Смысл и цель жизни человека

Смысл и цель жизни человека

Тема 6. Цель и смысл жизни человека

Цель жизни — некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости — другие, в старости — третьи.

Смысл жизни — осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой конкретной эпохи.

Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция).

Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.

Источник:
Смысл и цель жизни человека
Тема 6. Цель и смысл жизни человека Цель жизни — некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от
http://togan1.narod.ru/chelovek/theme6.html

Смысл и цель жизни человека

Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости отисторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости – другие, в старости – третьи.

Смысл жизниосознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой конкретной эпохи.

Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция).

Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.

Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.

Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Источник:
Смысл и цель жизни человека
Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека , но и
http://sites.google.com/site/obsestvoznaniesch88omsk/home/ucebn/celovek/tema-6-cel-i-smysl-zizni-celoveka

Цель и смысл жизни человека: стратегии человеческого существования»

«Цель и смысл жизни человека: стратегии человеческого существования»


Сам раб. «Цель и смысл жизни человека:

стратегии человеческого существования»

(версия от 3 апреля 2010)

1. Продумайте вопрос о смысловом содержании/различении концептов «цели» и «смысла» жизни 1 . В чем разница между этими понятиями? Применимы ли эти понятия к индивидуальному человеку или же можно говорить только о «цели и смысле жизни», например, целого поколения, т.е. задаются ли эти понятия самим человеком или социумом? Будет ли жизнь человека осмысленна, если он не достигнет поставленной перед собой (или поставленной перед ним социумом) цели? В чем заключается цель и смысл Вашего (личного) существования?

2. Почему мыслители экзистенциального направления (М. Хайдеггер, Ж. Сартр, Э. Фромм) выделяют два модуса человеческого существования: подлинное или экзистенцию [по Хайдеггеру; иди модус «быть» по Фромму) и неподлинное существование [по Хайдеггеру; или модус «иметь» по Фромму) [см. фр. работы М. Хайдеггера «Бытие и время» (с моим комментарием), где вводится различение «Бытие vs. Сущее» (доп.: см. мое эссе о хайдеггеровской экзистенции) или работу Э. Фромма «Иметь или быть»]? Можно ли согласиться с этим разделением? В чем, на Ваш взгляд, принципиальное различие между этими модусами человеческого существования?

3. Вопросы по работе А. Камю «Эссе об абсурде» (при чтении необходимо уяснить смысл основных концептов: «абсурд», «философское самоубийство», «бунт», «абсурдный герой»):

3.1. Что такое абсурд и почему наш мир абсурден?

3.2. Почему А. Камю предлагает в качестве жизненной стратегии человека бунт? Кто является для А. Камю образцом для подражания («бунтарем»)? Можно ли согласиться с позицией А. Камю? (Если Вы не согласны не согласны с решением Камю, то сформулируйте свою жизненную стратегию, которая может претендовать на парадигмальную стратегию человеческого существования)

3.3. Каких абсурдных героев выделяет Камю, что их объединяет? Почему (сверх)абсурдным героем для Камю выступает Сизиф? Как Вы понимаете тезис Камю о том, что Сизиф поистине свободен? Являемся ли свободными мы, обычные люди?

4. В своей книге Э. Фромм «Бегство от свободы» (этот текст входит в список для более подробного изучения) выделяет несколько «механизмов бегства от свободы». В чем состоит, на Ваш взгляд, феномен человеческой свободы? Считаете ли Вы себя свободным человеком (с учетом подвопроса 3.3. выше)? Как можно было бы решить выявленную К. Попппером так называемую проблему Комптона (см. прил. 2 ниже, где ставится вопрос о независимости нашего поведения от физического мира и ее детерминации некими информационными (смысловыми) факторами)?

Этот список, конечно, не полон и может быть расширен. Можно использовать для написания работы и другие материалы: книги, кинофильмы или театральные постановки, которые произвели на Вас сильное личное впечатление. Так, например, тема смысла и цели жизни поднимается, например, в фильме «Форест Гамп», или в повестях: Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон », Пауло Коэльо «Алхимик» и др. Вы можете написать свою работу как свободное философское эссе («сочинение») по интерпретации этих фильмов/текстов. При этом Вам необходимо эксплицировать предложенное в этих произведениях решение проблемы смысла жизни (стратегий проживания) и сформулировать свое отношение к нему, а также , по возможности, ответить на поставленные выше общие вопросы.

Приложение 1. Фр. из диалога Платона «Апология Сократа»

Вот как выглядит более полное изложение максимы Сократа: «В таком случае кто-нибудь может сказать: «Но разве, Сократ, уйдя от нас, ты не был бы способен проживать спокойно и в молчании?» Вот в этом-то и всего труднее убедить некоторых из вас. В самом деле, если я скажу, что это значит не слушаться бога, а что, не слушаясь бога, нельзя оставаться спокойным, то вы не поверите мне и подумаете, что я шучу; с другой стороны, если я скажу, что ежедневно беседовать о доблестях и обо всем прочем, о чем я с вами беседую, пытая и себя, и других, есть к тому же и величайшее благо для человека, а жизнь без такого исследования не есть жизнь для человека, — если это я вам скажу, то вы поверите мне еще меньше».

Для полноты картины, важным является также фрагмент диалога « ^ Сократ о самом себе », где Сократ описывает свой образ жизни, определяю свою деятельность как призыв «заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или деньгах, но о душе» и сравнивая себя с «оводом, приставленным к лошади», задача которого не дать человеку погрузиться в нравственную спячку.

Приложение 2. Проблема человеческой свободы (проблема Комптона)

Как, на Ваш взгляд, можно было бы решить проблему Комптона?

Т.е. как объяснить детерминацию нашего поведения информационными (смысловыми) компонентами (3 мир по Попперу), например вчерашнего письма с нашим обещанием прочесть сегодняшную лекцию, отличными как от физического (1-й мир по Попперу), так и от ментального (2-й мир по Попперу) миров 7 .

Каков механизм подобной детерминации?

Сформулируйте свой ответ в виде небольшого философского эссе. Можете сравнить свой ответ с ответом К. Поппера из указанной статьи, а если собственный ответ сформулировать затрудняетесь, то реферативно изложите попперовское решение проблемы.

К. Поппер Об облаке и часах

(Подход к проблеме рациональности и человеческой свободы) 8

«[Гл. X] Подобно Комптону, я принадлежу к числу тех, кто рассматривает проблему физического детерминизма серьезно, и, подобно Комптону, я не верю, что мы — это всего лишь вычислительные машины (хотя я вполне согласен с тем, что, изучая вычислительные машины, мы можем многое узнать, в том числе и о себе самих). Поэтому, как и Комптон, я принадлежу к числу сторонников физического индетерминизма, а физический индетерминизм, как я думаю, является необходимой предпосылкой любого решения рассматриваемой задачи…

Высказав утверждение, что одного индетерминизма недостаточно, я подошел не просто к новому этапу, а к самой сердцевине рассматриваемой проблемы.

[Гл. XI] Ведь ясно же, что на самом деле мы хотим понять, как такие нефизические вещи, как цели, размышления, планы, решения, теории, намерения и ценности, могут участвовать в претворении физических изменений физического мира. То, что они способны на это, представляется очевидным, да простят мне Юм, Лаплас и Шлик. Ведь нельзя же объяснить все те огромные физические перемены, которые ежечасно совершаются благодаря нашим авторучкам, карандашам или бульдозерам, лишь на основе чисто физических понятий, опираясь либо на детерминистскую физическую теорию, либо приписывая все (используя стохастическую теорию) случайности.

Здесь Комптон прекрасно показывает, что одного физического индетерминизма недостаточно. Верно, конечно, что нам необходимо быть индетерминистами, но нам нужно еще и попытаться понять, как человек, а возможно, и животные могут “находиться под влиянием” или “управляться” такими вещами, как цели, намерения, правила или соглашения.

Так что в этом теперь и состоит наша центральная проблема.

[Гл. XII] При более внимательном рассмотрении, однако, оказывается, что в рассказе о поездке Комптона из Италии в Йельский университет заключены целых две проблемы. Я стану называть первую из них проблемой Комптона, а вторую — проблемой Декарта.

Философы мало обращали внимание на комптоновскую проблему, а если и обращали, то недостаточно осознанно. Эту проблему можно сформулировать следующим образом.

Существуют объекты, такие, как письма с выражением согласия прочесть лекцию, публичные заявления о намерениях, обнародованные цели и пожелания, общие правила морали. Каждый из этих документов, заявлений или правил имеет определенное содержание или смысл, остающиеся инвариантными, когда мы перелагаем их или переформулируем. Таким образом, это содержание или смысл представляют собой нечто вполне абстрактное. И тем не менее оно может управлять посредством краткой условной пометки в рабочем календаре физическими передвижениями человека до такой степени, что переправит его из Италии в штат Коннектикут. За счет чего же это возможно?

Именно это я и буду называть комптоновской проблемой… Сохраняя бихевиористскую терминологию самого Комптона, мы можем сформулировать его проблему как проблему о влиянии мира абстрактных значений, смыслов на человеческое поведение (и, следовательно, на физический мир). Здесь слова “мир значений, смыслов” следует понимать как сокращенное обозначение совокупности таких разнородных вещей, как обещания, цели и правила разного рода — типа правил грамматики, вежливого обращения, логики, игры в шахматы, контрапункта, а также такие вещи, как научные (и другие) публикации, обращения к нашему чувству справедливости или щедрости или к нашему художественному чутью и так далее и тому подобное, едва ли не до бесконечности.

Мне думается, что проблема, которую я назвал здесь комптоновской, является одной из наиболее интересных философских проблем, даже если на нее обращало внимание мало философов. По моему мнению, это вообще ключевая проблема, более важная даже, чем классическая проблема о взаимоотношении духовного и телесного, которую я стану называть здесь декартовской.

Эту вторую проблему можно отождествить с классической проблемой о взаимоотношении духовного и телесного, или проблемой Декарта. Ее можно сформулировать следующим образом: как может случиться, что такие вещи, как психические состояния — волеизъявление, чувства, ожидания, — влияют или воздействуют на физические движения членов нашего тела? Каким образом (хотя в данном контексте это и менее важно) физическому состоянию организма удается влиять на свое духовное состояние? 9

Комптон высказывает предположение, что любое удовлетворительное или приемлемое решение любой из этих двух проблем должно будет согласовываться со следующим постулатом, который я буду называть комптоновским постулатом свободы; это решение должно объяснять феномен свободы, а также должно объяснять, что свободу несет не просто случай, а тонкое взаимопереплетение чего-то почти случайного и непредсказуемого и чего-то напоминающего ограничительное или селективное регулирование, типа цели или стандарта, но, безусловно, никак не жесткий контроль. Ибо нам ясно, что регулирование, возвратившее Комптона из Италии, оставляло ему массу свободы, скажем свободу выбрать американский, французский или итальянский корабль или свободу отложить свою лекцию, если возникло какое-то более неотлагательное обязательство».

Источник:
Цель и смысл жизни человека: стратегии человеческого существования»
Размер: 175.57 Kb.; Осмысление этой максимы и составляет основное содержание данной самостоятельной работы, которая предполагает написание небольшого философского эссе. Понятно, что эта тема имеет более экзистенциальный — личностный — характер и предполагает осмысление Вашего собственного существования
http://rudocs.exdat.com/docs/index-211928.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Тревога в грудной клетке Боли в груди от стресса и тревогиБоль в груди часто… (2)

Модель plus-size Диана Сирокай рассказала, что в… Модель plus-size Диана Сирокай рассказала, что в детстве страдала от… (2)

Как ухаживать за лимоном во время цветения Как ухаживать за комнатным лимоном Очень многие желают иметь такое… (2)

Как красиво написать буквы на плакате Как красиво написать буквы на плакате мозг off развлекаюсь мозг… (2)

Из парня в девушку Женщину сделать из парня насильно проще простогоЖенщину сделать из любого… (2)

COMMENTS