Пути преодоления стресса

Основные факторы стресса у подростков и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности — Психология

Основные факторы стресса у подростков и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мехралиева Нурана Гасрат Кызы

Проблема стресса является одной из наиболее разработанных в психологии и продолжает привлекать внимание ученых и психологов-практиков до сегодняшнего дня. Причиной этому является увеличение степени воздействия на людей различных стрессогенных факторов, порождающих, в свою очередь, различные психосоматические заболевания.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Мехралиева Нурана Гасрат Кызы,

MAJOR FACTORS OF STRESS AT TEENAGERS AND THE WAY OF THEIR OVERCOMING

The stress problem is one of the most developed in psychology and the attention of scientists and psychologists-experts till today continues to draw. The reason for it is the increase in degree of influence at people various stresses factors generating, in turn, various psychosomatic diseases.

Текст научной работы на тему «Основные факторы стресса у подростков и пути их преодоления»

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СТРЕССА У ПОДРОСТКОВ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Н.Г. Мехралиева, магистрантка

Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)

Ключевые слова: стресс, подростки, факторы проявления стресса, проблемы преодоления стресса.

Аннотация: Проблема стресса является одной из наиболее разработанных в психологии и продолжает привлекать внимание ученых и психологов-практиков до сегодняшнего дня. Причиной этому является увеличение степени воздействия на людей различных стрессогенных факторов, порождающих, в свою очередь, различные психосоматические заболевания.

Введение. Подростки, являясь особой возрастной группой, стоящей между детством и юностью, проходят испытание перед жизнью в социально-психологическом, физиологическом, нравственном смысле и не всегда выдерживают с честью это испытание. Переживание стресса не является, как известно, прерогативой лишь подростков; стрессу подвержены все люди, в особенности в современных условиях развития. Не случайно в некоторых классификациях глобальных проблем стресс указывается как составной элемент этих классификаций. Определение стресса дается в научной литературе следующим образом: «это — требование адаптации и преодоление трудностей обычно в ответ на изменение условий жизни. Если требование изменений превосходит способности и ресурсы, то проявляются негативные эффекты стресса такие как со-

матические симптомы. Есть нормальные стрессы, связанные с подростковым развитием (физикальные изменения), и связанные с непредвиденными стрессовыми явлениями жизни (разрыв связей) которые требуют адаптации и противостояния трудностям. Оба типа стрессоров должны рассматриваться при оценке и ведении» [см. об этом: 1].

Известны общие условия стресса — это цивилизаци-онные процессы, информационно-коммуникационные технологии, благодаря которым усиливается связь и зависимость сообществ, меняются устои жизни, в том числе в тех параметрах, которые необходимы для формирования личности подрастающего поколения. Благодаря исследованиям российских (Л.М. Аболин В.А. Бодров, П.Б. Зиль-берман, Н.В. Суворова и др.) и других ученых накоплен обширный материал по проблеме стресса. Проблемы фор-

Вектор науки ТГУ. 3(6). 2011

Известна роль системы образования в формировании личности, ее мотиваций и социализации в целом. Как отмечает К.Р.Алиева, на успешность обучения влияет общий интеллект, мотивация, интересы, личностные свойства и т.д. [9, с. 4]. В этом плане успешность служит, с одной стороны, преодолению стрессов, связанных с другими сторонами социальной среды, с другой стороны, их формированию, поскольку полноценной социальной среды для успешного обучения в идеале не может быть никогда.

Имеются исследования толерантности у подростков с нормальным уровнем психического развития, а также с задержкой психического развития, прежде всего коммуникативной толерантности, методом В.В.Бойко. Для 68% выборки из 1000 человек был свойственен низкий уровень толерантности, причем у мальчиков этот показатель составил 73%, у девочек — 58%, что свидетельствует о высокой степени склонности к стрессовоздействиям прежде всего мальчиков. В целом в отношении стресса в группу риска входят именно мальчики, как более рискованно подходящие к различным жизненным ситуациям [10, с.229]. Низкий уровень толерантности свидетельствует о категоричности в оценке других, неумении сглаживать негативные чувства, неумение прощать и т.д. [там же, с.31].

Имеются исследования о формировании силы воли среди атлетов-подростков, отмечается, что на формирование таких качеств, как упорство, целеустремленность, трудолюбие и стремление к победе влияют мотивация и це-леполагание, к которым, как отмечает Ш.М.Велиев, надо стремиться на основе специальной программы работы со спортсменами, а также учитывать при этом их социальную среду и окружение [11, с.189].

Социально-психологические проблемы молодежи, в том числе подростков, рассматривались также Кадыровой Р.Г. В частности, исследователь останавливается на вопросах национальной идентичности, которая, являясь истори-

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СТРЕССА У ПОДРОСТКОВ.

ческой категорией, является одной из базовых для формирования эмоционально-волевой сферы ребенка и может, с одной стороны, стабилизировать состояние его, с другой

— стать катализатором стрессового состояния. Интересным является вывод о том, что школьники, обучавшиеся на азербайджанском языке, демонстрировали более высокий уровень национальной идентификации. Автор подчеркивает, что субъективная выраженность национальной идентичности увеличивается по мере взросления и что процессы национальной идентичности на уровне когнитивных процессов развития ребенка происходят по-иному, нежели это было в истории [3, с. 185-186].

В целом многие авторы пришли к выводу, что стресс учащихся-подростков в учебной деятельности является комплексным свойством личности, включающим такие личностные компоненты, как высокая личностная и ситуативная тревожность, высокий уровень нервно-психического напряжения, неадекватная самооценка, низкая работоспособность, эмоциональная неустойчивость, которая не обеспечивает успешное достижение цели деятельности и не может реализоваться в когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах деятельности личности [см. об этом: 2].

Для исследования проблемы мы обратились в несколько бакинских школ (№№ 47, 91, 102, 276, Анкарская школа-лицей), к тестированию были привлечены школьники старшего школьного возраста как русского, так и азербайджанского секторов, 47 девочек и 40 мальчиков. Тестирование было проведено в ноябре-декабре 2010 года.

Нами были подведены результаты исследования фактора тревожности по методике диагностики уровня школьной тревожности Тэйлора. (Опросник состоит из 50 утверждений, с которыми можно согласиться или нет. Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности). Высокий уровень тревоги

— 25-40 баллов показали 19 человек из 72 опрошенных, в том числе 17 девочек и два мальчика. Очень высокий уровень тревоги (40-50 баллов) не показал никто. 33 человека показали средний (стенденцией квыюоюму) уровень (15-25 баллов) (11 мальчиков, 22 девочки). Таким образом, больше половины обследуемых, т.е. 52 человека, показали наличие тревожности, а иногда и очень высокой.

Рассмотрим основные причины этой тревожности, которая, как известно, при определенных условиях может перерасти в устойчивое стрессовое состояние. Для этого прежде всего определим, в чем конкретно корень проявляемой тревоги по шкале Филипса.

В данной шкале методика предполагает следующее. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58—й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50% , можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. Вот эти факторы: 1. Общая тревожность в школе. 2. Переживание социального стресса. 3. Фрустрация потребности в достижении успеха. 4. Страх самовыражения. 5. Страх ситуации проверки знаний. 6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Всего по какому-либо, либо одному, либо нескольким

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СТРЕССА У ПОДРОСТКОВ..

факторам показали высокие результаты по переживанию стресса 59 человек (41 девочка) из 72. Это — довольно высокий показатель для городских школьников, вместе с тем — закономерный, поскольку Баку — многомиллионный город с проблемами в экологии и управлении.

Теперь рассмотрим отдельные показатели:

1. Общая тревожность в школе — 39 человек, не проявили — 20. Как видно из полученных результатов, высокая требовательность учителей, родителей, или же высокий уровень ответственности у детей может способствовать этим показателям. Однако причина стресса может быть и не только в этом. Возможно, что на этом отражается неблагополучная семейная обстановка, социальная среда, а также отношения, сложившиеся с учителями.

2. Переживание социального стресса. Всего лишь 9 человек показали здесь высокий уровень тревожности (из них лишь один мальчик). Считаем, что социальное самоопределение, адаптация к среде выше у девочек, т.е. они более быстро адаптируются к социальной среде, отсюда -более болезненная реакция на проблемы роста.

3. Фрустрация потребности в достижении успеха. 22 человека показали здесь высокую степень подверженности стрессу. Неуверенность в различных видах деятельности, свойственных подросткам, и прежде всего — учебной, связана прежде всего с тем, что ориентированность на ту или иную систему ценностей здесь искажена, подавление настоящих целей происходит в силу высокого уровня подверженности влиянию своих сверстников, обычно такое влияние не является позитивным. Симптомы также первично обусловлены здесь психосоциальными факторами.

4. Страх самовыражения проявился у 28 человек, подавляющее большинство — это девочки. Проблема страха самовыражения связана с низкой самооценкой, соперничеством, стереотипами в поведении, подражательностью, из-за которой и складываются различные опасения и страхи. Именно из-за подобных переживаний подростки начинают испытывать дополнительные жизненные стрессы.

5. Страх ситуации проверки знаний. Подобный страх систематически переживают 30 человек. Это наиболее значительная группа как по объему, так и по уровню переживаемого стресса. Прежде всего подобная ситуация складывается в связи с высокими требованиями, предъявляемыми педагогами школы и родителями в отношении учебы, а также возможностями и условиями обучения. В какой-то степени это связано с высокой ответственностью, с другой стороны, высокие ожидания родителей и учителей, которые приходят в противоречие с желаниями возможностями и подростков также отражаются на этих страхах.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 27 человек проявили здесь высокий уровень тревожности. Это — наиболее показательный фактор тревожности с возрастной точки зрения. Известно, что подражание сверстникам в данном возрасте проявляется наиболее сильно, авторитетность одноклассника или сверстника бывает порой намного выше старших по дому или учителей. Именно поэтому у опрошенных данная позиция проявилась так сильно.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 23 человека проявили определенные симптомы, характерные для стрессового состояния. Это не случайно и данный показатель находится в тесной взаимосвязи с другими показателями тревожности. Естественно, что состояние нервной системы тесно связано с различными физиологическими процессами организма, вызывая болезненные состояния разных процессов и органов. Все это проявляется в виде функциональных соматических симптомов.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. 31 человек вошел в данную группу по уровню тревожности в данном отношении. Данный показатель непосредственно соотносится с 1,2,5 показателями тревожности, формируется на базе личностных взаимоотношений с учителями. В целом это связано со всем комплексом психосоматических проблем, возникающих в подростковом возрасте.

Нами были распространены среди 59 человек, указавших высокий уровень стресса, анкеты о взаимоотношениях между родителями и детьми. Как и следовало ожидать, идеальными отношения между членами семьи представляются как демократические, основанные на взаимопонимании, предоставлении достаточно высокого уровня самостоятельности, свободы действий. Основные требования детей, подвергнутых стрессу — это требовательное и одновременно уважительное отношение к ним со стороны взрослых. С ними необходимо советоваться, а также создавать условия для того, чтоб дети могли принять самостоятельное решение.

Таким образом, общий вывод, который можно сделать на основании различных исследований, это то, что стресс — универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Высокие уровни стресса могут быть связаны с дисстрессом и соматическими симптомами, заставляющими подростка обращаться за медицинской помощью. Психологи и врачи часто встречают пациентов с такими симптомами, диагностика и ведение таких подростков вызывает много проблем и требует осведомленности о роли стресса и других психологических факторов в развитии и сохранении симптомов у пациента с тем, чтобы в дальнейшем обеспечить здоровое развитие молодого поколения.

1. John W. Green and Lynn S. Walker — Psychosomatic problems and stress in adolescence/ pediatric clinics of North America, 1997, ^l. 44, N. 6 http://www.sciencedirect.com/. Перевод с английского — Ю.М.Богданов medinfa.ru/

2. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: диссертация . канд. психол. наук: 19.00.07 / Тамбов, 2009, 219 с.

3. Кадырова Р. Национальная идентичность азербайджанских детей и подростков. Социально-психологический анализ. Баку, «Кавказ», 2007, 247 с.

4. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. Ленинград, 1977, 165 с.

5. Ковалев В.В.Психологический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста // «Невропатология и психиатрия», 1981, вып.10, с.1505-1509

6. Мамедов И.М. Изучение топов акцентуации характера у подростков с деликвентным поведением // Психологический журнал, 2007, № 4, с.67-73

7. Мухина В.С.Возрастная психология. М., Наука, 326 с.

8. Мухтарова С.А. Психологическая характеристика подростка и некоторые особенности эмоциональной сферы // «Взгляд в мир», № 1, 2008, с.87-103

9. Алиева К.Р. Некоторые вопросы развития творческого потенциала личности в системе образования // Психологический журнал, 2007, № 2, с.3-18

10. Ефимова Д.В. Исследование коммуникативной толерантности подростков с нормальным психическим развитием // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. Пенза, Выпуск № 12, 2010, с.226-236

11. Велиев Ш.М. К проблеме формирования волевых качеств у подростков-атлетов. // Актуальные проблемы исследования гуманитарных наук. 2007, № 1, с.188-189 (на азербайджанском языке)

12. Е.В. Абызова, И.Н. Деветьярова. Особенности педагогического дизайна развивающей среды в работе с де-виантными подростками // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. 2(5). 2010. с.

OCHOBHME ?AKTOPM CTPECCA y nO,apOCTKOB.

MAJOR FACTORS OF STRESS AT TEENAGERS AND THE WAY OF THEIR OVERCOMING

N.Q. Mehraliyeva, the undergraduate

Baku State University, Baku (Azerbaijan)

Keywords: stress, teenagers, factors of display of stress, a problem of overcoming of stress.

Annotation: The stress problem is one of the most developed in psychology and the attention of scientists and psychologists-experts till today continues to draw. The reason for it is the increase in degree of influence at people various stresses factors generating, in turn, various psychosomatic diseases.

Источник:
Основные факторы стресса у подростков и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности — Психология
Проблема стресса является одной из наиболее разработанных в психологии и продолжает привлекать внимание ученых и психологов-практиков до сегодняшнего дня. Причиной этому является увеличение степени воздействия на людей различных стрессогенных факторов, порождающих, в свою очередь, различные психосоматические заболевания.
http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-stressa-u-podrostkov-i-puti-ih-preodoleniya

Пути преодоления стресса

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Пути преодоления стресса (предмет: Психология) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

реферат по дисциплине Психология на тему: Пути преодоления стресса; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

Методы преодоления стресса условно разделяются на прямые, проблемно-ориентированные (изменение стрессора), эмоционально-ориентированные (изменение отношения) и комплексные.

Проблемно-ориентированные методы преодоления стресса эффективны в отношении стрессоров, на которые мы можем повлиять или которые мы можем изменить сами.

К этим методам относятся техники (методы) прямого действия на стрессор. Комплекс приемов прямого действия на стрессор включает в себя как методы проблемно-ориентированные (направленные непосредственно на сам стрессор), так и методы эмоционально-ориентированные (направленные на реакцию, оценку, реагирование и т.п.). Это наиболее эффективный, но и наиболее сложный путь преодоления стресса.

Что может помочь определить случаи, когда может быть применен метод «прямого действия» на стрессор?

· Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям необходимо также учитывать последствия, которые могут быть вследствие изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы — («Мастер на все руки» может нанести вред себе, окружающим и прибору — цит. С.Гремлинг и С.Ауэрбах).

· Оценить в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя «во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор». Например: в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке умений выполнить — надо учиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний — научиться, что надо делать.

К стрессорам неуправляемым, неподвластным нашему поведению можно отнести ситуации, условия, людей и их поведение, которые мы не в состоянии изменить, но которые для нас являются факторами стрессовой ситуации. Например, «неудобно стоящий пассажир», «вечно обгоняющие водители», «очереди», «толчея на перроне» и т.п.

В таких ситуациях очень важно осознать проблему и ее неуправляемость с нашей стороны. Это будет первый шаг к преодолению стрессовой реакции. Иногда даже такого шага бывает достаточно, чтобы стресс был преодолен. Осознайте, помогает ли раздражение или «назидание» в разряжении создавшейся ситуации. Как правило, нет! Негативная эмоция способна приводить к новой негативной эмоции, питая сама себя! При этом это вовсе не означает, что если мы не можем управлять этим стрессором, то мы позволяем стрессору управлять нами! Если мы умеем управлять своими эмоциями в ответ на стрессор, то это означает, что даже если мы не можем управлять стрессором, то мы можем контролировать эмоциональные реакции на него.

Такие навыки относятся к эмоционально-ориентированным методам преодоления стресса. К наиболее эффективным и простым для освоения методам (техникам) можно отнести следующее:

· метод глубокого дыхания;

· обучение прогрессирующей мышечной релаксации;

Кроме перечисленных факторов-стрессоров важно выделять факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, но по сути не являются стрессорами, а возникают как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

На самом деле наша оценка ситуации как стрессовой определяется тем, что именно значит для нас стрессор и как мы его оцениваем.

Тревогу и огорчения влекут не сами события (большинство событий), а то как мы их оцениваем для себя. Иногда источником стрессовой ситуации может быть неадекватное убеждение (например, «Я должен быть совершенен», «Жизнь должна быть справедливой»). Педанты часто подвержены стрессу поскольку ставят недостижимые цели.

Преодоление такого рода стрессоров относятся к, так называемым, когнитивным стратегиям:

Изменение неадекватного убеждения. Убеждения, что мы и окружающие должны соответствовать каким-либо стандартам часто является источником стрессовой реакции. Как этого избежать? ШАГИ:

1. Отказаться от нерациональных убеждений, нереалистичных и жестких требований к себе и окружающим.

2. Обучение самовнушению (диалог с собой). Развитие позитивных превозмогающих гнев и раздражение утверждений: например — «Я могу справиться, если составлю план», «Не раздувай из мухи слона», «Я сделаю это постепенно», «Это не трудно», «Я могу поздравить себя, если добьюсь этого», «Если это не удастся, я попытаюсь вновь».

· Нежелательные мысли. Техники преодоления нежелательных мыслей требуют специальных навыков. Многие из них относятся к техникам самовнушения, освоенных до состояния совершенства с использованием методов визуализации (зрительного представления) наиболее трудно преодолимых стрессовых ситуаций. При овладении этим методом можно «заставить» себя мысленно остановиться в момент визуализации и сменить «декорацию». Вместе с тем даже простой метод самовнушения и самоубеждения может помочь в избавлении от нежелательных, навязчивых мыслей («Сейчас я изменить ничего не могу», «Подумаю об этом завтра», «Это не так страшно» и пр.).

· Самооценка — осмысление проблемы — выработка навыков управления стрессом (инокуляция стресса). Это наиболее эффективные методики управления стрессорами, так как она позволяет осознанно формировать и отношение, и выбирать стиль поведения. Самооценка — ключ к определению проблем, обусловленных стрессом. Методы самооценки могут быть разными, но важно, чтобы все они отвечали принципам: что важно именно для меня, что я могу изменить. В выполнении самооценки помогает ведение дневников. Стрессоры записываются, регистрируются реакции на него, а в последующем проводится самоанализ и оценка: чего можно было бы избежать, что для этого необходимо и пр. Самооценка приводит к осмыслению проблемы. Отработка навыков управления стрессом — выработка умений рационального реагирования (глубокое дыхание, релаксация, когнитивные стратегии — отказ от иррациональных убеждений, самовнушение).

Черты характера, поведения, помогающие преодолевать стрессоры:

* умение управлять собственным временем;

* умение равномерно распределять нагрузки, «планировать дела»;

* умение работать в коллективе, не брать всю работу на себя, считая, что другие сделают ее хуже;

* умение определить приоритеты при выполнении дел;

* умение рационально распределять ресурсы (финансовые, людские);

* не делать или стараться не делать несколько дел одновременно;

* умение использовать перерывы в работе для отдыха или переключения на другие проблемы уверенность в себе;

* наличие социальных навыков общения, управления конфликтами.

* умение все делать вовремя, не оставлять мелкие дела на «потом»;

* умение распределить обязанности по дому между членами семьи;

* умение планировать домашнюю работу;

* умение ставить конкретные достижимые, реальные цели и научиться «поощрять себя» за их выполнение.

* навыки межличностного общения;

* уверенность (но не самоуверенность) в поведении;

* честность и трудолюбие и пр.

Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека — то есть его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья.

Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья.

Что может помочь определить случаи, когда может быть применен метод «прямого действия» на стрессор ?

* Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям, необходимо также учитывать последствия, которые могут быть следствием изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков, могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы — («Мастер на все руки» может нанести вред себе, окружающим и прибору — цит. С. Гремлинг и С. Ауэрбах).

* Оценить, в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя: «Во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор?» Например, в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке навыков выполнения — надо научиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний — научиться, что надо делать.

К стрессорам неуправляемым, неподвластным нашему поведению можно отнести ситуации, условия, людей и их поведение, которые мы не в состоянии изменить, но которые для нас являются факторами стрессовой ситуации. Например, «неудобно стоящий пассажир», «вечно обгоняющие водители», «очереди», «толчея на перроне» и т.п.

Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса. Практические рекомендации по преодолению тревожности и стресса. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса.

Суть понятия «отклоняющееся поведение», его формы и провоцирующие факторы. Типичные личностные реакции и особенности подросткового возраста. Признаки, свидетельствующие о наличии риска суицида у подростка. Профилактика и предупреждение отклонений.

Сущность понятия «самооценка». Разнообразие взглядов на самооценку. Самооценка и уровень притязаний. Причины формирования заниженной самооценки: наследственные факторы, влияние социальной среды. Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.

Характеристика личности насильственного преступника. Профилактика насильственных правонарушений. Выявление подлинных мотивов и причин конфликтной ситуации и пути преодоления. Анализ микросоциума, парные и групповые конфликты. Методы управления толпой.

Возникновение конфликтов в ходе обучения подростков. Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и способы их эффективного разрешения. Система классных часов, направленных на повышение уровня культуры и возможные пути преодоления конфликтных ситуаций.

Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя. Анализ конфликтных ситуаций в кризисных явлениях. Типы конфликтов профессионального развития личности. Пути преодоления конфликтов профессионального самоопределения.

Постановка проблемы групп, их поведения по отношению к другим сложившимся группам, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности. Формы и причины возникновения межгрупповых проблем в обществе, пути преодоления социальных конфликтов.

Источник:
Пути преодоления стресса
Пути преодоления стресса. Скачать реферат / курсовую на тему Пути преодоления стресса, 2015-2017 бесплатно.
http://referatwork.ru/refs/source/ref-102099.html

Пути преодоления стресса

4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа

Соответственно типу стрессора подбирается и способ его преодоления.

Для стрессоров первой группы (из «Области мудрого принятия») необходимо, с одной стороны, отвлечь сознание от психотравмирующей ситуации, а с другой – пересмотреть свое отношение к неприятным фактам, обесценить их. Для достижения первой цели хорошо подходят дыхательные техники (глубокое дыхание или медитация на дыхании), различные приемы мышечной релаксации и визуализация. Для реализации второй цели можно использовать рациональную психотерапию и рефрейминг (в дословном переводе – «замену рамки»), который заключается в умении взглянуть на ситуацию с иной стороны, найти хорошее там, где привычный взгляд ищет только плохое.

Для стрессоров второй группы («Области конструктивных действий») наиболее адекватны методы, направленные на совершенствование поведенческих навыков: тренинг общения, тренинг уверенности в себе, тренинг управления временем (тайм-менеджмент). Если стресс вызван фрустрацией, связанной с трудностью достижения целей, то имеет смысл освоить технику выбора правильной стратегии и технику постановки адекватных целей.

Для стрессоров третьей группы («Область субъективных стрессов») наилучшим вариантом может оказаться преодоление оценочного подхода, освоение навыков позитивного мышления, изменение неадекватных убеждений или блокировка нежелательных мыслей.

Для стрессоров четвертой группы («Область саморегуляции») хорошие результаты дает применение аутогенной тренировки, нейролингвистического программирования, приемы нервно-мышечной релаксации и технология биологической обратной связи.

Общий перечень рекомендуемых методов нейтрализации различных стрессов приведен в табл. 7.

Таблица 7. Методы преодоления стрессов.

Таблица 7. (Окончание).

Источник:
Пути преодоления стресса
4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа Соответственно типу стрессора подбирается и способ его преодоления. Для стрессоров первой группы (из «Области мудрого принятия») необходимо,
http://psy.wikireading.ru/7661

Стресс и пути его преодоления

Стресс и пути его преодоления

1. Понятие стресса, его главные признаки и проявления

2. Фазы и компоненты стресса

3. Характеристика стресса

4. Преодоление стресса

1. Понятие стресса, его главные признаки и проявления

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и тяжелых условиях. Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на нашем пути трудности (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают в нас эмоциональные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов.

Существуют различные научные подходы к пониманию стресса. Наиболее популярной является теория стресса, предложенная Г.Селье. В рамках этой теории механизм возникновения стресса объясняется следующим образом.

Все биологические организмы имеют жизненно важный врожденный механизм поддержания внутреннего равновесия и баланса. Сильные внешние раздражители могут нарушить равновесие. Организм реагирует на это защитно-приспособительной реакцией повышенного возбуждения. С помощью возбуждения организм пытается приспособиться к раздражителю. Это неспецифическое для организма возбуждение и является состоянием стресса. Если раздражитель остается, стресс усиливается, развивается, вызывая в организме целый ряд особых изменений — организм пытается защититься от стресса, предупредить его или подавить. Однако возможности организма не безграничны и при сильном стрессовом воздействии быстро истощаются, что может привести к заболеванию и даже смерти человека.

Экстремальные ситуации влияют на человека по несколько раз в день, и в принципе стрессы нужны человеку, так как они повышают тонус. Однако если они достигают определенного критического уровня, то действуют не только во вред организму, но и вашей активности.

Стресс — это неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную ситуацию; это физиологическая реакция, мобилизует резервы организма и готовит его к физической активности типа сопротивления, борьбы, к бегству.

Во время стресса выделяются гормоны, изменяется режим работы многих органов и систем (ритм сердца, частота пульса и т.д.).

Стрессовая реакция имеет разное проявление у разных людей: активная — возрастает эффективность деятельности, пассивная — эффективность деятельности резко уменьшается.

На этом и построен психологическое давление стрессом. Когда в 1812 году французы, отступали, попали в ярости русские морозы, для многих из них подобная экстремальная ситуация оказалась смертельной. И здесь первостепенное значение имело даже не то, что у французов не было зимней одежды, а то, что в результате длительного стресса «поверхностные» резервы организма иссякли, а «глубокие» не успели мобилизоваться.

Конечно, в повседневной жизни до этого не доходит, но снизить работоспособность и восприимчивость человека можно запросто. А сделать это можно по-разному. Известно, что у каждого человека существует врожденное чувство опасности. А значит если воздействовать на человека громким звуком, внезапным падением, предметом быстро приближается, яркой вспышкой света или даже неожиданным прикосновением, можно нарушить восприятие и уменьшить его чувствительность.

Например, при сильном шумовом воздействии (120 децибел и выше) могут появляться головные боли, нарушаться движения, человек будет не способной анализировать ситуацию и принимать решения. В свою очередь мало интенсивные звуки, создаваемые СВЧ-генераторами, могут приводить к куда более серьезным последствиям. Практически не воспринимаемые нашим слухом они могут входить в резонанс с колебаниями внутренних органов человека и даже приводить к серьезным патологическим изменениям в организме.

Если же интенсивность инфразвука меньше колебаний человеческого мозга, то возникает панический страх, теряется чувство контроля за ситуацией, исчезает самообладання.

Под воздействием стресса в организме происходит распад белков, уменьшается количество витаминов А, Е, С. Человек, переживающий стресс, выглядит осунувшимся, старше своего биологического возраста. В организме происходит «окислительный стресс». Именно поэтому врачи советуют употреблять антиоксидантные поливитаминные комплексы.

Среди отечественных хорошую репутацию имеют «Квадевит», «Ундевит», «Декамевит», пищевая добавка — «Спирулина».

Диетологи утверждают, что люди, которые завтракают регулярно, более устойчивы к стрессам. Но чашка кофе и бутерброд — не завтрак! Яблоки, овсянка, чай из ромашки — именно то, что надо. Не нравится — тогда гречка с молоком, два ореха, напиток из шиповника. Опять не нравится? Выбирайте салат из моркови и яблок, мюсли и зеленый чай. И это не устраивает? Выберите свой вариант, но обязательно включите в него свежие овощи и фрукты, горячую кашу, травяной или зеленый чай.

Психотерапевты советуют во время стресса увеличить объем пищи именно за счет капусты, яблок или моркови, если вас успокаивает сам процесс жевания. Вы ждете неприятный разговор? Медленно рассосите банан.

Если вы неисправимый кофеман, и сам отказ от кофе для вас стрессом, попробуйте пить кофе с натуральным медом. Согласна, вкус несколько специфический, но можно уговорить себя, приводя себе, родном, такие доказательства, ксантин, который способствует повышению холестерина в крови, и кофеин, увеличивает нервную возбудимость, попадая в организм с кофе, нейтрализуется медом.

Стрессовыми состояниями будут действия в случае необходимости самому быстро вынести решение, мгновенная реакции в случае опасности, поведение в ситуации, неожиданно изменилась.

В стрессовом состоянии трудно осуществлять целенаправленную деятельность, переключение и распределение внимания, возникает угроза общего торможения или полной дезорганизации деятельности.

При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить осознаваемые действия. По стрессе возможны ошибки восприятия (например, определение численности противника, неожиданно появился), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Впрочем, у некоторых людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, стенические эмоции.

Наполеон писал пре одного из своих маршалов: «Ней имел умственное озарение только среди ядер, в громе сражения; там его глазомер, его хладнокровие и энергия были бесподобны, но он не умел так же хорошо готовить свои операции в тиши кабинета, изучая карту ».

Нельзя определить заранее, вызовет данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой ситуации во многом зависит от личностных особенностей человека:

от умения быстро оценивать ситуацию

от навыков мгновенной ориентации по неожиданных обстоятельств

от волевой собранности, решительности, целесообразности действий и развития выдержки

от имеющегося опыта поведения в аналогичных ситуациях.

Фрустрация как дезорганизация сознания и деятельности

Крайняя неудовлетворенность, блокада стремлений, вызывающие устойчивое негативное эмоциональное переживание, могут стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.

Не всякое недовольство желание, мотива, цели вызывает фрустрацию. Скажем, студент опоздал на лекцию, не получил билета в кино, получил выговор. Однако эти случаи не всегда дезорганизуют сознание и деятельность

Источник:
Стресс и пути его преодоления
1. Понятие стресса, его главные признаки и проявления 2. Фазы и компоненты стресса 3. Характеристика стресса 4. Преодоление стресса Вывод Список использованной литературы
http://www.myreferat.net/referats/448/27886

(Visited 17 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как увеличить губы перцем Как увеличить губы? В домашних условияхКак увеличить губы? В домашних… (3)

Как перестать общаться с парнем который нравится Как перестать волноваться перед парнем, который нравится?Как перестать волноваться перед… (2)

Мужчина скорпион женщина стрелец в постели Гороскоп совместимости женщины и мужчины со знаками зодиака Стрелец и… (2)

Психология отношений А точнее — чем больше развивается современное общество, тем больше… (2)

Выкуп невесты у брата в стихах Выкуп в стихах - красивые сценарии выкупа невесты«Выкуп в стихах»… (2)

COMMENTS