Пути разрешения конфликтных ситуаций

Конфликтные ситуации, пути и возможности их разрешения

Конфликтные ситуации, пути и возможности их разрешения

При длительном пребывании в экстремальных условиях автономного существования двух и более человек порой возникают сложные взаимоотношения между ними, связанные с изменениями психологических и адаптационных преобразований.

В экстремальных условиях у некоторых членов группы появляется отчуждение от общих проблем группы, возникает неприятие и непонимание действий, направленных на спасение, возрастает склонность к постоянному пререканию, несогласию с общими задачами и общими действиями. Часто это приводит к острейшей конфликтной ситуации. У отдельных членов группы возникает представление о большей эффективности их индивидуальных путей выхода из сложившейся экстремальной ситуации. У таких людей при стрессе возникают характерные для такой формы общения застойность собственных негативных мнений, снижение критичного к ним отношения. Мелкие неприятности перерастают в глобальные проблемы, а обиды перерастают в агрессивные действия. Это чаще всего связано со стрессовым состоянием психики, острым сужением поля сознания и ослаблением психологического контроля личности над ситуацией.

Любой конфликт нарушает нормальное течение жизни в коллективе, состоящем порой из случайных людей, объединенных лишь общей экстремальной ситуацией. Такой конфликт в группе — явление крайне нежелательное, а в острых формах — и неприемлемое явление. Корни таких конфликтов лежат в эмоциональной сфере — раздражении и недоверии. Любой конфликт есть предельный случай обострения противоречий, проявление противоборства, попытки навязывания собственного мнения, порой в неприемлемой для окружающих агрессивной форме, т. е. активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения.

Воздействие истерического припадка на окружающих колоссально, даже вопреки здравому смыслу и человеческой морали. Во время припадка человек, впадший в истерику, редко наносит себе тяжелые травмы; даже падая на землю, он или она сначала выберет место почище и только потом ляжет. Опасность состоит в другом. Сочувствие зрителей разжигает азарт и доводит до такой степени, что впавшему в истерику бывает трудно остановиться.

Во время истерического припадка, в отличие от эпилептического, зрачки обязательно реагируют на свет, практически не бывает произвольного мочеиспускания и прикусов языка.

Прервать припадок, а точнее, прекратить спектакль проще всего, удалив зрителей или внезапно ударив впавшего в истерику человека по щеке, облив холодной водой или неожиданно с грохотом обронив что-либо на землю. Почти сразу произойдет мгновенная реакция: человек вздрогнет, оглянется по сторонам и вряд ли продолжит свое представление.

Самое большое зло истерики — это простота в достижении цели, т. е. исполнение прихоти или предъявленных условий. Как правило, таким приемом пользуются люди, хоть раз познавшие успех в достижении цели и уверовавшие в безотказность такого способа, но в то же время они, сами того не замечая, становятся действительно больными людьми с очень скверным характером.

Истерический припадок всегда устраивается в присутствии хотя бы одного человека. Чем больше зрителей, тем ярче спектакль, хотя зрелище это, как правило, не для слабонервных, так как истерические припадки могут быть необыкновенно разнообразными в своих проявлениях, например человек катается по земле, рвет на себе волосы и одежду, изгибается дугой, опираясь в землю затылком и пятками, рычит, стонет, выкрикивает непонятные фразы, иногда стоит на коленях, заламывает руки, и при этом изо рта извергается слюна или отборный мат.

Любой конфликт динамичен в своем развитии. В нем наблюдаются следующие стадии развития, возникновение, осознание конфликтной ситуации, проявление конфликта, поиск средств его устранения и его затухание (разрешение). Бывают конфликты кратковременные, длительные и затяжные или зашедшие в тупик.

Длительность протекания конфликта связана с неумением или нежеланием конфликтующих сторон найти выход из создавшегося положения. В этом случае рождаются и укрепляются чувства неприязни и даже явно выраженной вражды, стороны превращаются в противников.

В условиях автономного существования с наличием экстремальной ситуации люди, попавшие в такие условия, не всегда находят пути и возможности бесконфликтного общения. Это зависит от жизненного опыта человека и уровня его культуры.

Устранение конфликтов сводится, в первую очередь, к предупреждению любой конфликтной ситуации. Руководитель группы или тот, на кого эту обязанность в критический момент возложила группа, должен предусмотреть возможности возникновения конфликтных ситуаций. Необходимо постараться не допустить их, а в случае малейшего проявления намеков на их возникновение немедленно принять меры к устранению такой ситуации.

При возникновении конфликта руководитель должен взять на себя управление конфликтом, если тот возник в межличностных отношениях, и принять оптимальное решение его разрешения, не ущемляя самолюбия конфликтующих сторон.

Для преодоления межличностного конфликта необходимо, прежде всего, реалистично оценить его суть и установить не только непосредственный повод, но и его причину. Следует учитывать, что истинная причина конфликтной ситуации зачастую маскируется его участниками. Надо иметь в виду, что проявляющиеся в конфликте противоречия могут быть как реальными, так и воображаемыми и часто его суть оказывается не столь значительной.

Разрешение конфликта почти всегда усложняется и даже разгорается с новой силой, если его пытается урегулировать одна из противоборствующих сторон.

Если участники конфликта пытаются таким способом решить, как действовать в той или иной ситуации и их взгляды прямо противоположны, то в этом факте уже содержится утверждение, что конфликтующими сторонами различаются не цели (то есть сам факт выживания и спасения), а истолкование того, каким путем этого можно достичь. Для разрешения такого конфликта нужно показать различия в понимании подхода к одинаковой цели.

Часто эмоции конфликтующих сторон свидетельствуют об отсутствии серьезных аргументов. Эмоциональный тон при выяснении отношений почти всегда снижает эффект воздействия друг на друга. К сути главного вопроса, вокруг которого и разгорелся конфликт, «примешиваются» личные антипатии, резкость, обидные слова, угрожающие мимика и жесты, высокомерный тон, презрительный взгляд. Конфликт приводит к нарушению установившихся отношений, создает в группе нетерпимую обстановку и вызывает стрессовые состояния не только у конфликтующих, но и у окружающих.

Врачи знают о связи некоторых заболеваний с определенными эмоциями.

Так, по образному выражению известного клинициста М. И. Аствацаурова, сердце поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным настроением.

Отрицательные эмоции изменяют не только деятельность сердечно-

сосудистой и пищеварительной систем, но и состав крови. Так, например, эмоции тревоги ускоряют свертывание крови, повышают ее вязкость, что увеличивает возможность образования тромбов.

Частое повторение психотравмирующих ситуаций приводит к повышению

артериального давления крови, нарушению пищеварения, потливости, недостаточности почечного кровообращения, отекам и другим отклонениям.

Сильное или слишком длительное эмоциональное напряжение называют нервным или эмоциональным стрессом. А факторы, вызывающие стресс,

могут быть самыми различными. Это может быть и физическая нагрузка, и воздействие холода или жары, и конфликтная ситуация.

Существует несколько тактических приемов разрешения конфликтов. Уход от конфликта может быть произведен руководителем созданием «условно» критической ситуации, при которой необходима срочная мобилизация всей группы. Например, быстрый перенос места лагеря на более безопасное место, форсированный марш ввиду надвигающейся опасности и т. д.

Среди других тактических приемов могут быть и такие, как сглаживание спорных вопросов, нахождение компромисса, создание ситуации «переговоров», выявление «зоны согласия», определение границ конфликта и, наконец, использование принуждения к его окончанию.

Тактика управления конфликтом выбирается в зависимости от его содержания и глубины, а также от психического состояния конфликтующих сторон. Разрешение конфликта возможно лишь при наличии у руководителя объективного подхода к его сути и каждой из противоборствующих сторон. Это обеспечивает более быстрое и легкое разрешение конфликта. В этом заключается психологическая закономерность: люди, которые разделяют наши взгляды, вызывают у нас чувство симпатии и расположения. Но это лишь до тех пор, пока не выявится различие во взглядах. Поэтому нельзя обвинять кого-либо в возникновении конфликта, необходимо ликвидировать породившие его причины.

Источник:
Конфликтные ситуации, пути и возможности их разрешения
При длительном пребывании в экстремальных условиях автономного существования двух и более человек порой возникают сложные взаимоотношения между ними,
http://survinat.ru/2011/11/konfliktnye-situacii-puti-i-vozmozhnosti-ix/

Конфликты и пути их разрешения


скачать
Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный горный университет

Кафедра социологии и истории

по дисциплине: «Социология и психология управления»

на тему КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

1. Классификация и типология конфликтов 8

1.1 Субъекты конфликта 9

1.2 Типы конфликтов. 10

1.3 Причины конфликтов. 12

1.4 Функции конфликтов 15

1.5 Формы работы с конфликтами и методы их разрешения. 15

2. Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций 20

2.1 Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией 22

2.2 Принципиальные переговоры 24

3. Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации 26

3.1 Адекватное восприятие конфликта 27

3.2 Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон 28

3.3 Создание климата взаимного доверия и сотрудничества 32

4. Практическая часть 32

4.1 Ситуация №1. 32

4.2 Ситуация №2. 35

4.3 Ситуация №3. 35

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

С одной стороны, конфликты, безусловно, вредны, поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, замедляют принятие решений. С другой – они имеют очень серьезное позитивное значение, которое часто не берут в расчет.

В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения

Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу, нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ.

Использование черно-белых категорий добра и зла для объяснения сложных явлений мешает (а подчас делает просто невозможным) понять, что же на самом деле происходит между людьми. Такой способ мышления с помощью оценок и ярлыков толкает на поиск виновных в бедах и неудачах, а затем и суровую расправу над ними.

Чувство неудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых слишком часто и с избыточной интенсивностью проявляются два важных феномена: столкновение и отчуждение

Столкновение — это чаще всего описываемая и встречающаяся форма контактов между людьми. Проявления этой формы весьма многообразны. В одних случаях столкновение проявляется исключительно в борьбе, в попытках противников обезоружить друг друга. Примером этого может быть ситуация, когда кого-то пытаются дискредитировать с помощью интриг, преследований, ложных обвинений и т.п. Другие формы столкновения больше похожи на поединки боксеров или фехтовальщиков — главное, к чему стремятся партнеры, — это доказать свое преимущество над другим. Иногда основной целью является установление господства над другими людьми, с тем, чтобы подчинить их своим интересам или использовать их ради собственной выгоды.

Среди различных форм столкновения можно найти и такие, которые содержат конструктивные и ценные начала как для участников столкновений, так и для других людей и даже целых сообществ. Конструктивные интеллектуальные споры, конфронтации разных позиций могут приносить определенную пользу и удовлетворение, могут помочь улучшить ситуацию в мире. Общения в форме столкновений являются результатом индивидуальных различий между людьми и возникает тогда, когда поступки индивидов- участников одной ситуации имеют аналогичную направленность. Столкновение бывают следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления.

Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх. Враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств.

Негативные последствия страха, враждебности и чувства опасности распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватывает все более широкие области межличностных отношений. Например, человек, воспитанный в атмосфере страха и опасности, сам впоследствии может стать источником этой атмосферы, воспитывая своих детей или руководя подчиненными. При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясь так называемым злым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый стереотип межличностных контактов, который когда-то в прошлом был закреплен на нем как часть его личности.

Оборонительная реакция в ответ на чувство страха и угрозы может появляться в различных формах поведения. Иногда под влиянием страха человек старается стать “маленьким и незаметным”, чтобы не попадаться на глаза тем, кто является для него источником угрозы. Нередко встречаются такие люди, которые когда-то в прошлом избрали для себя подобный стиль реагирования и поведения и ведут себя так, хотя изначального источника опасности уже не существует.

Другой вид оборонительного поведения заключается в постоянной готовности к нападению, к уничтожению или обезвреживанию источника опасности. Часто для того. Чтобы избежать потенциальной угрозы со стороны других людей, прибегают к попыткам подчинить их своей власти или постоянно контролировать их. Такое поведение не продиктовано злыми намерениями. Люди, часто поступающие подобным образом, заботятся исключительно о том, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно.

Еще одним способом справится с собственным чувством страха и надвигающейся угрозы является овладение набором уловок, игр и манипуляций, с помощью которых можно удерживать другого человека на безопасной дистанции. Постоянная готовность к оборонительно- наступательным и манипуляциям требует смены различных “масок” и “костюмов”, которые должны обмануть противника. Однако часто происходит так, что тот, кто слишком часто играет или притворяется перед другими людьми, сам перестает понимать, что в нем истинно и аутеично, а что — искусственно.

Иногда столкновение преобразуется в другую форму контактов, которую можно назвать отчуждением. Отчуждение может рассматриваться как конкретная форма самообороны в виде перемирия, часто связанная с ощущением собственного бессилия или усталости, наступающая в результате предшествующей борьбы. Отчуждение может быть характерно не только для отношений между людьми, мало знающими друг друга и имеющими мало общих интересов, но и для отношений между теми, кто объединен общей работой, совместной научной деятельностью, принадлежностью к одной семье или группе. Такте отношения отличаются дистантностью, равнодушием или чувством отчужденности.

Несколько более смягченной формой отчужденности является так называемая конвенциональная корректность. Она основана на соблюдении некоторых жестко заданных границ, в рамках которых следует удержать собственное поведение и поведение другого человека. Эти границы устанавливаются под влиянием конвенционных норм, присущих данной среде или в результате действия неписаных законов при выполнении социальных ролей.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность.

По направленности конфликты делятся на вертикальные, горизонтальные, смешанные.

В вертикальных конфликтах участвуют лица, один из которых находится в подчинении у другого.

В горизонтальных — участвуют лица, не находящиеся друг у друга в подчинении (таб.1).

В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие.

На конфликты, имеющие вертикальную составляющую (т.е. вертикальные и смешанные конфликты), приходится в среднем от 70 до 80% общего их числа. Такие конфликты наиболее нежелательны для руководителя: участвуя в них, он «связан по рукам и ногам». Ибо каждое действие и распоряжение в этом случае рассматривается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя они будут в любом его шаге видеть происки по отношению к оппонентам. А поскольку информированности подчиненным нередко недостает, чтобы правильно оценить действия руководства, то недопонимание с лихвой компенсируется домыслами, преимущественно негативного свойства.

Естественно, в таких условиях, когда каждое распоряжение может вести к углублению конфликта, чрезвычайно трудно работать.

Уже из этого предварительного рассмотрения понятны некоторые установки руководителя: наибольшую осторожность проявлять по отношению к вертикальным конфликтам (стараться погасить их в зародыше).

^ Табл.1 Горизонтальные и вертикальные конфликты

Источник:
Конфликты и пути их разрешения
Размер: 404.83 Kb.; Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации 26
http://rudocs.exdat.com/docs/index-366213.html

Пути разрешения конфликтных ситуаций

Пути и способы решения конфликтных ситуаций в коллективе Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно на две категории: структурные и межличностные.

Разъяснение требований к работе. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и практика. Причем, руководитель уясняет эти вотросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в конкретной ситуации.

Межличностные стили рарешения конфликтов:

Уклонение. Этот стиль подразумевает, чть человек старается уйти от конфликта.

Сглаживание. «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности.

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Этот стиль может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными.Недостаток принуждения заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу высоко ценится а управленческих ситуациях, т.к. это сводит к минимуму недоброжелательность и часть дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако его использование на ранней стадии конфликта, возникшего по важному решению, может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем,не старается добиться своей цели за счетдругих, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации

Источник:
Пути разрешения конфликтных ситуаций
Учебники онлайн: Методы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе
http://uchebnik-online.com/132/809.html

Школьные конфликты: как уладить без последствий?

Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.

Содержание

Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе.

Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.

Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.

Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:

  1. Конфликты между учениками в школе. Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.
  2. Конфликты между учениками и педагогами. Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
  3. Конфликты между педагогом и родителем школьника.
  4. Конфликт с участием директора заведения. Встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы.
  5. Проблемная ситуация с участием посторонних.

Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны.

В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта:

  1. При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников.
  2. При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остались неудовлетворенными.

Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.

Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации.

  1. Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».
  2. Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
  3. Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.
  4. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.

Когда уход от конфликта может быть разумным шагом? Читай статью.

В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать:

  1. Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.
  2. Роль родителя. Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом:

Среди общих причин конфликтов можно выделить:

  1. Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
  2. Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
  3. Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны». Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.

Пути решения

Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь:

  1. Не допускается повышение голоса на учащихся. Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции.
  2. Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.

Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.

Тему конфликта и его морально-нравственной структуры читай в статье.

А есть ли польза от конфликта? Читай здесь.

Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:

  1. Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями.
  2. Педагог не умеет найти подход.
  3. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.

Учитель выдвигает свои претензии:

  1. Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка.
  2. Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности.

Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.

Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть.

Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения.

Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов.

Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди».

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Источник:
Школьные конфликты: как уладить без последствий?
Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.
http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikty-v-shkole.html

(Visited 8 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как дальше жить Как дальше житьСветлой памяти моего мужа посвящается Как дальше жить,… (1)

Беременность 8 недель 8 неделя беременности (1 триместр) 8 неделя беременности - самое… (1)

Групповой интим: 6 откровенных историй о первой… Фото: Карельские вести Решиться на что-то принципиально новое — вроде группового секса — очень… (1)

Как спросить мужчину о его чувствах Как спросить парня о его чувствахВсегда считал, считаю и буду… (1)

женские чулки для мужчин Мужские чулки: новый тренд Некоторым это покажется странным, но многие… (1)

COMMENTS