Смысл жизни как философская проблема

В чем смысл жизни человека как философская проблема?

В чем смысл жизни человека как философская проблема?

Кто из людей в определенный период своей жизни не задумывался над вопросами «Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом мире? В чем смысл моей жизни?» Сколько трагических коллизий связано с попытками их решения, ибо быть для человека – прежде всего жить. Наряду с волнующими общество и человека мыслями о сущности окружающего мира, ответы на вопросы о положении и назначении человечества и человека в нем определяют содержание любого типа мировоззрения (см.: Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 82).

Проблема смысла жизни проходит через всю историю мировой философии. Традиционно она рассматривалась во взаимосвязи
с осознанием конечности жизни человека. Постыдно умереть, заявляли в окружении Сократа, не изведав всех сил духовных и телесных. А Эпикур советовал не поддаваться страху смерти, поскольку он по своей сути иррационален – ведь когда есть смерть, то нас уже нет. Как это ни покажется парадоксальным, но отношение людей к смерти определяет их отношение к жизни. Конечность и бесконечность человеческого бытия – исходный пункт для философского осмысления смысла жизни. Но при этом мудрое осмысление места и роли человека в системе всеобщих, мировых связей, развития и формирования его сознания, невозможно произвести вне их соотнесения со смыслом жизни отдельного человека.

Личностный смысл жизни может быть представлен как структурный элемент индивидуальной деятельности, выполняющий регулятивную функцию. Смысл и значение личной жизни выступают как формы проявления, стороны, элементы индивидуального сознания, реализующиеся в жизнедеятельности человека. Сама структура личности и складывается из структуры её сознания и практической деятельности. В процессе расширения общения и практических действий, смысл жизни человека воплощается в материальной и духовной культуре, а затем уже в виде значения становится достоянием личности и регулятором её деятельности.

Сознание личности есть своеобразное отношение человека к обстоятельствам жизни в процессе чувственно-предметной деятельности. Вместе с тем, сознание является и отношением человека к самому себе. Самосознание – это момент целостного развития личности в качестве субъекта труда, общения, познания и социальной деятельности. По мнению Марка Аврелия, «кто не исследует движение собственных мыслей, не может быть счастлив». Самосознание – первое условие мудрости конкретного человека. Специфика формирования личности тесно связана с возникновением и развитием такой внутренней собственно человеческой потребности, как потребность индивида в прояснении своего «Я» и уяснения смысла собственной, личной жизни. Кто из нас не ставил себе вопрос: «для чего живешь?»

Потребность познания смысла жизни выступает той базисной потребностью, иногда весьма остро проявляющейся, с которой связаны доминирующие формы общения и виды жизнедеятельности на этапах возрастного развития человека. Характеристика базовой потребности, как особого вида психологической напряженности, вытекающей из столкновения двух противоположных тенденций, а именно: тенденции слияния индивида с социумом и тенденции к выделению «Я» в качестве автономной единицы – суть возникновения и развития потребности в смысле жизни. На пути поиска смысла жизни неясное осмысление индивидом единства личной и общественной сторон своего бытия нередко приводит к отчуждению человека как от социальных отношений, так и от самого себя.

Камю в «Мифе о Сизифе» заявил, что место центрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства. И он видел лично свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния, на грани самоубийства. По мнению Камю, философия способна помочь человеку не в проповедях благодушно-оптимистических идей, что жизнь прекрасна, к ним отчаявшийся человек скорее всего отнесется без доверия. Бессмысленны, безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшем из миров. Мир этот абсурден, заявляет Камю, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднимающего по наказанию богов камень в гору, с которой он снова должен покатиться вниз. И все-таки жизнь даже в ситуации абсурда – ценность, равной которой у человека нет. Но эта жизнь всегда «пограничная» со смертью.

Человек и только он сам определяет свое познание и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысли о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Л. Толстой в «исповеди» прекрасно показал, что утрата смысла жизни равносильна для человека смерти. Разумно мыслящий и тонко чувствующий человек находится в поиске связи между своей жизнью и конкретно-историческим и мировым опытом, а следовательно, между конкретно-историческим и мировым смыслом. Вне такой связи смысл жизни становится источником горьких разочарований, личных трагедий. Как заметил поэт, «надо думать, а не улыбаться, надо книжки трудные читать, надо проверять и ушибаться, мнения не слишком почитать. Мелкие пожизненные хлопоты по добыче славы и деньжат к жизненному опыту не принадлежат». (Б. Слуцкий).

Необходимость в познании смысла жизни отдельного человека ясно осознается личностью при соотношении реальных общественных ценностей с индивидуальными потребностями, мотивами действий и поступков. Самоответственность, самоотношение, самодисциплина – важные содержательные моменты процесса формирования личностного смысла жизни у индивида. Одним из критериев, по которому можно судить об уровне развития и понимания смысла жизни, является характер личностной дисциплины в ходе общения с людьми и в практике, в предметной деятельности. Жизнь ставит человека перед выбором: принять существующую реальность или стремиться к переменам, к свободной деятельности.

Личностный смысл жизни можно определить в форме субъективного, основанного на опыте видения места и предназначения человека в мире, результата усвоения общечеловеческих ценностей и выбора реализации этого приоритетного смысла на практике, в материальной и духовной культурной деятельности. Данный поиск и реализация приоритетного смысла жизни для индивида есть компромисс между необходимостью действовать по обычаям, нормам, законам, предписанным этнической общностью, обществом, государством и т.д. или руководствоваться одним лишь личным хотением. Поиск жизненного пути – это стремление поступать по велению души и сердца. Он сопряжен для индивида с антиномией, коренным противоречием социального действия, заключающимся по М. Веберу в соотношении морали ответственности и морали убеждений.

Потребности в ином, в отличном от привычных впечатлений, глубоко заложена в человеке, и чем выше уровень культуры, тем настойчивее делается она и тем многообразнее способы её удовлетворения. Это удовлетворение потребности в ином процессе перехода человека от мироощущения к миросозерцанию и миропониманию лежит в основе формирования личностного смысла жизни. Оно связано с таким процессом, состоянием и результатом развития сознания, как его ясность. Ясность сознания, будучи результатом развития разума человека, характеризуется как та «универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи, как того требует сущность самой вещи». Разумное отношение к сущности познаваемых и преобразуемых явлений, предметов – «пробный камень» глубины и богатства содержания личностного смысла жизни отдельного человека.

Отдельные представители субъективистского течения в западной философии заявляют о своем стремлении освободить человека от внешних и принудительных для него принципов жизни, утвердить его самоценность. Но в действительности, отгораживая человека от социальных форм бытия, как якобы изначально и абсолютно чуждых ему, они углубляются в иррациональные сферы индивидуального бытия и теряют реальную ценность подлинного человеческого существования.

В постижении и выявлении смысла жизни для человека необходимо исходить из основного правила, по которому должно идти развитие будущей философии: «Сначала – быть, потом – действовать, а лишь затем из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть и опасного, и даже мучительного делания – философствовать» (Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 368).

Дата добавления: 2014-10-22 ; просмотров: 4452 . Нарушение авторских прав

Источник:
В чем смысл жизни человека как философская проблема?
В чем смысл жизни человека как философская проблема? Кто из людей в определенный период своей жизни не задумывался над вопросами «Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом мире? В чем смысл моей
http://studopedia.info/1-2008.html

Смысл жизни как философская категория

1. Смысл жизни как философская категория 4

2. Абсурд как альтернатива смыслу жизни 8

3. Творчество как эсхатология абсурда 11

4. Проблема смысла жизни по В. Франклу 13

5. Пессимистические взгляды на смысл жизни 16

Список литературы 18

1. Смысл жизни как философская категория

Итак, счастье человека во многом зависит от успешного выбора смысла жизни. Поэтому человек для своего полноценного существования должен обладать смыслом этого самого существования. Если же смысл жизни утерян, необходимо обрести его вновь. В. Франкл выводит несколько принципов обретения смысла жизни: „1. Жизнь человека не должна лишаться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден. 2. Смысл нельзя дать как вещь …, его нужно найти. 3. Смысл может быть найден, но не может быть создан (мы не черпаем смыслы исключительно из себя, но получаем их из человеческой коммуникации). 4. Поиск смысла жизни не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы” [3, с.120]. Относительно последнего постулата следует заметить, что он продиктован психотерапевтической направленностью деятельности Франкла, но полезен и с точки зрения философской антропологии.

Из вышеприведённого можно сделать также вывод о взаимодействии социального и индивидуального в личности в процессе обретения смысла жизни. Действительно, личность впитывает базовый набор ценностей при социализации, причём эти наборы в различных обществах отличаются. При этом общество старается привить своим членам прежде всего ценности, способствующие поддержанию гомеостаза в самом обществе. Но следует отметить и непременное участие личности в процессе усвоения ценностных ориентиров, поскольку сам индивид определяет степень и количество принимаемых им установок общества, свою реакцию на них (принятие или отторжение), а также перерабатывает предоставленные обществом детерминанты деятельности по обретению смысла жизни в соответствии с личными приоритетами и установками.

2. Абсурд как альтернатива смыслу жизни

Идеальным героем абсурда считается Сизиф. „По своим пристрастиям столь же, сколь и по своим мучениям. Презрение к богам, ненависть к смерти, жажда жизни стоили ему несказанных мук, когда человеческое существо заставляют заниматься делом, которому нет конца” [4, с.136]. Сизиф чётко осознаёт отсутствие конца своих мук, пользы и надежды вымолить себе ими прощение. Тем не менее он стойко принимает правила игры, исчерпывая свой неисчерпаемый удел и когда он принимает судьбу, то становится хозяином своей жизни. Хотя Камю и не призывает подражать героям абсурда, говоря, что лишь описывает их, а не ставит в пример, можно заметить симпатию самого философа к Сизифу, к его перманентному бунту и абсурдному в своей честности бытию, лишённому смысла и тем его приобретающему.

Итак, для А. Камю проблема смысла жизни сводится не к тому, чтобы найти его, а к отказу от поиска, к осознанию абсурдности своего пребывания в неразумном мире. Осознание абсурда, совмещённое с бунтом и нежеланием придумывать для жизни какие- либо высшие легитимации, отказ от морали и аксиологии общества характеризуют героя абсурда, воплощённого в образе Сизифа, который стойко исполняет свой бесконечный и бессмысленный труд и при этом не надеется на освобождение, исчерпывая себя на своём поприще. Именно путь человека абсурда Камю признаёт наиболее честным и правильным для мыслящего человека. Если быть последовательным, то стоит признать поддержание состояния абсурда неким заменителем поиска смысла жизни.

3. Творчество как эсхатология абсурда

А. Камю уделяет место в своей концепции творчеству, говоря о нём как о компоненте абсурда, позволяющем описать жизнь в стиле абсурда. Но творчество абсурдного творца не претендует на объяснение описанного или придание ему некоего глубокого смысла. „Абсурдное произведение предполагает художника, осознающего пределы своих возможностей, и искусство, в котором конкретное не означает ничего, кроме самого себя. Такое произведение не может служить для жизни целью, смыслом и утешением. Творить или не творить – это ничего не меняет” [4, с.112]. Но такой статус творчества не удовлетворял некоторых философов-современников Камю.

Совершенно противоположную теорию творчества разрабатывает Н. А. Бердяев, наделяющий творчество не только оправдывающей человека функцией, но и видящий в нём залог эсхатологии. „Творчество, согласно Н А. Бердяеву, оправдывает человека, оно есть антроподицея. Обосновывая эту идею, Н. А. Бердяев показывает, что мир существует во времени, а не только в пространстве, а это значит, что мир не закончен, не завершен в своем творении, что он продолжает твориться” [6]. Итак, творчество – это действие, роднящее человека с Богом, оно является ответом человека на творческий акт Божества и прямой обязанностью человека как образа божьего. Более того, сам Бог нуждается в творчестве человека, ждёт этого ответа и тоскует по нему. Творчество, будучи продолжением акта создания мира, приближает Царство Божье.

Источник:
Смысл жизни как философская категория
1. Смысл жизни как философская категория 4 2. Абсурд как альтернатива смыслу жизни 8 3. Творчество как эсхатология абсурда 11 4. Проблема смысла жизни по В. Франклу 13 5.
http://student.zoomru.ru/fil/smysl-zhizni-kak-filosofskaya-kategoriya/4251.39442.s1.html

Смысл жизни как философская проблема

Определение конечной цели существования, предназначения человечества и человека как биологического вида. Проблема смысла жизни в русской философии. Русские философы о назначении человека. Религиозно-философское осмысление творчества Достоевского.

Понимание смысла жизни в эпоху Античности, в Новое и Новейшее время. Средневековое понимание этого вопроса. Смысл человеческой жизни в марксистской философии. Религиозное и атеистическое его истолкование в философии. Проблема самореализации человека.

реферат, добавлен 09.02.2013

Вопрос о смысле жизни как философская и духовная проблема, несущая в себе неопределённость цели существования. Одиночество, депрессия — причина суицида. Психологические, философские и религиозные взгляды на вопрос о смысле жизни. Цитаты известных людей.

эссе, добавлен 22.10.2014

Межпредметные связи и основы философии. Человек как главная философская проблема. Теория внешнего вмешательства. Креационистская и эволюционная теории происхождения человека. Фундаментальные отличия человека от животного. Смысл существования человека.

презентация, добавлен 27.12.2013

Характеристика смысла жизни и предназначения человека с точки зрения философской антропологии. Взаимосвязь личности и общества. Проблема мужского и женского начала в понимании антропологии. Человек и биосфера. Различные философские течения о смысле жизни.

реферат, добавлен 21.11.2010

Философско-антропологическая проблематика. Проблема смысла жизни. Смысл жизни как философская категория. Абсурд как альтернатива смыслу жизни. Творчество как эсхатология абсурда. Отношение человека к абсолюту, судьбе и свободе. Наличие морали, аксиологии.

реферат, добавлен 23.01.2009

Теоретический анализ философской интерпретации проблемы смысла и конечной цели мироздания. Смысл и бессмысленность в трудах Камю (абсурд Камю). Проблема смысла жизни по Фрейду и по Франклу. Отличительные черты пессимистических взглядов на смысл жизни.

контрольная работа, добавлен 30.11.2010

Биологическое, социальное и психологическое в человеке. Антропогенез в науке, религии и философии. Социализация и индивидуализация как способы формирования личности. Отличие человека от животных. Проблема природы человека и смысла жизни в философии.

контрольная работа, добавлен 13.02.2014

Эволюция философских представлений о человеке. Единство биологического и социального в человеке. Социокультурная программа человека. Аксиологическая оценка бытия человека. Проблема смысла жизни, антропосоциогенеза, идеалов и ценностей в философии.

реферат, добавлен 31.03.2012

Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания. «Идеальные типы» философского самовосприятия человека. Судьба и поиски смысла жизни. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации. Судьба и жизненный путь. Истина и ценность в античной философии.

курсовая работа, добавлен 16.09.2010

Понимание проблемы человека в современной философии. Представления о смысле жизни человека и его высшей цели. Представления о смысле жизни в философской мысли различных исторических эпох. Человек и его взаимоотношения с определенным типом общества.

контрольная работа, добавлен 03.10.2011

Источник:
Смысл жизни как философская проблема
Определение конечной цели существования, предназначения человечества и человека как биологического вида. Проблема смысла жизни в русской философии. Русские философы о назначении человека. Религиозно-философское осмысление творчества Достоевского. Философия, русский язык
http://allbest.ru/k-3c0a65635b2bd78a5d53b89421206d27.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Слова сестры на выкупе невесты Русский выкуп – Здравствуй, молодец прекрасный! Что ты тих как… (7)

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (6)

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (5)

Как перестать быть пошлой 11 советов, чтобы перестать думать о прошлых отношениях11 советов, чтобы… (4)

Слова мамы невесты на выкупе Cлова мамы на выкупе невесты Ах, эта свадьба, свадьба… Она… (3)

COMMENTS