Тревога и тревожность

Как избавиться от тревоги? Чем тревога мешает жить?

Чем тревога мешает жить?

Когда мы тревожимся о чем-то, то, как правило, представляем самый негативный, самый ужасный вариант развития событий. И переживаем его как явно случившийся факт, причем несколько, а иногда бесконечное количество раз.

Люди, у кого не складывается личная жизнь, тревожатся о своем одиноком будущем. Как правило, они не переживают по поводу настоящего, так как видят реальные плюсы в сложившейся ситуации. Но беспокоятся о том, что в будущем ситуация не улучшится, а может даже ухудшиться.

В итоге они зацикливаются на желании встретить любовь, живут в постоянно напряжении и тревоге, ведут себя неестественно и скованно, что сказывается на их взаимоотношениях с мужчинами (женщинами). Чего стоит только постоянная назойливая мысль: «Не может быть все так хорошо. Скоро обязательно что-нибудь случится!» или «Рано или поздно он меня бросит!».

Проходит время, и сбывается тревожно ожидаемое событие, и тогда есть повод сказать: «Я так и знала, что так будет!»

Мы сами своими тревожными мыслями программируем себя на неудачи.

Давайте сначала разберемся, что такое тревога.

Тревога – это напряженное разрушающее эмоциональное состояние человека, который оценивает обстоятельства, в которых он оказался, как неопределенно угрожающие и представляющие негативные для него последствия в будущем. Тревога сопровождается напряжением и дискомфортом, учащением сердцебиения и дыхания, повышением давления, потливостью, тошнотой. Человек ощущает напряжение, нервозность, беспокойство и озабоченность.

Тревога возникает как эмоциональный отклик в ответ на угрозу со стороны внешнего мира и в общем-то способствует самозащите. В этом тревога похожа на страх.

Страх – это эмоциональная реакция на реально существующую опасность. Тревога предупреждает человека о грозящей опасности и необходимости принять меры, предотвращающие или уменьшающие эту опасность.

Но в отличие от страха причины тревоги неопределенны и расплывчаты. То есть тревога – это острое ощущение возможности появления опасности (которой может и не быть) и сильных переживаний, связанных с трудностями преодоления и избегания этой опасности.

Так, студент, который плохо подготовился к экзамену вполне оправданно боится «провала» накануне экзамена, а хорошо подготовленный студент, который четко знает предмет, и в принципе уверен в успешной сдаче, может испытывать перед экзаменом сильную тревогу, и при этом не может сказать точно, что его беспокоит («а вдруг я чего-то не знаю, а вдруг что-то забуду…»). Его тревога не оправданна и часто неадекватна ситуации.

В противоположность страху при тревоге человек испытывает чувство беспомощности перед надвигающейся опасностью.

При этом человек может испытывать тревогу по поводу:

Тревога – это разрушающее эмоциональное состояние. Прокручивая постоянно в голове тревожные мысли, мы снова и снова переживаем часто выдуманные нами негативные события, как случившийся факт, и реагируем на них также. То есть мы придумываем себе стрессовую ситуацию, и многократно ее переживаем.

Естественно, на это мы затрачиваем огромное количество своей психической энергии, что влияет на общий уровень нашей энергетики и личной эффективности. Без сомнения тревога разрушительно влияет на наше здоровье.

Высокотревожные люди обычно мнительны, не уверенны в себе и нерешительны, ранимы, обидчивы, высоко требовательны к себе, болезненно реагируют на критику, сильно боятся любой неудачи, а значит, ограничивают реализацию своего потенциала. Из-за страха неудач не делают многое, что могли бы сделать.

Нам кажется, что тревожась, мы можем предотвратить несчастье. Но это не так. Тревога еще никому в этом не помогла. Более того, мы притягиваем ожидаемые неприятные ситуации своими тревожными мыслями.

Нам кажется, что мы предупреждая об опасности, можем «соломку подстелить». Но это не так. Подобные послания фактически являются неосознанным «родительским проклятьем» и провокацией. После того, как оно сбывается, у родителей всегда есть повод сказать: «Я тебе говорила, надо быть осторожнее!».

Когда муж или ребенок задерживаются, сотни ужасных картин проносятся у нас в голове. Но почему нам не приходит в голову, что сыну может быть так хорошо в компании друзей, что он не заметил, сколько сейчас времени? Редко кто в такой ситуации думает о хорошем.

Также, рисуя в голове неприятные картинки, мы программируем на несчастья и себя. Если вы постоянно ждете, что что-то случится, Вы приближаете к себе это событие. Тревога парализует нас, не дает действовать, чтобы действительно справиться с опасной ситуацией.

Более того, своей тревогой мы ухудшаем и даже разрушаем свои отношения с близкими. Никому не нравится выслушивать ваши постоянные опасения и негативные программы.

Кроме того, стремясь обезопасить себя и близких, мы усиливаем контроль над ними. Мы постоянно звоним близким и проверяем, где они и что делают, и требуем, чтобы они нам тоже часто звонили. Тревожная и ревнивая жена проверяет телефон, карманы и почту мужа. Тревожные родители читают письма и дневники детей, проверяют их сумки и карманы. Наше контролирующее поведение, постоянные проверки вызывают протест у близких. На фоне тревоги растет напряжение в отношениях и накаляется атмосфера в доме.

Высокий уровень тревоги наблюдается во всех дисфункциональных семьях. Это семьи, где кто-то имеет какую-то зависимость: от алкоголя, наркотиков, игры, секса. Это семьи, где муж — маменькин сынок или бабник. При этом у других членов семьи (созависимых) высокий уровень тревоги и, как следствие, контролирующее поведение, которое усиливает зависимость зависимого. Получается замкнутый круг.

Мы не можем просто взять и перестать тревожиться. Мы не можем выбросить тревожные мысли из головы или не обращать на них внимание. И к этому не нужно стремиться. Не стоит подавлять в себе тревогу, важно, наоборот, признать ее наличие.

Кто-то пытается глушить тревогу алкоголем или сигаретами. Но это дает лишь кратковременный эффект. Курение не уменьшает, а наоборот, повышает уровень тревоги.

Как же остановиться? Как перестать тревожиться или хотя бы снизить уровень тревоги о себе и близких?

Хорошая новость заключается в том, что уровень тревоги можно значительно снизить.

На моем вебинаре «Прощай, тревога» вы проработаете причины своей тревоги, в том числе и родовые, сможете снизить уровень тревоги, узнаете «секретные» приемы, как перестать беспокоиться о близких и о своем будущем.

Тревожность и тревога – это разные понятия. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека переживать сильную тревогу по любому малозначительному поводу.

Чарльз Спилбергер выделил два вида тревожности: личностную и ситуативную (реактивную).

Личностная тревожность – это черта личности, склонной переживать тревогу по незначительным поводам, в том числе и мнимым. Человек при этом испытывает настороженность и подавленность, постоянную угрозу со стороны внешнего мира, который представляется ему враждебным и опасным, и готовность к отражению угрозы.

Склонность к таким переживаниям закрепляется при формировании характера и приводит к пессимизму и заниженной самооценке. Причем, высокотревожные люди чувствует угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в огромном диапазоне ситуаций по малейшему поводу и реагируют на угрозу высоким напряжением, неадекватным ситуации по интенсивности и длительности.

Определив свой уровень тревожности, помните, что это не приговор: его можно значительно снизить с помощью специальных упражнений.

На моем вебинаре «Прощай, тревога» вы проработаете причины своей тревоги, в том числе и родовые, сможете снизить уровень тревоги, узнаете «секретные» приемы, как перестать беспокоиться о близких и о своем будущем.

Снимайте стресс с помощью медитации «Релаксация» — научитесь расслабляться, успокаиваться и быстро снимать стресс!

Тревога и тревожность

Тревога и тревожность — общепсихологические представления

Хотя практикующие психологи в повседневном профессиональном общении употребляют слова «тревога» и «тревожность» как синонимы, для психологической науки эти понятия неравнозначны. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя еще полвека назад это различие было неочевидным. Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии (Левитов Н. Д., 1969; Прихожан А. М., 1977,1998; Спилбергер Ч. Д., 1983; Ханин Ю. Л., 1976; Хекхаузен X., 1986 и др.), и позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства.

В самом общем смысле, согласно «Краткому психологическому словарю», тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Конкретизация этого определения позволяет рассматривать тревогу как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий (Спилбергер Ч. Д., 1983). Состояние тревоги возникает тогда, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе элементы потенциальной или актуальной угрозы, опасности, вреда.

Понятие тревоги было введено в психологию 3. Фрейдом, который разводил страх как таковой, конкретный страх (нем. Furcht) и неопределенный, безотчетный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (нем. Angst). В философии подобное разграничение было предложено С. Кьеркегором, и в настоящее время чрезвычайно актуально в философско-психологической системе экзистенциализма (Мэй Р., 2001; Тиллих П., 1995 и др.). Дифференциация тревоги и страха по принципу, предложенному 3. Фрейдом, поддерживается и многими современными исследователями. Считается, что, в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх (Спилбергер Ч. Д., 1983; Левитов Н. Д., 1969 и др.).

Согласно другой точке зрения, страх — это реакция на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь человека (витальная угроза), его физическая целостность и т. п., в то время как тревога представляет собой переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представления о себе, положение в обществе. В этом случае тревога рассматривается как эмоциональное состояние, связанное с возможностью фрустрации социальных потребностей (Северный А. А., Толстых Н. Н., 1999).

Аналогичная позиция представлена в теории дифференциальных эмоций К. Изарда: состояние тревоги состоит из доминирующей эмоции страха, взаимодействующей с другими базовыми социально-опосредуемыми эмоциями (Изард К., 1999).

Оригинальное представление о сущности тревоги и страха предложено экзистенциальной психологией и философией. В экзистенциализме тревога понимается как результат осознания и переживания того, что все имеет преходящий характер, скрытого осознания нашей неизбежной конечности. В силу этого она естественна и неустранима, в то время как страх вызывается более или менее идентифицируемыми индивидом стимулами (объектами, событиями, мыслями, воспоминаниями) и вследствие этого более подконтролен ему. При этом подчеркивается, что тревожиться может только человек как наделенное самосознанием существо (Мэй Р., 2001; Тиллих П., 1995 и др).

Соответственно, тревога — это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, определяющий интерпретации событий и предвосхищение сценариев их развития и т. д.). Тревога выполняет несколько важнейших функций: предупреждает человека о возможной опасности и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности на основе активного исследования окружающей действительности.

Следует отметить, что, хотя на уровне субъективного переживания тревога скорее является негативным состоянием, ее воздействие на поведение и деятельность человека неоднозначно. Именно тревога иногда становится фактором мобилизации потенциальных возможностей. Неслучайно в концепции Г. Селье тревога анализируется как первая фаза общего адаптационного синдрома (Селье Г., 1992). А само слово «тревога», появившееся в русском языке около трехсот лет назад, изначально означало «знак к битве».

В связи с этим в психологии выделяют два вида тревоги: мобилизующую и расслабляющую. Мобилизующая тревога дает дополнительный импульс к деятельности, в то время как расслабляющая снижает ее эффективность вплоть до полного прекращения (Левитов Н. Д., 1969; Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2001).

Вопрос о том, какой вид тревоги будет чаще испытывать человек, во многом решается в детстве; важную роль здесь играет стиль взаимодействия ребенка со значимыми другими. Причины склонности испытывать расслабляющую тревогу исследователи видят прежде всего в формировании у ребенка так называемой «выученной беспомощности», которая, закрепившись, резко снижает эффективность учебной деятельности (Гошек В., 1983; Рейковский Я., 1974; Ротенберг В. С, Бондаренко С. М., 1988). Второй фактор, определяющий характер «тревожного опосредования» деятельности, — это интенсивность данного психического состояния.

Исследованиями показано, что состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается человек. Ф. Б. Березин, анализируя «яркость» переживания тревоги, выделил в нем шесть уровней, объединив их названием «явления тревожного ряда».

Тревоге наименьшей интенсивности соответствует ощущение внутренней напряженности, выражающееся в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Оно не несет в себе признаков угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.

На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяется или дополняется гиперестезическими реакциями, благодаря которым ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрицательную эмоциональную окраску (на этом основана раздражительность, которая, по сути, представляет собой недифференцированное реагирование).

Третий уровень — собственно тревога — проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности, которое может перерасти в страх (четвертый уровень) — состояние, возникающее при нарастании тревоги и проявляющееся в опредмечивании неопределенной опасности. При этом объекты, идентифицированные как «пугающие», необязательно отражают реальную причину тревоги.

Пятый уровень назван ощущением неотвратимости надвигающейся катастрофы. Оно возникает в результате нарастания тревоги и переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, что связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги.

Наиболее интенсивное проявление тревоги (шестой уровень) — тревожно-боязливое возбуждение — выражается в потребности в двигательной разрядке, поиске помощи, что максимально дезорганизует поведение человека (Березин Ф. Б., 1988).

Существует несколько точек зрения на взаимосвязь интенсивности переживания тревоги и эффективности опосредуемой им деятельности (Морган У. П., Эликсон К. А., 1990).

Согласно теории перевернутого U, опирающейся на известный закон Йеркса—Додсона, тревога до определенной степени может стимулировать деятельность, но, преодолев рубеж «зоны оптимального функционирования» индивида, начинает производить расслабляющий эффект (Ханин Ю. Л., 1976; рис. 1).

Пороговая теория утверждает, что у каждого индивида существует свой порог возбуждения, за которым эффективность деятельности резко (дискретно) падает (Карольчак-Бернацка Б. Б., 1983; рис. 2).

Рис. 1. Закон Йеркса-додсона

Рис. 2. Пороговая теория

Очевидно, что обобщающим моментом этих теорий выступает представление о том, что деорганизующим эффектом обладает интенсивная тревога. Для практикующих психологов именно она представляет наибольший интерес, поскольку этот вид тревоги, в субъективном опыте клиентов, является «проблемным». Ниже мы постараемся охарактеризовать расслабляющую тревогу.

Состояние расслабляющей тревоги, как и любое другое психическое состояние, находит свое выражение на разных уровнях человеческой организации (физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом).

На физиологическом уровне тревога проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, появлении сухости во рту, слабости в ногах и т. д.

Эмоциональный уровень характеризуется переживанием беспомощности, бессилия, незащищенности, амбивалентностью чувств, порождающей затруднения в принятии решений и целеполагании (когнитивный уровень).

Наибольшее разнообразие встречается среди поведенческих проявлений тревоги — бесцельное хождение по помещению, грызение ногтей, качание на стуле, стук пальцами по столу, теребление волос, кручение в руках разных предметов и т. д.

Очевидно, что тревога, оказывающая дезорганизующее влияние на деятельность, — это крайне неблагоприятное для человека состояние, требующее преодоления или трансформации. Совладание с этим состоянием возможно следующими путями (Астапов В. М., 1992):

  • преодоление состояния за счет надситуативной активности в (потенциально) опасной ситуации;
  • трансформация состояния в определенное поведение (уклонение, сопротивление, ступор);
  • вытеснение состояния тревоги с помощью психологических защит.

Итак, состояние тревоги возникает как функция (потенциально) опасной ситуации и личностных особенностей человека, связанных с ее интерпретацией. В этой связи особого внимания заслуживает невротическая тревога — тревога, формирующаяся на основе внутриличностных противоречий (например, из-за завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и т. д.). Она может привести к неадекватному представлению о существовании угрозы для личности со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и т. д., и таким образом, по сути, нивелирует значение ситуации в развитии состояния тревоги. Формирование у человека невротической тревоги является признаком невротизации личности и требует психотерапевтической помощи (Ясперс К., 2001).

В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги («Краткий психологический словарь», 1985).

Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности (Спилбергер Ч. Д., 1983; Ханин Ю. Л., 1976).

В этом статусе тревожность впервые была описана 3. Фрейдом (1925), который для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги».

В отечественной психологии тревожность также традиционно рассматривалась как проявление неблагополучия («Краткий психологический словарь», 1985), вызванное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие перенесенной психической травмы.

В настоящее время отношение к явлению тревожности в российской психологии существенно изменилось, и мнения относительно этой личностной особенности становятся менее однозначными и категоричными. Современный подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не следует рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.

К настоящему времени тревожность изучается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидное, и как личностное свойство человека.

Первая точка зрения принадлежит В. С. Мерлину и его последователям, которые анализируют тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов (Мерлин В. С, 1964; Белоус В.В., 1967), то есть как психодинамическое свойство темперамента.

Трактовка тревожности как личностного свойства во многом опирается на идеи психоаналитиков «новой волны» (К. Хорни, Г. Салливана и др.), согласно которым она является следствием фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения (Прихожан А. М., 1998 и др.).

Соответственно, к настоящему моменту механизмы формирования тревожности остаются неопределенными, и проблема обращения к этому психическому свойству в практике психологической помощи во многом сводится к тому, является ли она врожденной, генетически обусловленной чертой, или складывается под влиянием различных жизненных обстоятельств. Попытку примирить эти, в сущности, противоположные позиции предприняла А. М. Прихожан, описавшая два типа тревожности (1977):

  • беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами;
  • тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения.

При этом первый вариант тревожности обусловлен особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма, и является врожденным, в то время как второй связан с особенностями формирования личности в течение жизни.

В целом, можно отметить, что, вероятнее всего, у одних людей существуют генетически обусловленные предпосылки к формированию тревожности, в то время как у других данное психическое свойство является приобретенном в индивидуальном жизненном опыте.

Исследования А. М. Прихожан (2001) показали, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности.

Открытая тревожность — сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:

  • как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;
  • регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;
  • культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте).

Скрытая тревожность — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т. д.); неадекватное спокойствие (реакции по принципу «У меня все в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается); уход от ситуации.

Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно.

Специфическая особенность тревожности как личностного свойства заключается в том, что она имеет собственную побудительную силу. Возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга» (Прихожан А. М., 1998; см. рис. 3).

Расшифровать механизм «замкнутого психологического круга» можно следующим образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективно неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком.

Рис. 3. Механизм «замкнутого психологического круга»

Учитывая обнаруженную В. А. Бакеевым. (1974) прямую взаимосвязь между тревожностью и внушаемостью личности, можно предположить, что последняя приводит к усилению и укреплению «замкнутого психологического круга», констеллирующего тревожность. Анализ механизма «замкнутого психологического круга» позволяет отметить, что тревожность зачастую подкрепляется той ситуацией, в которой она однажды возникла. В последнее время в экспериментальных исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте, сколько на особенностях ситуации и взаимодействия личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций (Ханин Ю. Л., 1980; Костина Л. М., 2002 и др.).

Согласно «Краткому психологическому словарю» (1985), ситуация представляет собой систему внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Она предъявляет к человеку определенные требования, реализация которых создает предпосылки к ее преобразованию или преодолению. Тревожность могут вызывать только те ситуации, которые личностно значимы для субъекта, соответствуют его актуальным потребностям. При этом возникшая тревожность может как оказывать мобилизующий эффект, так и вызывать дезорганизацию поведения в рамках данной ситуации по принципу «выученной беспомощности» (Шапкин С. А., 1997).

Таким образом, тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. Несмотря на то что существование феномена тревожности у практикующих психологов (да и не только) не вызывает сомнений, ее проявления в поведении проследить довольно сложно. Это связано с тем, что тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, таких как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат «выученной беспомощности», ложная гиперактивность, уход в болезнь и т. д. (Прихожан А. М., 2001).

Подводя итог анализу результатов исследований, посвященных проблемам тревоги и тревожности, можно отметить следующие существенные моменты.

Исходя из общетеоретических представлений о сущности тревоги как психического состояния и тревожности как психического свойства далее мы подробно рассмотрим специфику тревожности в детском возрасте и ее особое проявление — школьную тревожность.

Тревога и тревожность

Словарное определение тревоги в психологии – это переживание эмоционального дискомфорта связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Более расширено тревогу можно определить как экзистенциональный страх, одну из благотворных сил, дающих возможность человеку перейти из повседневного бытия в экзистенциональный план, в мир свободной воли.

Трево­га – реакция на грозящую опасность, ре­альную или воображаемую, эмоциональ­ное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределен­ным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность, в отличии от тревоги — индивидуальная психо­логическая особенность, состоящая в по­вышенной склонности испытывать беспо­койство в различных жизненных ситуаци­ях, в том числе и тех, объективные харак­теристики которых к этому не предраспо­лагают.

Тревожность, по мнению Анны Михайловны Прихожан, известнейшего исследователя тревоги и тревожности — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. А.М. Прихожан рассматривает тревожность как эмоционально-личностное образование, имеющее когнитивный (мышление, память, восприятие), эмоциональный и операциональный (поведение) аспекты. Тревожность характеризуется чувством тревоги, находящимся в одном ряду предвосхищающих эмоций, таких, как страх и надежда. Различают эмоциональное состояние тревожности и тревожность – эмоциональную устойчивую черту, индивидуальную особенность, проявляющуюся как склонность к интенсивным и частым переживаниям состояния тревоги.

Ощущается тревожность напряжением, озабоченностью, беспокойством, нервозностью и переживается как неопределенность, беспомощность, бессилие, незащищенность, одиночество, грозящая неудача, невозможность принятия решения и т.п. Тревожность сопровождается усилением частоты сердечных сокращений, увеличением циркуляции крови, повышением артериального давления, увеличением общей возбудимости, снижением порогов чувствительности, приобретением негативной эмоциональной окраски нейтральными ранее стимулами.

Тревожность как личностная черта подразделяется на тревожность специфическую (как пример: тестовая или межличностная) и генерализованная (общая) меняющая свои объекты с изменением их значимости для человека.

Следует различать тревогу и страх. Согласно одному подходу страх – реакция на реальную, конкретную опасность, тревога – чувство, вызванное смутной, неопределенной безобъектной угрозой, преимущественно воображаемого характера. В другом подходе страх и тревожность различаются как переживания угроз витального и социального характера соответственно. Есть третий подход, в котором страх – фундаментальная эмоция, а тревога – производная от страха, комбинированная с другими базовыми эмоциями.

Источниками устойчивой тревоги, по мнению А.М. Прихожан, могут служить не только внешняя длительная стрессовая ситуация и внутренний психологический или физиологический источник, но и сочетание внешнего и внутреннего источника стресса с его субъективной оценкой. Состояние страха – тревоги может быть рассмотрено как "психологический эквивалент любого конфликта". Конфликт в этом случае определяется как противоречие между оценкой человеком ситуацией как угрожающей и отсутствием средств, чтобы ее преодолеть (избежать).

Иногда тревожность рассматривается как результат внутреннего конфликта. Первым такому подходу следовал З. Фрейд. Он видел внутренний конфликт как противоречие между психическими структурами невротического характера, одной стороной которого является бессознательное. В бессознательное вытесняются либидозные (огрубляя, сексуальные) инстинкты. Тревожность вызывает связанный с защитой вытеснения аффект (сильную эмоциональную реакцию).

В отечественной психологии тревожность как проявление внутреннего конфликта рассматривал В.Н. Мясищев. Для него внутренний конфликт представлял собой особое сочетание субъективных и объективных факторов, нарушающих значимые отношения личности, сопровождающихся устойчивым переживанием эмоционального напряжения. Интенсивность этого переживания (по сути, переживание тревоги) зависит от личной субъективной значимости нарушаемых отношений. Особую роль играют противоречия между наличествующими личными возможностями и требованиями действительности. Для профилактики и преодоления тревожности П.В. Симонов предлагал уделять внимание не коррекции требований или переоценке (переинтерпретации) ситуации, а обеспечению "Вооруженности". Проблемы по Симонову надо решать ибо длительное сохранение внутриличностного конфликта приводит к сохранению и усилению тревожности.

Д.С.МакКлеланд связывал тревогу с внутренним конфликтом самооценочного типа и ставил ее в зависимость от гармоничности представления о себе. Наличие противоречий в образе "Я", дисгармоничных представлений о себе, приводит к снижению "силы Я", к фрустрации и, как следствие, к переживанию тревоги.

Ряд исследований был посвящен психологическим образованиям, в которые тревога входит как составляющая. В частности, исследовалось такое явление как "эффект неадекватности", возникающий из-за конфликта самооценки и уровня притязаний.

Великий Фриц (позже Фредерик) Перлз рассматривал тревогу как порождение конфликта постоянных двух тенденций в развитии личности: тенденции к актуализации "я-концепции" и самоактуализации. Тенденция к самоактуализации стремление человеком стать тем, что он есть, а в стремлении актуализировать "я-концепцию" человек стремиться стать некоторым оторванным от реальности идеалом.

Источники:
Как избавиться от тревоги? Чем тревога мешает жить?
Тревога и тревожность. Что такое тревога? Чем тревога отличается от страха? Чем мешает тревога? Как избавиться от тревоги? Как определить уровень тревоги? Женский журнал Центра психологической поддержки бизнеса и семьи "5 Да!". Психологические тренинги. Женские тренинги: Секреты женского успеха. Отношения мужчины и женщины. Тренинги личностного роста. Тренинги отношений. Тренинги развития навыков. Бизнес-тренинги.
http://www.5da.ru/trevoga1.html
Тревога и тревожность
Хотя практикующие психологи в повседневном профессиональном общении употребляют слова «тревога» и «тревожность» как синонимы, для психологической науки эти понятия неравнозначны
http://5psy.ru/obrazovanie/trevoga-i-trevojnost.html
Тревога и тревожность
Словарное определение тревоги в психологии – это переживание эмоционального дискомфорта связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Более расширено тревогу можно
http://www.b17.ru/article/trevoga_trevojnost_obzor/

(Visited 21 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как стать пошлой в общении Как стать раскрепощенной в общении: 5 советов Кто-то с легкостью… (2)

Приветствие на сайте знакомств Прикольные статусы для сайта знакомств. Самые лучшие статусы для сайта… (2)

Управление эмоциями упражнения Управление эмоциями, технология, упражнения Эмоции – это один из основных… (2)

Со скольки лет можно увеличить губы Можно ли увеличивать губы детям? Чтобы оставлять сообщения вы должны… (2)

Мужской салон красоты Барбершоп В ПорядкеПарикмахерская исключительно для мужчин в самом центре Екатеринбурга!… (2)

COMMENTS