Психология одиночества

Причины одиночества психология и пути преодоления

Если знать и понимать психологические причины одиночества, можно вполне быстро справиться с этим чувством самому, не прибегая к помощи психологов.

Психология одиночества: причины и пути преодоления

До сих пор какого-то универсального средства от одиночества не придумано. Конечно, психотерапевты как могут, стараются своим пациентам помочь. Но, почему-то не все задумываются над причинами одиночества. Если от него и пытаются избавиться, то стараются убрать сами симптомы. Чуть ниже будут приведены некоторые основные причины одиночества и рекомендации, как их преодолеть.

Причины мужского одиночества: нелюбовь к самому себе

Вряд ли человек, который себя ненавидит, вызовет широкий интерес. Угрюмый внешний вид, стеснение, отсутствие своей точки зрения и множество других, отрицательных характеристик. Мало кто полюбит такого человека за сам факт его существования.

Впрочем, подобное негативное самовосприятия возникает не просто так, а из-за комплексов:

  • Внешность;
  • Умственные способности;
  • Социальный статус;
  • Неудача во взаимоотношениях с людьми;
  • Психологические детские травмы.

Решение. Проблема решается следующим образом: на листке бумаги предлагается написать свои сильные и слабые стороны. А затем проанализировать каждую. Отталкиваясь от сильных, посмотреть, к какой деятельности есть большие склонности. Изучая слабые, постараться понять, как можно их исправить.

Чем больше от человека ожидаешь, тем меньше он может сделать. Дело касается и интимных отношений тоже. Здесь на лицо — нарушение адекватного восприятия окружающих и риск найти совершенно неподходящую «вторую половинку». Из-за этого тратится слишком много времени на поиск идеала, и, как следствие – неудача. А после первой неудачи многие опускают руки и перестают вообще заводить с кем-либо отношения.

Решение. В принципе, здесь всё просто. Важно лишь внимательно отнестись к поиску «потенциального партнёра» и каждого проверять, анализировать его поступки и действия. Каждому стоит дать шанс. А о поиске идеала лучше совсем забыть – идеальных людей не существует, все имеют какие-то недостатки и погрешности. В конце-концов, лучше заняться саморазвитием и самосовершенствованием. Стремление стать лучше, выше, сильнее – на время отвлечёт от неудач.

И напоследок — не стоит отчаиваться, если человек уходит. Ведь «половинок» для каждого намного больше, чем одна.

Причины одиночества женщин и внешний вид – казалось бы, две несовместимые вещи. Однако, неудачно подобранная одежда и неряшливость могут стать прямыми причинами одиночества. Решение этих причин – в этой статье.

Для того, чтобы привлечь к себе хоть какое-то внимание, люди создают некие образы. Эти образы призваны маскировать мнимые недостатки или «растушёвывать» реальные. Иногда подобная проблема вытекает из-за нелюбви к самому себе. То есть, человек настолько себя не любит, что старается любыми средствами превратить себя в кого-то другого. И если имидж и внутреннее содержание расходятся кардинально, то такой человек на своём пути будет встречать не тех.

Можно привести замечательную аналогию с книгой: допустим, под обложкой любовного романа будет скрываться учебник по физике. В этом случае девушка, которая захочет прочесть любовный роман, будет разочарована, увидев под обложкой учебник. А юноша, которому нужен будет учебник, пройдёт мимо «любовного романа».

Решение. Самосовершенствование и кропотливая работа над имиджем. Стоит сильно постараться, поработать над поведением, сменить причёску и имидж. И самое главное – это должно помочь улучшить собственный образ, но не поменять его в корне.

Конечно, внешность для любви не важна. И часто встречаются парочки, где юноша красивее и интереснее девушки. Но важна ухоженность. Думается, что не каждый захочет встречаться с девушкой или юношей, у кого запах изо рта неприятный. Но и поведение с манерами не стоит обходить стороной: доброжелательный и позитивный человек привлечёт больше внимания, чем замкнутый и депрессивный.

Решение:

  1. Одеваться лучше всего чисто и опрятно.
  2. Вещи должны быть к лицу. Супермодная же одежда – не всегда удачный выбор. В ней многие выглядят не модно, а смешно.
  3. Если создать образ самостоятельно не получается, то можно спросить совета у стилиста. Правда, это платно. Другой выход – модные журналы и постоянные эксперименты.
  4. Вульгарности в одежде стоит избегать.
  5. Прятаться тоже не стоит. Костюм должен подчёркивать имеющиеся достоинства и скрывать мелкие недостатки, а также выделять из толпы.
  6. Ухоженными должны быть: волосы, кожа, макияж, маникюр. Не стоит забывать и о фигуре. Иногда, кстати, вообще лучше не краситься, чем выйти в люди с тяжёлым и безвкусным гримом.

Собственно говоря, все эти советы можно найти на нашем сайте, а дальше – дело техники и эксперименты (научиться этому может любая).

И, как ни странно, следование им поможет избавиться от одиночества хотя бы на время. Ведь, ухоженная и красивая девушка редко остаётся одна.

Самые сложные причины одиночества психология: страх отношений и безынициативность

Здесь не походом в парикмахерскую не отделаться. Здесь нужно «копать» глубже и решать более сложные проблемы.

Причина. Неготовность к отношениям, страх отношений. Иногда человек очень хочет быть с кем-то только потому, что уже «давно пора». Или «все знакомые/друзья уже обзавелись вторыми половинками, жёнами, мужьями, а я всё ещё один/одна». Виной всему этому могут быть не только страхи, но отсутствие времени и тяжёлое внутреннее состояние.

Решение. Отсутствие времени «убрать» проще всего. То есть, здесь та проблема, когда у человека работа и хобби занимают почти всё свободное время, не позволяя ему выбраться на прогулку и с кем-либо познакомиться. Психологи советуют несколько отстраниться от хобби и работы, чтобы высвободить время для поиска возлюбленного. По началу это может оказаться сложно – в появившееся свободное время человеку просто не чем будет себя занять.

А вот страхи и тяжёлое внутреннее состояние «снять» куда сложнее. В данном варианте можно, опять-таки, прибегнуть к практике.

На листе бумаге следует сделать таблицу. Первая графа – «+» — плюсы отношений, вторая – «-» — минусы. К плюсам можно отнести совместные занятия, поддержку и помощь. К минусам – опасность быть брошенным, опасность измены.

Затем – соотнести плюсы и минусы. И выбрать – стоит ли заводить отношения в этот временной промежуток или стоит ещё подождать, набраться сил и смелости.

Безынициативность. Очень многие уверены в том, что расставаниями и встречами руководит лишь судьба. Потому можно успокоиться, расслабиться и ничего не делать. Как в анекдоте: «Принцесса ждала принца на белом коне, а принесли пенсию». Возможно, принцесса привыкла считать, что инициатива – это удел только принцев. Увы. Это в корне неверно: за построение любых отношений (любовных, дружеских, etc.) в ответе оба. Обоим нужно приложить какие-либо усилия.

Решение. Главное решение здесь – не ждать, а брать инициативу в свои руки. Искать возможности и использовать их. Если принцесса заточена в высокой башне, значит, ей придётся самой выбираться. А как только она убежит, по дороге встретит долгожданного принца, который и убьёт дракона.

В заключении статьи «Причины одиночества психология и пути преодоления» хотелось бы сказать, что одиночество – это вовсе не приговор. Не так страшен вепрь, как его рисуют. Его всегда можно убить. Так что время отсутствия второй половинки можно рассматривать как возможность для духовного развития и роста. И, прежде чем найти хоть кого-то, нужно найти себя! А всё остальное – обязательно приложится.

Источник:
Причины одиночества психология и пути преодоления
Причины одиночества психология говорит, что это вовсе не приговор. Это время нужно рассматривать как возможность для развития и роста. Нужно найти себя, и
http://womaninc.ru/prichiny-odinochestva-psihologiya/

Психология одиночества

Глава 1. История одиночества

Глава 2. Психология одиночества

2.1. Возникновение чувства одиночества

2.3. Проблемы одиночества

Список используемой литературы

Чувствовать себя одиноким можно и в толпе, и на работе, и в семье, и даже наедине с любимым. Это чувство зависит не от окружения, не от количества друзей или недругов, а, прежде всего от структуры личности. Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере так называемых интроверта и экстраверта.

Глава 1. История одиночества

Человек — единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле появилось на этот свет и не по своей воле умрет. Отсюда страх смерти, осознанный или неосознанный, который является постоянным спутником человека. Страх смерти — источник, из которого черпают энергию остальные отрицательные эмоции, в том числе и чувство одиночества. Чем выше развитие человечества и человека, тем мучительней может быть последнее. Уже на первых этапах развития человечества индивид начал понимать, что он не такой, как неживая природа. Произошло отчуждение от неживой природы. И богами стали неодушевленные предметы: солнце, луна, горы, ветры и т. д. Это был этап анимизма, который воссоединял человека с неживой природой и успокаивал его.

Затем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. Тотемизм разрешил эту проблему, и богами стали — животные. Это объединяло и успокаивало.

Когда человек стал понимать, что он не такой, как другие люди, когда появились Я, ВЫ и ОНИ, то произошло отчуждение его от других людей. Одним источником тревоги стало больше.

Язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Это объединяло и успокаивало. В наиболее развитой и увлекательной форме язычество проявилось в древнегреческой культуре и мифологии, которая и до сих пор является богатым духовным источником и в наше время. Недаром один из римских императоров любил повторять, что все идеи появились в древней Греции. По-видимому, людей с выдающимися качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуются покровительством богов или ведут от них происхождение. Это герои, как правило полубоги-полулюди. Смертны, как люди, и могущественны, как боги (Ахилл, Персей, Геракл и др.).

При дальнейшем развитии цивилизации в процессе воспитания усложнилась структура личности и духовная жизнь человека. Мощь интеллекта и духа далеко превосходили возможности смертного тела. Возникло отчуждение человека от самого себя. В одном человеке — смертное тело и бессмертный дух. Появление монотеистических религий и, в частности, иудаизма и его основных ветвей: христианства и ислама, решило и эту проблему. «Я Господь, Бог твой. Не делай себе кумира. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. » Уже эти три заповеди указывали, что все мы сотворены по единому Закону Божьему, на который и следует равняться, а не творить «себе кумиров и авторитетов, которые являлись бы образцами поведения. А третья заповедь призывает заниматься своими делами, не произнося напрасно имени Бога. Это объединяло и успокаивало.

Глава 2. Психология одиночества

Можно выделить два термина одиночества: интроверт — это вещь в себе, он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомиться на улице — потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди — от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор — достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту важно иметь одного-двух ‘верных друзей’, желательно таких же по характеру, как он. У таких ‘приятелей’ сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) — и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает — им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить — а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга — а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени ‘смешанные’. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущали свое одиночество.

2.1. Возникновение чувства одиночества

Ребенок появляется на свет без чувства одиночества. Конечно, он возмущен тем, что его изгнали из внутриутробного рая, и первое, что он делает, издает крик возмущения. Но это еще не чувство одиночества.

Враждебность даже не допускается в его сознание. Возникает тревога, но и тревога вытесняется в бессознательное. Начинают формироваться различные психологические защиты, одна из которых — социально приемлемая роль. В сознании остается чувство одиночества, покинутости, непонимания, которое потом может не покидать личность в течение всей его жизни, даже если вокруг него много людей — родственников, сотрудников, друзей. «Народу много, а поговорить не с кем»,— говорил великий сатирик А. Райкин.

Но и при самом правильном воспитании чувство одиночества может не покидать человека. Таким образом, это чувство является непременным свойством личности. Мы как киты. Киты сухопутные животные. Но так сложилось, что по своему физическому устройству они вынуждены жить в воде. Но связь с сушей они не порвали. Каждые 10-15 минут они вынуждены выныривать из воды и глотать кислород. Так и мы. С одной стороны как стадные животные мы не можем жить друг без друга. С другой стороны, как личности мы практически все время испытываем чувство одиночества. И мы вынуждены общаться, вдыхать кислород общения, но все-таки ничего страшного, если мы большую часть времени живем в океане своего одиночества. От него никуда не деться, и поэтому лучше его использовать.

Духовно пустые люди стремятся к общению и хотят его больше, чем это определяется биологической потребностью. Но дело в том, что духовно зрелые люди с ними общаться не хотят, и они находят себе подобных и обмениваются пустотой. Пустым времяпрепровождением можно назвать такое, которое не сопровождается личностным ростом.

Форм такого времяпрепровождения множество: большинство наших ритуалов, дискотеки, пьянки и т. д. Это не настоящее общение. Время может пролететь быстро, но толку от этого немного, а чувство одиночества после этого становится еще более выраженным. Человек оказывается выброшенным из жизни и, естественно, рано или поздно заболеет. Нередко, спасаясь от скуки и одиночества, люди начинают путешествовать. Конечно, можно уехать на край света, то от себя никуда не уйдешь. Еще Сократ говорил своему собеседнику, что нет толку в его путешествиях, ибо он повсюду таскает за собой самого себя.

Многие скандалы и войны, если хорошо подумать, происходят из-за попытки ослабить нестерпимое чувство одиночества.

Какие же формы общения могут решить проблемы одиночества?

Но одиночество — не всегда зло. Есть ситуации, когда людям (одним реже, другим чаще) просто необходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говорить тогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию — иными словами, когда от одиночества человек начинает страдать. В обычный психологии есть понятие ‘сенсорная депривация’ (или эмоционально-информационный голод). Если человек лишен необходимого ему по структуре личности количества общения, необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, и психиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самым натуральным образом голодает по общению, по информации.

2.3. Проблема одиночества

Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования.

Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».

Одиночество же — это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он — маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.

Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

Согласно Роджерсу, одиночество — это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина:

1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами;

2) Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования;

3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.

И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

К. Мустакас, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.

Лучше не запускать состояние сенсорной депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь в запущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинает проявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлению межличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным и приобретает тяжелый характер). У людей, страдающих от сенсорной депривации, часто возникают проблемы в бизнесе только потому, что он с деловым партнером говорит о чем угодно, только не о деле. Кстати, бизнесмены, которые заключают сделку в ресторане в сопровождении спиртного, как правило, оба испытывают трудности в общении — как говорится, встретились два одиночества. Они, если не выпьют, вообще не смогут ни о чем говорить: Кстати, нередко люди вообще начинают пить, чтобы ‘залить’ свое чувство одиночества. Или влиться на правах равного в какую-нибудь теплую пьяную компашку.

Поэтому важно правильно определить, от какого именно одиночества, от дефицита каких впечатлений вам нужно избавиться. И неверно думать, что лучшее спасение от одиночества — знакомиться на улице или ходить в дискотеку. Более того, прежде чем обзаводиться любыми новыми знакомствами, важно утолить существующий ‘информационный голод’ — иначе все прочее общение будет этому голоду подчинено.

Список используемой литературы:

1. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход, Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.), 2002;

2. Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству, Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.), 2002;

3. Пузько В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества, Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества», Владивосток, 2005;

4. Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 2001;

5. Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. М., 2000;

6. Хараш А.У. Психология одиночества, Педология/новый век. № 4, 2000 г.

9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000

Источник:
Психология одиночества
Проблема одиночества занимает умы людей на протяжении столетий — ее изучением занимались психологи, философы, богословы, ученые и писатели. Психология одиночества. Возникновение чувства одиночества как проявление слабой приспособляемости личности.
http://xreferat.com/77/4710-1-psihologiya-odinochestva.html

Психология одиночества

Вряд ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества. В течение жизни мы теряем друзей, любимых, близких людей.

Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать это чувство и справляться с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, с головой уйти в работу, либо учиться по-новому строить взаимоотношения с людьми, чтобы не чувствовать своего одиночества , найти новых друзей и спутника жизни.

Жизнь каждого человека – одна-единственная и проходит она удивительно быстро. Не решаемая проблема одиночества для многих людей – это не столько проблема, сколько их реальная, единственная жизнь, которую они хотят прожить хорошо, благополучно, успешно, разнообразно и полноценно. Это их право и право это надо уважать.

Все мы разные и каждый из нас выбирает свой жизненный путь. Для одного — одиночество – это тягостное существование, наполненное депрессией и ощущением собственной неполноценности, для другого – спокойная, размеренная жизнь для себя, возможность сделать успешную карьеру или заняться творчеством. Одиночество бывает разным, с ним связаны не только негативные эмоции, но и радость и удовольствие. Многие люди ищут его, уставая от общения и сознательно сокращая количество своих контактов с окружающими.

Многие периоды жизни человека обязательно связаны с одиночеством, и переживания в период одиночества зависят не столько от изоляции, сколько от отношения человека к самому себе.

В одиночестве мы имеем возможность выбирать, чем заняться и, во многих случаях, эти занятия довольно полезны и разнообразны.

Одиночество позволяет нам осмыслить свой жизненный опыт и часто стимулирует, «подхлестывает» нас к активному поиску интересного и содержательного общения. Именно после периода одиночества мы начинаем больше ценить дружеские или любовные отношения, становимся менее требовательными и более терпимыми к своему партнеру. Можно сказать, что одиночество учит нас мудрости и любви.

Мы начинаем жить полноценно и счастливо не только тогда, когда боремся за какие-то изменения в своей жизни или отчаянно меняем самих себя, но и тогда, когда мы умеем любить себя такими, какие мы есть без всяких изменения, и принимать свою жизнь такой, какая она реально получается или складывается. Важно выбирать то, что нравится, — одиночество или семью, с достоинством принимать то, что получается, иметь уверенность в своем выборе, не отчаиваться, не испытывать комплекс неполноценности и стремиться к гармонии в своей жизни.

Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание.

Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак моей самости; оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни. Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Не обязательно абсолютно полно и точно понимать все свои состояния, однако одиночество требует к себе самого серьезного внимания.

Учитывая сказанное, можно предложить следующее определение одиночества. Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

Главная задача экзистенциальной феноменологии У. Садлера – разъяснить природу этих возможностей для того, чтобы обозначить рамки, в пределах которых возникают переживания. В итоге жизненный мир личности ориентирован на реализацию четырех определенных экзистенциальных возможностей:

1) уникальность судьбы индивида, актуализация врожденного «Я» и его предельной многозначности;

2) традиция и культура личности, которые дают ей многие ценности и идеи и которые она использует для интерпретации своих переживаний и определения своего существования;

3) социальное окружение индивида, формирующее поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает понятие участия в группе и ролевой функции личности;

4) восприятие других людей, с которыми человек может установить отношения «Я – Ты», отношения, которые могут развернуться в двойную реальность человеческого «Мы». В соответствии с четырьмя возможными направлениями, присущими развитию и распространению вовне личностного мира, измерения одиночества также четырехчленны и их можно обозначить как космическое, культурное, социальное и межличностное измерения.

Одно из четырех измерений – космическое,- наиболее сложное. Космическое измерение применяется для обозначения по крайней мере трех различных форм самовосприятия:

1) постижения себя как цельной реальности, благодаря которому человек соотносится с природой и космосом;

2) причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия;

3) веры человека в уникальность своей судьбы или причастности к великим историческим целям. Космическое одиночество присутствует там, где есть хотя бы один из этих аспектов; другие выражения космического одиночества могут заключать в себе два или даже три указанных аспекта.

Социальные науки едва коснулись темы культурного одиночества, но в произведениях художественной литературы оно блестяще описано. Яркий тому пример – «Степной волк» Германа Гессе (1929г.) Человек, изображенный в романе, символизирует дилемму многих, кто оказался между двумя культурами – старой и новой. Его одиночество становится невыносимым, потому что он терпит неудачу в поисках пристанища в ком-то другом. Это не то одиночество, которое можно излечить любовью или дружбой, оно требует отношений другого рода. Культурное одиночество проявляется также в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Данный тип одиночества существует в обществах, где происходят бурные социальные изменения.

Источник:
Психология одиночества
Психологические аспекты одиночества. Что такое одиночество? Космическое измерение одиночества
http://www.skorova.spb.ru/?mode=articles_lonly

Психология одиночества: от типологии к системному пониманию

Психология одиночества: от типологии к системному пониманию

Мы все когда-нибудь испытывали одиночество. И все согласятся, что чувство одиночества имеет разную глубину и значение. Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает новое понимание, что такое психология одиночества, объясняет, откуда и как в нас зарождается одиночество и как его преодолевать.

Гнетущее одиночество. Больно только от одного осознания того, что ты существуешь. Невыносимая пустота внутри — даже уже не тоска, а глубокое внутренне ощущение ненужности. Возникает чувство отчаяния, нет тяги ни к чему, все отношения потеряны, не хочется преодолевать уже ничего.

Семья, отношения, работа, жизнь — хочется просто от всего этого избавиться. И не чувствовать ничего. Быть одному. Быть в одиночестве. И даже когда вокруг тебя бушует мир, полный смеха, любви, ожиданий, — внутри тебя эмоциональная пустота.

Одиночество вкрадывается в твою психику, твое нутро. И это ужасное, гнетущее чувство не покидает уже ни на миг. Чувство одиночества — где бы ты ни был и ни находился, с кем бы ни был, что бы ни делал. А потом наступает апатия, нежелание ничего делать, и так в твою жизнь вкрадывается депрессия.

Одиночество. Ужасное чувство, которое должно быть пресечено на корню. Но как от него избавиться?

В досистемной психологии есть различные мнения о том, что же такое одиночество. Некоторые считают, что одиночество — это результат страха быть отвергнутым другими. Другие уверены, что это неотъемлемая часть процесса саморазвития. Для третьих — это пассивная форма развлечения.

Некоторые разделяют одиночество на две составляющие: эмоциональное и социальное. Другие утверждают, что оно бывает «поверхностным», то есть в силу сложившихся обстоятельств, и истинным — когда человек остро испытывает чувство своего одинокого существования.

В целом можем определить следующие типы одиночества в современной психологии:

— личное одиночество, обусловленное психологическими особенностями и задатками;

— божественное — одиночество по отношению к Богу;

— космическое одиночество из-за огромности Вселенной;

— социальное одиночество из-за неумения адаптироваться или по причине разрыва социальных отношений (развод, увольнение, переезд);

— культурное одиночество по причине культурного неравенства или при потере культурного наследия, традиций.

На основании типологии, указанной выше, современная психология делит одиночество на субъективное и объективное, а также на отрицательное и положительное. Это может совпадать с еще одной типологией понятия одиночества, которая определяет хронический, ситуативный и переходящий типы одиночества.

Конечно, мы можем согласиться с фактом, что на самом деле есть ситуации, в которых любой может почувствовать себя одиноким в силу сложившихся обстоятельств. Но действительно ужасное чувство отчаяния и одиночества бывает только у людей со звуковым вектором — как определяет системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Только люди со звуковым вектором способны ощутить и пережить чувство внутреннего эмоционального опустошения, когда не нужна ни семья, ни работа, ни друзья, ни сама жизнь. По сути, это гнетущее одиночество сходно с депрессией.

Каждое живое существо живет по принципу наслаждения. То есть старается избежать страданий и получить максимум удовольствия от жизни. Кроме того, каждый получает наслаждение в зависимости от своих врожденных желаний и свойств. Когда реализуются желания, биохимия головного мозга приходит в естественный баланс, который мы называем счастьем. Если же по каким-то причинам человек не реализует себя — получает страдание.

Например, обладатели звукового вектора испытывают максимум наслаждения от сосредоточенности мысли, то есть от самого процесса мышления. И одиночество становится тем условием, при котором могут возникнуть гениальные идеи.

Они рождены, чтобы раскрыть в себе тайны мироздания. Чтобы, заглянув в себя, понять все тайны человеческой психики, понять ее целостность. Но не зная, как это сделать, они ощущают на себе одиночество существования, наивно считая себя отдельными от всех остальных.

Только человек со звуковым вектором ищет отчуждения, тишины, сосредоточения, ночного одиночества, чтобы наконец-то избавиться от дневной суеты, закрыть глаза и подумать в тишине. Только его огромным потенциалом абстрактного мышления можно ощутить бесконечность Вселенной. И как обратное действие ненаполнения своего желания познать ее тайны — почувствовать свое одиночество в ней.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана также показывает, что и люди с другими векторами (их всего восемь) могут испытывать то, что принято называть одиночеством. Это может происходить по разным причинам, и в каждом векторе одиночество будет иметь свои проявления и причины.

Люди с мышечным вектором — не способны долго находиться в одиночестве. Им важно находиться среди людей, быть частью коллектива, быть как все.

Людям со зрительным вектором нужны яркие краски и яркие эмоциональные переживания. Они просто обожают все красивое, способны оценить культуру и искусство. Поэтому отдаленные от цивилизации места могут нагонять на них тоску или ужасную и угнетающую скуку, или ощущение внутреннего эмоционального дискомфорта.

Для людей с анальным вектором прошлое имеет высокую ценность. Они также чтят семейные узы и отношения. Поэтому вдалеке от своей страны, дома, родных и семьи у них может возникнуть чувство одиночества и сильной тоски по дому. Но на самом деле, это ностальгия.

Для людей с кожным вектором одиночество не является проблемой. Они в основном заняты повышением своего социального ранга в обществе и материального достатка. Поэтому одиночество для таких людей не является угрозой, у них нет времени, чтобы испытывать невыносимое чувство одиночества. Люди с кожным вектором постоянно находятся в движении, они окружают себя людьми, с которыми можно создать выгодные отношения, и очень сильно дорожат своим временем.

И только люди со звуковым вектором способны по-настоящему во всей полноте ощутить на себе чувство невыносимого одиночества. По сути, одиночество — это обратная сторона заложенных в них психических свойств, требующих наполнения. Как показывает системно-векторная психология, внутреннее отчаяние и гнетущее чувство одиночества способен испытывать на себе лишь тот, кто четко осознает свою отдельность и единственность.

Почему же одиночество — это проблема? Внутренне желание человека со звуковым вектором — познать тайны мироздания и человеческой души, ему как раз для этого нужно одиночество, уединение и тишина. Тогда в чем дело?

Вся проблема, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, в том, что человек является социальной формой жизни. Счастье и реализацию своих желаний он может найти только через взаимодействие с другими. Обладатели звукового вектора не являются исключением.

Когда человек со звуковым вектором сосредотачивается только на своих внутренних состояниях, чтобы разобраться в себе, у него возникает это гнетущее чувство ненужности, пустоты и невыносимого одиночества. Чтобы познать себя и свою психику, узнать ответы на вопросы — для чего мы живем, откуда все началось? — нужно смотреть не внутрь себя, а искать ответы в других людях.

По сути, когда обладатель звукового вектора закрывается в себе, чтобы полностью погрузиться в свои мысли, он совершает действие, обратное познанию себя.

Чтобы избавиться от одиночества, нужно научиться сосредотачиваться на других людях, приобрести умение понимать их психологию, то, что стоит за их словами, действиями. Все это дает системно-векторная психология, нацеленная на целостное и совокупное понимание человеческой психики, составленная из наблюдаемых моментов и проверяемых фактов. Нацеленная на то, чтобы приносить радость в жизни и помочь человеку преодолеть одиночество.

«…Избавление от страха перед людьми, которого я не могла добиться в течение многих лет «тренировок», произошло само собой уже при прохождении первого уровня СВП. Я вдруг обнаружила, что от созерцания людей я стала получать огромное удовольствие, неведомое мне ранее. Я совершенно бесстрашно смотрю на незнакомых на улице, в транспорте. Мне стало очень интересно на них смотреть. И чувствую контакт с ними. Я узнала на опыте, что простое соприкосновение взглядами с незнакомым человеком может стать «событием дня», принести наслаждение. У меня теперь нет ни к кому неприязни и осуждения. Общение стало даваться легче, без былого жуткого напряжения…»

«…Один из главных результатов тренинга это то, что я впервые в жизни встретил настоящую любовь!! Сейчас это кажется невероятным и даже мистическим — но это правда. К началу тренинга я более года выходил из несложившихся отношений, по которым поначалу горевал и балансировал на грани апатии и депрессии. Я чувствовал ужасную лень и не видел смысла в поисках других отношений.

Сейчас, кстати, я совершенно спокойно и кристально четко вижу, почему предыдущие отношения получились именно такими, как они получились. Знание моих векторов и векторов предыдущей девушки объяснило все и принесло успокоение и какую-то тихую радость, что все вышло именно так…»

Подробнее об одиночестве и других проблемах взаимодействия между людьми вы можете узнать на бесплатном ночном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

Автор: Екатерина Бондаренко

Источник:
Психология одиночества: от типологии к системному пониманию
Психология одиночества: системный взгляд на типологию и реальные причины возникновения чувства одиночества
http://myvektor.ru/psihologija-samopoznanija/psixologiya-odinochestva-ot-tipologii-k-sistemnomu-ponimaniyu/

(Visited 10 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как перестать общаться с парнем который нравится Как перестать волноваться перед парнем, который нравится?Как перестать волноваться перед… (2)

Выкуп невесты у брата в стихах Выкуп в стихах - красивые сценарии выкупа невесты«Выкуп в стихах»… (2)

Выкуп невесты конкурсы для свидетеля Выкуп невесты конкурсы для свидетеляВ свадебный день любой пары на… (1)

Совместимость в постели по дате рождения Сексуальная совместимость: какой знак подарит наслаждение Сексуальная совместимость – дело… (1)

Слюноотделение перед месячными Первые признаки беременности до задержки месячных и послеПервые признаки беременности… (1)

COMMENTS