Психология творчества

Поиск презентаций

Вы можете бесплатно и без регистрации скачать любую из 9187 презентаций на тему психология творчества

Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Кетовский детский сад общеразвивающего вида 3» «Наша дошкольная жизнь» Номинация: «Дошкольники в мире творчества»

Презентация: . жизнь» Номинация: «Дошкольники в мире творчества»

. Илларионовна, педагог-психолог Кандакова Елизавета Илларионовна, педагог-психолог высшая квалификационная . практическим результатом и элементами творчества). Интересно прошел проект . практическим результатом и элементами творчества). Родители второй группы .

Неделя психологии «Вверх по лестнице» Содержание недели психологии 1. Психологическое обследование учащихся. 2. Интегрированный урок по обществознанию.

Презентация: . по лестнице» Содержание недели психологии 1. Психологическое обследование учащихся. 2. .

. Презентация программы мастерской ручного творчества по изготовлению народной куклы « . игры и упражнения. психологии. использование знаний психологии общения. Классный час . Презентация программы мастерской ручного творчества по изготовлению народной куклы .

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДВОКАТА ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ Ассоциация адвокатов Украины Национальный университет им. Тараса Шевченко г. Киев 2012 год.

Презентация: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДВОКАТА ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ Ассоциация адвокатов Украины Национальный университет .

. интересы: Основные профессиональные интересы: Психология влияния в юридических конфликтах: конструирование . ) переживания. Так профессия становится творчеством! 3. О внимании и . часть Великого акта индивидуального творчества. ГРАММАТИКА ПРОГРАММ Принципы и .

Курс лекций «Психология управления персоналом» Проф. Т.Ю. Базаров.

Презентация: Курс лекций «Психология управления персоналом» Проф. Т.Ю. Базаров.

. Кадровые технологии в курсе «Психология управления персоналом» Технология Форма . виртуальной среде Командообразование Совместное творчество Управление талантами Индивидуальная . анализ одной из проблем психологии управления персоналом Формат представления .

Психолого- педагогическое сопровождение развития личности учащегося ГБОУ СОШ 962 Шеповалова Анна Геннадьевна, педагог-психолог.

Презентация: Психолого- педагогическое сопровождение развития личности учащегося ГБОУ СОШ 962 Шеповалова Анна Геннадьевна, педагог-психолог.

. Шеповалова Анна Геннадьевна, педагог-психолог ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ . али-зация Активное систематическое творчество, индивидуальность. Осознание и избавление . ноябрь 2011 г. ; Творчество как ресурсное состояние. И необходимое .

Кафедра педагогики и психологии Эвристическое обучение как условие развития личностных качеств студентов в образовательном процессе ВУЗа Гладкова Татьяна.

Кафедра педагогики и психологии Эвристическое обучение как условие развития .

. профессиональной сфере (научное творчество, техническое творчество, управленческое творчество, художественное творчество и т.д.) Следовательно . развития. Категория противоречия включается отечественной психологией в характеристику психического развития при .

Жизнь и творчество В и к т о р и я Т о к а р е в а.

Жизнь и творчество В и к т о р и я Т о к а р е в а.

. созданные писательницами – женщинами. Женская психология особенно хорошо и точно удается . очень точно описать женскую психологию, последовательность мыслей женщины, . жизнь, любовь, семью. Творчество Виктории Токаревой отличается большой чувственностью .

Психология необычного Антропянская Л.Н. «Соседство» Томск 2013.

Психология необычного Антропянская Л.Н. «Соседство» Томск 2013.

. «Соседство» Томск 2013 Что такое психология? Психология (др. греч. ???? душа; . понятием «психология»? концентрация, сосредоточение, течение времени, красота, творчество Волшебно, . , таинственно, самопознание, совместное творчество; маршрут, узнавание нового в .

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ Гармаева Т.В., к.псх.н., доцент кафедры «Психология детства» ПИ БГУ.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ Гармаева Т.В., к.псх.н., доцент кафедры «Психология детства» ПИ БГУ.

. к.псх.н., доцент кафедры «Психология детства» ПИ БГУ Еврейская притча . ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, . креативной парадигмы образования. Так, анализ творчества на уровне целостной деятельности предполагает .

Творчество педагога: отказ от шаблонов и стереотипов Педсовет по ВР Педсовет по ВР 23 апреля 2009 г. 23 апреля 2009 г.

Творчество педагога: отказ от шаблонов и стереотипов Педсовет по ВР Педсовет по ВР 23 апреля 2009 г. 23 апреля 2009 г.

. законов реальной действительности психология творчества и педагогика творчества Цель педагогики творчества Формирование творческой личности . продукта деятельности, ее результатов Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание Творческая деятельность .

Михаил Афанасьевич Булгаков Слайд-фильм о жизни и творчестве писателя Материалы к урокам литературы в 11 классе.

Михаил Афанасьевич Булгаков Слайд-фильм о жизни и творчестве писателя Материалы к урокам литературы в 11 классе.

. обходящейся без этики, эгоистической научной психологии, легко принимающей принцип «Лес . без этики, эгоистической научной психологии, легко принимающей принцип «Лес . победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный .

Детское творчество Подготовила: Степаненко А.Ю. Детское творчество «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.

. : Степаненко А.Ю. Детское творчество «Истоки способностей и дарования детей — .

. . Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные . . Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные .

АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА ПЕДАГОГ — ПСИХОЛОГ МДОУ 2 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Образование высшее, МГПИ им. Н.К. Крупской. Первая квалификационная категория. Общий.

АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА ПЕДАГОГ — ПСИХОЛОГ МДОУ 2 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Образование .

АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА ПЕДАГОГ — ПСИХОЛОГ МДОУ 2 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» . потенциальные возможности и первые проявления творчества. Детское творчество – сложный процесс познания . общепризнанным в отечественной педагогике и психологии. В исследованиях и методических .

Концепция дуальности не адаптивности и адаптивности в творчестве канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник Центра социализации и неформального образования.

. не адаптивности и адаптивности в творчестве канд. психол. наук, ведущий научный .

. не адаптивности и адаптивности в творчестве Творчество = Неадаптивная активность ( НА ) + . с наркологической зависимостью / Журнал «Вопросы психологии» — М., 2006 1 Максимова . с наркологической зависимостью / Журнал «Вопросы психологии» — М., 2006 1 Стиль .

Социально-образовательный проект Л. С.Чепкасова-руководитель Г. В. Буянова-методист А.В. Трофимова-логопед И.Е.Кривобокова-муз.руководитель С.Ф.Наац-психолог.

. озера»; (участие в программе «Формула творчества») — МДОУ 104; — Родители учащихся ( . с. 3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для педагогических институтов. . периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. — 1996. — 5. — С. 38 .

Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный здоровый человек. Предмет возрастной психологии – возрастные.

Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный .

. процесс развития индивидуального организма. Возрастная психология – это отрасль психологической науки, . чаще подростки обращаются к творчеству Развивается логическая память, . в сферу общественного производства творчеством Это период, характеризующийся .

ЯЗЫК КАК ТВОРЧЕСТВО Видеоконференция «Петербург- Екатеринбург» — 17 февраля 2015.

ЯЗЫК КАК ТВОРЧЕСТВО Видеоконференция «Петербург- Екатеринбург» — 17 февраля 2015.

. 2015 2 Что такое творчество? Творчество процесс человеческой деятельности, создающий . 10 Сознательность – бессознательность языкового творчества Есть все основания полагать, что . И.М.Румянцева «Психология речи и лингвопедагогическая психология»,М..PerSe, 2004 .

Источник:
Поиск презентаций
Вы можете бесплатно и без регистрации скачать любую из 9187 презентаций на тему психология творчества Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Кетовский детский сад общеразвивающего вида
http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-psihologiya-tvorchestva/5/

Психология творчества

Психология творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры.
Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс — личности.

В силу этого возникает основная коллизия психологии творчества — художественного, технического, научного: соотношение изучения творческой личности, ее духовного потенциала, внутреннего мира и поведения с предметным бытием культуры. Запечатленность психической организации человека в формах этого бытия неоднородна. Соответственно и возможность расшифровать по ним своеобразие этой организации оценивается различно. Одно дело — плоды научного и технического творчества, другое — художественного. При обращении к продуктам художественного творчества предполагается, будто из самой их ткани можно извлечь психологическую информацию. Личностное начало здесь просвечивает повсеместно. «Знаки» искусства сами собой подают весть и о движениях человеческого сердца, воссозданных художником, и о его глубоко личностном отношении к ним.

В психологии творчества, продукт творчества — это «текст», который может быть психологически осмыслен только при условии выхода за его пределы к «затекстовой» жизни автора. Уровень познанности механизмов и процессов творчества зависит от общих объяснительных схем и исследовательских программ психологии.

Методологической основой психологии творчества является принцип историзма. Особый раздел психологии творчества образует изучение творческой деятельности детей.

К специфической проблематике психологии творчества относится изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности, индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества (способности, талант, гениальность и пр.), влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив, факторов, способных стимулировать творческую активность (групповая дискуссия, мозговая атака, некоторые психофармакологические средства и т. д.).

Источник:
Психология творчества
Психология творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств. Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные
http://syntone.ru/psy_dir/psihologiya-tvorchestva/

Психология творчества

Приводимая ниже цитата взята из курса лекций П.Я. Гальперина на психологическом факультете МГУ в 70-80- годах ХХ века:

«К сожалению, всё, что мы знаем на сегодняшний день о процессе мышления, — это результат наблюдений над уже совершающимся процессом мышления. Это или наблюдения экспериментальные, при решении задач «на соображение», или это воспоминания, рассказы творческих личностей о том, как они решали ту или иную стоявшую перед ними задачу. Но и в том, и в другом случае это уже происходящий процесс и наблюдение за ним. Иногда, правда, психологи пытались внести изменения в условия решения таких задач (к этому сводилось экспериментирование), изменялись условия соответствующей деятельности, но сама деятельность мышления при этом оставалась такой, какой её заставали в данный момент.

Я считаю, что единственный путь действительного анализа психических процессов — это построение формирования интересующего нас процесса с заданными свойствами.

Если бы мы хотели применить эту точку зрения к мышлению, тогда мы должны были бы воспитывать творческое мышление (творческое мышление всё равно ведь воспитывается, но воспитывается стихийным, закрытым для понимания образом). Нам трудно воспитывать творческое мышление, потому что мы недостаточно знаем, что оно собой представляет. А если мы не знаем, что оно собой представляет, так как же мы можем его воспитывать? Только стихийно.

Будем пока пользоваться тем, что есть, т. е. материалом систематических наблюдений над процессом мышления в условиях лабораторного эксперимента и по разного рода воспоминаниям, описаниям этого процесса.

Несколько лет назад вышла книга Жака Адамара «Психология математического мышления». Жак Адамар — очень крупный математик. Он бежал из Франции, занятой фашистами, в Америку и там занялся исследованием математического мышления. Будучи учёным, широко известным в мире, он разослал анкеты целому ряду выдающихся деятелей науки с просьбой рассказать, как они решали свои задачи. Попытался это проследить и на себе.

Его книга очень хорошо описывает, как, кто и что рассказывает о себе, как он думал, в какой форме ему являлись мысли. Один говорит про одно, другой совершенно про другое, и, по-видимому, все правы, так как при таком методе очень трудно найти что-то общее. Процесс описывается так, как он был доступен наблюдению. Что можно сказать по поводу этого процесса? Если объединить разные попытки проанализировать этот процесс, то, во-первых, можно наметить основные стадии такого мышления. Выделяется пять таких стадий.

Первая стадия бывает не всегда заметной, но всегда имеет место — это столкновение с неожиданностью, которая вызывает недоумение, столкновение с чем-то таким, что не соответствует обычному представлению. Это представляет собой форму вовлечения человека в еще не сформулированную задачу.

Вторая стадия — формулировка задачи. Очень важно подчеркнуть, что формулировка задачи иногда бывает не удачной, она не всегда соответствует подлинному содержанию того, что остановило на себе внимание человека, — неудачной в том смысле, что формулировка имеет большое значение для последующей ориентировки поиска. Неудачная формулировка ведет к тому, что поиски решения производятся в ложном направлении.

Третья стадия — это пробы решений. Вначале человек начинает как бы вспоминать всё то, что могло бы ему помочь решить задачу, т. е. он пытается решить новую задачу как одну из уже известных, и это правильно. Здесь многое зависит от самой задачи. Если задача не очень сложная, то в конце концов одна из проб приведёт к её решению. Но если она посерьезней, то большинство проб кончаются неудачно, и тогда наступает тягостная пауза, которая может длиться разное время, даже годы. Вот это время, когда ничего нового не приходит в голову, а решение задачи остается недостигнутым, многие называют временем созревания, или инкубации, идеи.

Четвертая стадия — фаза открытия, внезапного усмотрения решения, озарения, которое большинством рассматривается как неожиданное. Вот! Наконец-то! Но с этого времени, собственно, и начинаются все мучения, потому что появление такого решения — это, конечно, важнейшая часть мыслительного процесса, но дело в том, что, как хорошо выразился крупный математик А. Н. Крылов, озаряющая идея — это 3-5% от всего открытия, а потом начинаются муки проведения этой идеи в жизнь. Это означает необходимость решения целого ряда вторичных задач, иногда чрезвычайно трудных, без которых основная идея не может быть воплощена. Но все-таки они идут уже под знаком этой идеи, все они представляются как нечто производное, вторичное, хотя без них, конечно, идея не реализуется.

Теперь остановимся на одном характерном моменте. Если мы имеем обычные условия, или, скажем, задачу на тот или другой тип решения, то подыскивается нужный тип решения и задача решается по этому типу. Ну а если ни один из известных типов не пригоден, что тогда? Тогда задача впервые становится творческой. Тут нужно прежде всего указать на очень важные её характеристики, о которых забывают, когда говорят о творческих задачах. Во-первых, творческая задача всегда относительна, т. е. она относительна наличным возможностям её решения данным человеком. Это очень важное обстоятельство, потому что оно говорит о том, что творческие задачи доступны вовсе не только тем людям, которые стоят на вершине науки, они доступны всем людям, даже маленьким детям.

Поскольку решению творческих задач надо учить, то надо помнить, что учить этому можно с самого раннего детства, не откладывая на те времена, когда вы окончите университет и окончательно закостенеете в тех формах мышления, которые вам здесь так успешно прививаются! Это первое — относительно творческой задачи.

Второе — это то, что творчество — процесс вынужденный. Не нужно воображать, что творчество — это когда на всё наплевать, можно летать на крыльях и делать что хочешь. Творчество возникает из того, что Вы встречаетесь с задачей, для которой у Вас нет готовых средств решения, а Вы должны найти такое решение. Это и есть творческая задача. Не нужно думать, что вот, столкнулся с задачей, всё отбросил и начал творить. Это обывательское понимание творчества.

Творчество — это решение задачи, превосходящей наши наличные возможности. Конечно, сначала нужно пробовать решить задачу с помощью всех средств, которыми Вы уже располагаете. Зачем же каждый раз выдумывать велосипед? А если имеющихся средств решения недостаточно, тогда нужно искать новые средства, тогда нужно творчество. Творчество — процесс вынужденный, а не произвольный.

Третье — психологически ситуации творчества во всех случаях одинаковые. Вот поэтому для психологии творчества имеет равное значение решение таких задач в технике, в науке, в искусстве, так как всюду мы находим психологически одинаковую ситуацию: творчество имеет место там, где человеку нужно решить какую-то новую задачу. Почему же это составляет такую трудность? Ведь когда что-то открыто или изобретено, то всем становится даже неловко в том смысле, что как это просто. Но просто только после того, когда уже открыто! А что мешает сделать это открытие?

Одно из важнейших достижений старой психологии мышления состояло в том, что когда мы знакомимся с какой-нибудь задачей, которая потом требует от нас открытия или изобретения, т. е. творческого акта, то оказывается, что мы невольно составляем себе безотчётное представление о том, что нужно искать и где нужно искать. И вот эти безотчётные представления, которые так хорошо назвал немецкий психолог Карл Дункер, — «поисковая область» (т. е. где надо искать решение) и «поисковая модель» (т. е. что надо искать) оказывают удивительно мощное влияние на весь последующий процесс творческого поиска».

Гальперин П.Я., Лекции по психологии, М., Книжный дом «Университет»; «Высшая школа», 2002 г., с. 306-310.

Источник:
Психология творчества
Приводимая ниже цитата взята из курса лекций П.Я. Гальперина на психологическом факультете МГУ в 70-80- годах ХХ века: «К сожалению, всё, что мы знаем на сегодняшний день о процессе мышления, —
http://vikent.ru/enc/1696/

Психология творчества 2

1) Связь творческого процесса с воображением .

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление — образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.
Сущность процесса.

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.
Классификация.

Определяется четырьмя видами:

· по функционированию ведущего органа чувств:

— и др.
Развитие процесса.

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

· это высший познавательный процесс.

· это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, (понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)

· это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно — исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Сущность процесса.

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.
Классификация .

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление — отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.
Развитие процесса.

Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное — позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

Интеллект – это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется:

1) с системой умственных операций;

2) со стилем и стратегией решения проблем;

3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности;

4) со стилем когнитивным, и пр.

Основные критерии, по коим оценивается развитие интеллекта, — это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.

В структуре интеллекта велико значение деятельности речевой и особенно речи внутренней. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения и сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера.

В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Попытка изучения продуктивных творческих компонент интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии, разработавшими понятие озарения.

В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов интеллекта; так было положено начало широко распространенной поныне прагматистской концепции интеллекта, как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта, независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностирования интеллекта были проведены (обычно с помощью анализа факторного) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта» от 1-2 до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности.

Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения интеллекта практического и теоретического, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне интеллектуального развития у представителей различных наций и социальных групп. При этом признается зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий жизни.

Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и пр.) В связи с успехами научно-технической революции стал широко распространен термин интеллект искусственный.

ТВОРЧЕСТВО — психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат коей — создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Творчество как процесс сперва рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась озарению, вдохновению и сходным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата.

Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта.

С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (программирование эвристическое). Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса — открытий, изобретений и пр. — направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции творчества (например, атака мозговая).

Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика. педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними.
Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону, 1983.

2. Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989. — С.64-102.

2. Гокчаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. — М., 1991.

3. Грановская Р. Н., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление
стереотипов. – СПб.: Питер, 1994.

4. Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются. — М., 1989. — С.
5-21,33-37,50-82,110-135.

5. Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного
творчества. – М., 1972. — С.4-50.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества. — М., 1996.

7. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М.: Музыка, 1972. – 168с.

8. Теплов Б.М. Одаренные дети. – М., 1991. С. 216-220.

9. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. — М., 1991.

10. Юнг Н.Г. Феномен одаренности и конфликты детской души. — М., 1995.

11. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии//Вопросы психологии. – 1985. — №6.

Источник:
Психология творчества 2
Тема: Психология творчества 2. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Gerakl. Размер: 14 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Тема 9 Психология творчества. Связь творческого процесса с воображением )Определение творческого мышления )Интеллект и творчество.’
http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_2

(Visited 3 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Удаление лобковых волос Виды лобковых волосВыражаясь высокопарно, выбери свой путь: К тому же,… (1)

Как понять что коллега в тебя влюблен Влюбленный мужчина - психология влюбленного мужчиныВлюбленный мужчина — психология влюбленного… (1)

Как стать добрее если вы скорпион то никак Как стать добрее если вы скорпион то никакСкорпион (лат. Scorpius)… (1)

Маникюр на очень короткие ногти Маникюр для очень коротких ногтейКороткие ногти опять в моде. Бум… (1)

Со скольки лет можно увеличить губы Можно ли увеличивать губы детям? Чтобы оставлять сообщения вы должны… (1)

COMMENTS