П О П У Л Я Р Н О Е

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие пути. Нам нравится, когда все…

Как приготовить замороженные зразы Как правильно приготовить замороженные полуфабрикаты из мясного фарша? Как правильно приготовить замороженные полуфабрикаты из мясного…

Что написать о себе на сайте знакомств Заполняем анкету на сайте знакомств, раздел - О себе Продолжаем правильно заполнять анкету на сайте…

Компот из абрикосов рецепт Компот из абрикосов на зиму Абрикосовый компот – вкусный и ароматный подарит вам воспоминания о…

Как узнать своего провайдера Как узнать какой у меня интернет провайдер? В каждом городе имеется множество провайдеров, которые предоставляют…

Развитие стрессоустойчивости

Доклад на НПК Развитие стрессоустойчивости в подростковом возрасте

Доклад на НПК “Развитие стрессоустойчивости в подростковом возрасте”

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Развитие стрессоустойчивости в подростковом возрасте

Выполнила: Гунтупова Дарима, 9 класс

Руководитель: Данилова Валентина Владимировна, воспитатель 9 класса

Улан-Удэ, 2015-16 г.

I . Стрессоустойчивость в подростковом возрасте

Теоретический анализ проблемы исследования стрессоустойчивости в подростковом возрасте………….

Почему подростки испытывают стресс.

Стрессоустойчивость в учебной деятельности……………

Психосоматические последствия стрессов………………….

II . Стратегия и тактика воспитания “стрессоустойчивости”

Воспитание “стрессоустойчивости” у детей и

подростков как средство укреплен ия физического и психического здоровья

Скорая помощь при стрессе

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья и непременным условием социальной стабильности. Нарастающие учебные нагрузки влияют на нервную систему и психику подростков, приводят к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формирование стрессоустойчивости. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Исходя из этого, актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами:

1. В условиях заведения, круглосуточного пребывания у воспитанников в после каникулярный период снижаются адаптационные возможности, общий энергетический уровень, и как следствие мотивация к обучению.

2. Отсутствием системы социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости у учащихся в образовательном учреждении круглосуточного пребывания.

3. Отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на современных методах психологической коррекции стресса у подростков.

Цель методической разработки – коррекция эмоционального и физического состояния в ситуациях сильного напряжения (таких как проверочные контрольные работы, экзамены, сложные межличностные взаимоотношения и т.д.)

В соответствии с целью определены основные задачи занятия :

Сформировать теоретическое представление о стрессе;

Дать определение стрессоустойчивости;

Познакомить с основными способами снижения тревожности в стрессовой ситуации.

Сформировать навык эффективного выхода из стрессовой ситуации с помощью различных психокоррекционных методов.

Научная новизна исследования: разработаны принципы организации и проведения социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости в условиях образовательного учреждения круглосуточного пребывания.

Практическая ценность данной методической разработки состоит в том, что использовать в работе с подростками помимо психолога её могут учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

Понятие стресса и стрессоустойчивости в учебной деятельности

Одна из главных функций психики – уравновешивание организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Если по каким-либо причинам это становится невозможным, то возникают трудные состояния, которые характеризуются избытком эмоционального напряжения. Такие состояния часто называют стрессом. В переводе с английского «стресс» — это давление, напряжение. Этот термин заимствован из техники, где обозначал внешнюю силу, приложенную к физическому объекту и вызывающую его напряженность. В 1936 году Г.Селье использовал это понятие для обозначения определенных физиологических процессов в организме человека.

Стрессом называют чрезмерное усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться или неожиданный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада. Г.Селье определяет его как «неспецифический, т.е. один и тот же на различные воздействия, ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней».

Причиной подросткового стресса могут стать отношения с родителями: непонимание, недостаток любви с их стороны, недооценка личностных качеств школьника, ограничение его свободы. Нередко родители стремятся добиться от подростка нормативного с их точки зрения поведения, но при этом сами становятся источником стресса для своего ребенка4.

Подчеркнем, что стресс как состояние затрагивает всю психику и влияет на уровень психической активности в целом и на отдельные функции.

Он может вызывать ухудшение внимания, памяти, мышления, неадекватность оценки ситуации, чрезмерную двигательную активность либо заторможенность. Это отрицательные проявления стресса. Положительные эффекты проявляются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти, повышении эффективности деятельности. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать.

Сейчас подрастающее поколение подвержено стрессам, как в школе, так и в нее ее, как же помочь подростку в такой ситуации? Часто родители чувствуют себя беспомощными в ориентирование ребенка в его собственной судьбе. Важно направить подростка в планировании личной жизни, учебы, научить разбираться в себе и с окружающими.

Не имея жизненного опыта, подростки испытывают множество проблем, в итоги которых вполне вероятно может стать полная неудовлетворенность жизнью, ведущая к стрессам и неврологическим срывам, развитию психосоматических и психических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, депрессивных расстройств, и компенсируемая во многих случаях курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Стресс, это неспецифическая реакция организма на нервно-психическое напряжение, а также соответствующее состояние нервной системы организма.

Почему подростки испытывают стресс?

Чаще всего, это происходит вследствие следующих факторов:

Неуверенность в себе. Если юноша или девушка не знают, как вести себя в окружении сверстников, если они испытывают постоянное стеснение и остро ощущают собственную неполноценность, это просто не может не привести к стрессу.

Трудности с учебой и низкая успеваемость. Не каждый ребенок способен схватывать знания «на лету», и потому оценки подростка могут оставлять желать лучшего, что приведет к высокомерному отношению и насмешкам со стороны одноклассников (а иногда, и педагогов), а также к развитию стресса.

Активная внеклассная деятельность. Конечно, хорошо, когда ребенок, помимо школьных занятий, посещает также разнообразные кружки и секции. Однако слишком большие нагрузки и желание добиться успеха во всех сферах деятельности приводят к ухудшению состояния здоровья ребенка, к потере концентрации внимания и к большим эмоциональным нагрузкам.

Проблемы во взаимоотношениях. Перечисляя основные *причины стресса у современных подростков*, необходимо остановиться и на этой категории факторов. Причем относиться сюда могут самые разнообразные проблемы, начиная от недопонимания с друзьями или представителями противоположного пола, и заканчивая размолвками с родителями.

Отсутствие желаемых особенностей внешности или черт характера. Каждому подростку хочется чем-то выделяться на фоне сверстников, но не все обладают потрясающей внешностью или могут поразить какими-то талантами.

Поэтому конфликт между желаемым и действительным нередко приводит к эмоциональным и психологическим проблемам.5

Недостаток материального обеспечения в сравнении со сверстниками. Многие дети страдают от невозможности носить такую же модную и дорогую одежду, как и их знакомые, пользоваться такими же аксессуарами и техническими средствами.

Физическая слабость и неумение защитить свои интересы. Особенно актуальна эта проблема для мальчиков.

А, кроме того, причиной стресса для подростка может стать: переход в другую школу, развод родителей, несчастье с кем-то из близких, недостаток внимания со стороны представителей противоположного пола, эмоциональные и физические перегрузки и многие другие факторы. Поэтому родителям нужно внимательно следить за состоянием своего ребенка и, в случае необходимости, немедленно прийти ему на помощь. Ведь большинство указанных выше проблем можно без труда решить, и тогда они не будут отравлять жизнь вашего ребенка, и представлять опасность для его здоровья.

Чтобы подросток был здоровым, и у него не возникало такое количество проблем, необходимо научить ребенка преодолевать стрессы, решать мирно конфликты.

В профилактику стрессов, прежде всего включены занятия спортом, пропаганда родителями здорового образа жизни, хорошо если есть личный пример. Овладение навыками саморегуляции и дыхательной гимнастики. Четкая постановка жизненных целей, упорядочение межличностных отношений в семье, воспитание психологической готовности к встрече со стрессами и их нейтрализации.

Что бы было меньше стрессов в жизни подростка, стоит:

– ограничить просмотр телепередач и кино, особенно боевиков и ужасов;

– ограничить прослушивание рок-музыки (нарушается пропорция внутреннего ритма ребенка);

– ограничить пребывание подростка у компьютера;

– не позволять ребенку смотреть и слушать то, что вы считаете, не является образцом для подражания;

– чаще разговаривайте с ребенком, четко произнося слова, грамотно строя фразы, читайте и слушайте с ним классику;

– внимательно отнеситесь к выбору друзей подростка;

– постарайтесь научить ребенка любить себя таким, какой он есть;

– необходимо, что бы ребенок доводил начатое до конца;

– объясните подростку, что все имеют право на ошибку, главное постараться это исправить;

Скорая помощь при остром стрессе

1. Пусть подросток умоется водой, и выпьет стакан сока или воды.

2. Найдет в теле напряженные мышцы и расслабит их, потрясет кистями, руками, ногами.

3. Сожмет кисти в кулак что есть силы и продержит их так 10 секунд. Сбросит напряжение. То же самое проделает с локтями, плечами, ногами, животом.

4. Вдохнет животом и медленно выпустит воздух. Мычит при этом, как будто вы стонете.

5. Сделает себе массаж лица и головы. Помассирует мышцы радости, которые находятся в верхней части щек.

6. Переключит внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка.

7. Нарисует стрессовую ситуацию. Сожжет рисунок. Уменьшите значение события.

8. Закроет глаза и мысленно представит себе тихое место, в котором ему было хорошо и комфортно.

9. Подумает о друзьях и близких, которые в любят его несмотря ни на что. Улыбнется им.

Оценка стрессоустойчивости подростков

В целях изучения стрессоустойчивости были использованы тест «Подверженность стрессу» (Митиной Н.Н.) и тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В.).

По результатам проведенного тестирования были получены следующие данные (слайд).

Уровень подверженности стрессу у большинства учащихся (58,7%) – средний. То есть они подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремление добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот).

На следующем слайде представлены результаты изучения уровня стрессоустойчивости у учащихся: у большинства учащихся высокий уровень стрессоустойчивости, что составляет 67,4%.

С целью изучения причин возникновения стресса и способов избавления от него было проведено анкетирование при помощи специально разработанной анкеты, которая представлена на слайде.

При ответе на вопрос: «Как вы считаете, подвержены ли вы стрессу?» большинство респондентов (45,7%) ответили, что «нет, не подвержены стрессу»; 23,9% опрошенных затруднились ответить и 30,4% ответили – «да, подвержены стрессу».

При ответе на вопрос: «Какие, по вашему мнению, существуют причины возникновения стресса?» были названы основные причины, которые представлены на след. слайде:

конфликты в классе, с друзьями – 28,4%;

незнакомая обстановка (новая школа, класс и т.д.) – 19,7%;

неуверенность в себе – 19,7%.

При ответе на вопрос: «Какие методы и способы избавления от стресса вы знаете?» школьники выделили следующие способы, которые представлена на след. слайде: применение процедур, улучшающих самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка) – 22,3%; поддержка близких (родителей, друзей) в данный момент – 17,1%; развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения – 14,8%. Это сочетание физических, эмоциональных и психологических методов.

При ответе на вопрос: «Какое влияние оказывает на вас стресс?» большинство респондентов – 47,8% затруднились ответить; 43,5% опрошенных указали отрицательное влияние стресса и 8,7% – положительное влияние.

Таким образом, опрошенные школьники многое знают о стрессе, но о том, как он влияет на человека (положительно или отрицательно) не знают. Необходимо объяснить ребятам, что есть оптимальный уровень стресса, при котором деятельность результативна. Больше – хуже. Но и меньше – тоже плохо. То есть стресс в небольших порциях полезен, при перегрузке – очень вреден.

Сейчас я представила результаты исследования стрессоустойчивости учащихся нашей школы, а теперь я предлагаю вам самим проверить свой уровень подверженности стрессу.

На слайде представлен тест на выявление уровня подверженности стрессу. Нужно ответить на 7 вопросов и подсчитать количество баллов, а затем разделить на 7 – это и будет уровень подверженности стрессу.

На след. слайде представлена шкала уровня психологического стресса, сравните свои результаты с таблицей, определите свой уровень стресса.

Если кто-то получил высокий уровень стресса, не переживайте. Существуют способы развития стрессоустойчивости, о которых я вам сейчас расскажу.

Воспитание “стрессоустойчивости” у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья

Современная система образования в последнее время подвергается острой критике со стороны психиатров, психотерапевтов, дефектологов, психологов за отсутствие в учебных планах образовательных учреждений такого учебного предмета, который готовил бы молодого человека к жизни самым

непосредственным образом, давая знания, которые помогали бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе, не оставаться беспомощным в планировании и осуществлении деловой карьеры и личной жизни, научили разбираться в себе и окружающем, беречь и сохранять на всю жизнь свое физическое и психическое здоровье.

Не обладая необходимыми в этой области знаниями, учащиеся и выпускники школ испытывают множество проблем, итогом которых вполне вероятно может стать полная неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям, развитию соматических и психических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, депрессивных расстройств, и компенсируемая во многих случаях курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Психосоматические последствия стрессов

По данным Международной ассоциации психиатров, страдают депрессией:

Постинсультные больные – 47%

Больные сахарным диабетом – 28%

Считается, что рак поджелудочной железы почти причинно связан с депрессией. В то же время 50% больных маскируют депрессивные симптомы жалобами соматическими, чаще всего фиксируя внимание врача на расстройствах деятельности сердца, ЖКТ, жалобах общего характера, которые раньше было принято называть невротическими, т.е. симптомы депрессии могут маскироваться различными проявлениями соматического, психического и когнитивного неблагополучия, чрезмерным употреблением алкоголя, ипохондрическими идеями.

Современные исследования в области психологии, психосоматической медицины, психотерапии выявляют четкую зависимость возникновения неврозов, депрессивных расстройств, психических и соматических заболеваний от состояния эмоционально-волевой сферы человека, и особенно ребенка. Древние говорили: не тот человек силен, кто избегает трудностей, а тот, кто умеет им противостоять и с честью преодолевать их.

Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то есть, обладает завышенным уровнем притязаний, то риск сердечнососудистых заболеваний у него возрастает. Так, больные гипертонией в течение длительного времени не находят достойного, по их мнению, признания их заслуг в глазах окружающих. “Проглатывание обиды” приводит к гипертонии. В одном из исследований над животными в ходе эксперимента вожака стада обезьян, который в силу нахождения на вершине иерархии в стаде ел первым, отделили от стада и у него на глазах в течение нескольких дней кормили остальных членов стада раньше, чем его. В результате наблюдения этого “безобразия” у вожака стада развилась гипертония.

В свою очередь, у людей целеустремленных, с ярко выраженным честолюбием хронические сердечные заболевания встречаются гораздо чаще по сравнению с теми, кто удовлетворен своим положением.

Большая личная ответственность за какое-то дело также является фактором, провоцирующим стресс. Была установлена зависимость между степенью эмоционального напряжения и частотой пульса как показателя меры ответственности.

Исследуя характер людей, больных язвенной болезнью, ученые обнаружили, что для них характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Им свойствены также

Таким образом, повышенное психическое напряжение, всевозможные неудачи, страхи, переживание чувства повышенной опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека

Профилактика депрессии и неврозов

Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Для здоровья, по мнению Н. Амосова, одинаково необходимы четыре условия – физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще – счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех она здоровье не обеспечивает.

Преодоление негативных последствий стресса на основе достижений современной психологической науки — важная практическая задача. Осуществляется это преодоление в процессе профилактики, которая имеет социальный, психологический и медицинский аспекты.

Социальный аспект профилактики включает в себя создание средовых общественных условий, которые предотвращают психический травматизм.
Медицинская профилактика включает в себя: пропаганду здорового образа жизни; психо-гигиеническое просвещение населения с учетом возрастных и половых особенностей отдельных его групп; закалку организма в детские

годы; регулярные занятия спортом, овладение навыками саморегуляции и дыхательной гимнастики; освоение каждым человеком навыков здорового образа жизни.

Психологическая профилактика стрессов включает в себя: выработку четкой концепции собственной жизни; постановку общественно значимых жизненных целей; упорядочение межличностных отношений в семье, воспитание психологической готовности к встрече со стрессами и их нейтрализации.

Стратегия и тактика воспитания “стрессоустойчивости”

Обеспечение родителями безопасности психического состояния ребенка – важнейшее условие профилактики неврозов и депрессивных расстройств у детей. Родители должны:

Ограничить просмотр телепередач дошкольникам и детям младшего школьного возраста: не более 15 минут; особенно вредны фильмы без слов.

Ограничить прослушивание рок-музыки – она нарушает пропорцию внутреннего ритма ребенка.

Ограничить пребывание у компьютера, особенно до 8 лет.

Не позволять ребенку смотреть и слушать то, что вы считаете, не является образцом для подражания.

Ежедневно уделять внимание ребенку. В те минуты, когда вы концентрируетесь на нем, он развивается, вы – его здоровье, его питание. До 7 лет ребенок не может полноценно развиваться без родителей. До 7 лет формируется привязанность ребенка к родителям и теплое чувство любви к ним.

Ежедневно разговаривайте с ребенком, четко произнося слова, грамотно строя фразы, читайте и слушайте с ним классику.

Соблюдайте принцип ТАБУ-РЕТКИ. Переключение внимания ребенка в большинстве случаев действует безотказно. Не закрепляйте в сознании ребенка эпизоды плохого поведения: не поощряйте топанье ногами и истерику угощением.

Внимательно относитесь к выбору друзей и учителей малыша, не забывайте его подражательные качества. Когда ребенок станет старше, после 7 лет, обсуждайте с ним все события, происходящие с ним. Давайте им свою оценку. Будьте психологом своего ребенка. Приучайте ребенка видеть в мире и плохое, и хорошее, но – перенимать только хорошее, при этом ребенок не должен считать себя лучше других и должен знать все свои недостатки. Необходимо осознание ребенком и исправление им его неправильных поступков (как в христианских заповедях.). В таких условиях ребенок обогащается опытом самоанализа и видит, как трудно исправлять даже маленький недостаток в себе, это делает его снисходительным к другим.

Древние говорили: “От года до 7 лет – ребенок царь”. Все служат ему, управляют им незаметно, дипломатично, за исключением табу. От 7до 15 лет ребенок – “раб”. Хозяин печется о своем рабе, любит его, и раб платит любовью и послушанием, и главное здесь – воспитание послушания, без послушания раб не может реализовать свои деловые качества во взрослом состоянии и не сможет уважить вашу старость. От 15 и старше – ребенок – “друг”. Вы можете только советовать ему, как поступить, а выбор остается за ним. Руководство им строится вновь на вашей дипломатии и на том уважении, которое вы воспитали к старшим за предыдущий период от 7 до 15 лет.

1. Корнетов Н.А., Психогенные депрессии (клиника, патогенез); Издательство Томского университета, Томск, 1993г.

2. Международные стандарты систематики, диагностики и терапии депрессивных расстройств, Томск, 1999г.

3. Вавилова В.П., Перевощикова Н.К., Современные технологии в программе реабилитации и адаптации детей дошкольного образовательного учреждения, Департамент образования Администрации Кемеровской области, Кемерово, 2001г.

4. Бойко Ю.П., Петрушин В.И., Практическая психотерапия выживания в большом городе, “Классный руководитель”, научно-методический журнал, №4, Москва, 2004г.

5. Д.В.Тойч и Ч.К.Тойч, Второе рождение или искусство познать и изменить себя, Москва, 1995г.

Приложение 1. Тест «Подверженность стрессу» Митиной

1. Легко ли Вы раздражаетесь даже из-за мелочей?

2. Нервничаете ли, если приходится чего-либо ждать?

3. Краснеете ли, когда испытываете неловкость?

4. Можете ли в раздражении обидеть кого-нибудь?

5. Спокойно ли Вы воспринимаете критику?

6. Если Вас толкнут в трамвае, постараетесь ли Вы ответить обидчику тем же или скажете что-нибудь обидное?

7. Всегда ли Ваше время заполнено какой-либо деятельностью?

8. Свойственна ли Вам пунктуальность?

9. Умеете ли Вы выслушивать других?

10. Страдаете ли отсутствием аппетита?

11. Часто ли Вы испытываете беспричинное беспокойство?

12. Кружится ли у Вас по утрам голова?

13. Испытываете ли Вы усталость после продолжительного сна?

14. Легко ли Вы засыпаете?

15. Уверены ли Вы, что у Вас все в порядке с сердцем?

16. Страдаете ли Вы от болей в области спины и шеи?

17. Часто ли Вы барабаните пальцами по столу, а сидя – покачиваете ногой?

18. Мечтаете ли Вы о признании, хотите ли, чтобы Вас хвалили за то, что Вы делаете?

Источник:
Доклад на НПК Развитие стрессоустойчивости в подростковом возрасте
Cкачать: Доклад на НПК "Развитие стрессоустойчивости в подростковом возрасте"
http://infourok.ru/doklad-na-npk-razvitie-stressoustoychivosti-v-podrostkovom-vozraste-1475158.html

Развитие стрессоустойчивости военнослужащих как направление психологической работы в подразделении Текст научной статьи по специальности – Психология

Развитие стрессоустойчивости военнослужащих как направление психологической работы в подразделении Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Дербин П.А., Петровская М.В.,

Текст научной работы на тему «Развитие стрессоустойчивости военнослужащих как направление психологической работы в подразделении»

?РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

П.А. Дербин, М.В. Петровская, Военный авиационный инженерный университет

В современном мире профессиональная деятельность многих людей протекает в экстремальных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых -стрессоустойчивость, являющаяся компонентом адаптивности личности.

Актуальность настоящего исследования обусловлена противоречием, заключающемся в том, что, с одной стороны, военнослужащий вовлечен в экстремальной пространство военной деятельности и это требует от него проявления стрессоустойчивости, а с другой – развитию стрессоустойчивости в профессиональной деятельности уделяется недостаточное внимание. Проблема стрессоустойчивости как результата целостного процесса саморегуляции военнослужащим своей деятельности, вопросы о месте и роли в этом процессе личностных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других компонентов саморегуляции изучены недостаточно. Особую актуальность проблема развития стрессоустойчивости приобретает в связи с социальной, экономической, политической и практической значимостью обеспечения должного уровня стрессоустойчивости в деятельности военнослужащих.

В контексте настоящего исследования наиболее полным представляется определение, данное Марией Тышковой. По ее мнению, стрессоустойчивость – это:

Во-первых, способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении.

Во-вторых, способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров.

В-третьих, способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации.

По мнению специалистов в области военной психологии, высокий уровень стрессоустойчивости (интеллектуальной, волевой и эмоциональной), относится к числу профессионально важных качеств военнослужащего.

Одним из путей формирования стрессоустойчивости у военнослужащих является психологическая подготовка к ведению активных боевых действий.

Психологическая подготовка военнослужащих – это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у военнослужащих психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования

личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки.

Необходимо помнить, что практическая реализация принципов психологической подготовки достигается, если будут обеспечены: высокий темп действий днем и ночью в сложных погодных условиях (дождь, туман, снегопад, гололед, песчаные бури); быстрая и резкая смена тактической обстановки в ходе занятий; стрельба из всех видов штатного оружия; совершение маршей, форсирование водных преград, преодоление зон заражений, борьба с пожарами; длительное пребывание в средствах защиты от оружия массового поражения; с низколетящими воздушными целями, с десантами и диверсионными группами противника – то есть те самые условия и факторы, которые формируют стрессоустойчивость у военнослужащих.

Другим, не менее действенным путем формирования стрессоустойчивости можно назвать применение социально-психологических технологий психологической коррекции стрессовых состояний.

Групповая социальная поддержка, включенная в технологию формирования стрессоустойчивости, приводит к повышению стрессоустойчивости, а также самоактуализации личности и других личностных параметров. Действие социальной поддержки потенциально может включаться в двух случаях в ходе оценки стрессора и совладания со стрессом. Во-первых, она может срабатывать на стадии оценивания стрессора. Во-вторых, социальная поддержка может включаться на стадии преодоления стресса и срабатывать посредством редуцирования воздействия стресса на индивида.

С учетом существующих социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости и психологической коррекции стрессовых состояний личности, предлагается модель их применения.

Изучение динамики индивидуальных показателей

стрессоустойчивости проводилось с помощью измерения показателей психической надежности, эмоциональной устойчивости, формально-динамических характеристик эмоциональных переживаний, особенностей свойств саморегуляции. Продолжительность экспериментального исследования составила четыре месяца. Оценка сдвигов определялась при сравнении данных военнослужащих, только прибывших для прохождения военной службы (экспериментальная группа), и данных военнослужащих, отслуживших большую часть срока службы (контрольная группа), выбранных в качестве эталона. Всего в исследовании приняло участие 76 военнослужащих.

Оценка психической надежности проводилась при помощи методики Мильмана. Значения показателей чувствительности к стресс-факторам показывают, что в результате формирующего эксперимента

экспериментальная группа настолько приблизилась к показателям контрольной, что между величинами значений показателей достоверных различий нет. Величина всех компонентов психической надежности в экспериментальной группе может быть оценена высоким уровнем.

Под влиянием формирующего эксперимента в содержании отчетов испытуемых появилась эмоциональная насыщенность различных компонентов саморегуляции, повысился уровень осознания своих эмоциональных переживаний. Показатели интенсивности и длительности эмоциональных переживаний модальности печали, полученные по шкале Дембо, после эксперимента не имели значимых различий с показателями контрольной группы. Достоверно по отношению к контрольной группе снизились значения показателей интенсивности и длительности эмоциональных переживаний модальности страха и гнева. Существенно повысились показатели интенсивности и длительности эмоциональных переживаний модальности радости.

Проведенный эксперимент показал, что количественные значения рассматриваемых показателей экспериментальной выборки приблизились к значениям показателей эталонной контрольной группы. В содержании деятельности военнослужащих экспериментальной группы стали координироваться представления о целях, задачах и условиях военно-профессиональных действий, в том числе боевых. В целом, результаты эксперимента позволяют утверждать, что предложенная модель применения технологий формирования стрессоустойчивости показала свою эффективность.

Список использованной литературы:

1. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. №1. С. 27-33.

2. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дис. . канд.психол.наук. – М., 2007. – 27 с.

Источник:
Развитие стрессоустойчивости военнослужащих как направление психологической работы в подразделении Текст научной статьи по специальности – Психология
Развитие стрессоустойчивости военнослужащих как направление психологической работы в подразделении Текст научной статьи по специальности « Психология » Похожие темы научных работ по психологии
http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-stressoustoychivosti-voennosluzhaschih-kak-napravlenie-psihologicheskoy-raboty-v-podrazdelenii

Стрессоустойчивость: понятие и формирование

Сурай Татьяна Вячеславовна,Студентка, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Тула,Sparrow.ua@yandex.ru

Стрессоустойчивость: понятие и формирование

Аннотация.В статье раскрываетсяпонятие стрессоустойчивости, определяемое разными учеными. Автор рассматривает способы формированиястрессоустойчивости, котораявыступает важнейшим качеством для современного человека. Ключевые слова:стрессоустойчивость.

Работать до изнеможения и постоянно вгонять себя в стрессовые ситуации изза нехватки времени, или накручивать себе негативные последствия, выбивают организм из привычной ему колеи и, как следствие, падает устойчивость к стрессу.Полноценный сон –обязательное условие полноценного восстановления физических и психических сил, а правильное питание обеспечит хорошее самочувствие и убережет от дополнительных проблем со здоровьем.Занятие любимым делом или просто отдых помогают получить моральное удовлетворение, отвлечься от проблем и снять напряжение.

Всегда требуется чередовать умственное напряжение с физическим, потому что это уравновешивает нервную систему. Даже когда захватывает гнев, необходимо двигаться, дабы выпустить из своего организма возбуждение. Посещение спортивного зала, пробежки или элементарная зарядка позволяютпреобразовать психологический негатив в физическое действие.

Источник:
Стрессоустойчивость: понятие и формирование
Сурай Татьяна Вячеславовна,Студентка, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Тула,Sparrow.ua@yandex.ru Стрессоустойчивость: понятие и формирование Аннотация.В статье раскрываетсяпонятие стрессоустойчивости,
http://e-koncept.ru/2016/86187.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Конфликты примеры из жизни Как решить конфликтную ситуацию? ТОП-10 правил! Конфликты – это всегда проблема. И в какой бы… (3)

Психология журналистики Библиотека профессионального журналиста вБиблиотека профессионального журналиста в.Ф. Олешко психология журналистики Допущено региональной секцией Урала и… (2)

Варианты шеллака на короткие ногти Модный маникюр шеллаком на короткие ногти 2018 фото 64 идеиМодный маникюр шеллаком на короткие ногти… (2)

Блеск для губ зеркальный объем Блеск для губ FaberlicМногие девушки предпочитают помадам блески, ведь они представляют губы в выигрышном свете,… (2)

Как организовать переезд Как организовать квартирный переезд?В жизни каждого из нас хотя бы раз возникает необходимость организовать переезд,… (2)

COMMENTS