Психология творчества

Психология творчества

Приводимая ниже цитата взята из курса лекций П.Я. Гальперина на психологическом факультете МГУ в 70-80- годах ХХ века:

«К сожалению, всё, что мы знаем на сегодняшний день о процессе мышления, — это результат наблюдений над уже совершающимся процессом мышления. Это или наблюдения экспериментальные, при решении задач «на соображение», или это воспоминания, рассказы творческих личностей о том, как они решали ту или иную стоявшую перед ними задачу. Но и в том, и в другом случае это уже происходящий процесс и наблюдение за ним. Иногда, правда, психологи пытались внести изменения в условия решения таких задач (к этому сводилось экспериментирование), изменялись условия соответствующей деятельности, но сама деятельность мышления при этом оставалась такой, какой её заставали в данный момент.

Я считаю, что единственный путь действительного анализа психических процессов — это построение формирования интересующего нас процесса с заданными свойствами.

Если бы мы хотели применить эту точку зрения к мышлению, тогда мы должны были бы воспитывать творческое мышление (творческое мышление всё равно ведь воспитывается, но воспитывается стихийным, закрытым для понимания образом). Нам трудно воспитывать творческое мышление, потому что мы недостаточно знаем, что оно собой представляет. А если мы не знаем, что оно собой представляет, так как же мы можем его воспитывать? Только стихийно.

Будем пока пользоваться тем, что есть, т. е. материалом систематических наблюдений над процессом мышления в условиях лабораторного эксперимента и по разного рода воспоминаниям, описаниям этого процесса.

Несколько лет назад вышла книга Жака Адамара «Психология математического мышления». Жак Адамар — очень крупный математик. Он бежал из Франции, занятой фашистами, в Америку и там занялся исследованием математического мышления. Будучи учёным, широко известным в мире, он разослал анкеты целому ряду выдающихся деятелей науки с просьбой рассказать, как они решали свои задачи. Попытался это проследить и на себе.

Его книга очень хорошо описывает, как, кто и что рассказывает о себе, как он думал, в какой форме ему являлись мысли. Один говорит про одно, другой совершенно про другое, и, по-видимому, все правы, так как при таком методе очень трудно найти что-то общее. Процесс описывается так, как он был доступен наблюдению. Что можно сказать по поводу этого процесса? Если объединить разные попытки проанализировать этот процесс, то, во-первых, можно наметить основные стадии такого мышления. Выделяется пять таких стадий.

Первая стадия бывает не всегда заметной, но всегда имеет место — это столкновение с неожиданностью, которая вызывает недоумение, столкновение с чем-то таким, что не соответствует обычному представлению. Это представляет собой форму вовлечения человека в еще не сформулированную задачу.

Вторая стадия — формулировка задачи. Очень важно подчеркнуть, что формулировка задачи иногда бывает не удачной, она не всегда соответствует подлинному содержанию того, что остановило на себе внимание человека, — неудачной в том смысле, что формулировка имеет большое значение для последующей ориентировки поиска. Неудачная формулировка ведет к тому, что поиски решения производятся в ложном направлении.

Третья стадия — это пробы решений. Вначале человек начинает как бы вспоминать всё то, что могло бы ему помочь решить задачу, т. е. он пытается решить новую задачу как одну из уже известных, и это правильно. Здесь многое зависит от самой задачи. Если задача не очень сложная, то в конце концов одна из проб приведёт к её решению. Но если она посерьезней, то большинство проб кончаются неудачно, и тогда наступает тягостная пауза, которая может длиться разное время, даже годы. Вот это время, когда ничего нового не приходит в голову, а решение задачи остается недостигнутым, многие называют временем созревания, или инкубации, идеи.

Четвертая стадия — фаза открытия, внезапного усмотрения решения, озарения, которое большинством рассматривается как неожиданное. Вот! Наконец-то! Но с этого времени, собственно, и начинаются все мучения, потому что появление такого решения — это, конечно, важнейшая часть мыслительного процесса, но дело в том, что, как хорошо выразился крупный математик А. Н. Крылов, озаряющая идея — это 3-5% от всего открытия, а потом начинаются муки проведения этой идеи в жизнь. Это означает необходимость решения целого ряда вторичных задач, иногда чрезвычайно трудных, без которых основная идея не может быть воплощена. Но все-таки они идут уже под знаком этой идеи, все они представляются как нечто производное, вторичное, хотя без них, конечно, идея не реализуется.

Теперь остановимся на одном характерном моменте. Если мы имеем обычные условия, или, скажем, задачу на тот или другой тип решения, то подыскивается нужный тип решения и задача решается по этому типу. Ну а если ни один из известных типов не пригоден, что тогда? Тогда задача впервые становится творческой. Тут нужно прежде всего указать на очень важные её характеристики, о которых забывают, когда говорят о творческих задачах. Во-первых, творческая задача всегда относительна, т. е. она относительна наличным возможностям её решения данным человеком. Это очень важное обстоятельство, потому что оно говорит о том, что творческие задачи доступны вовсе не только тем людям, которые стоят на вершине науки, они доступны всем людям, даже маленьким детям.

Поскольку решению творческих задач надо учить, то надо помнить, что учить этому можно с самого раннего детства, не откладывая на те времена, когда вы окончите университет и окончательно закостенеете в тех формах мышления, которые вам здесь так успешно прививаются! Это первое — относительно творческой задачи.

Второе — это то, что творчество — процесс вынужденный. Не нужно воображать, что творчество — это когда на всё наплевать, можно летать на крыльях и делать что хочешь. Творчество возникает из того, что Вы встречаетесь с задачей, для которой у Вас нет готовых средств решения, а Вы должны найти такое решение. Это и есть творческая задача. Не нужно думать, что вот, столкнулся с задачей, всё отбросил и начал творить. Это обывательское понимание творчества.

Творчество — это решение задачи, превосходящей наши наличные возможности. Конечно, сначала нужно пробовать решить задачу с помощью всех средств, которыми Вы уже располагаете. Зачем же каждый раз выдумывать велосипед? А если имеющихся средств решения недостаточно, тогда нужно искать новые средства, тогда нужно творчество. Творчество — процесс вынужденный, а не произвольный.

Третье — психологически ситуации творчества во всех случаях одинаковые. Вот поэтому для психологии творчества имеет равное значение решение таких задач в технике, в науке, в искусстве, так как всюду мы находим психологически одинаковую ситуацию: творчество имеет место там, где человеку нужно решить какую-то новую задачу. Почему же это составляет такую трудность? Ведь когда что-то открыто или изобретено, то всем становится даже неловко в том смысле, что как это просто. Но просто только после того, когда уже открыто! А что мешает сделать это открытие?

Одно из важнейших достижений старой психологии мышления состояло в том, что когда мы знакомимся с какой-нибудь задачей, которая потом требует от нас открытия или изобретения, т. е. творческого акта, то оказывается, что мы невольно составляем себе безотчётное представление о том, что нужно искать и где нужно искать. И вот эти безотчётные представления, которые так хорошо назвал немецкий психолог Карл Дункер, — «поисковая область» (т. е. где надо искать решение) и «поисковая модель» (т. е. что надо искать) оказывают удивительно мощное влияние на весь последующий процесс творческого поиска».

Гальперин П.Я., Лекции по психологии, М., Книжный дом «Университет»; «Высшая школа», 2002 г., с. 306-310.

Источник:
Психология творчества
Приводимая ниже цитата взята из курса лекций П.Я. Гальперина на психологическом факультете МГУ в 70-80- годах ХХ века: «К сожалению, всё, что мы знаем на сегодняшний день о процессе мышления, —
http://vikent.ru/enc/1696/

Психология творчества в рекламе

Психологи утверждают, что самая приятная часть рекламной деятельности — творчество. Творческая потенция личности — важ­нейшая составляющая всей психологической структуры человека, ее психологической конституции. Поэтому для нас этот аспект наи­более важен. Творчество — неотъемлемая часть любого аспекта рек­ламы. Творчество — это процесс, осуществляемый с помощью во­ображения. Иногда говорят, что воображение более важно, чем зна­ние.

В рекламном творчестве, как и во всяком другом, необходимы высокая работоспособность и острый ум, однако многое зависит от творческих порывов, вдохновения, воображения.

Креативная работа представляет собой совокупность вполне определенных действий:

— необходимость четко понять и представить себе, чего именно хочет заказчик;

— доведение его идеи и пожеланий до всех творческих работников агентства;

— анализ всех способов реализации идеи;

— выбор одного или нескольких наиболее приемлемых решений;

— предложение проектов заказчику и при необходимости отста­ивание их. При этом основным все-таки остается ясное представле­ние не только технических возможностей, но и определенных при­емов воплощения творческих задумок.

Творческая реклама выделяет главное. Из огромного числа пара­метров продукта творческая реклама демонстрирует тот совершен­ный штрих, единственный элемент или необычный ракурс, кото­рый красноречиво говорит о бесспорном превосходстве реклами­руемого товара. В такой работе все второстепенное отодвинуто на второй план.

Творческая реклама побуждает работать воображение читателя, зрителя, рисовать мысленный образ продукта. Необычная картина или текст вызывают необычные ассоциации. Новые сравнения оча­ровывают людей своей привлекательностью, мыслью.

Творческая реклама неотразима. Она нестандартна, она побуж­дает потребителя «прочувствовать» товар. Радиореклама помогает потребителю «увидеть» товар, телереклама — «пощупать» его. Твор­ческая реклама эффективно использует пространство, сопрягая его со средствами рекламы. У нее пространство не пусто.

Основная функция креатора —- разработка замысла рекламного сообщения, придумывание его визуального ряда, включая заголо­вок, текст, внешний вид, вплоть до создания наброска или раскадровки. Психологический аспект творчества предполагает наличие личностного и процессуального факторов.

На каждом этапе развития рекламы процесс творчества прохо­дит следующие стадии (теория Ф. Армстронга):

— постановка задачи, определение проблемы;

— использование подсознания в творчестве;

— выбор наилучшей идеи.

Нестандартное мышление, способность взглянуть на предмет по-новому и увидеть то, чего не замечают другие, игнорирование не­обязательных табу — главные психологические особенности дей­ствительно творческой личности.

Качества, присущие действительно преуспевающим творческим рекламистам:

— интерес к людям и мотивам их поступков;

— широкая эрудиция — разбираются в литературе, искусстве, истории, музыке, науке;

— способны видеть красоту в обычных вещах;

— докапываются до причин происходящего;

— внимательно слушают других;

— живо интересуются происходящим вокруг;

— ценят умение убеждать;

— работают с энтузиазмом;

— стремятся достигать единства формы и содержания;

— убирают несущественное и выделяют главное;

— используют концепции общего для выделения частного;

— бескомпромиссны по отношению к качеству своей работы, уничтожают продукт своего творчества, если он не «лучший из лучших»;

— дают возможность идеям отстаиваться, дозревать;

— способны творческими приемами вызывать самые необыч­ные, даже странные, ассоциации;

— обладают упорством, настойчивостью.

Разработка творческих идей — удел не только отдельных лично­стей. В рекламной практике немало примеров существования твор­ческих коллективов. Как правило, в подобной команде сходятся двое, иногда больше специалистов, объединяющих свои творчес­кие усилия. Обычно максимальная творческая отдача достигается при чередовании индивидуальных и коллективных усилий членов команды. А если их рассматривать отдельно, то трудно сказать, что лучше — индивидуальное или коллективное рекламное творчество.

В любом деле существует сопротивление материалов. В реклам­ном деле — это сопротивление заказчика. Часто приходится делать работу через «не могу», учитывая его желания.

Вообще же вопрос о том, что эффективнее в рекламе — реше­ние маркетинговой задачи или самовыражение художника, одно­значного ответа не имеет. Важно и то и другое.

Мало создать красивое творческое решение рекламы, важно, чтобы это решение одобрил клиент, принял адресат (потребитель) рекламы, чтобы это было подтверждено результатами предвари­тельного исследования эффективности рекламного сообщения.

Сложность рекламного творчества заключается в том, что рек­ламное сообщение, созданное одним специалистом или коллекти­вом, должно не только быть красивым и оригинальным с точки

зрения эстетики, но и обязательно содержать УТП — уникальное торговое предложение (Россер Ривз).

Перед рекламистом всегда стоит двойственная задача. С одной ,; стороны, надо продавать товар, иначе какой смысл в этой рекла­ме, с другой стороны, та реклама, которая получает призы на фе­стивалях, товар, как правило, не продает, как ни странно.

Этот феномен может иметь место, когда увлеченность, даже одержимость творческого персонала агентства приводит к созданию того, что называется «искусством для искусства».

Существуют два противоположных мнения, одно — что реклам­ное творчество представляет собой сферу исключительную и не до­ступную пониманию обывателя, другое — что на самом деле рекла­му может придумать любой, для этого не нужно особых трудов и хитрости. Существуют попытки разработки методик создания рекла­мы. Специалисты говорят о вредном влиянии компьютеров на ди­зайнеров. Но что бы ни говорили, основную роль в рекламе продол­жает играть творчество, базирующееся на интеллекте, озарении, вдох­новении, интуиции и воображении творцов рекламных идей.

В рекламе, а особенно в саморекламе, реализуются присущее человеку стремление заявить о своей уникальности, выделиться, желание почувствовать себя личностью. Множество оригинальных примеров применения творческой стратегии приводит в своей книге «Зарабатывая деньги без работы» Д. Левинсон. Он говорит: «Мно­гим помнится рекламный телевизионный ролик, в котором рекла­мируется пиво «Миллер», выпускаемое одноименной компанией. Его суть: люди, занимающиеся престижной работой, в конце ра­бочего дня пьют пиво этой марки. Творческая стратегия такого вида маркетинга могла бы выглядеть следующим образом: «Цель рекла­мы пива «Миллер» — показать, что нужно мужчине после насы­щенного трудового дня. Данная цель достигается изображением вна­чале работающих мужчин, затем их же, уже после работы — с круж­ками или бутылками пива «Миллер». Метод и тон рекламы энергичны, радостны, социально направлены».

Пример другой весьма остроумной рекламы: одна молодая пара зарегистрировала свой брак в собственном магазине, заранее проинформировав о предстоящей свадьбе местные газеты и телевидение. Естественно, это событие много и бесплатно освещалось.

Один ювелир поставил своей целью привлекать к себе внима­ние покупателей каждое Рождество. Он придумал и подготовил к продаже невероятно дорогие рождественские подарки: миниатюр­ные песочные часы с настоящими алмазами вместо песка, набор для игр, инкрустированный драгоценными камнями. Он не продал свои подарки, но привлек-таки внимание чуть не всех сограждан и в следующем году его дела резко пошли в гору.

Магазин, продававший в розницу надувные матрацы для купа­ния, захотел избавить покупателей от мысли о безнравственности, ассоциировавшейся с такими матрацами. Поэтому магазин переве­ли в элегантный торговый центр. Все служащие были изящно одеты. Информатором-рекламистом наняли мужчину с очень приятным голосом. Результаты превзошли все ожидания.

Американские психологи утверждают, что творчество в марке­тинге начинается со знания. Здесь акцент делается на концепцию Скиннера, обращавшего внимание при организации маркетинга на сознательную часть психики человека, как наиболее легко актуа­лизируемую. Действительно, продавцу (собирательный образ) не­обходимо знание его продукции или услуг, его конкурентов и же­лательных клиентов, территории маркетинга и многого другого. Во­оруженный этими знаниями рекламист может делать то, что со­ставляет суть творчества, — совмещать два или несколько элемен­тов, которые до этого никогда не совмещались.

Можно говорить о достаточно удачных примерах применения этого принципа. Один из них связан с рекламной стратегией сига­ретной компании «Мальборо», которая творчески соединила идеи ковбоя и сигареты. Другой пример связан с компанией «Севен-Ан». Когда она поставила своей целью увеличение объема продаж, она решила сравнить себя с компанией «Кока-Кола» весьма оригиналь­ным образом, а именно, противопоставив себя ей и назвав себя «Ан-Кола». Этим ходом она одновременно ставила себя в один ряд с известнейшими компаниями типа » . Кола» и в то же время гордо сообщала, что она от них отличается. Эффект был достигнут с помощью префикса «ан-» («un-«): по-английски — «не». Приду­мал эту изюминку агент по рекламе.

Вопросы для самопроверки:

1. Как представлены в рекламной деятельности основные про­цессы психики:

2. Приведите примеры рекламных сообщений, в которых исполь­зованы основные модальности ощущений и восприятия:

Источник:
Психология творчества в рекламе
Психологи утверждают, что самая приятная часть рекламной деятельности — творчество. Творческая потенция личности — важ­нейшая составляющая всей психологической структуры человека, ее психологической
http://lektsia.com/6×8277.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Со скольки лет можно увеличить губы Можно ли увеличивать губы детям? Чтобы оставлять сообщения вы должны… (1)

Не люблю свою дочь совет психолога Женский сайт о красоте и отношенияхЗдоровье, отношения, диеты, дети, магия,… (1)

Как понравиться девушке 16 лет Как понравиться девушке? Здравствуй, дорогой мой друг. Тебя приветствует лучший… (1)

Как выучить месяца с ребенком Как выучить с ребенком месяцы года? Каждый ребенок, переступая границу… (1)

Я люблю когда она Кэвин дэйл featкэвин дэйл feat. дима ермузевич – я люблю,… (1)

COMMENTS