Спортивный психолог

Joomla 1

«Вместе мы создадим спорт великих достижений»

Признаки стресса и способы формирования стрессоустойчивости у спортсменов-биатлонистов

Управление стрессом – это искусство душевного равновесия.

В переводе с английского языка стресс означает давление, нажим, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, положительные эмоции – эустресс (состояние человека, способного чувствовать вокруг себя наличие проблем и в состоянии решить их). Впервые эти термины ввел создатель концепции стресса — канадский физиолог Ганс Селье. Автор показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности.

Краткий обзор выступлений тренеров, подготовивших победителей ХХХ Олимпийских игр по плаванию в Лондоне.

Россия, Москва 29.10-02.11.2012

психолог ОМПС ССК России ФГУБУЗ ЦСМ ФМБА

Сохликова В.А.

В Москве прошла II Всемирная Конвенция FINA по водным видам спорта, на которую съехалось более 700 делегатов из 150 стран мира.

В рамках Всемирной Конвенции FINA впервые состоялся семинар ведущих тренеров мира по плаванию Gold Medal Swimming Coaches Clinic, подготовивших олимпийских чемпионов.

Семинар получил название «Золотой», поскольку основными докладчиками стали наставники олимпийских чемпионов — Тодд Шмитц (тренер Мисси Франклин), француз Роман Барнье (тренер Флорана Манаду), китайцы Лю Хайтао (тренер Цзяо Люян) и Сюй Гуойи (тренер 16-летней мировой рекордсменки Е Шивен), южноафриканец Грэм Хилл (тренер Чада Ле Кло), австралиец Мэтью Браун (тренер Эмили Сибом), немец Дирк Ланге (тренер Кэмерон Д. Бурга из ЮАР), венгр Ференц Ковачхэди (тренер Евы Ристов).

К сожалению, из-за урагана «Сэнди» не смог приехать тренер легендарного пловца Майкла Фелпса Боб Боумэн, который был заявлен как основной докладчик во второй день семинара.

Источник:
Joomla 1
Спортивная психология, ФМБА, психология, спорт, футбол, хоккей, Sports Psychology, портал сообщества спортивных психологов, керлинг, легкая атлетика, тяжелая атлетика, психология в спорте, спортивная психофизиология
http://portal.myvibor.ru/

Ваш психолог

Лучший помощник в области психологии

Веракса Александр Николаевич

Кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ им. М. В.Ломоносова, директор по международным отношениям РПО.

Цель статьи – обобщить основные представления о работе спортивного психолога. Она адресована, в первую очередь, тем, кто начинает свой путь в психологической науке. Психология спорта – молодая, бурно развивающа­яся отрасль науки, понимание которой невозможно вне дисциплинарного подхода к изучению человека [1]. Дея­тельность спортивного психолога весьма многогранна. Можно выделить два основных ее направления:

1. образовательное – связанное с обу­чением спортсменов и тренеров психологическим методам, мето­дикам, техникам повышения каче­ства выступления спортсменов или с просвещением тренеров в облас­ти психологического знания;

2. консультативное – направленное, прежде всего, на оказание помощи спортсменам в решении их лично­стных проблем.

По данным статистики, например, лишь 10% спортивных психологов Ве­ликобритании занимаются вторым направлением деятельности, посколь­ку для его реализации необходимо иметь специализацию в клинической психологии [2].

Принципы Работы спортивного Психолога

В реализации направлений своей деятельности спортивный психолог руководствуется принципами, общи­ми для помогающих профессий, таки­ми как: уважение достоинства и прав других людей; компетентность в соб­ственных действиях (уверенность в том, что реализуемые действия не вы­ходят за рамки способностей и зна­ний); конфиденциальность и др.

Принцип уважения достоинства и интересов спортсмена в некоторых случаях означает, что психолог должен воздержаться от работы с ним. Напри­мер, Д. Марчант и П. Гиббс описыва­ют случай консультирования футболь­ного игрока с пограничным личност­ным расстройством [6]. Хотя его расстройство было выявлено на ран­них этапах работы, постоянное кон­сультирование было невозможно, по­скольку требовало финансовых затрат от клуба, который не видел смысла в расходовании средств на игрока сред­него уровня. Если спортивный психо­лог говорит о необходимости срочной работы с игроком, то это может иметь негативные последствия для спортсме-

1 Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(7) 2012

Существует устойчивое мнение,

Что для получения достоверной информации

О спортсмене или команде и выбора

Эффективных изменений, вносимых

В их деятельность, спортивный психолог

Должен быть не кратковременным визитером,

А полноценным членом тренерского коллектива.

На, так как администрация и партнеры по команде будут рассматривать его как проблемного, ненадежного и т. п., что, скорее всего, приведет к умень­шению его зарплаты и затруднению карьерного роста.

На первом этапе работы с конкрет­ным спортсменом или командой спортивный психолог должен понять, кто является его клиентом. Как пра­вило, ответ на этот вопрос бывает оче­видным, но в некоторых ситуациях это приводит к возникновению эти­ческих проблем. Так, С. Биддли опи­сывает случай, когда спортивный пси­холог был приглашен в команду с це­лью улучшения ее выступлений. После нескольких занятий спортив­ному психологу было сообщено, что он слишком мягок в общении с игро­ками – от него ожидали укрепления их психологической устойчивости для того, чтобы игроки могли легче вос­принимать критику со стороны адми­нистрации. Спортивный психолог пытался объяснить, что критика – не

Самый лучший метод повышения ре­зультатов, но был удален из команды. Подобные случаи нередки в спорте, поэтому с самого начала спортивный психолог должен понять, какова цель его работы.

Определение целей предполагает этап сближения со спортсменами, ко­мандой. Существует устойчивое мне­ние, что для получения достоверной информации о спортсмене или ко­манде и выбора эффективных измене­ний, вносимых в их деятельность, спортивный психолог должен быть не кратковременным визитером, а пол­ноценным членом тренерского кол­лектива. Доверие со стороны спорт­сменов заслуживается лишь со време­нем. «Например, Вы можете показать соблюдение принципа конфиденци­альности, если спортсмены будут ви­деть, что Вы не разглашаете даже не

Очень важную информацию. Доверие также заслуживается четкими установ­ками по поводу того, что Вы как кон­сультант можете предложить, а чего предложить не можете… Для начина­ющих спортивных психологов особен­но важно понимать, что, хотя это зву­чит иронично, доверие может придти тогда, когда Вы честно говорите, чего Вы не знаете. Разумно напоминать клиентам, что, как и совершенствова­ние физических навыков невозможно без усилий, так и применение психо­логических знаний нуждается в стара­нии» [13, с. 231–232].

На следующем этапе спортивный психолог приступает к изучению про­блем, которые ему предстоит решить. Для этого используются различные методы работы: наблюдение, беседа, опросные методы, методы биологи­ческой обратной связи и др. Выделя­ют два основных типа оценки про­блем спортсмена. К первому типу от­носятся такие субъективные виды оценки как интервью, проводимое с

Самим спортсменом, его тренером или близкими, и наблюдение. Эти методы позволяют увидеть то, как са­мовосприятие, убеждения спортсме­на соотносятся с его поведением в различных ситуациях. Кроме того, с их помощью можно получить уни­кальные данные, раскрывающие осо­бенности жизненной ситуации спорт­смена, его спортивный рост и т. п. В то же время, эти методы требуют большого количества времени, и они не исключают искажений со стороны экспериментатора.

Методы объективного оценива­ния, созданные для диагностики спортивной деятельности, бесприст­растны, они позволяют экономить время и усилия. Однако у них есть и свои ограничения: недостаточная ва-лидность и слабая связь результатов тестов и опросников с реальными

Спортивными достижениями, непри­ятие спортсменами, а также фрагмен­тарность информации.

После выявления специфики про­блемы (например, дефицит мотива­ции, проблемы концентрации внима­ния или др.) спортивный психолог разрабатывает программу, направлен­ную на коррекцию соответствующих трудностей. В программе обязательно указываются цели, которые будут до­стигнуты в результате работы со спорт­сменом, и показатели, демонстрирую­щие их достижение. Поэтому, по ходу реализации программы спортивный психолог имеет возможность оценить результат собственной деятельности и внести соответствующие коррективы в ее следующие этапы.

Специфика Задач, Решаемых Спортивным Психологом

Важной особенностью деятельно­сти спортивного психолога является то обстоятельство, что каждый вид спорта выдвигает свои требования к разрабатываемым спортивным психо­логом рекомендациям.

Так, в лыжных гонках важно вы­держивать длительное напряжение, достигать адекватного уровня возбуж­дения. Этому способствует дыхатель-

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(7) 2012

Ная гимнастика, прослушивание соот­ветствующей музыки, внутренняя речь и использование образных средств. В этом виде спорта важны первые секун­ды старта. Здесь можно выделить два основных подхода к началу гонок: одни лыжники приезжают к старту за­ранее (за 15–25 минут) и «погружают­ся» в атмосферу гонки, другие – при­ходят за несколько минут, чтобы со­ревнование «просто началось». В теннисе очень важно поддерживать уверенность в себе на протяжении все­го поединка, что достигается контро­лем спортсменом своей мыслительной деятельности и т. п. Таким образом, в зависимости от вида спорта и выбира­емой стратегии решения поставлен­ной перед спортсменом задачи, спортивный психолог использует спо­собы развития тех или иных психичес­ких качеств атлета.

Кроме того, не нужно забывать о том, что при обращении спортсмена к спортивному психологу, последний должен учитывать целый ряд факто­ров, объясняющих возникновение у него проблем, помимо собственно психологических. В работе Д. Коллин-са и его коллег [3] рассказывается об опыте консультирования профессио­нального мотогонщика. К спортивно­му психологу он обратился с пробле­мой слабой концентрации внимания. Решение подобной задачи, безуслов­но, находится в рамках компетенции спортивного психолога, для чего ис­пользуются различные техники само­регуляции. Однако психолог сначала обратился за советом к диетологу. Про­веденный совместный анализ трени­ровочного процесса спортсмена пока­зал, что одной из причин данной про­блемы является неправильное питание спортсмена, которое приводит к силь­ному истощению организма во время соревнования и, как следствие, к рез­кому снижению внимания.

Описывая свой опыт работы со сборной США по легкой атлетике, Р. Нидеффер приводит следующий алго­ритм решения проблемы спортсмена: «Я прошу у атлета разрешения присут­ствия тренера. После этого мы втроем должны сделать следующие вещи: а) убедиться в том, что выделенная про­блема соответствует представлениям тренера; б) определить время, место и тип техники, которая поможет спорт­смену; в) убедиться в том, что с такти­ческой и технической точек зрения

Психологическая подготовка не будет препятствовать реализации более важ­ных аспектов подготовки… » [9; с. 352]. Эти примеры показывают, что спортивный психолог должен работать в постоянном контакте с тренером, спортивным врачом и другими специ­алистами, объединение усилий кото­рых позволит рассмотреть любую сложность состояния спортсмена мак­симально объективно.

Методы Решения Задач спортивного Психолога

Видно, как важно было вмешательство спортивного психолога, который практически моментально нашел вы­ход из непростой ситуации. Впослед­ствии, через несколько месяцев, ког­да спортсмен уже был постоянным иг­роком в команде, он сам признался тренеру в том, что психолог остановил его в тот день от ухода.

Поэтому, функциональные обязан­ности спортивного психолога гораздо шире, чем только проведение психоло­гических консультаций. В исследова­нии, проведенном Дж. Партингтоном и Т. Орликом [10], участвовали 19 спортивных психологов, принимавших непосредственное участие в подготов­ке Олимпийской сборной Канады к Олимпийским играм 1988 года. В каче­стве основных задач спортивного пси­холога участники отметили следующее: 1. оценка целей, стоящих перед спорт­сменом; его планов на соревнова-

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(7) 2012

Методы объективного оценивания, созданные для диагностики спортивной деятельности, беспристрастны, они позволяют экономить время и усилия. Однако у них есть и свои ограничения: недостаточная валидность и слабая связь результатов тестов и опросников с реальными спортивными достижениями, неприятие спортсменами, а также фрагментарность информации.

Ние, изменения этих планов; мони­торинг его успехов; обучение навы­кам саморегуляции и оптимизация отношений «тренер – спортсмен»;

2. индивидуальные консультации, помогающие выяснить сильные и слабые стороны спортсмена; груп­повые занятия с целью сплочения команды, освоения копинг-страте-гий борьбы со стрессом и тревогой;

3. освоение конкретных техник само­регуляции: релаксации, концентра­ции, повторения, улучшения ком­муникативных навыков, использо­вания образа и речи про себя;

4. регулярный мониторинг состояния спортсмена перед и после соревно­вания, оценка состояния спорт­смена и дебрифинг с ним, преодо­ление последствий травмы.

В качестве примера описания воз­можностей психолога приведем пись­мо, которое распространялось психо­логической службой среди спортсме­нов сборной США на Олимпиаде: «Никто не знает Ваших потребностей лучше Вас! Поэтому мы не собираем­ся говорить Вам о том, что делать или давить на Вас… Тем не менее, мы хо­тим, чтобы Вы знали, как мы можем Вам помочь на протяжении игр:

1. мы можем помочь вам развить или усилить техники, которые помогут «завести» или успокоить себя;

2. мы можем помочь вам уменьшить негативные мысли и количество раз­дражителей, которые мешают тре­нироваться и концентрироваться;

3. мы можем помочь снизить недо­вольство и давление, которое воз­никает в результате путешествия, беспокойство по поводу безопас­ности; проблем питания и др.;

4. мы можем обучить Вас некоторым стратегиям, которые помогут быс­трее приспособиться к смене часо­вого пояса;

5. мы поможем Вам с любыми про­блемами общения, которые могут возникать в результате сильного давления или как следствие со­ревновательной обстановки…» [9, с. 353–354].

Сходные возможности были указа­ны спортивными психологами, ответ­ственными за подготовку сборной США по горным лыжам: «Помощь в восстановлении после неудачи; кон­сультирование; активный отдых; уп­равление агрессией; техники адапта­ции к смене часовых поясов; контроль тревоги; управление возбуждением; … управление концентрацией; контроль

Депрессии; снятие эффектов чрезмер­ной тренировки; решение проблем в семейных отношениях; уменьшение страха; развитие навыков постановки целей и самодисциплины, навыков запоминания; тренировка мысленно­го повторения; развитие различных интересов и понимания возможнос­тей; психология родительского вмеша­тельства; тренировка релаксации, группового взаимодействия; усиление уверенности в себе; контроль сна; тре­нировка визуализации…» [8, с. 323].

В то же время были отмечены и действия спортивного психолога, ко­торые могут привести к потере дове­рия со стороны тренера и спортсмена:

1. спорт высоких достижений свя­зан с постоянной работой, у спортсме­нов остается немного времени для сна и отдыха, поэтому спортивный психо­лог должен четко планировать ход за­нятия, не делать его длительным. Важ-

Но, чтобы время для занятий обсужда­лось с командой спортсменов, если речь идет о групповых занятиях и с конкретными спортсменами, если речь идет о занятиях индивидуальных;

2. спортивный психолог должен тщательно подходить к подбору мето­дик и методических приемов. Так, ба­тареи личностных опросников, как правило, воспринимаются спортсмена­ми негативно, потому что занимают много времени и не имеют отношения к конкретным трудностям спортсмена. Их применение оправданно не в нача­ле работы с командой, а после того, как психологу удалось лично побеседовать со спортсменом и, возможно, выявить его эмоциональные проблемы;

3. спортсмены высокого уровня отличаются не только высокой рабо­тоспособностью, но и приверженнос­тью команде, поэтому спортивный психолог должен демонстрировать эти качества. В противном случае, спорт­смены будут считать психолога наиме­нее продуктивным членом команды, и он лишится доверия;

4. спортсмену важно быстро полу­чать обратную связь, как после прове­денных методик или занятий по овла­дению какими-либо техниками, так и после индивидуальных консультаций. Это позволяет ему увидеть результат работы и обрести уверенность в пси­хологе и в себе.

Фактически любая обратная связь со стороны психолога должна удовлет­ворять следующим трем критериям: она должна быть понятна субъекту, которому адресована; субъект должен ее принять; она должна содержать в себе способ действия. Нарушение лю­бого из этих пунктов резко снижает продуктивность взаимодействия пси­холога со спортсменом. Например, психолог может ограничиваться лишь общими словами и не приводить при­меров из поведения спортсмена. В этом случае спортсмен будет считать общение неинформативным. Наобо­рот, если психолог будет говорить слишком много, то он перегрузит ин­формацией спортсмена, который пе­рестанет с ним взаимодействовать, чтобы оградить себя от непонимания. Что касается формы обратной связи, то психолог должен использовать оце­ночную форму, а не описательную. Например, не говорить: «ты болтун», а сказать: «прошлым вечером ты гово­рил больше, чем каждый член коман-

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(7) 2012

Ды, и я попросту не успел высказать, что хотел». Поскольку обратная связь направлена на изменение поведения субъекта, то в соответствии с принци­пом условного рефлекса, она должна следовать как можно быстрее за пове­дением. Очевидно также, что выраже­ния типа «ты слишком высокий» или «ты такой нервный» не могут быть ис­пользованы в отношении спортсмена при работе, направленной на устране­ние указанных проблем. Вместо этого консультант должен вступать в диалог со спортсменом, чтобы вместе соста­вить спектр возможных способов ре­шения вопросов.

Важным моментом в ходе индиви­дуального консультирования спорт­сменов является сосредоточенность психолога на клиенте. Рассмотрим следующий пример диалога:

«Клиент: Я волнуюсь по поводу подготовки к событию. Я так нервни­чаю, что не могу собраться. Это осо­бенно заметно, если соревнование проходит в конце дня.

Консультант: Я понимаю Вас, у меня тоже были трудности с концент­рацией, когда я соревновался, и состя­зания во второй половине дня были самым сложным испытанием.

Клиент: Правда? И что же Вы де­лали?

Консультант: Я старался не думать о событии и за час до него использо­вал техники саморегуляции.

Клиент: Как это работало?

Консультант: В большинстве слу­чаев все проходило успешно, но иног­да я был слишком напряжен…» [11].

Этот пример показывает, что хотя консультант соблюдает в данной бесе­де правило открытости и принятия клиента, он делает это, исходя из соб­ственных интересов, и фактически не предлагает спортсмену продуктивно­го способа решения проблемы, наобо­рот, он ставит его в тупик. Особен­ность работы спортивного психолога состоит в том, что он, прежде всего, должен находиться на стороне спорт­смена и потому отодвигать на второй план собственные желания (как, на­пример, желание поделиться опытом, переживаниями и пр.).

Традиционно выделяются следую­щие четыре фактора, которые влияют на результаты спортсменов, и с кото­рыми работают спортивные психоло­ги: мотивация (способность продол­жать деятельность, несмотря на скуку,

Усталость, боль или желание заняться чем-либо другим); уверенность (сила убеждения спортсмена в своей способ­ности обучаться навыкам и выполнять их на определенном уровне в услови­ях соревнования); напряжение (сте­пень физиологического возбуждения спортсмена, которую он испытывает непосредственно до или во время со­ревнования, и его оценка как отрица­тельного или положительного); кон­центрация (способность фокусирова­ния на важных для выполнения действия аспектах ситуации).

Итак, функции спортивного пси­холога отличаются от тех, которые вы­полняет психотерапевт или психиатр, но не все спортсмены принимают это обстоятельство. Например, в исследо­вании, проведенном в конце 1980-х годов, было показано, что спортсме­ны, обращающиеся к спортивному психологу, оцениваются сверстниками как менее успешные по сравнению со спортсменами, которые обращаются к тренеру [5]. Это во многом связано с тем, что спортивный психолог воспри­нимается обществом как психотера­певт, помогающий спортсменам спра­виться с их личностными проблемами. В настоящее время это мнение не со­впадает с реальной ситуацией.

Работа спортивного психолога но­сит разносторонний характер: простые и однозначные вопросы повышения результатов, эффективности спортив­ной деятельности рождают ответы, уходящие корнями за пределы спорта и соревнований. Перед спортивным психологом стоит задача понимания и оценки собственных действий и их последствий, возможных способов кооперации с другими специалистами и достижения продуктивных отноше­ний с клиентом. Все это, на наш взгляд, делает профессию спортивно­го психолога уникальной и открывает широкие перспективы для професси­онального становления психолога.

1. Веракса А. Н., Зинченко Ю. П., Исайчев С. А., Леонов С. В. и др. Психология спорта: Монография. – М.: МГУ, 2011.

2. Biddlie S., Bull S., Seheult C. Ethical and professional issues in contemporary British sport psychology // The Sport Psychologist. – 1992. – №6.

3. Collins D., Doherty M., Talbot S. Performan­ce enhancement in motocross: a case study of the sport science team in action // The Sport Psychologist. – 1993. – №7.

4. Gilbourne D., Richardson D. Tales from the field: personal reflections in the provision of psychological support in professional soccer // Psychology of Sport and Exercise. – 2006. – №7.

5. Linder D. E., Pillow D. R., Reno R. R. Shrinking jocks: derogation of athletes who consult a sport psychologist // Journal of Sport & Exercise Psychology. – 1989. – №11.

6. Marchant D., Gibbs P. Ethical considerations in treating borderline personality in sport: a case example // The Sport Psychologist. – 2004. – №18.

7. Martin S., Akers A., Jackson A., Wrisberg C., Nelson L., Leslie P. , Leidig L. Male and female athletes’ and nonathletes’ expectations about sport psychology consulting // Journal of Applied Sport Psychology. – 2001. – №13.

8. May J., Brown L. Delivery of psychological services to the U. S. Alpine Ski Team Prior to and during the Olympics ni Calgary // The Sport Psychologist. – 1989. – №3.

9. Nideffer R. Psychological services for the U. S. Track and field team // The Sport Psychologist. – 1989. – №3.

10. Partington J., Orlick T. An analysis of olympic sport psychology consultants’ best-ever consulting experiences // The Sport Psychologist. – 1991. – №5.

11. Petipas A., Giges B., Danish S. The sport psychologist-athlete relationship” implications for training // The Sport Psychologist. – 1999. – №13.

12. Rotella R. Providing sport psychology consulting services to professional athletes // The Sport Psychologist. – 1990. – №4.

13. Shaw D., Gorely T. , Corban R. Instant notes in spot and exercise psychology. – 2005.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(7) 2012

Источник:
Ваш психолог
Ваш психолог, посвящен вопросам психологии, вмещает в себе различные учебные, научные, научно-популярные и другие материалы по психологии, а также связанными с ней науками и учебными дисциплинами.
http://www.vash-psiholog.info/nats/20241-professiya-sportivnyj-psixolog-1.html

Владимир Касаткин

Профессор, зав. лабораторией «Психология здоровья»

Доктор философских наук и президент Скандинавской Школы Лидерства

Спортивный психолог, коуч, тренер по НЛП

Коуч в сфере управленческого и корпоративного коучинга

Мария Пайкул Ларс-Эрик Унесталь

Написанная простым и понятным языком книга «Да, Вы можете!», является отличным пособием по введению в ментальный тренинг и предназначена специально для тех, кто совсем не знаком с этой темой, или лишь вскользь слышал о методиках ментального тренинга. В ней Вы найдете информацию о том, что такое ментальный тренинг и почему он так необходим всем нам, а также узнаете, как развить свои ментальные способности и жить полноценной жизнью. К книге также прилагается CD-диск с четырьмя программами тренинга: (1) Мышечное расслабление; (2) Ментальное расслабление; (3) «Самопортрет»; (4) Картина целей.

В Центре сборных команд и спортивных технологий Москомспорта с ноября 2011г. проходит цикл семинаров для спортивных психологов Москвы: «Ментальный тренинг высших достижений».

Любой процесс, требующий непосредственного участия человека, личности и выжимающий из этой личности физические, а главное, духовные силы, обусловлен наличием некоторой своей психологии. Это значит, что существует определенный набор психологических установок и тенденций для каждого занятия, в том числе спортивного.

Источник:
Владимир Касаткин
Блог посвященный психологии спорта и личности. Различные статьи по психологии физического воспитания и спорта, а также интервью с профессиональными психологами.
http://sport-leader.ru/

Спортивный психолог

Направление 37.03.01 «ПСИХОЛОГИЯ»

Профиль: СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ

Квалификация: Бакалавр.

Практика физической культуры и спорта показывает, во-первых, что там, где в коллективах физической культуры, в оздоровительных центрах, в детско-юношеских спортивных школах, училищах олимпийского резерва, в сборных командах ведомств, городов, республик и России работали или работают в настоящее время спортивные психологи – спортивные успехи более значимы.

Во-вторых, проблемы, постоянно возникающие в спортивной практике и в сфере физической культуры, как раз и указывает на отсутствие психологической составляющей в системе подготовки и в системе физического образования. Это и вызывает насущную потребность в специалистах, умеющих вести психологическую работу в сфере спорта и физической культуры.

Подготовка спортивных психологов в РГУФКСМиТ предусматривает овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения функций по психологическому обеспечению и сопровождению психологической подготовки отдельных спортсменов, спортивных команд и тренеров. Имеется возможность осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую, коррекционную, консультативную и научно-исследовательскую. В процессе обучения студенты получают углубленные знания о психологии личности и личностном росте, об организации самостоятельной и профессиональной деятельности, о жизни без конфликтов среди людей и о профилактике конфликтов, о психологии управления, и многое другое, без чего профессиональная деятельность психолога не эффективна. Обучение осуществляется совместными усилиями профессиональных психологов и профессионалами из области физической культуры и спорта.

Спортивный психолог имеет возможность работать психологом в детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва, спортивных клубах, школах, Федерациях по видам спорта и Олимпийских сборных; осуществлять профессиональную деятельность в сферах образования (в том числе преподавать в средне-специальных и высших учебных заведениях), здравоохранения и т.д.

Также возможно продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре, докторантуре.

Первый выпуск студентов состоялся в 2013 году.

Источник:
Спортивный психолог
Направление 37.03.01 «ПСИХОЛОГИЯ» Профиль: СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ Квалификация: Бакалавр. Практика физической культуры и спорта показывает, во-первых, что там, где в коллективах
http://psy.sportedu.ru/content/psikhologiya-profil-sportivnaya-psikhologiya

(Visited 5 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Выкуп невесты конкурсы для свидетеля Выкуп невесты конкурсы для свидетеляВ свадебный день любой пары на… (10)

Слова мамы невесты на выкупе Cлова мамы на выкупе невесты Ах, эта свадьба, свадьба… Она… (8)

Выкуп невесты слова в конце Выкуп невесты! Помогите!Сценарий для выкупа уже готов. Невеста еще хочет… (7)

Как красиво написать буквы на плакате Как красиво написать буквы на плакате мозг off развлекаюсь мозг… (7)

Как украсить ворота на свадьбу Как украсить ворота на свадьбуУкрашение для шампанского на свадьбу, свадебные… (6)

COMMENTS