Стресс в психологии

Мир Психологии

Стресс (в психологии) (англ. stress) — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т.н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См . стрессоры.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Стресс (англ. stress – напряжение, давление) — термин H. Selye (1936), обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).

Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г. Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения.

Термин стресс часто используют как для обозначения некоего стимула, так для обозначения реакции на этот стимул. См . Селье синдром адаптации.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Стресс (англ. stress — давление, напряжение) [Selye Н., 1936] — состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды стресса — физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей С., несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления.

Например, стресс может возникнуть при получении радостного известия о том, что считавшийся погибшим близкий человек жив. Стресс может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. С. с отрицательным воздействием обозначается как дистресс (англ, distress — несчастье, недомогание, нужда). Отсюда положительная оценка и важная роль, по H. Selye, Стресс без дистресса. См . Селье синдром адаптации.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Стресс

  1. Вообще — любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений. Обратите внимание, что стресс в этом смысле относится к причине; стресс является антецедентом некоторого эффекта.
  2. Состояние психологического напряжения, вызванное видами сил или давлений, указанными в значении 1. Обратите внимание, что в этом смысле стресс – это эффект; стресс – результат других давлений. Когда имеется в виду значение 2, термин стрессор обычно используется для обозначения причинного агента.

Источник:
Мир Психологии
состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях
http://www.persev.ru/stress

Психология стресса

Постоянная спешка, нервы, эмоции и стиль жизни современного человека неизбежно приводят к такому явлению как стресс. Это слово сегодня как никогда находится на пике популярности. Одни исследования показывают, что он вызывает болезни сердечнососудистой системы и даже к образованию раковых клеток, другими из них давно доказано, что такая встряска для психики может привести к невралгии и депрессии. Так или иначе, психология призывает к борьбе со стрессом. С чего начать и что конкретно нужно сделать, попробуем разобрать более детально.

Психология стресса такова, что он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. Его истоки находятся не в психике, а в мозге человека. Таким образом, когда человек попадает в ситуацию, которая может плохо для него закончиться, либо в ту, которая ему не знакома, мозг автоматически начинает выстраивать защиту. В какой-то мере это даже полезно, т.к. стресс способствует адаптации человека к изменяющимся условиям. Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека.

Канадский физиолог Ганс Селье выделил три основных стадии развития стресса:

Особой формой реакции на негативное внешнее воздействие является травматический стресс. Когда физиологические, психологические и адаптационные ресурсы человека уже исчерпаны, он становится уязвимым и в нем поселяется тревога. Психология рассматривает две причины возникновения травматического стресса:

  • человек осознает что с ним произошло и знает из-за чего у него ухудшилось состояние психики;
  • пережитое событие разрушает тот образ жизни, которым ранее жил человек.

Важно помнить, что человек, переживший травматический стресс со стороны может казаться сумасшедшим или странным, но на самом деле он не является таковым. Это нормальная реакция психики на не нормальные обстоятельства.

Однако более худшим вариантом реакции на них является посттравматический стресс, поскольку его психология имеет более сложную структуру. Это тип психического расстройства который развивается после того, как человеку пришлось пережить душевную травму. Чаще всего это явление можно наблюдать у жертв насилия, нападения, стихийного бедствия или свидетелей несчастного случая.

Посттравматического расстройства имеют несколько характерных признаков:

  • постоянные отчетливые воспоминания о происшедшем;
  • проблемы с концентрацией внимания и сном;
  • избегание подобных ситуаций и похожих мест, при которых произошло событие, выбившее человека из колеи;
  • неспособность вспомнить или обсудить конкретные детали того, что произошло;
  • намеренная изоляция, нежелание поддерживать контакты и эмоциональное оцепенение.

Профилактика стресса: психология избавления от душевных травм

Основная проблема стресса в психологии заключается в невозможности своевременной диагностики. Чаще всего случается так, что симптомы сильного психического потрясения проявляются лишь спустя месяц или три месяца после произошедшего события. Причем сами жертвы не всегда обращаются за квалифицированной помощью и поставить диагноз на первых порах почти не представляется возможным. Согласно статистике ежедневно стрессу подвергается каждый третий житель большого города. В более маленьких городах, где жизнь течет размеренно, эта цифра в десятки раз меньше. Посттравматическим синдромом страдает примерно 8% населения мира, а 15% имеют некоторые признаки этого расстройства.

Как бороться со стрессом? Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

  • относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;
  • учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;
  • переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;
  • больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;
  • заниматься физической культурой, т.к. спорт хорошо помогает избавиться от негатива и справиться со стрессом.

А если вы хотите более серъезно подойти к вопросу борьбы со стрессом, можно изучить психологическую литературу. Например, на многие вопросы поможет ответить книга Ю.В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции». В ней вы найдете толкование понятия стресса, теоретические разделы, вопросы на самопроверку, психологические тесты, упражнения и практические задания.

Источник:
Психология стресса
Постоянная спешка, нервы, эмоции и стиль жизни современного человека неизбежно приводят к такому явлению как стресс. Это слово сегодня как никогда находится на пике популярности. Одни
http://kak-bog.ru/psihologiya-stressa

Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных

Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных

Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Понятие психологического стресса. Психические стрессоры.

^ Факторы, оказывающие влияние на развитие психологи­ческого стресса.

Виды (уровни) реакций человека на стресс.

Влияние индивидуальных и личностных особенностей че­ловека на возникновение и развитие стресса.

В предыдущих главах были рассмотрены физиологи­ческие механизмы воздействия стресса на человека. Пси­хологические факторы были лишь упомянуты, в этой главе они будут рассмотрены подробно.

С физиологической точки зрения, краткосрочный стресс — вовсе не «болезненное» состояние, а процесс, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями, адаптируется к изменяющимся условиям окружающей действительности. Свое пагубное влияние на психологическое и физическое здоровье человека стресс оказывает в ситуациях, когда он слишком силен или дей­ствует слишком долго. Рассмотренный выше общий адап­тационный синдром является физиологическим ответом организма на стрессовое воздействие и свойственен в рав­ной степени как животным, так и человеку.

Однако когда люди говорят, что испытывают стресс, они обычно подразумевают, что находятся в состоянии нервного напряжения, утомлены, расстроены, сердят­ся или подавлены. Поэтому мы можем говорить о том, что, в отличие от животных, реакция человека на стрес­совое воздействие имеет сложную многоуровневую структуру, определяемую в том числе и психологической составляющей.

Характер реакции человека на воздействие потенциаль­ного стрессора зависит от целого ряда причин и, прежде всего, от субъективной оценки человеком ситуации.

Выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, личностных особенностей и т.д. Большое значение имеет оценка человеком угрозы, ожидание опас­ных последствий, которые содержит в себе ситуация.

Посещение врача-стоматолога может быть огромным стрессом для человека, который боится лечить зубы, и не бу­дет стрессом для того, кто не испытывает страха перед этой процедурой.

Таким образом, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого челове­ка: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и спо­собностей с тем, что от него требуется.

Таким образом, героиня этой истории ОБЪЕКТИВНО на­ходилась в опасности, а СУБЪЕКТИВНО (так как не знала об этом) этой опасности не чувствовала и, естественно, не ис­пытала никакого стресса.

Таким образом, ОБЪЕКТИВНО ситуация была безопасной, а СУБЪЕКТИВНО была расценена как крайне опасная и выз­вала сильнейший стресс.

Мы часто рассуждаем о том, как важно спокойно отно­сится к раздражающим нас вещам, даем советы родным, друзьям и приятелям, что не стоит обращать внимание на мелочи (конфликт на работе — подумаешь, с кем не быва­ет, нахамили в общественном транспорте — обычное дело, пробка — ну что делать, сам вчера стоял два часа и т.д.). И, как правило, очень трудно применить советы и эти зна­ния к себе.

Для того чтобы оценить уровень собственной стрессо-устойчивости, можно проделать небольшое упражнение:

Предупреждение! Это упражнение можно делать лишь в том случае, если в вашей жизни не произошло кризисных или траги­ческих событий, перевернувших вашу жизнь, оно подходит для обычной, повседневной жизни.

Возьмите лист бумаги, разделите его на две половины, слева напишите события и ситуации, которые вызвали раздражение, негодование, взволновали и огорчили вас в последние несколько дней, справа оцените степень воздей­ствия по пятибалльной шкале (5 — максимальное раздра­жение, 1 — легкая степень недовольства), просуммируйте полученный результат. Потом сверните этот лист и отло­жите его на неделю. Через неделю попробуйте вспомнить записанные вами события и снова оцените их по пятибал­льной шкале, снова сложите все проставленные вами оцен­ки. Теперь сравните полученные результаты. Попробуем оценить, что получилось:

Вариант 1. Результаты полностью совпали. У вас хоро­шая память.

Вариант 2. Вы вспомнили все события, но оценка их по­менялась в ту или другую сторону. Вы можете понять, на­сколько ошиблись в первоначальной оценке события. Например, Вы в первом случае оценили конфликт с под­рутой в пять баллов, а через неделю, успокоившись и про­анализировав ситуацию, — в два балла. Это значит, что, возможно, вы отреагировали на ситуацию слишком эмо­ционально.

Вариант 3: Некоторые события Вы не вспомнили, или в Вашем списке появились события, которых раньше не было. Еще более выраженная ошибка в эмоциональной оценке события.

Теперь попробуем поставить себе оценку за стрессоустойчивость.

Посчитаем средний балл для первого и второго случая, например:

Теперь от первого значения отнимем второе: 3 — 1,5 = 1,5.

Можно говорить о том, что в данном примере человек переоценивает эмоциональную значимость событий на 1,5 балла по пятибалльной шкале (для сравнения, это при­мерно та же разница, как между школьными оценками пять и три с плюсом). За эту разницу мы часто платим сво­им здоровьем и душевным спокойствием.

Если какое-то событие или ряд событий через некото­рое время вы оценили более значимыми, чем впервые, или через две, три, четыре недели оно не теряет своей эмоцио­нальной яркости, то это может свидетельствовать о том, что эта ситуация является для вас проблемной. Можно поре­комендовать уделить ей больше внимания или, возможно, обратиться к специалисту.

Смерть мужа/жены — 100

Разлад в супружеской жизни — 65

Тюремное заключение — 63

Смерть близкого члена семьи — 63

Серьезная травма или заболевание — 53

Потеря работы — 47

Примирение и другие перемены в семейной жизни — 45

Выход на пенсию — 45

Изменение в состоянии здоровья члена семьи — 44

Сексуальные проблемы — 39

Появление нового члена семьи — 39

Перемена места работы — 39

Изменения в финансовом положении — 37

Смерть близкого друга — 37

Перевод на другую работу — 36

Серьезные разногласия с партнером — 35

Крупный долг — 31

Приближение срока уплаты долга — 30

Перемена в ответственности по месту работа — 29

Уход сына или дочери из родного дома — 29

Конфликты с тестем/свекром, тещей/свекровью — 29

Исключительный личный поступок или достижение — 27

Поступление в школу или ее окончание — 26

Перемена в условиях жизни — 25

Смена привычек — 24

Проблемы и конфликты с начальством — 23

Изменение рабочего времени или условий работы — 20

Смена жилья — 20

Перемена школы — 20

Смена отдыха — 19

Перемена в общественной деятельности — 18

Мелкий долг — 17

Перемены, связанные со сном и режимом дня — 16

Перемены в семье — 15

Перемены в привычном образе питания — 15

Проступок (штраф за проезд без билета и др.) — 11

Как вы видите, стресс вызывают не только отрицатель­ные, но и положительные события, ведь они тоже требуют приспособления.

Вы можете легко убедиться в верности этого тезиса, если вспомните свои переживания до, во время и после радостно­го эмоционального события (праздника, концерта, дискоте­ки). Сначала радостное возбуждение, ожидание предстоящего события — это первая стадия стрессовой реакции; во время события активность, стремление продолжать и продолжать ве­селиться, нежелание прекращать праздник — это вторая ста­дия стресса; и наконец, ощущение усталости и даже иногда опустошения после события — это третья стадия стрессовой реакции.

Во второй главе уже вводились понятия «эустресс» и «дистресс». Эустресс связан с позитивными событиями в жизни человека и, вызывая неспецифическую стрессо­вую реакцию организма, оказывает мобилизующее и воз­буждающее воздействие на человека. Когда мы говорим о «борьбе со стрессом», «последствиях стресса», мы обычно имеем в виду эмоционально отрицательный тип стресса, или дистресс (от англ. distress — горе, несчастье, недомо­гание, истощение, нужда).

Таким образом, перечень событий, способных оказать стрессовое воздействие, можно было бы продолжать. Но для каждого конкретного человека как его состав, так и интенсивность воздействия стрессовых ситуаций будут индивидуальны. От чего же зависит, какое именно собы­тие воспринимается как стрессовое?

^ Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса

Факторы, оказывающие влияние на развитие психоло­гического стресса, столь многочисленны и неоднозначны, что их исчерпывающее рассмотрение едва ли возможно в рамках данного учебного пособия. Остановимся на неко­торых ключевых моментах, а именно: на характеристиках стрессового события, интерпретации события человеком, влиянии прошлого опыта, осведомленности (информиро­ванности), индивидуальных и личностных особенностей человека на восприятие ситуации и способ реагирования.

^ Характеристики стрессового события. Стрессовые события могут различаться по следующим признакам:

а) частоте возникновения — события могут быть одиночными, возникать периодически (например, «авралы» на производстве), накладываться друг на друга («несчастья преследуют одно за другим»);

в) интенсивности воздействия — чем больше физиологические и психические изменения в результате воздействия стрессора отличаются от оптимальных параметров, тем интенсивнее стрессовое воздействие события на чело­века. Например, такие события, как смерть близкого или возникновение угрозы собственной жизни, по интенсив­ности воздействия, как правило, значительно превосходят события, связанные с неприятностями в профессиональ­ной сфере или утратой имущества;

г) знаку эмоциональной окрашенности — стрессовые события, как можно видеть по вышеприведенной шкале тяжести стрессового воздействия, могут быть не только негативными, неприятными событиями жизни, вызыва­ющими резко отрицательные эмоции, но и позитивными, требующими адаптации к неким произошедшим измене­ниям, вызывающими сильные положительные эмоции. Например, такие события, как новоселье, вступление в брак или рождение ребенка, воспринимаясь как позитив­ные, желательные, тем не менее, могут оказывать сильное стрессовое воздействие на человека.

^ Интерпретация человеком стрессового события. Как уже было отмечено, ситуация становится для человека источником стресса только в том случае, если субъектив­но оценивается им как стрессовая.

Например, расторжение брака может восприниматься од­ним человеком как трагедия, крушение всей его жизни, рас­ставание с любимым человеком, потеря опоры и стабильности, вызывать такие чувства, как беспомощность и страх одиноче­ства. Для другого человека развод — это освобождение от тяго­тивших его обязательств, возможность начать «новую» жизнь.

Как видите, одно и то же событие потенциально может являться стрессором, но вызывает сильную стрессовую реакцию в нашем примере лишь у первого человека, кото­рый воспринял ситуацию как негативную, угрожающую нормальному течению его жизни. Для второго человека ситуация имела незначительное стрессовое воздействие, причем скорее позитивное.

Таким образом, между стрессором и нашей реакцией на него всегда есть промежуточное звено — субъективная оценка ситуации, называемая также в ряде исследований когнитивной интерпретацией происходящего.

Примером может служить особенность, которую часто на­зывают «синдромом отличника». Человек, обладающий этой чертой, стремится все сделать наилучшим образом, «сдать на пять», крайне болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, переживает любую неудачу как личную трагедию. По­лучается, что человек живет в постоянном состоянии стрес­са, во-первых, из-за того, что все ресурсы используются на отличное выполнение задачи (ведь ему сложно принять по­мощь других — он не может признаться, что в чем-то неком­петентен). Во-вторых, такой «отличник» живет в постоянном страхе получить негативную оценку. Такой стереотип поведе­ния человек, как правило, получает в детстве, когда родители требуют только отличных оценок в школе, только первых мест в спортивных соревнованиях и не учат ребенка справляться с неуспехом. Часто такая стратегия поведения является недо­статочно адаптивной.

^ Осведомленность (информированность) о ситуации.

Часто событие становится стрессовым для конкретного человека, если оно субъективно оценивается им как угро­жающее, непредсказуемое по своим последствиям. Осо­бенно усиливается степень стрессового воздействия в тех случаях, когда событие является неожиданным, внезап­ным. Отсутствие полной и достоверной информации о ситуации многократно увеличивает беспокойство и на­пряжение по поводу происходящего. Повышение инфор­мированности о ситуации и способах совладания с ней снижает ее субъективное стрессовое значение для чело­века. Наличие у человека знаний, умений и навыков, по­зволяющих ему справиться с ситуацией, способствует интерпретации потенциально стрессового события как нейтрального, либо имеющего незначительное стрессовое воздействие.

Так, например, освещение в средствах массовой информа­ции слухов о возможном предстоящем дефиците на тот или иной товар может вызвать стресс и заставить людей скупать совершенно не нужные им товары в огромных количествах (этим приемом иногда пользуются недобросовестные продав­цы). В то время как при условии адекватного информацион­ного обеспечения (с однозначным и достоверным описанием причин, возможностей и сроков исправления ситуации) вре­менные трудности с поставкой необходимых товаров обходят­ся без массовых волнений.

Итак, наличие стрессора еще не обусловливает разви­тие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрес­сорам может быть связана как с вышеперечисленными факторами, так и с индивидуальными и личностными ка­чествами человека, которые в значительной мере оказы­вают влияние как на возникновение стрессовой реакции, так и на характер ее протекания.

Прежде чем перейти к рассмотрению влияния личност­ных особенностей на состояние стресса, остановимся на видах (уровнях) реакций человека на стресс.

виды (уровни) реакций человека на стресс

Ряд исследователей приводят следующую схему стрес­совых реакций (Вейтен, Ллойд, 1994) (рис. 4).

Ранее нами уже были рассмотрены следующие уровни приведенной схемы: стрессоры (потенциально стрессовые объективные события), субъективная когнитивная оцен­ка, физиологическая реакция. Важнейшей составляющей психологического стресса является эмоциональная реак­ция на стресс.

^ Эмоциональная реакция. Как правило, стрессовые ситуации вызывают у нас сильные эмоции, чаще негатив­ные, но возможны и позитивные. Простой и однозначной зависимости между типом стресса и конкретными эмоци­ями не существует.

Наиболее распространенные эмоциональные реакции на негативное стрессовое воздействие можно разделить на два типа: стенические (раздражение, злость, гнев) и асте­нические (опасение, апатия, печаль, грусть, оцепенение). Стресс часто вызывает чувство злости, которое может варь­ировать по интенсивности от легкого раздражения до при-

^ РЕАКЦИИ НА СТРЕСС

^ Субъективная когнитивная оценка

(оценка события как угрожающего, имеющего негативные последствия и т.п.)

(раздражение, гнев, тревога, страх, уныние, печаль и т.д.)

(возбуждение вегетативной нервной системы, выброс гормонов, нейрохимические изменения и т.п.)

(попытки справиться со стрессом, например, ударить кого-то, заняться самобичеванием, обратиться за помощью, решить проблему, выразить эмоции и т.п.)

Рис. 4. Уровни реакций на стресс

ступа неконтролируемого бешенства. Такая реакция типич­на, например, в том случае, если на пути к достижению желаемой цели возникает непреодолимое или труднопрео­долимое препятствие (в психологии для обозначения такой ситуации используется термин «фрустрация»). Пожалуй, наиболее распространенной эмоциональной реакцией на стресс является эмоция страха той или иной интен­сивности. Иногда стресс ухудшает настроение, вызывая уныние и грусть. Такая реакция особенно характерна в стрессовой ситуации, которую невозможно изменить. Эмоциональные реакции на стресс могут приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Даже отрицательные эмоции, возникающие при стрессе, могут служить важным целям. Например, подобно физи­ческой боли, неприятные эмоции могут сигнализировать о неблагополучии и необходимости что-то предпринять.

Позитивной эмоциональной реакцией на стресс явля­ется, прежде всего, общее эмоциональное возбуждение, связанное с выбросом энергии на стадии мобилизации ре­сурсов (резистентности). Как показывают многочислен­ные исследования, эффективность выполнения задачи растет с ростом эмоционального возбуждения. Однако уве­личение эффективности происходит до определенного предела, после которого возбуждение достигает такой силы, что становится разрушительным. Уровень возбуж­дения, которому соответствует самый высокий показатель продуктивности деятельности, называется оптимальным уровнем возбуждения. Этот оптимальный уровень разли­чен для разных задач. Отчасти он зависит от сложности задачи. Общее правило таково, что чем сложнее задача, тем ниже оптимальный уровень возбуждения.

^ Поведенческая реакция. Поведенческая реакция на стресс прежде всего включает в себя действия по его пре­одолению. Преодоление стресса — это действия, направ­ленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшей стресс. Люди справляются со стрессами множеством раз­личных способов. Выбор человеком той или иной страте­гии преодоления зависит от целого ряда факторов, как обусловленных внешними обстоятельствами, так и индиви­дуальными особенностями самого человека. Важно заме­тить, что именно от стратегии преодоления в значительной степени зависит, будут ли последствия каждого конкрет­ного стресса позитивными или негативными.

Все поведенческие реакции на стресс можно разделить на два полюса: реакция бегства (как правило, бессозна­тельная) и реакция борьбы (как правило, осознанная).

К последней можно отнести так называемые копинг-механизмы (или механизмы совладания). По определе­нию Р. Лазаруса, копинг-механизмы — это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации пси­хологической угрозы. Эти стратегии носят активный ха­рактер, в значительной мере определяют успешную или неуспешную адаптацию человека в новой, субъективно сложной ситуации. Копинг-механизмы охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы функционирования личности и реализуются в следую­щих формах.

Вспомните басню И. Крылова «Лиса и виноград». Лисе было легче объявить виноград незрелым, чем признаться даже самой себе в том, что она не может его достать.

На сегодняшний день специалистам известно более двадцати видов механизмов психологической защиты. Среди них можно назвать:

Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на стресс преобладают механиз­мы совладания, в то время как у незрелых, дисгармонич­ных, инфантильных личностей — механизмы психоло­гических защит.

Вернемся к вопросу влияния индивидуальных и лич­ностных особенностей человека на возникновение и раз­витие стресса.

Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса

Рис. 5. Соотношение типов ВНД и темперамента

Темперамент характеризуется в основном энергетичес­ким резервом личности и скоростью обменных процессов. От него зависит, каким способом реализуются действия и не зависит их содержательная сторона. Например, влия­ние темперамента на внимание отражается на устойчиво­сти и переключаемости внимания. Влияя на память, темперамент определяет скорость запоминания, легкость воспоминания и прочность сохранения. А его влияние на мышление проявляется в беглости мыслительных опера­ций. Эффективность решения задач не всегда соотносит­ся с высокой скоростью мыслительных операций. Порой неторопливый меланхолик, тщательно обдумывающий свои действия, достигает лучших результатов, чем сверх­скоростной холерик.

В экстремальной ситуации влияние темперамента на спо­соб и эффективность деятельности усиливается: человек попадает под управление врожденных программ своего тем­перамента, требующих минимального энергетического уровня и времени регулирования.

Чем же отличаются друг от друга люди, имеющие раз­ный темперамент? Прежде всего, у них разная эмоцио­нальная организация, проявляющаяся в чувственной подвижности и в склонности лиц разных темпераментов реагировать на ситуацию преимущественно одной из врож­денных эмоций, которые отличаются только мощностью. Холерик особенно склонен к проявлению отрицательных эмоций гнева и ярости, сангвиник предрасположен к поло­жительным эмоциям; флегматик вообще не склонен к бур­ному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положитель­ным, а меланхолик быстро поддается отрицательным эмо­циям страха и тревоги.

Ярко характеризуют указанные типы темперамента обоб­щенные бытовые определения: про холериков говорят, что они эмоционально взрывчаты, про сангвиников, что они отличаются эмоциональной живостью, про флегматиков — эмоционально невыразительны, а меланхоликов считают эмоционально чуткими и ранимыми (Грановская, 2004).

Холерики и сангвиники лучше справляются с задачами, в которых есть место творчеству, флегматики и меланхоли­ки—с задачами, требующими жестко регламентирован­ного выполнения.

Как уже было отмечено, следует иметь в виду, что ука­занная типология темперамента является упрощенной схе­мой, далеко не исчерпывающей возможные особенности темперамента каждого конкретного человека.

Для того, что бы определить тип темперамента, мы пред­лагаем вам воспользоваться следующей методикой Айзенка (Кокс, 1981).

Вам необходимо подсчитать количество совпадений ваших ответов с ключом и отметить результат в приведенной ниже таблице.

Ответы нужно просчитать по двум шкалам «X» и «Y», затем найти точку пересечения. Та область, где находится точка пересечения, и есть ваш темперамент. Например, если по шка­ле X = 10,anoY = 13, то точка пересечения будет лежать в области «Флегматик»; или если точка X = 20, a Y = 3, то точ­ка пересечения будет лежать в области «Холерик».

Источник:
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных
Размер: 3.31 Mb. ; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
http://do.gendocs.ru/docs/index-75547.html?page=4

Стресс в психологии

В современном мире все чаще сталкиваешься с понятием стресса, которое подразумевает волнение, нервное напряжение, неуравновешенное поведение, плохое настроение, уныние и т.д. Ритм жизни постоянно набирает обороты. Каждое новое поколение старается усвоить больше информации, достигнуть высоких результатов в работе, учебе, постоянно пытается выделиться, отличиться, заработать больше денег. Долгое отсутствие отдыха, умственного расслабления ведет к постоянной эмоциональной нагрузке, как следствие стресс.

Понятие стресса в психологии называется напряжением нервной системы, что очень негативно отражается на психо-физическом состоянии человека. Бытует мнение, что 70% всех заболеваний, вплоть до обычной простуды, является последствием стрессов. Постоянное напряжение вызывает быструю утомляемость организма, следовательно, снижает его защитную функцию. Например, уже давно доказана прямая зависимость между нервной утомляемостью и заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Данная информация провоцирует некоторых людей избегать стрессовых ситуаций и всяческих волнений с целью заботы о своем здоровье. Однако, парадоксом является тот факт, что именно такие люди чаще остальных не способны справиться с малейшим эмоциональным раздражителем, а следовательно, чаще болеют.

Встает естественный вопрос, стресс полезен или опасен для нашего здоровья?

В первую очередь, необходимо уточнить, что понятие стресса в психологии не совсем однозначно. Оно может означать различные состояния организма и степень эмоционального напряжения. К тому же у любого нормального человека уровень напряжения регулируется неосознанно, независимо от его желания. Поэтому не каждый сможет усилием воли руководить своим состоянием и контролировать степень напряженности. Для этого необходимо разобраться в причинах, спровоцировавших напряжение и механизме процесса изменения такого состояния.

Прежде всего, состояние напряжения возникает у человека, который не сразу может справиться с поставленной задачей. Это реакция организма на трудности, связанные с недостатком средств для решения поставленной задачи: опыта, навыков, знаний, времени и энергии для совершения необходимых действий. В подобной ситуации организм начинает черпать дополнительную энергию из своих резервов, при этом меняется и физиологическое состояние человека, учащается дыхание, сердцебиение, ускоряется циркуляция крови.

Таким образом, можно определить состояние напряжения как реакцию организма и использование энергетических резервов в трудной ситуации.

Условия, спровоцировавшие состояние напряжения (СН) можно записать формулой: СН = Ц(ИнЭнВн — ИсЭсВс), где Ц – лель, Ин, Эн и Вн – это соответственно информация, энергия и время, необходимые для достижения этой цели, Ис, Эс, Вс – фактическая информация, энергия и время. Таким образом, величина напряжения напрямую зависит от величины поставленной задачи и разницы между требуемыми и имеющимися средствами для ее решения.

По степени возрастания состояние напряжения раздели на 4 стадии. Первая степень напряжения встречается практически на каждом шагу в повседневной жизни. Высшие степени происходят гораздо реже, однако закаленному натренированному организму справиться с ними намного проще.

Таким образом, для того, чтобы справляться с трудностями и не достигать при этом высшей степени напряжения, каждый человек должен рационально распределять свое время и внимание, грамотно организовывать свою деятельность.

Источник:
Стресс в психологии
В современном мире все чаще сталкиваешься с понятием стресса, которое подразумевает волнение, нервное напряжение, неуравновешенное поведение, плохое настроение, уныние и т.д. Ритм жизни постоянно набирает обороты. Каждое новое поколение старается усвоить больше информации, достигнуть высоких результатов в работе, учебе, постоянно пытается выделиться, отличиться, заработать больше денег.
http://www.centr-crm.ru/psichologiya/ponyatie-stressa-v-psichologii.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Реакция женщин разных знаков зодиака на надоедливых ухажеров Кто из молодых красавиц не мечтает о толпе поклонников? Однако… (6)

Если мужчина говорит моя 11 утверждений влюбленного мужчины или как понять, что мужчина влюблен… (5)

Ницше о смысле жизни Биография Ницше ФридрихаБиография Ницше Фридриха. Интересные факты, произведения, цитаты Часто… (4)

Как возбудить мужчину в постели: поцелуи, ласки,… Искусство любви достаточно многогранно и сложно, чтобы постичь его за… (4)

Почему вопрос о смысле жизни по словам философа Почему так получилось, что главный вопрос жизни отодвинут на задний… (3)

COMMENTS