном восприятии человека (как правило, они сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями).

Взаимоотношения руководителя и подчиненных регулируют управление группой.

Межличностные отношения в группе рассматривают либо в статике, т. е. в том виде, в каком они существуют в данный момент времени, либо в динамике, или развитии. Отношения в группах никогда не остаются неизменными, с течением времени под влияниям тех или иных обстоятельств они изменяются. Существует следующая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности. Особые нормы взаимоотношений в коллективе предопределяют положительное отношение человека к другим членам коллектива.

Источник:
Лекция 7
Лекция 7. Межгрупповые отношения и взаимодействия 1. Группа и ее характеристики. Малая группа Группа – это социальная, относительно устойчивая, выделяемая на основе определенных признаков
http://plam.ru/psiholog/psihologija_i_pedagogika_kurs_lekcii/p8.php

Психология межгрупповых отношений

Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются пси­хологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловлен­ные их принадлежностью к тем или иным социальным группам (большим или малым).

Одним из первых ученых, обративших внимание на психо­логические закономерности отношений между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г. работе «На­родные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм — это свойство сознания этнической группы, связанное с преувели­чением положительно оцениваемых характеристик собствен­ной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и куль­турной группы и одновременной неприязни, враждебности по отошению к другим группам.

· Этноцентризм — свойство сознания этнической группы, связанное с преувели­чением положительно оцениваемых характе­ристик собственной этнической группы, ценности и нормы кото­рой выступают цент­ром, критерием оценки всех других групп.

Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в та­ких феноменах, как стереотипы и предрассудки (Майерс Д., 1997).

Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношений, можно объеди­нить в рамках основных подходов (Агеев В. С., 1990). Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной личности:

— установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов;

— чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти;

— стереотипность суждений и оценок;

— нетерпимость к неопределенности;

— склонность подчиняться людям, наделенным властью;

— нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.

И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлений агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демон­стрируемых актов жестокости.

М. Шериф в полевых экспериментах показал, что ситуация конкурентного взаи­модействия, в основе которого лежит объективный конфликт интересов, приводит к усилению проявлений межгрупповой агрессии и враждебности и одновременному усилению внутригрупповой сплоченности.

Экспериментальные исследования феномена внутригруппового фаворитизма (тен­денции оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой), прове ­ денные Тэджфелом и Д. Тернером, показали, что одного толь­ко факта распределения испытуемых на группы, сходные по какому-либо малозначимому признаку, достаточно для того, чтобы индивиды демонстрировали более позитивные установ­ки по отношению к тем, кто, по их мнению, входил в одну груп­пу с ними, и более негативные установки по отношению к тем, кто входил в другую группу.

· Внутригрупповой фа­воритизм — тенденция оказывать предпочте­ние своей группе в противовес интересам другой.

Внешнегрупповая дис­криминация — тенден­ция к установлению различий в оценках «своей» и «чужой»

группы в пользу «своей».

Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера объясняет феномены внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации (тенденции к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы, как правило, в пользу «своей» группы) как результат серии когнитивных про­цессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп: социальной категоризации, социальной идентификации и социального сравнения.

Социальная категоризация — это когнитивный процесс упорядочения индивидом своего социального окружения пу­тем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя са­мого) по группам (категориям), имеющим сходство по значимым для индивида крите­риям. Социальная идентификация — это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой соци­альной принадлежности. Социальное сравнение — это процесс соотнесения каче­ственных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т. е. межгрупповая дифференциация.

Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются за­ключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».

Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология.

Общие сведения о психологии и психики. «Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому.

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности.

Психология поведения людей является ключом к пониманию происходящего на финансовых рынках.

16.2. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.

В каждом случае формирования работоспособной группы целесообразно Привлечение специалистов в области психологии, социологии, социальной психологии.

Это очень помогает созданию благоприятного психологического климата в группе. Под малой группой в социальной психологии понимается немногочисленная по составу группа.

Больше всего знаний о психологии работника, особенностях его профессиональных и личностных качеств может нам дать психология труда.

Учение о душе.— Психология. — Антропология и физиология.— Этика.— Политика.— О воспитании и музыке,— О власти и. рабстве.— Теория поэзии.

Источник:
Психология межгрупповых отношений
Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются пси­хологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловлен­ные их принадлежностью к тем или иным
http://bibliotekar.ru/psihologia-2-1/32.htm

Психология межгрупповых отношений

Психология межгрупповых отношений — раздел Психология, Социальная психология Первые Эксперименты В Области Межгрупповых Отношений Были Проведены М. Шерифо.

В рамках когнитивистской ориентации и были выполнены эксперименты А. Тэшфела, заложившего основы принципиального пересмотра проблематики межгрупповых отношений в социальной психологии. Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и внегрупповую враждебность по отношению к чужой группе), Тэшфел полемизировал с Шерифом по вопросу о том, что является причиной этих явлений. Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами, т.е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений.

В эксперименте студентам показали две картины художников В. Кандинского и П. Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма). Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую — те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как «сторонники» Кандинского или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

Отсюда был сделан и более широкий вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений — это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению Тэшфела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений.

Источник:
Психология межгрупповых отношений
Психология межгрупповых отношений Психология Социальная психология. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c14/4fcwz/p27/

Психология межгрупповых отношений

GOSY / Социальная психология / 34 Психология межгрупповых отношений

Психология межгрупповых отношений. Основные теоретические подходы в изучении межгрупповых отношений (психоаналитическая, бихевиористская и когнитивистская традиции).

Психология межгрупповых отношений.

Основные теоретические подходы к изучению.

Теория фрустрации агрессии Н. Миллера и Д. Долларда

Теория авторитарной личности Т. Адорно (Б. Альтмейер).

Теория реалистического конфликта М. Шерифа и Д. Кемпбелла

Феномен относительной депривации.

Теория социальной идентичности Г. Тешфела и Дж. Тернера.

Теория самокатегоризации Дж. Тернера

Психология межгрупповых отношений.

Под межгрупповыми отношениями понимаются все аспекты человеческого взаимодействия и восприятия, которые

— возникают при условии осознания их участниками своей принадлежности к определенной социальной группе, а также

— их принятия в таком качестве окружающими.

Одновременное присутствие в одном месте нескольких членов группы необязательно

Одна и та же ситуация может быть межгрупповой и межличностной

межгрупповое восприятие межгрупповое взаимодействие

межгрупповой конфликт мирное сосуществование групп

Социальная группа (К.Левин)

реальная группа группа-категория

— группы близкого общения

(семья, друзья, криминальная группа)

— группы, ориентированные на выполнение задачи (рабочий комитет, присяжные заседатели, работники ресторана)

— социальные категории (женщины, негры, евреи, американцы)

— свободные ассоциации (студенты университета, соседи, любители классической музыки)

— преходящие группы (люди на остановке и в банке)

История развития межгрупповых отношений

1906 г. – этноцентризм

1907 г. – обсуждение проблемы на съезде американской психологической ассоциации

Причины межгруппового конфликта Стереотипы,

1910-30-е гг. — У.Макдауголл, З.Фрейд эффекты

1940-е гг.- теория смещенной агрессии восприятия

1950-е гг. – теория авторитарной личности

1950-60-е гг. – теория реалистического конфликта

1970-80-е гг. – теория социальной идентичности

1980-е гг. – теория самокатегоризации

1990 гг. – теории социального доминирования и оправдания системы

Типы объяснений межгрупповых конфликтов

Психоаналитические концепции (теория смещенной агрессии, теория авторитарной личности)

Теория реалистического конфликта

Теория социальной идентичности

Теория социального доминирования

Теория оправдания системы

Основные теоретические подходы к изучению.

Родоначальником психоаналитического подхода к изучению межгрупповых отношений является З.Фрейд, одна из работ которого «Психология масс и анализ человеческого Я» была посвящена механизмам образования так называемых искусственных толп (церкви, армии), а также причинам агрессии по отношению к членам аутгрупп.

Основные положения концепции межгрупповых отношений З.Фрейда сводятся к следующему:

1. В основе концепции Фрейда лежит представление о группе, как о целостной системе, попадая в которую человек регрессирует к первобытному состоянию: подчиняясь большинству, он становится консервативным, испытывает ненависть к нововведениям, предпочитает иллюзию реальности, уважает силу и почитает доброту за слабость.

2. Согласно Фрейду, межгрупповой конфликт возникает вследствие бессознательных влечений членов групп. Люди в толпе делятся на лидера и ведомых. Причинами межгрупповых конфликтов является отношения между членами группы и ее лидером. Члены группы любят лидера, нуждаются в его любви и идентифицируются друг с другом на основе этого чувства. Таким образом, в основе аутгрупповой дискриминации лежит механизм эмоциональной идентификации.

3. Амбивалентность эмоциональных отношений раннего детства – любовь и ненависть к отцу — в процессе социализации трансформируется и переносится на разные объекты: любовь людей к своему лидеру и другим членам ингруппы, с одной стороны, и ненависть к аутгруппе, с другой. По мнению Фрейда, любовь к ингруппе и ненависть к аутгруппе – взаимосвязанные и неизбежные спутники социального взаимодействия.

4. Аутгрупповая дискриминация является основным средством формирования и поддержания сплоченности и стабильности ингруппы: если возникающая в ходе ингруппового взаимодействия агрессия не найдет выхода, она разрушит ингруппу. Поэтому аутгрупповая агрессия является универсальным и неизбежным спутником межгруппового взаимодействия.

5. Чем больше аутгруппа отличается от ингруппы, тем больше вероятность того, что она станет объектом агрессии со стороны членов ингруппы.

6. Исчезновение агрессии к аутгруппе является отражением распада связей внутри ингруппы, а не возникновением толерантности.

Критика теории Фрейда происходит по следующим направлениям:

• отсутствие эмпирической проверки концепции;

• невыполнение принципа разрядки агрессии как способа поддержания сплоченности группы в случае использования в качестве катализатора сообщений в СМИ;

• концентрация на процессах, происходящих внутри группы, в ущерб анализу межгруппового взаимодействия;

• неучет роли меньшинства в функционировании группы.

Концепция межгрупповых отношений Фрейда привела к созданию двух других теорий, объясняющих причины межгруппового конфликта и оказавших большое влияние на развитие психологии межгрупповых отношений: гипотезы «козла отпущения» и теории авторитарной личности.

Теория фрустрации агрессии Н. Миллера и Д. Долларда.

В основе гипотезы «козла отпущения» лежит теория фрустрации-агрессии Миллера и Долларда, в частности их идея о смещенной агрессии.

1. Согласно этой теории, причиной агрессии является фрустрация. Одним из типов «разрядки» фрустрации является смещенная агрессия. В норме человек, находящийся в состоянии фрустрации и пытающийся достичь желаемой цели, проявляет агрессию по отношению к тому, кто является причиной возникшего состояния. Однако в некоторых случаях прямая агрессия по отношению к этому объекту невозможна. В этом случае объектом агрессии становится другой человек – более слабый и доступный. Этот феномен и получил название «смещенной агрессии».

2. Способность к «смещенной агрессии» формируется еще в детстве. Так, хроническая фрустрация, испытываемая ребенком, являющаяся следствием ревности к родителям, ведет к возникновению у него хронической враждебности, перед источником которой – родителями — он беззащитен. Это приводит к тому, что ребенок выбирает для агрессивного ответа на фрустрацию другие объекты, менее опасные и менее любимые.

3. Этот механизм используется человеком и тогда, когда он взрослеет. Именно он лежит в основе формирования аутгрупповой агрессии, объектом которой становятся незащищенные группы меньшинств. Этот феномен получил название гипотезы «козла отпущения». Чем меньше представители это группы похожи на обидчика, тем больше вероятность, что они станут мишенью «смещенной агрессии».

4. История человечества богата примерами смещенной агрессии. В средние века люди вымещали свой страх и враждебность на ведьмах, которых они время от времени публично сжигали или топили. Сегодняшние экономические фрустрации часто приписываются «социальным паразитам» или «бессовестным олигархам».

5. Полевая проверка гипотезы смещения агрессии на незащищенные группы проводится, в основном, с помощью корреляционных исследований.

Пример смещенной агрессии содержится в эксперименте Дж.Мейндла и М. Лернера, которые обнаружили, что унижающий опыт — когда кто-то непредумышленно смахивал со стола компьютерные карты — провоцировал англоязычных канадских студентов проявлять всплеск враждебности в отношении франкоязычных канадцев.

6. Таким образом, в теории фрустрации — агрессии предполагается, что враждебность по отношению к аутгруппе – это способ разрешения внутриличностных конфликтов. Эта традиция присутствует и в работах современных психологов. К классической формулировке теории смещенной агрессии близки современные попытки объяснить негативное отношение человека к аутгруппе дезадаптивностью его психологического состояния.

Основными направлениями критики гипотезы «козла отпущения» являются:

• описание механизма аутгрупповой агрессии, осуществляемой представителями группы большинства, но не меньшинства;

• неопределенность процесса выбора «козла отпущения». Эта теория не объясняет, по какому принципу среди всех возможных групп меньшинств фрустрированный человек выбирает ту единственную, на которую и обрушивается весь его гнев;

• неучет других потребностей человека (например, повышения самооценки), лежащих в основе аутгрупповой дискриминации;

• неучет того, что в ряде сучаев последствиями фрустрации и плохого настроения является не смещение агрессии на наименее защищенные группы, а ее проявление по отношению ко всем объектам со стороны людей, обладающих определенными личностными особенностями;

• неучет индивидуальных различий в проявлении аутгрупповой дискриминации. Два человека, имеющие одинаковую причину переживать фрустрацию, демонстрируют разную степень аутгрупповой дискриминации.

Теория авторитарной личности Т. Адорно (Б. Альтмейер).

Идея об индивидуальных различиях в проявлении аутгрупповой дискриминации легла в основу теории авторитарной личности, основателем которой является Т.Адорно и его коллеги (берклийская группа). Они так же и Фрейд, полагали, что причину негативных аттитюдов к аутгруппе стоит искать в личности их носителя.

1. Групповой конфликт – это аномалия, а его участниками может стать не любой человек, а только человек, обладающий определенными личностными особенностями.

2. В своем исследовании Адорно и его коллеги использовали целый ряд приемов, среди которых были: анкеты, включающие вопросы о социодемографических особенностях респондентов (религиозности, членстве в политической партии, профессии, уровне дохода и т.д.), а также их аттитюдах; клиническое интервью, в котором респонденты рассказывали о своем прошлом, а также высказывали свое мнение по ряду социальных проблем; тематико — апперцептивный тест, где испытуемому предлагалась серия картин с изображением драматических событий и предлагалось рассказать в каждом случае о своих действиях.

3. Эти исследования привели к конструированию модели личности, склонной к дискриминации аутгрупп – авторитарной личности, которая обладала следующими чертами:

• конвенциализм: привязанность к ценностям среднего класса;

• авторитарное раболепие: некритическое подчинение идеализированным авторитетам собственной группы;

• авторитарная агрессия: тенденция выискивать людей, не уважающих конвенциональные ценности, чтобы осудить, отвергнуть и наказать их;

• анти-интрацепция: неприятие всего субъективного, исполненного фантазии, чувствительного;

• суеверность: вера в мистическое предначертание собственной судьбы, предрасположенность к мышлению в жестких категориях;

• силовое мышление и культ силы: мышление в таких категориях, как господство-подчинение, сильный-слабый, вождь-последователи; идентификация себя с образами, воплощающими силу; выставление напоказ силы и крепости;

• деструктивность и цинизм: общая враждебность, очернение всего человеческого;

• проективность: предрасположенность верить в мрачные и опасные процессы, происходящие в мире; проекция своих неосознанных, инстинктивных импульсов на внешний мир;

• сексуальность: чрезмерный интерес к сексуальным «происшествиям».

4. Для измерения степени авторитарности Адорно и коллеги создали F-шкалу. Ее отличительной особенностью являлся тот факт, что одно и тоже утверждение могло быть связано сразу с несколькими подшкалами. Корреляция между F и E шкалами была равна 0,75, и это означало, что степень авторитарности личности действительно напрямую связана с негативностью ее аттитюдов по отношению к меньшинствам.

5. Дальнейшие исследования показали, что кроме уже перечисленных характеристик, для авторитарной личности свойственна поддержка некоторых аттитюдов и наличие личностных черт, таких как:

Сопротивление социальным изменениям. С авторитаризмом близко связано отношение человека к социальным изменениям.

Неприятие прав человека: демократических прав, в т.ч. свободы слова, свободы организации демонстраций, отсутствия у правительства права объявлять войну без проведения референдума.

Высокая выраженность национальной идентичности .

Позитивное отношение к закону и негативное – к заключенным.

Самостереотипизация, выбор жизненного пути в соответствии с полоролевыми стереотипами.

Отсутствие интереса к собственной личности.

Низкий уровень морального развития.

Неприятие идеи о множественности систем моральных норм.

6. Опираясь на идеи Фрейда, Адорно и коллеги полагали, что причиной формирования авторитарной личности является особая ситуация семейного развития (авторитарный отец и наказывающая мать; формальные, жестко регламентированные отношения в семье; отсутствие теплоты, доверительности и непосредственности между родителями и детьми).

Критика теории авторитарной личности происходит по следующим направлениям.

• Определение авторитарной личности в том виде, в котором оно было сформировано в 50-х годах 20 века, не отвечает сегодняшним реалиям, поскольку содержит в себе ряд черт, специфичных для взрослых людей, живших в то время.

• Особенности семейной ситуации являются не единственной причиной возникновения авторитарной личности. Наряду с ней, вклад в формирование авторитарного человека вносят:

— социальная обстановка в обществе.

— образование. Однако вероятность понижения уровня авторитаризма в ходе образования связана с его типом.

тип культуры. выше у представителей коллективистских культур (например, азиатских стран и Японии), чем у жителей индивидуалистских (например, США

• Наличие авторитарных черт не является гарантией того, что их носитель будет осуществлять аутгрупповую дискриминацию. В частности, для авторитарной личности характерно желание не отличаться от большинства, поэтому авторитарный человек склонен к аутгрупповой дискриминации только в тех случаях, когда такое отношение к аутгруппе рассматривается в обществе, как допустимое и обоснованное. В противном случае он будет ярым приверженцем равенства.

В настоящий момент, говоря об авторитарной личности, делают акцент, скорее, не на семейной ситуации ее развития, а на ее взаимоотношениях с группой.

Более современная интерпретация авторитарной личности принадлежит Б.Альтмейеру, который связал ее с такими особенностями человека, как полное и безоговорочное подчинение власти и авторитету, приверженность традиционным социальным нормам (конвенционализм, конформизм), и агрессивность по отношению к тем группам, неприятие которых поощряется властями. Впоследствии Альтмейер создал шкалу «Авторитаризм правого толка», которая до сих пор применяется для изучения авторитаризма.

Однако некоторые авторы полагают, что каждый из трех параметров авторитаризма, выделенных Альтмейером, обладает самостоятельной значимостью. Это закономерность ярко проявляется у детей. Это означает, что подчинение властям не обязательно подразумевает высокий уровень конформизма – подчинения групповым нормам, а конформизм — политическую интолерантность.

Самостоятельность различных измерений авторитаризма привела к идее создания новых шкал для его измерения. Одна из таких альтернативных шкал была создана К.Ригби. Ее цель – измерение аттитюдов людей к представителям различных социальных институтов, олицетворяющих власть (полиции, армии, судебной власти, образованию).

Теория реалистического конфликта М. Шерифа и Д. Кемпбелла.

Исторически первой социально-психологической теорией, объясняющей причины межгруппового конфликта на групповом уровне, стала так называемая теория реалистического конфликта, согласно которой причиной конфликта между группами является противоречие их интересов при ограниченности ресурсов.

Важнейшие постулаты реалистической теории конфликта были сформулированы Д.Т.Кэмпбеллом:

1. Причиной межгруппового конфликта является ограниченность ресурсов и противоречие интересов его участников.

2. Конфликт интересов между группами может быть реальным, имевшим место в прошлом или предполагаемым. Вне зависимости от этого, он инициирует отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы.

3. Реальный конфликт интересов это такой конфликт, который хотя бы одной из взаимодействующих групп воспринимается как таковой.

4. Многие ситуации межгруппового конфликта сходны по следующим параметрам: ресурсы получают члены победившей группы, а исключение из процесса распределения ресурсов только некоторых людей вне зависимости от их вклада в победу невозможно. Ресурсы в подобных случаях – это общественное достояние.

5. По мнению авторов теории реалистического конфликта, группы могут конкурировать, как за физические ресурсы, так и за ресурсы, которые не имеют значения вне контекста конкуренции, например, высокий статус или престиж.

6. Последствиями переживания реальной угрозы со стороны аутгруппы являются:

— враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы;

— увеличение внутригрупповой солидарности;

— более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности;

— восприятие непроницаемости границ группы;

— уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм;

— увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до остракизма и изгнания нарушителя из группы, или — предел возможного изгнания — его физического уничтожения.

Таким образом, согласно теории реалистического конфликта, вступая в конфликт, порожденный борьбой за ресурсы, группы преобразуются.

7. Способами разрешения межгруппового конфликта являются включение в общую деятельность, ясность критериев оценки успехов групп и отказ от организации взаимодействия как «игры с нулевой суммой».

Основной критике подвергались следующие постулаты теории реалистического конфликта:

Обязательность межгруппового конфликта в результате конфликта интересов. В ряде случаев члены группы меньшинства не вступают в конфликтное взаимодействие с группой большинства.

Конфликт интересов как единственная причина межгруппового конфликта.

Признание идентичности процессов, лежащих в основе возникновения конфликтов между реальными группами и группами — категориями. В частности, сторонники этой теории перенесли закономерности, проверенные в экспериментах с участием реальных групп, состоящих из школьников и студентов, на конфликты с участием групп – категорий (наций, политических движений и т.д.), что дало ее противникам возможность заявить о необоснованности такого переноса.

Феномен относительной депривации.

Эффект относительной депривации заключается в том, что при оценке своих достижений человек смотрит не на абсолютные показатели, а на уровень своих достижений по сравнению с уровнем достижения других людей. Этот эффект проявляется как на индивидуальном (сравнение с одним человеком), так и на групповом (сравнение ингруппы с аутгруппой) уровнях.

Структуру относительной депривации образуют когнитивный и аффективный компоненты. Аффективный компонент включает в себя злобу, фрустрацию, депрессию, чувство нелегитимности происходящего, возникающих в ответ на оценку человеком своего положения (положения ингруппы) как худшего по сравнению с положением других людей.

В последующих исследованиях были выявлены условия способствующие возникновению эффекта относительной депривации на индивидуальном уровне. Так, вероятность относительной личной депривации увеличивается, когда человек :

— считает, что похожие на него люди уже имеют то, что он сам хочет получить;

— чувствует, что заслужил исполнение своего желания;

— думает, что мало реально достичь желаемого;

— обвиняет в неудаче себя.

Групповая относительная депривация обладает рядом свойств.

1. Выраженность относительной групповой депривации прямо зависит от степени идентификации человека со своей группой и от оценки желательности группы сравнения.

2. Выделяют три типа групповой относительной депривации. В первом случае рост ожиданий сопровождается уменьшением способности их реализации, что приводит к возникновению значительного разрыва между ними. Депривация второго типа возникает в ситуации, когда ожидания человека растут, а его способность по их удовлетворению остается прежней. И, наконец, в третьем случае рост возможностей удовлетворения ожиданий приводит к чрезмерно быстрому возрастанию самих ожиданий. Однако в определенный момент рост возможностей прекращается, а ожидания все еще продолжают расти.

3. Основными последствиями групповой относительной депривации являются:

— возникновение межгрупповой дифференциации;

— поддержка и участие в работе общественных организаций, в коллективных формах протеста.

Однако наступление этих последствий зависит от:

— степени ингрупповой идентификации человека.

4. Наличие групповой депривации не означает наличия личной.

Основные критические замечания к изучению эффекта групповой относительной депривации сводятся к следующему.

• Не существует единого определения феномена депривации.

• При изучении относительной депривации игнорируются следующие вопросы: Как человек оценивает заслуженность вознаграждения? Когда люди используют социальное сравнение? По какому принципу они отбирают объект сравнения?

• При изучении относительной депривации не учитывается возможность того, что человек сравнивают ингруппу не с одной аутгруппой, а сразу с несколькими.

Теория социальной идентичности Г. Тешфела и Дж. Тернера.

1. Существует два типа идентичности – личная и социальная

Социальная идентичность – часть «Я» человека, которая исходит из знания о своем членстве в социальной группе вместе с ценностной и эмоциональной значимостью этого членства

Критериями отличия социальной идентичности от личной не являются:

— характеристики, составляющие содержание идентичности

Критерий отличия социальной идентичности от личной:

осознание человеком своего подобия с некоторыми людьми

2. Социальная и личная идентичность связаны между собой

3. Содержание и важность одного типа социальной идентичности зависит от содержания и важности других ее типов

Источник:
Психология межгрупповых отношений
GOSY / Социальная психология / 34 Психология межгрупповых отношений Психология межгрупповых отношений. Основные теоретические подходы в изучении межгрупповых отношений (психоаналитическая,
http://studfiles.net/preview/4346376/

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Если мужчина говорит моя 11 утверждений влюбленного мужчины или как понять, что мужчина влюблен… (5)

Гальванизация при беременности Гальванизация (электрофорез)Еще во второй половине XX в. в СССР учеными-клиницистами… (3)

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (3)

Увеличение губ априлайн Априлайн (Apriline)Apriline - новое поколение кожных заполнителей и составов для… (3)

Вязкая слюна при беременности Повышенное слюноотделение как признак беременностиПовышенное слюноотделение как признак беременности После… (2)

COMMENTS