Семейная экономика

Инфляция и семейная экономика

Инфляция и семейная экономика. Технологическая карта урока обществознания, 8 класс

Технологическая карта урока обществознания, 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Инфляция и семейная экономика. Технологическая карта урока обществознания, 8 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ИНФЛЯЦИЯ И СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА

Рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе; рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом; развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы; воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация

Номинальные и реальные доходы

Формы сбережения граждан

Банковские услуги , предоставляемые гражданам

Личностно значимая проблема

Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их — искусство

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент, банковский кредит, потребительский кредит

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Беседа по изученному материалу.

В начале урока проводится беседа — повторение ранее изученного.

Что влияет на объём и структуру потребительских расходов? Какова связь между доходом и потреблением? Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или иной страны? Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи или же он в силу возраста исключительно потребитель?

Назовите различные виды страховых услуг.

Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.

Предлагают версии. Составляют план деятельности

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Беседа с учащимися

Сообщение учащегося (о формах сбережения)

Беседа с учащимися

Анализ документов. Самостоятельная работа

Учитель рассказывает о том, что такое инфляция и проводит работу с терминами

Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учитель ставит и обсуждает следующие вопросы:

1) Что является причиной инфляции в рыночной экономике? 2) Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей? 3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственников, знакомых от инфляции? Приведите примеры

Учитель задает учащимся разнообразные вопросы

Работа над определением:

Учитель объясняет новый материал и просит привести примеры.

2. Формы сбережения граждан. Учитель сообщает о том, что один из учащихся подготовил доклад. По ходу рассказа, учитель делает паузу для работы с определением.

Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию.

Работа с документом стр. 219

Решение ситуации (работа с учебником) стр. 220-221

3. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Работа с текстом учебника стр. 221-223.

Составить развернутый план по теме «Виды банковских услуг»

1. Какие услуги предоставляют гражданам банки?

2. Открытие и ведение банковского счета.

3. Предоставление кредитов.

4. Формы кредита.

Учащиеся слушают учителя, записывают в тетрадь термины

Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией

Учащиеся приводят примеры

Ученики отвечают на вопросы учителя, записывают определение в тетрадь, с последующим комментированием.

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Примеры.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы

Сообщение учащегося (о формах сбережения). Учащиеся слушают и делают записи в тетради.

Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

Учащиеся самостоятельно работают с документом, находящимся в учебнике. Анализируют его и делают выводы.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Записи в тетради.

Записи в тетради

Записи в тетради

Устные ответы и записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока.

Учащиеся разбирают разнообразные ситуации и делают вывод

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

— Почему цены в рыночной экономике постоянно растут?

— Какое явление оказывает инфляция на доходы граждан?

— Чем реальный доход отличается от номинального?

— Зачем семья создает сбережения?

— Почему семьи пользуются сберегательным кредитом?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: § 20, термины

Записывают домашнее задание

Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции:

• Рост цен на большинство товаров (не может стать причиной инфляции, поскольку это её определяющий признак).

• Увеличение денежной массы (причина инфляции).

• Уменьшение нормы обязательных резервов ЦБ (может стать причиной инфляции, т.к. произойдёт увеличение денежной массы).

• Ожидание хорошего урожая (не может стать причиной инфляции, люди могут ожидать снижение цен).

• Ожидание плохого урожая ( может стать причиной инфляции, т.к.у населения формируются ожидания роста ценна с\х продукцию).

• Снижение цен на электроэнергию (не вызовет инфляцию, снижение затрат для большинства товаропроизводителей).

• Увеличение закупочных цен на зерно (может вызвать инфляцию, инфляция издержек).

• Успешная забастовка шахтёров, добившихся повышения зарплаты в два раза (может стать причиной инфляции, это повлечёт за собой удорожание энергоносителей – инфляция издержек)?

1. Один мой знакомый недавно пожаловался: «Каждый год начальство дает мне прибавку к заработной плате, но рост цен ее съедает». Что он хотел этим сказать?

Ответ. Мой знакомый говорил о том, что ежегодно его но­минальная заработная плата возрастает, однако в своем росте она едва успевает за повышением общего уровня цен в экономике. Поэтому, несмотря на увеличение номинальной заработной платы, его реальная заработная плата остается практически неизменной.

2. Как вы думаете, какое влияние окажет непредвиденная инфляция (n — 20% за полгода) на следующих членов общества:

а) работника городской библиотеки?

б) студента вуза, получающего стипендию?

в) человека, имеющего много долгов?

г) шахтера, являющегося членом мощного профсоюза?

д) человека, который положил свои сбережения на полгода в банк при номинальной процентной ставке по депозитным вкладам, равной 10% за шесть месяцев?

Ответ. Работник городской библиотеки является государственным служащим и получает заработную плату из государственных источников финансирования, значит, его номинальный доход является фиксированной величиной. Вероятнее всего, при наличии непредвиденной инфляции государственные органы не успеют столь оперативно повысить его номинальную зарплату с учетом роста цен и реальный доход библиотекаря значительно снизится.

Ответ. Реальный доход студента понизится по тем же причинам.

Ответ. Этот человек, безусловно, выиграет от инфляции, так как он будет возвращать кредиторам обесценившиеся деньги.

Ответ. Если профсоюз действительно мощный, то он может потребовать от работодателя (в том числе и от государства) ин­дексации заработной платы для своих членов, т. е. повышения зарплаты с учетом темпа инфляции. Реализация требований профсоюза шахтеров может привести к тому, что реальная зара­ботная плата его членов не изменится, а может даже и возрасти, если индексация окажется чрезмерной.

Ответ. Вкладчик банка сильно пострадает от инфляции, поскольку двадцатипроцентная инфляция «съест» не только всю величину процентных выплат, но и часть самих сбережений.

3. Обсуждение ситуации. Четверо друзей выиграли в лотерею по 1 млн. рублей каждый. Ваня Иванов положил деньги в Сбербанк на текущий счет из расчета 10% годовых. Петя Петров положил свой миллион на срочный депозит из расчета 90% годовых. Маша Смирнова купила пылесос. А Света Тютелькина зашила свои денежки в подушку. Годовой темп инфляции составил 90%. При этом пылесосы подорожали за год в 2,5 раза. Удачно ли Ваня, Петя, Маша и Света распорядились своими деньгами? Объясните ваш ответ.

а) Наименее удачно распорядилась своими деньгами Света, зашив их в подушку. В условиях высоких темпов инфляции хранение денег в наличной форме — наиболее невыгодное дело. За прошедший год они обесценились почти в два раза. Это значит, что теперь на них можно купить почти в 2 раза меньше товаров и услуг.

б) Ваня Иванов тоже не слишком удачно вложил свои день­ги, хотя он и получил на них номинальный доход в размере 100000 рублей. Конечно, в конце года Ваня будет иметь налич­ных денег на сумму 1 100000, но сегодня он все равно сможет купить на эти деньги меньше товаров и услуг, чем год назад на миллион рублей, так как темп инфляции превысил номинальную ставку процента. Реальная ставка процента является величиной отрицательной: — 42,1%.

в) Пете удалось полностью сохранить реальную стоимость, т.е. покупательную способность, своих денег. На свой миллион год назад он мог купить столько же товаров и услуг, сколько сегодня на 1900000. Но, несмотря на высокую номинальную ставку процента, вложенные в банк деньги не принесли ему ожидаемого дохода, так как реальная ставка процента оказалась равна нулю.

г) Хозяйственная жилка не подвела Машу Смирнову. Она, пожалуй, наиболее удачно распорядилась своими деньгами. Тем более если пылесос давно был ее заветной мечтой и оказался вещью высокого качества. Как видите, цена на пылесосы вырос­ла за год в большей степени, чем цены на другие товары (в среднем). Это значит, что, если бы даже Маше удалось полностью сохранить стоимость денег, положив их под 90% годовых, она все равно не смогла бы через год купить заветный пылесос. Поэтому Маша поступила весьма грамотно с экономической точки зрения. Следует отметить, что в условиях сильной инфляции сберегать деньги вообще невыгодно. Более эффективным способом сохранения их стоимости является покупка товаров длительного пользования, а также недвижимости (например, земельных участков или строений)

Инженер приборостроительного завода жалуется со­седу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?

Три старшеклассника копили деньги на туристичес­кую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Анд­рей купил новый велосипед, а Егор решил хранить день­ги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен со­ставил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распоря­дился своими деньгами? Поясните свой ответ.

Проверить результативность усвоения изученного по­может выполнение учащимися задания 2 из рубрики «В классе и дома», а также использование следующих за­даний:

1) Выбери верное утверждение.

а) кратковременное (сезонное) повышение общего уров­ня цен на большую часть товаров и услуг

б) массовый выброс товаров на рынки сбыта для сби­вания цен

в) долговременное повышение общего уровня цен натовары и услуги

г) повышение цен на социально значимые виды това­ров

2) Какие социальные группы несут потери от инфля­ции?

а) представители малого бизнеса

б) сотрудники коммерческого банка

в) государственные служащие

г) собственники фирм, занимающихся добычей и пере­работкой природного сырья

д) работники страховой компании

Тест по теме «Инфляция и семейная экономика»

1. Повышение цен — это

А) инфляция Б) дефляция

В) инвестиция Г) доход

2. Денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты определенного процента, называется –

А) ссудой Б) векселем

В) банковским кредитом Г) авансом

3. Часть доходов граждан, не используемая на потребление, называется –

А) реальными доходами Б) сбережениями

В) номинальными доходами Г) кредитом

4. Вклады в банк, которые могут быть изъяты вкладчиком в любое время, называются

А) срочными Б) сберегательными

В) до востребования Г) платежными

5. Сумма денег, полученная гражданином за определенный период времени называется _____ доходом.

А) реальным Б) номинальным

В) частным Г) потребительским

6. Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления?

1) менее всего страдают от инфляции семьи с фиксированными доходами.

2) одним из последствий инфляции является обесценивание семейных сбережений.

А) Верно только 1 Б) верно только 2 В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

7. Что такое процент? Напишите определение.

Тест по теме «Инфляция и семейная экономика»

1. Повышение цен — это

А) инфляция Б) дефляция

В) инвестиция Г) доход

2. Денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты определенного процента, называется –

А) ссудой Б) векселем

В) банковским кредитом Г) авансом

3. Часть доходов граждан, не используемая на потребление, называется –

А) реальными доходами Б) сбережениями

В) номинальными доходами Г) кредитом

4. Вклады в банк, которые могут быть изъяты вкладчиком в любое время, называются

А) срочными Б) сберегательными

В) до востребования Г) платежными

5. Сумма денег, полученная гражданином за определенный период времени называется _____ доходом.

А) реальным Б) номинальным

В) частным Г) потребительским

6. Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления?

1) менее всего страдают от инфляции семьи с фиксированными доходами.

2) одним из последствий инфляции является обесценивание семейных сбережений.

А) Верно только 1 Б) верно только 2 В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

7. Что такое процент? Напишите определение.

Источник:
Инфляция и семейная экономика
Технологическая карта урока обществознания, 8 класс
http://multiurok.ru/files/infliatsiia-i-siemieinaia-ekonomika-tiekhnologhich.html

Семейная экономика– зачем это знать?

Семейная экономика – это такая форма бюджета, которая заключает в себе процесс образования и расходования денежных средств всех членов семьи. Есть несколько причин, которые доказывают, что правильно вести семейный бюджет должна уметь каждая женщина.

Во-первых, Вы сможете стабилизировать финансовую обстановку в семье. Это позволит Вам не только приобретать все необходимое для себя и своей семьи, но и накопить деньги на какие-то приятные мелочи.

Во-вторых, Вам удастся, наконец, рассчитать точную сумму своих расходов. Понять, на что тратится больше всего денег. Вы сможете контролировать их расход, приход, а значит, Вы всегда будете знать, сколько денег осталось.

В-третьих, у Вас получится исключить все ненужные расходы. Кстати, по статистике, это примерно 20% дохода семьи. Семейная экономика позволит Вам сэкономить на одном, чтобы в итоге потратить на что-то другое, возможно, более полезное.

В-четвертых, расплатиться с уже накопленными долгами, вернуть кредит получится намного быстрее, так как Вы уже точно будете знать, сколько времени потребуется, чтобы накопить нужную сумму.

И, кроме того, семейная экономика выработает в Вас привычку бережно относиться к деньгам и учитывать все потребности и желания каждого члена семьи.

Есть несколько способов научиться грамотно распределять доходы и расходы семьи. Вот некоторые из них:

Соревнование. Для многих женщин очень важно, начиная новое дело, иметь стимул, ради которого стоит это самое дело закончить. Так, например, стоит задуматься – чем меньше Вы потратите в этом месяце, тем больше свободных средств останется, а значит, появится возможность сделать крупную покупку.

Конверты. На сегодняшний день, самый распространенный и наиболее действенный способ. Разложите деньги по конвертам и подпишите, на что Вы решили их потратить (еда, одежда, коммунальные услуги, отдых, развлечения и др.). Учтите, что могут возникнуть и непредвиденные расходы. Специально для таких случаев отложите деньги в конверт с надписью «Прочее». Со временем Вы сможете точно узнать, сколько денег и на какие именно товары Вы тратите.

Покупки оптом. Купите все необходимое на неделю. Перед поездкой за покупками обязательно составьте список и не приобретайте то, что Вам не нужно! Перед посещением магазина с продуктами рекомендуется плотно покушать! Также не нужно отвлекаться на всякие красивые коробочки и этикетки! Купив все, старайтесь посещать магазины как можно реже. Это позволит Вам избежать незапланированных расходов.

Экстремальный способ. Это не самый лучший вариант, но все-таки его стоит попробовать. Идея заключается в том, что 90% всех полученных средств Вы откладываете, а прожить стараетесь на оставшиеся 10%. Поверьте, оказавшись с минимальным количеством денег в кармане, Вы много раз подумаете, прежде чем купить какую-то ненужную безделушку. Есть мнение, что этот способ очень быстро учит экономить!

Очень важно отметить, что экстремальный способ ведения семейного бюджета может отрицательно сказаться на Вашем психологическом состоянии, именно поэтому использовать его рекомендуется только в крайних случаях, когда все другие способы Вы уже перепробовали.

Наш женский журнал обращает Ваше внимание, что уметь планировать и рассчитывать свои доходы и расходы должны все, однако, единого рецепта для всех нет и семейная экономика у каждой семьи своя.

Источник:
Семейная экономика– зачем это знать?
Для чего нужна семейная экономика? Основные правила семейной экономики. Рассказываем о видах семейной экономики.
http://www.ulanude.strana-krasoty.ru/otdyx/297-semejnaya-ekonomika.html

Семейная экономика

В некоторых странах предпринимались попытки ликвидации хозяйств отдельных семей и объединения их в одно общинное хозяйство, где все будут одинаково работать и делить поровну всё произведённое. Какими, по-твоему, могут быть положительные и отрицательные последствия подобных преобразований?

Мы знаем, что без человека экономика невозможна — она появилась вместе с человеком, для удовлетворения его потребностей. При этом сама экономика, развиваясь, оказывает влияние на жизнь общества в целом, на становление каждой личности, на деятельность человеческих коллективов, важнейшим из которых является семья.

У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются имущество, денежные средства. Члены семьи зарабатывают деньги, выполняют домашние обязанности, организуют своё питание, отдых, пополняют и обновляют имущество.

Имущество семьи — это квартира, дом, дача, приусадебное хозяйство, садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и т. д.

На благополучие семьи влияют профессиональные навыки, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения себя и своих родственников средствами к существованию и выполнения домашней работы.

Для семьи важны знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ, возможности для пополнения этих знаний. Например, чтобы готовить еду, необходимо помнить рецепты или иметь под рукой поваренную книгу.

Проведи исследование на тему «Как ресурсы Интернета помогают в ведении домашнего хозяйства».

Доход семьи — это все денежные средства, получаемые её членами из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии.

Для семей, ведущих фермерское хозяйство или владеющих каким-либо бизнесом (например, рестораном), основным источником дохода может стать часть прибыли предприятия.

Подспорьем для многих является личное подсобное хозяйство, в котором производятся продукты питания, например овощи и фрукты. Это позволяет сократить расходы семьи на питание, а при продаже излишков получить дополнительный доход.

Во многих странах существует прослойка людей, которых называют рантье. Они нигде постоянно не работают, а безбедно живут на проценты от банковских вкладов, сделанных подчас ещё их предками. А кто-то может получать средства за счёт сдачи внаём квартиры или дома, которыми семья не пользуется.

Доход семьи бывает фиксированным и переменным.

Члены семей с фиксированным доходом получают установленные, не зависящие от качества труда выплаты: денежные оклады, стипендии, пенсии. А достаток семей с переменным доходом может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменении количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности своего предприятия, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи, и т. п.

Как связаны между собой доходы, потребности и трудовая деятельность членов семьи? Большинство семей живут в условиях ограниченных доходов, не позволяющих удовлетворить постоянно растущие потребности домочадцев. Естественным в данной ситуации может стать усиление трудовой активности, т. е. поиск возможностей для дополнительного заработка, или отказ от удовлетворения каких-то потребностей.

Семья должна соотносить свои доходы и потребности, выстраивая их по степени важности.

К сожалению, в современной России многие семьи живут бедно. Неудивительно, что подростки хотят помочь родителям, заработав дополнительные средства. В свою очередь, есть фирмы, предлагающие им эту возможность.

В соответствии с Трудовым кодексом подросток может с 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время трудиться по договору, выполняя лёгкую работу. При этом продолжительность трудовой смены 14—16-летнего подростка, совмещающего работу с учёбой, не должна превышать 2,5 часа, 16—18-летнего — 3,5 часа в день. Ночной труд запрещается. Работа по договору подростков моложе 14 лет с согласия одного из родителей допускается только в сфере искусства (например, кино, театр, цирк).

Дополнительная работа подростка не должна угрожать его здоровью, мешать обучению в школе.

В выпусках телевизионных новостей, заголовках газет ты наверняка встречал слово «бюджет» (от англ. budget — денежная сумка, кошелёк). Когда-то в Англии бюджетом называли сумку, в которой министр финансов носил деньги и свои отчёты. Со временем словом «бюджет» стали называть отчёт министра финансов перед парламентом.

Рассмотрим современное значение этого слова. Семейный бюджет — предварительно составленная роспись будущих доходов (зарплаты, пенсии, стипендии и т. д.) и расходов (оплата квартиры, покупка продуктов, одежды и проч.) семьи на некоторый период времени.

Бюджетом называют также сумму доходов и расходов, рассчитанную на какое-то время — обычно на месяц, квартал (3 месяца) или год. Таким образом, это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени. Разумеется, бюджет существует не только у семьи, он есть у любого предприятия, у каждого государства.

Твой бюджет составляют карманные деньги, выдаваемые родителями на неделю или на месяц. Ты можешь истратить их в первый же день, а потом горько сожалеть, что не удалось сходить с друзьями в кино, купить красивую ручку, заколку или компьютерную игру. В решении этой проблемы может помочь составление личного бюджета, т. е. соотнесение предполагаемых доходов и расходов.

Попытайся представить, что произойдёт, если семья не будет заботиться о своём бюджете.

Все расходы семьи можно разделить на две группы: обязательные и произвольные.

К обязательным относятся расходы на питание, одежду, оплату жилья и коммунальных услуг (электричества, газа, отопления, водоснабжения), транспорт, лекарства.

Произвольные расходы связаны с повышенным количеством и качеством всего перечисленного, а также с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и домашними животными, с организацией досуга и отдыха, с коллекционированием, приобретением предметов роскоши.

Например, затраты на хлеб и молоко являются обязательными, а на экзотические фрукты — произвольными, на телефонную связь (если дома есть телефон) — обязательными, а на услуги сотовой связи и Интернета — произвольными. Необязательными являются затраты на путешествия, приобретение личного автомобиля или драгоценностей.

«Без нужды живёт, кто деньги бережёт» — эта русская пословица в полной мере относится к ресурсам семьи. Возможности каждого отдельного человека и семьи в целом ограничены. Лимитирован не только доход, но и физические, интеллектуальные, материальные возможности, свободное время домочадцев.

Жил на свете человек
Андрей Тимофеевич Болотов (1738—1833) был одним из самых известных экономистов-практиков своего времени, основоположником российской агрономической науки, писателем и издателем. Благодаря своим достижениям в домохозяйстве он стал известен окружению Екатерины II, ему было поручено управление несколькими имениями императрицы.

В воспоминаниях о своей длинной и яркой жизни Андрей Тимофеевич так рассказывает о выработанных ещё в начале самостоятельного хозяйствования принципах: «Не хотя вести домоводство своё так слепо и с таким небрежением, как ведут его многие, а желая организовать его как можно лучше, я завёл всему регулярные записки, переписал все замышляемые дела, все нужные поправления старых вещей и все затеваемые вновь заведения и предприятия и, соображаясь с достатком своим, избирал то, что казалось нужнейшим перед другими вещами. И хотя сначала я многого не знал, книги — всегдашние и наилучшие мои друзья и собеседники — в короткое время всему научили».

Каковы принципы «домашней экономии» А. Т. Болотова? Соотнеси их с уже прочитанными тобой разделами параграфа. Сформулируй эти принципы, используя выделенные жирным шрифтом термины.

Главное направление рационального ведения домашнего хозяйства — строгий учёт доходов, экономное расходование средств с целью достичь наилучших результатов с наименьшими затратами. Этой цели можно достичь, действуя в двух направлениях: организуя хозяйство совместными усилиями семьи так, чтобы каждый выполнял посильную работу, экономя время и силы остальных; разумно сберегая деньги, имущество семьи и пополняя знания о способах ведения хозяйства. Особенно сложно действовать в первом направлении.

Было бы неправильно относиться к хозяйственным делам в семье как тяжкой повинности, ведь это и забота членов семьи друг о друге, и форма выражения взаимной любви и привязанности, и способ проводить больше времени вместе. Взаимовыручка и полная отдача каждого сплачивают семью и сохраняют силы и средства для совместного досуга (спорт, путешествия, походы в театр и кино, экскурсии и т. п.).

Сравни, какие виды домашней работы ты мог бы выполнять и какие выполняешь на деле. Есть ли разница?

Проверим себя

  1. Из чего состоит имущество семьи? 2. Из чего складываются доходы семьи? 3. О каких значениях понятия «бюджет» ты узнал? 4. Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?

Источник:
Семейная экономика
Обществознание. Боголюбов. Учебник для 7 класса
http://www.tepka.ru/Obschestvoznanie_7/14.html

Тест по обществознанию Инфляция и семейная экономика 8 класс

Тест по обществознанию Инфляция и семейная экономика 8 класс

Тест по обществознанию Инфляция и семейная экономика для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Необеспеченная товарами эмиссия денег может привести к

1) дефляции
2) инфляции
3) профициту
4) положительному сальдо

2. Снижение цен называется

1) инфляцией
2) дефляцией
3) инвестицией
4) доходом

3. Денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента, называется

1) банковским кредитом
2) векселем
3) авансом
4) ссудой

4. Верны ли следующие суждения о формах заработной платы?

А. К формам заработной платы можно отнести сдельную заработную плату.
Б. К формам заработной платы можно отнести повремен­ную заработную плату.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. В соответствии с законом Энгеля, с ростом доходов семьи доля расходов на одежду

1) снижается
2) повышается
3) остаётся неизменной
4) не зависит от доходов семьи

6. Часть доходов граждан, которая не используется на по­требление, называется

1) сбережениями
2) банковским кредитом
3) реальными доходами
4) потребительским кредитом

7. Вклады в банк, которые могут быть изъяты вкладчиком в любое время, называются вкладами

1) срочными
2) сберегательными
3) до востребования
4) платёжными

8. Сумма денег, полученная гражданином за определённый период времени, называется __________ доходом.

1) реальным
2) номинальным
3) потребительским
4) частным

9. Верны ли следующие суждения о доходах?

А. Номинальный доход -сумма денег, полученная граж­данином или семьёй в целом за определённый период времени.
Б. Реальный доход — объём товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определён­ный период времени на свои номинальные доходы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления?

А. Менее всего страдают от инфляции семьи с фиксиро­ванными доходами.
Б. Одним из последствий инфляции является обесценение семейных сбережений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В 1989 году исследователями был проведён сравни­тельный анализ расходов семей горожан 6 стран (США, Японии, Швеции, Греции, Португалии, России). (2) По этим данным граждане США меньше всего тратят на пи­тание (10%) и больше всего на жилье (25,5%). (3) Россияне же, напротив, более всего тратили в этот пе­риод на питание (52%) и менее всего на жилье (5,2%) и обучение и лечение (3,2%). (4) Эти показатели дали ис­следователям возможность утверждать, что по уровню благосостояния Россия находилась в этот период на более низком уровне развития, чем другие исследуемые страны.

Определите, какие положения текста. Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.

А) отражают факты
Б) выражают мнения

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «банк».
Кредит, процент, ценные бумаги, депозит, клад.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Негативное влияние __________ на семейную экономику связано с тем, что общий рост цен и падение в итоге покупательной способности денег обесценивают заработки трудоспособных членов семьи».

4. Проанализируйте данные диаграммы, характеризующие инфляцию в России в период с 1999 по 2007 год (по мате­риалам сайта).

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно получить на основе диаграммы, и запиши­те цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольший объём инфляции был зафиксирован после дефолта августа 1998 года.
2) В 2003 году объём инфляции снизился на 10% по срав­нению с 2000 годом.
3) Меньше всего объём инфляции изменился в период с 2002 по 2003 год.
4) С 2007 года в нашей стране наметился рост инфляции.
5) С 1999 по 2002 год объём инфляции уменьшился более чем в 2 раза.

1. Прочитайте отрывок из романа Э.М. Ремарка «Чёрный обелиск» и выполните задания.

1) В данном отрывке автор описывает явление гиперинфля­ции. Дайте ему определение. Составьте с этим термином два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Действие книги Э.М. Ремарка «Чёрный обелиск» проис­ходит в Веймарской республике (Германия) в 20-х гг. ХХ века. После поражения Германии в Первой мировой войне в стране начался экономический кризис (1918- 1923). Национальная валюта — бумажная марка — с каждым днём теряла в стоимости. В стране начался рост безработицы, резко упал уровень благосостояния граждан. Проблема инфляции была решена вводом новых денег.
Приведите два других примера экономического кризиса, известные вам из курса истории.

2. По вашему мнению, выгоден ли потребительский кредит для покупки бытовой техники, или лучше скопить необ­ходимое количество денег и купить необходимую вещь? Приведите два аргумента в пользу своей позиции.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте звания, полученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Инфляцию можно определить как процветание со смертельно опасным кровяным давлением» (А. Глазгоу).

2. «Инфляция — единственная форма наказания без за­конного основания» (М. Фридмен).

3. «Вечное движение отрицают лишь те, кто никогда не видел гонки цен и зарплат в период инфляцию» (Жан Делакур).

Ответы на тест обществознанию Инфляция и семейная экономика
Часть 1
1-2, 2-2, 3-1, 4-3, 5-3, 6-1, 7-3, 8-2, 9-3, 10-2
Часть 2
1. АААБ
2. клад
3. инфляции
4. 145

Источник:
Тест по обществознанию Инфляция и семейная экономика 8 класс
Тест по обществознанию Инфляция и семейная экономика для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика.
http://testschool.ru/2017/12/13/test-po-obshhestvoznaniyu-inflyatsiya-i-semeynaya-ekonomika-8-klass/

(Visited 16 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Выкуп невесты слова в конце Выкуп невесты! Помогите!Сценарий для выкупа уже готов. Невеста еще хочет… (3)

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (3)

Из парня в девушку Женщину сделать из парня насильно проще простогоЖенщину сделать из любого… (2)

Реклама наращивания волос Наращивание волосДля женщин свойственно желание периодически изменять свою внешность. Если… (2)

Аптечные средства для ионофореза Аптечные средства для ионофореза Ионофорез (электрофорез) – это сочетание лечебного… (2)

COMMENTS