Смысл жизни в счастье

Как найти смысл жизни и цель существования

Человек – уникальное существо. Остальные млекопитающие в течение своей жизни стремятся к удовлетворению исключительно базовых потребностей в еде, воде, сне и размножении. И только человек встал на ноги, построил цивилизацию и озаботился тем, как найти смысл жизни и счастье. Именно как ответы на этот вопрос в обществе возникают религия, философия и психология, ведь человеку не хочется жить в неведении. Но, к сожалению, к окончательному выводу так никто и не пришел — ученые не нашли смысл жизни, несмотря на гениальность умов, бившихся над разгадкой этой тайны. Попробуем и мы проникнуть в основы бытия.

Впервые вопрос о том, как найти смысл жизни, возникает в рамках религии. Действительно, когда человек начинает верить в создание мира какой-то загадочной сущностью, то возникает интерес к цели подобного “эксперимента”. Зачем мы здесь? Несмотря на то, что все религии так или иначе отличаются друг от друга, в наиболее крупных течениях смысл человеческой жизни сводится к добродетельному существованию и попаданию в рай после смерти. В каждой конфессии может быть свой образ безгрешного и хорошего человека, но, как правило, он включает в себя доброту, милосердие, великодушие, помощь ближнему, духовное развитие, любовь к людям.

Но религия — это не единственный источник размышлений на тему, как найти свой смысл жизни. Издавна величайшие представители человеческого вида, называвшие себя философами, пытались разгадать эту тайну. Как всегда, все началось в Древней Греции. Греки видели смысл человеческой жизни в понятии “счастье”, однако разные философские школы вкладывали в него разное значение. Например, Эпикур полагал, что счастье — это получение удовольствия от жизни (позднее это течение получило название “гедонистического”). Имелось в виду не только удовлетворение телесных желаний, но и отсутствие физического и душевного дискомфорта.

Другой греческий философ, Диоген, считал, что подлинное счастье возможно лишь в том случае, когда человек довольствуется малым и не привязывается к вещам. Его образ жизни аскетичен (как у собаки — именно такое сравнение использовал Диоген), и только в этом случае он чувствует себя по-настоящему свободным и независимым, а значит счастливым.

Шло время, и другие известные философы, также как и греки, интересовались темой поисков смысла жизни. В частности, Артур Шопенгауэр, известный своим пессимизмом, считал, что жизнь человека похожа на ад, в котором глупый человек стремится получить наслаждение, а умный — находит счастье в избегании неприятностей через самоограничение, ибо осознает их неизбежность.

В целом картина довольно безрадостная, поэтому обратимся к более прагматичным философам. Например, Уильяму Джеймсу, который считал, что смысл жизни человека — в служении обществу и принесению какой-либо практической пользы. Но больше всех впечатляет точка зрения экзистенциалистов: Сартр, Кьеркегор и Хайдеггер полагали, что каждый человек создает свой собственный смысл жизни, ведь он уникален и неповторим.

О смысле жизни также рассуждали великие писатели. Например, Эрих Мария Ремарк полагал, что жизнь человека должна быть наполнена любовью, иначе она будет печальной и бесцельной. Другой не менее известный писатель Ричард Бах считал, что смысл жизни человека состоит в свободе, познании и открытии нового. Интересную точку зрения на этот вопрос высказал Антон Чехов: по его мнению, смысл жизни состоит в поиске смысла жизни. В общем, мнений на этот счет немало — практически каждый мало-мальски талантливый писатель имел свой ответ на этот вопрос, и вы можете ознакомиться с ним, поглубже окунувшись в творчество того, кого уважаете.

Заразившись от философов-экзистенциалистов интересом к вопросу о смысле жизни, психологи-гуманисты начали активно высказываться на этот счет. Например, известный психолог Абрахам Маслоу считал, что главное человеческое предназначение — это самореализация: занятие творчеством и любимым делом, успехи и достижения. Однако этот взгляд весьма спорен: согласитесь, после смерти будет уже не так важно, чего человек достиг и насколько в полной мере он самореализовался.
Другой психолог, Виктор Франкл, считал, что потребность в жизненном смысле — одна из главных человеческих потребностей, и его недостаток может вызвать у человека невроз. Он говорил о трех дорогах к нахождению смысла:

  • творчество, создание чего-то нового
  • переживания различного содержания: красоты мира, значимых моментов жизни
  • личностные установки и отношение к жизни

Особенно значимой становится последняя группа в тех ситуациях, когда человек не может ничего изменить. Франкл приводит в качестве примера свое заточение в концлагере: те люди, которые пытались найти какой-то смысл в своих страданиях, с большей вероятностью выживали среди всего этого ада. Нет в жизни ни одной ситуации, которая так или иначе не соприкасалась бы с одной из этих дорог, поэтому они — вполне реальная возможность обрести счастье и смысл жизни.

Существует такое множество точек зрения, что возникает вопрос: а каким вообще должен быть жизненный смысл? Проанализировав все вышесказанное, можно сказать о том, что он должен быть вечным, прекрасным, жизненным и в то же время всем доступным, а также приносить счастье человеку. А какие еще у него могут быть характеристики?

  1. Он должен способствовать выполнению поставленных перед человеком задач.
  2. Он должен быть найден самим человеком, а не навязанным кем-то извне.
  3. Смысл способствует тому, что отдельные фрагменты нашей жизненной реальности оказываются объединены чем-то общим.
  4. Вероятно, что смысл меняется с течением времени, также как и наша жизнь — невозможно постичь один смысл на все времена.
  5. Смысл не может быть продуктом исключительно интеллектуальным — он всегда бывает связан с человеческими эмоциями, душой и сердцем.

Поскольку человечество уже давно занимается поисками смысла жизни, оно успело придумать множество его вариантов, которые, казалось бы, могут удовлетворить кого угодно.

Например, целью жизни может быть попытка прожить ее так, чтобы оставить свой след, чтобы вас запомнили. Иногда даже бывает неважно, какого рода будет эта память – хорошая или не очень. Именно поэтому многие люди так тяготеют к известности и пытаются добиться ее всевозможными способами. Безусловно, такой смысл имеет право на существование, однако, к сожалению, никто не остается в памяти навсегда, соответственно, это не может быть подлинной жизненной целью.

Кто-то находит свой смысл в здоровом образе жизни — они видят своей целью сохранение красоты и крепости тела. Однако в целом попытка прожить свою жизнь таким образом выглядит довольно удручающе, ведь человек заранее обречен на поражение в этом сражении – смерть. Все его усилия пойдут прахом вместе с его телом, ради которого он так старался.

Многие люди живут ради того, чтобы получить от жизни максимум удовольствия. Они находят свой смысл в том, чтобы потреблять и приобретать как можно большее количество вещей. К сожалению, такой образ мыслей царит в современном обществе: этому способствуют СМИ, реклама, звезды телеэкрана, которые всячески агитирую нас «отрываться» и получать от жизни все. Но по сути мы низводим себя до полуживотного уровня, когда основная задача – есть, пить, спариваться и ярко выглядеть. Согласитесь, это выглядит очень печально, тем более, что в большинстве случаев человек, живущий с такой целью, очень быстро устает и начинает искать новый смысл, что доказывает невозможность удовольствия быть единственным смыслом жизни.

Альтернативным вариантом ответа на вопрос о смысле жизни является достижение власти. Такие люди доказывают себе и окружающим свое превосходство, возможность возвыситься над остальными, достичь большего, чем другие. Часто к власти стремятся те, кого часто обижали в детстве. Но очевидно, что власть ради власти не может быть смыслом: оглянувшись назад, человеку его жизнь, скорее всего, покажется пустой и никчемной, ведь он не сделал ничего полезного и важного – только командовал и руководил. Власть уходит, и человек остается ни с чем.

Для кого-то смыслом жизни оказывается приумножение сокровищ и материальных благ. Помните Скруджа Макдака или отечественного Плюшкина? А многие люди на самом деле так живут! Они стремятся копить деньги, не тратя их ни на что и ни на кого. Это еще более бессмысленно, так как вспомнить и ощутить будет вообще нечего, ведь зеленые бумажки с изображением американских президентов сами по себе ничего не стоят.

Некоторые люди стараются прожить жизнь так, чтобы было о чем вспомнить в старости, перед смертью. Однако способно ли воспоминание о былых радостях принести счастье на смертном одре? Наверное, нет. Позитивная оценка жизни очень важна, однако к сожалению, не может быть единственно важной. Подлинную радость можно получить лишь в том случае, когда многое было прожито, пережито и сделано для тех, кого любишь.

Вот мы и подошли к ответу на сложный и значимый вопрос о смысле жизни. Мы не откроем вам тайну единственного и неповторимого смысла жизни для всех людей на Земле – его просто не существует, и у каждого он свой. Но можно с уверенностью утверждать, что каждый человек находит свой смысл, который, в идеале, является многогранным и включает в себя частички всех тех вещей, которые были нами описаны выше. К этому, как правило, добавляется ряд немаловажных задач, таких как жизнь ради того, кого любишь, и жизнь как работа и творчество. Помогать тем, кого ты любишь, заботиться и даже жертвовать чем-то ради них – это естественно и правильно. Однако они не могут быть единственным смыслом, также как и интересное дело. Жизнь будет казаться неполноценной без чего-то одного.

Согласитесь, вопрос о том, как найти смысл жизни, стал гораздо более ясным. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод: смысл жизни состоит в том, чтобы жить полной жизнью. Что это означает? По мере своих возможностей и сил вовлекайтесь и переживайте каждую ситуацию, каждую секунду своей жизни. Смысл не возьмется из ниоткуда — вы должны каждый фрагмент своей жизни ощущать осмысленным. И тогда страх смерти больше не будет вас пугать. Что для этого нужно сделать?

Источник:
Как найти смысл жизни и цель существования
Как найти смысл жизни? Человечество давно задает себе этот вопрос. А что такое счастье? Можно ли найти смысл жизни в том, кого любишь? И может ли смысл жизни быть один на всех, или же каждый находит свой собственный ответ на этот вопрос?
http://www.jlady.ru/psixologiya-lichnosti/kak-najti-smysl-zhizni.html

О смысле жизни и о счастье

Насколько важно для человека понять, в чём именно смысл его жизни? И возможно ли это? Мы не знаем ни что такое жизнь, мы ничего не знаем о том, кто мы есть в этой жизни, и как же мы, при всём при этом, можем ответить на вопрос о смысле жизни и о своём смысле?

Каждый человек в определённые моменты задумывается о смысле жизни вообще, о смысле своей жизни в частности, о смысле своего существования и существования всех остальных. Понять смысл жизни нелегко и мало кому удавалось до сих пор.

Понять смысл жизни нелегко, но просто. В этом нет ничего сложного. Для этого надо понять одну очень простую вещь, что смысл жизни и счастье жизни не одно и то же.

Быть счастливым, жить счастливо — совсем не значит жить со смыслом. И наоборот. Можно вести осмысленную жизнь, то есть жить в согласии со своим предназначением и быть при этом несчастным человеком.

Есть и третий вариант, когда человек несчастен и при этом ведёт бессмысленную жизнь. Но о третьем варианте мы говорить не будем. Здесь и так всё понятно. Мы поговорим о счастье и… мы поговорим о смысле.

Каждый человек хочет прожить счастливую жизнь. Прежде всего человек стремится к своему счастью и все его мысли, все его желания, все его мечты и фантазии, а следовательно, и поступки направлены на осуществление чего-либо, что делает человека более счастливым.

Это и взаимоотношения с другими людьми, и материальное благосостояние, и род деятельности и многое-многое другое. Мы стремимся окружить себя только теми людьми, которые нам симпатичны, которым нравимся мы, которых любим мы, находиться с которыми нам приятно, общество которых нам доставляет удовольствие.

И если наше окружение, если то общество, в котором мы вращаемся, в котором мы существуем состоит исключительно из людей нам приятных, то мы в этом отношении чувствуем себя счастливыми. Точно так же обстоят дела и со всем остальным.

Мы стремимся к материальному благополучию, мы мечтаем о больших деньгах, о красивых машинах, об удобных квартирах, о загородных поместьях… Мы мечтаем о детях и внуках. Мы мечтаем быть выдающимися артистами, писателями, инженерами, врачами, юристами, дипломатами и так далее. Обладание всем этим делает нашу жизнь счастливой. Мы не чувствуем себя счастливыми, до тех пор, пока материальное благополучие не достигнет определённых размеров.

Максимальная величина материального благополучия для каждого своя и она пределов не имеет, но она есть. И есть минимум материального благополучия, который обязателен для всех. И до тех пор, пока человек не достигнет этого самого минимума, он не будет чувствовать себя счастливым в полной мере.

И даже если человек сумеет окружить себя исключительно обществом, которое его устраивает, но при этом не достигнет материального благополучия, он не будет чувствовать себя полностью счастливым. Точно так же, как и достигнув материального благополучия, но при этом не сумев окружить себя людьми, которые нравятся и которым нравишься, то и в этом случае о счастье речи нет.

К этому добавьте ещё и род деятельности человека. Счастливый человек только тот, кто богат, кто любим и любит, и кто занимается тем, чем хочет, тем, что ему нравится. А кроме этого человек ещё мечтает и о том, чтобы иметь детей, стать отцом или матерью.

Наше счастье это:

1. Взаимоотношения с людьми;

2. Материальное благополучие;

3. То, чем мы занимаемся. (Этот то, кто мы есть);

4. Быть матерью или отцом.

Хотите быть счастливыми? Добивайтесь успехов в каждом из этих четырёх пунктов. И если вы чувствуете себя счастливым человеком, следовательно, вы добились желаемого по каждому пункту.

Но… И вот здесь начинается главное.

Быть счастливым, жить счастливо — совсем не значит жить со смыслом.

Первое, на что обращаю ваше внимание, что жить в соответствии со своим смыслом не входит в перечень того, что делает вас счастливыми.

Каждый человек стремится к счастью, но… никто не стремится к своему смыслу. И это при том, что человек знает, как и что нужно делать для того, чтобы жить со смыслом.

Почему же так тяжело, почему так трудно для человека жить со смыслом, вести осмысленную жизнь? Да по той простой причине, что осмысленная жизнь не доставляет человеку удовольствия, не делает человека счастливым.

Смысл нашего существования — это необходимость такого рода, в котором нуждаются другие, а не мы сами. Нам от своего смысла не холодно, не жарко. И жить в соответствии со своим смыслом — это значит жить не для себя, а для других людей. Это значит делать не то, что хочешь ты, но что необходимо другим людям.

Счастливому человеку непонятно стремление к осмысленной жизни. Счастье мешает человеку думать о смысле своего бытия.

Вот когда человек несчастен, тогда он ещё об этом думает, но… стоит ему стать счастливым, так сразу о смысле жизни речь не идёт. Более того, человек начинает оправдывать себя тем, что смысл жизни — это его дети, или его работа, или его взаимоотношения с другими людьми и так далее.

Две крайности перед нами… С одной стороны, жизнь счастливая, с другой — осмысленная. И мы впадаем то в одну крайность, то в другую. Одни живут счастливо, но бессмысленно, другие, напротив, всего себя посвящают другим, а о своём счастье не думают и считают это нормальным, считают, что так и должно быть.

Быть счастливым, жить счастливо, совсем не значит жить со смыслом. И наоборот. Можно вести осмысленную жизнь, то есть жить в согласии со своим предназначением и быть при этом несчастным человеком.

Что мешает человеку быть счастливым и вести при этом осмысленную жизнь? Подумайте над этим вопросом. Ответ на него очень прост.

Может, человек не хочет? Когда он счастлив, зачем ему еще и осмысленная жизнь?

Конечно, человек не хочет думать о смысле жизни, когда он счастлив. А когда он становится несчастным, то он больше думает о том, чтобы вернуть своё прежнее счастье и ни о чём более. Об этом и статья.

Счастье — это прежде всего определённые эмоции и эмоции очень сильные. Но необходимо понимать, что чем сильнее эмоция (позитивная или негативная), тем сильнее она способна затуманить разум человека. Эмоции, когда они сильные, мешают здраво мыслить. Чтобы человеку задуматься о смысле жизни ему необходимо находиться в состоянии умственного покоя (равновесия). Проще говоря, человеку необходимо отвлечься от своего счастья (или от своего горя).

В деле осмысления своей жизни недопустимы крайности, как положительные, так и отрицательные. Не следует человека привязывать только к его эмоциям и всю его жизнь рассматривать исключительно через его эмоции и видеть его или счастливым, или несчастным. Любые эмоции — это реакция на конкретное событие, обусловленная прошлым опытом. И безудержная радость, как правило, имеет место там, где была когда-то сильная печаль и так далее. И любое счастье приходит всегда вслед за несчастьем. Точно так же, как и горе имеет место там только, где было счастье. И эти два понятия постоянно сменяют друг друга. Рождение омрачается смертью, выигрыш — поражением, удача — неудачей и так далее.

Но так уж получается, что сегодня счастье для человека превыше смысла его жизни. И это я считаю основным заблуждением человека. Человек поставил себя в зависимость от успеха, от удачи, от выигрыша. Поражение, смерть, неудача, и так далее воспринимаются человеком как несчастье и в этом проблема человека. Именно это, не умение оставаться спокойным, не умение не впадать в ту или иную эмоциональную крайность, как в горе так и в радости, я уверен, и мешает человеку быть счастливым и вести при этом осмысленную жизнь.

Благодарю Вас за обратную связь.

Здравствуйте! Я недавно задумалась над своей “глобальной целью” в жизни. Пока поиски смысла проходят безрезультатно. Очень бы хотелось получить от вас совет. И все-таки, по вашему мнению, смысл у каждого свой или это нечто общее для всех людей? Спасибо большое!

Здравствуйте, Настя. Здесь важно не моё мнение, а Ваше. Как бы Вам хотелось? Вы сами хотите, чтобы у Вас был свой смысл жизни? По поводу смысла жизни человека у меня есть книга, некоторые статьи из неё Вы можете найти здесь: http://mleks.ru/tag/smysl-zhizni

Источник:
О смысле жизни и о счастье
Насколько важно для человека понять, в чём именно смысл его жизни? И возможно ли это? Мы не знаем ни что такое жизнь, мы ничего не знаем о том, кто мы есть в этой жизни, и как же мы, при всём при
http://mleks.com/zhizn/o-smysle-zhizni-i-o-schaste.html

Смысл жизни в счастье

Человек не был бы человеком, если бы не знал, что он смертен, и если бы не искал, в чём смысл жизни.

Я не хочу претендовать на истину в последней инстанции, я лишь выскажу свою точку зрения. Мне кажется, здесь всё просто и даже очевидно. И когда вы прочитаете статью, вы поймёте, что тоже всегда знали это.
Итак, хочу написать коротко о смысле жизни.

Посмотрите на окружающую нас природу. Понимаю, жителю мегаполиса это сделать порой не так просто. Тогда посмотрите любой фильм о природе. Всё, что происходит в живом и растительном мире — всё происходит ради появления потомства. Ради выживания вида. Ради, того, чтобы передать свои гены. Смысл жизни — в продолжении жизни! Сотни, наверное, тысячи видов животных умирают сразу же, как только выполнили свою репродуктивную функцию, им незачем больше жить.

Но мы не животные. Нам мало родить, но нужно и воспитать детей, не так ли?

Я верю, что смысл жизни — быть счастливыми. И если насчёт биологической функции продолжения рода я просто знаю, здесь я могу только верить. А счастье во многом — наша личная заслуга и поле нашей личной ответственности. Эта тема заслуживает отдельной статьи 🙂

Смысл жизни в том, чтобы не сожалеть в старости о бесцельно прожитой жизни! Нужно прожить жизнь так, чтобы потом было, о чём вспомнить;) И я думаю, если придётся вспоминать об обидах и боли, которые вы причинили, такие воспоминания отравят жизнь, не дадут ни радоваться ей, ни умереть спокойно. Живите так, чтобы не было стыдно за свои поступки. И будьте счастливыми! Путешествуйте, радуйтесь, пойте, дарите подарки! Делайте всё, что вас радует! Наслаждайтесь жизнью! И любите!

И это тоже верно, я считаю. Если смысл жизни человека — быть счастливым, то и счастье без любви — невозможно!

Я отдыхала несколько лет назад в Хорватии (одна), под моим балконом был сосновый парк и открывался вид на безграничное море. Я выходила каждое утро на балкон и испытывала дикий восторг, самое настоящее счастье, вдыхая упоительный аромат сосен и глядя на блистающее передо мной море. Потому что я очень люблю сосны и море! Я просто обожаю запах сосен! Представьте, разве был бы счастлив на моём месте человек, который на дух не переносит аромат сосен? Чтобы почувствовать счастье, надо любить! Неважно, что! Можно любить горы. Солнце. Путешествия. Саму жизнь, наконец.

Но справедливости ради надо сказать, что взаимная любовь (человека к человеку) может дать наивысшее счастье. Но бесконечно такое счастье продолжаться не может.

Смысл жизни — оставить свой след на земле

В первую очередь, конечно, наш след на земле — это наши дети. Они — продолжение нас. Но дети — не единственный способ «наследить»;) Посадите дерево. Постройте дом. Напишите хорошую книгу. Откройте закон. Придумайте что-нибудь полезное. Сделайте что-то такое, чтобы люди помнили о вас. Не обязательно всё человечество. Но хотя бы кто-то. Сделайте что-то хорошее.

Вот и я верю, что если завтра меня не станет, то мои ученики вспомнят обо мне, может, чему хорошему и полезному я кого-то из них научила. ) Надеюсь, мой сын вырастет добрым и хорошим человеком, а вдобавок умным и талантливым) Как и все родители, горжусь им я уже прямо сейчас))

Источник:
Смысл жизни в счастье
Коротко о смысле жизни — ведь здесь всё просто! Смысл жизни в детях, в счастье или в любви? Во всём этом сразу! Смысл жизни в том, чтобы вас вспоминали с теплотой! Статьи
http://mementovitae.ru/smysl-zhizni

Счастье или смысл: в чём мы больше нуждаемся?

Почему мы стремимся к счастью? Приносит ли нам радость обретение смысла жизни? Что говорит современная психология о связи этих понятий и значении для каждого из нас? На страницах Scientific American появился интересный материал известного психолога Скотта Барри Кауфмана, в котором учёный разбирается, что такое счастье и смысл жизни, и может ли быть между ними компромисс. Моноклер перевёл статью Кауфмана и публикует этот краткий экскурс в психологию с зарисовками несчастной, но содержательной жизни и счастливого, но бессмысленного существования.

Люди могут напоминать других существ в их стремлении к счастью, но поиск смысла жизни является тем, что делает нас человеком.

Стремление к счастью и смыслу – два центральных мотива в жизни каждого. Множество исследований (1) в области позитивной психологии показывают, что счастье и смысл, на самом деле, являются основными составляющими хорошего самочувствия. Эти два понятия сильно коррелируют (2) и часто подпитывают друг друга. Чем больше смысла мы находим в жизни, тем счастливее мы чувствуем себя, и чем больше мы испытываем счастья, тем более мы воодушевляемся на поиск новых смыслов и целей.

Возросшее количество исследований по этой теме показывает (3), что между стремлением к счастью и поиском смысла жизни могут быть как компромиссы, так и разногласия. Вспомнить хотя бы «парадокс родительства»: молодые люди часто сообщают, что были бы счастливы иметь детей, но родители, которые живут с детьми, как правило, дают очень низкую оценку своей удовлетворенности и ощущения счастья. Создается впечатление, что воспитание детей может негативно сказаться на счастье, но увеличить смысл. Или посмотрим на революционеров, которые на протяжении нескольких лет могут терпеть жестокость и насилие ради великой цели, что в конечном счёте приводит их к большему удовлетворению и ощущению смысла своей жизни и жизни других.

В своей восхитительной книге «Смыслы жизни» («Meanings of Life») Рой Баумейстер использует подобные примеры, чтобы доказать: люди стремятся не только к счастью, но и к обретению смысла жизни. Об этом же говорил выдающийся австрийский психиатр Виктор Франкл, когда описывал свой трагический опыт жизни в концлагере во время Холокоста, и утверждал, что людям свойственна «воля к смыслу.

По этому поводу можно также посмотреть публичную лекцию доктора философских наук Наталии Кузнецовой о теориях счастья — от Аристипа и Эпикура до Канта и Шопенгауэра.

В последние годы ряд экспериментов подтверждает эти тонкие различия между счастьем и смыслом. В рамках одного из исследований (4) Баумейстер и его коллеги обнаружили, что такие факторы, как ощущение связи с другими, ощущение продуктивности, нахождения не в одиночестве и отсутствие скуки способствовали появлению как ощущения счастья, так и смысла происходящего. Тем не менее, ученые также нашли некоторые важные различия в нашем отношении к этим сторонам человеческого бытия:

Похоже, что счастье больше связано с удовлетворением потребностей, получением того, что вы хотите, и общим хорошим самочувствием, в то время как наделение чего-либо смыслом связано с уникальной внутренней работой человека – поиском и освоением собственной идентичности, самовыражением и осмыслением своего прошлого, настоящего и будущего опыта.

Подтверждение этой идеи можно найти в недавно вышедшем лонгитюдном исследовании (5) Джо Энн Айб о влиянии счастья и создании смысла. Её работа преодолевает некоторые ограничения предыдущих исследований из этой сферы, например, опору на опросники участников и оценку счастья и смысла в определённый момент времени.

Эйб анализирует меру счастья и ощущение присутствия смысла в жизни людей, основываясь на еженедельных журналах, которые писались в течение одного семестра. Участникам была предоставлена свобода писать, о чём им хочется, с детальным анализом их мыслей и чувств. Таким образом, данное исследование позволило людям анализировать свои эмоции и осмысливать свой опыт на протяжении времени.

После этого журналы были проверены с помощью компьютерной программы (6), анализирующей текст, которую разработал Джеймс Пеннебейкер с коллегами. Счастье оценивалось по частоте слов, описывающих положительные эмоции (смеяться, рад и т.д.).

Со смыслом немного сложнее. Существует точка зрения (7), что «смысл» состоит по меньшей мере из двух компонентов: когнитивной обработки, включающей осмысление и интеграцию опыта, и компонента цели, который является более мотивационным и включает активное преследование долгосрочных целей, таких как поиск собственной идентичности и преодоление узких эгоистических интересов. Эйб оценивала когнитивный компонент смысла, анализируя частоту причинных слов («например», «потому что», «причина») и слов, связанных с пониманием («например», «понять», «осознать»). Целевой компонент смысла оценивался с помощью анализа частоты использования местоимений третьего лица, которые могли бы указывать на отдаленные перспективы и планы на будущее этого третьего лица.

Что нашла Эйб? Во-первых, результаты показали, что частота положительных эмоций была очень мало связана с оценкой адаптивного поведения испытуемых на стадии реализации их планов (время которого варьировалось от полугода до 7 лет). По факту, положительная эмоциональность была чаще связана с подавлением эмоций впоследствии. Этот вывод согласуется с другими исследованиями, показывающими, что даже если создание смысла связано с отрицательными эмоциями на раннем этапе, это может способствовать большей гибкости и благополучию в долгосрочной перспективе.

Это открытие также демонстрирует потенциальную темную сторону безмятежного счастья. В то время как счастье способно заставить нас чувствовать себя хорошо в данный момент, со временем избегание негативных мыслей и чувств может остановить рост личного развития. В конце концов, для развития личности необходим весь спектр эмоций (8, 9). Существуют также исследования, которые показывают, что долго длящееся счастье порождает в конце концов повышенное чувство одиночества (10) и снижение ощущения благополучия (11).

В противоположность этому, измерения смысла (когнитивных процессов и целей), так или иначе присутствующего в текстах, показали положительную связь с большей адаптированностью экспериментируемых. В частности, склонность к когнитивной обработке коррелировала с твёрдостью характера (страстью и упорством в достижении долгосрочных целей), а самодистанцирование было прочно связанно с благодарностью и хорошим самочувствием и отрицательно — с подавлением эмоций. Более того, взаимодействие между когнитивной обработкой и самодистанцированием дополнительно связаны со степенью адаптации. Есть основания полагать, что создание смысла наиболее влияет на адаптацию, если о будущих перспективах мыслить в категориях третьего лица (он сделает, у него получится и т.д.).

Это исследование уточняет некоторые положения активно формирующейся науки смысла (3). При изучении смысла и его сходства и различия со счастьем важно использовать различные методы. В дополнение к письменному самоанализу и написанию журналов другие исследователи используют аналоги оценок (12) и геномные методы (13). Чтобы получить более полную картину, мы должны смотреть на общие данные, которые мы получаем с помощью всех этих методов.

Хотя это исследование было сфокусировано на различиях между счастьем и смыслом, следует отметить, что оптимальное состояние человека часто зависит от обоих факторов. Как отметил Тодд Кашдан с коллегами, «годы исследований психологии благополучия показали, что люди чаще счастливы, когда они вовлечены в значимые занятия и деятельность, приносящую благо». Действительно, когда мы вовлечены в работу, которая соответствует нашим лучшим сторонам (нашему лучшему «Я»), мы часто отмечаем самые высокие уровни удовлетворенностью жизнью.

На мой взгляд, дальнейшее исследование сходства и различия между счастьем и смыслом может внести существенный вклад в наше понимание заветной точки эмоционального благополучия: этой кажущейся магической комбинации счастья и смысла, основанной на значимости и благе, которая в конечном счёте может привести нас к лучшей жизни. Это было бы действительно значимо.

Об авторе:

Скотт Барри Кауфман — психолог, автор книг, руководитель научного направления Института воображения при университете Пенсильвании.

2. Todd B. Kashdan, Robert Biswas-Dienerb & Laura A. Kingc «The Reconsidering happiness: the costs of distinguishing between hedonics and eudaimonia». Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice Vol. 3, Issue 4, 2008, p. 219-233

3. Paul T. P. Wong «The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications (Personality and Clinical Psychology)»

4. Roy F. Baumeistera, Kathleen D. Vohsb, Jennifer L. Aakerc &Emily N. Garbinsky «Some key differences between a happy life and a meaningful life». Vol. 3, Issue 4, 2008, p. 219-233.

5. Jo Ann A. Abe «A longitudinal follow-up study of happiness and meaning-making». Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice (2015).

6. «The Psychological Meaning of Words: LIWC and Computerized Text Analysis Methods». Journal of Language and Social Psychology 2010, 29: 24.

7. Paul T. P. Wang «A Decade of Meaning: Past, Present, and Future»

8. Todd Kashdan (Author), Robert Biswas-Diener (Author), Jeff Cummings (Reader) «The Upside of Your Dark Side: Why Being Your Whole SelfNot Just Your «Good» SelfDrives Success and Fulfillment»/ Audiobook.

9. Jo Ann A. Abe. «Differential Emotions Theory as a Theory of Personality Development». Emotion Review, November 18, 2014.

10. Mauss, I. B., Savino, N. S., Anderson, C. L., Weisbuch, M., Tamir, M., & Laudenslager, M. L. (2011, September 12). The Pursuit of Happiness Can Be Lonely. Emotion. Advance online publication. doi: 10.1037/a0025299

11. Iris B. Mauss, Maya Tamir, Craig L. Anderson, Nicole S. Savin «Can Seeking Happiness Make People Happy? Paradoxical Effects of Valuing Happiness». Emotion. 2011 Aug; 11(4): 807–815.

12 Tyler F. Stillman1, Nathaniel M. Lambert2, Frank D. Fincham2, and Roy F. Baumeister «Meaning as Magnetic Force: Evidence That Meaning in Life Promotes Interpersonal Appeal». Social Psychological and Personality Science 000(00) 1-8.

13. Barbara L. Fredrickson, Karen M. Grewen, Kimberly A. Coffey, Sara B. Algoe, Ann M. Firestine, Jesusa M. G. Arevalo, Jeffrey Ma, Steven W. Cole «A functional genomic perspective on human well-being». PNAS.

Обложка: Семейная вечеринка, Италия, 1983. Leonard Freed/Magnum.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Почему мы прокрастинируем: взгляд из будущего

«Я хороший», или что такое «синдром матери Терезы»

Необихевиоризм: возможно ли запрограммировать поведение человека?

От мумификации до «небесного погребения»: зачем нам ритуалы смерти?

Обозреватель: Елена Тулина

Да, спасибо за замечание. Мы знаем об этой проблеме и пытаемся сейчас найти баланс между подготовкой качественных и выверенных материалов и достаточно частым обновлением ресурса. Команда маленькая, поэтому не всегда все получается. Но мы над этим работаем) Будем благодарны за любой фидбек и указание на любую конкретную неточность/опечатку/ошибку.

Итак, счастье и несчастье всегда ходят рядом, как добро и зло. И об этом говорят религии, философы, писатели и поэты, социологи и экономисты.

Мудрый библейский Соломон учил, что «все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир».

Махабхарата: «Осиливает жизнь деятельный, а ленивый не подкрепляется счастьем»; «Ведь в соделанном и
несоделанном (человек) сам себе свидетель: Счастья — в хорошем деле, в худом — несчастья».

Августин Блаженный: «есть довольно большое различие в том, как пользуются люди тем, что называется счастьем,
или тем, что — несчастьем. Ибо добрый ни временными благами не превозносится, ни временным злом не сокрушается; а злой потому и казнится этого рода несчастьем, что от счастья портится»

Фалес: «Как легче всего переносить несчастье?» — “Если видишь, что врагам приходится еще хуже”. «Кто счастлив?» — “Кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан”.

Анаксагор представлял себе счастливого не богачом и не государем, когда сказал, что не удивился бы, если бы
большинству какой-нибудь счастливец показался странным. Большинство ведь судит по внешним благам, такие только и чувствуя.

Платон: «законодатель должен стремиться к тому, чтобы его государство было наилучшим и счастливейшим. Это отчасти исполнимо, отчасти нет»; «мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом; а вслед за тем мы рассмотрим государство, ему противоположное».

Аристотель: «счастливое же или несчастливое стечение обстоятельств бывает тогда, когда исход дела хороший или
плохой»; «счастлива будет жизнь у занятого деятельностью сообразно добродетели».

Сенека: «счастье богачей смотрит на улицу; а тот, кого мы избавили и от толпы, и от фортуны, счастлив изнутри; «несчастнее всех счастливцы»; «Человек, не имеющий понятия об истине, никоим образом не может быть назван счастливым»; «счастлив тот, кто способен правильно рассуждать; счастлив тот, кто доволен настоящим,
каково бы оно ни было, и не ропщет на свою участь; счастлив тот, кого разум учит мириться со всяким положением, какое только может выпасть на его долю»; «Жить счастливо и жить согласно с природой — одно и то же».

Цицерон: «счастливая жизнь — это, когда на душе покой и нет никаких обязанностей». «не равно несчастны тот, кто
заботится о государстве, и тот, кто жаждет погубить его».

Марк Аврелий: «во всем, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это — несчастье,
а мужественно переносить это – счастье»; «где живешь, там можно счастливо жить»; «помни, а еще о том, как мало надо, чтобы жить счастливо».

Дж. Локк: «Может ли кто-нибудь по природе быть счастлив в этой жизни?— Нет, не может».

Гегель: «В идеале счастья заключены два момента: во-первых, всеобщее, которое выше всех особенностей; но так как содержание этого всеобщего опять-таки лишь всеобщее наслаждение, то здесь вновь выступает единичное и особенное, следовательно, конечное и приходится возвращаться к влечению».

Кант: «если нечто не соответствует ни продолжительности жизни, ни ее периодам, ни большинству людей,
если, наконец, оно подвержено случайности и лишь с трудом может приносить пользу, то оно не принадлежит к счастью и совершенству человеческого рода».

Лао-цзы: «Благополучие создаётся уважением, а несчастье происходит от насилия».

Мо-цзы: «Счастье нельзя просить, несчастья нельзя избежать, если сам поступил плохо, трудился не усердно».

Вергилий: «Счастливы те, для кого уж возводятся крепкие стены!»

Шекспир: «Мгновенный переход от скорби к счастью дается не легко». «Несчастья начались, готовьтесь к новым».

Байрон: Гораций нас учил не удивляться: Nil admirari (ничему не удивляться) — вот наука счастья, которою пытались заниматься безрезультатно многие»; «Не странно ль: там, где мир счастливый разлит повсюду, — там бурливой, разгульной страстью все кипит. Порок и злоба там царит, как будто светлых духов рая прогнала бесов шайка злая и захватил их дикий рой на небесах престол святой…».

Гете: «Тот счастливей всех, будь царь он или нищий, кто обрел благую долю под родимым кровом»; «Кто не запятнан, только тот счастлив».

Шиллер: «Где счастье для народа, лучше видит он сам, его спасает здравый смысл»; «Да, счастлив тот, кто мирно
землю пашет и безмятежно средь своих живет».

Сервантес: «Со всем тем надобно тебе знать, Панса, — заметил Дон Кихот, — что нет такого несчастья, которого не
изгладило бы из памяти время».

Фонвизин: «А разве тот счастлив, кто счастлив один?»

Пушкин: «Кто счастье знал, уж не узнает счастья. На краткий миг блаженство нам дано»; «Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов»; Петр I говаривал: «Несчастия бояться — счастья не видать».

Достоевский: «Счастливые ведь люди, которым запирать нечего?»

Бунин: «Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире».

А.Н. Островский: Бальзаминов. Ну вот всю жизнь и маяться. Потому, маменька, вы рассудите сами, в нашем деле без счастья ничего не сделаешь. Ничего не нужно, только будь счастье. Вот уж правду-то русская пословица говорит: «Не родись умен, не родись пригож, а родись счастлив»; «Огудалова. И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь»; «Лариса. Для несчастных людей много простора в божьем мире».

Некрасов: «счастье скоротечное изменчиво и зло!»; «Я сам узнал по опыту: нет счастья под луной!»; «В чем счастие, по-вашему?»

Л.Н. Толстой: «мне пришла мысль, что счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив»; «человек не может быть иначе счастлив,
как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем»; «А как я мог быть хорош и счастлив, ежели бы шел по той дороге, которую, вступая в жизнь, открыли мой свежий ум и детское, истинное чувство! Не раз пробовал я выйти из грязной колеи, по которой шла моя жизнь, на эту светлую дорогу. Я говорил себе: употреблю все, что ость у
меня воли,— и не мог. Когда я оставался один, мне становилось неловко и страшно с самим собой. Когда я был с другими, я забывал невольно свои убеждения, не слыхал более внутреннего голоса и снова падал».

Чехов: «Вершинин: «Через 200-300, наконец 1000 лет – дело не в сроке настанет новая, счастливая жизнь. Участвовать в этой жизни мы не будем, конечно, но мы для нее живем теперь, работаем, ну, страдаем, мы творим ее – и в этом одном цель нашего бытия и, если хотите, наше счастье».

Маяковский: «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз. Сильнее и чище нельзя причаститься великому чувству по имени — класс!»

А. Гайдар: «Счастье! Вот оно, большое человеческое счастье, когда ничего не нужно объяснять, говорить, оправдываться и когда люди уже сами все знают и все понимают».

А. Смит: «самые большие несчастья суть вовсе не те, которые труднее всего перенести. Небольшую неудачу нередко бывает труднее перенести пред обществом, чем самое жестокое бедствие. Первая не возбуждает никакого сочувствия, между тем как второе, хотя оно и вызывает чувство, достаточно слабое в сравнении с действительным страданием человека, все же порождает весьма живое сострадание и, по крайней мере, помогает перенести его.
Всякому порядочному человеку несравненно тягостнее показаться в обществе покрытым грязью или лохмотьями, чем покрытым ранами и кровью».

Рикардо: «в одном случае зло происходит от дурного управления, от неуверенности в положении собственности и
от недостатка образования во всех слоях народа. Чтобы последний стал счастливее, надо только улучшить систему управления и обучения, и тогда капитал будет увеличиваться быстрее, чем население. В другом случае население растет быстрее средств, требующихся для его содержания. Всякое напряжение трудолюбия, поскольку оно не сопровождается уменьшением нормы прироста населения, только увеличит зло, ибо производство не может поспевать за населением».

А выводы пусть каждый делает сам!

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник:
Счастье или смысл: в чём мы больше нуждаемся?
Психолог Скотт Барри Кауфман объясняет, как связаны счастье и смысл жизни, и может ли быть компромисс между погоней за сиюминутным и поиском вечного.
http://monocler.ru/schaste-i-smyisl/

(Visited 3 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как увеличить губы перцем Как увеличить губы? В домашних условияхКак увеличить губы? В домашних… (3)

женские чулки для мужчин Мужские чулки: новый тренд Некоторым это покажется странным, но многие… (2)

Как перестать общаться с парнем который нравится Как перестать волноваться перед парнем, который нравится?Как перестать волноваться перед… (2)

Слюноотделение перед месячными Первые признаки беременности до задержки месячных и послеПервые признаки беременности… (2)

Выкуп невесты 1 этаж Выкуп невесты 1 этажВыкуп невесты от Ани Вы откуда и… (2)

COMMENTS